Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ'

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛЬ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдочкина Юлия Сергеевна, Сафонова Марина Вадимовна

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных смысложизненным ориентациям и самоорганизации обучающихся. Последняя рассматривается как совокупность свойств и способностей личности, позволяющих эффективно организовать собственную деятельность. Отмечается противоречие между имеющимися научно обоснованными способами самоопределения в образовательном процессе и отсутствием у большинства обучающихся умений самоорганизации. Цель статьи - охарактеризовать особенности смысложизненных ориентаций воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий во взаимосвязи с уровнями самоорганизации. Методологию исследования составляют: концепции и инновационные модели личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.), исследования в области саморегуляции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Б. Зинченко, А.А. Леонтьев), теория стремления к смыслу В. Франкла, психология смысла Д.А. Леонтьева, теория смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновского. В исследовании приняло участие 242 воспитанника системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края. Базой исследования выступили краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» (ККК), краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесосибирский кадетский корпус» (ЛКК), краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шарыповский кадетский корпус» (ШКК) и краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» (КМЖГИ). Для диагностики применялись опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана. Результаты. Исследование показало, что большинство подростков обладают уровнем сформированности смысложизненных ориентаций по всем шкалам преимущественно на низком и среднем уровнях. Существуют связь между всеми параметрами смысложизненных ориентаций (цель жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля - Я и локус контроля - жизнь) и самоорганизацией. Смысложизненные ориентации являются ведущим фактором, способствующим определению жизненных целей. Заключение. Сделаны выводы, что в подростковом возрасте высокий уровень самоорганизации можно считать одним из факторов, влияющих на положительную удовлетворенность жизнью, наличие перспективных целей. Самостоятельность, целеустремленность, осознание собственного отношения к себе, к миру являются значимыми и составляют основу для самореализации себя в социальном мире, придают жизни осмысленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF LIFE-PURPOSE ORIENTATIONS AMONG STUDENTS OF CADET CORPS AND MARIINSKY WOMEN' S BOARDING SCHOOLS

Statement of the problem. The article provides an overview of theoretical concepts and studies on the meaning of life orientations and self-organization of students. The latter is considered as a set of properties and abilities of a person, allowing effective organization of one' s own activities. A contradiction is noted between the existing scientifically substantiated methods of self-determination in the educational process and the lack of self-organization skills in most students. The purpose of the articleis to characterize the features of life-meaning orientations among students of the cadet corps and the Mariinsky female secondary schools. Research methodologycomprises concepts and innovative models of the personality-activity approach (E.V. Bondarevskaya, A.A. Verbitsky, L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, A.N. Leont'ev et al.), research in the field of self-regulation of activity (K.A. Abulkhanova-Slavskaya, V.B. Zinchenko, A.A. Leontyev), research on the theory of aspiration to the purpose of life by `V. Frankl, psychology of meaning by D.A. Leontiev, the theory of life-purpose orientations by V.E. Chudnovsky. The study involved 242 pupils of the system of cadet and female secondary education in the Krasnoyarsk region. For diagnostics, questionnaires were used entitled Test of Life-Purpose Orientations by D.A. Leontiev and Questionnaire of Self-Organization Activities by E.J. Mandrikova. The study was carried out in the regional state budgetary institution of general education „Krasnoyarsk Cadet Corps Named After A.I. Lebed”, regional state budgetary institution of general education ”Lesosibirskiy Cadet Corps”, regional state budgetary institution of general education „Sharypovskiy Cadet Corps” and the regional state budgetary institution of general education „Krasnoyarsk Mariinsky Women' s Boarding School”. Results. The study showed that most adolescents have predominantly low and middle levels of formation of life-purpose orientations. There is a connection among all parameters of life-purpose orientations (the purpose of life, the process of life, the effectiveness of life, locus control - I and locus control - life) and self-organization. Life-purpose orientations are a leading factor contributing to the definition of life goals. Conclusion. It could be concluded that a high level of self-organization among adolescents can be considered as one of the factors providing positive satisfaction with life, presence of promising goals. Independence, determination, awareness of one's atti-tude to oneself, to the world are significant and form the basis for self-realization in the social world, give meaning to life.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-187

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ

Ю.С. Давыдочкина (Красноярск, Россия) М.В. Сафонова (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных смысложизненным ориентациям и самоорганизации обучающихся. Последняя рассматривается как совокупность свойств и способностей личности, позволяющих эффективно организовать собственную деятельность. Отмечается противоречие между имеющимися научно обоснованными способами самоопределения в образовательном процессе и отсутствием у большинства обучающихся умений самоорганизации. Цель статьи - охарактеризовать особенности смысложизненных ориентаций воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий во взаимосвязи с уровнями самоорганизации.

Методологию исследования составляют: концепции и инновационные модели личностно-дея-тельностного подхода (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.), исследования в области саморегуляции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Б. Зин-ченко, А.А. Леонтьев), теория стремления к смыслу В. Франкла, психология смысла Д.А. Леонтьева, теория смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновско-го. В исследовании приняло участие 242 воспитанника системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края. Базой исследования выступили краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» (ККК), краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесосибирский кадетский корпус» (ЛКК), краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шарыповский кадетский корпус» (ШКК) и краевое государствен-

ное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» (КМЖГИ). Для диагностики применялись опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Ман-дриковой, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения выборок использован и-критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана.

Результаты. Исследование показало, что большинство подростков обладают уровнем сфор-мированности смысложизненных ориентаций по всем шкалам преимущественно на низком и среднем уровнях. Существуют связь между всеми параметрами смысложизненных ориентаций (цель жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля - Я и локус контроля - жизнь) и самоорганизацией. Смысложизненные ориентации являются ведущим фактором, способствующим определению жизненных целей.

