Научная статья на тему 'Особенности типичных психических состояний у интеллектуально одаренных учащихся'

Особенности типичных психических состояний у интеллектуально одаренных учащихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
414
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРАВНОВЕСНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / СКРЫТАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ЯВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL STATES / GIFTED STUDENTS / EXPLICIT GIFTEDNESS / IMPLICIT GIFTEDNESS / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровина Светлана Валериевна

В статье на основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TYPICAL PSYCHOLOGICAL STATES OF INTELLECTUAL GIFTED STUDENTS

In the article the peculiarities of gifted students' typical psychological states аre studied on the basis of A.O. Prokhorov's conception. The differences in experiences of non-equilibrium mental states of students with explicit and implicit forms of intellectual giftedness, and normal children are stated.

Текст научной работы на тему «Особенности типичных психических состояний у интеллектуально одаренных учащихся»

чивых, чувствительных к опасности, озлобленных, слабовольных, обладающих плохим самоконтролем.

Для старшеклассников и студентов характерен повышенный интерес к получению новых знаний, к самому процессу учения, обусловленный определенной мотивационной структурой учебной деятельности, ведущее место в которой занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Психоэмоциональные и интеллектуальные нагрузки, различные трудности, возникающие в процессе учебной деятельности и воспринимаемые как психотравмирующие ситуации, приводят к активному включению психологических защит. При этом высокая общая степень напряженности психологических защит наблюдается у учащихся, отличающихся такими личностными качествами, как фрустрированность и напряженность. Учащиеся, находящиеся в состоянии фрустрации, не умеющие управлять своими эмоциями и контролировать свои поступки, остро реагирующие на любую угрозу, используют механизмы защиты «регрессия» или «замещение». Различие в выборе одного из двух названных механизмов заключается в том, что срабатыванию «регрессии» способствуют чувство вины и наличие депрессивной тенденции, в то время как «замещение» наблюдается у учащихся импульсивных, проявляющих сверхреактивность на любые слабые провоцирующие стимулы, а также жестких и бескомпромиссных, не забывающих и не прощающих обид.

Также следует обратить внимание на то, что зрелые защитные механизмы, являясь с точки зрения активности личности защитно-адаптивными, не обнаружили статистически значимых корреляционных связей с показателями личностных качеств в исследуемой выборке. В свою очередь, статистически достоверные корреляционные взаимосвязи были выявлены в отношении незрелых, неадаптивных механизмов («вытеснение», «регрессия», «замещение»), что в очередной раз свидетельствует о высокой стрессогенности образовательной среды школы и вуза.

Литература

1. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психологической устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 52-59.

2. Козловская Т.Н. Обучение студентов навыкам планирования времени // Психология в вузе. - 2007. - № 4. - С. 37-46.

3. Мирзаянова Л.Ф. Адаптивные кризисы, переживаемые студентами в период вхождения в профессиональное образование и педагогическую деятельность // Психология обучения. - 2007. - № 4. - С. 4-18.

4. Улезко Е.Н. Особенности защитного поведения в юношеском возрасте // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (10 октября 2008 г.). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.

5. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 74-86.

Улезко Елена Николаевна - ассистент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]

Ulezko Elena Nikolaevna - assistant of age and pedagogical psychology department of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]

УДК 159.928.22 С.В. Дубровина

ОСОБЕННОСТИ ТИПИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ состояний У ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

В статье на основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных детей.

Ключевые слова: неравновесные психические состояния, одаренные учащиеся, скрытая одаренность, явная одаренность, потенциал.

S.V. Dubrovina

PECULIARITIES OF TYPICAL PSYCHOLOGICAL STATES OF INTELLECTUAL GIFTED STUDENTS

In the article the peculiarities of gifted students’ typical psychological states are studied on the basis of A.O. Prokhorov’s conception. The differences in experiences of non-equilibrium mental states of students with explicit and implicit forms of intellectual giftedness, and normal children are stated.

Keywords:peculiarities of psychological states, gifted students, explicit giftedness, implicit giftedness, potential.

В современных условиях модернизации системы образования и воспитания, актуализации личностно-ориентированного подхода в обучении психические состояния учащихся и их роль в образовательном процессе становятся одной из актуальных проблем психологической науки и практики.

Анализ психологических исследований показывает, что существуют различные взгляды на определение, виды и функции психических состояний. Однако исследователи едины в понимании того, что психические состояния следует рассматривать как динамическое образование, отражающее особенности функционирования психики человека в определенный период времени, влияющее на формирование психических свойств и протекание психических процессов, а также выступающее в качестве системообразующего звена деятельности.

Актуализация отрицательных психических состояний в учебном процессе является причиной нерационального поведения, сопровождается чувством неуверенности, что блокирует интеллектуальную деятельность учащихся. В связи с этим особую значимость приобретают особенности психических состояний интеллектуально одаренных детей, поскольку самореализация данной категории учащихся рассматривается в качестве стратегической задачи современной системы образования.

