центрацни марганца в клетках крови не обнаружено. При сопоставлепнн количества марганца в этой фракции крови у обследованных обеих групп обращало на себя внимание то, что у студентов-спортсменов весной и летом уровень марганца был достоверно выше, чем в контроле, соответственно на 46 и 88 % (р<0,01).
Концентрация гемоглобина в крови тренированных и нетренированных мужчин в осенне-зимний период была примерно одинаковой.
В последующие месяцы (весной к летом) у спортсменов уровень гемоглобина оказался существенно выше, чем в контроле, вследствие относительно стабильного содержания его в крови на всех этапах исследования и заметной тенденции к снижению его количества в контрольной группе весной и летом относительно показателен исходного периода.
Изучение содержания общего белка в сыворотке крови ! показало, что у спортсменов оно достоверно изменялось I зимой на 9%, весной на 12% и летом на 11 % по сравнению с исходным уровнем, в то время как у нетренированных студентов этот показатель в течение года оставался I практически одинаковым.
Поскольку микроэлементы в организме тесно связаны ( с белками, можно предположить, чго снижение концентрации общего белка в сыворотке крови у спортсменов обу-I словлено не только его потерями вследствие распада ме-таллобелковых комплексов в процессе тренировки и сорев-I нований, но и расходами для синтеза новых металлобел-ковых соединений.
Особый интерес, на наш взгляд, представляют изменения годичной динамики некоторых показателей иммунологической реактивности организма. В исходный период изучаемые показатели иммунной защиты у спортсменов и нетренированных мужчин существенно не различались. Зимой в 1-й группе обследуемых наблюдалось резкое увеличение (на 360 %) титра антител и комплемента сыворотки крови (на 41 %) по сравнению с этими показателями осенью. За тот же период в контрольной группе увеличение показателей составило 94 и 10 %. т. е. оно было в 4 раза меньше. Нетрудно заметить, что, несмотря на высокую интенсивность тренировочных занятий в соревновательный период и большую психическую нагрузку во время экзаменационной сессии у студентов-спортсменов величины титра антител и уровня комплемента сыворотки в зимние месяцы значительно превышали таковые в контроле (соответственно на 49 н 22 %). Весной и летом титр антител существенно снижался в обеих группах, а уровень комплемента имел тенденцию к снижению лишь в летние месяцы.
Изменения количества лнзоцнма в сыворотке крови заметно отличались от динамики других изучаемых показателей иммунитета. Наибольшие значения содержания лн-зоцима наблюдались в осенние месяцы. Зимой, весной и летом отмечалось постепенное снижение уровня лизо-цима, в 1-й группе соответственно на 28, 62 и 72 %, а во 2-й — на 57, 65 и 72 %. Аналогичные сезонные сдвиги этого показателя неспецнфнчсского иммунитета зафиксированы нами в предыдущих исследованиях у курсантов военного
училища. Примечательно, что снижение уровня лизоцима зимой у спортсменов оказалось в 2 раза меньше, чем в контроле. Совершенно очевидно, что спортивная тренировка на фоне обогащения рационов питания микроэлементами в сочетании с другими биологически активными веществами оказывала определенное положительное влияние на защитные силы организма. Существенное снижение изучаемых показателей иммунитета в весенне-летние месяцы у всех студентов обусловлено, по-видимому, отрицательным воздействием на иммуногенез ультрафиолетовых лучей в это время года [2]. £
При сопоставлении уровня физической работоспособности у самбистов и студентов, не занимающихся спортом, удалось установить, что на всех этапах исследования индекс, гарвардского степ-теста в 1-й группе был значительно выше, чем во 2-й. В исходный период эта разница составила 26%. зимой 27%, весной — 35% и летом — 36%. Отмеченные различия, безусловно, связаны с более высокими функциональными возможностями тренированного организма. Заметные различия между группами проявились и в годичной динамике физической работоспособности. Если у студентов, не занимающихся спортом, индекс гарвардского степ-теста в течение года фактически не изменялся, то у самбистов наблюдалось достоверное увеличение его весной ((на 12%) и летом (на 10%). Было бы вполне логичным ожидать снижения физической работоспособности у спортсменов в переходный период тренировки, когда мышечные нагрузки значительно сокращаются. Однако этого не произошло. Следовательно, можно предположить, что повышение физической работоспособности у студентов-спортсменов в весенне-летний периад обусловлено активизацией функций некоторых систем Организма в период восстановления после напряженного спортивного сезона на фоне положительного воздействия приема микроэлементов в сочетании с аскорбиновой кислотой.
