Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 20.07.2018; опубликована 08.09.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Зарубко Е.Ю. Смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Zarubko E.I. (2018). Life-purpose orientations among students of different fields of study. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN418.pdf (in Russian)
УДК 159.9, 378.1 ГРНТИ 15.31.31
Зарубко Елена Юрьевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия Доцент кафедры «Общей и социальной психологии» Кандидат психологических наук E-mail: e.y.zarubko@utmn.ru; zarubkoelena@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0174-1105 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=250494 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57191847254
Смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки
Аннотация. Исследуются смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки. В исследовании приняли участие 120 студентов третьего курса бакалавриата Тюменского государственного университета очной формы обучения, обучающихся по направлениям: лингвистика, педагогика, экономика, информатика. Для сбора данных использован тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Выявлено, что у студентов разных направлений подготовки существуют статистически значимые различия в степени выраженности смысложизненных ориентаций следующим шкалам теста: «Цель», «Процесс жизни», «Результат», «Локус контроля - жизнь». Не выявлены статистически значимые различия по шкале «Локус контроля - я». Наибольшие средние баллы по всем шкалам у студентов-экономистов. Студенты данного направления имеют более осмысленные жизненные цели, лучше представляют общую направленность деятельности, более удовлетворены процессом жизни, чем студенты других направлений. Студенты направлений «Лингвистика» и «Информатика» имеют наименьшие баллы по тесту смысложизненных ориентаций, они менее уверены в том, что им удастся выстроить жизнь в соответствии с собственными предпочтениями, менее склонны считать свою жизнь насыщенной и интересной. Студенты направления «Педагогика» занимают промежуточное положение: их средний балл по тесту смысложизненных ориентаций ниже, чем у студентов-экономистов, но выше, чем у студентов направлений «Лингвистика» и «Информатика». Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у студентов разных направлений подготовки существуют различия в уровнях выраженности показателей теста смысложизненных ориентаций. Результаты исследования могут использоваться для выработки дифференцированных рекомендаций по совладанию с трудными жизненными ситуациями студентам разных направлений подготовки.
https://mir-nauki.com
Ключевые слова: смысложизненные ориентации; тест смысложизненных ориентаций; цели в жизни; молодежь; студенты
Жизнедеятельность современного человека осуществляется в постоянно меняющихся условиях. Социально-экономические потрясения привели к тому, что привычные эталоны поведения, традиционные нормы и ценности, регулировавшие деятельность человека, перестали восприниматься молодежью как значимые ориентиры.
Студенчество - это особый этап развития личности, на котором осуществляется выбор и реализация дальнейшего жизненного пути. В случае, если прежние нормы и правила кажутся устаревшими, а новые эталоны, соответствующие изменившимся реалиям жизни, ещё не выработаны, у молодых людей может возникать ощущение растерянности, неуверенности в завтрашнем дне и отсутствия перспектив, что ведёт к повышению уровня стресса. В этой связи особую актуальность приобретает изучение смысложизненных ориентаций у студентов, выступающих в качестве опор, помогающих совладать с трудными жизненными ситуациями. Смысложизненные ориентации могут выступать ресурсами совладания со стрессом [18].
Смысл жизни является одним из центральных понятий в экзистенциальной психологии, позитивной психологии, подвергается анализу с точки зрения экзистенциальной философии и герменевтики, при этом существуют сложности в однозначной трактовке данного термина [28, 30, 32]. Исследователи акцентируют внимание на разных аспектах смысла жизни, определяя его, например, через наличие жизненных целей [29, 31], ощущение полноты жизни, вовлечение в личностно значимые виды деятельности [27, 31].
Согласно определению Д.А. Леонтьева, смысл жизни, - это описательная характеристика «наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [10, с. 250]. Как указывает С.В. Шкилев, смысл жизни в психологических исследованиях трактуется как иерархия смысложизненных ориентаций, обусловливающая процесс развития и становления личности и поведение человека [24]. В свою очередь, смысложизненные ориентации представляют собой частный случай индивидуальной обобщенной системы взглядов на цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность процессом самореализации, что соотносится с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым), а также связано с представлением об умении управлять жизнью и убеждением о возможности подобного контроля [23].