При всем многообразии исследований в области психологии одаренности остается ряд нерешенных вопросов в отношении особенностей развития когнитивной и аффективной сфер личности, в частности, специфика психических состояний одаренных детей оставалась за рамками научного анализа.

Цель данного исследования состояла в выявлении особенностей психических состояний у интеллектуально одаренных учащихся. При решении задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: тестирование, эксперимент. Частота переживания равновесных и неравновесных психических состояний анализировалась на основе концепции А.О. Прохорова. Для изучения структурных компонентов типичного психического состояния - психических процессов, физиологических реакций, переживаний и поведения - использовалась методика «Рельеф психического состояния» А. О. Прохорова.

В процессе исследования, опираясь на «Рабочую концепцию одаренности» [3], нами были сформированы три выборки испытуемых. В первую группу вошли интеллектуально одаренные дети, имеющие явную форму одаренности, которые имеют психологический статус интеллектуально одаренных и являются призерами олимпиад различного уровня, смотров-конкурсов творческих работ и т.д. Во вторую группу были включены учащиеся, имеющие скрытую форму одаренности, которые по результатам психологической диагностики имели идентичный первой группе интеллектуальный потенциал, но не имеющие достижений в деятельности. Третью группу испытуемых составили дети, не имеющие академической успешности и достижений в интеллектуальной деятельности.

Статистический анализ частоты переживания неравновесных психических состояний высокой степени активности с применением критерия X2 Пирсона показал статистически достоверные различия (X2 = 140.473, р = 0,000). При этом в группе учащихся с явной формой одаренности наиболее частым переживаемым состоянием является состояние счастья, которое выбирают 38% подростков с явной формой одаренности, 27% со скрытой и 45% обычных детей. Переживание радости также в большей степени характерно для детей с обычными возможностями (45%), в то время как число учащихся, имеющих успехи в интеллектуальной деятельности, составляет 36%, и 26% - не реализующие свой потенциал. В третьей группе состояние воодушевления встречается чаще (32%), чем в группе одаренных испытуемых с явной (21%) и скрытой (5%) формами одаренности. Среди отрицательно окрашенных состояний высокой степени активности доминирует состояние возмущения: у испытуемых второй группы (30%), у учащихся с явной формой интеллектуальной одаренности (21%) и обычных детей (23%), что свидетельствует о большей выраженности у детей со скрытой формой одаренности неуравновешенности и беспокойства.

Показательными являются результаты распределения испытуемых по переживанию психических состояний низкой энергетической активности (X2 = 181,618, р = 0,000), которые являются самыми длительными по течению и в большей степени отрицательно окрашены. Так, состояние усталости переживают 30% учащихся из группы интеллектуально одаренных, 27% из числа детей со скрытой формой одаренности и 27% обычных учащихся. Это может объясняться тем, что реализующиеся учащиеся в большей степени вовлечены в образовательный процесс, больше времени и сил тратят на подготовку, что приводит к переживанию усталости. Однако, принимая во внимание представленные

выше результаты, можно говорить, что состояние усталости сменяется переживанием состояний радости и счастья от успехов и купирует усталость.

Наиболее ярко представлено распределение испытуемых по частоте переживания состояния одиночества. В группе интеллектуально одаренных детей со скрытой формой одаренности 30% испытуемых ощущают внутреннюю изоляцию от мира и других людей, чувствуют себя непонятыми другими, в то время как в выборке интеллектуально одаренных с явной формой одаренности одиночество переживают только 12%, а из числа обычных детей - 14%. Переживание чувства пустоты также наиболее выражено в выборке детей со скрытой формой одаренности и составляет 17%. Состояние нерешительности доминирует у учащихся из первой группы (17%) (испытуемые с явной одаренностью - 8%), в то время как обычные учащиеся не выбрали данное состояние. В связи с этим можно предположить, что переживание данных состояний является фактором, препятствующим реализации потенциала учащихся со скрытой формой одаренности.

Подтверждением этому может служить выбор учащимися из первой и второй групп (36% и 38% соответственно) состояния лени (обычные дети - 41%). Анализируя частоту переживаемых состояний, можно утверждать, что если в выборке интеллектуально одаренных детей с явной формой одаренности лень в большей степени сопряжена с переживанием усталости и имеет природу восстановления после нагрузок, то во второй группе одаренных подростков лень сопряжена с негативными психическими состояниями переживания одиночества, пустоты, бессилия. Таким образом, лень имеет в первой группе естественный восстановительный характер, а во второй обусловливает проявление состояния безнадежности, отрешенности, подавленности и как следствие нежелания включаться в какую-либо деятельность.

