Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов магистратуры (на примере направления подготовки «Строительство»)'

Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов магистратуры (на примере направления подготовки «Строительство») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ / ПОВСЕДНЕВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / VALUE ORIENTATIONS / PERSONAL MEANING / LOCUS OF CONTROL / LIFE VALUES / SPHERES OF LIFE / EVERYDAY VALUES / IDEAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Линчук Тамара Павловна, Толстой Михаил Юрьевич, Глызина Ольга Геннадьевна

Представлены результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы студентов магистратуры, обучающихся по разным программам направления подготовки «Строительство». Изучены их смысложизненные ориентации и жизненные ценности. Рассмотрены иерархии «повседневных» и «идеальных» ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Линчук Тамара Павловна, Толстой Михаил Юрьевич, Глызина Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GRADUATE STUDENTS’ VALUE-SENSE SPHERE (ON EXAMPLE OF DEGREE PROGRAM “CONSTRUCTION”)

The article presents the study results of the features of value-sense sphere of the graduate students trained in different directions of the degree program “Construction”. Their life-concept orientations and life values ​​are researched. The hierarchy of “everyday” and “ideal” values is considered.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов магистратуры (на примере направления подготовки «Строительство»)»

Результат - семное описание единиц исходного языка и языка сопоставления.

4. Дифференцируются отличительные признаки конкретных пар слов с целью нахождения необходимой переводческой трансформации.

Результат - выявление и фиксация национальной специфики семантики сравниваемых единиц двух языков, что необходимо при изучении языка, переводе и межкультурной коммуникации.

Все это позволяет применить необходимые трансформации и выполнить перевод исходного материала на высоком уровне эквивалентности.

Итак, в данной статье мы рассмотрели место и некоторые общие направления контрастивной лингвистики как уже сложившейся науки со своими целями, объектом, методами анализа, которые могут быть использованы как способы активизации интереса к учебному материалу, так как они определенным образом опираются на прежний багаж знаний, формируют внутренние ассоциации на основе различий в родном и ином языках, что облегчает понимание и усвоение грамматических правил, запоминание номинативных единиц. Роль контрастивной лингвистики в переводо-ведении также неоценима - анализ структур исходного материала и подбор соответствующих конструкций на языке перевода осуществляется на основании кон-

трастного сопоставления грамматических и семантических явлений. Контрастивная лингвистика показала необходимость дифференциации учебного материала, что неизбежно приведет к созданию новых усовершенствованных учебных пособий, к преодолению психологического барьера в высказываниях на иностранном языке. Словари, созданные на основе кон-трастивного анализа, помогут более точно передавать семантику устных и письменных высказываний, т.е. полному соответствию содержания, выражаемого языковыми средствами, в его отношении к смысловому содержанию.

Обсуждение различных аспектов контрастивной лингвистики свидетельствует о жизненности науки. Сфера контрастивного анализа в последнее время значительно расширилась: если на первых порах кон-трастивный анализ занимался, в основном, фактами языковой системы, то теперь он все больше обращается к тексту, к речевым актам, к реализации, следуя общему направлению развития современной лингвистики.

Контрастивный анализ, по мнению И.А. Стернина, имеет большое лингвистическое будущее и требует дальнейшей разработки на практическом материале разных структур и лингвокультур [1].

Библиографический список

1. Стернин И.А. Контрастивный анализ в современной лингвистике

[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.helsinki.fi/ 81ауюаЬ|е18тд1еп81а/ргеую\м/зЬ|35/р<^/34.р<^

2. Гак В.Г. О контрастивной лингвистике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1/gak-89.htm

3. Ладо Р. Лингвистика поверх границ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dasses.ru/grammar/166.new-in-1тдш8^с8-25/зоигсеЛ«ог<Шсите^8/_3.Мт

4. Хельбиг Г. Языкознание - сопоставление -

преподавание иностранных языков [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dasses.ru/grammar/166.new-in-linguistics-25/source/worddocuments/_12.htm

