Научная статья на тему 'Особенности жизненных ценностей и их динамика у интеллектуально одаренных молодых специалистов-психологов'

Особенности жизненных ценностей и их динамика у интеллектуально одаренных молодых специалистов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / LIFE VALUES / SPHERES OF LIFE / YOUNG PROFESSIONALS / INTELLECT / INTELLECTUAL GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина Елена Павловна

Выявлены и изучены особенности жизненных ценностей и их динамика у интеллектуально одаренных молодых специалистов-психологов в первые годы самостоятельной профессиональной деятельности. В исследовании был использован лонгитюдный метод, метод среза и тестирование. Формирование и развитие жизненных ценностей неразрывно связаны с уровнем интеллекта. Интеллектуально одаренные психологи имеют характерные отличия в структуре жизненных ценностей и в большей степени стремятся реализовать себя во всех жизненных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Володина Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LIFE VALUES AND THEIR DYNAMICS OF INTELLECTUALLY GIFTED YOUNG PROFESSIONALS FROM THE DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY

The article presents the results of longitude research aimed at the study of axiological sphere of personality of intellectually gifted young professional psychologists. The peculiarities of life values and their dynamics were identified and studied. We reviewed the structure of value system and showed their dynamics. This research used longitudinal and cross-sectional methods and testing. The formation and development of life values is inseparably linked with the level of intelligence. Intellectually gifted psychologists have distinctive differences in the structure of their life values and they aim at fulfilling their potential at a higher degree in all spheres of life. Reliability of the results was provided by statistical data analysis, including the use of nonparametric tests: Mann-Whitney U-test, Student's t-test.

Текст научной работы на тему «Особенности жизненных ценностей и их динамика у интеллектуально одаренных молодых специалистов-психологов»

УДК 159.928

Е.П. Володина

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ИХ ДИНАМИКА У ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

Выявлены и изучены особенности жизненных ценностей и их динамика у интеллектуально одаренных молодых специалистов-психологов в первые годы самостоятельной профессиональной деятельности. В исследовании был использован лонгитюдный метод, метод среза и тестирование. Формирование и развитие жизненных ценностей неразрывно связаны с уровнем интеллекта. Интеллектуально одаренные психологи имеют характерные отличия в структуре жизненных ценностей и в большей степени стремятся реализовать себя во всех жизненных сферах.

Ключевые слова: жизненные ценности, жизненные сферы, молодые специалисты, интеллект, интеллектуальная одаренность

PECULIARITIES OF LIFE VALUES AND THEIR DYNAMICS OF INTELLECTUALLY GIFTED YOUNG PROFESSIONALS FROM THE DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY

E.P. Volodina

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

The article presents the results of longitude research aimed at the study of axiological sphere of personality of intellectually gifted young professional psychologists. The peculiarities of life values and their dynamics were identified and studied. We reviewed the structure of value system and showed their dynamics. This research used longitudinal and cross-sectional methods and testing. The formation and development of life values is inseparably linked with the level of intelligence. Intellectually gifted psychologists have distinctive differences in the structure of their life values and they aim at fulfilling their potential at a higher degree in all spheres of life. Reliability of the results was provided by statistical data analysis, including the use of nonparametric tests: Mann -Whitney U-test, Student's t-test. Key words: life values, spheres of life, young professionals, intellect, intellectual giftedness

ВВЕДЕНИЕ

В современной отечественной и зарубежной психологической науке изучение становления внутреннего мира интеллектуально одаренного молодого специалиста, в том числе его ценностно-смысловая сфера, недостаточно изучены [2]. Вместе с тем, высокоинтеллектуальные молодые специалисты, по праву могут считаться одаренными и заслуживают изучения. Периоды профессионального обучения в вузе и первые годы самостоятельной трудовой деятельности, являются наиболее сенситивными для формирования и развития жизненных ценностей молодых специалистов [6]. В юношеском возрасте наиболее ярко представлены как общие закономерности, так и специфические особенности динамики функционирования системы личностных смыслов во взаимообусловливании процессов личностного и профессионального самоопределения [8].

Анализ литературы по теме исследования показал, что на формирование и развитие жизненных ценностей личности оказывают влияние различные личностные свойства, в том числе уровень интеллектуального развития. При определении понятия «интеллект» мы придерживаемся концепции, разработанной М.А. Холодной. В нашей работе интеллект рассматривается как особая форма организации индивидуального ментального опыта [7]. Возникновение новых концепций интеллектуальной одаренности [5], требует того, чтобы признанные виды

одаренности, в том числе и интеллектуальная, стали рассматриваться более дифференцированно [1].

