Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
УДК 378: 316.6 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/67
ЦЕННОСТНЫЕ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В ВУЗЕ
©Иванова В. П., ORCID: 0000-0002-2962-5536, д-р психол. наук, Киргизско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
©Сулайманова А. И., ORCID: 0000-0002-4618-3995, Киргизско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
VALUE AND LIFE-MEANINGFUL ORIENTATIONS OF UNIVERSITY YOUTH
FROM RURAL AND URBAN
©Ivanova V., ORCID: 0000-0002-2962-5536, Doctor of Psychology, Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Sulaimanova A., ORCID: 0000-0002-4618-3995, Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Представлен материал исследования ценностей студентов первого курса, приехавших из сельской местности и тех, кто проживает в городе. В современном мире негативные тенденции в нравственных ориентирах молодежи делают актуальным комплексный анализ формирования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов в условиях сельского и городского социума. Общество предлагает различные ценности, их много, но путь к ним индивидуален и человек выбирает их, как выбирает их и студент. Студенческий возраст - это возраст поиска своего места в жизни, нахождения ее смысла, а ценности регулируют направленность личности студента, определяют мотивы и цели учебной деятельности. Цель исследования заключается в экспериментальном исследовании ценностей и смысложизненных ориентаций у этих двух групп студентов. В исследовании было использовано две методики: «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева и Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной. Выявлено, что общий уровень смысложизненных ориентаций у обоих групп студентов представлен средними и высокими показателями. Показано, что развитие личности городских студентов непосредственно связано с проявлением и развитием духовно-нравственного потенциала, а у студентов из сельской местности наблюдается тенденция к прагматической направленности, возникающей на основе глубокого социально — экономического кризиса на селе.
Abstract. It presents the research material about the values of 1st-year students migrated from rural regions and those who live in a city. In the modern world, negative trends in the moral orientations of young people make it currently important to comprehensively analyze the formation of students' valuable and life-meaning orientations in the conditions of rural and urban society. The society offers various values, there are many of them, but the way to them is individual and a person itself chooses them, so as a student does. The student age is the age of searching for one's place in life, finding its meaning, and the values regulate the direction of the student's personality, determine the motives and goals of learning. The objective of the research is to experimentally study the values and life-meaningful orientations of these two groups of students. Two methods were used in the research: "Life-meaningful orientations" (LMO) D.A. Leontyeva and "Morphological test of life values" (MTLV) VF. Sopova and L.V. Karpushinoy. It was revealed that the general level of life-
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
meaningful orientations in both students' groups is represented by average and high rates. It was shown that the development of urban students' personality is directly related to the manifestation and development of spiritual and moral potential, while the students from rural areas tend to pragmatic orientation arising on the background of deep socio-economic crisis in a village.
Ключевые слова: ценности, смысложизненные ориентации, студенты, село, город.
Keywords: values, life-meaningful orientations, students, village, city.
Введение
Изучение трансформации ценностных ориентаций подрастающего поколения становится особенно актуальным на современном этапе, когда центральной задачей всего человечества становится решительный поворот научных исследований в сторону осмысления ценностей культуры, существования самого рода Homo sapiens. В наше время «лестница А. Маслоу» «обломана» на второй ступени, человечество лишено безопасности и гарантий. Однако, по мнению А. А. Брудного, в связи усложнением развития мышления у человека появляется осознание своих возможностей в преодоления опасностей [1, с. 259]. «Мы понимаем мир сквозь матрицу возможностей» [2, p. 21]. В пространстве возможностей находится каждый человек, и движение в этом пространстве есть изменение мира, а человек движем желанием изменить мир, что и порождает надежду, в которой, по мнению А.А. Брудного, заключен смысл человеческой жизни [3, с. 95].
Смысл выступает как целостная совокупность жизненных отношений личности к себе, другим людям, в том числе и к действительности и обусловливается системой ценностных ориентаций. Ф. Е. Василюк считает смысл порождением ценностной системы личности, выступающей как соотнесение индивидуальных устремлений и «надындивидуальной сущности» личности [4, с. 122]. Система ценностных ориентаций составляет внутренний механизм, влияющий на отношение человека к окружающей действительности и его деятельности. Ценности способны брать на себя роль обобщенных принципов, на основе которых принимаются важные решения, преодолеваются сложные социокультурные ситуации (А. Ф. Лазурский, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн).
