УДК 378
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Зиновьев Виктор Павлович
Магистрант, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Фортыгина Светлана Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье представлен теоретический анализ исследований отечественных ученых по проблеме применения здоровьесберегающих технологий в процессе формирования навыков самоорганизации обучающихся. Ключевыми методами исследования стали анализ психолого-педагогической литературы и анализ результатов сформированности навыков самоорганизации при помощи диагностики «Опросник самоорганизация деятельности» (Мандрикова Е.Ю.). Результаты проведенного исследования показывают, что большинство обучающихся (75,9%) продемонстрировали средний уровень навыков самоорганизации деятельности в процессе применения здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: здоровьесбережение; здоровьесбергающие технологии; самоорганизация; самоорганизация обучающихся; планомерность; целеустремленность; настойчивость; фиксация, ориентация на настоящее.
APPLICATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING STUDENTS' SELF-ORGANIZATION SKILLS
Zinovev V.P.
Master's degree South Ural State Humanitarian Pedagogical University Fortygina S.N.
Кандидат педагогических наук, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods South Ural State Humanitarian Pedagogical University
The article presents a theoretical analysis of the research of domestic scientists on the problem of applying health-saving technologies in the process of forming students' self-organization skills. The key research methods were the analysis of psychological and pedagogical literature and the analysis of the results of the formation of self-organization skills using the diagnostics "Questionnaire for self-organization of activity" (Mandrikova E. Yu.). The results of the study show that the majority of students (75.9%) demonstrated an average level of skills in self-organization of activities in the process of applying health-saving technologies.
Keywords: health saving; health saving technologies; self-organization; self-organization of students; flatness; purposefulness; persistence; fixation, orientation to the present.
Применение здоровьесберегающих способствует профилактике развития образовательных технологий в учебном функциональных нарушений и заболеваний процессе образовательных организаций обучающихся, что подтверждается рядом
исследований таких ученых, как А.Н. Горлов, И.Е. Коновалов, Е.Ю. Котельникова, С.А. Литвинов, Н.Ф. Петрова, М.В. Потапова, Н.К. Смирнов, Н.И. Соловьева, Н.А. Торопова, Т.Н. Хаирова и др.[1; 4].
Эффективность использования
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе определяется комплексом специально подобранных организационных и психолого-педагогических приемов и методов управления учебно-практической деятельностью учеников.
Из этого следует, что деятельность педагога направлена на формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся и оказывает влияние на способность их к самоорганизации: о чем свидетельствуют многочисленные
исследования таких ученых, как: И.В. Забродина, Н.А. Козлова, Ю.В. Корчемкина, Е.Ю. Мандрикова, Л.Г. Махмутова, Л.Н. Павлова, С.Н. Фортыгина, М.Л. Хасанова и др.[2; 5]
Полученные результаты исследований по проблеме самоорганизации позволили уточнить, что под термином «самоорганизация» мы будем понимать ведущий функциональный психологический механизм мобилизации возможностей личности для реализации поставленной цели [5].
Среди основных методов исследования навыков самоорганизации деятельности обучаюшихся, можно выделить следующие: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования; диагностические методы оценки особенностей самоорганизации «Опросник самоорганизация деятельности» (Мандрикова Е. Ю.) [3].
Оценка уровня сфомированности навыков самоорганизации деятельности производилась посредством опросника самоорганизации деятельности (Мандрикова Е.Ю.), в основе которого лежат двадцать пять утверждений, которые распределены следующим образом: планомерность; целеустремленность; настойчивость; фиксация (фиксация на структурировании деятельности); самоорганизация (посредством внешних средств); ориентация на настоящее. Испытуемым необходимо было проранжировать
ряд утверждений по степени их значимости от 1 до 7, где 1 - полное несогласие, 7 - полное согласие с данным утверждением, 4 - середина шкалы.
Педагогическое исследование
проводилось на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-
педагогического университета. Всего в выборку вошло 29 студентов 2 курса факультета подготовки учителей начальных классов. В результате экспериментальной работы нами были получены следующие данные, что никто из студентов не продемонстрировал низкий уровень;
22 студента, что составляет 75,9% - имеют средний уровень самоорганизации, такие студенты при планировании собственной деятельности, полагаются на свою природную организованность и вспомогательные средства (ежедневники, записные книжки, планнинги); 7 студентов, что составляет 24,1% - имеют высокий уровень самоорганизации, такие студенты при планировании своей деятельности склонны постоянно использовать вспомогательные средства (ежедневники, планнинги, записные книжки).
Таким образом, результаты
проведенного исследования показывают, что большинство будущих педагогов (75,9%) продемонстрировали средний уровень навыков самоорганизации деятельности, такие студенты при планировании своего рабочего и личного времени полагаются на свою природную организованность и вспомогательные средства. При этом следует отметить, что чем выше у студента сформированы навыки
самоорганизации собственной деятельности, тем он чаще использует вспомогательные средства (ежедневники, планнинги и др.) и старается бережно относиться к своему здоровью. Напротив, студент, который продемонстрировал низкий уровень сформированности навыков самоорганизации, не привык использовать внешние вспомогательные средства, позволяющие управлять собственным временем. Такие студенты, как правило, попустительски относятся к сохранению и укреплению собственного здоровья
ЛИТЕРАТУРА
1. Коновалов И.Е. Применение здоровьесберегающих технологий в ССУЗ / И.Е. Коновалов // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 5. - С. 17-18.
2. Корчемкина Ю.В. Проектирование компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов / Ю.В. Корчемкина, С.Н. Фортыгина, Л.Г. Махмутова, М.Л. Хасанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 185-190.
3. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. - 2010.- №2. - С. 87-111.
4. Петрова Н.Ф. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школ-интернатов / Н.Ф. Петрова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39). - С. 20-21.
5. Развитие функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов / С.Н. Фортыгина, Н.А. Козлова, И.В. Забродина[и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 291-294.
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от №16-401 от 15.06.2022 г. по теме «Информационное обеспечение процесса управления самоорганизацией студентов» (руководитель Фортыгина С.Н.; рег. №16-401 от l5.06.2022 г.)