Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации современной российской молодежи (на примере Псковского региона)'

Смысложизненные ориентации современной российской молодежи (на примере Псковского региона) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРАРХИЯ / HIERARCHY / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / LIFE GOALS / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PERSONAL MATURITY / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / MEANINGFUL ORIENTATIONS / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTHFUL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манойлова Марина Алексеевна, Ковалевская Екатерина Владимировна

В данной статье приведены результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций современной российской молодежи. Cмысложизненные ориентации являются одной из составляющих смысла жизни личности и включают в себя жизненные цели, осмысленность процесса и результативности жизни, а также осознание степени свободы и контроля над происходящем в жизни. На выборке из 126 студентов Псковского государственного университета различных направлений подготовки с помощью применения «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева и метода построения когнитивных карт установлено, что значимая часть студентов обладает средним и выше среднего уровнем осмысленности жизни. При этом все испытуемые способны схематически изобразить иерархию своих жизненных целей, которая в большинстве случаев включает 4 уровня жизненных целей, обладающих различной значимостью для молодых людей. К фундаментальным целям первого уровня относятся цели, отражающие целые сферы жизни. Цели второго уровня чаще всего связаны с приобретением новых умений и навыков. Цели третьего уровня отражают актуальную для студента ситуацию жизни и деятельности. Цели четвертого уровня чаще всего связаны с отдыхом (расслаблением, желанием получить новые впечатления), а также отражают сферу желаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Манойлова Марина Алексеевна, Ковалевская Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaningful orientation of modern Russian youth (the example of the Pskov region)

This article presents the results of an empirical study of the meaningful orientations of contemporary Russian young people. Meaningful orientations are one of the components of the meaning of a person's life (Leontiev, 2003). They include life goals, meaningfulness of the process and result of life, as well as awareness of freedom and control over what is happening in life. The sample included 126 students from various faculties of Pskov State University. The «Test of meaningful orientations» (D.A. Leontief) and the method of constructing cognitive maps were used in the process of obtaining empirical data. It was found that a significant proportion of students have an average and above average level of meaningfulness of life. All students are able to draw a schematic hierarchy of their life goals, which in most cases includes 4 levels of life goals that have different meanings for young people. The fundamental goals of the first level include goals that reflect the spheres of life. The goals of the second level are most often associated with the acquisition of new skills by students. Goals of the third level reflect the actual situation for the student's life and activities. Goals of the fourth level are most often associated with relaxation (relaxation, desire to get new impressions), and also reflect desires.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации современной российской молодежи (на примере Псковского региона)»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN 118.pdf

Статья поступила в редакцию 14.02.2018; опубликована 09.04.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Манойлова М.А., Ковалевская Е.В. Смысложизненные ориентации современной российской молодежи (на примере Псковского региона) // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Manoilova M.A., Kovalevskaya E.V. (2018). Meaningful orientation of modern Russian youth (the example of the Pskov region). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN118.pdf (in Russian)

УДК 159.923.2 ГРНТИ 15.31.31

Манойлова Марина Алексеевна

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия

Заведующая кафедрой «Теологии» Доктор психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=745444

Ковалевская Екатерина Владимировна

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия Старший преподаватель кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=690814

Смысложизненные ориентации современной российской молодежи (на примере Псковского региона)

Аннотация. В данной статье приведены результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций современной российской молодежи. Cмысложизненные ориентации являются одной из составляющих смысла жизни личности и включают в себя жизненные цели, осмысленность процесса и результативности жизни, а также осознание степени свободы и контроля над происходящем в жизни.