Молодое поколение большинства стран бывшего СССР, в том числе и Кыргызстана, оказалось в сложной ситуации, ситуации, которую Д. И. Фельдштейн назвал «цивилизационным сломом», где разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Подрастающее поколение утрачивает смысл происходящего, а любая утрата носит сложный кризисный характер, переворачивающий жизнь человека, кардинально меняющий внешнюю и внутреннюю его жизнь. Молодежь не находит ориентиров, нормативных образцов для воспроизводства поведения, основанного на ценностях, следствием чего является потеря чувства ответственности, инфантилизм, духовная опустошенность, эгоизм, что в свою очередь ведет к деформации мотивационно-потребностной сферы личности.
Возникновение такого явления как «потери себя» и утрата смысла существования неоднократно рассматривалось и исследовалось такими отечественными психологами как В. Э. Чудновский, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Б. В. Зейгарник, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, и др. Молодому поколению пришлось столкнуться с проблемой разрыва поколений, который настолько велик, что можно уже говорить об автономном их существовании, а не конфликте поколений. На духовном уровне
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
основной задачей «нахождения себя» является расширение пространства жизненных смыслов и ценностей.
Студенческий возраст является основным периодом формирования ценностных ориентаций, оказывающих влияние на формирование личности юношей. Исследования, проведенные с 1997 г по 2001 г, выявили изменчивость ценностного сознания студентов [5]. Система ценностей студентов не только изменчива, но и противоречива (И. Ю. Меншикова, А. В. Копцов, О. В. Ковалевская и др.) и ее динамика связана с переходом к рыночной экономике. Согласно К.В. Карпинскому, задача личности как автора собственной жизни заключается в способности развести реализацию потенциально конфликтных ценностей в пространстве и времени собственного бытия, и тем самым предотвратить их возможные столкновения. Как правило, чем выше уровень субъектного развития личности, тем гибче она распределяет ресурсы, необходимые для практической реализации несовместимых ценностей, тем лучше ей удается лавировать в потоке жизненных обстоятельств, предотвращая и купируя вероятные конфликтные и кризисные ситуации [6, с. 79].
Это подтверждают и исследования, проведенные в Кыргызстане.
Ч. А. Шакеевой рассмотрены особенности трансформации ценностных ориентаций современной кыргызской молодежи (1997). Согласно исследованиям автора у молодых людей наблюдается «рентная» установка, вытесняющая собственную активность и стремление сознательно строить свою жизнь [7]. В исследовании Н. А. Ахметовой и Н. О. Леоненко (2014) выявлены жизненные ценности и смысложизненные ориентации личности в контексте жизнестойкости. Отмечено статистически значимое предпочтение для кыргызских студентов экзистенциальных ценностей, включающих такие сферы как семья, образование, профессия и здоровье. Это означает, что коренные преобразования в обществе и государстве не снизили значимость семейных связей и традиций, желание повышать уровень образования, что может составить основу для реализации жизненных возможностей студентов [8].
Чаще всего проблематика исследованиия ценностных и смысложизненных ориентаций в студенческом возрасте рассматривается отдельно (Е. С. Волков,1983; С. В. Мерзлякова, 2004; Г. С. Голушкова, А. С. Мичкина, С. А. Черемных, 2009; Т. В. Васидьева, Н. Э. Касаткина, 2014; О. В. Маслова, 2014 и т.д.) но есть ряд исследователей, изучающих ценности в контексте смысложизненных ориентаций (В. Э.Чудновский, 2006; Г. А. Вайзер, 2006; К. В. Карпинский, 2013; Т. В. Максимова, 2001; Е. В. Мартынова, 2002; Н. О. Леоненко, Н. А. Ахметова, 2014 и др). Исследования этих авторов показывают неразрывное единство этих феноменов, объединенных в единую систему — ценностно-смысловую систему личности. По мнению В. Э. Чудновского, роль ядра в этом единстве выполняет нравственный компонент, обеспечивающий адекватность этой системы характеру развития личности студента [9].
