расположены жилые и бытовые постройки, желательно высадить более устойчивые к кислым газам и пыли кустарники: тамарикс, скумпию, жимолость татарскую, карагану древовидную, а по внутренней — ягодные и декоративные кустарники: смородину золотую, иргу круглолистную, жимолость съедобную, барбарис, спирею, черемуху [8].
На более просторных территориях станов второго типа в селитебно-рекреационной части можно дополнительно создавать насаждения ландшафтными биогруппами в виде куртин плотного сложения, используя перечисленные выше породы [6]. На этой территории следует предусмотреть расположение беседок для отдыха, которые можно оплести лианами, виноградом пятилисточко-вым, жимолостью каприфоль, ломоносом; рядом с беседками можно высадить несколько одиночных высокодекоративных деревьев; клен серебристый и гиннала, иву вавилонскую, рябину обыкновенную, дуб северный, ель колючую, что значительно украсит территорию. Около построек целесообразно разбить цветники, где можно использовать многоцветье красок петуньи, астр, ци-ний, сальвии, анютиных глазок, портулака. Особо надлежит распланировать пешеходные дорожки, оградить их низким кустарником, поддающимся стрижке (бирючиной, спиреей, кизильником). Предлагается по возможности селитебно-рекреа-ционную зону стана (полностью или частично) засеять газонной травой, которая не только украсит территорию, но и будет препятствовать распространению пыли. Целесообразно в этой зоне полевого стана установить скамейки, малые архитектурные формы из корней, пней, отходов древесины, валунов [8].
Вместе с тем необходимо предусмотреть сред-
ства полива насаждений, поддерживать в посадках должное санитарно-гигиеническое состояние, проводить в них рубки ухода и санитарные рубки.
Создание благоустроенных полевых станов, особенно в условиях засушливого климата Нижнего Поволжья, должно стать частью программы социального развития села, поскольку решение задач планомерного озеленения агротерриторий будет способствовать решению задач социального характера: снижению уровня загрязненности агро-среды, повышению ее комфортности, закреплению рабочих кадров на селе, росту производительности труда в сельском хозяйстве и уменьшению себестоимости продукции.
Литература
1. Вамбольд Н. И. Защитные лесные насаждения вокруг полевых станов и прудов на южном черноземе Северного Казахстана и их хозяйственное значение: Автореф. дис. ... канд. с.-х. наук.— Волгоград, 1981.
2. Временные нормативы предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, оказывающих вредное воздействие на лесные насаждения в районе музея-усадьбы «Ясная Поляна».— М., 1984.
3. Григорьева С. О. Влияние леса на здоровье человека: Обзор информ.— М., 1987.
4. Лахно Е. С., Козлова Н. В. // Вопросы гигиены населенных мест,— Киев, 1964,— № 5,— С. 168—170
5. Лес и здоровье человека / Маргус М. М., Имелик О. И., Сарв И. Ф„ Янес X. Я.— М„ 1979.
6. Муха Т. П. Роль защитных лесонасаждений в оздоровлении воздушной среды агроландшафтов Нижнего Поволжья: Автореф. дис. ... канд. с.-х. наук,— Волгоград, 1988
7. Павловский Е. С. // Экология лесоаграрного ландшафта,— Волгоград, 1986,— С. 100—112.
8. Савельева Л. С., Абакумова Л. И. // Селекционные основы повышения устойчивости защитных лесных насаждений в аридной зоне.— Волгоград, 1985.— С. 60—56.
9. Санитарные правила по устройству и содержанию полевых станов колхозов и совхозов № 238—57.— М., 1957.
