Научная статья на тему 'The psychological states and their peculiarities of teenagers with evident and hidden form of intellectual giftedness'

The psychological states and their peculiarities of teenagers with evident and hidden form of intellectual giftedness Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРАВНОВЕСНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ОДАРЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / СКРЫТАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ЯВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / THE PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL STATES / GIFTED TEENAGERS / EVIDENT GIFTEDNESS / HIDDEN GIFTEDNESS / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Dubrovina S. V.

In the article the results of learning the peculiarities of psychological states of gifted teenagers are examined on the basis of the conception by A.O. Prokhorov. The distinctions in endurance of unequiponderous psychological states of students with evident and hidden form of intellectual giftedness and usual teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The psychological states and their peculiarities of teenagers with evident and hidden form of intellectual giftedness»

УДК 159.928.22

Дубровина Светлана Валериевна

Ангарский филиал Сибирской академии экономики, права и управления

sibdub@rambler.ru

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЯВНОЙ И СКРЫТОЙ ФОРМОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

В статье на основе концепции А.О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей психических состояний у одаренных подростков. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных подростков.

Ключевые слова: неравновесные психические состояния, одаренные подростки, скрытая одаренность, явная одаренность, потенциал.

Проблема одаренности в настоящее время становится одной из наиболее актуальных в психологической науке и практике, поскольку развитие и реализация интеллектуального и творческого потенциала детей имеет не только личностный, но и социальный смысл. В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении умственной одаренности: проведение лонгитюдных исследований, разработка многофакторных моделей одаренности, изучение возрастных особенностей развития одаренности, разработка принципов и методов идентификации одаренных детей, исследование аффективного развития одаренного ребенка. Вместе с тем анализ основополагающих исследований психологических особенностей одаренной личности показывает, что особенности психических состояний у одаренных подростков не выступали предметом научного анализа.

Цель данного исследования - выявить особенности психических состояний у подростков с явной и скрытой формами одаренности.

В процессе исследования нами были сформированы три выборки испытуемых. Опираясь на «Рабочую концепцию одаренности» [3], в первую группу мы включили интеллектуально одаренных детей, имеющих явную форму одаренности, психологический статус интеллектуально одаренных, являющихся призерами олимпиад различного уровня, смотров-конкурсов творческих работ и т.д. Во вторую группу были включены подростки, имеющие скрытую форму одаренности, т.е. те, кто по результатам психологической диагностики имел идентичный первой группе интеллектуальный потенциал, но не имел достижений в деятельности. Третью группу испытуемых составили обычные дети, не имеющие академической успешности и достижений в интеллектуальной деятельности.

Для изучения основных сторон психического состояния: психических процессов, физиологических реакций, переживаний и поведения - использовалась методика «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова А также исследовалась частота встречаемости различных неравновесных психических состояний высокой, средней и низкой степени активности [1; 2].

Статистический анализ частоты встречаемости неравновесных психических состояний высокой степени активности, с применением критерия Х2 Пирсона, показал статистически достоверные различия (Х2 = 140,473, Р = 0,000). При этом в группе подростков с явной формой одаренности наиболее частым переживаемым состоянием является состояние счастья, которое выбирают 38% подростков с явной формой одаренности, 27% со скрытой и 45% обычных детей. Переживание радости также в большей степени характерно для детей с обычными возможностями (45%), в то время как число подростков, имеющих успехи в интеллектуальной деятельности, составляет 36% и 26% не реализующих свой потенциал испытуемых. В третьей группе состояние воодушевления встречается чаще (32%), чем в группе одаренных подростков с явной (21%) и скрытой (5%) формами одаренности. Среди отрицательно окрашенных состояний высокой степени активности доминирует состояние возмущения: у испытуемых второй группы (30%), у подростков с явной формой интеллектуальной одаренности - 21% и у обычных детей - 23%, что свидетельствует о большей выраженности у подростков со скрытой формой одаренности неуравновешенности и беспокойства.

Показательными являются результаты распределения испытуемых выделенных групп по переживанию психических состояний низкой энергетической активности (Х2 = 181,618, Р = 0,000), кото-

© Дубровина С.В., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

231

рые являются самыми длительными по течению и в большей степени отрицательно окрашены. Так, состояние усталости переживают 30% подростков из группы интеллектуально одаренных, 27% из числа детей со скрытой формой одаренности и 27% обычных подростков. Это может объясняться тем, что реализующиеся подростки в большей степени вовлечены в образовательный процесс, больше времени и сил тратят на подготовку, что приводит к переживанию усталости. Однако, принимая во внимание представленные выше результаты, можно говорить, что состояние усталости сменяется переживанием состояний радости и счастья от успехов и купирует усталость.

Наиболее ярко представлено распределение испытуемых по частоте переживания состояния одиночества. В группе интеллектуально одаренных детей со скрытой формой одаренности 30% испытуемых ощущают внутреннюю изоляцию от мира и других людей, чувствуют себя непонятыми другими, в то время как в выборке интеллектуально одаренных с явной формой одаренности одиночество переживают только 12%, а из числа обычных детей 14%. Переживание чувства пустоты также наиболее выражено в выборке детей со скрытой формой одаренности и составляет 17%. Состояние нерешительности доминирует у подростков из первой группы (17%) (подростки с явной одаренностью - 8%), в то время как обычные подростки не выбрали данное состояние. В связи с этим можно предположить, что переживание данных состояний является фактором, препятствующим реализации потенциала подростками со скрытой формой одаренности.

