Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая сфера больных шизофренией'

Ценностно-смысловая сфера больных шизофренией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
840
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / SEMANTIC SPHERE / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE ORIENTATION / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / LIFE VALUABLE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ / INNER CONFLICTS / ВНУТРЕННИЕ ВАКУУМЫ / INNER VACUUMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Витютина Татьяна Андреевна

Изложены данные эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы больных шизофренией. В основу легло представление, что структура жизненных ценностей больных шизофренией будет сужена и искажена в отличие от структуры жизненных ценностей здоровых людей. Предполагаются разного рода перемещения в иерархии ценностей у больных шизофренией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable-semantic sphere sick of schizophrenia

Data of empirical research of valuable-semantic sphere sick of a schizophrenia is cited. In a basis representation has laid down that the structure of vital values sick of schizophrenia will be narrowed and deformed unlike structure of vital values of healthy people. Any moving to hierarchies of values at sick of schizophrenia are assumed.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая сфера больных шизофренией»

Клиническая психология

Т.А. Витютина

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Изложены данные эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы больных шизофренией. В основу легло представление, что структура жизненных ценностей больных шизофренией будет сужена и искажена в отличие от структуры жизненных ценностей здоровых людей. Предполагаются разного рода перемещения в иерархии ценностей у больных шизофренией.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, смысложизненные ориентации, жизненные ценности, мотивация, потребности, внутренние конфликты, внутренние вакуумы.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентацион-ную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость»

© Витютина Т. А., 2010

общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия1.

В обыденном сознании понятие «ценность», как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого2.

Человек - существо, оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания3.

Взаимодействие между субъектом и объектом всегда опосредовано отношением первого ко второму, т. е. оценкой. Без этого связующего звена наш выбор становится спонтанным, хаотичным и, таким образом, теряет смысл. В основе оценки личностью окружающего мира лежат ценностные представления как результат отражения действительности4.

Ценности как идеальные сущности недоступны непосредственному восприятию, однако попытка описания системы ценностей возможна благодаря тому, что мы умеем пользоваться языком, что корпус словаря нашего языка включает слова, за которыми стоят значения, содержащие элементы идеи ценности. Именно язык дает возможность вывести представления о ценностях в «окно сознания» и «расшифровать» их через установленные для них названия, так называемые слова-ценности5.

Ценностная картина представляет собой совокупность взаимодействующих базовых признаков, выход на которые осуществляется через слова-ценности. В качестве выхода на базовые элементы можно обозначить следующие слова-ценности: любовь, дружба, семья, счастье, здоровье, мир, деньги, работа.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориен-таций образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека6.

Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей. Д. Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных

людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов7.

Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы8.

Таким образом, ценности - это базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они - осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим9.

Процесс прояснения личностных ценностей включает изучение и переоценку существующих ценностей и выявление позиции человека по вопросам, которые ранее не попадали в фокус его активного внимания. Порой эту задачу нелегко осуществить, так как на ценностные суждения влияют чувства, эмоции, желания и интересы индивида. Самоанализ сокровенных и не всегда осознаваемых взглядов, определяющих поведение человека, требует значительного времени10.

Систематизированное прояснение ценностей представляет собой один из видов самопознания. Окружающие могут помочь индивиду прояснить свои ценности, но окончательный выбор человек делает сам.

Отсутствие средств, способных помочь человеку в принятии решений, - особая проблема, духовное бедствие. Франкл описал это точно: «В отличие от животного, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно. И в отличие от людей вчерашних дней, традиции больше не говорят современному человеку, что он делать обязан. Не зная, что ему нужно, и не зная, что он должен, человек по-настоящему не знает и того, чего же он хочет»11. Это сопровождается невыносимым ощущением пустоты и может превратиться в настоящую муку. Франкл назвал это ощущение пустоты в сочетании с безмерным чувством бессмысленности «экзистенциальным вакуумом». Оказавшись без внутренних ориентиров для принятия

решений, человек начинает испытывать тревогу и страх. Он становится целиком зависимым от внешних обстоятельств12.

Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин этого - процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенное поведение и его результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, чтобы они были честными и отвечали за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот «черно-белый» взгляд на жизнь, с помощью которого проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрасным и безобразным и т. д., и определяет во многом устойчивость и стабильность ценностей13.

Но все же время от времени ценности индивида подвергаются испытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценностей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представления становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.