Подводя итог исследования частоты встречаемости неравновесных психических состояний у одаренных учащихся и детей со средним уровнем интеллекта, можно констатировать, что подростки с явной формой одаренности в большей степени выбирают положительные состояния высокой энергетической активности. Это свидетельствует о том, что реализация потенциала у подростков с явной формой одаренности приводит к актуализации положительно окрашенных психических состояний, которые являются активаторами поведения, повышают уверенность в себе, делают сознание более открытым для восприятия новой информации, способствуют подвижности психических процессов и повышения эффективности интеллектуальной деятельности. У обычных детей также доминируют положительные психические состояния, свидетельствующие об удовлетворенности собственными реальными достижениями и ходом жизни в целом. Испытуемых со скрытой формой одаренности характеризует склонность испытывать отрицательные неравновесные психические состояния низкой степени активности, являющиеся внутренними мотиваторами препятствующего поведения, которые включают в себя интеллектуально-поведенческий комплекс пассивности и низкую энергетику, что негативно сказывается на реализации способностей.

Обратимся к анализу основных сторон психических состояний. Испытуемыми описывалось типичное для них психическое состояние, оценивались поведенческие особенности, характеристики психических процессов, физиологические реакции и переживания. В результате исследования были выявлены следующие отличительные черты.

При переживании неравновесных психических состояний у 32% подростков из второй группы отмечается ухудшение процессов памяти, у 50% детей из этой же выборки снижается способность к волевым действиям, а у 38% ухудшаются показатели внимания, что выражается в снижении сосредоточенности и направленности психической деятельности. В целом можно констатировать, что наиболее негативно выражено влияние на протекание психических процессов в группе учащихся со скрытой формой интеллектуальной одаренности, что, в свою очередь, не позволяет им включиться в образовательный процесс.

Анализ влияния психических состояний на физиологические реакции также показывает, что наиболее негативно переживание неравновесных состояний выражено в группе испытуемых со скрытой формой одаренности. При этом у 25% наблюдаются изменения со стороны мышечного тонуса, у 27% снижается двигательная активность, у 45% наблюдаются изменения со стороны органов дыхания, отдышка, затруднения на вдохе или выдохе, у 42% наблюдается учащение сердцебиения, изменения со стороны кожных покровов (побледнение или покраснение кожи лица, рук, шеи) - у 27%, у 17% наблюдаются выраженные неприятные и болевые ощущения в области живота, появление сухости во рту.

Со стороны переживаний также выявлены значительные отличия у учащихся второй группы по сравнению с другими выборками: 37% испытуемых отмечают негативную интенциональность (направленность) переживаний, т.е. наличие внутренних конфликтов, внешнее пассивное поведение, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными процессами, сонливостью, недостаточной активностью, напряженностью и тревогой.

В выборке испытуемых со скрытой формой одаренности наиболее негативно психические состояния влияют на поведение. Так, у 33% испытуемых переживание сопровождается напряжением, у 43% вызывает сомнения в правильности своего поведения и поступков, 27% отмечают в своем поведении наличие непоследовательности действий и неуправляемости поведения.

Представленные результаты демонстрируют, что психические состояния интеллектуально одаренных учащихся с явной формой одаренности характеризуются частотой переживания положительно окрашенных неравновесных психических состояний высокой степени активности, у учащихся со скрытой формой одаренности наиболее часто актуализируются отрицательно окрашенные неравновесные психические состояния высокой и низкой степени активности. Типичные психические состояния учащихся с явной формой интеллектуальной одаренности характеризуются гармоничной структурой, у учащихся со скрытой формой одаренности наблюдается неоднородность структурных компонентов, проявляющаяся в ухудшении продуктивности психических процессов, медленными, затяжными процессами восстановления физиологических проявлений, пассивностью поведения и негативной направленностью переживаний.

Все вышесказанное определяет необходимость организации целенаправленной психологической работы, способствующей эффективной регуляции отрицательных неравновесных психических состояний у детей, имеющих скрытую форму одаренности.

Литература

1. Прохоров А.О. Психология неравновесных психических состояний. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998. -149 с.

2. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. - М.: Феникс, 2002. - С. 142-160.

3. Рабочая концепция одаренности. - М.: Магистр, 1998. - 68 с.

Дубровина Светлана Валериевна - аспирант кафедры психологии развития и возрастной психологии Сибирской академии экономики, права и управления (г. Ангарск). E-mail: [email protected]

Dubrovina Svetlana Valerievna - postgraduate student of developmental psychology and age psychology department of Siberian Academy of Economy, Law and Management (Angarsk). E-mail: [email protected]

УДК 159.9.07 Д. А. Пастухова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологической адаптации воспитанников детского дома. Установлена взаимосвязь между психологическими качествами и психологической адаптацией детей. Представлено описание программы психологической адаптации воспитанников и приводятся результаты ее внедрения.

Ключевые слова: воспитанники детского дома, психологическая адаптация, диагностика, корреляционное исследование, параметры психологической адаптации.

D.A. Pastukhova

EXPERIMENTAL STUDY OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE ORPHANS

This article presents the results of empirical research of orphans psychological adaptation. The correlation ofpsy-chological features with psychological adaptation of children is established. The description of the program of orphanage psychological adaptation and the results of its implementation are presented.

Keywords: orphanage, psychological adaptation, diagnostics, correlation research, parameters of psychological adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.