ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
СИТУАЦИОННО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕРНАЛЬНОГО ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ САМООЦЕНКОЙ
Е.Н. БИЧЕРОВА*, Г.Ф. ГОЛУБЕВА, Е.М. ФЕЩЕНКО
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»,
Брянск
В статье раскрывается актуальность исследования проблемы обусловленности самооценки личности подростка субъективными факторами. Особое внимание уделяется рассмотрению соотношения уровня самооценки личности и локуса контроля в зависимости от его направленности - по интернальному и экстернальному типу. В результате эмпирического исследования были установлены статистически значимые корреляционные связи между показателями парциальных самооценок и шкалами интернальности: показатели общей интернальности личности подростков значимо коррелируют с показателями общей самооценки личности; интернальный локус контроля подростков в области достижений коррелирует с самооценкой подростками своего характера.
Ключевые слова: самооценка личности, локус субъективного контроля, ситуационно-специфические показатели, интернальность, экстернальность, подростковый возраст.
Введение
В настоящее время в условиях гуманизации процесса образования и воспитания роль самоотношения и самооценки в развитии личности по-прежнему является актуальной проблемой психологической науки и практики.
Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, формируется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
В этой связи актуальными являются формирование самосознания подростка с
© Бичерова Е.Н., Голубева Г.Ф., Фещенко Е.М., 2019
* Для корреспонденции:
Бичерова Елена Николаевна
канд. психол. наук, доцент кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
E-mail: [email protected]
опорой на внутренние критерии, а также коррекция самооценки и рефлексии. Неправильное формирование самооценки на самом уязвимом этапе становления - в подростковом возрасте - приводит к различным негативным изменениям личности, сказывается на характере общения, взаимодействии с другими людьми, становится непреодолимым барьером между потенциальными возможностями личности и их реализацией [12].
Личностная характеристика, описывающая то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, определяется как субъективный локус контроля [10].
Локус контроля представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля) [11]. Интерналь-ные и экстернальные личности различают-
ся многими особенностями, среди которых выделяется самооценка [18]. Как правило, интернальные личности более инициативны, настойчивы, автономны, а экстерналь-ные характеризуются нерешительностью, неуверенностью в себе, зависимостью.
Обзор отечественных исследований и публикаций (Е.Ф. Бажин, С.А. Голынкина, А.М. Эткинд), где рассматривались аспекты данной проблемы [2], а также анализ зарубежных психологических теорий и концепций (F. Heider [14], Peak H. [15], Rotter J.B. [16]), на которых основываются авторы статьи, обозначили значимость рассматриваемого вопроса.
Однако при всем многообразии исследований самооценки и локуса контроля личности проблема соотношения особенностей и ситуационно-специфических показателей данных феноменов в онтогенетическом аспекте остается недостаточно разработанной и требует детального эмпирического обоснования.
Прежде чем говорить об эмпирическом содержании данного исследования, необходимо остановиться на тезаурусе основных понятий рассматриваемой проблемы. Самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, проходит различные этапы и находится на различных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, так как сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются ее представления, понятия о себе [7, с. 97].
Критериев самооценки может быть несколько: оценка себя путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; оценка себя через сравнение с другими с учетом не только собственных достижений, но и социальной ситуации в целом; оценка себя путем интериоризации чужих оценок; оценка себя через сравнение себя с самим
собой; оценка себя через сравнения «Я-ре-ального» и «Я-идеального»[4].
Важно отметить, что самооценка зависит не только от содержания деятельности и до-стегнутых в ней результатов, но и от конкретной ситуации и социальных условий. На общую самооценку личности влияют ее индивидуальные особенности и уровень притязаний.
Как видим, самооценка является неотъемлемой частью самосознания личности, особенно актуализирующаяся в период трансформации, а именно: в переходные периоды развития личности. Наиболее сензи-тивным к таким изменениям является подростковый возраст, для которого характерен активный рост самосознания, интерес к анализу нравственно-психических качеств, изменения оценочного отношения к окружающим, резкий скачок в развитии самооценки.