5. Никкель Г. Контрастивная лингвистика и обучение иностранным языкам [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.classes.ru/grammar/166.new-in-linguistics-25/source/worddocuments/_15.htm

6. Джеймс К. Контрастивный анализ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dasses.ru/grammar/166.new-in-linguistics-25/source/worddocuments/_11 .htm

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СТРОИТЕЛЬСТВО»)

© Т.П. Линчук1, М.Ю. Толстой2, О.Г. Глызина3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы студентов магистратуры, обучающихся по разным программам направления подготовки «Строительство». Изучены их смысложизненные ориентации и жизненные ценности. Рассмотрены иерархии «повседневных» и «идеальных» ценностей. Табл. 2. Библиогр. 6 назв.

1Линчук Тамара Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89148760466, е-mail: lin-tam@mail.ru

Linchuk Tamara, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89148760466, e-mail: lin-tam@mail.ru

2Толстой Михаил Юрьевич, кандидат технических наук, профессор, зав. кафедрой инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, тел.: 89149271445, е-mail: mtyu64@hotmail.com

Tolstoy Mikhail, Candidate of technical sciences, Professor, Head of the Department of Engineering Services and Life Support Systems, tel.: 89149271445, e-mail: mtyu64@hotmail.com

3Глызина Ольга Геннадьевна, ст. преподаватель кафедры психологии, тел.: 89500501813, e-mail: magistra ll83@mail.ru Glyzina Olga, Senior Lecturer of the Department of Psychology, tel.: 89500501813, e-mail: magistra ll83@mail.ru

Ключевые слова: ценностные ориентации; личностный смысл; локус контроля; жизненные ценности; жизненные сферы; повседневные ценности; идеальные ценности.

FEATURES OF GRADUATE STUDENTS' VALUE-SENSE SPHERE (ON EXAMPLE OF DEGREE PROGRAM "CONSTRUCTION")

T.P. Linchuk, M.Yu. Tolstoy, O.G. Glyzina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article presents the study results of the features of value-sense sphere of the graduate students trained in different directions of the degree program "Construction". Their life-concept orientations and life values are researched. The hierarchy of "everyday" and "ideal" values is considered. 2 tables. 6 sources.

Key words: value orientations; personal meaning; locus of control; life values; spheres of life; everyday values; ideal values.

Содержание ценностно-смысловой сферы личности определяется двумя компонентами - ценностными ориентациями и системой личностных смыслов. Ценностные ориентации личности включают в себя целевые (терминальные) и оперативные (инструментальные) конструкты, определяющие мотивацию человека, его приоритеты, а также реальное поведение относительно жизненных задач и любых видов деятельности, включая образовательную и профессиональную [2; 5]. Смысл - это личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и в целом жизненному контексту конкретного субъекта [4].

По мнению многих авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека [1; 2; 5].

Ценностно-смысловая сфера личности проявляется, закрепляется и корректируется в профессиональной деятельности. С одной стороны, отношение к профессиональной среде формируется на основе системы личностных ценностей и смыслов человека, с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностно-смысловых ориентаций личности. Успешность профессиональной деятельности во многом зависит от совпадения ее ценностно-смыслового и предметно-действенного аспектов.

Изучение проблемы ценностных ориентаций и личностных смыслов студентов магистратуры является актуальным, поскольку выпускник магистратуры должен быть квалифицированным производственником, руководителем, ученым, творческой личностью, способной, осуществляя свою деятельность, ориентировать её на благо людей. Исследование проводилось на базе магистратуры института архитектуры и строительства НИ ИрГТУ в 2011-2012 учебном году. В нем приняли участие студенты магистратуры 1 курса по направлению 270800 «Строительство». Выборочную совокупность исследования составили 40 респондентов (24 женщины и 16 мужчин) в возрасте от 21 до 46 лет. Испытуемые были разделены на 6 групп в зависимости от программы их обучения.