Изучению смысложизненных ориентаций у студенческой молодежи посвящен ряд работ, исследования проводятся в основном на студентах педагогических вузов [12, 14 и др.], студентах-психологах [3, 4, 9, 16]. Изучаются смысложизненные ориентации у студентов социально-гуманитарного направления подготовки, например, социологов, культурологов и историков [5], филологов и психологов [1]. Ряд исследований посвящен смысложизненным ориентациям у студентов технических специальностей [6, 7]. Исследуются смысложизненные ориентации у студенческой молодежи в целом, например, в исследованиях М.А. Одинцовой [17] и Е.В. Соколовой [21] показана дифференциация смысложизненных ориентаций студенчества по возрастному признаку. Вопрос о том, существуют ли различия в выраженности смысложизненных ориентаций у студентов разных направлений подготовки, у студентов гуманитарной и технической специализации, остается открытым. В то же время в работах В.Э. Чудновского отмечается, что профессиональная принадлежность является важной составляющей структуры смысложизненных ориентаций [22, 23]. В исследовании Т.В. Максимовой [12], проведенном на студентах-педагогах, указывается, что смысложизненные ориентации обусловлены профессиональной принадлежностью человека.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки.
Объектом исследования является смысловая сфера студентов вуза. Предметом исследования выступают смысложизненные ориентации студентов вуза.
Гипотеза исследования состоит в том, что у студентов разных направлений подготовки существуют различия в степени выраженности смысложизненных ориентаций.
Исследование проводилось с участием студентов бакалавриата очной формы обучения, обучающихся в Тюменском государственном университете по следующим направлениям подготовки: «Лингвистика», «Педагогика», «Экономика», «Информатика». В исследовании участвовали 30 студентов от каждого направления подготовки. Общая выборка исследования составила 120 человек. Средний возраст испытуемых 20 лет.
Поскольку исследователи отмечают, что смысложизненные ориентации могут различаться у студентов в зависимости от года обучения [17, 20], в данном исследовании участвовали только студенты бакалавриата третьего года обучения. Сбор данных по исследованию проводился с 24.04.2018 по 21.05.2018. Испытуемые заполняли бумажные бланки. Данные собирались по договоренности с преподавателями институтов, в начале учебных пар и во время перерывов между занятиями. Сбор данных проводился с добровольного согласия студентов.
Для сбора данных использовался тест смысложизненных ориентаций (СЖО) - версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика [26], адаптированная Д.А. Леонтьевым. Методика содержит 20 пар утверждений. Для каждого испытуемого рассчитывается общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) и показатели по 5 субшкалам: цели, процесс жизни, результат, локус контроля - Я, локус контроля - жизнь [11].
Группы студентов сравнивались по уровню выраженности каждого из показателей теста СЖО, использовался непараметрический критерий H-Крускала-Уоллиса [19]. Если в результате анализа были выявлены различия между группами, проводились попарные сравнения с помощью и-критерия Манна-Уитни - для выявления различий исследуемого признака между двумя несвязанными выборками [19]. Поскольку сравниваются четыре группы респондентов, вводится коррекция уровня значимости с учетом эффекта множественных сравнений. Для данного исследования критический уровень значимости составляет 0,013.
В табл. 1 показано, что у студентов четырех направлений подготовки существуют значимые различия по всем шкалам СЖО, кроме шкалы «Локус контроля - я».
Таблица 1
Смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки
Шкала теста Направление Среднее значение SD Статистики H-Крускала-Уоллиса
СЖО по шкале х2 df p
Экономика 33,36 1,05
Цель Педагогика 30,2 1,17 9,347 3 0,0250
Лингвистика 28,63 1,49
Информатика 28,36 1,36
Экономика 31,33 1,12
Процесс жизни Педагогика 29,63 1,03 16,735 3 0,0008
Информатика 26,23 1,07
Лингвистика 25,23 1,35
Экономика 29,96 0,91
Результат Педагогика 26,16 0,85 16,364 3 0,0010
Информатика 22,6 0,93
Лингвистика 21,7 1,35
Шкала теста СЖО Направление Среднее значение по шкале SD Статистики H-Крускала-Уоллиса
х2 df p
Локус контроля - я Экономика 21,46 0,86 7,068 3 0,0698
Педагогика 20,16 0,72
Лингвистика 19,26 0,81
Информатика 19,16 0,84
Локус контроля -жизнь Экономика 33,16 1,11 8,507 3 0,0366
Педагогика 31,13 0,93
Лингвистика 29,63 1,51
Информатика 28,53 1,23
Осмысленность жизни Экономика 107,03 3,21 13,268 3 0,0041
Педагогика 101,5 2,65
Информатика 92,33 3,16
Лингвистика 91,9 4,17
Составлено автором
По шкале «Цель» наибольшие средние значения у студентов-экономистов, это говорит о том, что студенты данного направления имеют более осмысленные жизненные цели, лучше представляют общую направленность деятельности. Наименьшие средние значения у студентов-программистов (направление «Информатика»), данные студенты, по сравнению со студентами-экономистами, имеют меньше целей в жизни, задающих временную перспективу и направленность.
