Научная статья на тему 'Особенности восприятия человека одаренными испытуемыми различных возрастов'

Особенности восприятия человека одаренными испытуемыми различных возрастов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
526
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА / ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишкина Ирина Александровна

Рассматриваются особенности восприятия человека одаренной личностью. Обращается внимание на изменение характера восприятия другого человека в зависимости от возраста. Проведено исследование возрастной специфики восприятия людей одаренными и среднеинтеллектуальными испытуемыми. Показаны различия в восприятии людей одаренными и среднеинтеллектуальными респондентами подросткового, юношеского и взросло го возраста, а также различия между испы туемыми различных возрастов разделенных по интеллекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шишкина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия человека одаренными испытуемыми различных возрастов»

5. Бочанцева, Л. И. Психологические средства нормализации затруднённого общения антисоциальной личности [Текст]: Л. И. Бочанцева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3 - С. 206-217.

6. Васильев, В. П. Юридическая психология. [Текст] / В. П. Васильев - СПб., 1997.

7. Герасимов, В. Н. Основы превентивной педагогики. [Текст] / В. Н. Герасимов - М., 1995.

8. Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения. [Текст] / Ю. А. Клей-берг - М., 1997.

9. Натанзон, Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив [Текст]: Пособие для учителя. / Э. Ш. Натанзон - М.: Просвещение, 1984.

10. Рабочая книга социального педагога в 2 ч. [Текст]: Орел: Книга, 1 995. - Ч. И. - Гл. XIII. Девиантное поведение и технология его преодоления в социально -педагогической деятельности.

11. Социальная педагогика. [Текст] /Под ред. В. А. Никитина. - М., 2008.

УДК 159.928.22

Шишкина Ирина Александровна

Аспирант кафедры психодиагностики и дисциплин специализации Восточно-Сибирской государственной академии образования, shishkinaia@yandex.ru, Иркутск

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ОДАРЕННЫМИ ИСПЫТУЕМЫМИ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ

Shishkina Irina Aleksandrovna

The post-graduate student of chair ofpsychodiagnostics and disciplines of specialization of the East-Siberian state Academy of Education, shishkinaia@yandex.ru, Irkutsk

FEATURES OF PERCEPTION OF THE PERSON GIFTED EXAMINEES OF VARIOUS AGE

Восприятие человека человеком в любом возрасте играет важную роль во взаимоотношениях между людьми. Особенно это актуально для одаренных людей, что связано с особенностями личности, внутреннего мира одаренного человека, характером его отношений с другими людьми. Многие ученые отмечают, что личности с высоким уровнем интеллекта обладают особым складом мышления, которое характеризуется целостностью, нестереотипностью, креативностью. Вместе с тем они имеют трудности во взаимоотношении с другими людьми.

По данным многих исследований у интеллектуалов наблюдаются отличия в эмоционально-ценностной сфере, в отношении, как к самим

себе, так и к окружающим. Эмоциональная сфера одаренных детей характеризуется уязвимостью, которая формируется из сверхчувствительности и особого интеллектуального развития [8]. Особенности их само-отношения могут осложнять межличностное взаимодействие и тем самым препятствовать развитию и реализации их потенциальных возможностей.

Н. Б. Шумакова [10] в своем исследовании установила, что одаренные подростки в возрасте 13-15 лет меняют ориентацию на обособление, «уход в себя», пассивность и индивидуализацию процесса познания, имея при этом до данного периода противоположные тенденции (открытость, желание общаться, радость познания). Выявленные особенности имеют временный характер и имеют свойство в дальнейшем невелироваться. Для одаренных подростков характерно упорство, стремление к самостоятельности, которые способствуют творческим проявлениям [4]. Е. И. Щебланова [11] считает, что одаренные дети имеют высокий уровень самосознания, они раньше обычных сверстников понимают собственное отличие от других. Это может проявляться как ощущении своей отверженности окружающими, у одаренного ребенка появляется неуверенность в себе и своих поступках, замедляется развитие эмоциональной и личностной сфер. Как отмечают исследователи [2], [3], [6] восприятие человека человеком имеет возрастные и индивидуальные особенности.

Авторы [3], [6] пишут о том, что по мере развития индивида в онтогенезе возрастает степень точности отражения ими признаков облика воспринимаемых людей. Это относится как к отражению и оценке черт физического облика, особенностей оформления внешности человека, так и его выразительного поведения, выполняемых им действий. Восприятие подвергается определенному влиянию со стороны особенностей личности воспринимающего, его опыта взаимодействия с другими людьми.

