УДК 159.928.22
Климонтова Татьяна Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент Иркутский государственный педагогический университет
ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОТКРЫТОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ*
Статья посвящена исследованию восприятия другого человека интеллектуально одаренными подростками. Анализируются данные, полученные в результате применения авторской методики, предназначенной для исследования восприятия человека человеком. На основе сравнительного анализа, констатируется более позитивное восприятие других интеллектуально одаренными подростками, обеспечивающее открытость информационному воздействию.
Ключевые слова: внутренний мир, восприятие человека человеком, открытость информационному воздействию.
В настоящее время, в условиях происходящих методологических изменений, возникает необходимость уточнения предмета психологической науки с позиции системного подхода, внимание ученых обращается к внутреннему миру человека [2; 8].
Изменение методологии вызвано, прежде всего, увеличением дистанции между психологической наукой и практикой, обусловленной отсутствием в науке целостного представления о человеке, в то время как в психологической практике работа осуществляется именно с человеком как психологической системой. Особенно остро сложившиеся противоречия ощущается в области психологии одаренности, в которой хотя и существуют попытки построения психологического портрета одаренного человека, между тем одаренность рассматривается как некая оторванная от целостного человека реальность. Предложенные модели одаренности не указывают на ее место во внутреннем мире, однако реальных достижений продолжают ожидать не от смоделированной одаренности, а от конкретного человека.
Общество, на современном этапе развития, осознало, что одаренные люди являются резервом человеческой цивилизации, направляющим и инициирующим развитие многих общественных, политических, культурных процессов. Вместе с тем, наряду со сформировавшимся запросом общества, очевидно, что не все интеллектуально одаренные индивиды реализуют себя. В таких случаях говорят о скрытой одаренности и обращаются к раскрытию мотивационных, средо-вых и иных факторов, фрустрирующих одарен-
ность, однако, с нашей точки зрения, проблема была бы решена с большим успехом при целостном взгляде на одаренного человека и обращении к особенностям и психологическим механизмам становления его внутреннего мира.
Внутренний мир человека развивается при общении и взаимодействии с другими людьми. Еще С.Л. Рубинштейн [5] отмечал, что сердце человека все соткано из человеческих отношений с другими людьми, то, из чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать.
Отношение к другому человеку возникает на основе его восприятия. Восприятие человеком другого человека является особым видом восприятия [1] и представляет собой процесс, в котором происходит отражение его внешних признаков, соотнесение их с личностными свойствами воспринимающего индивида и осуществление на этой основе понимания его внутреннего мира и поведения. Однако реконструкция внутреннего мира другого человека для субъекта весьма сложна, ведь ему непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, с опорой на эти данные он должен сделать заключение о способностях, мыслях, намерениях людей, с которыми он вступил в общение. В продолжение данной мысли представляется возможной цитата Е. Мелебруда: «Я воспринимаю его так же, как субъекта, воспринимающего меня, думающего обо мне, оценивающего, понимающего меня. Я не только сам вижу кого-то,
Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант №08-06-00343а.
250
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Климонтова Т.А., 2010
но и являюсь объектом чьего-то восприятия. А поскольку я воспринимаю другую личность как кого-то, кто со своей стороны воспринимает меня, я не только ввожу его в свой внутренний мир, в мир моих мыслей, образов, чувств, но делаю эту личность как бы присутствующей во мне в качестве кого-то, кто в свою очередь вводит меня в свой внутренний мир» [4, с. 102].
Основываясь на положении Д.В. Шадрико-ва [8] о том, что другой человек является одним из факторов, нарушающих равновесие внутреннего мира, мы рассматриваем позитивное восприятие другого человека как показатель открытости системы внутреннего мира к информационному воздействию. При этом полагаем, что чем более позитивно человек воспринимает другого, тем он более открыт информационному воздействию с его стороны.
Обратимся к анализу результатов изучения восприятия другого человека в группах интеллектуально одаренных и обычных испытуемых. Совместно с И.А. Шишкиной, нами была разработана методика для изучения эмоционально-оценочной стороны процесса восприятия человека человеком. Были отобраны фотографии подростков мужского и женского пола (20 фотографий, их них 50% с изображением лиц мужского и 50% -женского пола). При отборе стимульного материала исключалось влияние установки. Наряду с фотографиями испытуемым предлагалась анкета, содержащая 17 вопросов, направленных на определение эмоционально-оценочных параметров восприятия другого человека.