Группа 1 (ССТСЭм) занимается по программе

«Судебная строительно-техническая и стоимостная экспертизы объектов недвижимости», которая направлена на изучение экономических и правовых проблем в строительной деятельности, проведение экспертизы в области инвестиционно-строительного процесса и ценообразования. Всего в группе 8 человек (6 женщин и 2 мужчин), возраст испытуемых 22-23 года, все имеют специальность инженера-строителя.

Группа 2 (ВВм) учится по программе «Инновационные технологии водоотведения, очистки сточных вод, обработки и утилизации осадков», направленной, в первую очередь, на изучение технических дисциплин, а также на изучение экологии, восстановления и защиты водоотводящих сетей, особенностей водоот-ведения и очистки сточных вод городов и предприятий. В группе 8 человек (6 женщин и 2 мужчин), возраст испытуемых варьируется от 22 до 40 лет, все инженеры -стро ител и.

Группа 3 (АДм) занимается по программе «Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог». Программа направлена на изучение экологии, проблем безопасности функционирования автодорог, а также на проектирование автомобильных дорог и городских улиц. Всего в группе 7 человек (4 женщины и 3 мужчин): 1 программист^ инженера-строителя, 1 экономист, 1 менеджер, возраст испытуемых варьируется от 21 до 35 лет.

Группа 4 (ГСХм) обучается по программе «Инновационные технологии в технической эксплуатации зданий и городских инженерных систем (городское строительство и хозяйство)», направленной на изучение в основном новых технологий в строительстве зданий и городских инженерных систем. В группе 6 человек (5 женщин и 1 мужчина), из них 1 инженер-строитель, остальные - экономисты. Возраст испытуемых - от 22 до 25 лет.

Группа 5 (ПГСм) занимается по программе «Технология, организация и управление на предприятиях строительной отрасли (промышленное и гражданское строительство)», которая направлена на изучение экологических, экспертных и нормативно-правовых проблем в строительной деятельности, на управление качеством в строительстве. В группе 6 человек (3 женщины и 3 мужчины): 4 инженера-строителя, 1 юрист, 1 менеджер, возраст испытуемых - от 22 до 25 лет.

Группа 6 (ТВм) обучается по программе «Прогнозирование характеристик систем жизнеобеспечения (теплоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна)», направленной на изучение экологических проблем, на рациональное использование энергоресурсов, экспертизу технического состояния, элементов систем жизнеобеспечения. В группе 5 человек (1 женщина и 4 мужчины), все инженеры-строители, возраст испытуемых - от 22 до 46 лет.

Аспекты, характеризующие смысловую сферу испытуемых, входящих в состав учебных групп с разной специализацией, были исследованы с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолик, адаптированного Д.А. Леонтьевым. Тест включает в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

1) «цели в жизни» (характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей, намерений, призвания); 2) «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом процесса); 3) «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни); 4) «локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле; 5) «локус контроля - жизнь или управляемость жизни» отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Результаты, полученные при помощи данной методики, свидетельствуют о том, что в целом испытуемые всех исследуемых групп находятся в границах среднестатистической нормы относительно практически всех смысложизненных ориентаций.

Несмотря на идентичные средние значения общего показателя осмысленности жизни в выборке, можно говорить об определенных различиях в показателях отдельных шкал в группах 2 (ВВм), 5 (ПГСм) и 6 (ТВм). Достоверность была выявлена с помощью и критерия Манна-Уитни, применяемого для обнаружения различия между малыми выборками. Так, студенты группы 2 (ВВм) имеют самые низкие показатели по шкалам «Локус контроля - я» (19,9 при а = 2,64) и «Локус контроля - жизнь» (28,8 при а = 4,5).

Это означает, что испытуемые этой группы в меньшей степени, чем испытуемые других групп, склонны верить в свои силы и в то, что они могут самостоятельно и успешно контролировать события собственной жизни. Свои достижения и успехи они вряд ли связывают с силой своей личности и личностными качествами, часто поступают, ориентируясь на обстоятельства.