На выборке из 126 студентов Псковского государственного университета различных направлений подготовки с помощью применения «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева и метода построения когнитивных карт установлено, что значимая часть студентов обладает средним и выше среднего уровнем осмысленности жизни. При этом все испытуемые способны схематически изобразить иерархию своих жизненных целей, которая в большинстве случаев включает 4 уровня жизненных целей, обладающих различной значимостью для молодых людей. К фундаментальным целям первого уровня относятся цели, отражающие целые сферы жизни. Цели второго уровня чаще всего связаны с приобретением новых умений и навыков. Цели третьего уровня отражают актуальную для студента ситуацию жизни и деятельности. Цели четвертого уровня чаще всего связаны с отдыхом (расслаблением, желанием получить новые впечатления), а также отражают сферу желаемого.

https://mir-nauki.com

Ключевые слова: иерархия; жизненные цели; личностная зрелость; самоопределение; саморазвитие; смысложизненные ориентации; юношеский возраст

Современная политическая и социально-экономическая ситуация в мире и России несет в себе множество факторов, нарушающих психологическое благополучие людей. Политическая напряженность, угроза террористической атаки, снижение доходов неминуемо приводят к понижению эмоционального фона и общей мотивации населения. Поэтому возникает новая важная задача, стоящая перед психологической наукой, которая заключается в профилактике данных негативных психологических явлений, а также формирование у молодежи мотивации к личностному развитию, к достижениям, несмотря на все негативные социальные влияния.

На процесс саморазвития влияют различные факторы, но одним из наиболее значимых из них является осмысленность жизни и способность ставить перед собой цели, достижение которых позволяло бы личности перейти на более высокий уровень своего развития. При этом, прежде всего, важно выявить, насколько осмысленной является жизнь современной молодежи и какие жизненные цели она перед собой ставит. Поэтому целью данного исследования является определение жизненных целей и смысложизненных ориентаций современной российской молодежи.

Данная проблема становится все более актуальной для современных психологических исследований. Ее изучают С.А. Богомаз, Ю.П. Зинченко, С.П. Иванова, Н.Н. Королева, В.М. Кузьмина, Д.А. Леонтьев, М.А. Манойлова, Н.С. Пряжников, В.Э. Чудновский. T. Kasser, R.M. Ryan, P. Schmuck, Stone M.J. и другие.

Анализ имеющихся данных позволяет заключить, что смысложизненные ориентации являются одной из составляющих смысла жизни личности [2] и включают в себя жизненные цели, осмысленность процесса и результативности жизни, а также осознание степени свободы и контроля над происходящем в жизни.

Смысложизненные ориентации влияют на выбор жизненного пути [4] и на особенности восприятия и отношения молодежи к региону проживания [5].

Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным, и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг [1].

Таким образом, предметом данного исследования являются смысложизненные ориентации современной российской молодежи (на примере Псковского региона).

Для определения смысложизненных ориентаций в данном исследовании использовался опросный метод, метод построения когнитивных карт, метод контент-анализа. Был использован «Тест смысложизненных ориентаций» [3] и авторская версия метода пост роения когнитивных карт «Когнитивная карта жизненных целей» Ковалевской Е.В.

При обработке данных использовались методы математической статистики: описательный, кластерный анализы.

Введение

Методы

Для проведения эмпирического исследования методом рандомизации была сформирована выборка из числа студентов «Псковского государственного университета» (г. Псков, Россия). Всего в исследовании приняли участие 126 студентов (возраст: 18-22 года): 21 студент направления «прикладная информатика», 22 студента направления «математика», 32 студента направления «психолого-педагогическое образование», 15 студентов направления «теология» и 36 студентов направления «психология». Гендерный состав выборки: 72 девушки и 54 юноши.

Эмпирический этап исследования заключался в проведении опроса, при этом использовались следующие методики:

1. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Тест построен по методу сематического дифференциала и направлен на определение таких смысложизненных ориентаций, как цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля Я, локус контроля жизнь.

2. Авторская версия метода построения когнитивных карт «Когнитивная карта жизненных целей» Ковалевской Е.В. (образец карты приведен на рисунке 1. Методологической основой данного метода являются работы K. Lynch [8], J. Sandler and B. Rosenblatt [9], M.W. Baldwin [7]. В рамках данного метода студентам предлагалось нарисовать схему жизненных целей, выделяя их иерархические уровни и указывая связи между ними (рис. 1).