Исследования Ю.М. Забродина [6], К. Муздыбаева [9] показали, что самооценка человека зависит от типа субъективного контроля. Уровень субъективного контроля может быть отнесен к одной из существенных характеристик самосознания, определяющей особенности поведенческих реакций в широком спектре социального взаимодействия и проявляющейся в чувстве ответственности, уровне активности и степени воздействия на обстоятельства жизни.
Согласно теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера [17], всех людей можно разделить на два типа, имеющих ин-тернальный (внутренний локус контроля) или экстернальный (внешний локус контроля) локус контроля. Приведенные виды локу-сов теория рассматривает как характеристики личности, формирующие ее поведение. Внутренними факторами выступают такие свойства, как собственные усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений, навыков. Люди, которые считают себя ответственными за состояние своих дел (внутренняя атрибуция), способны добиваться большего успеха [цит. по: 5].
Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы - внешний. Интер-
нальная личность оценивает все происходящие с нею значимые события как результат ее собственной деятельности. Интер-нал считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом.
В отечественной психологии понятие «локус контроля» связывают с локализацией контроля волевого усилия. При распространенном в отечественной психологии дея-тельностном подходе феномен субъективного локуса контроля выступает проявлением более глобального образования - субъективной включенности личности в деятельность. Как отмечает В.В. Столин, в отечественной психологии принята точка зрения, что локус контроля является отражением в самосознании личности ее связей с мотивами и целями деятельности, переживанием субъектом его связанности или несвязанности с событиями собственной жизни [13].
Ю.М. Забродин считает, что экстерналь-ный локус-контроль формирует ориентацию на состояние, а интернальный - ориентацию на результат [6, с. 46]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, локус-кон-троль проявляется как характеристика общей активности личности, которая имеет две составляющие: уровень инициативы и уровень ответственности [1, с. 98].
По словам Е.Г. Ксенофонтовой, «последняя треть двадцатого столетия ознаменована в психологии активнейшими исследованиями локализации контроля личности - конструкта, означающего систему убеждений человека относительно того, где располагаются силы, влияющие на его судьбу и исход любых его действий, в нём самом (внутренний, интернальный локус контроля) или в каких-то внешних факторах (экс-тернальный локус контроля)» [8, с. 103].
Различия в характеристиках интерналов и экстерналов можно диагностировать с помощью опросника уровня субъективного контроля - УСК (или шкалы локу-са контроля), автором которой является Дж. Роттер. Автор предложил измерение
локуса контроля как многомерного профиля, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности: общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, интер-нальность в семейных отношениях, интер-нальность в области производственных отношений, интернальность в области межличностных отношений и интернальность в отношении здоровья и болезни [3, 18].
Таким образом, из вышеизложенного можно заключить, что люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция по экстер-нальному или интернальному типу.
Имея в виду, что локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться, а один и тот же тип контроля характеризует поведение и самооценку данной личности и в случае неудач, и в случае достижений, то становится очевидной своевременность изучения проблемы зависимости самооценки личности от ситуационно-специфических показателей субъективного контроля, особенно применительно к подростковому возрасту, поскольку именно в этом возрасте активно развивается самоосознание.
Исходя из теоретического анализа проблемы обусловленности самооценки личности субъективными факторами, актуальным представляется изучение соотношения уровня самооценки подростков и локуса контроля в зависимости от его направленности (по интернальному или экс-тернальному типу).
Методика
С целью изучения соотношения ситуационно-специфических показателей локуса контроля подростков и уровня самооценки
было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 подростков 7-8-х классов в возрасте 13-14 лет.
Для решения поставленных задач использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Тест-опросник субъективной локализации контроля Дж. Роттера (в модификации С.Р. Пантелеева, В.В. Столина).
2. Методика исследования уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, С.А. Го-лынкиной, А.М. Эткинда.
3. Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси.
4. Методика «Самооценка» Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).