Поступила 19.03.90
Гигиена детей и подростков
© Ю. А. ЯМПОЛЬСКАЯ. X. КААЛЬ, 1991 УДК 616-071.3-053.5+572.087-053.5
Ю. А. Ямпольская, X. Кааль
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТРИЧЕСКОГО ИНДЕКСА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 7—8-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,
Москва: Институт гигиены детского и подросткового возраста. Берлин
В результате совместных исследований состоя- Один из разделов этой программы — оценка фи-
ния здоровья и физического развития учащихся зического развития, которая проводится по спе-
начальных классов Москвы и Берлина была раз- циально разработанным таблицам (региональным
работана единая программа медицинского обсле- шкалам регрессии массы тела по длине тела). Эта
дования детского населения СССР и ГДР [1, 10]. методика, созданная в СССР, в настоящее время
применяется в практическом здравоохранении в качестве скрининг-теста [2—5]. Она позволяет выявлять в одновозрастной группе детей лиц с нормальным физическим развитием (диапазон массы тела от М—1 aR до М+2aR), с дефицитом массы тела (менее М—laR) или избытком ее á (более M+2or), а также имеющих низкий рост ^ (длина тела менее М—2а).
Основным критерием разделения детей на группы при таком подходе является массоростовое соотношение. Привлекая внимание врача к детям, имеющим превышение массы тела или ее недостаток (относительно длины тела), оценка не позволяет, однако, в полной мере учесть особенности телосложения, определить конституциональный габитус ребенка. Кроме того, по мнению ряда исследователей [9], массу тела нельзя считать универсальным показателем физического развития, так как известно, что даже два человека, имеющие одинаковую длину и массу тела, могут разительно отличаться друг от друга по уровню развития мышечного и жирового компонентов. В разные перио-4 ды онтогенеза соотношение этих компонентов различно, причем лица женского пола имеют на 20— 25 % больше жировой массы, чем их ровесники мужского пола.
В последние десятилетия не раз предпринимались попытки классифицировать типы телосложения на основе измерительных признаков с помощью различных математических формул, предлагался также ряд модификаций схем оценки конституциональных типов, известных ранее [6, 8, 11]. Так, при поиске количественного подхода к конституциональной диагностике М. Möhr и N. Mi-lev [12] показали возможности метрического индекса, предложенного в свое время Е. Strömgren (14). Преимущество этого метода они видят в том, что он достаточно прост (требует измерения только трех антропометрических параметров), не включает в себя определение массы тела и не связан с некоторыми субъективными моментами. По соотно-ф сительному развитию длины тела ребенка (показатель его продольного роста), поперечному и сагиттальному диаметрам грудной клетки (показатели объемного роста) при помощи расчета по соответствующим уравнениям множественной регрессии [7] устанавливается метрический индекс, позволяющий определить тенденцию в распределении типов телосложения от лептосомии к пикноморфии.
Первые результаты совместного использования метрического индекса в СССР и ГДР были получены при обследовании школьников 6-х классов Потсдама и Вильнюса [9] и касались оценки упитанности детей. Целью нашего исследования явилось изучение вариантов телосложения первоклассников Москвы и Берлина, установление возможности применения метрического индекса в школьном здравоохранении.
Материалом исследования послужили антропо-Щ метрические данные, полученные на группах школьников 7—8 лет, обучающихся в школах Мо-
Таблица I
Статистические параметры метрического индекса у 7—8-летних школьников Москвы (I) и Берлина (II)
Контингент
Пол м о V. %
М. -0,93 0,21 22,28
Ж. — 1,57 0,25 15,92
м. —0,99 0,24 24,24
ж. — 1,66 0,27 16,27
I
II
сквы (109 мальчиков, 109 девочек, средний возраст 8,2 года) и Берлина (99 мальчиков, 99 девочек, средний возраст 7,5 года).
Программа исследования включала определение длины и массы тела ребенка, поперечного и сагиттального диаметров его грудной клетки, а также степени развития подкожной жировой клетчатки в трех точках: на трицепсе, над серединой подвздошной кости и под лопаткой.
Инструментарий состоял из металлического антропометра, большого толстотного циркуля, медицинских весов и калипера системы Скинфолда.
