С. В. Дубровина
ТИПИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ЯВНОЙ И СКРЫТОЙ ФОРМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
На основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных детей.
Ключевые слова: типичные психические состояния, одаренные учащиеся, скрытая одаренность, явная одаренность.
S. Dubrovina
TYPICAL PSYCHOLOGICAL STATES AND THEIR PECULIARITIES IN STUDENTS WITH EVIDENT AND HIDDEN FORMS OF INTELLECTUAL GIFTEDNESS
The results of examining the peculiarities ofpsychological states of gifted teenagers on the basis of the conception of A. O. Prokhorov are reported. The differences in experiencing the psychological states by students with evident and hidden form of intellectual giftedness and usual of children are found out.
Keywords: typical psychological states, gifted teenagers, evident giftedness, hidden giftedness.
Влияние психологических факторов на развитие и реализацию потенциала учащихся становится в настоящее время все более очевидным. Одной из наиболее значимых психологических категорий, обеспечивающих реализацию интеллектуального потенциала учащихся, являются психические состояния, поскольку способность личности к саморегуляции состояний во многом определяет ее успешность.
Дисгармоничное развитие эмоциональной сферы одаренных учащихся способствует актуализации отрицательных психических состояний, что приводит к различным негативным изменениям личности и становится непреодолимым барьером между потенциальными возможностями одаренного ребенка и их реализацией. Вместе с тем проблема психических состояний одаренной личности остается недостаточно разработанной, накопленные на современном этапе развития психологического знания данные в области особенностей психических состояний одаренных детей немногочисленны.
Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей психических состояний у интеллектуально одаренных учащихся. Исследование проводилось в МОУ лицее ИГУ г. Иркутска и МОУ СОШ «Гимназия № 44» г. Иркутска в течение 2008-2010 гг. Психологическим обследованием было охвачено 597 учащихся. В данном исследовании использовалась комплексная программа идентификации интеллектуально одаренных учащихся: использовались различные источники информации об одаренных детях (экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение, беседа); анализ реальных достижений учащихся в различных предметных олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах; применялись валидные методы психодиагностики.
На первом этапе учащиеся участвовали в диагностическом обследовании с применением теста интеллекта Р. Кеттелла. По
результатам исследования были отобраны учащиеся с коэффициентом интеллекта от 120 Щ. На втором этапе отобранные учащиеся участвовали в комплексном психологическом обследовании с применением адаптированного варианта набора креативных тестов Ф. Вильямса.
В процессе исследования с опорой на «Рабочую концепцию одаренности» [3] нами были сформированы три выборки испытуемых. В группу учащихся с явной формой интеллектуальной одаренности вошли испытуемые в количестве 47 человек (8% из общей выборки), средний возраст 16,5 лет, по половому составу — 40% мальчиков, 60% девочек, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 120 до 140 Щ, показатели креативности выше средних значений, обучающиеся по программе повышенной сложности, являющиеся призерами олимпиад различного уровня, смотров — конкурсов творческих работ и т. д. В группу учащихся со скрытой формой интеллектуальной одаренности вошли 60 человек (10% из общей выборки); средний возраст составил 16,5 лет, по половому составу — 45% мальчиков, 55% девочек, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 120 до 140 Щ; показатели креативности принимали значение от «выше среднего», также обучающиеся по программе повышенной сложности, но не имеющие достижений в интеллектуальной деятельности. В группу обычных детей вошли 44 человека, средний возраст составил 16,5 лет, по половому составу — 50% мальчиков, 50% девочек, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 82 до 109 Щ, показатели креативности от «ниже среднего» до «средний», не имеющие академической успешности и достижений в обучении.
При изучении особенностей психических состояний интеллектуально одаренных учащихся были использованы следующие методы. Частота переживания равновесных и неравновесных психических
состояний анализировалась на основе концепции А. О. Прохорова. Для изучения структурных компонентов типичного психического состояния: психических процессов, физиологических реакций, переживаний и поведения — использовалась методика «Рельеф психического состояния» А. О. Прохорова.
Статистический анализ частоты переживания неравновесных психических состояний высокой степени активности с применением критерия х2 Пирсона показал статистически достоверные различия (х = 140.473, р = 0,000). При этом в группе учащихся с явной формой одаренности наиболее частым переживаемым состоянием является состояние счастья, которое выбирают 38% подростков с явной формой одаренности, 27% — со скрытой и 45% — обычные дети. Переживание радости также в большей степени характерно для детей с обычными возможностями (45%), в то время как число учащихся, имеющих успехи в интеллектуальной деятельности, составляет 36% и 26% — не реализующих свой потенциал испытуемых. В третьей группе состояние воодушевления встречается чаще (32%), чем в группе одаренных испытуемых с явной (21%) и скрытой (5%) формами одаренности. Среди отрицательно окрашенных состояний высокой степени активности доминирует состояние возмущения: у испытуемых второй группы — 30%, у учащихся с явной формой интеллектуальной одаренности — 21% и у обычных детей — 23%, что свидетельствует о большей выраженности у детей со скрытой формой одаренности неуравновешенности и беспокойства.
Показательными являются результаты распределения испытуемых выделенных групп по переживанию психических состояний низкой энергетической активности (х2 = 181,618, р = 0,000), которые являются самыми длительными по течению и в большей степени отрицательно окрашены. Так, состояние усталости переживают 30%
учащихся из группы интеллектуально одаренных, 27% — из числа детей со скрытой формой одаренности и 27% — обычных учащихся. Это может объясняться тем, что реализующиеся учащиеся, в большей степени вовлечены в образовательный процесс, больше времени и сил тратят на подготовку, что приводит к переживанию усталости. Однако, принимая во внимание представленные выше результаты, можно говорить, что состояние усталости сменяется переживанием состояний радости и счастья от успехов и купирует усталость.