Заключение. Сделаны выводы, что в подростковом возрасте высокий уровень самоорганизации можно считать одним из факторов, влияющих на положительную удовлетворенность жизнью, наличие перспективных целей. Самостоятельность, целеустремленность, осознание собственного отношения к себе, к миру являются значимыми и составляют основу для самореализации себя в социальном мире, придают жизни осмысленность.

Ключевые слова: самоорганизация, планирование, продуктивность, самостоятельность, цель, смысл жизни, смысложизненные ориентации, ценности.

Постановка проблемы. Интересуясь понятием «смысложизненные ориентации», мы пришли к выводу, что существует множество факторов, влияющих на формиро-

вание значимых ценностей и понимание смысла жизни в подростковой среде. Исследователи рассматривают данное понятие на примере обучающихся средних общеобразовательных школ

[Андросенко, 2005, Буреломова1, 2013, Грачева, 2014], учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений [Богомаз, 2011; Казарян, 2018]. Однако отмечается недостаток исследований, в которых данный аспект рассматривается для подростков, обучающихся в учреждениях закрытого типа.

Цель статьи - охарактеризовать особенности смысложизненных ориентаций воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий; выявить уровень самоорганизации с целью определения направлений работы психолога с подростками, родителями и учителями для оказания психологической помощи обучающимся.

Методологию исследования составляют: концепции и инновационные модели личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,

A.Н. Леонтьев и др.); исследования в области саморегуляции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Б. Зинченко, А.А. Леонтьев); особенности временной организации жизнедеятельности (Т.А. Доброхотова, H.A. Мусина, H.H. Браги-на, Ю.М. Забродин).

В исследовании приняло участие 242 воспитанника системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края, из них 202 мальчика и 41 девочка.

Диагностический пакет состоит из 6 методик: анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандри-ковой, опросник рефлексивности А.В. Карпова, опросник «Стиль саморегуляции поведения»

B.И. Моросановой.

Поскольку в настоящей статье отражены результаты, полученные с помощью двух методик, дадим им подробное описание.

Для диагностики сформированности навыков планирования и стратегического целепола-

1 Буреломова A.C. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 2013.188 с.

гания применялся опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой. Также методика позволяет диагностировать отдельные проявления саморегуляции обучающихся, отражающиеся в 6 шкалах: планомерность, целеустремленность, настойчивость, самоорганизация, фиксация, ориентация на настоящее.

Для диагностики взаимосвязи смысложиз-ненных и ценностных ориентаций был использован «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, включающий пять шкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля - Я и локус контроля - жизнь). Результаты могут рассматриваться как показатель сформированности навыков целеполагания в рамках исследования общей осмысленности жизни.

Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана. Расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной статистической программы StatgraphicsPlusv.2.1.

Обзор научной литературы. Исследования смысла жизни и ценностей достаточно популярны как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Большое количество исследований направлено на изучение взаимосвязи ценностных ориентаций с различными психологическими особенностями личности человека.

Понятие «смысл жизни», с одной стороны, охватывает и объединяет профессиональное, духовное, психологическое здоровье, убеждения человека [Maree, 2002], а с другой - относится к умению приспосабливаться к различным обстоятельствам жизни [Manzini, 2012]. А. Антоновский [Antonovsky, 1993] утверждает, что возникающее чувство внутренней согласованности системы ценностей человека является ресурсом, который объясняет смысложизненую ориентацию как взгляд на жизнь.

< И

я

а

4

tí PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и fc с £tí

и

о

[-4

0

ё

и

Ян

1

>>

0

1

и

W tr

s

ь

l-ч <

э

G

«

S К

H U

w

PQ

Исследование смысла жизни человека также отражено в исследованиях К. Юнга, А. Адлера, В. Франкла. В отечественной психологии данное понятие рассматривали А.А. Бода-лев, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев и другие ученые.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл порождается отношением мотива к цели. Б.С. Братусь в своих исследованиях определяет смысл как сложную динамическую систему, которая обусловливает всю жизнедеятельность человека [Братусь, 2004]. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл как «принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым» [Леонтьев, 2007].

В.Э. Чудновский отмечает, что когда человеку недостаточно жизненного опыта и знаний, происходит выбор формирования своего предназначения в жизни, соответственно, подростковый возраст является сензитивным периодом развития ценностей. Следовательно, смысло-жизненные ориентации представляют собой состояние направленности личности на достижение смысла жизни [Чудновский, 2006].

Исследования смысложизненных ориента-ций современных исследователей сегодня направлены на сравнение понятия «смысла жизни», определение ключевых смысложизненных ориентаций на разных этапах онтогенеза [Ми-хайлюк, 2011; Грачева, 2014; Сахарова, 2012]. Интересным является подход зарубежных исследователей, которые рассматривают вышеуказанные феномены с точки зрения восприятия мира, считая, что определенные ценности формируются благодаря обобщенным ожиданиям того, что произойдет что-то хорошее, либо за счет предвосхищения возникновения негативных событий [Scheier, Carver, 1985; Chang et al., 1997]. Также отмечается, что люди, оптимистично воспринимающие ежедневные события, получают благоприятные результаты в различных сферах своей жизнедеятельности, привлекая при этом поддерживающие социальные отношения и часто используя стратегию адаптивного преодоления. Смысложизненные ориентации рассматриваются учеными как определенная модель саморе-

гуляции, в которой человек должен оценивать потенциальные трудности, связанные с достижением желаемой цели. В ответ на эту оценку люди пытаются достичь своих целей, несмотря на невзгоды, либо отстраняются от задуманного [Vassar, Bradley, 2010].