Испытуемые группы 5 (ПГСм) в сравнении с испытуемыми других групп и относительно баллов по дру-

гим шкалам демонстрируют наибольшую направленность на процесс жизни в целом, о чем свидетельствуют высокие баллы в выборке по шкале «Процесс жизни» (37,6 при а = 3,55). Они склонны воспринимать сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Можно предположить, что студенты данной группы в большей степени, чем все остальные испытуемые, удовлетворены течением жизни в настоящий момент времени, но при этом они в меньшей степени склонны ориентировать свою жизнедеятельность на будущие возможности и результаты.

Что касается испытуемых группы 6 (ТВм), то они имеют самые высокие показатели по шкале «Цели жизни» (38,2 при а = 4,8). Эти испытуемые могут быть охарактеризованы как наиболее целеустремленные по сравнению с испытуемыми других групп, умеющие видеть перспективу и планировать её достижение.

Наибольшая осмысленность и осознанность характеризует испытуемых, составивших группы 5 (ПГСм) и 6 (ТВм), выявлено среднее значение по группе 121,2 и 114,2 соответственно.

Анализ отношения к различным сферам жизни и ценностей, которые характеризуют эти отношения, был проведен с помощью методики «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной (МТЖЦ). Перечень жизненных ценностей включает: 1) развитие себя (познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик); 2) духовное удовлетворение (руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными); 3) креативность (реализация своих творческих возможностей); 4) активные социальные контакты (установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли; 5) собственный престиж (завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям); 6) высокое материальное положение (обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования); 7) достижение (постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов); 8) сохранение собственной индивидуальности (преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости).

Методика МТЖЦ направлена на изучение следующих жизненных сфер, в которых реализуются терминальные ценности: профессиональной жизни, образования, семейной жизни, общественной активности, увлечений и физической активности.

Наибольшая значимость профессиональной сферы характерна для испытуемых групп 4 (ГСХм) и 6 (ТВм): 7,4 при а = 1,55 и 7,3 при а =1,88 соответственно. Именно испытуемые этих групп определяют приоритетное место профессиональной жизни относительно других сфер жизни. Они склонны оценивать свою работу как приоритет, ставя профессиональные

задачи во главу угла относительно всех других. Следует отметить, что и показатели таких сфер, как «Образование» и «Семья», у испытуемых этих групп более высокие, чем у испытуемых других групп. В группе 4(ГСХм) наиболее высокие показатели оценок имеют сферы увлечений и физической активности, что может говорить о разносторонности в направлениях развития испытуемых этой группы.

Группы 1 (ССТСЭм), 2 (ВВм), 3 (АДм), 5 (ПГСм) характеризуются низкими значениями оценок всех жизненных сфер. Наиболее низкие показатели при этом наблюдаются в группе 2 (ВВм): 5 при а = 2,06, что говорит о низкой степени их дифференцированно-сти, невыраженности содержательного мотивационно-ценностного профиля и неопределенных взглядах испытуемых относительно важности и первостепенно-сти тех или иных жизненных сфер.

Низкие показатели в группах 1, 3 и 5 получены по сферам увлечений и физической активности, что свидетельствует об отсутствии в жизненном пространстве испытуемых конкретно обозначенных увлечений либо о малой их значимости.

Относительно конкретных ценностей можно сказать, что большинство испытуемых находятся в границах средних значений по шкалам ценностно-мотивационного профиля и лишь некоторые из них имеют отрицательную или положительную выраженность. Статистически значимыми являются различия по шкалам «креативность», «собственный престиж», «высокое материальное положение» (табл.1)

Таблица 1

Средние групповые значения жизненных ценностей для испытуемых разных учебных групп (в баллах)

По шкале «креативность» более низкие показатели наблюдаются у испытуемых групп 2 (ВВм), 4 (ГСХм), 5 (ПГСм) и самые низкие - в группе 6 (4,2 при а = 1,33). Это свидетельство того, что они часто демонстрируют стереотипность, негибкость, неспособность отойти от образца, а разнообразные изменения в профессиональной сфере и необходимость нововведений могут их раздражать и вызывать нежелание продолжать деятельность.

