Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Д. Синякина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The circadian rhythm of the cardiovascular system functioning was studied during various seasons in schoolchildren of 10 to 13 years of age. The obtained results showed that the circadian cardiovascular function regulation objectively reflected the state of body functioning in children of the Extreme North under the environmental effect. On the basis of identified characteristics of the circadian rhythm of the cardiovascular system functioning an appropriate regimen of study for schoolchildren was developed and its effectiveness assessed.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

нарушения рефракции и аккомодации — 9,6%, хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма — 8,1%, нарушения опорно-двигательного аппарата — 5,3 %.

Анализ показателей заболеваемости по обращаемости выявил, что среди школьников 1—2-й группы здоровья, процент лиц, не обращавшихся в поликлинику по поводу заболеваний в течение года («индекс здоровья»), был выше, чем средн школьников 3—4-й группы здоровья (24,3 и 20% соответственно). Лица, болевшие 4 и более раз в году, составили 13,6 % от вех обследованных, среди школьников III—IV группы здоровья их процент был достоверно выше — 21,2, чем среди лиц 1—2-й группы здоровья,— 11,4 (/><0,05).

Изменения в состоянии здоровья, выявленные нами у обследованного контингента за прошедшее десятилетие, отражают общую тенденцию, отмеченную в аналогичных исследованиях рядом авторов [1, 2, 4].

Наши предшествующие [3] и настоящие исследования показали определенную взаимосвязь между состоянием здоровья, биологической зрелостью организма и гармоничностью морфо-фупкционального статуса. Установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфофункционалыюго состояния, как правило, сочетаются с изменениями в здоровье детей: чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность заболевания. Анализ физического развития и состояния здоровья показал, что наиболее благополучны в отношении состояния здоровья дети, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие (около 55 % всех обследованных). У детей с нарушением сроков возрастного развития при гармоничности статуса в '/з случаев отмечены отклонения в состоянии здоровья. При сочетании отставания или опережения сроков возрастного развития с дисгармоничностью морфофункционалыюго состоя-

ния у значительного процента детей отмечены хронические заболевания. Это свидетельствует о том, что физическое развитие является важным показателем состояния здоровья, а комплексная оценка его позволяет выделять детей группы риска и своевременно проводить оздоровительные мероприятия, направленные на профилактику заболеваний среди детей и подростков.

Литература

1. Бережков Л. Ф. и др.//Гигиена детей и подростков.— М„ 1978.— Вып. 6.— С. 112—122.

2. Вишневская Е. У/.//Актуальные вопросы состояния здоровья детей. — М„ 1980.— С. 39—41.

3. Кардашенко В. //., Стромская Е. П.. Баль Л. В. // Здравоохранение: Международ, журн.— 1977.—№ 2.— С. 167—170.

4. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояния здоровья у школьников.— М., 1979.

5. Ямпольская 10. А. // Вопросы антропологии. — Тарту, 1985.— С. 74—75.

6. Fuchs AI., Laeger U.//Z. ärztl. Fortbild. — 1985. —

Bd 79, N 10, —S. 433—436.

7. Richter L. // European Union for School and University Health and Medicine Symposium. — Budapest, 1985. — P. 12—13.

Поступила 09.09.86

Summary. The analysis of the dynamics of physical development of schoolchildren during 1973-1983 demonstrated slowing down in the growth of the basic morphologic indicators in comparison with the previous ten-year period (1963-1973). Medium age of starting menses for girls reduced by 4 months and constituted 12 years and 7 months. In boys the development of secondary sexual characters and replacement of first dentition with permanent teeth occurred at an earlier age. The number of children of the 3d and 4th health groups increased from 9 to 26.4%. In the chronic disease structure of schoolchildren 21 % was attributed to chronic otorhinolaryngologic diseases, 13.3% to diseases of the digestive system, and 9.6 % to refraction and accomodation disorders. Correlation between the children's health group and their physical development was identified. Among those having no all-round development there were certainly less healthy children.

УДК 371.71:612.13/. !7]«52»(|47 + 57)-17)

А. Д. Синякина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

ВНИИ гигиены детей н подростков Минздрава СССР, Москва

Народнохозяйственное освоение районов Крайнего Севера, обладающих огромными запасами природных ресурсов, требует увеличения производительных сил и, следовательно, переселения в этот регион большого количества людей из средних и южных широт, в том числе и детей.

В связи со своеобразием экологических условий региона высоких широт, а также чувствительностью детского организма к неадекватным

условиям окружающей среды особую важность представляет изучение адаптационных возможностей детского населения Крайнего Севера с целью прогнозирования функционального состояния их организма и внесения необходимых социально-гигиенических коррективов.

