Научная статья на тему 'Изучение картины мира интеллектуально одаренных учащихся'

Изучение картины мира интеллектуально одаренных учащихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / КАРТИНА МИРА / ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / INTELLECTUAL TALENT / THE PICTURE OF THE WORLD / GIFTED STUDENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лола Елена Вячеславовна

Анализируется картина мира интеллектуально одаренных учащихся. Констатируются различия картины мира интеллектуально одаренных и нормативных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лола Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PICTURE OF THE WORLD INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS

The Article is devoted to studying the picture of the world intellectually gifted students. Acknowledges the differences picture of the world intellectually gifted and regulatory students.

Текст научной работы на тему «Изучение картины мира интеллектуально одаренных учащихся»

УДК 159.928.22

ИЗУЧЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Е.В. Лола (Иркутск)

Аннотация. Анализируется картина мира интеллектуально одаренных учащихся. Констатируются различия картины мира интеллектуально одаренных и нормативных учащихся.

Ключевые слова: интеллектуальная одаренность; картина мира; одаренные учащиеся.

Изучение картины мира интеллектуально одаренного ребенка позволяет реализовать целостный, системный подход к его психологическим особенностям, добавляет новое важное «измерение» в методологическом осмыслении одаренности и открывает новые практические возможности. Вопросы адаптации личности к социальной действительности, ее оптимальной интегрированности, психологического обеспечения процессов обучения, проектирования деятельности, регуляции поведения необходимо решать, в том числе и в контексте картины мира человека.

В отечественной психологии изучению картины мира как особой психологической реальности посвящен целый ряд исследований [1-5, 7-10, 12].

Представление о мире является основой психической жизни и предметной деятельности субъекта: человек моделирует действительность, образы самого себя, других людей, социальных систем и др. В результате моделирования создается картина мира, включающая научные знания, житейский опыт субъекта, жизненные ценности культуры, к которой он принадлежит, и личностные смыслы самого субъекта, которые индивидуализируют его мировосприятие [9]. Картина мира синтезирует все образы и понятия, о которых у человека есть какие-либо представления. Эта многослойная конструкция является основой мировосприятия человека.

В.Д. Шадриков справедливо отмечает, что внешний мир во внутреннем пространстве разных субъектов представлен не тождественно [13]. Репрезентация внешнего мира наделена личностным смыслом и переживаниями. Конечная цель отражения различных сторон объективного мира состоит в формировании единой картины мира у человека. Репрезентация внешнего мира не ограничивается ощущениями и восприятиями. Содержание картины мира связано с потребностями человека и насыщено личностными смыслами и переживаниями, а также может включать в себя различные виды деятельности, быть представлена в знаниях и символах, имеющих различные смыслы и эмоциональное содержание, различное словесное описание.

39

№ 43

Сибирский психологический журнал

2012 г.

В течение последних десятилетий интерес к интеллектуально одаренным детям ощутимо возрос как в нашей стране, так и за рубежом. Бесспорно, что реализация творческого потенциала одаренной личности - залог благополучия и благосостояния государства.

Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей картины мира интеллектуально одаренных учащихся. Исследование проводилось на базе муниципальных образовательных учреждений «Лицей Иркутского государственного университета» и «Гимназия № 44 г. Иркутска». Использовались комплексная программа идентификации интеллектуально одаренных учащихся; различные источники информации об одаренных детях (экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение, беседа, анализ реальных достижений учащихся в различных предметных олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах); валидные методы психодиагностики.

На первом этапе было организовано диагностическое обследование с применением теста интеллекта Р. Кеттелла. По результатам исследования были отобраны учащиеся с коэффициентом интеллекта от 120 IQ. На втором этапе эти респондеты участвовали в комплексном психологическом обследовании с применением модифицированного варианта набора креативных тестов Ф. Вильямса; оценивались реальные их достижения - победы на различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. На третьем этапе, опираясь на положения, представленные в «Рабочей концепции одаренности» [11], из контингента интеллектуально одаренных учащихся были сформированы две группы: учащиеся с явной формой одаренности (I группа) и учащиеся со скрытой формой одаренности (II группа). Кроме того, была сформирована III группа, в которую вошли обычные учащиеся.

Для изучения особенностей картины мира интеллектуально одаренных учащихся была применена разработанная в соавт. с Т.А. Кли-монтовой графическая методика [6]. В таблице представлены данные, отражающие различия в содержании картины мира у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности личности, а также обычных детей.

Параметр Средние значения в группе H P

I II III

1 Абстрактные понятия 2,448 4,055 3,406 6,865 0,03

2 Взаимообратные связи 13,758 6,861 7,187 8,115 0,017

3 Прямые связи 1,206 6,472 5,03 10,029 0,007

Примечание. Н - значение критерия Крускала-Уоллиса; р - вероятность допустимой ошибки.