Ценности имеют как содержательную, так и количественную стороны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, принципы, цели поведения и т. д. являются важными. Одну из первых классификаций ценностей предложили Г. Олпорт и его сотрудники14.

Ценностные представления также могут быть разделены на две большие группы: терминальные и инструментальные15. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одинаково важны в любой стране и культуре.

Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие элементы поведения, они в значи-

тельной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.

То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматривается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволяющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значительно больший вес и предпочитаются другим. Эта система наглядно демонстрирует, какое значение человек придает, например, свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, семье, работе16.

Развитие реабилитационного направления в клинической психологии делает все более важной задачу изучения личностных особенностей больных шизофренией, особенно с учетом знания ценностно-смысловой сферы. Полученные данные могут быть положены в основу разработки реабилитационных и психотерапевтических программ по работе с больными шизофренией, использоваться для оценки эффективности лечения. В связи с этим можно говорить об актуальности данной работы. Проникновение во внутренний мир больного, попытка его осмыслить для себя и понять то, какими он видит окружающих людей, каким представляет себя и каким видит мир, являются необходимыми условиями успешной терапии.

В содержание внутреннего мира больных шизофренией обычно вкладывают все то, что больной чувствует, что составляет его прошлое, будущее и настоящее, что иногда является интимным переживанием, скрываемым от внешнего мира и даже от самого себя, и имеет собственную, своеобразную для больного тематику, структуру и колорит.

Этот внутренний мир пациента специалисты пытаются воссоздать на основе очень фрагментарных сведений, полученных от самого больного и о больном. Это сообщения от окружающих, его собственные высказывания, наблюдения за его поведением и особенно его эмоциональными, чувственными реакциями17.

Нередко данная интерполяция, т. е. определенная целостность, выстроенная из отдельных фрагментов, может быть неадекватной, и это надо учитывать, в этом случае ее необходимо бывает изменить при дальнейших контактах с больным.

Касаясь конкретно содержания внутреннего мира больных шизофренией, необходимо отметить, что в нем на передний план вы-

двигаются метафизические проблемы. Это является одной из черт, которые позволяют отличать шизофренический бред от иных видов бреда. Тематика нешизофренического бреда обычно бывает свободна от специфической окрашенности метафизическими проблемами.

Метафизическую тематику шизофренического мира можно разделить на три направления: онтологическое, эсхатологическое и харизматическое18.

При шизофрении довольно часто наблюдается тенденция к философствованию; проблемы добра, зла, смысла жизни, устройства мира, высшей цели человека и т. д. не просто интересуют больных, а становятся существенным делом их жизни. Больной шизофренией живет в мире, им самим созданном, ради которого он готов страдать и отдать жизнь при необходимости.

Ряд исследователей изучали внутренний мир больных шизофренией, чье содержание уникально и не похоже на содержание внутреннего мира здорового человека19.

Существует небольшое количество научных работ, посвященных исследованию личностных особенностей больных шизофренией. В отечественной психологии традиции исследования шизофрении были заложены в основном работами Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Полякова20. В работах Б.В. Зейгарник основной задачей выступило разграничение нарушений высших психических функций и эмоциональной сферы человека при шизофрении и других нозологических формах, таких как органические нарушения центральной нервной системы, эпилепсия, психопатии и др.21 Работы Ю.Ф. Полякова, продолжающие работы Б.В. Зейгарник, посвящены конкретному анализу нарушений мышления, памяти, внимания, воображения, а также разработке методов экспериментального патопсихологического исследования и диагностики22. До сих пор работы данных авторов являются основой для дифференциальной психологической диагностики и медико-психологической экспертизы.

Исследования психологических особенностей больных шизофренией относятся к тому кругу проблем, который привлекает к себе внимание исследователей, в то же время подобные экспериментально-психологические исследования больных шизофренией весьма немногочисленны. К настоящему времени особенно малоизученным аспектом остаются особенности ценностно-смысловой сферы у больных шизофренией.

Б.В. Зейгарник выявила ряд особенностей ценностно-смысловой сферы больных шизофренией: изменение смысловой сферы жизни, искажение жизненных интересов и, как следствие, сни-

жение мотивации, что в конечном итоге ведет к сужению уровня побуждения23.

Теоретическая значимость данной работы, продолжающей исследования Б.В. Зейгарник, заключается в разработке системы представлений об особенностях жизненных ценностей и ценностно-смысловой сферы у больных шизофренией.

