Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Литература

1. Ананьева Н. А., Я-»польская /О. А., Кааль X. // Гиг. и сан,— 1986,— № 10.— С. 36—39.

2. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Нурбаева М. Н., Медведев П. А. // Там же,— 1985 — № 10,— С. 88—89.

3. Божилов Д. // Пети национален конгресс по хигиене: Ре-зюмета.— София, 1988,— С. 281.

4. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан.—1981.—№ 12.— С. 50-53.

5. Ямпольская ¡0. А. // Совершенствование организации медицинской помощи населению.— Рига, 1984.—С. 11— 21.

6. Conrad К. Der Konstitutions Typus.— Berlin; Göttingen; Heidelberg, 1963.

7. Flügel В., Greil H., Sommer К■ // Anthropologischer Atlas.— Berlin, 1986,— S. 322—323.

8. Heath В., Carter J. E. L. 11 Amer. J. Phys. Anthrop.— 1967,-Vol. 21.—P. 57-74.

9. Johnsen D., Möhr /Vf., Adomaitis A., Pavilottis S. // Z. ärztl. Fortbild.— 1983.— Bd 77,— S. 261—265.

10. Kahl H„ Ananjeva N. A. // Arztl. Jugendkunde.— 1986.—

Bd 77, N 1,— S. 25—30.

11. Knussmann R. // Z. mensch. Vererb.—u. Konstit.—Lehre.— 1961,— Bd 36, N 1.— S. 30—33.

12. Möhr MS Milev N. // Nahrung.— 1966.— Bd 10,— S. 499— 508.

13. Möhr M., Johnsen D. // Z. ärztl. Fortbild.— 1972,— Bd 66.— S. 1052—1064.

14. Strömgren E. // Z. ges. Neurol. Psychiat.— 1937.— Bd 159.— S. 75—81.

Поступила 06.03.90

Summary. The classification of the body constitution of then 7-8 years old school children in Moscow and Berlin (416 persons) was carried out using the metric index. The metric index, based on the data of the body length, transversal and saggital diameters of the chests and the age sex of children, clearly indicated the common tendency in the distribution of body constitution types in connection with the lepto- and picnomorphy. Co-rrelation of the body constitution with the physical development was also found, its coefficients are 0,624 — for gerls and 0,500 — for boys.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 371.7:613.71

Л. А. Симонова, Н. А. Малова, И. П. Белякова, Г. Г. Косарева, Г. В. Фетисов

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ У МЛАДШИХ школьников

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,

Москва

Гигиеническое обоснование двигательного режима (ДР) для младших школьников в литературе представлено недостаточно, несмотря на обилие конкретных рекомендаций педагогического характера главным образом по набору физических упражнений и организации занятий. Оздоровительный эффект ДР, как правило, не изучался, нет сведений о критериях оздоровительного воздействия.

С целью изучения воздействия разных ДР на функциональное состояние организма школьников были обследованы группы-детей 9—10 лет.

Учащиеся 1-й группы (контроль) занимались физической культурой по школьной программе без использования дополнительных занятий физическими упражнениями. Двигательная плотность уроков составляла 40—50 %, средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) — 120—130 в минуту.

ДР у школьников 2-й группы включала, помимо 2 уроков физкультуры в неделю, ежедневное проведение на большой перемене (20—25 мин) подвижных игр умеренной и большой интенсивности. В недельном цикле эта форма занятий составила 135 мин или 3 ч по 45 мин. С учетом 2 уроков физкультуры недельный цикл занятий во 2-й группе составлял 5 ч организованных занятий физическими упражнениями. Необходимо отметить, что уроки физкультуры в данной группе имели повышенную двигательную плотность (70 %) и включали беговые и прыжковые упражнения высокой ин-

тенсивности. Средняя ЧСС на уроках и занятиях играми равнялась 130—150 в минуту.

В 3-ю группу вошли юные пловцы Дворца детского спорта на этапе начальной подготовки (1-й год обучения). Занятия плаванием преходили 3 раза в неделю по 60 мин, из них 45 мин на воде и 15 мин в зале «сухого» плавания (общая физическая подготовка). Итого 3-я группа школьников занималась в секции плавания 4 академических часа в неделю. В среднем двигательная плотность занятий составляла 65—70 %, ЧСС — 160— 170 в минуту, энергетическая стоимость одного за: нятия в бассейне была в 2—3 раза выше, чем на уроке физкультуры в школе. Недельный цикл занятий в 3-й группе составлял 6 ч организованных занятий физическими упражнениями.