Низкие и ниже среднего оценки в выборке также

зафиксированы по шкале «собственный престиж», в частности, это касается испытуемых групп 2 (ВВм), 3 (АДм), 4 (ГСХм), 5 (ПГСм) и 6 (ТВм). Соответствующие показатели шкалы свидетельствуют в целом об уступчивости, стремлении избегать неудач и конфликтов, а также о низком уровне притязаний на лидерство.

Испытуемые группы 5 (ПГСм) демонстрируют наиболее высокие баллы по шкале «высокое материальное положение» (7,8 при а = 1,67), что может свидетельствовать о прагматичности их интересов и обусловленности жизненных выборов именно материальным благополучием. Эти испытуемые считают материальное благополучие наиболее важным в жизни. Интересно, что в этой группе наиболее высокими относительно других шкал являются показатели шкал «достижения» и «саморазвитие». Сочетание показателей этих шкал на фоне низких показателей других шкал могут свидетельствовать о том, что для них основным стимулом развития является именно достижение материального благополучия.

Итак, результаты исследования ценностно-мотивационной сферы и смысложизненных ориента-ций данной выборки характеризуют испытуемых как в целом удовлетворенных результатами жизни, имеющих средний уровень активности относительно планирования будущего и осмысленности жизненных событий и выборов. При этом испытуемые, составившие выборку, в меньшей степени склонны ориентироваться в своих решениях и выборах на внутренние условия - интересы, способности, необходимость самоутвердиться или найти возможность для самовыражения, в частности, и в профессиональном обучении, и дальнейшей деятельности. Большинство испытуемых, определяя свои приоритеты, ориентируются на внешние обстоятельства, благоприятно или неблагоприятно складывающуюся ситуацию. Их отношение к профессиональной сфере формируется скорее на основе прагматики, нежели на потребности самореализоваться.

Большая часть испытуемых, независимо от статуса в выборке (возраста, профессии, пола и пр.) находятся в границах среднестатистической нормы относительно практически всех смысловых и ценностных ориентаций.

Ценностно-мотивационный профиль является у них слабовыраженным, также как и отношение ко всем сферам жизни, включая профессиональную. Исключение в данном случае представляют испытуемые групп 4 (ГСХм) и 6 (ТВм) - для них основные жизненные сферы являются в относительной степени значимыми, но при этом их заинтересованность нельзя назвать достаточной для формирования четкой смысловой ориентации в деятельности. Кроме того, для испытуемых этих групп характерны низкие показатели «креативности» и, соответственно, низкая способность овладевать меняющейся ситуацией, негибкость и стремление сохранить неизменными окружение и требования действительности (например, продолжая обучение, а не начиная профессиональную деятельность). Отметим также, что для части испытуемых (группы 1 и 5) относительно приоритетным является

Жизненные Номер группы

ценности 1 2 3 4 5 6

Саморазвитие 7,5 7 7,3 7 6,8 6,7

Духовность 6 5,6 5,7 6 6,5 6

Креативность 6,8 5,5 6,3 5,7 5,7 4,2

Социальные 6,4 6,7 6,6 5,5 6,7 6,2

контакты

Престиж 6,5 5,2 5 5,7 4 6

Достижения 7,3 6,4 6,4 7 7,3 6,2

Материальное 6,8 6,2 6,4 6,3 7,8 5

положение

Индивидуаль- 7,3 6,3 6,8 6,5 5,3 5,7

ность

материальное благополучие, стремление к достижению которого является основным стимулом развития испытуемых с целью сохранить или обеспечить стабильность и надежность жизни, в том числе и относительно профессиональной деятельности. Таким образом, можно предположить, основываясь на характеристиках ценностно-смысловой сферы, что относительно продолжения профессионального обучения в магистратуре испытуемые, составившие данную выборку, либо стремятся оставаться в тех же условиях, к которым они успели адаптироваться (в условиях учебной деятельности), либо рассчитывают, что продолжение обучения будет способствовать их будущему материальному благополучию.

