Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая сфера, ее особенности и развитие у старшеклассников с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности'

Ценностно-смысловая сфера, ее особенности и развитие у старшеклассников с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
390
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СМЫСЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ЯВНАЯ / СКРЫТАЯ ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ / VALUE-SEMANTIC SPHERE OF A PERSON / LIFE VALUES / SENSE / INTELLECTUAL TALENT / OBVIOUS / HIDDEN FORMS OF INTELLECTUAL TALENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спешилова Татьяна Сергеевна

Данная статья посвящена результатам изучения особенностей ценностно-смысловой сферы у интеллектуально одаренных учащихся и обычных старшеклассников, а также развитию и обогащению основных аспектов ценностно-смысловой сферы. Выявлены качественные различия по основным показателям ценностно-смысловой сферы: системы жизненных, личностных смыслов, жизненных ценностей в сравнении между выделенными группами. Разработана и апробирована программа по развитию и обогащению ценностно-смысловой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC SPHERE, ITS FEATURES AND DEVELOPMENT TYPICAL FOR SENIOR PUPILS WITH OBVIOUS AND HIDDEN FORM OF INTELLECTUAL TALENT

The given article is devoted to the results of studying the features of value-semantic sphere typical for intellectually talented pupils and usual senior pupils, and also to the development and enrichment of the basic aspects of value-semantic sphere. The qualitative distinctions on the key indicators of value-semantic sphere are revealed: the systems of vital, personal senses, vital values in comparison between identified groups. The program on development and enrichment of value-semantic sphere is developed and approved.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая сфера, ее особенности и развитие у старшеклассников с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности»

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА,

ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ V СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ЯВНОЙ И СКРЫТОЙ ФОРМОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Ценностно-смысловая сфера личности, жизненные ценности, смысл, интеллектуальная одаренность, явная, скрытая формы интеллектуальной одаренности.

В современной психологической науке значительно усилился интерес к одной из составляющих личности — ценностно-смысловой сфере. Ценностно-смысловая сфера является одной из общенаучных проблем, исследованием данного вопроса занимались многие отечественные и зарубежные психологи (Д.А. Леонтьев, В. Франкл, В.А. Ядов, A.B. Серый, М.С. Яницкий, М. Рокич, Э. Шпрангер, C.JL Рубинштейн и др.). В настоящее время нет единой точки зрения касательно определения, сущности, структурной наполняемости ценностно-смысловой сферы, но исследователи схожи в понимании того, что она занимает место на пересечении мотивационных, мировоззренческих структур сознания и выполняет функцию регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности. Нарушения в развитии ценностно-смысловой сферы личности влекут за собой субъективный дискомфорт, «экзистенциональный вакуум», который лишает человека прочных жизненных критериев и устремлений, что автоматически сказывается на качестве жизни. Особую степень значимости в настоящее время приобретает проблема ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся, так как реализация интеллектуальных и творческих возможностей данной категории детей имеет не только личностный, но и социальный, общественный характер.

В связи с этим цель данного исследования — выявление особенностей ценностносмысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся, разработка и апробирование программы по ее развитию.

В ходе проведенного исследования нами было сформировано три группы испытуемых. Мы опирались на «Рабочую концепцию одаренности» [Рабочая..., 1998], в соответствии с которой в первую группу вошли интеллектуально одаренные дети с явной формой одаренности, которые имеют психологический статус интеллектуально одаренных и являются призерами олимпиад различного уровня, смотров-конкурсов творческих работ и т. д. Во вторую группу были включены подростки, имеющие скрытую форму одаренности, т. е. те, которые по результатам психологической диагностики имели идентичный первой группе интеллектуальный потенциал, но не имели достижений в деятельности. Третью группу испытуемых составили обычные дети, не имеющие академической успешности и достижений в интеллектуальной деятельности.

Для изучения основных составляющих ценностно-смысловой сферы: систем жизненных смыслов, личностных смыслов и жизненных ценностей — мы использовали методику «СЖО» Д.А. Леонтьева, «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, «МПС» Д.А. Леонтьева, «Методику иссле-

дования системы жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова [Леонтьев, 2003; Сопов, Карпушина; Котляков]. В результате проведенного исследования ценностно-смыс-ловой сферы личности учащихся со скрытой, явной формой одаренности и обычных старшеклассников, можно констатировать следующие результаты. Для группы учащихся с явной формой одаренности характерно преобладание таких смысложизненных ориентаций, как процесс жизни и локус контроля Я, для них свойственно представлять себя сильной самодостаточной личностью, имеющей мировоззренческое убеждение, что контроль собственной жизни возможен. В системе жизненных смыслов приоритетным выступает экзистенциональный смысл, среди индивидуальных жизненных ценностей ведущими являются профессиональная жизнь, обучение и образование, саморазвитие, достижения. Учащиеся с явной формой интеллектуальной одаренности обладают зрелым, хорошо структурированным мировоззрением, осознают собственный богатый когнитивный потенциал и стремятся к самосовершенствованию, а также к самореализации в жизни. Наиболее характерные смыслы для учащихся с явной формой одаренности: «реализовать себя», «верить в развитие», «совершенствоваться», «много добиться» и т. п.