Физическое развитие каждого ребенка оценивали на основе массоростовых соотношений по шкалам регрессии. Индивидуально для каждого ребенка рассчитывали также метрический индекс [13] —для мальчиков по уравнению регрессии
/=—0,464—0.042-М,-{-0,134-Мп-|-0,162-Мт,
для девочек по уравнению регрессии
У= —2,177—0,037-/WI+0,161-/W|I-f0,177-/Wll|,
где М, — длина тела в см; Мп — поперечный диаметр грудной клетки в см; Afm — сагиттальный диаметр грудной клетки в см.
Проведенные исследования показали, что значения J у мальчиков и девочек имеют нормальное распределение, хотя и наблюдается некоторая правосторонняя асимметрия (особенно у мальчиков Москвы).
На нормальность распределения значений J указывали Е. Strömgren [14] и К. Conrad [6]. Они же обращали внимание на возможность применения данного распределения для установления лепто-, мезо- и пикноморфных вариантов физического развития.
При рассмотрении кривых распределения значений У можно отметить некоторый сдвиг данных у московских детей в сторону меньших величин. Это, по всей видимости, объясняется разницей в возрасте между московскими и берлинскими детьми (московские на 8 мес старше). 'Однако данная асимметрия почти не отражается на средних значениях У, рассчитанных методом параметрического анализа (табл. 1).
Можно видеть, что у мальчиков значения У иные, чем у девочек. При одинаковой дисперсии его в популяции это приводит к более высокой вариабельности данных и обусловлено половым диморфизмом.
Таблица 2
Схема установления типов телосложения по дисперсии величин метрического индекса, полученной методом параметрического анализа
Тип Границы дисперсии индекса (в сигмах) Величины индекса, усл. ед.
телосложения Москва Берлнн
Лептоморфный Мезоморфный
Пикноморфный
Лептоморфный Мезоморфный
Пикноморфный
Менее М М±\а
Мальчики а
1,1 и ниже —1,2 и ниже От —1,1 От —1,2 до —0,7 до —0,8
Более уИ±1о —0,7 и выше —0,8 и выше
Левочки
Менее М—1а —1,7 и ниже —1,9 и ниже М±\а От —1,7 От —1,9 до —1,3 до —1,4
Более М± 1а —1,3 и выше —1,4 и выше
По мнению ряда авторов, предлагающих внедрить метрический индекс в практику для установления типа телосложения ребенка, средний диапазон его значений описывает мезоморфный вариант развития; величины, располагающиеся ниже и выше границ этого диапазона,— соответственно лепто- и пикноморфный варианты. Характеристика типов развития детей исследуемых групп, разработанная с применением параметрического анализа,представлена в табл. 2, где за средний вариант принят диапазон М+1а, охватывающий, как известно, около 69 % случаев.
Нормальность распределения вариантов метрического индекса позволяет использовать метод параметрического анализа для установления диапазона, разграничивающего описанные типы телосложения. Об этом свидетельствует и тот факт, что применение традиционного для ГДР метода непараметрического анализа практически не меняет диапазон разброса величин индекса, описывающего средний (мезоморфный) вариант в границах от 20 до 80 перцентиля (табл. 3).
При анализе данных, полученных в Москве, были рассмотрены также распространенность исследуемых типов телосложения у детей и связь их с общей оценкой физического развития. Анализ показал, что 80,7 % московских девочек и 77 % мальчиков имеют мезоморфный тип телосложения, лептоморфный — соответственно 14,8 и 13,8%, пикноморфный— 5,5 и 9,2%. Оценка физического развития этих детей, проведенная по региональным (московским) нормативам (шкалам регрессии массы тела по длине тела), показала следующее распределение: 79,6 % девочек и 80,8 % мальчиков имели нормальное физическое разви-гие, дефицит массы тела определялся соответственно в 15,7 и 12,7 % случаев, избыточная масса гела — в 4,7 и 5,5%. Таким образом, характер распределения оценок физического развития и тенденция в распределении типов телосложения в контингенте являются однонаправленными. Это подтверждается и расчетом корреляционной связи между оценкой физического развития, включа-
'Т а б л и ц И 3
Схема установления типов телосложения по дисперсии величин метрического индекса, полученной методом непараметриче». ского анализа
Тип телосложения
Границы дисперсии и индекса, центили
Величины индекса, усл. ед.