Рисунок 1. Пример когнитивной карты жизненных целей (фото авторов)

Затем обучающиеся должны были оценить каждую цель по следующим критериям: 1. Субъективная значимость цели; 2. Степень удовлетворенности жизнью, если цель не будет достигнута; 3. Степень удовлетворенности собой, если цель не будет достигнута. Для оценки использовалась следующая шкала: 5 - высокий уровень; 4 - уровень выше среднего; 3 -средний уровень; 2 - уровень ниже среднего; 1 - низкий уровень. При обработке результатов анализировалась структура полученной схемы, проводился контент-анализ ее содержания и количественный анализ числовых показателей.

Результаты

Анализ иерархии жизненных целей, полученных с помощью построения молодыми людьми когнитивных карт, позволил получить следующие результаты.

https://mir-nauki.com

Количество уровней в иерархии жизненных целей варьируется от 2 до 6. Среднее количество уровней равно 4.

Иерархию из 4 уровней построили 32 % человек. 52 % студентов изобразили менее 4 уровней в иерархии жизненных целей. 16 % студентов указали 5-6 уровней.

Первый уровень отражал наиболее жизненно важные, фундаментальные цели. Это цели всей жизни. Среднее количество данных целей составило 3 (37 % студентов). Менее трех целей выделили 47 % студентов. Максимальное количество фундаментальных целей составило 4. Четыре цели выделили 16 % респондентов.

Второй уровень отражает цели второго порядка. Их значимость также высока для молодых людей. Среднее количество данных целей составило 4. Данное количество целей изобразили 26 % студентов. 58 % испытуемых указали от 1 до 3 целей. Более четырех целей указали 16 % молодых людей. Максимальное количество целей данного уровня составило 6.

Третий уровень составили текущие жизненные цели. Существенной их характеристикой явилось наличие связей, проведенных студентами от данных целей к целям более высокого уровня. Это говорит о том, что реализация текущих жизненных целей у большинства студентов вносит вклад в реализацию более значимых и фундаментальных. Среднее количество целей данного уровня составило 3. Данное количество целей наблюдалось у 48 % молодых людей. Менее 3 целей с своих картах отразили 26 % студентов. Более 3 целей изобразили 26 % испытуемых. Максимальное количество целей данного уровня составило 9.

Четвертый уровень составил мало значимые жизненные цели. Среднее количество данных целей равно 1 (11 % студентов). 52 % студентов вообще не указали ни одной цели на данном уровне. 37 % молодых людей изобразили более 1 цели данного уровня. Максимальное количество целей данного уровня составило 4.

Таким образом, среднестатистическая иерархия жизненных целей современных молодых людей из России состоит из 4 уровней и включает 3 фундаментальные жизненные цели, 4 высоко значимые цели, 3 текущие жизненные цели и 1 мало значимую цель. При этом цели, отраженные испытуемыми как менее значимые, вносят вклад в реализацию более значимых целей.

Контент-анализ данных целей позволил получить следующие результаты.

Среди целей первого уровня (фундаментальные цели) на первом месте находятся цели, связанные с карьерой и профессией (38 % от всех целей данного уровня). К таким целям, например, относятся «работать по профессии», «самореализация в профессии», «успешная карьера», «хорошее профессиональное образование». Второе место среди целей данного уровня занимают цели, связанные с семьей (29 % от всего числа целей данного уровня). Примеры данных целей: «хорошая семья», «завести семью». Третье место занимают цели саморазвития и самосовершенствования (13 % от всех целей данного уровня). Далее идут материальные цели (6 %, «купить машину мечты», «много зарабатывать»), цель «счастье» (6 %), «путешествовать» (4 %), «здоровье» (2 %) и «общение» (2 %).

Среди целей второго уровня первое место занимают цели, связанные с приобретением новых умений и навыков, хобби (31 %). Примеры таких целей: «научиться водить машину», «добиться уровня в танцах», «выучить три языка» и др.). Второе место занимают цели материальной обеспеченности (21 %). Примеры таких целей: «быть финансово обеспеченным», «материальный достаток». На третьем месте находятся цели саморазвития (15 %). Примеры данных целей: «саморазвитие», «научиться бороться со своими страхами», «научиться контролировать свои эмоции». Далее по рейтингу цели располагаются следующим образом:

10 % - цели семьи, детей; 8 % - цели образования; 5 % - цели приобретения собственного жилья; 5 % - цели общения, взаимоотношений; 5 % - цели помощи другим людям.

