Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ НА СПОСОБНОСТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ НА СПОСОБНОСТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1022
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ЛИЧНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ / АВТОНОМИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ / LOCUS OF CONTROL / PERSONALITY / SELF-GOVERNMENT / AUTONOMY / SELF-EXPRESSION / SELF-REGULATION / INTERNAL LOCUS OF CONTROL / EXTERNAL LOCUS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Елена Сергеевна

В статье представлено теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи локуса контроля и способности к самоуправлению. Целью исследования являлось изучение характера проявления способности к самоуправлению в зависимости от интернальности и экстернальности личности. Теоретический анализ публикаций по теме исследования показал неоднозначность оценки интернального и экстернального локуса контроля в жизнедеятельности человека: интернальный локус контроля всегда связывается с проявлением уверенности в себе и принятием ответственности на себя, экстернальный локус контроля связан с отказом от принятия ответственности. При этом умеренная экстернальность позволяет человеку снять с себя лишнее чувство вины и вести себя более уверенно. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из 60 испытуемых от 18 до 22 лет. Методами исследования послужили следующие методики: тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова; «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина»; тест «Локус контроля» Дж. Роттера. Также были использованы методы количественной обработки данных (корреляционный и регрессионный анализ). Расчет коэффициента корреляции Пирсона показал, что показатели локуса контроля (интернальность и экстернальность) имеют значимую корреляционную связь с показателями способности к самоуправлению и автономией личности. При чем с помощью изучения графиков регрессий выявлен характер данных взаимосвязей: чем выше показатель интернальности, тем выше показатели автономии и способности к самоуправлению. И, наоборот, чем выше показатель экстернальности, тем ниже показатели автономии и способности к самоуправлению. Показатель самовыражения не имеет корреляционной связи с локусом контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плотникова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE LOCUS OF CONTROL AND SELF-GOVERNMENT

The article presents a theoretical and empirical study of the relationship of the locus of control and self-government. The aim of the research was to study the nature of the manifestation of self-government, depending on the internality and externality of the individual. A theoretical analysis of publications on the research topic showed the ambiguity of the assessment of the internal and external locus of control in human life: the internal locus of control is always associated with self-confidence and assumption of responsibility, the external locus of control is associated with a refusal to accept responsibility. At the same time, moderate externality allows a person to relieve himself of an excess feeling of guilt and behave more confidently. An empirical study was conducted on 60 people aged 18-22. The following methods served as research methods: N. M. Peysakhov ‘s self-management test; E. N. Osin’s test of self-determination; J. Rotter’s Locus of control test. Methods of quantitative data processing (correlation and regression analysis) were also used. The calculation of the Pearson correlation coefficient showed that the indicators of the locus of control (internality and externality) have a significant correlation with the indicators of the ability to self-government and autonomy of the individual. Moreover, by studying regression charts, the nature of these relationships was revealed: the higher the internality indicator, the higher the indicators of autonomy and self-government ability are. And, on the contrary, the higher the externality indicator, the lower the indicators of autonomy and self-government ability are. The self-expression index has no correlation with the locus of control.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ НА СПОСОБНОСТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ»

УДК 159.9

Е. С. Плотникова

Взаимосвязь локуса контроля на способности к самоуправлению

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Россия

Аннотация. В статье представлено теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи локуса контроля и способности к самоуправлению. Целью исследования являлось изучение характера проявления способности к самоуправлению в зависимости от интернальности и экстернальности личности. Теоретический анализ публикаций по теме исследования показал неоднозначность оценки интернального и экстернального локуса контроля в жизнедеятельности человека: интернальный локус контроля всегда связывается с проявлением уверенности в себе и принятием ответственности на себя, экстернальный локус контроля связан с отказом от принятия ответственности. При этом умеренная экстернальность позволяет человеку снять с себя лишнее чувство вины и вести себя более уверенно. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из 60 испытуемых от 18 до 22 лет. Методами исследования послужили следующие методики: тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова; «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина»; тест «Локус контроля» Дж. Роттера. Также были использованы методы количественной обработки данных (корреляционный и регрессионный анализ). Расчет коэффициента корреляции Пирсона показал, что показатели локуса контроля (интернальность и экстернальность) имеют значимую корреляционную связь с показателями способности к самоуправлению и автономией личности. При чем с помощью изучения графиков регрессий выявлен характер данных взаимосвязей: чем выше показатель интернальности, тем выше показатели автономии и способности к самоуправлению. И, наоборот, чем выше показатель экстернальности, тем ниже показатели автономии и способности к самоуправлению. Показатель самовыражения не имеет корреляционной связи с локусом контроля.