Результаты и обсуждение
Сравнение полученных результатов, предполагающих связь субъективного контроля и самооценки личности подростков, отражено на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования самооценки личности у подростков с высоким уровнем субъективного контроля (в %). Условные обозначения: 1 - самооценка умственных способностей; 2 - самооценка характера; 3 - самооценка авторитета у сверстников; 4 -самооценка умения делать что-либо своими руками; 5 - самооценка внешности; 6 - самооценка уверенности в себе; 7 - общий уровень самооценки
Как показано на рисунке 1, подростки, имеющие высокий уровень субъективного контроля, демонстрируют в своем
большинстве: среднюю самооценку характера, внешности и умения что-либо делать своими руками; завышенную самооценку уверенности в себе; среднюю или завышенную самооценку умственных способностей, авторитета у сверстников. Убежденность в неслучайности своих успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности, позволяет подросткам оценивать себя по данным критериям достаточно высоко. Вследствие большей познавательной активности эти подростки имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. В целом, в реальном, внешне наблюдаемом поведении подростки с высоким уровнем субъективного контроля производят впечатление достаточно уверенных в себе людей.
При среднем уровне субъективного контроля у подростков выявлены следующие показатели самооценки личности. У подавляющего большинства подростков, имеющих средний уровень субъективного контроля, выявлена средняя адекватная самооценка умственных способностей (75%) и уверенности в себе (58%); по 17% данных школьников продемонстрировали завышенную самооценку; лишь 8% подростков оценивают свои умственные способности и 25% уверенность в себе низкими баллами.
Подавляющее большинство подростков, имеющих средний уровень субъективного контроля (92%), демонстрирует завышенную самооценку своего характера, по 8% этих детей показывают заниженную самооценку характера.
Самооценка авторитета среди сверстников и своей внешности у подростков,
имеющих средний уровень субъективного контроля, различна по своему уровню: у 42% - завышенная, у 33% выявлена средняя адекватная самооценка по данным шкалам и у 25% подростков - заниженная.
Кроме этого, у подростков со средним уровнем субъективного контроля наблюдается доминирование высоких и средних показателей самооценки умения делать что-либо своими руками (50 и 42% соответственно) и общего высокого и среднего уровня самооценки личности (50 и 42% соответственно) (рис. 2).
Рис. 2. Результаты исследования самооценки личности у подростков со средним уровнем субъективного контроля (в %). Условные обозначения: 1 - самооценка умственных способностей; 2 - самооценка характера; 3 - самооценка авторитета у сверстников; 4 -самооценка умения делать что-либо своими руками; 5 - самооценка внешности; 6 - самооценка уверенности в себе; 7 - общий уровень самооценки
На рисунке 2 видно, что подростки, имеющие средний уровень субъективного контроля, демонстрируют в своем большинстве: среднюю самооценку умственных способностей и уверенности в себе; завышенную самооценку характера; среднюю или завышенную самооценку умения делать что-либо своими руками. Самооценка внешности и авторитета у сверстников разная по уровню, с некоторым преобладанием завышенных и средних показателей. Указанные подростки склонны считать, что некоторые события их жизни являют-
ся результатом их собственных действий, но они зачастую боятся брать ответственность за управление ими, так как недооценивают свои умственные способности и недостаточно уверены в себе; поэтому часто полагаются на случай, везение или помощь других.
Подростки с низким уровнем субъективного контроля продемонстрировали несколько иные показатели самооценки личности. У подавляющего большинства подростков, имеющих низкий уровень субъективного контроля, установлена неадекватная заниженная самооценка авторитета у сверстников (83%), умения что-либо делать своими руками (75%) и самооценка внешности (92%). 17 и 8% этих школьников продемонстрировали неадекватную завышенную самооценку по данным шкалам. Средняя адекватная самооценка установлена лишь у 8% подростков по шкале самооценки умения что-либо делать своими руками.
Кроме этого, большинству школьников данной выборки с низким уровнем субъективного контроля свойственна неадекватно завышенная самооценка умственных способностей (у 75%). При этом 25% этих подростков продемонстрировали неадекватно заниженную самооценку по шкале умственных способностей. В то же время средняя адекватная самооценка не фиксируется у этой категории подростков.