Большинство целей третьего уровня отражают актуальную для студентов ситуацию и связаны со значимой на данный момент для них деятельностью («написать диплом», «записаться в бассейн», «начать считать доходы и расходы», «сдать сессию», «поплавать с дельфинами», «побывать на музыкальном фестивале» и т. д.).

Среди целей четвертого уровня выделились цели, связанные с путешествиями (52 %), с различными видами активного отдыха (36 %) и с желанием открыть собственное дело (12 %).

Таким образом, по результатам контент-анализа установлено, что к фундаментальным целям первого уровня относятся цели, отражающие целые сферы жизни. Цели второго уровня чаще всего связаны с приобретение новых умений и навыков. Цели третьего уровня отражают актуальную для студента ситуацию жизни и деятельности. Цели четвертого уровня чаще всего связаны с отдыхом (расслаблением, желанием получить новые впечатления), а также отражают сферу желаемого.

Также студенты оценивали значимость, степень неудовлетворенности собой и жизнью, если цели не будут достигнуты применительно к целям всех уровней. Результаты приведены на рисунке 2.

Рисунок 2 хорошо иллюстрирует, что значимость целей для студентов линейно снижается от 1 к 4 уровню, но не падает ниже среднего уровня. Это говорит о том, что любая жизненная цель является достаточно значимой для молодых людей и заслуживает их внимания и усилий по реализации.

Степень неудовлетворенности собой в случае, если цель не будет достигнута, практически линейно возрастает от 1 к 4 уровню жизненных целей. Это говорит о том, что достижение наиболее актуальных целей, хотя и менее значимых, более влияет на самооценку молодежи. Возможно, это связано с тем, что актуальные цели требуют реального выполнения уже сейчас, в ближайшем будущем, их исход легче предугадать, а также возникновение неудовлетворенности собой также вероятно в самое ближайшее время.

■ Значимость —■— Неудовлетворенность собой

Неудовлетворенность жизнью

4,9

4,4 3,9 3,5

2.7 2.8 2,9 ---FV--- 2,8 2,9 ---fv—— 2,8 3,2

£ 4 В" й

® .

" 3

и

и

я

Я 2

<и а U

Цели 1 уровня Цели 2 уровня Цели 3 уровня

Показатель

Цели 4 уровня

Рисунок 2. Субъективная оценка студентами значимости целей, неудовлетворенности собой и жизнью, если цели не будут достигнуты, для целей различных уровней (рисунок авторов)

https://mir-nauki.com

Степень неудовлетворенности жизнью в случае не реализации целей чуть выше для целей четвертого уровня, связанным с отдыхом и желаниями. Возможно это связано с общим состоянием респондентов, а также тем, что не реализация желаний неминуемо приведет к фрустрации и, как следствие, снижению степени удовлетворенности жизнью.

Таким образом, хотя фундаментальные жизненные цели являются наиболее значимыми для молодежи, все же больше всего переживаний и влияний на самооценку оказывает процесс и результат достижения более частных и актуальных для студентов целей.

С помощью кластерного анализа были выделены три группы российской молодежи по уровню выраженности смысложизненных ориентаций.

К первой группе относятся 40 % всех опрошенных студентов. Юноши и девушки, вошедшие в данную группу, убеждены в том, что смысл жизни меняется с возрастом (9,88), и осознают смысл своей жизни в настоящий момент (9,63). Они видят цель своей жизни (36,92), им интересен процесс жизнедеятельности (35,25), они удовлетворены результатами своей жизнедеятельности (29,67), успешно контролируют себя (локус контроля - Я -23,75) и свою жизнь (локус контроля - ЖИЗНЬ - 37,17), имеют высокий показатель осмысленности жизни-119,88.

Во вторую группу вошли 36,7 % выборки. Для данной группы характерна средняя выраженность показателей: «Осмысленность жизни» (96,45); «Цель жизни» (29,77); «Процесс жизни» (27,91); «Результат жизни» (22,86); «локус контроля - Я» (19,41); «локус контроля -ЖИЗНЬ» (28,59).

