Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ФОРМОЙ КОНТРОЛЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ФОРМОЙ КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-ORGANIZATION OF ACTIVITY / LOCUS OF CONTROL / INTERNALITY / EXTERNALHOST / REGULARITY / PERSEVERANCE / FOCUS ON THE PRESENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимова Е.Р., Филимонова Е.А.

В статье рассматривается содержание понятий «локус контроля» и «самоорганизация» в рамках науки. Охарактеризованы роль и место самоорганизация деятельности в контексте локуса контроля. Приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи сформированности уровня саморегуляции с формой контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алимова Е.Р., Филимонова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF SELF-ORGANIZATION ACTIVITY WITH A FORM CONTROL

The article discusses the concepts of «locus of control» and «self-organization» in the framework of science. The role and place of self-organization activities in the context of locus of control. The results of empirical research of interrelation of formation of level of self-regulation with a form of control

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ФОРМОЙ КОНТРОЛЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ФОРМОЙ

КОНТРОЛЯ

Е.Р. Алимова,

студент,

Томский Государственный Педагогический Университет,

г. Томск Е.А. Филимонова, заместитель декана факультета психологии, связей с общественностью, рекламы, Томский Государственный Педагогический Университет,

г. Томск,

THE RELATIONSHIP OF SELF-ORGANIZATION ACTIVITY WITH A FORM CONTROL

E. R. Alimovа, student, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

E. A. Filimonova, Deputy Dean of the faculty of psychology, public relations, advertising, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается содержание понятий «локус контроля» и «самоорганизация» в рамках науки. Охарактеризованы роль и место самоорганизация деятельности в контексте локуса контроля. Приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи сформированности уровня саморегуляции с формой контроля.

ABSTRACT

The article discusses the concepts of «locus of control» and «self-organization» in the framework of science. The role and place of self-organization activities in the context of locus of control. The results of empirical research of interrelation of formation of level of self-regulation with a form of control.

Ключевые слова: самоорганизация деятельности, локус контроля, интернальность, экстернальность, планомерность, настойчивость, ориентация на настоящее.

Keywords: self-organization of activity, locus of control, internality, externalhost, regularity, perseverance, focus on the present.

Важнейшей характеристикой личности, определяющей её социальную зрелость, является ответственность. В отечественной и зарубежной психологии широко представлена концепция о двух типах личностной ответственности (теория локуса контроля, J. Rotter) [4]. По мнению А.А. Реана, локус контроля - это склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе [3].

Выделяются два крайних типа локализации локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие события, прежде всего, зависят от его компетентности, целеустремленности, способностей и детерминируются его собственной активностью и усилиями. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи определяются, в первую очередь, действием внешних обстоятельств, везением, случайностью, действиями других людей [1].

Локус контроля является психологическим понятием, отражающим одну из важнейших характеристик личности - степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Но независимо от локуса контроля, для успешного осуществления задуманных планов каждому необходимо обладать навыками самоорганизации деятельности.

Самоорганизация деятельности, по определению Е.Ю. Мандриковой, - это структурирование личного времени, тактическое планирование и стратегическое целеполагание [2]. Следовательно, самоорганизацию можно понимать, как способность правильно и четко выстроить собственную деятельность.

Для эмпирического изучения взаимосвязи формы локуса контроля и уровней самоорганизации деятельности, нами был отобран диагностический инструментарий, состоящий из методик: тест «Локус контроля» Дж. Роттера и опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой.

Экспериментальное исследование было проведено на базе Томского государственного педагогического университета, выборка представлена 40 разнополыми испытуемыми в возрасте 17-19 лет.

В ходе исследования нами были выделены две подгруппы испытуемых с разной формой локуса контроля. Было установлено, что к интернальности склонны 73% испытуемых. Их личностное развитие характеризуют: адекватное самопознание, самостоятельность в принятии и выполнении решений, низкая или средняя конформность, активность в познавательной деятельности, уверенность в себе, хорошая саморегуляция и оптимистическое мировоззрение.

Экстернальной формой локуса контроля обладают 27% испытуемых. Внешняя форма контроля присуща людям, склонным ориентироваться на внешние фак-

торы, часто не способным к самостоятельному принятию решений, не уверенным в собственных силах из-за отсутствия достаточной информированности об актуальном состоянии дел.

В подгруппе, обладающей интернальной формой локуса контроля, выявлен высокий общий уровень развития навыка самоорганизации - 66%. Это свидетельствует о том, что испытуемым свойственно видеть и ставить цели, планировать деятельность, прибегая к помощи внешних средств, проявлять волевые качества и настойчивость на пути к цели, иногда теряя поведенческую «гибкость». Средним уровнем самоорганизации обладают 34% испытуемых. Для них характерна достаточно быстрая перестройка на новую деятельность, но свою ежедневную активность они не всегда способны четко распланировать.

В данной подгруппе по шкале «Планомерность» у 52% испытуемых обнаружен высокий уровень развития данного свойства. Это говорит о том, что такие испытуемые достаточно планомерны, предпочитают последовательно реализовывать поставленные цели, имеют развитые навыки тактического планирования. 41% испытуемых обладает средним уровнем развития данного свойства. Такие испытуемые в умеренной степени склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей.