Ключевые слова: локус контроля, личность, способность к самоуправлению, автономия, самовыражение, саморегуляция, самоуправление, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля.

E. S. Plotnikova

The relationship of the locus of control and self-government

Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia

Abstract. The article presents a theoretical and empirical study of the relationship of the locus of control and self-government. The aim of the research was to study the nature of the manifestation of self-government, depending on the internality and externality of the individual. A theoretical analysis of publications on the research topic showed the ambiguity of the assessment of the internal and external locus of control in human life: the internal locus of control is always associated with self-confidence and assumption of responsibility, the external locus of control is associated with a refusal to accept responsibility. At the same time, moderate externality allows a person to relieve himself of an excess feeling of guilt and behave more confidently. An empirical study was conducted on 60 people aged 18-22. The following methods served as research methods: N. M. Peysakhov 's self-management test; E. N. Osin's test of self-determination; J. Rotter's Locus of control test. Methods of quantitative data processing (correlation and regression analysis) were also used. The calculation of the Pearson correlation coefficient showed that the indicators of the locus of control (internality and externality) have a significant correlation with the indicators of the ability to self-government and autonomy of the individual. Moreover, by studying regression charts, the nature of these relationships was revealed: the higher the internality indicator, the higher the indicators of autonomy and self-government ability are. And, on the contrary, the higher the externality indicator, the lower the indicators of autonomy and self-government ability are. The self-expression index has no correlation with the locus of control.

ПЛОТНИКОВА Елена Сергеевна - старший преподаватель кафедры психологии, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: plotnikova88@inbox.ru

PLOTNIKOVA Elena Sergeevna - Senior Lecturer, Department of Psychology, Sholom-Aleichem Priamursky State University.

Keywords: locus of control, personality, self-government, autonomy, self-expression, self-regulation, self-government, internal locus of control, external locus of control.

Введение

Способность к самоуправлению является важным регулятором жизни человека, она определяет успешность любой деятельности, начиная от процесса планирования до оценки результатов. Данное качество личности неразрывно связано с саморегуляцией и волей. По мнению Г.М. Бурденюк, самоуправление реализуется и обеспечивается за счет самоорганизации и саморегуляции человека [1]. Однако открытым и не до конца изученным остается вопрос о взаимосвязи локуса контроля и способности к самоуправлению. Исследование данной проблемы позволит сосредоточить внимание не на самой способности к самоуправлению, а на факторе, определяющем ее развитие.

Теоретическое исследование локуса контроля и способности к самоуправлению

В отечественной психологии проблему управления изучали многие ученые. Большое распространение получили взгляды Н.М. Пейсахова. Способность к самоуправлению, по его мнению, включает в себя способности к анализу противоречий, прогнозированию, целепо-лаганию, планированию, разработке критериев оценки, принятию решений, самоконтролю, коррекции. Самоуправление является специфическим видом деятельности, имеющим сознательно-волевую компоненту, наличие которой дает человеку возможность согласовывать и указывать требования, которые не зависят от какого-либо конкретного человека [2].

Советский педагог В.И. Андреев полагает, что в состав способности к самоуправлению входят способности к самопознанию, самоопределению, самоорганизации, самореализации, самодеятельности, самоконтролю, самооценке, самовнушению, саморазвитию [3].

Т.В. Зобина и А.С. Колобанов рассматривают способность к самоуправлению с позиции метакогнитивного подхода и определяют ее как интегральную способность к созданию и реализации программы собственных действий на пути к достижению самостоятельно поставленной цели. Данное свойство личности включает в себя совокупность ценностно-смысловых, мотивационных, когнитивных, операциональных, волевых характеристик психики, обеспечивающих результативное управление человека своей деятельностью [4].

Понятие локуса контроля было предложено в конце 1960-х гг. Д. Роттером и в дальнейшем описывалось в концепции самоэффективности А. Бандуры. Локус контроля - это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним или внешним обстоятельствам. Развивая идею Д. Роттера о локусах контроля, А. Бандура утверждает, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, уверены в себе и в своих силах. Они верят, что в состоянии преодолеть любые препятствия и могут подчинить себе неблагоприятные обстоятельства и события жизни. Уверенность в своих силах настраивает человека на успех, придает ему упорство и настойчивость в достижении цели, и вследствие этого шансы на успех действительно возрастают, а достижение хороших результатов при решении трудных задач в свою очередь еще больше укрепляет у человека уверенность в себе и повышает его эффективность

Локус контроля является необходимым условием для самоуправления и представляет собой прочную степень убеждения в самоконтроле процесса и результатов собственной жизни. Внутренний локус означает, что вера в выбор и поведение имеют значительное отношение на личные результаты людей. С другой стороны, те, у кого внешний локус контроля, считают, что они меньше влияют на среду и что их личные результаты в значительной степени определены фактором, находящимся за пределами их контроля [5].