К третьей группе относятся 23,3 % студентов. Данная группа характеризуется низкими показателями смысложизненных ориентаций: убеждений в том, что «наличие смысла жизни положительно влияет на судьбу» (7,46); «Я представляю себе смысл жизни» (6,46); «в жизни человека много смысла» (6,38); «ОЖ» (72,77); «Цель» (21,46); «Процесс» (20,62); «Результат» (18,46); «локус контроля - Я» (14,62); «локус контроля -ЖИЗНЬ» (20,38).

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Значимая часть студентов обладает средним и выше среднего уровнем осмысленности жизни. При этом все испытуемые способны схематически изобразить иерархию своих жизненных целей, которая в большинстве случаев включает 4 уровня жизненных целей, обладающих различной значимостью для молодых людей. К фундаментальным целям первого уровня относятся цели, отражающие целые сферы жизни. Цели второго уровня чаще всего связаны с приобретение новых умений и навыков. Цели третьего уровня отражают актуальную для студента ситуацию жизни и деятельности. Цели четвертого уровня чаще всего связаны с отдыхом (расслаблением, желанием получить новые впечатления), а также отражают сферу желаемого.

2. Хотя фундаментальные жизненные цели являются наиболее значимыми для молодежи, все же больше всего переживаний и влияний на самооценку оказывает процесс и результат достижения более частных и актуальных для студентов целей.

Цель исследования достигнута, задачи выполнены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончар С.Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 17-19. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2495/ (дата обращения: 2017-1130).

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - Россия: Смысл, 2003. - С. 487.

3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

4. Манойлова М.А. Возможности самореализации современной молодежи // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». Выпуск 1. Псков: Псковский государственный университет, 2015. - С. 54-59.

5. Манойлова М.А., Иванова С.П. Смысложизненные ориентации, особенности восприятия и отношения учащейся молодежи к Псковской области как фактор самореализации в регионе проживания // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал, 2016. -№4. - С. 86-96.

6. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал, 2004. - Т.25, №6. - С. 5-11.

7. Baldwin M.W. Relational schemas and the processing of social information. Psychological Bulletin., 1992. - № 112. - P. 461-484.

8. Lynch K. The image of the city. Cambridge, MA: M.I.T. Press, 1960.

9. Sandler J., Rosenblatt B. The concept of the representational world // The Psychoanalytic Study of the Child, 1962. - № 27. - P. 128-145.

10. Schmuck P., Kasser T., Ryan R.M. (2000). Intrinsic and Extrinsic Goals: Their Structure and Relationship to Well-Being in German and U.S. College Students // Social Indicators Research, 2000. - V. 50, №2. - P. 225-241.

11. Stone M.J. (2001). Goals of care at the end of life // Proceedings (Baylor University. Medical Center), 2001. - V. 14, №2. - P. 134-137.

Manoilova Marina Alekseevna

Pskov state university, Pskov, Russia E-mail: [email protected]

Kovalevskaya Ekaterina Vladimirovna

Pskov state university, Pskov, Russia E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Meaningful orientation of modern Russian youth (the example of the Pskov region)

Abstract. This article presents the results of an empirical study of the meaningful orientations of contemporary Russian young people. Meaningful orientations are one of the components of the meaning of a person's life (Leontiev, 2003). They include life goals, meaningfulness of the process and result of life, as well as awareness of freedom and control over what is happening in life.

The sample included 126 students from various faculties of Pskov State University. The «Test of meaningful orientations» (D.A. Leontief) and the method of constructing cognitive maps were used in the process of obtaining empirical data. It was found that a significant proportion of students have an average and above average level of meaningfulness of life. All students are able to draw a schematic hierarchy of their life goals, which in most cases includes 4 levels of life goals that have different meanings for young people. The fundamental goals of the first level include goals that reflect the spheres of life. The goals of the second level are most often associated with the acquisition of new skills by students. Goals of the third level reflect the actual situation for the student's life and activities. Goals of the fourth level are most often associated with relaxation (relaxation, desire to get new impressions), and also reflect desires.

Keywords: hierarchy; life goals; meaningful orientations; personal maturity; self-determination; self-development; youthful age

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.