Цель исследования заключалась в выявлении в сознании студентов представлений об их ценностно-смысловой сфере и проведении сравнительного анализа этих сфер у сельских и городских студентов.
Методика
Эмпирическое исследование ценностных и смысложизненных ориентаций проводилось на выборке студентов, которую составили учащиеся первых курсов учебных заведений г. Бишкек в возрасте 17-18 лет. Общая выборка исследования составила 179 студентов (78 — село, в дальнейшем группа (СС) и 101 — город, соответственно (ГС)).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
В качестве исследовательского инструментария использовался тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева (1986-1988), представляющий адаптированный вариант теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика. Тест включает общую шкалу (ОЖ) и 5 субшкал, каждая из них выражена как констатация с разграничивающим окончанием: два противоположных варианта окончания составляют значения оценочной шкалы, между которымирасположено семь градаций предпочтения [10].
Мотивационно-ценностная структура личности студентов рассмотрена на основе «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной (1997-2001). Методика направлена на изучение терминальных ценностей, выражающих отношение субъекта к явлению, жизненному факту, другому человеку, и оценка его как значимого [11].
Программа исследования. Вся выборка (179 человек) студентов первого курса представителей городской и сельской молодежи была протестирована с помощью методик СЖО и МТЖЦ и проведен расчет данных. Через два года на III курсе этим же студентам, но уже в количестве 168 человек были вновь предложены данные методики.
Гипотеза заключалась в том, что сама среда, в которой находятся студенты и городские, и сельские, а также обучение в вузе будут нивелировать различия в ценностях между этими двумя группами студентов.
Результаты и их обсуждение
Сравнительный анализ средних значений, полученных при статистической обработке теста СЖО Д. А. Леонтьева между двумя группами показал значимые различия по шкале Локус контроля Я, который выше у сельских студентов (р <0,05) (Таблица 1). Данная шкала означает, что городские студенты ощущают себя в качестве сильной личности, способной принимать и отстаивать свой выбор и решения. У сельских студентов эти показатели находятся на уровне средних значений по методике (21, 13).
Таблица 1.
СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПО ШКАЛАМ МЕТОДИКИ СЖО В ДВУХ ГРУППАХ
Шкалы СС (n=78) ГС (n=101) t - критерий P
Цели 33.1905 34.1915 -1,23 р>0,05
Процесс 30.7778 32.0957 -1,72 р<0,10
Результат 26.9365 27.3191 -0,56 р>0,05
ЛК-Я 21.9841 23.1809 -2,14 р < 0,05
ЛК-жизнь 32.1270 33.0532 -1,03 р>0,05
Общий показатель ОЖ 106.7143 109.6809 -1,76 р<0,10
Средние значения по шкале Процесс и Общий показатель ОЖ в обеих группах несколько превышают среднестатистические показатели по методике (соответственно 31,09 и 103,1), а их различия на уровне р<0,10 означают тенденцию к появлению различий, которая возможна при увеличении выборки. Более высокий уровень по шкале Общий показатель ОЖ согласно методики может означать, что у студентов ориентация больше на настоящее, чем на будущее.
Полученные результаты по обеим группам были рассмотрены с позиций общего уровня осмысленности жизни: низкий уровень отсутствовал в обеих группах, были представлены только средний и высокий уровни.
Методика «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной не выявила значимых различий ни по одной шкале у студентов, проживающих в
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
городе или селе (обобщенная выборка). Обсчет проводился при помощи критерия Манна-Уитни, так как распределение выборки отлично от нормального и невозможно применить параметрические критерии.
Было принято решение разделить группы по уровню осмысленности жизни и поскольку студентов с низким уровнем СЖО не было ни в сельской, ни в городской группе студентов, то разделение произошло на группы со средним уровнем СЖО и высоким. В группе СС 42 студента показали высокие значения по методике СЖО, что составило 51,2%, а 36 (48,8%) вошли в группу со средними показателями СЖО, соответственно в ГС - 60 студентов (59,4%) составили группу с высокими показателями, а 41 (40,6%) — со средними.