Ценности понимаются нами как значимые для личности (т.е. необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности. Жизненные (терминальные) ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой нами понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе представлена часть данных лонгитюдно-го исследования, посвященного изучению динамики ценностно-смысловой сферы личности студентов и молодых специалистов в период обучения в вузе и в первые годы профессиональной деятельности. В исследовании был использован лонгитюдный метод, метод среза и тестирование. Исследование проходило на базе ПИ ИГУ в период с 2004 по 2014 г. В психологическом обследовании приняли участие 92 студента факультета прикладной психологи очной формы обучения.

Ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов изучалась с помощью комплекса методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест «САМОАЛ» Э. Шострома, тест «Диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой; «Морфологический тест жизненных

ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина (модифицированный тест И.Г. Сенина). Диагностика интеллектуальной сферы проводилась с использованием «Свободно-культурного теста» Э. Кеттелла. В статье представлены этапы изучения особенностей жизненных ценностей и жизненных сфер личности интеллектуально одаренных студентов в «исторический период времени» [3].

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, применением надежных и апробированных в отечественной психологии методик, содержательным анализом полученных данных, использованием статистических методов обработки данных, включающих определение непараметрических критериев: U-критерия Манна - Уитни, t-критерия Стьюдента. Результаты нашего исследования были соотнесены с данными других авторов. В частности, Л.В. Карпушина и А.В. Капцов проводили подобные исследования, используя метод срезов [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе (2004 г.) проводилась диагностика интеллектуальной сферы студентов-психологов. Тест на интеллект показал, что на факультете психологии 57,9 % студентов обладают высоким уровнем интеллекта (от 120 баллов), 42,1 % - средним (от 100 до 110 баллов). На основании полученных данных были выделены две группы, равные по количеству человек. Первую группу составили студенты с высоким уровнем интеллекта, во вторую вошли студенты со средним уровнем интеллектуального развития.

На втором этапе проводилась диагностика ценностно-смысловой сферы студентов психологов в период обучения в вузе. В частности, используя МТЖЦ мы исследовали особенности жизненных ценностей и жизненных сфер молодых специалистов с разным уровнем интеллекта, окончивших вуз и получивших профессиональное образование. На данном этапе диагностика молодых специалистов психологов проводилась в конце первого года самостоятельной профессиональной деятельности. Сравнительный

анализ показал статистически значимые отличия, выявленные в отношении пяти жизненных ценностей (рис. 1) и их реализации в трех жизненных сферах (рис. 2) личности молодых специалистов с разным уровнем интеллекта.

У интеллектуально одаренных молодых специалистов выявлено большее стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни (р < 0,05). Они считают, что самое важное в жизни - делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение, они не ориентированы на поиск конкретной выгоды от взаимных отношений и результатов деятельности. В отличие от молодых специалистов со средним уровнем интеллекта, высокоинтеллектуальные молодые люди более социально активны (р < 0,01), что выражается в стремлении к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для них, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Вместе с тем интеллектуально одаренные молодые люди способны проявлять категоричность в ситуации взаимодействия с людьми, зависимыми от них. Их заботит собственный престиж, они ищут признания (р < 0,01), уважения, одобрения со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению они прислушиваются в наибольшей степени и на чье мнение они ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. Молодые специалисты с высоким уровнем интеллекта стремятся к независимости от других людей. Для них важным в жизни считается сохранение неповторимости и своеобразия своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни (р < 0,01). Также необходимо отметить, что молодые специалисты с высоким уровнем интеллекта стремятся к развитию своей личности (р < 0,001), самосовершенствованию, считая, что потенциальные возможности человека почти неограниченны и что, в первую очередь, в жизни необходимо добиться наиболее полной их реализации.

Высокие значения в сфере увлечений (р < 0,01) свидетельствуют о том, что молодые люди с высо-

**Индивидуальность Материальное положение Достижения **Престиж "Социальная активность Креативность * Духовность

***Саморазвитие

0 1 2

Средний уровень интеллекта

3 4 5

Высокий уровень интеллекта

Рис. 1. Показатели жизненных ценностей молодых специалистов-психологов с разным уровнем интеллекта (статистически значимые отличия: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 по критерию Стьюдента).