Исследования зарубежных ученых указывают на то, что локус контроля, то есть восприятие внутреннего или внешнего контроля поведения и последствий, влияет на самопроекцию на будущее и определение ближайших и перспективных целей [Schultheissetal, Stead, 2004].

Разнообразно представлены исследования, определяющие взаимосвязи между смыс-ложизненными ориентациями и особенностями профессионального выбора профессии [Мишин, 2015], агрессивностью, как в подростковом, так и в юношеском возрасте [Зубова, Кириенко, 2018; Турсунов, 2016, Слотина2, 2002], рефлексией [Клементьева, 2013], мотивацией учебной деятельности [Магазева, Чувата-ева, 2013], социальными представлениями о мире [Никитенко, 2013], ценностями девочек-подростков с антисоциальным поведением [Разумовская3, 2009]. Таким образом, анализируются смысложизненные ориентации в зависимости от гендерной и возрастной принадлежности субъектов, устанавливается взаимосвязь с устойчивыми чертами личности.

Вызывает интерес исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций с демографической сегментацией людей [Bassam, 2019]. Результаты показывают, что образование и религия не представляют существенной разницы при определении ключевых ценностей. Тем не менее установлено, что пол, семейное положение, статус, место жительства, статус работы, возраст и количество членов семьи являются существенными переменными.

Для нас наибольший интерес вызывают исследования смысложизненных ориентаций в

2 Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. СПб., 2002.

3 Разумовская П.Е. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2009.

подростковом возрасте [Попова4, 2009, Рама-наускайте5, 2010]. Ученые исследуют факторы, влияющие на формирование смысложиз-ненных ориентаций подростков в общеобразовательных учреждениях, а также в учреждении дополнительного образования. Также проводились исследования, направленные на проблемы формирования смысложизненных ориента-ций у детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработаны критерии успешности выпускников данных заведений. Опираясь на взгляды таких ученых, как И.Ю. Истошин, Ш.А. Надирашвили, исследователи утверждают, что именно в подростковом возрасте фор-

мируются ценностные ориентации, где главными условиями их сформированности выступают высокий уровень рефлексии, жизненный опыт, произвольное поведение.

Мы планируем дополнить эту область знания результатами нашего исследования, рассматривая особенности смысложизненных ориентаций у обучающихся в учреждениях закрытого типа.

Результаты исследования. В настоящей статье представлены результаты изучения особенностей смысложизненных ориентаций у воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края.

Таблица 1

Средние значения по шкалам опросника самоорганизации Е.Ю. Мандриковой в группах воспитанников разных учреждений

Average values according to scales of E.Y. Mandrikova's self-organization questionnaire in student groups of different institutions

Table 1

Показатель Учреждение

КМЖГИ ШКК ККК ЛКК

Планомерность 16,88 15,46 13,11 12,78

Целеустремленность 34,48 28,32 28,57 33,41

Настойчивость 27,50 21,61 22,65 20,49

Фиксация 21,25 21,56 19,17 18,98

Самоорганизация 10,65 9,12 5,62 10,34

Ориентация на настоящее 10,25 7,68 8,18 8,61

<

PQ £ a

4

с

PQ

S s

ES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w

H

S

и ^

д

PQ ■S

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и о

l-ч

о

ë и ft

s

Из полученных данных по шкале «Планомерность» можно отметить, что преобладает низкий уровень. Абсолютное большинство обучающихся несобранны, для них характерно отсутствие стойкой мотивации при планировании своей деятельности в течение дня, а также четко разработанного плана, чаще всего действуют стихийно и необдуманно. По данному показателю не выявлено достоверных различий между мальчиками и девочками.

Попова Т.А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

Раманаускайте С.И. Формирование смысложизненных ориентаций подростка в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005.

При этом можно отметить, что, согласно шкале «Целеустремленность», направленность у девочек на определенный результат выше, чем у мальчиков. Им присущи такие характеристики, как адекватная самооценка, ответственное отношение, устойчивая концентрация внимания на определенной ситуации. Мальчики отличаются более низкой концентрацией на поставленных задачах. Им не свойственно концентрироваться на перспективных и текущих целях, в отличие от девочек.

По шкале «Настойчивость» более высокие показатели прослеживаются у девочек, чем у мальчиков (р<0,05). Их отличают повышенная сконцентрированность на действии, проявление активности, направленной на мобилизацию

>>

0

1

и

W V

s

ь

[-4 <

э

с

«

S К

H U

w

PQ

своих возможностей. Однако мальчики способны прикладывать волевые усилия для достижения определенных планов.

Воспитанники схожи стремлением довести начатое до конца. При этом независимо от пола прослеживается ригидность при планировании своей деятельности, проявляющаяся в неготовности обучающихся к внешним изменениям, происходит сопротивление незапланированным событиям, проявляются увеличение собственной значимости, высокая степень недоверия (шкала «Фиксация»).

Воспитанникам не свойственно использовать вспомогательные средства для повышения своей результативности, такие как планинги, ежедневники, в которых составляются текущие списки дел либо расписываются перспективные планы (шкала «Самоорганизация»).

Как видно из табл. 2, показатели средних значений у мальчиков ниже, чем у девочек, это характерно как для общего показателя, так и для отдельных шкал. Для выявления особенностей

Девочки в большей степени, чем мальчики, склонны не откладывать на будущее те дела, которые можно выполнить в настоящем (шкала «Ориентация на настоящее»).

Таким образом, несмотря на обогащенную учебно-воспитательную систему, своеобразный уклад, простроенный режим и распорядок жизнедеятельности, разнообразие образовательных практик и технологий, реализацию вариативной и инвариативной составляющей, обеспечивающих развитие интересов и потребностей, значительной части обучающихся присущ низкий уровень самоорганизации. Воспитанники не склонны распределять свое время, определять приоритетные задачи, отсутствует самостоятельность в решении, планировании и целеполагании, что является важным для достижения лично значимых целей и преодоления возникающих ситуативных затруднений.