Б. Г. Ананьев [1], рассматривая общение как психологический процесс, одним из аспектов общения выделяет внутреннюю составляющую, в которую он включал познание друг друга участниками взаимодействия, отношения между людьми, формирование своего поведения на основе полученной информации и изменение внутреннего мира партнеров по общению. Он считал, что знания о людях и отношениях между ними, процесс общения и изменение поведения в результате этого общения и изменение внутреннего мира личности являются взаимозависимыми. Человек постоянно осознанно и неосознанно в процессе взаимодействия сравнивает себя с другими людьми по конституциональным, вербальным и невербальным характеристикам [5].

В настоящее время существует противоречие между недостаточно разработанным теоретическим обоснованием специфики восприятия одаренной личностью других людей и потребностью практиков в научно обоснованных рекомендациях по психологическому сопровождению одаренных учащихся в различные возрастные периоды. В соответствии с вышеизло-

женным, целью нашего эмпирического исследования было изучение возрастных различий в восприятии другого человека интеллектуально одаренной личностью.

Нами, совместно с Т. А. Климонтовой, была разработана и предложена методика изучения восприятия человека человеком [9]. Методика ориентирована на изучение особенностей восприятия людей по фотографиям и позволяет учитывать самоотношение личности воспринимающего. Анкета содержит 7 вопросов, пять из них имеют два или более вариантов ответа. Для удобства анкета представлена в виде таблицы, вначале которой приведена инструкция: «Вам предлагается охарактеризовать людей, изображенных на фото, ответив на вопросы анкеты».

Стимульный материал представлен 20 цветными фотографиями людей мужского (50%) и женского пола (50%) подросткового, юношеского и взрослого возраста, изображенных в обычной обстановке. Для устранения влияния установки на восприятие незнакомого человека нами были исключены фотографии, на которых были изображены люди разных национальностей, живописные фотографии, на которых человек был изображен с животными, цветами, предметами роскоши, автомобилями, спиртными напитками, предметами, указывающими на ту или иную деятельность, в военной или спортивной форме.

Для измерения уровня интеллекта применялся «Культурно - свободный тест интеллекта» (вИТ) Р. Кеттелла. Для статистического анализа различий между исследуемыми группами по параметрам восприятия другого был использован и-критерий Манна-Уитни.

В соответствии с целью и задачами исследования была сформирована выборка, в которую входили одаренные и среднеинтеллектуальные испытуемые трех возрастных групп: подросткового, юношеского и взрослого. Всего психологическим обследованием было охвачено 150 человек. Выборку взрослых составили служащие различных предприятий г. Ангарска в возрасте 35-50 лет; юношей - студенты ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» и НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» в возрасте 18-26 лет; подростков -учащиеся Лицея-интерната № 1 г. Иркутска в возрасте 14-17 лет. Идентификация одаренных испытуемых в каждой возрастной группе проводилась на основе результатов диагностики уровня интеллекта и анализа реальных достижений. В группу одаренных респондентов вошли испытуемые с уровнем интеллекта от 120 и выше, имеющие высокие достижения в учебе и в профессиональной деятельности.

Остановимся на интерпретации основных результатов исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе особенности восприятия другого человека одаренными и среднеинтеллектуальными испытуемыми в подростковом, юношеском и взрослом возрасте. Из таблицы 1 видно, что одаренные и среднеинтеллектуальные подростки имеют более позитивное восприятие другого человека чем испытуемые этих групп в бо-

лее старшем возрасте. Среднеинтеллектуальные подростки чаще, чем одаренные сверстники видят в другом человеке достоинства, проявляют к нему доверие. Они чаще, чем одаренные подростки воспринимают другого человека с симпатией и считают его лучше себя по физическим возможностям. Также подростки со средним уровнем интеллекта считают, что люди, изображенные на фотографиях, могут быть приятны для окружающих людей.

Таблица 1 - Статистически значимые различия по параметрам восприятия в группах подростков, юношей и взрослых с различным уровнем интеллекта

№ Параметры восприятия средние и Р

одаренные средней нтел.

Подростки

1 другой человек нравится 8 18 390,0 0,000

2 в незнакомых людях больше достоинств 20 27 449,5 0,003

3 другой человек вызывает доверие 8 19 397,0 0,000

4 другой человек превосходит по физическим возможностям 5 8 479,5 0,016

5 другой человек неприятен для окружающих 15 21 482,0 0,019

Юноши

6 другой человек очень нравится 4 2 533,5 0,041

7 другой человек неприятен для окружающих 5 2 820 0,011

Взрослые

8 другой человек имеет больше недостатков 5 4 328,0 0,052

9 другой человек превосходят по физическим параметрам 5 4 485,0 0,045

Установлено, что одаренные юноши по сравнению со среднеинтеллектуальными сверстниками имеют более позитивное отношение к другим людям, изображенным на фотографиях. Одаренные юноши достоверно чаще, чем юноши со средним уровнем интеллекта считают других людей очень симпатичными со своей позиции и неприятными с позиции окружающих людей.