Низкий уровень развития навыков планомерности обнаружен у 7% испытуемых. Им сложно даётся планирование собственной деятельности и планомерное следование разработанному плану.

По шкале «Целеустремленность» выявлено, что 90% испытуемых обладают высоким и 10% средним уровнем развития данного свойства. Высокие показатели по данной шкале подтверждают, что испытуемые являются целеустремленными и целенаправленными; они знают, чего хотят и к чему стремятся; идут по направлению к своим целям. Средние показатели по данной шкале указывают на то, что испытуемые достаточно хорошо видят и понимают свои цели, способны достигать их, хотя в жизни не всегда их деятельность направлена на достижение каких-либо ясных и определенных целей.

По шкале «Настойчивость» результаты испытуемых распределились следующим образом: 52% обладают высоким уровнем развития свойства настойчивости, 48% испытуемых - средним. Испытуемые с высоким уровнем развития навыков настойчивости волевые и организованные люди, способные усилием воли структурировать свою поведенческую активность и завер-

шить начатое дело. Средний уровень развития навыков настойчивости указывает на то, что такие испытуемые достаточно организованны и структурированы, способны на волевые усилия, хотя и могут оставить начатое дело, переключаясь на более значимые в данный момент виды деятельности.

По шкале «Фиксация» обнаружено, что 34% испытуемых обладают высоким уровнем развития данного свойства, 59% - средним и 7% - низким. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют, что такие испытуемые исполнительны и обязательны, стремятся всеми возможными способами завершить начатое дело, но могут быть недостаточно гибкими в планировании своей деятельности и в построении отношений. Средние показатели характерны для гибких в планировании своей деятельности и в построении отношений людей, стремящихся выполнять данные ими обязательства. Испытуемые с низкими показателями легко переключаются на новые виды деятельности и общения; в отдельных ситуациях могут восприниматься недостаточно обязательными и последовательными.

Следующим образом распределились показатели по шкале «Самоорганизация»: 10% испытуемых обладают высоким уровнем (при планировании своей деятельности они склонны пользоваться вспомогательными средствами: блокнотом, ежедневником, планнингом и др.); 52% имеют средний уровень самоорганизации («природная» организованность в деятельности сочетается со способностью полагаться на вспомогательные средства при планировании своего времени); 38% обладают низким уровнем (склонность к использованию внешних средств, помогающих в управлении временем, не выявляется; страдает качество самоорганизации и др.).

По шкале «Ориентация на настоящее» выявлено 66% испытуемых с высоким показателем и 34% - со средним. Испытуемые с высокими показателями по шкале ориентации на настоящее склонны фиксироваться на происходящем с ними в настоящий момент времени, для них переживания и происходящее «здесь и сейчас» имеет особую ценность и значимость. Испытуемые со средними показателями склонны находить более ценным собственное психологическое прошлое или будущее, нежели происходящее в настоящее время.

В подгруппе, обладающей экстернальной формой локуса контроля, у 73% испытуемых выявлен средний общий уровень самоорганизации; у 27% - высокий уровень. В таблице представлены показатели по разным шкалам.

Таблица 1

Интерналы Экстерналы

Пл. Ц. Н. Ф. С. Ор. Пл. Ц. Н. Ф. С. Ор.

Высокий Ур. 52% 90% 52% 34% 10% 66% 36% 73% 45% 19% - 36%

Сред. Ур 41% 10% 48% 59% 52% - 19% 27% 36% 73% 27% 19%

Низкий Ур. 7% - - 7% 38% 34% 45% - 19% 8% 73% 45%

Проведя сравнительный анализ двух подгрупп экстернальной формой, навыки планомерности, на-испытуемых с разными формами локуса контроля, мы стойчивости, ориентации на настоящее и самооргани-можем сделать вывод о том, что у лиц, обладающих зации развиты менее, нежели чем у испытуемых, обла-

дающих интернальной формой контроля. Это связано с тем, что личности, обладающие экстернальной формой контроля, уверены в том, что от их действий ничего не зависит, результат все равно будет соответствовать внешним факторам. В результате, они не считают нужным прилагать какие-либо усилия для планирования и достижения поставленных целей. Так же, не будучи ориентированными на настоящее, экстерналы не имеют представления об актуальном положении дел, что мешает им планомерно выстроить свою деятельность.

Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, мы можем сделать вывод о том, что испытуемые, обладающие экстернальной формой ло-куса контроля, менее склонны к организации собственной деятельности, чем испытуемые, обладающие ин-тернальной формой; придавая решающее значение

влиянию внешних факторов, они проявляют инактив-ность в достижении поставленных целей.

Список литературы:

1. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. -Санкт - Петербург, Питер, 2005. - 65 с.

2. Мандрикова, Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 87 - 111.

3. Реан, А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. - Санкт - Петербург, Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.

4. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Санкт - Петербург, Питер Ком, 1999. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.