Таблица 2 Table 2

смысложизненных ориентаций у воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий рассмотрим отдельно каждую шкалу по уровневым значениям.

80 60 40 20 0

66% 55%

25% 22%

5%

I мальчики девочки

высоким

среднии

низкии

Рис. 1. Уровневое распределение обучающихся по шкале «Цели в жизни» Fig. 1. Level distribution of students according to the scale „Goals in life"

Показатели средних значении по методике «Тест смысложизненных ориентации» (Д.А. Леонтьев)

Indicators of average values according to the method „Test of meaning-life orientations" (D.A. Leontyev)

Шкалы Группа Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус контроля - Я Локус контроля -жизнь Общий показатель

Общее значение 31,99 30,65 26,56 22,85 31,30 104,01

Девочки 33,40 32,80 28,38 25,15 33,85 113,28

Мальчики 30,61 28,56 24,78 20,61 28,80 98,90

Как видно из рис. 1, низкий уровень демонстрируют 29 % мальчиков и 22 % девочек, средний - 66 и 55 %, высокий - 5 и 25 % соответственно. Полученные данные свидетельствуют о том, что больше половины обучающихся с уверенностью смотрят в будущее

и удовлетворены своей жизнью в данный момент. Однако следует отметить, что имеется значительная часть воспитанников, которые сосредоточены только на повседневных делах, не думая о своих дальнейших перспективах и развитии.

60 40 20 0

51%

17% 22% 3Z/0 23%

| мальчики девочки

еысокии

средиии

низкии

Рис. 2. Уровневое распределение обучающихся по шкале «Процесс жизни» Fig. 2. Level distributionofstudents according tothescale„Life process"

Данные, представленные на рис. 2, показывают, что как у мальчиков (51 %), так и у девочек (55 %) преобладает средний уровень по шкале «Процесс жизни». Результаты говорят о том, что в целом учащиеся считают свою жизнь интересной, насыщенной событиями и переживаниями, наполненной смыслом, такие подростки, как правило, имеют активную жизненную позицию.

На низком уровне по данной шкале находится 32 % мальчиков и 23 % девочек. Это сви-

детельствует о том, что обучающиеся неудовлетворены своей жизнью в настоящий момент, они воспринимают происходящее как бесмысленное провождение времени, ежедневные события их не всегда радуют. Им часто кажется, что жизнь, возможно, была полноценной на ранних этапах развития или когда-то станет интересной в будущем. Наблюдается усталость от жизни, которая сопровождается соответствующим эмоциональным фоном.

< И

а

ч

с

PQ

О t О 4

а й S ü е §

э

о

о о

ъ з

§ а

П F

Н « Й

« с «

S

к

н и

w

PQ

Рис. 3. Уровневое распределение обучающихся по шкале «Результативность жизни» Fig. 3. Level distribution of students according to the scale „Life Efficiency"

Данные, представленные на рис. 3, под- видом деятельности. Однако следует отметить, крепляют результаты по предыдущему пока- что четверть обучающихся (29 % мальчиков и зателю. Средний уровень, наблюдающийся у 25 % девочек) испытывают неудовлетворение, 68 % мальчиков и 60 % девочек, характеризует- они не считают свою жизнь осмысленной, под-ся удовлетворенностью прожитой частью жиз- вержены сиюминутным удовольствиям, полони, самореализацией, такие обучающиеся счи- жительное влияние на них может оказать рефе-тают, что они занимаются значимым для них рентная группа.

[ 95 ]

80 60 40 20 0

56% 62%

34%

1 23%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I мальчики девочки

высокии

средиии

низкии

Рис. 4. Уровневое распределение обучающихся по шкале «Локус контроля -Я» Fig. 4. Level distribution of students according to the scale „Locus control -1"

Показатели по данной шкале (рис. 4) самые низкие по сравнению с остальными. Только 10 % мальчиков и 15 % девочек находятся на высоком уровне, что ха-

рактеризует их как сильную личность, знающую, какой конкретно результат хочет достичь и какие действия для этого необходимо предпринять.

Рис. 5. Уровневое распределение обучающихся по шкале «Локус контроля - жизнь» Fig. 5. Level distribution of students according to the scale „Locus control - life"

Высокий уровень говорит о том, что практически половина девочек и лишь 15 % мальчиков от общей выборки понимают, что сами могут управлять своей жизнью, принимать решения и находить им воплощение, прилагая при этом усилия для достижения своих целей. При этом обучающиеся, находящиеся на среднем (61 % мальчиков и 35 % девочек) и низком (24 и 18 % соответственно) уровнях испытывают трудности при самореализации потенциала, считая, что жизнь человека неподвластна личному контролю.

Предполагаем, что выявление значимых взаимосвязей показателей самоорганизации и смысложизненных ориентаций определит механизмы педагогического воздействия на обучающихся.

Отмеченные параметры имеют прямую корреляционную связь. Как мы видим

из опросника самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой, параметр самоорганизации связан с ориентацией на настоящее и планомерностью своих действий. Таким образом, самоорганизация - это прежде всего организация своей деятельности в настоящем. Как раз по этим показателям подростки имеют самые низкие результаты. Именно параметр самоорганизации связан со всеми шкалами теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. В тесте все параметры связаны с параметром «Локус контроля - жизнь», и, судя по результатам, преобладающие уровни у подростков - средний и низкий. Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше уровень самоорганизации, тем больше степень удовлетворенности собственной жизнью, выше самостоятельность при принятии решений, реализация своего потенциала.