Большая часть подростков, имеющих низкий уровень субъективного контроля, демонстрирует неадекватно заниженную самооценку своего характера (83%) и уверенности в себе (67%). Другая часть данных испытуемых также обнаруживает неадекватную самооценку характера и уверенности в себе, только несколько завышенную (у 25 и 33% подростков соответственно). Средних адекватных показателей у подростков с низким уровнем субъективного контроля по данным шкалам не выявлено.
Общий уровень самооценки личности у 75% подростков с низкими показателя-
ми субъективного контроля - неадекватно заниженный, еще 17% демонстрируют неадекватно завышенную самооценку личности, средняя адекватная самооценка характерна лишь для 8% подростков данной категории (рис. 3).
т 92
81 —
1 75 75 75 1 75
Я 67
1 f=\
1
1 33
1 2« 25
1 17 17 17
I I 1 ■j ! 8
111 J 1 I I т 1 С 1 ■
1 2 3 4 5 6 7
■ Завышенная и Средняя □ Заниженная
Рис. 3. Результаты исследования самооценки личности у подростков с низким уровнем субъективного контроля (в %). Условные обозначения: 1 - самооценка умственных способностей; 2 - самооценка характера; 3 -самооценка авторитета у сверстников; 4 -самооценка умения делать что-либо своими руками; 5 - самооценка внешности; 6 - самооценка уверенности в себе; 7 - общий уровень самооценки
На рисунке 3 видно, что подростки, имеющие низкий уровень субъективного контроля, демонстрируют в своем большинстве неадекватно заниженную и неадекватно завышенную самооценку: самооценка авторитета у сверстников, умения что-либо делать своими руками и самооценка внешности -преимущественно заниженная; самооценка умственных способностей - чаще неадекватно завышенная; самооценка характера и уверенности в себе - неадекватно заниженная, реже - неадекватно завышенная.
Преобладание показателей неадекватной самооценки, на наш взгляд, говорит о недостаточном самоанализе и зависимости самооценки подростков с низким субъективным контролем от внешних обстоятельств (мнения других, степени успешности в деятельности и общении). К тому же при низком уровне субъективного контроля подросткам свой-
ственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. Данные подростки убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей, нуждаются в одобрении и поддержке окружающих (что и поддерживает их самооценку).
Таким образом, можно говорить о том, что самооценка личности подростков различается в связи с уровнем и направленностью субъективного контроля.
Проведенный качественный анализ полученных результатов указал на наличие связей, однако остался открытым вопрос об особенностях этих связей между отдельными показателями интернальности в различных областях жизни и шкалами самооценки. Поэтому был проведен корреляционный анализ связей показателей, полученных по шкалам самооценки и компонентам интернальности подростков.
Исследование статистической достоверности связи изучаемых показателей было проведено с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Процедура вычисления осуществлялась с помощью компьютерной программы SPSS Statistics 17.0.
В таблице 1 представлены значения коэффициентов ранговой корреляции R для выборки подростков.
Значимая корреляционная связь также выявлена между интернальностью в учебной деятельности и самооценкой умственных способностей (R=0,496, при p<0,01), что означает, чем выше у подростков уровень субъективного контроля в области учебной деятельности, тем выше они оценивают свои умственные способности.
Показатели интернальности в области неудач значимо коррелируют с показателями самооценки авторитета подростков среди сверстников (R=0,362, при p<0,05) и уровнем самооценки внешности (R=0,425, при p<0,01). Значит, чем выше у подростков уровень субъективного контроля в области неудач, тем выше они оценивают свой авторитет среди сверстников и свои внешние данные.