Учащиеся со скрытой формой одаренности обладают достаточно зрелым, развернутым мировоззрением. Смыслы действий у них замкнуты на поиске смысла в жизни и определении вектора направления своего жизненного пути. Также учащимся со скрытой формой интеллектуальной одаренности свойственны незначи-мость профессиональной сферы деятельности, отсутствие стремления повышать собственный уровень образованности, игнорирование образования как фактора, способствующего развитию себя, нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытым, подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности. Для них характерны поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности, циничность, пренебрежение общественным мнением, общественными нормами. Свойственны отсутствие интереса к проявлению физической активности, безразличие к достижениям в различных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, старшеклассники со скрытой формой одаренности воспринимают собственный процесс жизни как увлекательный, насыщенный событиями и переживаниями, чувствами и эмоциями, но при этом для них характерны низкая осмысленность жизни, отсутствие целеустремленности, тотальное неверие в собственные силы, способность контролировать и влиять на ход своей жизни, а также низкая удовлетворенность прожитым отрезком жизни. Все вышеперечисленное указывает на низкую осмысленность жизни в целом, а также на отсутствие базовых, принципиальных смыслов и ценностей.

Анализ результатов диагностики учащихся со средним уровнем интеллекта показывает, что в целом респонденты ориентируются на «настоящее», воспринимают собственный процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом. Учащиеся стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, значимыми являются все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны. Также отмечены стремление респондентов к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению они прислушиваются в наибольшей степени и на чье мнение они ориентируется в первую очередь в своих суждениях, поступках и взглядах, стремление к возможно более высокому уровню своего материального

благосостояния. Смыслы действий обычных старшеклассников замкнуты на занимаемом общественном и межличностном статусе. Жизнедеятельность учащихся заключается в удовлетворении потребности в признании, уважении, социальном превосходстве.

Проведенное исследование выявило особенности ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся и обычных старшеклассников, а также позволило выделить их основные проблемы. Представленные результаты демонстрируют, что группа учащихся со скрытой формой интеллектуальной одаренности нуждается в целенаправленной психологической помощи. В этом отношении мы присоединяемся к логотерапии В. Франкла и его положению об экзис-тенциональном вакууме — это глубинное чувство характеризуется ощущением утраты смысла, соединенным с ощущением пустоты и проявляющимся в состоянии скуки [Франкл, 1990]. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводят его из равновесия. Отсутствие смысла лишает прочных жизненных критериев и устремлений. В связи с этим страдают его индивидуальность, способности, таланты и потенциал. Все вышесказанное определило необходимость разработки и апробации программы по развитию и обогащению ценностно-смысловой сферы личности.

Исходя из результатов апробации программы развития и обогащения ценнос-тно-смысловой сферы личности учащихся со скрытой формой интеллектуальной одаренности, можно говорить, что они после экспериментального воздействия стали воспринимать жизнь как более эмоционально насыщенную, продуктивную и наполненную смыслом, оценивать себя как сильную личность, способную самостоятельно принимать решения и выстраивать жизнь в соответствии со своими целями и желаниями. Для определения достоверности наблюдаемых изменений показателей смысложизненных ориентаций проведен статистический анализ результатов. Для этого был подсчитан непараметрический АУ-критерий Вилкоксона. Наблюдается наличие статистически достоверного прироста показателей по всем шкалам смысложизненных ориентаций: «Цели» (\У=105, при р<0,02), «Результат» (АУ=105, при р<0,02), «Процесс» (\У=105, при р<0,02), «Локус контроля Я» = 105, при р<0,02), «Локус контроля жизни» (АУ=105, при р<0,02). Следует сказать о статистически значимом изменении таких показателей системы жизненных смыслов учащихся, как экзистенциональный смысл (АУ=88, при р=0,02), гедонистический (АУ=83,при р=0,02), коммуникативный смысл (АУ=95, при р=0,02), семейный (\У=45, при р=0,05). Значимый отрицательный «сдвиг» наблюдается по таким категориям, как альтруистический жизненный смысл (\У=—45, при р=0,048), смысл самореализации (\У=-55, при р=0,05), когнитивный смысл (\У=-88, при р=0,02). Таким образом, учащимся со скрытой формой одаренности после прохождения формирующей программы эксперимента свойственны динамические изменения в системе жизненных смыслов, т. е. происходят переосмысление учащимися собственных смыслов жизни и переориентировка с экзистенционального и коммуникативного жизненного смысла существования на смысл самореализации и когнитивный смысл. Респонденты в ходе прохождения развивающей работы осознали собственный богатый интеллектуальный потенциал, свои возможности и способности и выбрали направление жизненного пути в сторону самореализации.

Применение W-критерия Вилкоксона показало наличие статистически достоверного прироста показателей по всем шкалам жизненных ценностей. Таким образом, учащимся со скрытой формой одаренности, после прохождения формирующего воздействия свойственно стремиться к повышению уровня образования, профессиональных навыков, саморазвитию, изменению во всех сферах жизни, привнесению творческих решений, повышению собственных достижений, добиваться признания со стороны окружающих. Респонденты стремятся сохранять целость своего внутреннего мира, убеждений и взглядов, отдавать больше времени увлечениям и хобби, общественной и семейной жизни, при этом отмечается снижение активности во взаимодействии с незнакомыми людьми и значимости физической активности.

Таким образом, можно сделать выводы, что программа по развитию и обогащению ценностно-смысловой сферы личности положительно повлияла на систему жизненных и личностных смыслов, а также на систему жизненных ценностей учащихся со скрытой формой одаренности, что указывает на необходимость реализации целенаправленной работы по развитию и обогащению ключевых аспектов ценностно-смысловой сферы.

Библиографический список

1. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998. 68 с.

2. Котляков В.Ю. Исследование индивидуальной системы жизненных смыслов. URL: http: //нрву.ги/

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е. изд. М.: Смысл, 2003. 445 с.

4. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей. URL: http:// Hpsy.ru/

5. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.