Целью проведенного нами исследования явилось выявление специфики и структуры нарушений ценностно-смысловой сферы больных шизофренией. В исследовании приняли участие 30 лиц, страдающих шизофренией, в возрасте от 21 до 55 лет, без тяжелого органического поражения. Контрольную группу составили 30 условно здоровых испытуемых. Больные, принявшие участие в исследовании, находятся на стационарном лечении в ПБ № 3. Экспериментатор работала как с мужчинами, так и с женщинами, не стремясь к однородности выборки, так как ничто не указывает на возможные влияния гендерных различий на результаты.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что структура жизненных ценностей больных шизофренией будет сужена и искажена в отличие от структуры жизненных ценностей здоровых людей.

В исследовании был использован ряд методик, которые достаточно часто используются в исследовании особенностей ценностно-смысловой сферы здоровых людей.

Во-первых, это методика «Анкета жизненных ценностей». Эта методика является специально сконструированной для достижения целей нашего исследования и представляет собой анкету открытого типа, в которой испытуемым предлагается записать свои жизненные ценности в свободном порядке и оценить (по 10-балльной шкале) каждую из них по их значимости и доступности. При обработке использовался контент-анализ содержания перечисленных ценностей. Оценивалась частота встречаемости той или иной ценности. Эта методика давалась первой, чтобы исключить влияние шаблонных ответов и ответов по образцу списка ценностей, представленных в методике Е.Б. Фанталовой24.

Второй явилась методика на исследование смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева25. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста «Смысл в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и нооген-

Показатели смысложизненных ориентаций у больных шизофренией и у здоровых людей

Больные шизофренией

Шкалы Среднее арифметическое

Цели в жизни 32,15

Процесс жизни 27,55

Результативность жизни 24,1

Локус контроля - Я 19,55

Локус контроля - жизнь 27,7

Осмысленность жизни 97,2

Здоровые люди

Шкалы Среднее арифметическое

Цели в жизни 30,4

Процесс жизни 28,6

Результативность жизни 24

Локус контроля - Я 19,8

Локус контроля - жизнь 29,95

Осмысленность жизни 96,7

ных неврозах. В целом основная задача методики - определение особенностей жизненных установок человека.

Третьей была использована методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»26.

В основу замысла методики легло гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант моти-вационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями «сознания». А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легко достижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне легкой досягаемости.

Исследование проводилось с января по апрель 2009 г. в клинической психиатрической больнице № 3 им. В.А. Гиляровского.

В результате исследования были получены показатели смысло-жизненных ориентаций у лиц, страдающих шизофренией, и у здоровых людей.

Среднее арифметическое по показателям смысложизненных ориентаций у больных шизофренией и у здоровых людей представлено в таблице 1.

В качестве порогового значения при оценке статистической значимости полученных результатов мы использовали р<0.05. Статистическая значимость различий по исследуемым параметрам смысложизненных ориентаций у больных шизофренией и у здоровых людей, вычисленная с применением критерия Манна-Уитни, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Статистическая значимость различий по показателям смысложизненных ориентаций у больных шизофрений и у здоровых людей.

Шкалы Достоверность

Цели в жизни ,818

Процесс жизни ,533

Результативность жизни ,871

Локус контроля - Я ,776

Локус контроля - жизнь ,364

Осмысленность жизни ,756

Как видно из таблицы 2, статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной выборками получено не было. У испытуемых обеих групп были выявлены средние показатели по всем шкалам смысложизненных ориентаций: цели в жизни; процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; локус контроля-Я (Я - хозяин жизни); локус контроля или управляемость жизни, что в свою очередь характеризует норму.

Результаты исследования соотношения ценности и доступности для лиц, страдающих шизофренией, и условно нормальных людей представлены соответственно в таблицах 3 и 4.

Показатели уровня соотношения ценности и доступности у лиц, страдающих шизофренией

№ ценности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ЦЕН- 4 7 5 3 6 5 5 6 5 6 7 4

НОСТЬ

ДОСТУП- 6 7 5 5 6 4 6 6 5 5 5 5

НОСТЬ

ЦЕН- -2 0 0 -2 0 1 -1 0 0 1 2 -1

НОСТЬ-

ДОСТУП-

НОСТЬ

ВК/ВВ/НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ

Таблица 4

Показатели уровня соотношения ценности и доступности у здоровых людей

№ ценности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ЦЕН- 3.6 8.0 3.3 2.7 8.1 4.6 5.9 6.5 3.6 5.1 12.2 3.4

НОСТЬ

ДОСТУП- 6.3 4.9 5.2 5.9 5.1 3.3 5.5 5.3 6.6 5.6 6.3 4.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НОСТЬ

ЦЕН- -2.7 3.1 -1.9 -3.2 3.0 1.3 0.4 1.2 -3.0 -0.5 5.9 -0.7

НОСТЬ-

ДОСТУП-

НОСТЬ

ВК/ВВ/НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ НЗ ВК НЗ

ВК - внутренний конфликт, ВВ - внутренний вакуум, НЗ - нейтральная зона.