Наиболее ярко представлено распределение испытуемых по частоте переживания состояния одиночества. В группе интеллектуально одаренных детей со скрытой формой одаренности 30% испытуемых ощущают внутреннюю изоляцию от мира и других людей, чувствуют себя непонятыми другими, в то время как в выборке интеллектуально одаренных с явной формой одаренности одиночество переживают только 12%, а из числа обычных детей — 14%. Переживание чувства пустоты также наиболее выражено в выборке детей со скрытой формой одаренности и составляет 17%. Состояние нерешительности доминирует у учащихся из первой группы (17%) (8% — испытуемые с явной одаренностью), в то время как обычные учащиеся не выбрали данное состояние. В связи с этим можно предположить, что переживание данных состояний является фактором, препятствующим реализации потенциала учащихся со скрытой формой одаренности.
Подтверждением этому может служить выбор учащимися из первой и второй групп (36% и 38% соответственно) состояния лени (обычных детей — 41%). Анализируя частоту переживаемых состояний, можно утверждать, что если в выборке интеллектуально одаренных детей с явной формой одаренности лень в большей степени сопряжена с переживанием усталости и имеет природу восстановления после нагрузок, то во второй группе одаренных
подростков лень сопряжена с негативными психическими состояниями переживания одиночества, пустоты, бессилия.
Подводя итог исследованию частоты переживания неравновесных психических состояний у одаренных испытуемых и детей со средним уровнем интеллекта, можно констатировать, что учащиеся с явной формой одаренности в большей степени выбирают положительные состояния высокой энергетической активности. Это свидетельствует о том, что реализация потенциала у подростков с явной формой одаренности приводит к актуализации положительно окрашенных психических состояний, которые являются активаторами поведения, повышают уверенность в себе, делают сознание более открытым для восприятия новой информации. У обычных детей доминируют положительные психические состояния, свидетельствующие об удовлетворенности собственными реальными достижениями и ходом жизни в целом. Испытуемых со скрытой формой одаренности характеризует склонность испытывать отрицательные неравновесные психические состояния низкой степени активности, являющиеся внутренними мотиваторами препятствующего поведения, которые включают в себя интеллектуально-поведенческий комплекс
пассивности и низкую энергетику, что негативно сказывается на реализации способностей.
Обратимся к анализу структурных компонентов психических состояний. Испытуемыми описывалось типичное для них психическое состояние, оценивались поведенческие особенности, характеристики психических процессов, физиологические реакции и переживания. В результате исследования были выявлены следующие отличительные черты.
При переживании неравновесных психических состояний у 32% учащихся из второй группы отмечается ухудшение процессов памяти, у 50% детей из этой же вы-
борки снижается способность к волевым действиям, а у 38% — ухудшаются показатели внимания, что выражается в снижении сосредоточенности и направленности психической деятельности. В целом можно констатировать, что наиболее негативно выражено влияние на протекание психических процессов в группе учащихся со скрытой формой интеллектуальной одаренности, что, в свою очередь, не позволяет им включиться в образовательный процесс.
Анализ влияния психических состояний на физиологические реакции также показывает, что наиболее негативно переживание неравновесных состояний выражено в группе испытуемых со скрытой формой одаренности. При этом у 25% наблюдаются изменения со стороны мышечного тонуса, у 27% снижается двигательная активность, у 45% наблюдаются изменения со стороны органов дыхания, одышка, затруднения на вдохе или выдохе, у 42% наблюдается учащение сердцебиения.
Со стороны переживаний также выявлены значительные отличия у учащихся второй группы по сравнению с другими выборками: 37% испытуемых отмечают негативную направленность переживаний, т. е. наличие внутренних конфликтов, внешнее пассивное поведение, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными процессами, сонливостью, недостаточной активностью, напряженностью и тревогой.
В выборке испытуемых со скрытой формой одаренности наиболее негативно психические состояния влияют на поведение. Так, у 33% испытуемых переживание сопровождается напряжением, у 43% — вызывает сомнения в правильности своего поведения и поступков, 27% испытуемых отмечают в своем поведении наличие непоследовательности действий и неуправляемости поведения.
При сравнительном исследовании структуры типичных психических состоя-
ний у учащихся с явной, скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных детей выявлены статистически значимые различия. Структура типичных состояний у учащихся с явной формой интеллектуальной одаренности характеризуется гармоничностью проявления психических процессов, гладким протеканием физиологических реакций, комплексами положительных переживаний и поведения. Типичные психические состояния учащихся со скрытой формой интеллектуальной одаренности представлены неоднородностью структурных компонентов, проявляющихся в ухудшении продуктивности психических процессов, в медленных, затяжных процессах восстановления физиологических проявле-
ний, пассивностью поведения и негативной направленностью переживаний. Следовательно, можно утверждать, что учащиеся со скрытой формой интеллектуальной одаренности длительное время пребывают во власти отрицательных психических состояний, характеризующихся чрезмерной затратой физических и интеллектуальных сил, что приводит к проблеме реализации интеллектуального потенциала.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что организация целенаправленной психологической работы должна быть ориентирована на обучение методам и приемам саморегуляции психических состояний у детей, имеющих скрытую форму одаренности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прохоров А. О. Психология неравновесных психических состояний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 1998.
2. Прохоров А. О. Семантические пространства психических состояний. М.: «Феникс+». 2002. С. 142-160.
3. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998.
REFERENCES
1. Prohorov A. O. Psihologija neravnovesnyh psihicheskih sostojanij. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN». 1998.
2. Prohorov A. O. Semanticheskie prostranstva psihicheskih sostojanij. М.: «Feniks+». 2002. S. 142-160.
3. Rabochaja koncepcija odarennosti. M.: Magistr, 1998.