Таблица 1
Значения коэффициентов корреляции Ч. Спирмена
Коррелируемые показатели самооценка умственных способностей самооценка характера самооценка авторитета у сверстников самооценка умения делать что-либо своими руками самооценка внешности самооценка уверенности в себе общий уровень самооценки
Интернальность в отношении здоровья и болезни 0,128 0,137 0,187 0,038 0,092 0,005 0,105
Интернальность в области межличностных отношений 0,048 0,027 0,587** 0,032 0,142 0,146 -0,176
Интернальность в области учебной деятельности 0,496** 0,043 0,167 0,278 0,187 0,165 0,137
Интернальность в семейных отношениях 0,112 0,024 0,173 -0,165 0,132 0,023 0,152
Интернальность в области неудач 0,015 -0,251 0,362* 0,498 0,425** 0,178 0,295
Интернальность в области достижений 0,045 0,467** 0,045 0,224 0,173 0,337* -0,065
Интернальность общая -0,037 -0,032 0,198 0,187 0,047 0,037 0,528**
Я=0,3041 при р=0,05 Я=0,4235 при р=0,01
Примечание: * р<0,05, ** р< 0,01
Как видно, интернальность в области межличностных отношений значимо коррелирует с показателями самооценки авторитета подростков среди сверстников (К=0,587, при р<0,01). Следовательно, чем выше у подростков уровень субъективного контроля в области межличностных отношений, тем выше они оценивают свой авторитет среди сверстников.
Установлена значимая корреляционная связь интернальности подростков в области достижений, самооценки характера (Я=0,467, при р<0,01) и самооценки уверенности в себе (К=0,337, при р<0,05). То есть, чем выше у подростков уровень субъективного контроля в области достижений, тем выше они оценивают свой характер и уверенность в себе.
И, наконец, показатели общей интер-нальности подростков значимо коррелируют с показателями общей самооценки личности (Я=0,528, при р< 0,01). Следовательно, чем выше у подростков общий уровень субъективного контроля, тем выше их самооценка.
Поскольку полученные значимые коэффициенты корреляции имеют положи-
тельные знаки, можно говорить о прямой связи большей части компонентов ин-тернальности в различных сферах жизни и самооценки личности подростков, а именно:
- чем выше у подростков уровень субъективного контроля в области межличностных отношений, тем выше они оценивают свой авторитет среди сверстников; закономерно, что подростки, считающие себя ответственными за то, как складываются их отношения с окружающими, способные влиять на события, происходящие в их жизни, оценивают свою значимость и авторитетность для окружающих выше;
- чем выше у подростков уровень субъективного контроля в области учебной деятельности, тем выше они оценивают свои умственные способности; представители данной группы испытуемых осознают, что их успеваемость зависит от их собственных усилий, и добиваются успеха в учебе благодаря своим личным качествам (трудолюбию, усидчивости, качествам ума); поэтому и оценивают их высоко;
- чем выше у подростков уровень субъективного контроля в области неудач, тем
выше они оценивают свой авторитет среди сверстников и свои внешние данные; то есть, беря на себя ответственность за случающиеся в жизни неудачи и неприятности, подростки полагают, что именно это качество и привлекает в них сверстников, считают себя внешне достаточно привлекательными для окружающих;
- чем выше у подростков уровень субъективного контроля в области достижений, тем выше они оценивают свой характер и уверенность в себе; по нашему мнению, уверенные в своих способностях и возможностях школьники (с высоким уровнем субъективного контроля) способны добиться в жизни большего, достичь успехов, преодолеть неприятности; поэтому более высокий уровень самооценки своего характера в целом повышает шансы личности на успех в жизни.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ подтвердил положение гипотезы о наличии связи уровня субъективного контроля и самооценки личности подростков.
Заключение
Анализируя результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, мы можем сделать следующие выводы и обобщения:
1. В целом, субъективный контроль подростков данной выборки характеризуется преобладанием экстернального локу-са контроля над интернальным; выявлен преимущественно низкий уровень субъективного контроля в области здоровья и болезни, средний уровень субъективного контроля в области межличностных отношений, средняя и низкая интернальность в области учебной деятельности, в семейных отношениях, в достижениях и неудачах.
2. Самооценка учащихся характеризуется преобладанием несколько заниженной оценки своей внешности и авторитета у сверстников; неадекватно высоко подростки оценивают свои умственные способ-
ности и характер, умение делать что-либо своими руками, уверенность в себе; также общий уровень самооценки подростков преимущественно средний.