Литература
1. Лулик И. В.Ц Теор. и практ. физ. культуры.— 1973.— № 8. — С. 27—29.
2. Боголюбов В. М. // Там же. — 1986. — Ks 9. — С. 18— 20.
3. Насолодин В. В. //Там же. — 1983. — № 5. — С. 5—17.
4. Насолодин В. В. //Вопр. питания.— 1984.— №6.— С. 33—38.
5. Насолодин В. В.// Гиг. и сан. — 1985. — № 12.— С. 21— 24- ^
6. Насолодин В В., Русин В. Я- II Вопр. питания.— 198(Щ: № 6. — С. 9—13.
7. Насолодин В. В., Русин В. Я.. Воробьев В. А. // Там же. — 1987. — № 4. — С. 37—39.
8. Русин В. Я., Кудрявцев Н. А., Насолодин В. В. // Физиология человека. — 1977. — № 2. — С. 336—342.
9. Русин В. Я- Насолодин В. В.. Воробьев В. А. // Вопр. питания. — 1980. — № 4, —С. 15—19.
Поступила IG.03.88
УДК 371.73:612.76-053.5
Н. Т. Лебедева
ПРИМЕРНЫЙ СУТОЧНЫЙ НАБОР ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ
ДЕТЕЙ 6—9 ЛЕТ
Минский медицинский институт
Современное научное понятие «здоровье», включающее в себя не только отсутствие заболеваний, но и соответствующий возрасту уровень развития всех физиологических систем, легкую адаптацию к меняющимся условиям среды, высокую работоспособность [3, 4], предполагает постоянное совершенствование растущего организма. Мощное
разностороннее физиологическое действие оказывают физические упражнения. Однако их специфика, доза, интенсивность для здоровых детей не должны совпадать ни с лечебными, ни со спортивными.
На основании литературных данных [1, 5, 6, 9—12], а также результатов исследований, выполненных в Минском
медицинском институте [2, 7, 8], составлена и внедрена в школах Минска оригинальная программа физического воспитания для начальной школы. Программа включает: ежедневное применение малых форм физического воспитания (гимнастика перед уроками, физкультминутки на уроках, подвижная перемена, подвижные игры на прогулках) и 2 урока физической культуры в неделю. Общее время двигательной активности в дни без урока физкультуры 2 ч 50 мин, с уроком физкультуры 3 ч 25 мин.
Отличия нашей программы от общепринятой следующие:
1. Преемственность содержания различных форм физического воспитания (вводной гимнастики, динамической перемены, урока физической культуры, прогулок). Использование для предварительной подготовки к освоению нового материала и закрепления пройденного на уроках физкультуры до '/з времени вводной гимнастики, динамической подвижной перемены, прогулки. Такой подход позволяет без увеличения затрат времени вести работу по предварительной подготовке к обучению тому или иному двигательному действию и закреплению двигательных навыков непосредственно в школе.
2. Попытка осуществления дифференцированного подхода к физическому воспитанию, начиная с 6 лет (по разделам: лыжи, бег, плавание).
3. Введение обучения детей 6—7 лет на уроках физкультуры плаванию, элементам спортивных игр.
4. Ориентация на уровень функциональных возможностей организма школьников I—II группы здоровья.
5. Реализация программы в рамках специально разработанного режима дня с ежечасным неравномерным использованием движений.
Исследованы одни и те же дети в возрасте 6—9 лет, у которых 2 раза в год определяли 27 показателей, характеризующих морфофункциональное развитие, двигательные качества, заболеваемость.