Таблица 3

Взаимосвязь между параметрами, статистическая значимость ненулевой корреляции которых на уровне достоверности 95 %

Table 3

The relationship among the parameters, statistical significance of non-zero correlation of which is at the confidence level of 95 %

Параметры Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус контроля - Я Локус контроля - жизнь Планомерность Целеустремленность Настойчивость Фиксация Ориентация на настоящее Самоорганизация

Цели жизни

Процесс жизни

Результативность жизни

Локус контроля - Я

Локус контроля - жизнь

Планомерность

Целеустремленность

Настойчивость

Фиксация

Ориентация на настоящее

Самоорганизация

<

PQ £ a

4

с

PQ

Заключение. 1. В общей выборке большинство обучающихся кадетских корпусов и Мари-инских женских гимназий обладают уровнем сформированности смысложизненных ориента-ций по всем шкалам на низком и среднем уровнях. Следует отметить, что по шкалам «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля - Я» отмечается преимущественно средний уровень без существенных различий между мальчиками и девочками, а по шкале «Локус контроля - жизнь» у девочек отмечается высокий, а у мальчиков - средний уровень. В сочетании с более высоким уровнем по шкале «Цели в жизни» девочек можно охарактеризовать как считающих себя способными ставить цели, управлять своей жизнью, принимать решения, прилагать усилия для достижения своих целей.

2. Уровень выраженности параметров самоорганизации у обучающихся в системе кадетского и женского гимназического образова-

ния преимущественно низкий и средний. Между мальчиками и девочками достоверные различия обнаружены по шкале «Настойчивость», у девочек отмечаются более высокие средние значения по шкалам «Планомерность», «Целеустремленность», «Ориентация на будущее». Как показал корреляционный анализ, параметр самоорганизации связан с ориентацией на настоящее и планомерностью своих действий, что позволяет рассматривать самоорганизацию как организацию своей деятельности в настоящем. В этой связи заслуживает пристального внимания опыт Красноярской Мариинской женской гимназии-интерната, поскольку ее воспитанницы отличаются более высоким общим уровнем самоорганизации в сравнении с обучающимися в кадетских корпусах.

3. Существует прямая связь между всеми параметрами смысложизненных ориентаций (цель жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля - Я и локус контроля -

К

а

ш н S

и ^

д

PQ ■К

0

1

к

ш

PQ

н U fc С

и о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

жизнь) и самоорганизацией. Смысложизненные ориентации являются ведущим фактором, способствующим определению жизненных целей и их реализации.

4. Понимание взаимосвязей параметров самоорганизации и смысложизненных ориен-таций позволит правильно планировать и осуществлять психологическую работу в условиях образовательного процесса в закрытых образовательных учреждениях.

Дальнейшее исследование предполагает корреляционный анализ в группах мальчиков и девочек, а также в группах внутри отдельных образовательных учреждений, что позволит предложить адресные результативные программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Библиографический список

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 5. С. 63-70. URL: https://vk.com/ topic-86610177_32115327

2. Андросенко М.Э. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования // Прикладная психология и психоанализ. 2005. № 3. С. 3-17.

3. Богомаз C.A. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. C. 163-166. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_ page=archive&id=857&article_id=6042

4. Братусь Б.С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 102.

5. Волочков A.A. Ценностная направленность как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. № 2, Т. 25. C. 1-33. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=17695417

6. Грачева Н.М. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций и представлений о себе и мире у старшеклассников // Северо-Кавказский психологический

вестник. 2014. № 2. C. 47-50. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21947106

7. Давыдочкина Ю.С., Сафонова М.В. Сформированного навыков стратегического целе-полагания как одно из условий успешной самоорганизации обучающегося // Герценов-ские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 160-165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41751437

8. Зубова Л.В., Кириенко А.А. К вопросу о взаимосвязи смысложизненных ори-ентаций и агрессивности подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2. С. 70-76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vzaimosvyazi-smyslozhiz-nennyh-orientatsiy-i-agressivnosti-podrostkov

9. Казарян А.А. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп // Молодой ученый. 2018. № 18. С. 438-443. URL: https:// moluch.ru/archive/204/50113/

10. Клементьева М.В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 276-284 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-biograficheskoy-refleksii

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Academia, 2005. 352 с. URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/ index.html

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с. URL: https://www.litres.ru/d-leontev/ psihologiya-smysla-priroda-stroenie-i-dinamika-smyslovoy-realnosti/chitat-onlayn/

13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. URL: https://docplayer.ru/27889736-D-a-leontev-test-smyslozhiznennyh-orientaciy-szho.html

14. Магазева Е.А., Чуватаева М.К. Взаимосвязь 20. мотивации учебной деятельности со смыс-ложизненными ориентациями студентов медицинского вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-so- 21. smyslozhiznennymi-orientatsiyami-studentov-meditsinskogo-vuza/viewer

15. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 59-83. URL: https://www.studmed.ru/psihologicheskaya-diagnostika-2010-02_73c56ed9771.html 22.

