логического языка мышления. У конкретного индивидуума выделенные компоненты мышления могут быть представлены как в
виде определённого когнитивного стиля или модуса мышления, так и в их гармоничном сочетании.
ПРИМЕЧАНИЕ
Работа предоставлена кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена. Научный руководитель — кандидат психологических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена, Н. В. Беломестнова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беломестнова Н. В. Когнитивный стиль в биологически детерминированных модусах мышления // Ананьевские чтения. 2003. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003. С. 83-84.
2. Беломестнова Н. В. Функциональная асимметрия как психофизиологическое основание когнитивных свойств // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвящённой памяти Я. А. Пономарёва и В. Н. Дружинина. ИП РАН, 7-8 октября 2010. С. 199-208.
3. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М. Медицина, 1988. 240 с.
4. Веккер Л. М. Психические процессы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Том 1. 335 с.; 1976. Том 2. 343 с.; 1981. Том 3. 327 с.
5. Деглин В. Л. Парадоксальные стороны человеческого мышления: Нейропсихологический анализ. СПб., 1996. 36 с.
6. Холодная М. А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение // Психологический журнал. 2000. Т. 2, № 4. С. 46-56.
REFERENCES
1. BelomestnovaN. V Kognitivnyj stil' v biologicheski determinirovannyh modusah myshlenija // Anan'evskie chtenija. 2003. SPb.: Izd-vo SPb un-ta, 2003. S. 83-84.
2. Belomestnova N. V Funkcional'naja asimmetrija kak psihofiziologicheskoe osnovanie kognitivnyh svojstv // Psihologija intellekta i tvorchestva: tradicii i innovacii: Materialy nauchnoj konferencii, posvjashchjonnoj pamjati Ja. A. Ponomarjova i V. N. Druzhinina. IP RAN, 7-8 oktjabrja 2010. S. 199-208.
3. Bragina N. N., Dobrohotova T. A. Funkcional'nye asimmetrii cheloveka. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Medicina, 1988. 240 s.
4. VekkerL.M. Psihicheskie processy. L.: LGU. Tom 1. 1974. 335 s.; Tom 2. 1976. 343 s.; Tom 3. 1981. 327 s.
5. Deglin V L. Paradoksal'nye storony chelovecheskogo myshlenija: Nejropsihologicheskij analiz / V. L. Deglin. SPb., 1996. 36 s.
6. Holodnaja M. A. Kognitivnyj stil' kak kvadripoljarnoe izmerenie // Psihologicheskij zhurnal. 2000. T. 2. №4. S. 46-56.
Т. С. Спешилова
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЯВНОЙ, СКРЫТОЙ ФОРМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ И ОБЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ
Рассматриваются результаты изучения особенностей ценностно-смысловой сферы у интеллектуально одаренных учащихся и среднеинтеллектуальных учащихся. Констатируются различия в особенностях ценностно-смысловой сферы у учащихся с явной, скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных учащихся.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, жизненные ценности, смысл, интеллектуальная одаренность, явная, скрытая формы интеллектуальной одаренности.
Особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся с явной, скрытой формами...
T. Speshilova
THE PSYCHOLOGICAL STATES AND THEIR PARTICULARITIES AXIOLOGICAL AND CONCEPTUAL SPHERE TO PERSONALITIES TEENAGER WITH EVIDENT AND HIDDEN FORM INTELLECTUAL GIFTEDNESS AND USUAL PUPIL
The results of the study of the particularities axiological and conceptual sphere they are considered in article beside intellectual gifted teenager. The distinctions in differences in particularity axiological and conceptual sphere teenager beside with evident ant hidden form intellectual to giftses and usual pupil
Keywords: axiological and conceptual sphere to personalities, of value, sense, intellectual gifts, evident and hiding form to giftses.
В современной психологической науке усилился интерес к проблемам личности в целом, а также к одной из наиболее значимых ее составляющих — ценностно-смысловой сфере. Ценностно-смысловая сфера личности — одна из общенаучных проблем, которая исследуется в настоящее время в философском, социальном, педагогическом, психологическом уровне. Значимость ценностно-смысловой сферы определяется тем, что она занимает место на пересечении мотивационной и мировоззренческой структур сознания, выполняя функцию регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности.
Исходя из вышесказанного, особую степень значимости в настоящее время приобретает проблема ценностно-смысловой сферы личности одаренных учащихся, так как реализация богатого интеллектуального потенциала одаренных детей, «золотого» интеллектуального запаса, имеет не только личное, но и общественное, социальное значение.
Цель данного исследования — выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся и учащихся со средним уровнем интеллекта. Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента — ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений.