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Здоровье (физическое и психологическое).

3. Интересная работа.

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного).

5. Любовь.

6. Материально обеспеченная жизнь.

7. Наличие хороших и верных друзей.

8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

9. Познание (возможность расширения своего образования).

10. Свобода как независимость в поступках и действиях.

11. Счастливая семейная жизнь.

12. Творчество (возможность творческой деятельности).

Полученные данные свидетельствуют о том, что как в группе больных, так и в группе здоровых испытуемых почти все жизненные ценности находятся в нейтральной зоне, таким образом, анализ средних показателей в данной методике не позволяет нам сделать содержательных выводов. Но в группе условно здоровых людей наблюдается существенный внутренний конфликт в категории «счастливая семейная жизнь». Выражена потребность в реализации этой ценности, но она недоступна в силу тех или иных обстоятельств. Это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотива-ционно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации.

В целом, исходя из полученных данных, можно заключить, что у здоровых людей, так же как и у страдающих шизофренией, наблюдается преобладание НЗ над ВК и ВВ. Это означает, что на субъективном уровне и для больных шизофренией, и для здоровых людей характерно ощущение гармонии, удовлетворенности, в целом характерно совпадение желаемого и реального, «хочу» и «могу», а также «хочу» и «имею».

Рассмотрим соотношение ценности и доступности по количественным показателям выраженности внутреннего конфликта и внутреннего вакуума.

Таблица 5

Группа больных шизофренией: внутренние конфликты (суммарный показатель)

Счастливая семейная жизнь 30%

Свобода 23%

Материально обеспеченная жизнь 17%

Здоровье 13% 38

Любовь 13%

Познания 13%

Группа условно здоровых: внутренние вакуумы (суммарный показатель)

Активная, деятельная жизнь 27%

Природа и искусство 20%

Творчество 13% 31

(возможность творческой деятельности)

Материально обеспеченная жизнь 10%

Уверенность в себе 10%

Таблица 7

Больные шизофренией: внутренние конфликты (суммарный показатель)

Здоровье 60%

Счастливая семейная жизнь 27%

Уверенность в себе 23% 70

Любовь 19%

Наличие друзей 15%

Как видно из таблицы, у лиц, страдающих шизофренией, внутренние конфликты наиболее выражены в таких ценностных сферах, как счастливая семейная жизнь, свобода, материально обеспеченная жизнь. Это отражает потребность больных в данных ценностях, однако они им недоступны.

Внутренние же вакуумы наиболее выражены в таких ценностных сферах, как активная, деятельная жизнь, природа и искусство. Больным шизофренией доступны эти ценности, но они не испытывают в них потребности. В этих сферах наблюдается состояние внутренней опустошенности и отсутствие побуждений.

Таблица 8

Группа условно здоровых: внутренние вакуумы (суммарный показатель)

Природа и искусство 50%

Познания 40%

Активная, деятельная жизнь 33% 58

Здоровье 23%

Свобода 17%

Таблица 9

Количественный анализ ценностей лиц, страдающих шизофренией, и здоровых людей

Ценность Эксперимен- Контрольная

тальная группа группа

Любовь 40% 100%

Семья, здоровье 30% 100%

Еда, продукты питания 30% 0%

Работа 20% 80%

Родители, родственники 27% 67%

Материальные блага 37% 67%

Друзья 13% 60%

Дети 10% 53%

Учеба 17% 53%

Гармония 0% 50%

Счастье 0% 47%

Уверенность, свобода, стабильность 0% 30%

Творчество 7% 10%

Человеческие качества 13% 7%

(верность, честность)

Красота мира, путешествия 13% 3%

Недвижимость, природа, поэзия, 10% 0%

религия, спорт

Жизнь, отдых за рубежом 7% 0%

Книги, свобода, погода, рыбалка, золото, 3% 0%

общество

Как видно из таблицы, у условно здоровых людей внутренние конфликты выражены в таких ценностных сферах, как здоровье, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, любовь, наличие друзей. Это отражает потребность здоровых испытуемых в данных ценностях, однако они им недоступны, поскольку в силу тех или иных обстоятельств заблокированы. То, что ценно для личности, того нет. В этих областях наблюдается дисгармония, внутренний дискомфорт, неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.