Мы проанализировали среднегрупповые значения по параметрам анкеты, имеющим, с нашей точки зрения, наибольшую связь с открытостью воздействия со стороны другого человека. К числу таковых были отнесены: выраженность симпатии, доверия, физическая привлекательность, уважение и ожидание отказа в общении.
Результаты показали, что интеллектуально одаренные испытуемые склонны воспринимать другого человека как более симпатичного (1=2,55, р<0,01), в меньшей степени склонны не доверять (1=2,34, р<0,02), чем обычные подростки.
Мы ввели в анкету вопросы, предполагающие отраженное восприятие другого человека, когда испытуемый дает не только собственную оценку, а еще и предполагает, как человека, изображенного на фото, будут воспринимать другие люди. Это позволяет, с одной стороны, получить информацию о системе отношений к «этим другим людям», которые интроецированы во внутренний мир испытуемого, с другой - проанализировать сопряженность оценок испытуемого с позиции «Я» и позиции «Другие».
Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 1, испытуемые обеих выделенных групп при оценке с позиции «другие» более позитивно воспринимают людей, изображенных на фото, о чем свидетельствуют среднестатистические значения, в частности, возрастают показатели симпатии, доверия, физической привлекательности, снижается вероятность отказа в общении.
Интересно, что одаренные подростки демонстрируют явные различия в восприятии другого
Таблица1
Различия в восприятии другого человека интеллектуально одаренными и обычными испытуемыми с позиции «Я» и «Другие»
№ Параметр Ср. знач. Одаренные t Р Ср. знач. Обычные t Р
«Я» «Дру- гие» «Я» «Дру- гие»
1 Вызывает симпатию 6,9 10,7 3,96 0,0001 5,5 8,6 2,93 0,005
2 Не вызывает симпатии 12,8 9,2 4,04 0,0001 14,5 11,3 2,95 0,005
3 Вызывает доверие 8,2 11,0 3,46 0,001 7,7 8,6 0,76 0,43
4 Не вызывает доверия 11,6 8,9 2,92 0,005 12,3 11,3 0,75 0,45
5 Вызывает недоверие 8,1 5,7 2,23 0,03 11,0 9 1,66 0,113
6 Физически непривлекателен 11,2 9,2 1,60 0,07 11,2 10,8 0,40 0,69
7 Физически привлекателен 5,4 9,6 3,64 0,0001 6,6 7,9 1,10 0,13
8 Вызывает уважение 4,75 8 2,63 0,01 8,1 9,3 1,75 1,75
9 Откажет в общении 6 4,5 1,49 0,14 5,8 6,2 0,33 0,73
10 Не откажет в общении 11,5 12,3 0,76 0,44 10,5 10,5 0,021 0,96
Таблица2
Различия в параметрах восприятия, по которым изображенный на фото превосходит испытуемого
№ Параметр Среднее значения t Р
I III
1 Здоровье 3,3 1,4 2,69 0,009
2 Умственные способности 1,6 3,1 1,5 0,13
3 Физическая привлекательность 2,5 2 0,68 0,49
4 Физические возможности 4,7 2,4 2,32 0,02
5 Другое 7,1 11 2,15 0,03
человека с позиции «Я» и «Другие», при этом качественный анализ позволяет говорить, что с личностной позиции одаренные воспринимают других более критично, особенно это относится к параметрам физической привлекательности и уважения. Другие люди, как представляется одаренным, менее требовательны к внешности других, склонны уважать, относиться с симпатией и доверием. То есть мы вновь констатируем, что, по мнению одаренных, другие люди более позитивно относятся к окружающим, чем они сами.
Однако статистический анализ показал, что если в группе обычных испытуемых эти изменения не имеют статистической достоверности (исключение составляет параметр симпатии), то в группе интеллектуально одаренных детей по большинству исследуемых параметров различия статистически значимы. Так, с не личностной позиции одаренные испытуемые склонны воспринимать других как вызывающих симпатию, доверие, физически привлекательных, вызывающих уважение. С нашей точки зрения, данные свидетельствует о том, что интеллектуально одаренные подростки считают, что другие люди склонны более позитивно воспринимать изображенных на фото подростков, чем они сами. При этом очевидно, что если другие, с чьей позиции судит испытуемый, оценивают изображенных на фото позитивно, это характеризует и их самих, то есть другие в глазах одаренных доверяют, симпатизируют, вызывают уважение. С другой стороны, представленные различия показывают, что сами подростки с личностной позиции более критично воспринимают изображенных на фото людей, более взвешенно подходят к их оценке, при имеющейся базовой тенденции к позитивизму по отношению к другим людям. В отличие от одаренных, испытуемые из группы обычных подростков не демонстрируют сколько-нибудь значимых различий между собственной оценкой людей на
фотографиях и предполагаемым восприятием их со стороны других людей.