При распределении выборки на группы с разным уровнем СЖО и сравнении внутри этих групп представителей города и села обнаружено, что распределение переменных становится близко к нормальному распределению и появляется возможность провести сравнительный анализ при помощи более точного критерия Стьюдента для независимых выборок.
Анализ методики МТЦЖ проводился на основе групп с высоким уровнем СЖО по сельской и городской выборке, поскольку они представляли большую часть участников исследования (Таблица 2).
Таблица 2.
УСРЕДНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МТЖЦ У ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ СЖО
Шкалы СС (n=42) W (n=60) Критерий t Стьюдента p
Развитие себя 42.5000 45.3667 -1,91 р< 0,05
Духовная удовлетворенност 43.9286 46.4333 -1,69 р <0,10
Креативность 39.4048 42.2167 -1,69 р <0,10
Социальные контакты 42.1905 43.5667 -0,89 р>0,05
Собственный престиж 41.6905 40.9333 -0,15 р>0,05
Достижения 44.4048 46.3000 -1,37 р>0,05
Материальное положение 46.0476 45.5333 0,36 р>0,05
Сохранение индивид. 43.7381 43.9167 -0,13 р>0,05
Профессиональная сфера 60.4286 62.0667 -0,93 р>0,05
Образование 61.0714 63.8167 -1,52 р>0,05
Семья 59.9762 56.0167 -1,82 р<0,05
Общественная жизнь 55.0000 58.7167 -1,87 р<0,05
Увлечения 56.4048 57.2000 -0,45 р>0,05
Физическая активность 51.7381 51.7167 0,01 р>0,05
Сравнительный анализ среди сельских и городских студентов с высоким уровнем СЖО выявил значимые различия по нескольким шкалам: ценность Развитие себя (1=-1,91 при р<0,05), Семья (1=1,82 при р<0,05 ), Общественная жизнь (1=1,87 при р<0,05). Такая жизненная ценность как Развитие себя значима больше для городских студентов ГС с высоким уровнем СЖО. Возможно это связано с тем, что в сознании городской молодежи происходят изменения, при которых на смену потребительскому настрою приходят установки на собственную активность и самостоятельность. Молодые люди сделали свой выбор, они испытывают радужные надежды и проектируют свое будущее. А у сельских студентов потребность в развитии себя выражена не так ярко, можно предположить, что они ограничены в своих возможностях.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Различия на уровне тенденции выявлены по отношению к двум ценностям: Духовное удовлетворение и Креативность» (=-1,69 при р<0,10). Первая тенденция свидетельствует о направленности развития городских студентов на свою духовную сферу, стремление этих студентов к глубинному анализу своего внутреннего мира, своего мироощущения, ощущение духовного здоровья, духовной свободы. Духовное удовлетворение — это реализация духовных потребностей, обусловленных внутренним миром личности студента и направленных на самовыражение, самоактуализацию. По мнению Д. А. Леонтьева, духовность не поддается воспитанию, она приобретается путем сложной работы над своим внутренним миром [12, с. 146].
Креативность как ценность предполагает стремление городских студентов к реализации своего творческого потенциала, отказ от стереотипного мышления.Это способность видеть что-то под новым углом зрения, способность к необычному видению проблемы. «Для формирования креативности необходима среда с высокой степенью неопределенности и богатством возможностей, поскольку это стимулирует личность к поиску собственных подходов, ориентиров, а не опоры на готовые образцы, а также низкая степень регламентации поведения» [13, с. 134]. Такая среда больше характерна для городского проживания, нежели для сельского. У сельских студентов преобладает стремление следовать устоявшимся нормам и ценностям, им свойственна традиционность и преемственность.
На уровне жизненных сфер для городских студентов значимой сферой является Общественная жизнь (=1,87 при р<0,05 ), выступающая для них как определенная ценность. Проявление себя в данной сфере связано с возможностью совершенствовать свои способности, стремление к новому идеалу. Участие в общественной жизни расширяет границы возможностей студентов, они стремятся определить свое место в жизни, найти свое предназначение. Общественная жизнь в сельской местности не настолько многообразна как в городе и сельская молодежь не имеет особой потребности в ней участвовать. Кроме того, ориентировка на достижение определенных жизненных успехов, которые в сознании сельских студентов связаны с индивидуалистическими представлениями, порождает стремление дистанцироваться от общественной жизни и ее проблем.