Опираясь на «Рабочую концепцию
одаренности» [1], мы выделили в нашей работе три группы испытуемых. В первую вошли интеллектуально одаренные дети, имеющие явную форму одаренности, которые имеют психологический статус интеллектуально одаренных и являются призерами олимпиад различного уровня, смотров-конкурсов творческих работ и т. д. Во вторую группу были включены подростки, имеющие скрытую форму одаренности, т. е. те, которые по результатам психологической диагностики имели идентичный первой группе интеллектуальный потенциал, но не имели достижений в деятельности. Третью группу испытуемых составили обычные дети, не имеющие академической успешности и достижений в интеллектуальной деятельности. Таким образом, первая группа нами была названа как «группа интеллектуально одаренных, реализовавших потенциал», то есть имеющих явную форму интеллектуальной одаренности. Вторая группа рассматривалась как «группа интеллектуально одаренных, не реализовавших потенциал», со скрытой формой одаренности, и группа обычных, среднеинтел-лектуальных учащихся.
Исследование проводилось на базе «МОУ Лицей ИГУ» города Иркутска. Психологическим обследованием было охвачено 120 человек в возрасте от 14 до 16 лет.
Для изучения основных показателей ценностно-смысловой сферы личности — смысложизненных ориентаций, системы жизненных смыслов, системы жизненных ценностей, предельных смыслов — мы использовали методику «СЖО»
Д. А. Леонтьева, а также «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Со-пов, Л. В. Карпушина), «Методику предельных смыслов» Д. А. Леонтьева [2]. В ходе проведенного исследования смысложизнен-ных ориентаций были получены следующие результаты.
Для учащихся с явной формой интеллектуальной одаренности является характерным оценивать свою жизнь как яркую, захватывающую, наполненную событиями и впечатлениями, чувствами и эмоциями (59%). Они ориентированы на настоящее, т. е. на проживание жизни сегодняшним днем, на возможности реализовывать свои способности и таланты здесь и сейчас, видя единственный смысл в том, чтобы жить. Учащиеся в большей степени удовлетворены собственной самореализацией, считая себя успешными в жизни и в повседневной деятельности. Для данной категории детей также характерно восприятие себя как сильной самодостаточной личности, имеющей мировоззренческое убеждение, что контроль над собственной жизнью возможен (34%). Следует отметить, что учащимся со скрытой формой одаренности также свойственно воспринимать собственный процесс жизни как увлекательный, насыщенный событиями и переживаниями, чувствами и эмоциями (41%), при этом для них характерны низкая осмысленность жизни (36%), отсутствие целеустремленности, тотальное неверие в свои силы, в возможность контролировать и влиять на ход собственной жизни, а также низкая удовлетворенность прожитым отрезком жизни. Анализ результатов диагностики учащихся со средним уровнем интеллекта показывает, что в целом респонденты ориентируются на «настоящее», воспринимают собственный процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом (56%). Статистический анализ результатов с применением критерия Крускала-Уоллиса показал статистически значимые различия по шкалам «процесс собственной жизни» (р <0,047), «результат жизни» (р<0,049), «локус-контроль Я» (р<0,039) между тремя выделенными группами. При этом учащиеся со скрытой формой одаренности имеют более низкие показатели по данным критериям.
Перейдем к рассмотрению результатов исследования показателей жизненных ценностей у учащихся с явной, скрытой формами одаренности и у обычных старшеклассников.
Для учащихся с явной формой одаренности характерно стремление к самосовершенствованию (41%). При этом они считают, что потенциальные возможности человека почти безграничны и что, в первую очередь, в жизни необходимо добиться наиболее полной их реализации, проявляя серьезное отношение к своим обязанностям, компетентность в делах, творческий подход к решению задач. Для учащихся с явной формой одаренности характерны: стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни, к независимости от других людей, сохранение неповторимости и своеобразия своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни; высокая значимость сферы профессиональной деятельности (40%), а также повышение уровня своей образованности и получение новых знаний (47%). Наименьшую значимость среди жизненных ценностей имеют физическая активность (22%), что может происходить вследствие расставленных приоритетов; шкала «активные социальные контакты» (25%), что указывает на стремление к ограничению любых контактов независимо от принадлежности к той или иной социальной группе.
Для группы старшеклассников со скрытой формой интеллектуальной одаренности свойственны: незначимость профессиональной сферы деятельности, отсутствие стремления повышать собственный уровень образованности, игнорирование образования как фактора, способствующего развитию себя, нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие к другим людям, нежелание быть открытым; подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности; может раздражать отсутствие привычного. Также для таких учащихся характерны поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности; циничность, пренебрежение общественным мнением, общественными нормами; отсутствие интереса
Особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся с явной, скрытой формами.
к проявлению физической активности, безразличие к достижениям в различных сферах жизнедеятельности.
Рассматривая индивидуальную систему жизненных ценностей у учащихся со средним уровнем интеллекта, можно констатировать, что они стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, значимыми являются все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны. Также отмечено стремление респондентов к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению они прислушиваются в наибольшей степени и на чье мнение они ориентируются в своих суждениях, поступках и взглядах; стремление к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния. Статистический анализ результатов с применением критерия Крускала-Уоллиса показал статистически значимые различия по шкалам: «профессиональная жизнь» (р<0,000), «обучение и образование» (р<0,041), «общественная жизнь» (р<0,048), «саморазвитие» (р<0,047), «креативность» (р<0,015). При этом данные жизненные ценности наиболее значимы для подростков с явной формой одаренности.