Настоящая работа посвящена гигиенической рационализации режима дня школьников Крайнего Севера, проведенной на основе изучения

Сезонная динамика параметров циркадианного ритма показателей ССС у школьников 6-х классов Норильска (Л4=Ьт)

Показатель Сентябрь (/i = 39G) Январь (н=300) Апрель (н = 364)

средний уровень амплитуда средний уровень амплитуда средний уровень амплитуд:,

абс. % абс. % абс. %

ЧСС в минуту СД ) ДД 1 | мм рт. ст. СДД J МОК, л 92,1±0,4 102,1-±0,5 71,3±0,3 30,9±0,3 84,7±0,3 2,87±0,02 17,6=1=0,3 11,6±0,4 9,4±0,4 13,1±0,3 10,1=1=0,4 0,34±0,01 19,1 11.3 13,1 42.4 13,1 11,9 91 , 1±0,5 Ю4,7±0,5 67,6=fcO,4* 36,7=1=0,2* 83,4±0,2* 3,38±0,02* 17,9±0,3 12,6±0,5* 10,2±0,3* 13,3±0,5 Ю,9±0,4 0,42±0,01* 19,6 12,0 15.0 36.3 13.1 12.4 88,5±0,3 94,5=1=0,5* 55,5=1=0,3* 39,4±0,3* 67,5=1=0,4* 3,51±0,03* 15,0±0,6* 14,7±0,7* 12,8=1=0,4* 17,3=1=0,5* 12,8=1=0,4 0,46=1=0,01* 16,9 15,6 23,1 43,9 18,9 13,1

Примечание. Звездочка— различия достоверны по сравнению с осенним периодом (р<0,05): п — число наблюдений.

характеристик циркадианного ритма сердечнососудистой системы (ССС) в разные сезоны года.

В условиях естественного эксперимента под наблюдением находилось 99 учащихся (в возрасте 10— 13лет) школы-интерната №2 Норильска, проживающих на Крайнем Севере не менее

3 лет.

Исследования дневной фазы циркадианного ритма функций ССС на этом этапе проводились ► в разные сезоны и периоды учебного года: в сентябре (начало учебного года, период осеннего равноденствия), в январе (середина учебного года, период полярной ночи), в апреле (конец учебного года, период весеннего равноденствия). Показатели ССС — частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое давление (СД) и диа-столическое давление (ДД) — регистрировались

4 раза в день: в 8, 13, 17 и 20 ч на протяжении

5 дней в каждом сезоне. На основе регистрируемых показателей ССС проведен расчет пульсового давления (ПД), среднего динамического давления (СДД) и минутного объема крови (МОК).

Характеристика дневной фазы циркадианного ритма каждой функции ССС осуществлялась по 4 ее основным параметрам: величине среднедкев-ного уровня, амплитуде колебаний ритма в течение дня, акрофазе (времени наибольшей выраженности) циркадианного ритма функции.

При анализе результатов проведенных исследований у школьников Норильска выявлены более высокие, чем у школьников, проживающих в умеренной полосе (по данным литературы), среднедневные уровни ЧСС, ДД и СДД.

В период полярной ночи характер изменений основных показателей ССС зависит от возраста учащихся. Так, у младших школьников естест-венного изменения гомеостатических показате-® лей ССС в этот период не наблюдалось (сохранялись выявленные в сентябре уровни ДД, МОК, СДД), но при этом снижался среднедневной уровень ЧСС и повышался уровень ПД, причем за счет повышения СД, что принято считать благоприятной физиологической реакцией на изменение условий внешней среды. У старших школьников в полярную ночь вы-

явлено напряжение регуляции гемодинамики. Об этом свидетельствуют достоверное повышение МОК и неблагоприятный характер повышения среднедневного уровня ПД (за счет значительного снижения уровня ДД). В весенний период года у школьников обеих возрастных групп отмечено одинаковое напряжение регуляции гемодинамики; снижение среднедневного уровня большинства функций ССС и повышение среднедневного уровня ПД и МОК, причем уровень ПД повышался за счет значительного снижения уровня ДД. Это, по-видимому, указывает на неблагоприятный механизм саморегуляции ССС школьников Заполярья в этот период года (см. таблицу). Выявлены также сезонные изменения амплитуды циркадианного ритма функций ССС у школьников обеих групп, которые в сочетании с изменениями их среднедневного уровня указывают на выраженное напряжение регуля-торных механизмов.