ким уровнем интеллекта посвящают любимому делу все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна. Данная особенность одаренной личности выделяется большинством авторов, занимающихся исследованием интеллектуальной одаренности (А.И. Савенков, Л.И. Ларионова). Отличительной особенностью интеллектуально одаренных специалистов является то, что сфера семейной жизни выше ценится молодыми людьми со средним уровнем интеллекта (р < 0,05). Они придают высокую значимость всему, что связано с жизнью их семьи, отдают много сил и времени решению семейных проблем, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье. Также для молодых людей со средним уровнем интеллекта более значимой является сфера общественной жизни и связанные с ней проблемы жизни общества (р < 0,001).

Следует отметить, что для двух групп молодых людей, на среднем уровне по степени значимости, стоит сфера физической активности, выраженная в базовой потребности у каждого человека в движении. Высокие значения в сфере физической активности наблюдались у молодых людей (12 %), сферой увлечения которых были различные виды спорта.

В 2014 г. методом среза мы изучили жизненные ценности современных студентов-психологов, вы-

пускников вуза с разным уровнем интеллекта. Нам важно было понять, какие жизненные ценности являются устойчивыми в историческом времени и сохраняют свою значимость в структуре личности современных молодых специалистов, выпускников вуза, а какие ценности подвержены динамике.

Результаты изучения ценностей современных молодых специалистов с разным уровнем интеллекта статистически достоверны в отношении пяти жизненных ценностей (рис. 3) и их реализации в пяти жизненных сферах (рис. 4).

Отличительными особенностями современных молодых специалистов с высоким уровнем интеллекта остается большее стремление к саморазвитию (р < 0,05), осуществляемое через познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик; духовное удовлетворение (р < 0,05), выраженное в руководстве морально-нравственными принципами, преобладанием духовных потребностей над материальными; собственный престиж (р < 0,05), т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

Интеллектуально одаренные психологи более креативны (р < 0,01) и проявляют большую активность в социальных контактах (р < 0,01). Одаренные

Сфера физической активности **Сфера увлечений ***Сфера общественной жизни *Сфера семейной жизни Сфера образования Сфера профессиональной жизни

0 1 2

Средний уровень интеллекта

3 4 5

Высокий уровень интеллекта

Рис. 2. Показатели жизненных сфер у молодых специалистов психологов с разным уровнем интеллекта (статистически значимые отличия: * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001 по критерию Стьюдента).

Индивидуальность Материальное положение Достижения *Престиж Социальная активность ** Креативность *Духовность *Саморазвитие

012345678

Средний уровень интеллекта И Высокий уровень интеллекта

Рис. 3. Показатели жизненных ценностей современных молодых специалистов-психологов с разным уровнем интеллекта (статистически значимые отличия: * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001 по критерию Стьюдента).

Сфера физической активности * Сфера увлечений * Сфера общественной жизни * Сфера семейной жизни * Сфера образования ' Сфера профессиональной жизни

0 1 2

Средний уровень интеллекта

3 4 5 6

Высокий уровень интеллекта

Рис. 4. Показатели жизненных сфер у современных молодых специалистов психологов с разным уровнем интеллекта (статистически значимые отличия: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 по критерию Стьюдента).

люди стремятся наиболее полно реализовать свои творческие возможности, стремятся изменять, преобразовывать окружающую действительность, а не приспосабливаться к ней. Их отличает стремление устанавливать благоприятные, искренние, а не формальные отношения в различных сферах социального взаимодействия, желание достигнуть определенного уровня образования, для того, чтобы расширять свои межличностные связи, идентифицировать себя с определенной социальной группой, реализовывать свои социальные роли.

Значительные отличия у современных молодых специалистов с разным уровнем интеллекта были выявлены в отношении реализации жизненных ценностей в различных жизненных сферах (р < 0,05), исключением стала сфера физической активности. В двух группах современных молодых специалистов данная сфера также осталась представленной на среднем по значимости уровне. Средняя значимость данной сферы на протяжении всего времени исследования может быть связана с возрастным и профессиональным периодом в жизни юношей и девушек.

Молодые специалисты с высоким уровнем интеллекта отдают больше времени своей работе, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека. Они стремятся учиться и получать новые знания, стремятся повышать уровень своей образованности, расширять кругозор. Вместе с тем ими высоко ценится все то, что связано с жизнью их семьи, они не равнодушны к проблемам жизни общества. Для современных интеллектуально одаренных молодых специалистов по-прежнему высокую значимость сохраняет сфера увлечений, хобби они используют для лучшей реализации своих потенциальных возможностей и, как правило, не ограничиваются лишь одним видом увлечения и стараются реализовать себя в различных занятиях.