Значимой жизненной сферой для сельских студентов является Семья (=1,82 при p<0,05), хотя высокая значимость этой ценности для юношеского возраста характерна в целом для всей популяции. Данное исследование проводилось на киргизской выборке. В менталитете киргизов ценность семьи высока, а в обыденном сознании сложился идеализированный тип киргизской семьи, построенный по прообразу патриархальной, сельской семьи, выполняющей культурные, нравственные и профессиональные ориентиры. Родственные отношения играют особую роль, они считаются приоритетнее социальных. Семья была и остается в пристальной компетенции семейно-родственной группы. Выключение семьи в глубоко традиционные системы связей обеспечивает ей психологическую защиту [14, с. 103].
Поскольку в группе городских студентов преобладают такие ценности как Развитие себя, своей личности, Духовная удовлетворенность, Креативность, Социальные контакты, то направленность данной группы определяется как гуманистическая. Высокие результаты по шкалам Достижения, Собственный престиж, Высокое материальное положение дают возможность определить направленность группы СС как прагматическую.
Метод рангов предусматривает ранжирование исследуемых жизненных сфер и ценностей в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности). При этом наиболее важному объекту присваивают ранг 1, а наименее предпочтительному — последний
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов, что означает 6 рангов для жизненных сфер и 8 — для жизненных ценностей (Таблица 3).
Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности студентов в учебно-воспитательном процессе, где они постоянно соприкасаются с нормами, оценками, идеалами других участников учебной деятельности и могут соотносить их со своими личностными ценностями и нормами социума.
Таблица 3.
РАНГОВЫЕ МЕСТА ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДВУХ ГРУПП ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЖИЗНЕННЫХ СФЕР
Шкалы СГ2 (n=42) ГГ2 (n=60)
Жизненные сферы
Образование 1 1
Профессиональная жизнь 2 2
Семья 3 3
Увлечения 4 5
Общественная жизнь 5 4
Физическая активность 6 6
Жизненные ценности
Достижение 1 2
Духовное удовлетворение 2 1
Материальное положение 3 3
Развитие себя 4 4
Сохранение индивидуальности 5 5
Социальные контакты 6 6
Креативность 8 7
Собственный престиж 7 8
Для обеих групп первое ранговое место занимает сфера Образования и это закономерно, поскольку целью участников эксперимента являлось поступление в вуз. Вышее образование ценилось всегда, поскольку знания (или диплом) способствовали карьерному продвижению, а сейчас во времена рыночной экономики начинает цениться качество знаний, качество образования. Именно в процессе обучения в вузе вырабатываются профессиональные ценности с опорой на жизненные ценности. «Система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим внутренним его источником и механизмом» [13, с. 51].
Сфера Семья (3 ранг) имеет одинаковую ценность как для городских, так и сельских студентов, что свидетельствует о важности создания семьи в этом возрасте и сохранение семейных связей и традиций.
Тенденцию к появлению различий мы наблюдаем в ценности Увлечение (4 ранг — группа СС, а 5 ранг — группа ГС). Это можно объяснить тем, что в сельской местности реализация многих увлечений затруднена, досуг сельской молодежи чаще всего неорганизован, носит индивидуально-личностный характер. Сфера Общественная жизнь (4 ранг — ГС) также более значима для городских студентов, поскольку студенчество как возрастной период отличается ярко выраженными социальными потребностями: участвуют в различных благотворительных акциях, в волонтерской работе и др.
Лидирующие позиции в ранговой шкале ценностей составляют три ценности, занимающие первые места, одинаково важные и для сельских и для городских студентов: Духовное удовлетворение, Достижения, Материальное положение. Средний блок ценностей
486
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
представлен такими гуманистическими ценностями как Развитие себя, Сохранение индивидуальности. Замыкают ранговый ряд ценности, которые необходимы современному специалисту. Так, развитие личности совершается под воздействием широких социальных связей, контактов, отношений, определяющих духовный мир человека и его ценности. А Креативность выступает как форма самовыражения, как активность направленная на созидание.
