УДК 378.147
ПРИМЕНЕНИЯ PBL (PROBLEM-BASED LEARNING) ОБУЧЕНИЯ НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ПРИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
ТАШМЕНОВ МАДИЯР КУРАБАЕВИЧ
Старший преподаватель ВК, НАО «Медицинский университет Астана»
Астана, Казахстан
ЖУБАНЬЯЗОВ АКЫЛБЕК КУШЕРОВИЧ
Преподаватель ВК, НАО «Медицинский университет Астана»
Астана, Казахстан
САДУ ЕРАСЫЛ ЖАС¥ЛАН¥ЛЫ
Студент ВК, НАО «Медицинский университет Астана» Астана, Казахстан
ДУЛАТОВ ЕРДАУЛЕТ БОЛАТ¥ЛЫ
Студент ВК, НАО «Медицинский университет Астана» Астана, Казахстан
Аннотация. Проведение занятий с применением PBL обучения позволяет повысить усвояемость обучаемых, совершенствовать уровень профессионального мастерства и практических навыков на занятиях по военной подготовке, также позволяет воспроизводить практическую деятельность командира, ставит студентов в условную ситуацию выполнения профессиональной деятельности. Формированию у студентов командно-методических навыков.
Ключевые слова: Проблемно-ориентированное обучение или PBL (Problem-Based Learning), Тактические задачи, военная подготовка.
Задачи облегчить получение знаний студентами по военной подготовке, достичь целей по подготовке офицеров запаса, обладающего необходимыми знаниями и практическими навыками необходимыми для выполнения своих профессиональных обязанностей.
При прохождении студентами медицинских вузов военной подготовки большое внимание нужно уделять внедрению инновационных методов обучения. Правильное сочетание традиционных и инновационных методов обучения помогает развитию познавательных интересов и творческих способностей студентов, их подготовке к практической работе. Современные виды военных конфликтов, локальных войн требует у преподавателей применения инновационных методов обучения, принятию современных методов ведения боевых действий и отказаться от шаблонных методов при военной подготовке студентов. В связи с этим, все большую популярность приобретают современные методики обучения, направленные на выработку у студентов определенных практических навыков. В данной статье мы рассмотрим внедрение метода проблемного обучения при военной подготовке студентов медицинских вузов, преимущество этого метода обучения и их результаты.
Проблемно-ориентированное обучение или PBL (Problem-Based Learning) — учебный подход, который основан на поиске решений для реальных задач. Метод разрабатывался в середине XX века, когда в Америке шла активная работа по созданию новых способов обучения. Проблемно-ориентированное обучение впервые появилось в медицинских ВУЗах, где искали способ переноса теоретических знаний на практику. Более того этот подход обучает поиску решения проблем при нехватке знаний, что особенно актуально в медицинской среде [1]. Данную методику все больше используют ведущие учебные заведения мира. Метод
PBL (Problem-Based Learning) рассматривается как успешный инновационный метод обучения, который направлен на самостоятельную работу студента. В данном методе акцент обучения смещается с преподавателя на студента, так как теперь студент занимает более активную роль, пытаясь решить поставленную практическую задачу самостоятельно, а преподаватель выступает в качестве посредника. Данная методика учит студента глубже и шире изучить теоретическую часть практического занятия, чтобы найти пути решения проблемы и задачи [2].
Четыре фундаментальных принципа проблемно-ориентированного обучения таковы:
• Контекстное обучение. Обучение не может быть оторвано от реального мира и профессиональных и практических потребностей людей, оно должно быть в контакте с осязаемыми реалиями повседневного мира, чтобы стимулировать внимание и передачу знаний.
• Конструктивное обучение. Обучение не может происходить без активной роли учащегося в приобретении знаний. Таким образом, роль образования заключается в том, чтобы облегчить процесс обучения с помощью стратегий, которые позволяют учащемуся приспособить новую информацию, которую он получает, к своим когнитивным схемам.
• Совместное обучение. Идеальное обучение происходит через сотрудничество со сверстниками, используя разнообразие интересов, опыта и предыдущих знаний. Поэтому желательно стимулировать сотрудничество между студентами и дух сотрудничества, чтобы совместно добиться решения проблемы.
• Самоуправляемое обучение. Обучение должно быть направлено самим учащимся и на него, чтобы учащийся мог размышлять о том, как он/она учится, и мог сообщать свои собственные образовательные цели, стратегии и потребности. Это не означает, что учитель не нужен, но ученик должен быть очень вовлечен и очень хорошо осведомлен о процессе обучения [3].