16. Михайлюк А.Н. Система жизненных ценностей и особенности смысложизненных ори-ентаций молодежи // Российский психологический журнал. М.: КРЕДО, 2011. № 3. C. 74-80 [Электронный ресурс]. URL: https:// rpj.ru.com/index.php/rpj/issue/view/29/ T8%233%20R

17. Мишин И.А. Взаимосвязь смысложизнен- 23. ных ориентаций и особенностей профессионального выбора будущих специалистов // Акмеология. 2015. № 3. C. 117-118. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-smyslo- 24. zhiznennyh-orientatsiy-i-osobennostey-profes-sionalnogo-vybora-buduschih-spetsialistov

18. Никитенко П.Д. Взаимосвязь социальных представлений о мире и смысложизнен-ных ориентаций в различных условиях со- 25. циализации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2013. № 3. С. 250-257. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-sotsial-nyh-predstavleniy-o-mire-i-smyslozhiznennyh- 26. orientatsiy-v-razlichnyh-usloviyah-sotsializat-sii-molodezhi

19. Нос Е.Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия // Сибирский психологи- 27. ческий журнал. 2009. № 34. С. 106-108. URL: http://journals.tsu.ru/psychology/&journal_ page=archive&id=983&article_id=19922

Орлова Д.В. Сущность понятия «самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях // Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский союз ученых». 201б. № 25, ч. 4. С. 57-59. DOI: 10.31618/esu.2411-6467.8.53.1 Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысло-жизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технологического университета. 2012. № 10-2. С. 15б-1б0 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/vozrastnaya-dinamika-smyslo-zhiznennyh-orientatsiy-lichnosti Турсунов В.В. Взаимосвязь смысложизнен-ных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте // Личность в менящемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 201б. № 3. С. б4-73. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vzaimosvyaz-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-agressivnosti-v-yunosheskom-vozraste

Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни: избр. тр. М.: Изд-во Моск. психол.-социальн. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 200б. 7бб с. Шестакова Е.В. Формирование интегра-тивного механизма самоорганизации производственно-экономических систем: монография. Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2Q17. 4QQ с.

Antonovsky A. The implications of salutogen-esis: An outsider's view // A.P. Turnbull, J.M. Patterson, S.K. Behr, D.L. Murphy, J.G. Marquis, & M.J. Blue-Banning ^ds.) Cognitive coping, families and disability. Baltimore: Brooks, 1993. P. 111-122.

Bassam Yousef Ibrahim Banat. Life Orientation among Palestinians // Amaintensamente la inteligencia. San Agustin. 2Q19. Vol. 12Q, No. 13. P. 13б7-137б. URL: https://www.researchgate. net/publication/ 338018247_Life_orientation_ among_Palestinians

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chang E. et al. Optimism and pessimism as partially independent constructs: relationship to positive and negative affectivity and psychological wellbeing // Personality and individual

<

PQ £ a

4

tí PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и ft с £tí

и

о

[-4

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

differences. 1997. Vol. 23, No. 3. P. 433-440. URL: https://www.researchgate.net/ publica-tion/223053180_0ptimism_and_pessimism_ as_partially_independent_constructs_Rela-tionship_to_positive_and_negative_affectiv- 31. ity_and_psychological_well-being

28. Manzini C. An appreciative enquiry into the life orientation program offered in high schools. Master Thesis. University of Zululand. 2012. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/ 269318978_An_Appreciative_Enquiry_ into_the_Life_Orientation_programme_of-fered_in_High_Schools?_sg=bd3Ed-fcEzO-F019lgNRTLhI_Kl0611Yfs_w0Lf4nHNsfneso-3h5iCIXjgauneIgVuAZs7vMCJqDr4Xw

29. Maree K. Theoretical approaches: An overview 32. // K. Maree, L. Ebersohn. Life skills and career counselling. Sandown: Heinemann Publishers, 2002.

30. Scheier M., Carver C. Optimism, coping and health: assessment and implications of generalized outcome expectancies // Health Psychology. 1985. Vol. 4, № 3. P. 219-247. URL: https:// www.researchgate.net/publication/19133050_ Optimism_coping_and_health_Assess-

ment_and_implications_of_generalized_out-come_expectancies?_sg=rxECQDHAXQld2gkt-THA1iUIr3UTtqhrsTefLZMz9dRfAZobVVWU-v91g4uJf1edjBUN8qkfWimasikA Schultheiss D., Stead G.B. Childhood career development scale: Scale construction and psychometric properties // Journal of Career Assessment. 2004. № 12. P. 113-134. URL: https://www.research-gate.net/publication/247728827_Child-hood_Career_Development_Scale_Scale_ Construction_and_Psychometric_Proper-ties?_sg=GPFCyTxv8EK4K6zVunK6uZxAc_ GTBkhDtpLvLh6amw341apiUW-pZf 4tt M H og6Tr m od QWbCps H LG PJ s M Vassar M., Bradley G. A reliability generalization study of coefficient Alpha for the life orientation test // Journal of Personality Assessment. 2010. Vol. 92, № 4. P. 362-370. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/44677476_A_Reliability_Generaliza-tion_Study_of_Coefficient_Alpha_for_the_ Life_Orientation_Test?_sg=b9fyhDurIm-Hhc-0Wo3GVmKPhLuw1gfWBN6C_vGVn86pe-HzmegF86V0cc0Ua_ IfClpPdFwr2B7ptvUl8

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-187

SPECIFIC FEATURES OF LIFE-PURPOSE ORIENTATIONS AMONG STUDENTS OF CADET CORPS AND MARIINSKY WOMEN,S BOARDING SCHOOLS

Yu. S. Davydochkina (Krasnoyarsk, Russia) M.V. Safonova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article provides an overview of theoretical concepts and studies on the meaning of life orientations and self-organization of students. The latter is considered as a set of properties and abilities of a person, allowing effective organization of one's own activities. A contradiction is noted between the existing scientifically substantiated methods of self-determination in the educational process and the lack of self-organization skills in most students.

The purpose of the article is to characterize the features of life-meaning orientations among students of the cadet corps and the Mariinsky female secondary schools.