Второй этап исследования заключался в повторном изучении ценностей и смысложизненных ориентаций тех же групп студентов в конце 3 курса с помощью методик «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) и СЖО. Количество студентов несколько уменьшилось и составило 168 студентов, а для расчета данных использовались лишь та часть выборки, что и в первом исследовании. В Таблице 4 приведены средние значения показателей, полученных с помощью методик.
Таблица 4.
УСРЕДНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МТЖЦ И СЖО У ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ СЖО
Шкалы CC (n=39) ГС (n=56) t р
Развитие себя 43.0000 42.5000 0,31 р>0,05
Духовное удовлетворение 44.3889 43.9286 0,29 р>0,05
Креативность 39.6389 39.4048 0,13 р>0,05
Социальные контакты 41.4722 42.1905 -0,44 р>0,05
Собственный престиж 39.7500 40.6905 -0,53 р>0,05
Достижения 42.8611 46.4048 -1.77 р <0,10
Материальное положение 43.4722 46.0476 -1,46 р>0,05
Сохранение индивидуальности 43.0278 43.7381 -0,41 р>0,05
Профессиональная сфера 58.6111 60.4286 -0,89 р>0,05
Образование 59.9722 64.4146 -1,69 р <0,10
Семья 57.9444 57.9762 -0,02 р>0,05
Общественная жизнь 55.2778 55.0000 0,12 р>0,05
Увлечения 53.8056 56.4048 -1,16 р>0,05
Физическая активность 51.8611 51.7381 0,05 р>0,05
Цели 26.5714 25.5781 0,99 р>0,05
Процесс 24.9184 23.9844 1,07 р>0,05
Результат 20.2653 20.8750 -0,75 р>0,05
ЛК-Я 16.4694 16.0313 0,59 р>0,05
ЛК-жизнь 22.4286 23.0000 -0,51 р>0,05
Общий ОЖ 82.4082 80.9375 1,02 р>0,05
По результатам психодиагностического исследования, представленного в Таблице 4, достоверных различий в ценностных и смысложизненных ориентациях между студентами групп СС и ГС не обнаружено. Проявились лишь две тенденции, на наш взгляд, взаимосвязанные. Это более высокие средние значения по шкале Достижения и Образование у городских студентов, которые скорее всего связаны с тем, что у них проявляется потребность в продолжении образования в магистратуре либо в аспирантуре.
При миграции из села в город происходит трансформация положения субъекта в структуре общества и студент постепенно приобретает новую идентичность — идентичность горожанина. В. М. Кузьмина отмечает, что сельская молодежь, определяя для себя жизненный путь, выбирает не только социально-профессиональный статус, но и территориальное перемещение, чтобы реализовать свои жизненные планы [15, с. 24].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:
- в ценностно-смысловой сфере современных городских и сельских студентов отсутствует острый кризис;
- ценности материального характера в структуре смысловой сферы студентов в данный период актуализировались и входят в ядро ценностей и смысложизненных ориентаций;
- в структуру ценностно-смысловой сферы студентов включаются новые ценности, формирующиеся под влиянием рыночной экономики;
- показатели смысложизненных ориентаций городских студентов имеют большую выраженность, чем у сельских студентов и достигают значимых различий лишь в показателях Локуса контроля-Я, характеризующих городских студентов как сильных личностей, умеющих строить жизнь с опорой на свои ценности;
- миграция в город сельских студентов и принятие городской идентичности выражается через поведенческие паттерны и отражаются в «зеркальном Я» студентов;
- обучение в вузе, единое учебно-воспитательное пространство нивелируют различия в выраженности ценностей сельских и городских студентов.
Список литературы:
1. Брудный А. А. Наука понимать. Бишкек, 1996. 324 с.
2. Bloom D. Globalization and education // Globalization: Culture and education in the new millennium. 2004. V. 56.
3. Брудный А. А. Пространство возможностей: Введение в исследование реальности. Б.: Илим. 1999. 388 с.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. 200 с.
5. Журавлев А. Л., Шорохова Е. В., Хащенко В. А. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998.