Таким образом, результаты изучения восприятия других людей интеллектуально одаренными и обычными испытуемыми показало, что одаренные склонны более позитивно воспринимать других людей, относиться к ним с симпатией, уважением и доверием. Это демонстрирует, что при такой позитивной окраске восприятия одаренные более открыты в целом по отношению к другим и информационному воздействию с их стороны, как следствию.
Обратимся к таблице 2, в содержании которой представлены различия в оценках испытуемыми превосходства над ними воспринимаемых людей по ряду параметров, таких как «здоровье», «умственные способности», «физическая привлекательность», «физические возможности», а также другим параметрам, которые представляются самому испытуемому, но не указаны в анкете.
Сопоставление групп одаренных и обычных подростков показало, что достоверно отличаются восприятие превосходства другого человека по параметру «здоровье» (1= 2,69, р<0,009), что свидетельствует о том, что одаренные испытуемые воспринимают других как имеющих более крепкое здоровье, чем они сами. Испытуемые из группы обычных подростков в меньшей степени склонны оценивать других людей как более здоровых, чем они сами.
Представленные данные полностью согласуются с мнением многочисленных авторов [7, 3, 6], отмечающих физическую и соматическую ослаб-ленность, болезненность одаренных детей. В этой связи обсуждаемые результаты позволяют говорить, с одной стороны, о более позитивном восприятии других людей, с другой - о реалистичном восприятии одаренными подростками своих физических возможностей и состояния здоровья.
Сходная картина наблюдается в отношении оценки превосходства над ними других людей по
252
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
параметру «физические возможности» (t= 2,32, р<0,03), при этом одаренные воспринимают изображенных на фото сверстников как имеющих большие физические возможности. Интересно, что одаренные и обычные подростки не различаются по восприятию других как превосходящих их по физической привлекательности и умственным способностям, подростки обеих выделенных групп склонны воспринимать других как имеющих сходные с ними умственные способности и в равной степени физически привлекательных.
Обобщая вышеизложенное, хотелось бы особо отметить, что восприятие человека человеком как процесс зависит и от опыта человека. В зависимости от того, как складывались у него отношения с людьми раньше, он проявляет доверчивость или боязливость, ласковость или грубость, исполнительность или упрямство, драчливость или уступчивость по отношению к новым для него людям [1]. Опыт взаимодействия и общения одаренного ребенка нельзя считать однозначным: это и сложности межличностных отношений со сверстниками и учителями, в силу отличающихся от большинства познавательных способностей и особенностей личности, вызывающих сложности в межличностном взаимодействии [3]. Указанные особенности констатируются многочисленными исследователями.
Итак, мы видим, что обе группы одаренных детей характеризует позитивное восприятие другого человека. Здесь уместно процитировать А.А. Бодалева, который указывал, что «восприятие человека человеком всегда опосредованно особенностями, которые характеризуют этого человека как личность, а, выступая в качестве объекта познания, другой человек отражается в созна-
нии людей, “преломляясь” через их внутренний мир» [1, с. 56]. Результаты показывают, что именно интеллектуальная одаренность выступает той особенностью, которая опосредует позитивное восприятие другого человека, минуя не всегда позитивный опыт отношений с другими людьми, и обеспечивает открытость внутреннего мира к воздействию со стороны другого человека через его позитивное восприятие.
Библиографический список
1. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
2. Зинченко В.П. Общество на пути к человеку психологическому // Вопросы психологии. -2009. - №>3. - С. 3-11.
3. Ларионова Л. И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. - Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 2000. - 141 с.
4. Мелибруда Е. Я-ТЫ-МЫ: Психология возможности улучшения общения: Пер. с польск. / Вступ. ст. и общ. ред. А.А. Бодалёва и А.Б. Доб-ровича. - М.: Прогресс, 1986. - 256 с.
5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 498 с.
6. Фримен Д. Ваш умный ребенок. - М.: Семья и школа, 1996. - 192 с.
7. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Иностранная психология. - 1999. - .№11. - С. 30-40.
8. Шадриков В.Н. Мир внутренней жизни человека. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 392 с.