3. Сравнение полученных результатов позволило сделать вывод о наличии определенных особенностей в выраженности самооценки подростков в связи с уровнем субъективного контроля:
- подростки, имеющие высокий уровень субъективного контроля, демонстрируют в своем большинстве: среднюю самооценку характера, внешности и умения что-либо делать своими руками; завышенную самооценку уверенности в себе; среднюю или завышенную самооценку умственных способностей, авторитета у сверстников;
- подростки, имеющие средний уровень субъективного контроля, проявляют в своем большинстве среднюю самооценку умственных способностей и уверенности в себе; завышенную самооценку характера; среднюю или завышенную самооценку умения делать что-либо своими руками; самооценка внешности и авторитета у сверстников разная по своей высоте, с некоторым преобладанием завышенных и средних показателей;
- подростки, имеющие низкий уровень субъективного контроля, демонстрируют в своем большинстве неадекватно заниженную и неадекватно завышенную самооценку: самооценка авторитета у сверстников, умения что-либо делать своими руками и самооценка внешности - преимущественно заниженная; самооценка умственных способностей - чаще неадекватно завышенная; самооценка характера и уверенности в себе - неадекватно заниженная, реже - неадекватно завышенная.
4. Обнаружены и статистически доказаны значимые корреляционные связи между показателями парциальных самооценок и шкалами интернальности:
- чем выше показатели интернальности в области межличностных отношений, тем выше подростки оценивают свой авторитет среди сверстников;
- чем выше показатели интернальности в области учебной деятельности, тем выше подростки оценивают свои умственные способности;
- чем выше показатели интернальности в области неудач, тем выше подростки оценивают свой авторитет среди сверстников и свои внешние данные;
- чем выше у подростков показатели ин-тернальности в области достижений, тем выше они оценивают свой характер и уверенность в себе.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Гуманистические проблемы психологической теории. -М.: Наука, 2005. - 214 с.
2. Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд А.М. Метод исследования субъективного контроля // Психологический журнал. - 1984.
- № 3.- С. 152-163.
3. Бандура А. Теория социального научения.
- СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
4. Баумстейр Р., Кемпбелл Дж. Мифология самооценки // В мире науки. - 2005. - 168 с.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2003. - 568 с.
6. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. -М.: Финстатинформ, 2002. - 340 с.
7. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 2010. - 391 с.
8. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20.
- № 2. - С. 103-114.
9. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983. - 240 с.
10. Никитина А.А. Развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростни-чества к ранней взрослости: дис. ... канд. психол. наук / Нижегород. гос. пед. ун-т.
- Нижний Новгород, 2011. - 248 с. [Электронный ресурс]: http://psychlib.ru/mgppu/ disers/NikitinaAA/NRm-d-248.htm.
11. Психологический словарь / Сост. В.Н. Ко-порулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова. Под. общ. ред. Ю.Л. Ней-мера. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 640 с.
12. Рысеева А.А. Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2008. - 22 с. [Электронный ресурс]: https://psibook.com/research/osobennosti-i-razvitie-samootnosheniya-intellektualno-odarennyh-podrostkov.html.
13. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского университета, 1983. - 284 с.
14. Heider F. The psychology of interpersonal relations. - N.Y.: Wiley, 1959.
15. Peak H. Problems of objective observation / In L. Festinger and D. Katz (eds), Research methods in the behavioral sciences. - New York: Dryden Press 1953. - P. 243-300.
16. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. - Englewood Cliffs: Preutics-Hall, 1954.
17. Rotter J.B. Some implications of a social learning theory for the prediction of goal directed behavior from testing procedures // Psychol. Review. - 1960. - Vol. 67. - No. 2. - P. 301-316.
18. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychol. Monographs. - 1966. - Vol. 80. - No. 1. - P. 1-28.
References:
1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Gumanistiches-kiye problemy psikhologicheskoy teorii. Moscow: Nauka, 2005: 214 (in Russian).