Подтверждением этому может служить выбор подростками из первой и второй групп (36% и 38% соответственно) состояния лени (обычные дети - 41%). Анализируя частоту переживаемых состояний, можно утверждать, что если в выборке интеллектуально одаренных детей с явной формой одаренности лень в большей степени сопряжена с переживанием усталости и имеет природу восстановления после нагрузок, то во второй группе одаренных подростков лень сопряжена с негативными психическими состояниями переживания одиночества, пустоты, бессилия. Таким образом, лень имеет в первой группе естественный восстановительный характер, а во второй обусловливает проявление состояния безнадежности, отрешенности, подавленности и, как следствие, нежелания включаться в какую-либо деятельность.

Подводя итог исследования частоты встречаемости неравновесных психических состояний у одаренных подростков и детей со средним уровнем интеллекта, можно констатировать, что подростки с явной формой одаренности в большей степени выбирают положительные состояния высокой энергетической активности. Это свидетельствует о том, что реализация потенциала у подростков с явной формой одаренности приводит к актуализации положительно окрашенных психических состояний, которые являются активаторами поведения, повышают уверенность в себе, делают сознание более открытым для восприятия новой информации, способствуют подвижности психических процессов и повышения эффективности интеллектуальной деятельности. У обычных подростков также доминируют положительные психические состояния, свидетельствующие об удовлетворенности собственными реальными достижениями и ходом жизни в целом. Испытуемых со скрытой формой одаренности характеризует склонность испытывать отрицательные неравновесные психические состояния низкой степени активности, являющиеся внутренними мотиваторами препятствующего поведения, которые включают в себя интеллектуально-поведенческий комплекс пассивности и низкую энергетику, что негативно сказывается на реализации способностей.

Обратимся к анализу основных сторон психических состояний. Испытуемыми описывалось типичное для них психическое состояние, оценивались поведенческие особенности, характеристики психических процессов, физиологические реакции и переживания. В результате исследования были выявлены следующие отличительные черты.

При переживании неравновесных психических состояний у 32% подростков из второй группы отмечается ухудшение процессов памяти, у 50% детей из этой же выборки снижается способность к волевым действиям, а у 38% ухудшаются показатели внимания, что выражается в снижении сосредоточенности и направленности психической деятельности. В целом можно констатировать, что наиболее негативно выражено влияние на протекание психических процессов в группе подростков со скрытой формой интеллектуальной одаренности, что в свою очередь не позволяет им включиться в образовательный процесс.

Анализ влияния психических состояний на физиологические реакции также показывает, что

232

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

наиболее негативно переживание неравновесных состояний выражено в группе испытуемых со скрытой формой одаренности. При этом у 25% наблюдаются изменения со стороны мышечного тонуса, у 27% снижается двигательная активность, у 45% наблюдаются изменения со стороны органов дыхания, отдышка, затруднения на вдохе или выдохе, у 42% наблюдается учащение сердцебиения, изменения со стороны кожных покровов (побледнение или покраснение кожи лица, рук, шеи) наблюдается у 27% испытуемых данной группы, у 17% наблюдаются выраженные неприятные и болевые ощущения в области живота, появление сухости во рту.

Со стороны переживаний также выявлены значительные отличия у подростков второй группы по сравнению с другими выборками: 37% испытуемых отмечают негативную интенцио-нальность (направленность) переживаний, т.е. наличие внутренних конфликтов, внешнее пассивное поведение, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными процессами, сонливостью, недостаточной активностью, напряженностью и тревогой.

В выборке испытуемых со скрытой формой одаренности наиболее негативно психические состояния влияют на поведение. Так, у 33% испытуемых переживание сопровождается напряжением, у 43% вызывает сомнения в правильности своего поведения и поступков, 27% отмечает в своем поведении наличие непоследовательности действий и неуправляемости поведения.

Представленные результаты демонстрируют, что у подростков со скрытой формой интеллектуальной одаренности типичные психические

состояния характеризуются более низким энергетическим уровнем психической активности, являются более длительными по течению и сопровождаются ухудшением протекания психических процессов, отрицательным влиянием на физиологические реакции, пассивностью и негативной направленностью переживаний. В соответствии с этим можно утверждать, что у подростков со скрытой формой интеллектуальной одаренности проявляются отрицательные характеристики психических состояний, характеризующиеся возбуждением, беспокойством и, как следствие, избыточной затратой физических и интеллектуальных сил, что приводит к неуспеху в деятельности.

Проведенное исследование выявило особенности переживания психических состояний у одаренных подростков, а также позволило выделить их основные проблемы. Все вышесказанное определило необходимость организации целенаправленной психологической работы с подростками со скрытой формой интеллектуальной одаренности, в основу которой должно быть положено обучение саморегуляции неравновесных психических состояний.

Библиографический список

1. ПрохоровА.О. Психология неравновесных психических состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 149 с.

2. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. - М.: «Феникс +», 2002. - С. 142-160.

3. Рабочая концепция одаренности. - М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998. - 68 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.