Москва
Берлин
Мальчики
Лептоморфный Мезоморфный
Пикноморфный
Лептс^юрфный Мезоморфный
Р20 и ниже Рго-Рво
1,14 и ниже —1,25 и ниже
От -1,14 От —1,25
до —0,75 до —0,85
Peo и выше —0,75 и выше —0,85 и выше
Девочки
Р20 и ниже Рго-Рво
Пикноморфный Р8о и выше
— 1,68 и ниже —1,88 и ниже От —1,68 От -1,88 до—1,26 до—1,46
—1,26 и выше —1,46 и выше
ющей в себя информацию о массе тела, и величинами метрического индекса, обусловленными исключительно структурными особенностями детского организма. Коэффициент корреляции (сопряженности) между этими показателями составил для девочек 0,624, для мальчиков 0,500, что свидетельствует о достаточно высокой степени связи.
Связь структурных характеристик детского организма с массой тела указывает на то, что обменные процессы у лиц разного типа телосложения имеют свои особенности; это, в частности, отражается на уровне жироотложения. Из табл. 4 можно видеть, как от лептоморфного к пикно-морфному типу телосложения нарастает количество подкожного жира у детей.
Таким образом, метрический индекс, рассчитанный по структурным антропометрическим параметрам с учетом пола и возраста независимо ст этнотерриториальных к национальных особенностей детей, достаточно четко отражает общую биологическую тенденцию в распределении в детской популяции разных вариантов телосложения. Использование метрического индекса при индивидуальной характеристике развития ребенка способствует улучшению диагностики и делает более точной оценку физического развития.
Таблица 4
Толщина подкожно-жировых складок (в мм) у детей разных типов телосложения
Тип телосложения Пол Место определения подкожно-жировой складки
на трицепсе под лопаткой над подвздошной костью
Лептоморфный М. 8,10 4,50 6,06
Ж. 9,85 4,90 7,85
Мезоморфный М. 8,77 4,45 7,18
Ж. 10,08 5,01 8,05
Пикноморфный М. 10,31 6,27 10,63
Ж. 13,68 9,31 17,26
Литература
1. Ананьева Н. А., Я-»польская /О. А., Кааль X. // Гиг. и сан,— 1986,— № 10.— С. 36—39.
2. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Нурбаева М. Н., Медведев П. А. // Там же,— 1985,— № 10,— С. 88—89.
3. Божилов Д. // Пети национален конгресс по хигиене: Ре-зюмета.— София, 1988,— С. 281.
4. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан.—1981.—№ 12.— С. 50-53.
5. Ямпольская ¡0. А. // Совершенствование организации медицинской помощи населению.— Рига, 1984.—С. 11— 21.
6. Conrad К. Der Konstitutions Typus.— Berlin; Göttingen; Heidelberg, 1963.
7. Flügel В., Greil H., Sommer К■ // Anthropologischer Atlas.— Berlin, 1986,— S. 322—323.
8. Heath В., Carter J. E. L. 11 Amer. J. Phys. Anthrop.— 1967,-Vol. 21.—P. 57-74.
9. Johnsen D., Möhr /Vf., Adomaitis A., Pavilottis S. // Z. ärztl. Fortbild.— 1983.— Bd 77,— S. 261—265.
10. Kahl H„ Ananjeva N. A. // Arztl. Jugendkunde.— 1986.—
Bd 77, N 1,— S. 25—30.