Для оценки функционального состояния организма школьников исследовали ЧСС, потребление кислорода, заболеваемость (по числу дней, пропущенных в связи с болезнью), ферментативную активность лейкоцитов периферической крови, а также содержание лизоцима в слюне. Исследование проводили в конце учебного года в лабораторных условиях при выполнении нарастающей по мощности велоэргометрической нагрузки, которую дозировали из расчета 1 —1,5 и 2 Вт/кг. На I и II ступенях работа продолжалась до установления устойчивого состояния по ЧСС, что служило основанием для ее прекращения. Отдых между; ступенями работы продолжался до возвращения

Таблица 1

Энергетическая характеристика велоэргометрической работы школьников 9—10 лет (Ai±m)

Группа обследуемых Показатель Мальчики Девочки

мощность работы, Вт/кг

1 1,5 шшшш 1 1.5 2

1-Я Объем выполненной работы, кгм 925±65 1531 ±65 2081 ±211 1050±79 1506± 119 2069±57

2-я 1000±65 1633±32 2300±52 981 ±60 1612-4- 119 3225±750

3-я 934 ±47 1537±77 3316±208 975±69 !612± 111 2595±299

1-я ЧСС в минуту 130±2,6 140,6±3,8 155,1 ±3,0 146±3,8 159±3,3 176±2,5

2-я 124,5± 10,4 141,4±5,6 153±7,7 141 ±5.8 156±6,4 173±6,0

3-я 122,4±2,8 137,3±2,8 156,1 ±2,9 135±5,0 150±3,6 167±3,0

1-я Кислородный пульс, мл 5,9 6,2 6,6 5,0 5,8 5,8

2-я 6,3 6,6 6,0 5,2 5,8 6,3

3-я 6,4 7,2 8,0 6,0 6,6 7,5

1-я Кислородный долг, л 0,55±0,09 0,56±0,13 0,64±0,05 0,36±0,06 0,53±0,11 0,57±0,12

2-я 0,50±0,1 0,43±0,1 0,53±0,08 0,30±0,03 0,41 ±0,01 0,53±0,01

3-я 0,30±0,02 0,38±0,03 0,53±0,03 0,34±0,06 0,38±0,02 0,52±0,04

1-я Кислородная стоимость 1 кгм, мл/мин 3,6±0,3 2,8±0,1 2,5±0,1 3,05±0,1 2,8±0,2 2,6±0,2

2-я 3,5±0,4 2,7±0,2 2,5±0,2 3,1±0,1 2,7±0,1 2,7±0,2

3-я 2,3±0,1 2,6±0,1 2,4±0,1 2,9±0,2 2,6±0,1 2,6±0,1

ЧСС к исходному уровню. III ступень работы продолжалась до отказа. Всего обследовано 63 человека.

Эффективность адаптации организма школьников к физической нагрузке оценивали по степени напряжения системы энергетического обеспечения мышечной работы в разных группах (табл. 1). 1). При выполнении I ступени работы степень напряжения системы энергообеспечения оказалась меньше во 2-й группе с экспериментальным ДР: ЧСС у мальчиков 1-й группы составила 130 в минуту, у девочек — 146 в минуту, во 2-й группе — 124 и 141 в минуту соответственно. Кислородный пульс во 2-й группе был ниже по сравнению с контролем на 4—6,8 %, что также указывает на более благоприятное соотношение в кардиореспираторной системе и более высокий уровень тренированности детей экспериментальной группы. Вклад анаэробных механизмов в обеспечение работы (уровень кислородного долга) в этой группе был на 9,1 — 16,7 % меньше, чем в контроле.

На II ступени работы (1,5 Вт/кг) во 2-й группе не отмечено достоверных изменений ЧСС, кислородного пульса и рабочего кислородного запроса. Уровень кислородного долга у мальчиков и дево-4ек этой группы был соответственно на 23,2 и 22,7 % меньше, чем в контроле.

На III ступени работы (2 Вт/кг) во 2-й группе зафиксировано увеличение по сравнению с контролем объема выполненной на велоэргометре работы: у мальчиков на 10 %, у девочек на 55,9 %. При ртом в экспериментальной группе наблюдалось существенное снижение показателей энергообеспечения работы: уровня потребления кислорода, ЧСС, уровня кислородного долга, пульсовой суммы восстановления.

Очевидно, что физиологическая стоимость ра-5оты школьников, имеющих усиленный ДР, оказалась ниже, т. е. энергетическое обеспечение ее Экономичнее на всех ступенях как у мальчиков,

так и у девочек (по кислородной стоимости, ЧСС).

Физиологическая стоимость работы в 3-й группе также указывает на существенные различия по сравнению с контролем, т. е. экономичность ее выполнения выше.

Продолжительная мышечная работа, адекватная по мощности функциональным возможностям организма, является основным стимулом для развития транспортной функции кровообращения и аэробной производительности организма, ответственных за устойчивую работоспособность.

Одним из критериев, тонко отражающих функциональное состояние организма, следует считать, на наш взгляд, динамику ферментативной активности лейкоцитов периферической крови (ФАЛК). Для оценки ФАЛК исследовали активность миело-пероксидазы (МП) в нейтрофилах периферической крови до начала дозированной велоэргометрической нагрузки, после нее и в восстановительном периоде. Как показали проведенные исследования, в ответ на физическую нагрузку происходит как увеличение ФАЛК (I тип реакции — благоприятный), так и снижение ее (II тип реакции — неблагоприятный) с различной степенью восстановления.