Research methodology comprises concepts and innovative models of the personality-activity approach (E.V. Bondarevskaya, A.A. Verbitsky, L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, A.N. Leont' ev et al.), research in the field of self-regulation of activity (K.A. Abulkhanova-Slavskaya, V.B. Zinchenko, A.A. Leontyev), research on the theory of aspiration to the purpose of life by V. Frankl, psychology of meaning by D.A. Leontiev, the theory of life-purpose orientations by V.E. Chudnovsky.

The study involved 242 pupils of the system of cadet and female secondary education in the Krasnoyarsk region. For diagnostics, questionnaires were used entitled Test of Life-Purpose Orientations by D.A. Leontiev and Questionnaire of Self-Organization Activities by E.J. Mandrikova.

References

1. Alekseyeva V.G. Value orientations as a factor of life activity and development // Psik-hologicheskiy zhurnal (Psychological journal). 1984. Vol. 5, No. 5. P. 63-70. URL: https:// vk.com/topic-86610177_32115327

2. Androsenko M.E. Aspects of studying social representations and value orientations of subjects of education // Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz (Applied psychology and psychoanalysis). 2005. No. 3. P. 3-17.

3. Bogomaz C.A. Typological features of self-organization of activity // Vestnik Tomskogo gosu-

The study was carried out in the regional state budgetary institution of general education „Krasnoyarsk Cadet Corps Named After A.I. Lebed", regional state budgetary institution of general education "Le-sosibirskiy Cadet Corps", regional state budgetary institution of general education „Sharypovskiy Cadet Corps" and the regional state budgetary institution of general education „Krasnoyarsk Mariinsky Women's Boarding School".

Results. The study showed that most adolescents have predominantly low and middle levels of formation of life-purpose orientations. There is a connection among all parameters of life-purpose orientations (the purpose of life, the process of life, the effectiveness of life, locus control - I and locus control - life) and self-organization. Life-purpose orientations are a leading factor contributing to the definition of life goals.

Conclusion. It could be concluded that a high level of self-organization among adolescents can be considered as one of the factors providing positive satisfaction with life, presence of promising goals. Independence, determination, awareness of one»s attitude to oneself, to the world are significant and form the basis for self-realization in the social world, give meaning to life.

Keywords: self-organization, planning, productivity, independence, goal, meaning of life, life-purpose orientations, values.

darstvennogo universiteta Bulletin of Tomsk state University. 2011. No. 344. P. 163-166. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_ page=archive&id=857&article_id=6042

4. Bratus B.S. Leontiev bases of semantic concepts of personality // Voprosy psikholo-gii (Questions of psychology). 2004. No. 3. P. 102.

5. Volochkov A.A. Value orientation as an expression of meaning-forming activity // Psik-hologicheskiy zhurnal (Psychological journal). 2004. No. 2, vol. 25. P. 1-33. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=17695417

<

PQ £ a

4

с

PQ

s

ÈÎ w

H

5

и ^

д

PQ S

0

1

к

w

PQ H

и

fc <

и

о

l-ч

0

ë

и

PL,

1

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

с

«

s к

H

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W PQ

6. Gracheva N.M. Identification of features of lifepurpose orientations and ideas about themselves and the world in high school students // Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik (North-Caucasian Psychological Bulletin). 2014. No. 2. P. 47-50. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21947106

7. Davydochkina Yu.S., Safonova M.V. Formation of strategic goal-setting skills as one of the conditions for successful self-organization of the student // Gertsenovskie chteniya: psikho-logicheskie issledovaniya v obrazovanii (Herzen readings: psychological research in education). 2019. Is. 2. P. 160-165. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=41751437

8. Zubova L.V., Kiriyenko A.A. On the question of the relationship between life-purpose orientations and aggression among adolescents // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of Orenburg State University). 2018. No. 2. P. 70-76. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-vzaimosvyazi-smyslozhiz-nennyh-orientatsiy-i-agressivnosti-podrostkov

9. Ghazaryan A.A. Peculiarities of life orientations of students-psychologists of different age groups // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2018. No. 18. P. 438-443. URL: https://moluch.ru/ar-chive/204/50113/

10. Klementyeva M.V. Research of the relationship between life-purpose orientations and biographical reflection // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki (News of the Tula State University. Humanities). 2013. No. 2. P. 276-284. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-smyslo-zhiznennyh-orientatsiy-i-biograficheskoy-refleksii

11. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Smysl, Academia, 2005. 352 p. URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/ dsl/index.html

12. Leontiev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. 3rd edition. M.: Smysl, 2007. 511 p. URL: https:// www.litres.ru/d-leontev/psihologiya-smysla-priroda-stroenie-i-dinamika-smyslovoy-realnos-ti/chitat-onlayn/

13. Leontiev D.A. Test of life-purpose orientations (LPO). 2nd edition. M.: Smysl, 2000. URL: https://

docplayer.ru/27889736-D-a-leontev-test-smys-lozhiznennyh-orientaciy-szho.html

14. Magazeva E.A., Chevtayev M.K. The relationship between motivation of scientific activity and lifepurpose orientations among medical university students // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. No. 3. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/vzaimosvyaz-motivatsii-ucheb-noy-deyatelnosti-so-smyslozhiznennymi-orien-tatsiyami-studentov-meditsinskogo-vuza/viewer

15. Mandrikova E.Yu. Development of the questionnaire of self-organization of activity // Psikho-logicheskaya diagnostika (Psychological Diagnostics). 2010. No. 2. P. 59-83. URL: https://www. studmed.ru/psihologicheskaya-diagnostika-2010-02_73c56ed9771.html

16. Mikhailyuk A.N. System of life values and features of life orientations of young people // Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal (Russian psychological journal). 2011. No. 3. P. 74-80. URL: https://rpj.ru.com/index.php/rpj/issue/ view/29/T8%233%20R