Ценностные предпочтения испытуемых были исследованы с помощью методики Ш. Шварца, адаптированной В.Н. Карандашевым [3].

Результаты исследования свидетельствуют о том, что данные иерархические положения ценностей у испытуемых являются идентичными. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнение средних рангов ценностей в иерархиях «повседневных» и «идеальных» ценностей

На первое место вынесены испытуемыми такие ценности, как «универсализм» (средний ранг 1,3), «безопасность» (2,9) и «самостоятельность» (2,8), а также «доброта» (3,2). Можно утверждать, что испытуемые стремятся быть гибкими, универсальными во взаимодействии с группой, налаживать доброжелательные отношения, проявлять в контактах понимание, терпимость, полезность, лояльность, снисходительность, ответственность. Эти испытуемые нацелены на защиту благополучия лично для себя и людей, с которыми находятся в личных контактах.

Высока ценность безопасности (социальный порядок, безопасность семьи, безопасность жизни и здоровья): испытуемые стремятся к стабильности, постоянству, ощущению чувства уверенности в завтрашнем дне, поэтому с опаской воспринимают новое, могут испытывать трудности в адаптации к новой для себя ситуации, могут быть мнительными и проявлять беспокойство в незнакомой обстановке. При этом высокая значимость ценности «самостоятельность» для

испытуемых показывает осознание ими необходимости проявлять самоконтроль и самоуправление, делать самостоятельные выборы и определять течение своей жизни.

Некоторые различия наблюдаются только относительно положения в иерархии таких ценностей, как «гедонизм» и «стимуляция». Более низкое положение этих ценностей в повседневной иерархии, чем в идеальной, указывает на тенденцию у испытуемых желать в будущем большего, чем в настоящее время, удовлетворения в плане жизненных благ и приятного досуга, а также желание в идеале иметь возможность испытывать более глубокие переживания в жизни, эмоционально разнообразить её, тогда как в реальности излишне глубокие переживания могут восприниматься как определенная помеха и поэтому отмечаться как менее значимые ценности.

Для более четкого представления об особенностях ценностно-смысловой структуры личности студентов-магистрантов был проведен корреляционный анализ взаимосвязей ценностных предпочтений и показателей отношения к жизненным сферам, выделенным по методике МТЖЦ, а также основных жизненных ориентаций и направленностей по методике СЖО.

Выяснилось, что значимые связи с ценностными приоритетами имеют семейная, профессиональная сфера и сфера образования, а также сфера физической активности. Семейная сфера связана с такими ценностями, как «конформность» и «гармония».

Положительные связи наблюдаются относительно сферы «семья» и «гармония», а также «гармония» и «образование» Учитывая эти факты, мы можем говорить о стремлении испытуемых гармонично соотнести эти сферы в своей жизни. Ощущение внутреннего порядка у них выше в том случае, если и приоритеты этих ценностей для них высоки и успешно соотнесены друг с другом.

Интересно, что сфера профессиональной деятельности отрицательно связана с такой значимой ценностью, как «безопасность». Это ещё раз доказывает тот факт, что для многих профессиональная деятельность воспринимается как смена привычного стереотипа деятельности и жизненного уклада и объясняет отчасти выбор продолжения обучения в магистратуре с целью оставить свой жизненный уклад -учебно-профессиональную деятельность - неизменным (сохранить безопасность).

Сфера физической активности связана отрицательно с ценностью «гедонизм», что свидетельствует о том, что испытуемые, выбирающие такую ценность приоритетом, фактически отказываются от проявления физической активности, предпочитая им состояние расслабления, получение удовольствия, и, скорее всего, связывают эту сферу с ограничениями. Учитывая, что данная сфера не является предпочитаемой в выборке, можно говорить именно о таком отношении к ней.

