УДК 159.928.22
Дубровина Светлана Валериевна
Ангарский филиал Сибирской академии экономики, права и управления
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЯВНОЙ И СКРЫТОЙ ФОРМОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
В статье на основе концепции А.О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей психических состояний у одаренных подростков. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных подростков.
Ключевые слова: неравновесные психические состояния, одаренные подростки, скрытая одаренность, явная одаренность, потенциал.
Проблема одаренности в настоящее время становится одной из наиболее актуальных в психологической науке и практике, поскольку развитие и реализация интеллектуального и творческого потенциала детей имеет не только личностный, но и социальный смысл. В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении умственной одаренности: проведение лонгитюдных исследований, разработка многофакторных моделей одаренности, изучение возрастных особенностей развития одаренности, разработка принципов и методов идентификации одаренных детей, исследование аффективного развития одаренного ребенка. Вместе с тем анализ основополагающих исследований психологических особенностей одаренной личности показывает, что особенности психических состояний у одаренных подростков не выступали предметом научного анализа.
Цель данного исследования - выявить особенности психических состояний у подростков с явной и скрытой формами одаренности.
В процессе исследования нами были сформированы три выборки испытуемых. Опираясь на «Рабочую концепцию одаренности» [3], в первую группу мы включили интеллектуально одаренных детей, имеющих явную форму одаренности, психологический статус интеллектуально одаренных, являющихся призерами олимпиад различного уровня, смотров-конкурсов творческих работ и т.д. Во вторую группу были включены подростки, имеющие скрытую форму одаренности, т.е. те, кто по результатам психологической диагностики имел идентичный первой группе интеллектуальный потенциал, но не имел достижений в деятельности. Третью группу испытуемых составили обычные дети, не имеющие академической успешности и достижений в интеллектуальной деятельности.
Для изучения основных сторон психического состояния: психических процессов, физиологических реакций, переживаний и поведения - использовалась методика «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова А также исследовалась частота встречаемости различных неравновесных психических состояний высокой, средней и низкой степени активности [1; 2].
Статистический анализ частоты встречаемости неравновесных психических состояний высокой степени активности, с применением критерия Х2 Пирсона, показал статистически достоверные различия (Х2 = 140,473, Р = 0,000). При этом в группе подростков с явной формой одаренности наиболее частым переживаемым состоянием является состояние счастья, которое выбирают 38% подростков с явной формой одаренности, 27% со скрытой и 45% обычных детей. Переживание радости также в большей степени характерно для детей с обычными возможностями (45%), в то время как число подростков, имеющих успехи в интеллектуальной деятельности, составляет 36% и 26% не реализующих свой потенциал испытуемых. В третьей группе состояние воодушевления встречается чаще (32%), чем в группе одаренных подростков с явной (21%) и скрытой (5%) формами одаренности. Среди отрицательно окрашенных состояний высокой степени активности доминирует состояние возмущения: у испытуемых второй группы (30%), у подростков с явной формой интеллектуальной одаренности - 21% и у обычных детей - 23%, что свидетельствует о большей выраженности у подростков со скрытой формой одаренности неуравновешенности и беспокойства.
Показательными являются результаты распределения испытуемых выделенных групп по переживанию психических состояний низкой энергетической активности (Х2 = 181,618, Р = 0,000), кото-
© Дубровина С.В., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
231
рые являются самыми длительными по течению и в большей степени отрицательно окрашены. Так, состояние усталости переживают 30% подростков из группы интеллектуально одаренных, 27% из числа детей со скрытой формой одаренности и 27% обычных подростков. Это может объясняться тем, что реализующиеся подростки в большей степени вовлечены в образовательный процесс, больше времени и сил тратят на подготовку, что приводит к переживанию усталости. Однако, принимая во внимание представленные выше результаты, можно говорить, что состояние усталости сменяется переживанием состояний радости и счастья от успехов и купирует усталость.
Наиболее ярко представлено распределение испытуемых по частоте переживания состояния одиночества. В группе интеллектуально одаренных детей со скрытой формой одаренности 30% испытуемых ощущают внутреннюю изоляцию от мира и других людей, чувствуют себя непонятыми другими, в то время как в выборке интеллектуально одаренных с явной формой одаренности одиночество переживают только 12%, а из числа обычных детей 14%. Переживание чувства пустоты также наиболее выражено в выборке детей со скрытой формой одаренности и составляет 17%. Состояние нерешительности доминирует у подростков из первой группы (17%) (подростки с явной одаренностью - 8%), в то время как обычные подростки не выбрали данное состояние. В связи с этим можно предположить, что переживание данных состояний является фактором, препятствующим реализации потенциала подростками со скрытой формой одаренности.