Сравнение данных, полученных у детей экспериментальных групп, с аналогичными признаками у детей контрольной группы выявили существенные преимущества оздоровительного воздействия разработанной программы. На 1-м году обучения сохранилась или улучшилась группа здоровья в 91 % случаев против 79 % в контроле. В 2,2 раза снизилась заболеваемость детей, в 5,7 раза уменьшилось число часто болеющих. Наблюдения 2—4-го года обучения подтвердили положительную динамику показателей здоровья: увеличилось число детей, отнесенных к I группе здоровья на 5,8 %, уменьшилась в 1,2—1,3 раза заболеваемость, возросли уровень умственной работоспособности и успеваемость. Экономический эффект от применения экспериментальной программы за 4 года составил 376,5 руб. на I ребенка.
Межгрупповой и индивидуальный анализы позволили выделить «модельных» детей, т. е. детей с оптимальным сочетанием изучаемых признаков. К ним относились школьники I группы здоровья, достигшие гармоничного развития, биологической, моторной, школьной зрелости, физической подготовленности в соответствии с метрическим возрастом, владеющими к моменту поступления в школу 2 из 4 умений (плаванием, передвижением на лыжах, коньках, двухколесном велосипеде).
Для каждой возрастно-половой группы, т. е. детей 1— 4-го класса, а также отдельно для девочек и мальчиков рассчитаны конкретные показатели морфофункциональных признаков: биологическая зрелость, работоспособность умственная и физическая, физическое развитие, заболеваемость, физическая подготозленность и двигательные уме-нШ— всего 34 признака. Количественные и качественные п*а метры «модельных» — оптимально развитых детей характеризуют достижения определенного уровня развития, обеспечивающего совершенствование организма, его гармоничность.
Ретроспективный анализ позволил проследить получаемые «модельными» детьми физические нагрузки на каждый год, установить значимость каждой из физических нагрузок, составить набор движении для ежедневного использования. Перечень ежедневных движений сгруппиро-
Примерный суточный набор движений для детей 6 лет
Формируемые качества Набор движений Девочки Мальчики
Выносли- Напрерывный
вость бег — ходьба, м1 Передвижение на 300—1000 500—1200
лыжах, м 500—1000 1000—1500
Езда на велосипе-
де, м 1000 1500
Плазанне— кроль
на спине, м 20 20
Сила Подтягивание на низкой перекладине нз виса ле-
жа 4—6 раз 5—7 раз
Поднимание сог-
нутых ног в ви-
се 4—6 » 5—6 »
Попеременное дви-
жение ногами
вверх — вниз в
положении упор
сидя 14—15 » 15—16 «
Поднимание пря-
мых ног лежа
на спине 5—6 » 6—8 »
Ловкость Прыжки через скакалку (в ми-
нуту) 40—60 » 40—60 »
Круговые, попере-
менные, разно-
именные движе-
ния рук По 10 раз каждого вида
Подбрасывание и
ловля мяча раз-
ными руками 10 раз 10 раз
Вращение указа-
тельных и дру-
гих пальцев
друг около дру-
га" 4—5 » 4—5 »
Гибкость Рывковые движе-
ния рук (раз) 10 » 10 »
Наклоны 3 раза в
день по 5—6 » 5—6 »
Приседания и
вставания из
стойки ноги
врозь не сдви-
гая ступни 5—6 » 5—6 »
Локомоции, число
шагов в тыс 10—12 12—14
Энергозатраты на
движения, ккал 1200 1300
1 В суточный набор включается один из видов движе ний, направленных на формирование выносливости.
ван по признаку формирования физических качеств: ско-ростно-силовых, выносливости, ловкости, гибкости.
Рекомендуемые примерным суточным набором движения (см. таблицу) в отдельные дни могут быть заменены плаванием, играми с мячом, катанием на велосипеде,
коньках, лыжах, оказывающими стимулирующее воздействие на 'формирование почти всех двигательных качеств. Длительность их выполнения должна обеспечить расход около половины суточных энергозатрат, что составляет 900—1500 ккал для девочек и 1000—1700 ккал для мальчиков. Ориентировочные затраты за час составляют: плавание — 700—800 ккал; игры с мячом — 600—900 ккал; лыжи — 700—1000 ккал. Следовательно, замена суточного набора движений обеспечивается 1,5 ч ходьбы на лыжах или 2—2,5 ч катанием на велосипеде, игры с мячом. Вместе с тем замена одних движений другими не может полностью компенсировать рекомендуемый суточный набор. Поэтому необходимо использовать дополнительные упражнения за счет комплекса утренней гимнастики, подвижной (динамической) перемены, прогулки,
При составлении набора движений учтены не только перечень, кратность выполнения, но и интенсивность. Не менее 'А—/з из них должны выполняться при нагрузке, вызывающей увеличение частоты сердечных сокращений до 140—160 в минуту. Целесообразно также ежедневно в течение 5—15 мин выполнять упражнения, повышающие ЧСС до 160—180 в минуту.