Кроме влияния локуса контроля на процесс самоуправления стоит отметить его важную роль в осознании и наличии смысла жизни индивида. По мнению К. Муздыбаева, интерналь-ный локус контроля позволяет человеку в большей мере находить смысл жизни и соответствующие цели [6]. Однако результаты исследования локуса контроля О.Б. Симатовой говорят о нежелательности наличия интернального локуса контроля во всех без исключения областях

жизнедеятельности. Присутствие адекватной экстернальности позволяет индивиду избегать неадекватного чувства вины и сохранять уверенность в себе, объясняя причины своих неудач внешними факторами [7].

Эмпирическое исследование взаимосвязи локуса контроля и способности к самоуправлению

С целью выявления характера взаимосвязи локуса контроля и способности к самоуправлению мы провели эмпирическое исследование, в котором участвовало 60 студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема (г. Биробиджан) в возрасте от 18 до 22 лет. Методологический инструментарий исследования составили следующие методики: тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова; «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина»; тест «Локус контроля» Дж. Роттера (вариант, представленный в монографии О.П. Елисеева [8]).

Первоначальный анализ эмпирических данных заключался в сравнении средних показателей способности к самоуправлению (по тесту Н.М. Пейсахова), автономии и самовыражения (по тесту Е.Н. Осина) у двух групп испытуемых: с экстернальным (24 человека) и интерналь-ным (37 человек) локусом контроля.

Таблица

Сравнение средних показателей способности к самоуправлению автономии и самовыражения у двух групп испытуемых: с экстернальным и интернальным локусом контроля

Исследуемые показатели Среднее значение показателя Среднее значение показателя

у испытуемых с интернальным у испытуемых с экстернальным

локусом контроля локусом контроля

Средний показатель способно сти 28,58 23,26

к самоуправлению

Средний показатель автономии 37,91 34,04

Средний показатель 40,44 38,65

самовыражения

Для испытуемых с интернальным локусом контроля характерны более высокие исследуемые показатели. Им больше свойственно переживание чувства наличия выбора пути саморазвития (показатель автономии), более высокая свобода выражения собственного мнения или отношения к чему-либо (показатель самовыражения), а также высокий уровень способности к самоуправлению. Несмотря на выявленное положительное влияние локуса контроля на исследуемые показатели самоуправления, в процессе профессионального саморазвития высокий уровень внутреннего контроля может стать одним из факторов развития синдрома профессионального выгорания и привести к «редукции профессиональных достижений» (В. С. Лукина, А.Р Бурлакова) [9].

45 40 35 30 >. 25 О и 20 15 П

у — 0,934х + 12,832

ЕЕЁ •.•¡1>/ 3

+ ... и' ••••• | |

10 5 0

ш ш

) 5 10 15 20 25 I Ьгтернапьность

45

40

35

30

25

О

о 20 1 С

1Э 10

5

0

У = -0,9702х 4 35,322

А 9 а а А •

••«II. •

I *

•••••

.« /

V ш

5 10 15

Экстернальность

Рис. 1. Взаимосвязь локуса контроля и способности к самоуправлению

С

Взаимосвязь локуса контроля и способности к самоуправлению имеет линейный характер. При этом данная взаимосвязь имеет следующую закономерность: чем выше показатель интернальности, тем выше показатель способности к самоуправлению, и, напротив, увеличение показателя экстернальности на 1% влечет за собой уменьшение показателя способности к самоуправлению на 0,97%. Расчет коэффициента корреляции Пирсона показал значимую корреляционную связь между показателями способности к самоуправлению и интернально-стью (г(эмп.)=0,482). Корреляция между способностью к самоуправлению и эстернальностью имеет отрицательное значение (г(эмп.)=-0,472) при г=0,33 для Р<0,01 и г=0,25 для Р<0,05.

Взаимосвязь локуса контроля и автономии личности также имеет вид линейной регрессии (рис. 2).