В группе взрослых при первичном восприятии другого человека испытуемые видят в нем много недостатков, при этом тенденция усиливается по мере увеличения уровня интеллекта. Одаренные взрослые чаще, чем взрослые со средним уровнем интеллекта, считают себя более физически слабыми по сравнению с людьми, изображенными на фотографиях.

На втором этапе исследования нами предпринята попытка выявления возрастных особенностей восприятия другого человека в группе одаренных и среднеинтеллектуальных испытуемых. По данным статистического анализа различий в восприятии другого человека одаренными и среднеинтеллектуальными испытуемыми подросткового, юношеского и взрослого возраста выявлены следующие особенности (табл. 2.).

Таблица 2 - Различия в восприятии другого между одаренными подростками и юношами

№ Параметры восприятия средние и Р

подростки юноши

1 другой нравится 8 14 456,0 0,004

2 в другом больше достоинств 20 26 466,5 0,008

3 в другом больше недостатков 14 19 471,5 0,01

4 другой вызывает доверие 8 16 460 0,005

5 другой превосходит по физическим возможностям 5 8 496,5 0,033

6 другой приятен для окружающих людей 15 19 499 0,044

Как видно из таблицы 2, одаренные юноши чаще одаренных подростков проявляют к другому человеку симпатию и доверие, считают, что другой человек может быть приятен окружающих людей. Одаренные юноши чаще одаренных подростков видят к другом человеке недостатки. Также одаренные юноши в большей степени, чем одаренные подростки ориентированы считать другого человека физически более сильным. В группе испытуемых со средним уровнем интеллекта не выявлено различий в восприятии другого человека в зависимости от возраста.

Можно сказать, что с возрастом в группах одаренных испытуемых снижается степень позитивного восприятия другого человека. Так выделение в другом человеке больше достоинств и доверие к нему в подростковом возрасте, в юношеском возрасте проявляется в симпатии к другому человеку и восприятии его как неприятного для других людей. Во взрослом возрасте одаренные видят в другом человеке недостатки и считают его более физически сильным. Результаты статистической обработки показали наличие различий между одаренными разных возрастов в восприятии других людей. Полученные результаты легли в основу разработки и апробации программы развития позитивного восприятия другого человека одаренными людьми.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. -Л, 1968.-315 с.

2. Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания [Текст] / Г. М. Андреева // Межличностное восприятие в группе. - М., 1981. - С. 26-36.

3. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. - 200 с.

4. Лейтес, Н. С. Возрастной подход к детской одаренности [Текст] / Н. С. Лей-тес // Одаренности и одаренные дети: обучение и развитие / Под ред. В. И. Панова - Астана: «Дарын», 2006. - 146 с.

5. Обозов, М. Н. Межличностные отношения [Текст] / М. Н. Обозов. -Л.: Изд. ЛГУ, 1979.- 151 с.

6. Общение и познание [Текст] / Под. ред. В. А. Барабанщикова и Е. С. Самой-ленко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 495 с. (Труды Института психологии РАН).

7. Рюмшина, Л. И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме. Дисс. ... канд. психол. Наук [Текст] / Л. И. Рюмшина. - М., 1990. - 158 с.

8. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А. И. Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.: ил.

9. Шишкина, И. А. Особенности самоотношения и восприятия других людей подростками с разным уровнем интеллекта [Текст] / И. А. Шишкина // Психологические исследования интеллекта и творчества: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 269-271.

10. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст] / Н. Б. Шумакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с. - (Серия «Библиотека психолога»).

11. Щебланова, Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики [Текст] / Е. И. Щебланова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 368 с. - (Серия «Библиотека психолога»).

УДК 159.922.73

Верхотурова Наталья Юрьевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, verhotyrovs@mail.ru, Красноярск

К ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Verhoturova Natalia Yuryevna

Candidate of psychology sciences of the Department of Special Psychology at the Institute of Special Pedagogics of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, verhotyrovs@mail. ru, Krasnoyarsk

ABOUT GENESIS OF EMOTIONAL REGULATION OF BEHAVIOUR IN CHILDHOOD

Функциональная роль эмоциональных процессов складывается в онтогенезе постепенно, по мере освоения ребёнком социального и предметного со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.