ВЫВОДЫ

Проведя лонгитюдное исследование, целью которого являлось изучение особенностей жизненных ценностей и их динамики у интеллектуально одарен-

ных молодых специалистов- психологов, мы пришли к следующим выводам:

1. На формирование и развитие жизненных ценностей человека непосредственное влияние оказывает уровень интеллекта.

2. Интеллектуально одаренные психологи имеют характерные отличия в структуре жизненных (терминальных) ценностей, и в большей степени стремятся реализовать себя в различных жизненных (социальных) сферах.

3. Некоторые терминальные (жизненные) ценности, представленные в жизненных сферах молодых специалистов в историческом периоде времени динамичны, другие жизненные ценности являются более устойчивыми, (на протяжении десяти лет исследований) и сохраняют свою значимость в структуре личности современных молодых специалистов.

ЛИТЕРАТУРА REFERENCES

1. Володина Е.П. Проблема дифференциации видов одаренности личности в психологии. Россия и Европа: связь культуры и экономики: Матер. XI междунар. научн.-практ. конф. - Прага, Чешская Республика: Изд-воWORLD PRESS s r.o., 2015. -С. 82-83.

Volodina EP (2015). The differentiation problem of person's giftedness type in psychology. [Problema differentsiatsii vidov odarennosti lichnosti v psihologii]. Rossija i Evropa: svjaz' kul'tury i jekonomiki: Materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 82-83.

2. Володина Е.П. Структура ценностных ориен-таций современных студентов психологов с высоким уровнем интеллекта // Образование: традиции и инновации: Матер. VI междунар. науч.-практ. конф. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С. 131-134.

Volodina EP (2014). The structure of the value orientations of modern students of psychologists with a high level of intelligence [Struktura tsennostnyh orientacij sovremennyh studentov psihologov s vysokim urovnem

intellekta]. Obrazovanie: tradicii i innovacii: Materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 131-134.

3. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориен-таций личности в российском обществе. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 335 с.

Zhuravleva NA (2006). Dynamics of valuable orientations of a person in the Russian society [Dinamika tsennostnyih orientatsiy lichnosti v rossiyskom obschestve], 335.

4. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи: монография. - Самара: СНЦ РАН, 2009. - 252 с.

Karpushina LV, Kaptsov AV (2009). Psychology of values of the Russian youth: monograph [Psihologiya tsennostey rossiyskoy molodezhi], 252.

5. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. -М.: Институт психологии РАН, 2011. - 320 с.

Larionova LI (2011). Cultural psychological factors of development of intellectual giftedness [Kulturno-psihologicheskie faktoryi razvitiya intellektualnoy odarennosti], 320.

6. Лужецкая А.М. Особенности структуры личностной направленности педагогов на разных этапах профессионализации // Известия Российского

государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 52-57.

Luzhetskaya AM (2010). Features of the structure of a personal orientation of teachers at different stages of the professionalization [Osobennosti strukturyi lichnostnoy napravlennosti pedagogov na raznyih etapah professionalizatsii]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 125, 52-57.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

Kholodnaya MA (2002). Psychology of intellect [Psihologiya intellekta], 272.

8. Яницкий М.С., Серый А.В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности профессиональной деятельности специалистов деонто-логического статуса // Научно-теоретический журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке». - Хабаровск: ДВГУПС, 2008. - Т. 1. - С. 147-159.

Yanitskij MS, Seriy AV (2008). Development of value and sense bearing system of orientations of the person and professional activity of deontological status [Razvitie sistemyi tsennostnosmyislovyih orientatsiy lichnosti professionalnoy deyatelnosti spetsialistov deontologicheskogo statusa]. Nauchno-teoreticheskij zhurnal "Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke, 1, 147-159.

Сведения об авторах Information about the authors

Володина Елена Павловна - аспирант, старший преподаватель кафедры психодиагностики и практической психологии Педагогического института ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» (664013, г Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6; e-mail: [email protected])

Volodina Elena Pavlovna - Postgraduate, senior lecturer at the Department of psycho-diagnostics and practical psychology at Pedagogical Institute of Irkutsk State University (664013, Irkutsk, Nizhnyaya Naberezhnaya, 6; e-mail: [email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.