Анализ распределения в течение дня акрофаз функций ССС у школьников 4-х и 6-х классов показал, что большинство из них приходится на вторую половину дня (20 ч). Исключение составляет акрофаза циркадианного ритма ДД, которая в большинстве случаев приходится на первую половину дня, в частности на 13 ч. Выявленная особенность характерна для школьников обеих возрастных групп и особенно четко прослеживается зимой, в полярную ночь. Такое распределение акрофаз большинства функций ССС позволяет считать вторую половину дня фазой наибольшей выраженности циркадианного ритма оцениваемых функций.

Если принять в расчет, что основная социальная нагрузка — учебная деятельность школьников осуществляется в утреннее время (до 13 ч), то можно прийти к выводу о наличии внешнего десинхроноза (рассогласования физиологических функций) между временем максимальной социальной деятельности и биоритмальным оптимумом организма школьников Норильска, обучающихся в первую смену.

У школьников Заполярья выявлено преобладание измененных физиологических кривых большинства изученных показателей, что свидетельствует о нарушении суточной периодики функ-

ций. Так, у учащихся 4-х классов в сентябре количество нормальных физиологических кривых составляло всего 34—42 %, в полярную ночь их количество снижалось до 19—37 %, а весной удельный вес нормальных физиологических кривых функций ССС несколько увеличивался и составлял 24—50 %. Сравнительный анализ частоты нормальных физиологических кривых учащихся 4-х и 6-х классов показал, что у более старших школьников их количество было существенно меньше, чем у младших школьников, и составляло по различным функциям ССС в сентябре 23—34 %, в январе 11—22% и в апреле 23—37 %. Исключение из общей закономерности составлял циркадианный ритм ДД, где преобладали нормальные физиологические кривые, встречающиеся в обеих возрастных группах школьников в 62—69 % случаев в разные сезоны года.

Приведенные данные указывают на то, что у школьников Норильска характер циркадианных ритмов большинства функций ССС подвержен четкой сезонной динамике, выражавшейся в уменьшении частоты нормальных физиологических кривых циркадианных ритмов, увеличении количества измененных физиологических кривых в полярную ночь и в некоторой тенденции к увеличению числа нормальных физиологических кривых в весенний период года.

Как следует из данных литературы [1—4], характер циркадианных кривых физиологических функций определяет функциональное состояние организма. Нами выявлено значительное преобладание измененных циркадианных кривых большинства функций ССС в обеих возрастных группах по сравнению с аналогичными показателями у школьников средней полосы [1, 2], что указывает на снижение регуляторных возможностей организма школьников Крайнего Севера.

В результате исследования влияния средовых факторов на циркадианную регуляцию функций ССС выявлен более низкий уровень функционального состояния организма тех школьников, у которых преобладали измененные циркадиан-ные кривые, что проявлялось значительным снижением показателей их физической работоспособности (работа на велоэргометре до отказа) по сравнению с таковыми у школьников, у которых преобладали нормальные циркадианные кривые. У большиства из них отсутствовало должное восстановление ЧСС в течение 30-ми-нутного отдыха после физической нагрузки.

В условиях Заполярья учебная нагрузка во все сезоны года приводила к изменению цирка-дианного ритма большинства функций ССС. Наиболее четко неблагоприятный характер гемодинамики под влиянием учебной деятельности проявлялся у норильских школьников, у которых отмечалось выраженное утомление после учебных занятий. Учебное утомление школьни-

ков сопровождалось самой неблагоприятной реакцией гемодинамики: снижение ЧСС и ПД при значительном повышении ДД. Повышение ДД сразу после учебных занятий обусловливало его акрофазу в первой половине дня при акро-фазе остальных функций ССС во второй половине дня. Выявленное рассогласование фаз отдельных функций ССС под влиянием учебной нагрузки приводило к внутреннему десинхронозу функций ССС у норильских школьников, обусловленному неблагоприятным сочетанием природных и социальных факторов (в частности, организацией учебного процесса).

Низкий уровень функционального состояния организма школьников Крайнего Севера, сложившийся в результате длительного воздействия природных факторов Заполярья, а также недостаточная устойчивость циркадианной регуляции функций ССС к учебной и физической нагрузкам послужили основанием для разработки рационального режима обучения школьников Заполярья.