Внутренние вакуумы же наиболее выражены в таких ценностных сферах, как природа и искусство, познания, активная, деятельная жизнь. Здоровым испытуемым доступны эти ценности, но они

не испытывают в них потребности. В этих сферах наблюдается состояние внутренней опустошенности, отсутствие побуждений. Видимо, чем лучше человек умеет выбирать и создавать условия, удовлетворяющие личностным потребностям и ценностям, тем больше у человека появляется целей в жизни, которых он хотел бы достичь, реализовать, тем более у него выражено желание найти убеждения, мотивацию, которые придавали бы его жизни цели и смысл.

В результате обработки списков ценностей по «Анкете жизненных ценностей» была сделана классификация содержания и соответственное соотнесение и подсчет по этой классификации.

Обсуждение результатов

Таким образом, получилось, что в категории общепризнанных ценностей у больных шизофренией наблюдается гораздо меньший процент по сравнению со здоровыми людьми, Также, так как эти ценности (например, любовь, семья) предполагают определенный эмоциональный отклик, можно предположить сниженный эмоциональный фон, что соответствует внутреннему шизофреническому миру. Здоровые люди более склонны иметь близкие и доверительные отношения с окружающими, более способны к проявлению любви, эмпатии и близости. Меньший процент больных шизофренией по сравнению со здоровыми, использующих категории общепризнанных ценностей, дает основания предположить, что общепризнанные ценности для них важны, но не играют доминирующей роли в мотивации поведения. Наглядно видно сужение уровня побуждений в экспериментальной группе. При шизофрении дефицит взаимодействия с социальным окружением ведет к тому, что самая близкая сфера контакта с ним деформируется, больной не имеет эмоционально-чувственного контакта с окружением, чтобы реализовать свои чувственные установки. Возможно, это связано с высокой степенью аутизации, ведущей к закрытости, к отсутствию включенности в социум, к изоляции от социума и росту автономии.

Как видно из таблицы 9, по сравнению со здоровыми людьми в группе больных шизофренией в списке ценностей не перечислены такие понятия, как счастье, гармония, уверенность в себе, свобода, что говорит об измененности ценностно-смысловой сферы у больных шизофренией. Видимо, условно здоровые люди не испытывают вакуума в этих сферах и в целом позитивно относятся к себе и к внешнему миру.

В группе больных шизофренией наблюдаются всякого рода перемещения в иерархии ценностей. Например, в качестве основных жизненных ценностей указываются еда, продукты питания, спорт, природа, погода, чего совершенно не наблюдается в группе условно здоровых людей. Особенно интересно, на наш взгляд, что больные шизофренией особо выделяют такие ценности, как предметы удовлетворения оральных потребностей (еда). Данный феномен можно соотнести с теорией возникновения шизофрении в классическом психоанализе, где данное заболевание объясняется с точки зрения фрустрации маленького ребенка со стороны матери на оральной стадии развития27.

Объяснением изменений иерархии ценностей у больных шизофренией может служить изменение смысловой сферы жизни, искажение жизненных интересов и, как следствие, снижение мотивации, что в конечном итоге ведет к сужению уровня побуждения. Таким образом, для человека, лишенного возможности действовать, сферой активности становится неподдающаяся проверке часть мира, в ней он чувствует себя в безопасности, будучи свободным от необходимости принятия активной позиции. Активность становится оторванной от действительности. Больше волнует то, что далеко, а не то, что рядом и требует включенности. «Бренные» дела мало интересуют больного. Заботы повседневной жизни больных мало волнуют; они существуют в обратной перспективе - они смотрят вдаль. Для них важнее страдания людей, живущих в отдаленных странах, судьба человечества и т. п.28

В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл (например, учеба, работа, дружба, любовь), постепенно теряет его, по сравнению со здоровой личностью. В результате теряется и побудительная сила мотива. Из этого также просматривается немаловажный момент: оскудение деятельности оказывает и обратное влияние - не формируются новые мотивы.

Что касается оценки испытуемыми данных ценностей по 10-балльной шкале, то у больных шизофренией обнаруживается, что значимые ценности доступны и не наблюдается ни внутренних вакуумов, ни конфликтов. Внутренний конфликт и внешний вакуум выявляются как значительное расхождение между ценностью и доступностью. Это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации. Это расхождение между желаемым и реальным. Это как бы расхож-

дение между «хочу» и «могу», между «хочу и «имею». Отсутствие рассогласования между ценностью и доступностью у больных шизофренией может указывать на нарушение тестирования реальности, т. е. больные уверены, что всё, что им необходимо, они имеют.