Что касается взаимосвязей ценностных приоритетов со смысложизненными ориентациями по тесту СЖО, то здесь наибольшее количество связей характерно для такой ценности, как «традиции». Мотиваци-

Группы ценностей Средний ранг «повседневных» ценностей Средний ранг «идеальных» ценностей

Конформность 5,1 4,9

Традиции 5,5 6,2

Доброта 3,2 4,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Универсализм 1,3 1,78

Самостоятельность 2,8 3

Стимуляция 7,4 5,2

Гедонизм 7,5 5,2

Достижения 5 3,6

Власть 6,2 6,5

Безопасность 2,9 3

онная цель данной ценности - уважение, принятие обычаев и идей, которые присущи данной группе или социуму. Предпочтение такого приоритета связано как с направленностью на цель, так и на процесс жизни, а также с возможностями самоконтроля жизненных событий (локус контроля Я).

Направленность на цель взаимосвязана с такой ценностью, как «иерархия», то есть, определяя приоритетные цели и задачи, испытуемые склонны придерживаться авторитетной для них точки зрения, ориентируясь на неё при выборе наиболее значимой на данный момент цели.

Отрицательная корреляционная связь наблюдается между направленностью испытуемых на результат и ценностью достижений. В идеале эти два понятия должны быть объединены в позитивную связку и достижения должны восприниматься как результат деятельности, планироваться и конкретизироваться. В данном случае же мы наблюдаем обратную связку понятий, что может свидетельствовать об абстрактности понятия достижения для испытуемых, отсутствии ориентации на конкретный результат.

Таким образом, студенты магистратуры направления подготовки «Строительство» находятся в границах среднестатистической нормы относительно практически всех смысложизненных ориентаций. Они

демонстрируют достаточный уровень осмысленности жизненных событий и выборов, удовлетворены в целом результатами жизни. При этом в основном они ориентированы на социальную справедливость и равенство, склонны ценить ответственность, в большей степени направлены на сотрудничество, чем на автономию. Для них высока ценность безопасности, выражающаяся в стремлении к стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

При этом можно говорить о некоторых тенденциях к различию в особенностях смысловой сферы и направленности. Так, во-первых, большая часть испытуемых демонстрируют неуверенность, связанную с наличием сомнений в возможности самостоятельно и успешно контролировать жизненные события и ориентацию на обстоятельства или авторитеты при принятии решений. Во-вторых, различия показателей по шклам «креативность», «собственный престиж», «высокое материальное положение» характеризуют сла-бовыраженный ценностно-мотивационный профиль у магистрантов групп 1, 2, 3 и 5, что указывает на низкую внутреннюю мотивированность и недеференци-рованность ценностных ориентиров, а соответственно и трудности при совершении выбора в пользу изменения привычного течения жизни.

Библиографический список

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2010. 352 с.

2. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 36 - 49.

3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2005. 70с.

4. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в

шести томах. Том «Общая психология» / под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕРСЭ, 2005. 251с.

5. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет. 1999. 92с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 Строительство (квалификация (степень) «магистр»): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 750.

УДК159.923.2

МОТИВАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА КРУПНОГО ХОЛДИНГА

© Э.Д. Маланова1, М.Г. Юркова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены некоторые результаты исследования, организованного в рамках преддипломной практики, проходящей в ООО «Россо Моторс». Исследование посвящено проблеме мотивации построения карьеры менеджера по продажам в крупном автохолдинге. Ил. 4. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: профессиональная карьера; карьерные ориентации; мотивация.

MOTIVATION OF MAKING CAREER OF A LARGE HOLDING MANAGER E.D. Malanova, M.G. Yurkova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

1Маланова Эржена Дмитриевна, студентка 5 курса кафедры психологии, e-mail: erzhena8-@mail.ru Malanova Erzhena, Fifth year student of the Department of Psychology, e-mail: erzhena8-@mail.ru

2Юркова Марина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: yurkova_m@mail.ru Yurkova Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, e-mail: yurkova_m@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.