Статистически достоверными (Н = 6,865 при р = 0,03) являются различия по количеству выделенных учащимися разных групп абстрактных понятий, при этом анализ средних значений позволяет говорить о том, что испытуемые со скрытой формой одаренности выделя-

40

Изучение картины мира интеллектуально одаренных учащихся

ют больше абстрактных понятий в сравнении с испытуемыми, имеющими явную форму одаренности, и среднеинтеллектуальными детьми.

Обращают на себя внимание различия, установленные по количеству взаимообратных связей между объектами картины мира у испытуемых. Принимая во внимание среднестатистические значения и установленные достоверные различия, можно констатировать, что интеллектуально одаренные учащиеся, выделяя большее количество связей между объектами картины мира, осознают: окружающая действительность сложна и многомерна, мир обладает свойствами системы, где все явления находятся по отношению к друг другу если не в прямой, то в опосредованной зависимости. В доказательство можно привести комментарий одной испытуемой из группы интеллектуально одаренных учащихся, которая, работая с методикой, сказала, что если все объекты связаны между собой в мире, то объект «я» связан со всеми ними опосредованно.

Обсуждаемый факт согласуется с различиями, выявленными по параметру «прямые связи». Анализ среднестатистических значений позволяет утверждать, что наименьшее количество связей такого рода между объектами наблюдается в группе интеллектуально одаренных с явной формой, в отличие от испытуемых других выделенных групп. Это говорит о том, что учащиеся с явной интеллектуальной одаренностью осознавая сопряженность явлений и событий мира не используют односторонние связи для отражения существующих между объектами отношений, в отличие от обычных учащихся и учащихся со скрытой формой одаренности, в картине мира которых преобладают односторонние связи.

Картина мира респондентов I группы имеет более целостный характер - все взаимосвязано, но все отдельно и четко обозначено. При этом можно говорить о большей вариативности объектов - они взаимно связаны друг с другом и обусловливают, обогащают друг друга. Актуализация одного из объектов картины мира неизбежно влечет за собой актуализацию взаимосвязанных с ним в той или иной степени объектов. Высокая степень ассоциативности есть следствие преимущественного наличия взаимообратных связей. При этом категоризация -необходимое условие для четкого восприятия носителя такой обогащенной картины мира. Сталкиваясь с реальной действительностью, респонденты I группы соприкасаются с ней не только той стороной своего внутреннего мира, которая необходима в данный момент для решения насущных задач; благодаря взаимосвязям между объектами картины мира актуализируются все объекты внутренней модели мира. Картина мира интеллектуально одаренных учащихся с явной формой одаренности в большей степени вариативна - объекты взаимосвязаны и четко классифицированы.

Картина мира респондентов II группы имеет более абстрактный, разрозненный характер. Объекты меньше дифференцированы. Больше

41

№ 43

Сибирский психологический журнал

2012 г.

сил и времени они затрачивают на обработку поступающей из окружающего мира информации. Можно предположить, что испытуемые оценивают картину мира как набор абстрактных объектов, не связанных друг с другом или связанных напрямую - линейно. Картина мира имеет фрагментарный характер, т.е. признаки калейдоскопичности.

Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что существуют особенности картины мира интеллектуально одаренных учащихся в сравнении со среденеинтеллектуальными. Полученные результаты изначально имели практическую направленность и легли в основу разработки и апробации программы по развитию картины мира одаренных учащихся.

Литература

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999. 350 с.

2. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. М. : Педагогическое обще-

ство России, 2001. 46 с.

3. Величковский Б.М. Образ мира как гетерархия систем отсчета // А.Н. Леонтьев и

современная психология: сб. статей памяти А.Н. Леонтьева / под ред. А.В. Запорожца. М., 1983. С. 155-162.

4. Зинченко В.П. Миры и структура сознания // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 15-36.

5. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. Воронеж : МОДЭК,

2001. 192 с.

6. Климонтова Т.А., Лола Е.В. Графическая методика изучения картины мира одаренных учащихся // Психология детской одаренности и творческих способностей. Иркутск : ВСАГАО, 2009. Ч. 2. С. 86-93.

7. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения : в 2 т. М. :

Педагогика, 1983. Т. 2. С. 251-261.

8. Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития

и бытия личности : избр. психол. тр. Москва ; Воронеж: МОДЭК, 1999. 562 с.

9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб. : Питер, 2005. 480 с.

10. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Мос. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 21. С. 13-21.

11. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М. : Магистр,

1998. 68 с.

12. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестн. Мос. ун-та. 1981. Сер. 14. № 3. С. 15-29.

13. Шадриков В.Н. Мир внутренней жизни человека. М. : Университетская книга, Логос, 2006. 392 с.

THE STUDY OF THE PICTURE OF THE WORLD INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS Lola E.V. (Irkutsk)

Summary. The Article is devoted to studying the picture of the world intellectually gifted students. Acknowledges the differences picture of the world intellectually gifted and regulatory students.

Key words: intellectual talent; the picture of the world; gifted students.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.