Изменение иерархии ценностей представляет существенную проблему в лечении и реабилитации больных; нельзя навязывать им нормативную иерархию ценностей, но следует, исходя из учета того, что является для них самым важным, и отталкиваясь от этих вещей, постепенно расширять круг их интересов.

Выводы

Результаты проведенного исследования выявляют, что структура жизненных ценностей больных шизофренией сужена и искажена в отличие от структуры жизненных ценностей здоровых.

Анализ количественных показателей выраженности смысло-жизненных ориентаций и уровня соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах не дает возможности сделать содержательные выводы о различиях в ценностной сфере людей, страдающих шизофренией, и в норме. В то же время качественный анализ позволяет нам говорить об изменении ценностно-смысловой сферы у больных шизофренией по сравнению со здоровыми людьми.

Проведенное нами экспериментальное исследование позволяет утверждать следующее. Отличительной чертой ценностно-смысловой сферы личности, страдающей шизофренией, является сужение уровня побуждения и, как следствие, нарушение мотивационной сферы.

В ценностно-смысловой сфере у больных шизофренией наблюдается гораздо меньший процент общепризнанных ценностей по сравнению со здоровыми людьми, что дает основания предположить, что общепризнанные ценности важны, но не играют доминирующей роли.

У больных шизофренией обнаруживается, что значимые ценности доступны, и не наблюдается ни внутренних вакуумов, ни конфликтов. Наблюдается преобладание нейтральной зоны над внутренним конфликтом и вакуумом. Это означает, что на субъективном уровне для людей, страдающих шизофренией, характерно ощущение гармонии, удовлетворенности. Возможно, это связано с нарушением способности к тестированию реальности и уменьшению критичности у больных шизофренией.

У больных шизофренией наблюдаются всякого рода перемещения в иерархии ценностей, чего совершенно не наблюдается в контрольной группе. Объяснением этого может служить изменение смысловой сферы жизни, изменение жизненных интересов

Полученные результаты расширяют, на наш взгляд, понимание психологических особенностей людей, страдающих таким тяжелым психическим заболеванием, как шизофрения. Эти результаты ориентируют в направлении разработки рекомендаций для психо-коррекционной и психотерапевтической практики.

Не выходя далеко за тематические границы этого исследования, можно видеть его перспективы в расширении и дифференциации экспериментально-методического инструментария: увеличении выборки испытуемых и батареи экспериментальных методик; использовании дополнительных методов статистической обработки данных; учете дополнительных параметров испытуемых (ген-дерных, возрастных, образовательных и иных различий); сравнительном анализе психологических особенностей больных шизофренией и больных другими нозологиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, нужно отметить, что в настоящей работе использовались стандартизированные экспериментально-психологические методики, по своему устройству обращенные к сознательной сфере человека. В этой связи представляет интерес дальнейшее исследование психологических особенностей больных шизофренией с помощью проективных методов, что позволило бы провести более объемный, многоуровневый анализ личностной структуры больных.

Примечания

1 Перри Р.Б. Общая теория ценности. М., 1926.

2 Там же.

3 Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом. М.: Смысл, 1997.

4 Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2.

5 Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004.

6 Бойко В.И. Ценности и технологии устойчивого социального развития. Новосибирск, 1994.

7 Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. М.: БАХРАХ, 2001; Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 89-92.

10

8 Фанталова Е.Б. Указ. соч.

9 Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип в психологии. М.: Наука, 1978.

11 Франкл В. Указ. соч. С. 89.

12 Фанталова Е.Б. Указ. соч.

13 Головных Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. 1989. № 6.

14 Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

15 Там же.

16 Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.

17 Кемпинский А. Психология шизофрении / Пер. с польского А.А. Боричева. СПб.: Ювента, 1998.

18 Там же.

19 Перри Р.Б. Указ. соч.; Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

20 Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. М.: МПСИ, 2002; Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: МГУ, 1991.

21 Зейгарник Б.В. Указ. соч.

22 Поляков Ю.Ф. Указ. соч.

23 Зейгарник Б.В. Указ. соч.

24 Фанталова Е.Б. Указ. соч.

25 Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М., 1992.

26 Фанталова Е.Б. Указ. соч.

27 Кемпинский А. Указ. соч.

28 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.