60

50

-- 40

£

30

1

< 20

10

0

У = 0,8997х + 23,903

•; г:« • - а

• 1

5 10 15 20 Интернальность

25

60

50

с: = 40

С

30

%

< 20

10

0

у = -0,9083х + 44,659

1 V

••1

5 10 15

Экстернальность

20

Рис. 2. Взаимосвязь локуса контроля и автономии

Данная взаимосвязь имеет следующую закономерность: чем выше показатель интерналь-ности, тем выше показатель автономии, и, напротив, увеличение показателя экстернальности на 1% влечет за собой уменьшение показателя автономии на 0,90%. Расчет коэффициента корреляции Пирсона также показал значимую корреляционную связь между показателями автономии и интернальностью (г(эмп.)=0,414). Корреляция между автономией и эстернальностью имеет отрицательное значение (г(эмп.)=-0,415) при г=0,33 для Р<0,01 и г=0,25 для Р<0,05.

Корреляционная связь локуса контроля и самовыражения личности попадает в диапазон зоны незначимости (г(эмп.)=0,180 и г(эмп.)=-0,175 при г=0,33 для Р<0,01 и г=0,25 для Р<0,05). Следовательно, принятие человеком собственных эмоций и переживаний не зависит от его свойства приписывать свои успехи и неудачи внешним или внутренним обстоятельствам. Безусловно, сам процесс возникновения эмоций и чувств обусловлен реакцией на внешние раздражители, однако принятие этих переживаний и ощущение жизни как соответствующей собственным потребностям не нуждаются в поисках детерминант. Независимо от локуса контроля человек либо принимает свои переживания, либо отказывается от их принятия, или вовсе не осознает их.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Таким образом, в результате эмпирического исследования было установлено, что локус контроля тесно связан со способностью к самоуправлению и автономией личности. Причем выраженный интернальный локус контроля часто совпадает с высоким уровнем развития способности к самоуправлению и автономии личности, и, напротив, выраженный экстернальный локус контроля соответствует низкой выраженности данных характеристик личности.

Литература

1. Бурденюк Г.М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых: дис. д-ра пед. наук. - Кишинев, 1992. - 559 с.

2. Пейсахов М.Н. Закономерности динамики психических явлений / М.Н. Пейсахов. - Казань: Изд-во КГУ, 1984. - 235 с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998. - 317 с.

4. Зобина Т.В., Колобанов А.С. Психологическая структура способности к самоуправлению деятельностью с позиций метакогнитивного подхода // Успехи современной науки и образования. - 2016. -Т. 4. - №10. - С. 185-188.

5. Семечкин Н.И. Психология социальных групп: учебное пособие / М.: Директ-Медиа, 2014. - 459 с.

6. Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. Е. Семенова. - Л.: Наука, 1983. - 240 с.

7. Симатова О.Б. Особенности локуса контроля студентов с различным порядком рождения в семье // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2019. - №1(45). - С. 143-152.

8. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.

9. Лукина В. С., Бурлакова А. Р. Взаимосвязь профессионального выгорания и локуса контроля // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2018. - №4 (12). - С. 91-95

References

1. Burdenyuk G.M. Upravleniye samostoyatel'noy uchebnoy deyatel'nost'yu pri obuchenii inostrarmym yazykam vzroslykh: dis. d-ra ped. nauk. - Kishinev, 1992. - 559 s.

2. Peysakhov M.N. Zakonomernosti dinamiki psikhicheskikh yavleniy / M.N. Peysakhov. - Kazan': Izd-vo KGU 1984. - 235 s.

3. Andreyev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovatsionnyy kurs. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1998. - 317 s.

4. Zobina T.V., Kolobanov A.S. Psikhologicheskaya struktura sposobnostey k samoupravleniyu s pozitsiy metakognitivnogo podkhoda // Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya. - 2016. - T. 4. - №10. - S. 185-188.

5. Semechkin N. I. Psikhologiya sotsial'nykh grupp: uchebnoye posobiye. - M.: Direkt-Media, 2014. - 459

s.

6. Muzdybayev K. Psikhologiya otvetstvennosti / pod red. Ye. Semenova. - L.: Nauka, 1983. - 240 s.

7. Simatova O.B. Osobennosti lokusa kontrolya studentov s razlichnymi poryadkom rozhdeniya v sem'ye // Gumanitarnyye nauki (g. Yalta). - 2019. - №1 (45). - S. 143-152.

8. Yeliseyev O.P. Konstruktivnaya tipologiya i psikhodiagnostika lichnosti. - Izd-vo Pskovskogo oblastnogo instituta usovershenstvovaniya uchiteley, 1994. - 280 s.

9. Lukina V. S., Burlakova A. R. Vzaimosvyaz' professional'nogo vygoraniya i lokusa kontrolya // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta Im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Filosofiya. - 2018. - №4 (12). - S. 91-95

^SMÍr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.