По шкале «Процесс жизни» наименьшие средние значения наблюдаются у студентов направлений «Лингвистика» и «Информатика». Возможно, в связи со спецификой профессиональной деятельности, требующей скрупулезности и внимательности, данные студенты не всегда воспринимают свою жизнь как эмоционально насыщенную и интересную. Поскольку шкала описывает эмоциональную составляющую, наименьшие результаты по данной шкале у студентов направления «Информатика» согласуются с результатами исследования Л.Б. Гиль, А.Л. Игишевой [2], показавшего, что у студентов математического направления преобладает средний и низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Максимальный средний балл по данной шкале у студентов-экономистов. Студенты данного направления подготовки более удовлетворены процессом жизни.
По шкале «Результат» у студентов направления «Экономика» максимальный средний балл, вероятно, студенты удовлетворены собственным выбором профессии, считая на данном этапе жизни свою деятельность продуктивной.
По шкале «Локус контроля - жизнь» наивысший средний балл у студентов направления «Экономика», которым свойственно более уверенно контролировать события, происходящие в жизни, и совершать выбор. Наименьший средний балл у студентов направления «Лингвистика», вероятно, студенты данного направления менее уверены в своей способности выстроить жизнь в соответствии с собственными предпочтениями. В исследовании Е.В. Кожевниковой, Т.Н. Разуваевой [7] отмечается, что результаты теста СЖО могут быть связаны с тем, насколько оптимистично студенты оценивают возможность «найти себя», трудоустроиться после окончания вуза, и достичь материального благосостояния. Вероятно, низкий результат по шкале связан с тем, что опрошенные нами студенты-лингвисты не уверены в том, что им удастся достичь личностной и профессиональной самореализации по окончании вуза, о чем они сами сообщали в ходе исследования.
Шкала «Локус контроля - Я» показывает незначительные отличия по степени выраженности параметра между группами респондентов. Тем не менее, и по этой шкале наибольший средний балл у студентов-экономистов, наименьший средний балл у студентов направления «Информатика».
По общей шкале «Осмысленность жизни» наибольший средний балл у студентов направления «Экономика», наименьший средний балл у студентов направления «Информатика». В целом можно предположить, что более высокие баллы по всем шкалам у студентов-экономистов могут быть связаны с тем, что потребность в самоактуализации и поиске смысла жизни более свойственна студентам экономических специальностей, чем студентам технических специальностей, как показано в работе Е.Ф. Ященко [25]. Большая удовлетворенность реализацией жизненных целей, процессом жизни у студентов-экономистов может быть связана с тем, что студенты экономических специальностей демонстрируют более высокую гибкость и произвольность поведения, чем студенты технических специальностей [25, а 9].
Таблица 2
Различия между отдельными шкалами СЖО у студентов разных направлений подготовки (попарное сравнение)
Направления Шкала СЖО Статистики U-критерия Манна-Уитни
Uэмп z р
Экономика и Информатика Процесс жизни 234 -3,199 0,01
Результат 232,5 -3,223 0,001
Локус контроля - жизнь 260,5 -2,807 0,005
Осмысленность жизни 235,5 -3,173 0,002
Экономика и Лингвистика Процесс жизни 227 -3,302 0,001
Результат 245,5 -3,031 0,002
Осмысленность жизни 279 -2,529 0,011
Составлено автором
В таблице 2 представлены результаты попарных сравнений шкал СЖО с помощью критерия Манна-Уитни, статистически достоверные отличия в выраженности шкал СЖО присутствуют между студентами, обучающимися по направлениям «Экономика» и «Информатика», а также между студентами, обучающимися по направлениям «Экономика», и студентами-лингвистами. Студенты направлений «Информатика» и «Лингвистика» имеют, как показано выше, наименьшие средние значения по всем шкалам теста СЖО. Данные результаты могут быть связаны с тем, что в ходе профессиональной подготовки и студенты-программисты, и студенты-лингвисты ориентированы на работу со знаковой реальностью в большей степени, чем на социальное взаимодействие. Можно предположить, что более низкие баллы по всем шкалам связаны с тем, что в ходе профессиональной подготовки у студентов-программистов [8], как и у студентов-лингвистов [15], актуализируется такое профессионально важное качество, как критичность мышления, побуждающая к более трезвой оценке собственных перспектив в жизни. У студентов-педагогов средние баллы по шкалам СЖО занимают промежуточное положение: выраженность СЖО выше, чем у лингвистов и программистов, но ниже, чем у экономистов.
Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования подтвердилась гипотеза о том, что у студентов разных направлений подготовки существуют различия в уровнях выраженности смысложизненных ориентаций. Студенты направления «Экономика» имеют наивысшие средние значения по шкалам теста СЖО. Студенты направлений «Информатика» и «Лингвистика» имеют наименьшие средние значения по всем шкалам теста СЖО. Дальнейшие исследования могут быть направлены на то, чтобы более пристально изучить смысложизненные ориентации у студентов-программистов и у студентов-лингвистов.
Результаты исследования могут использоваться для выработки дифференцированных рекомендаций по совладанию с трудными жизненными ситуациями студентам разных направлений подготовки. Результаты могут быть полезны практическим психологам, кураторам и должностным лицам университетов, осуществляющим воспитательную работу со
студентами. Необходимы специальные усилия по выстраиванию смысложизненных перспектив, осознания студентами имеющихся у них ресурсов по достижению жизненных целей. Продуктивным представляется обучение студентов технологиям принятия решений, которые позволили бы совершать осознанный жизненный выбор в соответствии с собственными предпочтениями и учитывая возможности, предоставляемые средой.
Автор статьи благодарит Баеву М.А. за помощь в сборе данных
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрейченко А.А., Васюнина Л.М., Зуева В.С. Смысложизненные ориентации студентов разных направлений бакалавриата // Вопросы науки и образования. 2018. № 1 (13). С. 184-188.
2. Гиль Л.Б., Игишева А.Л. Эмоциональный интеллект в математической подготовке студентов технического вуза // Международный журнал прикладных исследований. 2015. №7. С. 116-120.
3. Демина С.Н. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и профессиональной направленности студентов // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: материалы III международной научно-практической конференции. Брянск, 2016. С. 55-62.
4. Долгова В.И. Исследование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 283289.
5. Дудина М.Н. Ассертивные свойства студентов: вопросы теории и практики исследования ценностно-смыслового аспекта // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. Т. 144. № 4. С. 113-122.
6. Дудина М.Н. Проблема уверенности в себе в контексте смысложизненных ориентаций студентов: результаты эмпирического исследования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 117-125.
7. Кожевникова Е.В., Разуваева Т.Н. Локус контроля как один из аспектов смысложизненных ориентаций первокурсников - инженеров // Теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы вуза: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 94-106.
8. Кукушкина Ю.А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности: на примере программистов: дис. ... к. психол. наук. М., 2008. 129 с.
9. Левщанова В.В., Катунова В.В. Тенденции индивидуальных различий смысложизненных ориентаций у студентов-психологов // Мир педагогики и психологии. 2017. № 4 (9). С. 22-28.
10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2000. -18 с.
12. Максимова Т.В. Смысложизненные ориентации как фактор становления индивидуального стиля педагогической деятельности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 210 с.
13. Мальгина А.В. Смысложизненные ориентации в разных жизненных ситуациях у молодёжи: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2015. 161 с.
14. Мартынова Е.В. Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности: дис. . к. психол. наук. - М., 2002. - 183 с.
15. Носырева С.Г. Модель формирования навыка критического мышления средствами иностранного языка // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 110-114.
16. Овсянникова О.А. Статистический анализ факторов, детерминирующих профессиональную компетентность студентов - будущих психологов // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 190-195.
17. Одинцова М.А. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации студенческой молодёжи в условиях энтропии современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 2(108). С. 90-96.
18. Саковская О.Н. Ценностные детерминанты предпочитаемых копинг-стратегий // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 3 (41). С. 99-102.
19. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
20. Сладкова И.А. Динамика смысложизненных ориентаций будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе // Интернет-журнал «Мир науки» [Электронный ресурс]. 2016. Том 4, № 2. Режим доступа: http://mir -nauki.com/PDF/47PSMN216.pdf (дата обращения: 16.06.2018).
21. Соколова Е.В. Смысложизненные ориентации студенческой молодёжи в условиях реформирования российского общества: на материалах исследований в Красноярском крае с 1988 по 2004 г.: дис. ... к. соц. наук. Красноярск, 2006. 172 с.
22. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни. Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 3-14.
23. Чудновский, В.Э., Бодалев, А.А., Вайзер, Г.А., Вахромов, Е.Е., Карпова, Н.Л., Суворов, А.В. Роль смысложизненных ориентации и акме в профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2004. Том 25. №1. С. 34-48.
24. Шкилев С.В. Смысложизненные ориентации как фактор социально-психологической адаптации студентов в процессе обучения в вузе: дис. . к. психол. наук. Белгород, 2006. 178 с.
25. Ященко Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: дис. ... к. психол. наук. Челябинск, 2006. 454 с.
https://mir-nauki.com
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Crumbaugh J.C., Maholick L.T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology. Vol. 20. № 2. P. 200-207.
Eakman A.M., Carlson M.E., Clark F.A. The meaningful activity participation assessment: a measure of engagement in personally valued activities // International journal of aging & human development. 2010. Vol. 70. № 4. P.299-317. doi: 10.2190/AG.70.4.b.
George, L.S., Park, C.L. Meaning in life as comprehension, purpose, and mattering: Toward integration and new research questions // Review of General Psychology. 2016. № 20.P. 205-220.
Heintzelman, S.J. Eudaimonia in the contemporary science of subjective well-being: Psychological well-being, self-determination, and meaning in life // Handbook of well-being / E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City, UT: DEF Publishers, 2018. P. 168180.
Leontiev, D.A. Personal meaning: A challenge for psychology // The Journal of Positive Psychology. 2013. № 8. P. 459-470. doi:10.1080/17439760.2013.830767.
MacKenzie M.J., Baumeister, R. Meaning in Life: Nature, Needs, and Myths // Meaning in positive and existential psychology / A. Batthyany, P. Russo-Netzer. New York: Springer-Verlag, 2014. P. 25-37. doi 10.1007/978-1-4939-0308-5_2.
Martela F., Steger M.F. The three meanings of meaningin life: Distinguishing coherence, purpose, and significance // The Journal of Positive Psychology. 2016. Vol. 11. № 5. P. 531-545, doi: 10.1080/17439760.2015.1137623.
McKnight, P.E., Kashdan, T.B. Purpose in life as a system that creates and sustains health and well-being: An integrative, testable theory // Review of General Psychology. 2009. № 13. P. 242-251. doi:10.1037/a0017152.
https://mir-nauki.com
Zarubko Elena Iurevna
Tyumen state university, Tyumen, Russia E-mail: e.y.zarubko@utmn.ru; zarubkoelena@gmail.com
Life-purpose orientations among students of different fields of study
Abstract. The study is aimed to investigate life-purpose orientations among students of different fields of study. Third-year students of Linguistics, Pedagogics, Economics, Computer Science enrolled in intramural bachelor's degree programs of Tyumen State Universi ty participated in the study. Total number of participants is 120. Participants were asked to complete the Test of LifePurpose Orientations, Russian adaptation of Crumbaugh Purpose-in-Life test made by D.A. Leontiev. Life-purpose orientations differ significantly among the students of different fields of study on the following scales: "Aim", "Process of living", "Result", "Locus of control - life". No significant differences revealed on the scale "Locus of control - I". Students of economics have the highest average scores. These students have well-considered purposes in life, they better imagine general direction of their lives, they are more satisfied with their lives then the students of other fields of study. Students of linguistics and students of computer science have the lowest scores. They are less confident that they will manage to build their lives in accordance with their own preferences, they are less prone to evaluate their life as colorful and interesting. Students of pedagogics have an intermediary position as their average scores are lower than the scores of the students of economics, but higher than the scores of the students of linguistics and the scores of the students of computer science. The hypothesis of the study was confirmed, the results revealed that students of different fields of study differ significantly in terms of life-purpose orientations. The results can be used to provide differentiated recommendations on how students of different specialization can cope with difficult situations in life.
Keywords: life-purpose orientations; Test of Life-Purpose Orientation; noetic goals; young adults; students
33PSMN418