При разработке такого режима учитывали следующие особенности циркадианного ритма ССС: сдвиг акрофазы большинства функций на вечерние часы; преобладание со стороны большинства функций ССС биоритмальной активн'о-сти, характеризующейся измененной формой циркадианной кривой; внутренний десинхроноз функций ССС в процессе учебной деятельности; низкую социальную дееспособность школьников с измененной формой циркадианной кривой, проявляющуюся в дисрегуляторном типе рёакции ССС на физическую нагрузку, а также в сниженной физической работоспособности.

Главными элементами рационализации режима дня школьников Крайнего Севера являются следующие мероприятия: перемещение (на 1ч) начала занятий в школе на более позднее время: увеличение продолжительности утренней « зарядки до 40—45 мин с усилением ее двига- * тельной, энергетической и эмоциональной насыщенности; увеличение числа уроков физкультуры в школьном расписании с 2 до 4 в неделю; перенос времени самоподготовки учащихся ç 15 ч 30 мин на 17 ч 30 мин, а отхода ко сну с 21 ч на 21 ч 30 мин; увеличение продолжительности весенних каникул с 7 до 12 дней путем перенесения их начала с 24 на 19 марта, что соответственно уменьшает продолжительность 3-й учебной четверти.

Разработанный экспериментальный режим был введен в одном из 4-х классов с ноября по март * (включительно), т. е. на период адаптации к полярной ночи, полярную ночь в период реадаптации после нее. Другой класс был оставлен на прежнем режиме и служил контролем.

Оценка эффективности разработанного режима дня выявила улучшение функционального состояния организма школьников, что прояви-

Распределение акрофаз функций ССС в течение дня у школьников Норильска до введения экспериментального

режима обучения и в период его применения. По осям абсциос — время суток (в ч); по осям ординат — частота акрофаз (в %). а — до введения экспериментального режима обучения; б — при экспериментальном режиме обучения; в — контроль. / - ЧСС; 2 - СД; 5 - ДД; 4 - ПД.

лось в оптимизации основных характеристик циркадианного ритма ССС школьников-северян. У школьников экспериментального класса к концу пребывания на новом режиме наблюдалось достоверное по большинству функций увеличение количества акрофаз, приходящихся на первую половину дня, т. е. на часы проведения учебных занятий, что способствовало устранению внешнего десинхроноза между социальными воздействиями и биоритмальным оптимумом организма школьников Заполярья, выявленного как на первом этапе работы, так и до введения экспериментального режима. В контрольном же классе внешний десинхроноз сохранялся и весной (см. рисунок). Рациональный режим дня

способствовал стабилизации амплитуды и нормализации величины периода циркадианного ритма большинства оцениваемых функций ССС у школьников экспериментального класса. К концу пребывания на новом режиме у учащихся экспериментального класса наблюдалось достоверное по большинству функций увеличение количества нормальных циркадианных кривых, что указывает на повышение регуляторных возможностей и улучшение функционального состояния детского организма. Оптимизация функционального состояния ССС сопровождалась улучшением и других показателей функционального состояния организма школьников. Так, у учащихся экспериментального класса к концу пребывания на новом режиме (весной) отмечено достоверное увеличение всех показателей физической работоспособности. В контрольном классе изменения этих показателей были незначительными. В экспериментальном классе по сравнению с контрольным за время пребывания на новом режиме выявлено в 3 раза меньше случаев заболеваний и почти в 3 раза меньше пропущенных по болезни дней на 1 школьника, тогда как до введения рационального режима заболеваемость в контрольном классе была ниже, чем в экспериментальном.

Анализ результатов исследований свидетельствует об эффективности разработанного нами режима дня школьников Крайнего Севера и подтверждает правомерность использования характеристик циркадианного ритма ССС в качестве показателя функционального состояния детского организма.

Литература

1. Дьячкова Н. Г. //' Гигиена детей и подростков. — М., 1965.— Вып. 1, —С. 248—257.

2. Лебедева Н. Т.// Гиг. и сан,—1971, —№ 4. — С. 28— 32.

3. Руттенбург С. О., Слоним А. Д. Циркадный ритм физиологических процессов и трудовая деятельность человека.— Фрунзе, 1976.

4. Смирнов К. М., Навакатикян А. О.. Гамбашидзе Г. М. и др. Биоритмы и труд.— Л., 1980.

Поступила 23.07.86

Summary. The circadian rhythm of the cardiovascular system functioning was studied during various seasons in schoolchildren of 10 to 13 years of age. The obtained results showed that the circadian cardiovascular function regulation objectively reflected the state of body functioning in children of the Extreme North under the environmental effect. On the basis of identified characteristics of the circadian rhythm of the cardiovascular system functioning an appropriate regimen of study for schoolchildren was developed and its effectiveness assessed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.