При первой нагрузке (1 Вт/кг) у школьников контрольной группы лишь в 46 % случаев отмечалось повышение ферментативной активности, у школьников 2-й группы — в 67 %, а у школьников-пловцов (3-я группа) — в 84 % (табл. 2).

Таким образом, прослеживается четкая закономерность: число благоприятных реакций увеличивается у школьников, имеющих более высокий ДР, особенно у школьников-пловцов, занимающихся в группе начальной подготовки.

Вторая нагрузка (1,5 Вт/кг) вызвала наибольшее количество неблагоприятных реакций у школьников контрольной группы. При третьей нагрузке (2 Вт/кг) у школьников контрольной и 2-й опытной групп наблюдались одинаковые реак-

Таблица 2

Количество школьников (в %) с разным типом реакции ферментов после различных велоэргометрических нагрузок

Группа обследуемых 1 Вт/кг 1,5 Вт/кг 2 Вт/кг

тип реакции

1 II 1 II I II

1-я 46 54 58 42 50 50

2-я 67 33 80 20 50 50

3-я 84 16 69 31 67 33

ции: у них в равном количестве зафиксировано повышение и понижение активности МП. Только у школьников-пловцов количество благоприятных реакций увеличилось на 13 % по сравнению с таковым у школьников других групп. Следует заметить, что как в контроле, так и у школьников 2-й группы не произошло восстановление показателей к 30-й минуте отдыха (кроме школьников 1-й группы при I типе реакции). У школьников-пловцов оно наблюдалось как после благоприятных, так и после неблагоприятных реакций.

Таким образом, первая нагрузка для школьников-пловцов явилась самой легкой; вторая оказалась более легкой для школьников-пловцов и школьников 2-й группы; третья была более легкой также для школьников-пловцов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у школьников-пловцов функциональные возможности мие-лоидной ткани выше, чем у школьников 1-й и 2-й групп. Однако у обследуемых 2-й группы по сравнению с контролем после выполнения первой и второй нагрузок было больше благоприятных реакций, что указывает на более высокие функциональные возможности организма.

При исследовании активности лизоцима отме-

чены 3 варианта ее изменения: повышение (благоприятный вариант), понижение (неблагоприятный вариант), отсутствие изменений (также неблагоприятный вариант). У школьников 2-й группы повышение активности лизоцима отмечено лишь в 28 % случаев, в 58 % случаев наблюдалось снижение и в 14 % —отсутствие изменений.

У школьников-пловцов после велоэргометрических нагрузок в 82 % случаев зарегистрировано повышение активности лизоцима (лишь в 18 % случаев имел место неблагоприятный тип реакции), свидетельствующее о высокой резистентности организма школьников.

При изучении заболеваемости школьников с разным ДР установлено, что у школьников-плов-цов он ниже (4—5 пропущенных дней за год), чем у школьников контрольной и опытной (2-й) групп (14 пропущенных дней за год).

Отмеченное улучшение функционального состояния и повышение резистентности организма пловцов, на наш взгляд, можно объяснить условиями их тренировки, способствующими закаливанию.

Таким образом, оценивая степень напряжения системы энергетического обеспечения мышечной работы, а также функциональные возможности лейкоцитов периферической крови и неспецифическую резистентность организма школьников с разными ДР, можно прийти к выводу, что школьники-пловцы имеют более высокие функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ферментативной системы лейкоцитов крови и более высокую резистентность организма, чем школьники, не занимающиеся спортом.

Поступила 29.05.90

© Н. Т. ЛЕБЕДЕВА. 1991

УДК 613.71-053.2«42»+612.766.1-053.2«42>

#

И. Т. Лебедева

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС СУТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ

ДЕТЕЙ 7—9 ЛЕТ

Минский медицинский институт

Понятие «здоровье» включает целый комплекс показателей [6, 7], каждый из которых способен изменяться при воздействии физических упражнений. Двигательная деятельность, активный отдых повышают уровень физиологических функций [1, 10, 15], умственную и физическую работоспособность [4, 8, 13], иммунный статус [2], облегчают адаптацию к меняющимся условиям внешней среды [16, 17].

Данные литературы [1,3, 14, 18, 19], результаты исследований, выполненных в Минском медицинском институте [5, 9, 10, 12, 13], позволили составить и внедрить в школах Белоруссии оригиналь-

ную программу физического воспитания для начальной школы. Она учитывает биологические ритмы двигательной активности и включает ежедневное применение малых форм (вводная гимнастика перед уроками, физкультминутка на уроках, подвижные, или динамические, перемены, подвижные игры на прогулках, домашнее задание по физкультуре) и 2 урока физической культуры в неделю. Общее время двигательной актианоети в~-дн«; без урока физкуль^ры-еостагВляет2 ч 50 мин, с1 уроком физкультуры — 3 ч 25 мин. Разработанная программа качественно отличается от общепринятой [17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.