11. Knussmann R. // Z. mensch. Vererb.—u. Konstit.—Lehre.— 1961,— Bd 36, N 1.— S. 30—33.
12. Möhr MS Milev N. // Nahrung.— 1966.— Bd 10,— S. 499— 508.
13. Möhr M., Johnsen D. // Z. ärztl. Fortbild.— 1972,— Bd 66.— S. 1052—1064.
14. Strömgren E. // Z. ges. Neurol. Psychiat.— 1937.— Bd 159.— S. 75—81.
Поступила 06.03.90
Summary. The classification of the body constitution of then 7-8 years old school children in Moscow and Berlin (416 persons) was carried out using the metric index. The metric index, based on the data of the body length, transversal and saggital diameters of the chesls and the age sex of children, clearly indicated the common tendency in the distribution of body constitution types in connection with the lepto- and picnomorphy. Co-rrelation of the body constitution with the physical development was also found, its coefficients are 0,624 — for gerls and 0,500 — for boys.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 371.7:613.71
Л. А. Симонова, Н. А. Малова, И. П. Белякова, Г. Г. Косарева, Г. В. Фетисов
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ У МЛАДШИХ школьников
НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,
Москва
Гигиеническое обоснование двигательного режима (ДР) для младших школьников в литературе представлено недостаточно, несмотря на обилие конкретных рекомендаций педагогического характера главным образом по набору физических упражнений и организации занятий. Оздоровительный эффект ДР, как правило, не изучался, нет сведений о критериях оздоровительного воздействия.
С целью изучения воздействия разных ДР на функциональное состояние организма школьников были обследованы группы-детей 9—10 лет.
Учащиеся 1-й группы (контроль) занимались физической культурой по школьной программе без использования дополнительных занятий физическими упражнениями. Двигательная плотность уроков составляла 40—50 %, средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) — 120—130 в минуту.
ДР у школьников 2-й группы включала, помимо 2 уроков физкультуры в неделю, ежедневное проведение на большой перемене (20—25 мин) подвижных игр умеренной и большой интенсивности. В недельном цикле эта форма занятий составила 135 мин или 3 ч по 45 мин. С учетом 2 уроков физкультуры недельный цикл занятий во 2-й группе составлял 5 ч организованных занятий физическими упражнениями. Необходимо отметить, что уроки физкультуры в данной группе имели повышенную двигательную плотность (70 %) и включали беговые и прыжковые упражнения высокой ин-
тенсивности. Средняя ЧСС на уроках и занятиях играми равнялась 130—150 в минуту.
В 3-ю группу вошли юные пловцы Дворца детского спорта на этапе начальной подготовки (1-й год обучения). Занятия плаванием преходили 3 раза в неделю по 60 мин, из них 45 мкн на воде и 15 мин в зале «сухого» плавания (общая физическая подготовка). Итого 3-я группа школьников занималась в секции плавания 4 академических часа в неделю. В среднем двигательная плотность занятий составляла 65—70 %, ЧСС — 160— 170 в минуту, энергетическая стоимость одного за: нятия в бассейне была в 2—3 раза выше, чем на уроке физкультуры в школе. Недельный цикл занятий в 3-й группе составлял 6 ч организованных занятий физическими упражнениями.
Для оценки функционального состояния организма школьников исследовали ЧСС, потребление кислорода, заболеваемость (по числу дней, пропущенных в связи с болезнью), ферментативную активность лейкоцитов периферической крови, а также содержание лизоцима в слюне. Исследование проводили в конце учебного года в лабораторных условиях при выполнении нарастающей по мощности велоэргометрической нагрузки, которую дозировали из расчета 1 —1,5 и 2 Вт/кг. Ha I и II ступенях работа продолжалась до установления устойчивого состояния по ЧСС, что служило основанием для ее прекращения. Отдых между; ступенями работы продолжался до возвращения