Далее обратимся к результатам исследования показателей предельных смыслов у учащихся с явной, скрытой формами одаренности и у обычных старшеклассников. Для группы учащихся с явной формой одаренности характерны развернутая структура смысловой регуляции жизнедеятельности, развитая картина внутреннего мира. Учащиеся с явной формой одаренности осознают собственные интеллектуальные возможности, актуальные потребности определяют конкретные смыслы в собственной самореализации, в реализации своих когнитивных способностей и своего богатого потенциала. Наиболее характерные смыслы для учащихся с явной формой одаренности: «реализовать себя», «верить в развитие», «совершенствоваться», «многого добиться» и т. п. Учащиеся со скрытой формой одаренности обладают достаточно зрелым, развернутым мировоззрением. Смыслы действий учащихся замкнуты на поиске смысла в жизни
и в определении вектора направления своего жизненного пути. Наиболее характерными смыслами для учащихся выступают: «чтобы был смысл жить», «чтобы знать, для чего жить», «чтобы искать», «повод для жизни», «чтобы выполнять свою функцию». Исходя из полученных результатов исследования предельных смыслов учащихся со средним уровнем интеллекта, мы сталкиваемся со сформировавшимся мировоззрением, с достаточно простой структурой смысловой регуляции жизнедеятельности, со суженной смысловой перспективой. Смыслы действий учащихся со средним уровнем интеллекта замкнуты на занимаемом общественном и межличностном статусе. Жизнедеятельность таких учащихся заключается в удовлетворении потребности в признании, в уважении, в социальном превосходстве. По степени выраженности количественных индикаторов, преобладающим является индекс рефлексивности. Наиболее характерными смыслами для учащихся выступают: «жить весело», «показать себя», «чувствовать себя первым», «выделиться», «считать, что умнее их никого нет». Статистический анализ результатов с применением критерия Крускала-Уоллиса показал статистически значимые различия по индексу рефлексивности. Средние значения индекса рефлексивности (р<0,000) среднеинтеллектуальных учащихся являются более низкими, чем у респондентов с явной и скрытой формами одаренности. Следовательно, внутренний мир и мировоззрение среднеинтеллектуальных учащихся характеризуются недостаточной степенью развитости, представляют собой достаточно упрощенную, свернутую модель видения, понимания и восприятия окружающего мира. Учащиеся со скрытой формой одаренности отличаются высокой развитостью внутреннего мира, но неосознанностью собственного ментального функционирования. Респонденты с явной формой одаренности характеризуются высокой степенью развитости внутреннего мира, при этом осознают собственный ментальный потенциал и стремятся к его полной реализации.
Представленные результаты демонстрируют, что подростки со скрытой формой одаренности воспринимают собственный процесс жизни как увлекательный,
насыщенный событиями и переживаниями, чувствами и эмоциями, при этом для них характерны низкая осмысленность жизни, отсутствие целеустремленности, тотальное неверие в свои собственные силы, в возможность контролировать ход собственной жизни, а также низкая удовлетворенность прожитым отрезком жизни. Все вышеперечисленное указывает на низкую осмысленность жизни в целом, а также на отсутствие базовых, принципиальных смыслов и ценностей. В этом отношении мы присоединяемся к логотерапии В. Франкла [4] и к его положению об экзистенциональном вакууме: это глубинное чувство характеризуется ощущением утраты смысла, соединенного с ощущением пустоты и проявляющегося в состоянии скуки. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять
собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия. Отсутствие смысла лишает его прочных жизненных критериев и устремлений, в результате чего страдает его индивидуальность, не раскрываются его способности, таланты и потенциалы.
Проведенное исследование выявило особенности ценностно-смысловой сферы интеллектуально одаренных подростков, а также позволило выделить их основные проблемы. Все вышесказанное определило необходимость организации целенаправленной психологической работы с подростками со скрытой формой интеллектуальной одаренности, в основу которой должно быть положено осознание и обретение смысла в жизни и обогащение жизненной системы ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1998. 68 с.
2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М.: Смысл, 2003.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
REFERENCES
1. Rabochaja koncepcija odarennosti. M.: IChP Izd-vo «Magistr», 1998. 68 s.
2. Leont'ev D. A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. 2-e izd. M.: Smysl, 2003.
3. Frankl V Chelovek v poiskah smysla: Sbornik / Obshch. red. L. Ja. Gozmana i D. A. Leont'eva. M.: Progress, 1990.
Л. В. Толчинская
ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Статья посвящена проблеме влияния отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности (подростковом возрасте).
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, подростковый возраст и ранняя юность, перинатальный период развития, нежеланность рождения ребенка.