Подтверждением этому может служить выбор подростками из первой и второй групп (36% и 38% соответственно) состояния лени (обычные дети - 41%). Анализируя частоту переживаемых состояний, можно утверждать, что если в выборке интеллектуально одаренных детей с явной формой одаренности лень в большей степени сопряжена с переживанием усталости и имеет природу восстановления после нагрузок, то во второй группе одаренных подростков лень сопряжена с негативными психическими состояниями переживания одиночества, пустоты, бессилия. Таким образом, лень имеет в первой группе естественный восстановительный характер, а во второй обусловливает проявление состояния безнадежности, отрешенности, подавленности и, как следствие, нежелания включаться в какую-либо деятельность.
Подводя итог исследования частоты встречаемости неравновесных психических состояний у одаренных подростков и детей со средним уровнем интеллекта, можно констатировать, что подростки с явной формой одаренности в большей степени выбирают положительные состояния высокой энергетической активности. Это свидетельствует о том, что реализация потенциала у подростков с явной формой одаренности приводит к актуализации положительно окрашенных психических состояний, которые являются активаторами поведения, повышают уверенность в себе, делают сознание более открытым для восприятия новой информации, способствуют подвижности психических процессов и повышения эффективности интеллектуальной деятельности. У обычных подростков также доминируют положительные психические состояния, свидетельствующие об удовлетворенности собственными реальными достижениями и ходом жизни в целом. Испытуемых со скрытой формой одаренности характеризует склонность испытывать отрицательные неравновесные психические состояния низкой степени активности, являющиеся внутренними мотиваторами препятствующего поведения, которые включают в себя интеллектуально-поведенческий комплекс пассивности и низкую энергетику, что негативно сказывается на реализации способностей.
Обратимся к анализу основных сторон психических состояний. Испытуемыми описывалось типичное для них психическое состояние, оценивались поведенческие особенности, характеристики психических процессов, физиологические реакции и переживания. В результате исследования были выявлены следующие отличительные черты.
При переживании неравновесных психических состояний у 32% подростков из второй группы отмечается ухудшение процессов памяти, у 50% детей из этой же выборки снижается способность к волевым действиям, а у 38% ухудшаются показатели внимания, что выражается в снижении сосредоточенности и направленности психической деятельности. В целом можно констатировать, что наиболее негативно выражено влияние на протекание психических процессов в группе подростков со скрытой формой интеллектуальной одаренности, что в свою очередь не позволяет им включиться в образовательный процесс.
Анализ влияния психических состояний на физиологические реакции также показывает, что
232
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
наиболее негативно переживание неравновесных состояний выражено в группе испытуемых со скрытой формой одаренности. При этом у 25% наблюдаются изменения со стороны мышечного тонуса, у 27% снижается двигательная активность, у 45% наблюдаются изменения со стороны органов дыхания, отдышка, затруднения на вдохе или выдохе, у 42% наблюдается учащение сердцебиения, изменения со стороны кожных покровов (побледнение или покраснение кожи лица, рук, шеи) наблюдается у 27% испытуемых данной группы, у 17% наблюдаются выраженные неприятные и болевые ощущения в области живота, появление сухости во рту.
Со стороны переживаний также выявлены значительные отличия у подростков второй группы по сравнению с другими выборками: 37% испытуемых отмечают негативную интенцио-нальность (направленность) переживаний, т.е. наличие внутренних конфликтов, внешнее пассивное поведение, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными процессами, сонливостью, недостаточной активностью, напряженностью и тревогой.
В выборке испытуемых со скрытой формой одаренности наиболее негативно психические состояния влияют на поведение. Так, у 33% испытуемых переживание сопровождается напряжением, у 43% вызывает сомнения в правильности своего поведения и поступков, 27% отмечает в своем поведении наличие непоследовательности действий и неуправляемости поведения.
Представленные результаты демонстрируют, что у подростков со скрытой формой интеллектуальной одаренности типичные психические
состояния характеризуются более низким энергетическим уровнем психической активности, являются более длительными по течению и сопровождаются ухудшением протекания психических процессов, отрицательным влиянием на физиологические реакции, пассивностью и негативной направленностью переживаний. В соответствии с этим можно утверждать, что у подростков со скрытой формой интеллектуальной одаренности проявляются отрицательные характеристики психических состояний, характеризующиеся возбуждением, беспокойством и, как следствие, избыточной затратой физических и интеллектуальных сил, что приводит к неуспеху в деятельности.
Проведенное исследование выявило особенности переживания психических состояний у одаренных подростков, а также позволило выделить их основные проблемы. Все вышесказанное определило необходимость организации целенаправленной психологической работы с подростками со скрытой формой интеллектуальной одаренности, в основу которой должно быть положено обучение саморегуляции неравновесных психических состояний.
Библиографический список
1. ПрохоровА.О. Психология неравновесных психических состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 149 с.
2. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. - М.: «Феникс +», 2002. - С. 142-160.
3. Рабочая концепция одаренности. - М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998. - 68 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
233