17. Mishin I.A. Relationship of life-purpose orientations and features of professional selection of future specialists // Akmeologiya (Acmeology). 2015. No. 3. P. 117-118. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/vzaimosvyaz-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-osobennostey-professionalnogo-vybora-buduschih-spetsialistov

18. Nikitenko P.D. Interrelation of social ideas about the world and life orientations in various conditions of socialization of young people // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya raz-vitiya (News of Saratov University. New series. A series of educational Acmeology. Developmental psychology). 2013. No. 3. P. 250-257. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZvzaimos-vyaz-sotsialnyh-predstavleniy-o-mire-i-smyslo-zhiznennyh-orientatsiy-v-razlichnyh-usloviyah-sotsializatsii-molodezhi

19. Nos E.Yu. The ability to self-organize activities as a criterion of personal potential and a condition for achieving psychological well-being // Sibirs-kiy psikhologicheskiy zhurnal (Siberian psychological journal). 2009. No. 34. P. 106-108. URL: http://journals.tsu.ru/psychology/&journal_ page=archive&id=983&article_id=19922

20. Orlova D.V. The essence of the concept of self-organization in psychological and pedagogical research // Evraziyskiy soyuz uchenykh (Eurasian Union of scientists). 2016. No. 25, p. 4. P. 57-59. DOI: 10.31618/esu.2411-6467. 8. 53. 1.

21. Sakharova T.N. Age dynamics of life-purpose orientations of the individual // Vestnik Vorone-zhskogo gosudarstvennogo tekhnologichesk-ogo universiteta (Bulletin of the Voronezh State Technological University). 2012. No. 10-2. P. 156-160. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vozrastnaya-dinamika-smyslozhiznen-nyh-orientatsiy-lichnosti

22. Tursunov V.V. Relationship of life-purpose orientations and aggression in youth // Lichnost v menyashchemsyamire:zdorovie, adaptatsiya, razvitie (Personality in the changing world: health, adaptation, development). 2016. No. 3. P. 64-73. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ vzaimosvyaz-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-agressivnosti-v-yunosheskom-vozraste

23. Chudnovsky V.E. Formation of personality and problems of the meaning of life: selected works. Moscow: Publishing house of the Moscow psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK, 2006. 766 p.

24. Shestakova E.V. Formation of an integrative mechanism of self-organization of production and economic systems: monograph. Novosibirsk: OOO "TsSRNI", 2017. 400 p.

25. Antonovsky A. The implications of salutogenesis: An outsiders view // A.P. Turnbull, J.M. Patterson, S.K. Behr, D.L. Murphy, J.G. Marquis, & M.J. Blue-Banning (eds.) Cognitive coping, families and disability. Baltimore: Brooks, 1993. P. 111-122.

26. Bassam Banat. Life Orientation among Palestinians. Amaintensamente la inteligencia // San Agustin. 2019. Vol. 120, No. 13. P. 1367-1376. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/ 338018247_Life_orientation_among_Pal-estinians

27. Chang E. et al. Optimism and pessimism as partially independent constructs: relationship to positive and negative affectivity and psychological wellbeing // Personality and individual differences. 1997. Vol. 23, No. 3. P. 433-440. URL: https://www.researchgate.net/ publica-

tion/223053180_Optimism_and_pessimism_ as_partially_independent_constructs_Relation-ship_to_positive_and_negative_affectivity_ and_psychological_well-being

29. Manzini C. An appreciative enquiry into the life orientation program offered in high schools. Master Thesis. University of Zululand. 2012. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 269318978_An_Appreciative_Enquiry_into_ the_Life_Orientation_programme_offered_in_ High_Schools?_sg=bd3Ed-fcEzOFO19lgNRTL-hI_KlO611Yfs_w0Lf4nHNsfneso3h5iCIXjgauneI-gVuAZs7vMCJqDr4Xw

29. Maree K. Theoretical approaches: An overview // K. Maree, L. Ebersohn. Life skills and career counselling. Sandown: Heinemann Publishers, 2002.

30. Scheier M., Carver C. Optimism, coping and health: assessment and implications of generalized outcome expectancies // Health Psychology. 1985. Vol. 4, No. 3. P. 219-247. URL: https://www. researchgate.net/publication/19133050_Opti-mism_coping_and_health_Assessment_and_ implications_of_generalized_outcome_expec-ta ncies?_sg=rxECQDH AXQl d 2gkt-THA1i UIr3UT-tqhrsTefLZMz9dRfAZobVVWUv91g4uJf1ed-jBUN8qkfWimasikA

31. Schultheiss D., Stead G.B. Childhood career development scale: Scale construction and psychometric properties // Journal of Career Assessment. 2004. No. 12. P. 113-134. URL: https://www. researchgate.net/ publication/247728827_ Childhood_Career_Development_Scale_Scale_ Construction_and_Psychometric_Proper-ties?_sg=GPFCyTxv8EK4K6zVunK6uZxAc_GT-Bkh DtpLvLh6amw341apiUWpZf4ttMHog-6TrmodQWbCpsHLGPJsM

32. Vassar M., Bradley G. A reliability generalization study of coefficient Alpha for the life orientation test // Journal of Personality Assessment. 2010. Vol. 92, No. 4. P. 362-370. URL: https://www. researchgate.net/publication/44677476_A_ Reliability_Generalization_Study_of_Coeffi-cient_Alpha_for_the_Life_Orientation_Test?_ sg=b9fyhDurIm-Hhc0Wo3GVmKPhLuw1gf-WBN6C_vGVn86peHzmegF86VOcc0Ua_ IfClpP-dFwr2B7ptvUl8

<

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

£

w

H К

и ^

д

PQ

к

0

1

к

w

PQ H

и

fc <

и

о

l-ч

0

ё и fc

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

н

U

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.