2. Bazhin YeF, Golynkina SA, Etkind AM. Metod issledovaniya sub'yektivnogo kontrolya. Psik-hologicheskiy zhurnal 1984; 3:152-163 (in Russian).
3. Bandura A. Teoriya sotsial'nogo naucheniya. St. Petersburg: Yevraziya, 2000: 320 (in Russian).
4. Baumsteyr R, Kempbell Dzh. Mifologiya samootsenki. V mire nauki, 2005: 168 (in Russian).
5. Yeliseyev OP. Praktikum po psikhologii lich-nosti. St. Petersburg: Piter, 2003: 568 (in Russian).
6. Zabrodin YuM. Psikhologiya lichnosti i up-ravleniye chelovecheskimi resursami. Moscow: Finstatinform, 2002: 340 (in Russian).
7. Kovalev AG. Psikhologiya lichnosti. Moscow: Prosveshcheniye, 2010: 391 (in Russian).
8. Ksenofontova YeG. Issledovaniye lokalizatsii kontrolya lichnosti - novaya versiya metodiki «Uroven' sub'yektivnogo kontrolya». Psikho-logicheskiy zhurnal 1999; 20(2):103-114 (in Russian).
9. Muzdybayev K. Psikhologiya otvetstvennosti. Leningrad: Nauka, 1983: 240 (in Russian).
10. Nikitina AA. Razvitiye muzhskoy identich-nosti na etape perekhoda ot podrostnichestva k ranney vzroslosti: dis ... kand psikhol nauk. Nizhegorod gos ped un-t. Nizhniy Novgorod, 2011: 248 URL: http://psychlib.ru/mgppu/dis-ers/NikitinaAA/NRm-d-248.htm.
11. Psikhologicheskiy slovar'. Sost VN Koporuli-na, MN Smirnova, NO Gordeyeva, LM Bala-banova. Pod obshch red YuL Neymera. Rostov n/D: Feniks, 2003: 640 (in Russian).
12. Ryseyeva AA. Osobennosti i razvitiye samoot-nosheniya intellektual'no odarennykh po-drostkov: avtoreferat diss ... kand psikhol nauk. Irkut gos ped un-t. Irkutsk, 2008: 22.
URL: https://psibook.com/research/osoben-nosti-i-razvitie-samootnosheniya-intellektual-no-odarennyh-podrostkov.html (in Russian).
13. Stolin VV. Samosoznaniye lichnosti. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1983: 284 (in Russian).
14. Heider F. The psychology of interpersonal relations. N.Y.: Wiley, 1959.
15. Peak H. Problems of objective observation. In L Festinger and D Katz (eds). Research methods in the behavioral sciences. New York: Dryden Press, 1953: 243-300.
16. Rotter JB. Social learning and clinical psychology. Englewood Cliffs: Preutics-Hall, 1954.
17. Rotter JB. Some implications of a social learning theory for the prediction of goal directed behavior from testing procedures. Psychol. Review 1960; 67(2):301-316.
18. Rotter JB. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychol. Monographs 1966; 80(1):1-28.
SITUATIONAL-SPECIFIC INDICATORS OF THE INTERNAL LOCUS OF ADOLESCENT CONTROL WITH DIFFERENT SELF-ESTEEM
E.N. BICHEROVA, G.F. GOLUBEVA, E.M. FESHCHENKO Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk
The article reveals the relevance of the study of the problem of the condition of self-esteem of the personality of a teenager by subjective factors. Special attention is paid to the correlation of the level of self-esteem and locus of control depending on its orientation: on the residential and external type. As a result of empirical research, statistically significant correlation relations between the indices of partial self-evaluations and the scales of internality were established: the indicators of the general internality of teenagers' personality are significantly correlated with indicators of overall self-esteem; the internal control in the field of achievement correlates with the self-esteem of teenagers of their nature.
Keywords: self-assessment of personality, internal and external control, situational-specific indicators, internality, externality, adolescence.
Address:
Bicherova E.N., Ph.D.
Associate Professor of the Department of General
and Professional Psychology of the Bryansk State University
E-mail: [email protected]