Суточное число локомоций у «модельных» детей младшего школьного возраста колеблется для девочек от 10 до 18 тыс., а для мальчиков от 12 до 19 тыс.
По нашему мнению, использование суточного набора движений позволяет управлять двигательным поведением, формировать культуру движений, укреплять здоровье школьников.
Литература
1. Абросимова Л. И. //Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. — М„ 1980.— С. 7—15.
2. Глейзеров В. И. Гигиеническая характеристика двигательного режима учащихся младших классов сельских школ: Автореф. дне.... канд. мед. наук. — Минск, 1981.
3. Г ромбах С. М. // Гигиена детей и подростков. — М., 1965, —С. 5—29.
4. Г ромбах С. М. II Вопросы охраны материнства и детства. — М„ 1973. —С. 3—7.
5. Карманова Л. В. Содержание и методики ежедневных физкультурных занятий на воздухе и их роль в физиг ческом воспитании детей старшего дошкольного вей? раста: Автореф. дне.... канд. пед. наук. — Минск, 1975.
6. Кольцова М. Л/. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.
7. Лабодаева Ж■ П. Гигиеническая характеристика общей двигательной активности детей с ожирением: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — Минск, 1975.
8. Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Дис.... д-ра мед. наук. — Минск, 1973.
9. Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. — М., 1952.
10. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. — М.. 1975.
11. Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковский, Г. И. Осокиной. — М.. 1980.
12. Юрко Г. П.. Спирина В. П. и др. Физическое восшщг-ние детей раннего и дошкольного возраста.—Ж, 1978.
Поступила 22.12.87
УДК 614.37:685.316.31.9
Т. С. Утту, Т. Т. Фомина, С. А. Полиевский, О. В. Кайсина,
В. В. Горбунов
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СПОРТИВНОЙ ОБУВИ
Институт физической культуры, Москва
В настоящее время в связи с широким использованием в изготовлении спортивной обувн искусственных и синтетических материалов особое внимание уделяется проблеме создания комфортного микроклимата внутрнобувного пространства. Применяемые обувные материалы должны обеспечивать на приемлемом уровне температуру и влажность внутри обуви, а также не оказывать токсического воздействия на человека.
В настоящей работе исследованы гигиенические свойства натуральных и синтетических материалов как отечественных, так и зарубежных, из которых изготавливают кроссовую обувь, предназначенную для тренировок, разминок, бега, а также активного отдыха.
В качестве комплексных показателей гигиенических свойств материалов служили теплофизнческие характеристики при переменном влагосодержании, отражающие процесс теплообмена между стопой и окружающей средой через систему заготовки верха с учетом изменения ее вла-госодержания в ходе эксплуатации обувн.
Для приближения условий эксперимента к реальным увлажнение материалов проводили не в воде, а в растворе искусственного пота, состав которого и методика увлажнения приведены в работе [2]. Влажные образцы материалов подвергали сушке до абсолютно сухого состояния и каждый час их взвешивали и измеряли толщину, затем определяли содержание пота и коэффициент теплопроводности. На рис. 1 показана зависимость относительного содержания пота в материалах от времени сушки.
Теплофизические свойства материалов изучали методом
2 температурно-врёмениых интервалов [1], преимущества которого состоят в его универсальности (з одном оп^:е определяются все теплофизические характеристики) и Зи-строте проведения эксперимента (кратковременное воздействие тепла на образец практически не изменяет его влагосодержание). Полученные данные позволили определить зависимость коэффициента теплопроводности от относительного содержания пота в образцах (рис. 2).
Рис. 1. Зависимость содержания пота в материалах от времени сушки.
По оси абсцисс — время сушки, ч; по оси ординат — содержание пота, %. Здесь и на рис. 2: } — выросток, 2 — вшшлуретанискожа ТР, 3 — искусственный велюр.