6. Карпинский К. В. Конфликт ценностей как предпосылка смысложизненного кризиса в развитии личности // Вопросы психологии. 2013. № 1. С.78-93.
7. Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации молодежи в новых общественно-экономических условиях (на материале Кыргызской Республики): автореф. дис... д-ра психол. наук. СПб. 1998. 42 с.
8. Леоненко Н. О., Ахметова Н. А. Этнические особенности жизнестойкости киргизских студентов // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. 2013. Вып. 1. С. 150-154.
9. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни // Избр.тр. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК. 2006. 768 с.
10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006. 18 с.
11. Сопов В. Ф. Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство по применению. Самара: САГА, 2001. С. 5-27.
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 790 с.
13. Иванова В. П. Базовые интеллектуальные качества студентов - будущих профессионалов. Опыт теоретико-экспериментального исследования. Б. 2011. 250 с.
14. Иванова В. П. Динамика семейно-брачных отношений: гендерный аспект. Б. 2005.
215 с.
15. Кузьмина В. М. Сравнительный анализ ценностных ориентаций сельской и городской студенческой молодежи, обучающейся в курской государственной
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
сельскохозяйственной академии // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 3. С. 22-26.
References:
1. Brudnyi, A. A. (1996). Nauka ponimat'. Bishkek, 324.
2. Bloom, D. (2004). Globalization and education. Globalization: Culture and education in the new millennium, 56.
3. Brudnyi, A. A. (1999). Prostranstvo vozmozhnostei: Vvedenie v issledovanie real'nosti. Bishkek. Ilim. 388.
4. Vasilyuk, F. E. (1984). Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situatsii). Moscow, 200.
5. Zhuravlev, A. L., Shorokhova, E. V., & Khashchenko, V. A. (1998). Sotsial'no-psikhologicheskaya dinamika v usloviyakh ekonomicheskikh izmenenii. Moscow. IP RAN,
6. Karpinskii, K. V. (2013). Konflikt tsennostei kak predposylka smyslozhiznennogo krizisa v razvitii lichnosti. Voprosypsikhologii, (1). 78-93.
7. Shakeeva, Ch. A. (1998). Tsennostnye orientatsii molodezhi v novykh obshchestvenno-ekonomicheskikh usloviyakh (na materiale Kyrgyzskoi Respubliki): avtoref. dis... d-ra psikhol. nauk. St. Petersburg, 42.
8. Leonenko, N. O., & Akhmetova, N. A. (2013). Etnicheskie osobennosti zhiznestoikosti kirgizskikh studentov. VestnikKNU im. Zh. Balasagyna, 1. 150-154.
9. Chudnovskii, V. E. (2006). Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni. Izbr.tr. Moscow. Izd-vo MPSI; Voronezh: MODEK. 768.
10. Leont'ev, D. A. (2006). Test smyslozhiznennykh orientatsii (SZhO). Moscow. Smysl, 18.
11. Sopov, V. F. & Karpushina, L. V. (2001). Morfologicheskii test zhiznennykh tsennostei. Rukovodstvo po primeneniyu. Samara: SAGA, 5-27.
12. Leont'ev, D. A. (2003). Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real'nosti. Moscow. Smysl, 790.
13. Ivanova, V. P. (2011). Bazovye intellektual'nye kachestva studentov - budushchikh professionalov. In Opyt teoretiko-eksperimental'nogo issledovaniya. Bishkek. 250.
14. Ivanova, V. P. (2005). Dinamika semeino-brachnykh otnoshenii: gendernyi aspekt. Bishkek. 215.
15. Kuz'mina, V. M. (2012). Sravnitel'nyi analiz tsennostnykh orientatsii sel'skoi i gorodskoi studencheskoi molodezhi, obuchayushcheisya v kurskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, (3). 22-26.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 17.05.2019 г. 21.05.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Иванова В. П., Сулайманова А. И. Ценностные и смысложизненные ориентации сельской и городской молодежи, обучающейся в вузе // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 480-489. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/67
Cite as (APA):
Ivanova, V., & Sulaimanova, A. (2019). Value and Life-meaningful Orientations of University Youth from Rural and Urban. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 480-489. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/67 (in Russian).