После прохождения повышения квалификации по циклу «Инновационная методика PBL в медицинском образовании» преподаватели кафедры, приступили к внедрению метода при обучении студентов.
При внедрении методики проблемно-ориентированного обучения на военной кафедре придерживались четырех фундаментальных принципов и это позволило решить следующие важные задачи при военной подготовке студентов:
1. Глубже изучению лекционного материала, методических разработок для студентов и тактической обстановки (ситуационной задачи) студентами по теме на самостоятельной подготовке.
2. Принятием решения и оформлением своего решения на рабочей карте (схеме) и письменное оформления приказа студентами до проведения занятия.
3. Доклад каждым студентом своего решения согласно тактической обстановки, что позволяет студентам анализировать и обосновывать правильность своего решения.
4. В роли командира тренировать свои командные навыки при отдаче приказа на основе принятого решения.
5. Структурно-логическая схема позволяет более тесно организовать взаимосвязь между общевоенными предметами и основным предметом военной подготовки «Организация и тактика медицинской службы».
Внедрение методики проблемно-ориентированного обучения на военной кафедре осуществлялась на занятиях с пяти взводами, преподавателями военной кафедры было выстроена структурно-логическая схема взаимосвязи между преподаваемыми предметами. Перед практическими занятиями по военной топографии преподаватель поставил задачи студентам по выбору топографических карт, изучению местности предстоящих боевых действий. Студенты на самостоятельной подготовке под руководством преподавателя произвели выбор топографических карт, его оценку и изучение местности. На практическом занятии студенты докладывали стратегию использования выбранных ими топографических
карт и возможности использования той или иной местности для ведения предстоящих боевых действий, при этом особое внимание уделяется рельефу местности и оформлению рабочей карты.
Перед практическими занятиями по общей тактике, на самостоятельной подготовке студенты получают тактическую обстановку (задачу на ведение определенного вида боевого действия) на основе выбранных ими топографических карт. Студенту в роли командира определенного подразделения необходимо принять решение, произвести расчет сил и средств, выработать боевой приказ, организовать взаимодействия и всесторонние обеспечения. Оформить решение на рабочей карте. На практическом занятии студенты докладывают свое решение на ведение боевого действия, представляют расчет сил и средств, отдают боевой приказ и доводят до своих подчинённых порядок взаимодействия и всестороннего обеспечения. После доклада студентами своих решений, проводятся обсуждения и обоснования каждого решения студента. Преподаватель присутствует в роли слушателя, может задавать уточняющие вопросы, при этом он не указывает на правильность или неправильность решения студента. В ходе обсуждения решений студентов, каждый студент восполняет пробелы знания по заданной теме, в полном объёме получает знания по методике и порядку принятия решения, расчете сил и средств и организации взаимодействия. Полученные знания по данной теме студенты используют на следующем предмете «Организация и тактика медицинской службы».
На занятии по предмету организация и тактика медицинской службы основной задачей перед студентами будет организация медицинского обеспечения боевых действий. Студент получив на самоподготовке исходные данные о медицинском обеспечении боевых действий, в роли начальника медицинской службы подразделения должен принять решения. Студенты на практическом занятии докладывают свое решение по медицинскому обеспечению боевого действия, в котором должны отражаться этапы оказания медицинской помощи, пути эвакуации, места нахождения медицинских подразделений и способы их обеспечения.
При проведении занятий по вышеуказанным предметам, студентам необходимы знания и по остальным предметам военной подготовки, так как при принятии решений, будут возникать вопросы касающиеся и других предметов.
Итогом внедрения методики проблемно-ориентированного обучения стало повышение рейтинга успеваемости студентов с 82% до 86,6 %. По проведенным опросам студентов данная методика позволила студентам получить больше практических навыков и легче освоить данные темы. Возросла активность студентов на занятиях. Выстроенная структурно-логическая схема взаимосвязи между предметами позволила студентам понять процесс обучения и достичь поставленных целей по военной подготовке
ЛИТЕРАТУРА
1. https://eduspace.pro/problem-based-learning
2. https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31703
3. Барроуз Х.С. Проблемное обучение: подход к медицинскому образованию. Серия Springer
о медицинском образовании, Нью-Йорк, 1980