Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА НА САМООРГАНИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА НА САМООРГАНИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ САМООРГАНИЗАЦИИ / КРИТЕРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ / СТУДЕНТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волова Мария Романовна

В статье показана сущность и содержание понятия «самоорганизация познавательной деятельности», охарактеризованы критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности, представлен диагностический инструментарий изучения уровня ориентированности студентов, результаты диагностического исследования и их интерпретация .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ORIENTATION OF UNDERGRADUATE STUDENTS ON SELF-ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article shows the essence and content of the concept of "self-organization of cognitive activity", characterizes the criteria and levels of orientation of junior university students to self-organization of cognitive activity, presents a diagnostic toolkit for studying the level of orientation of students, the results of diagnostic research and their interpretation.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА НА САМООРГАНИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В-четвертых, незнание базовых приемов специального раздела рукопашного боя и отсутствие знаний алгоритма проведения наружного досмотра приводит к снижению качества обучения по смежным дисциплинам. Так, в частности, отсутствие навыков проведения наружного досмотра создает сложности при изучение отдельных тем по дисциплине «Личная безопасность», так как досмотр является одним из элементов, при решении учебных задач по отработке тактики действий по задержанию преступников в помещениях, в транспорте и т.д.

Рассмотренные выше проблемы свойственны в большей степени учебному процессу курсантов и слушателей, обучающихся по программам специалитета (бакалавриата), хотя и имеют место быть при реализации учебного процесса по физической подготовке в рамках обучения по программам первоначальной подготовки. В связи со сжатыми сроками обучения организация учебного процесса по физической подготовке с данной категорией обучающихся предусматривает довольно высокую недельную плотность занятий и это, несомненно, плюс, так как не нарушается целостность процесса формирования двигательного навыка. Однако, изначально низкий уровень физической подготовленности обучающихся (вследствие некачественного отбора кандидатов на службу), большой объем изучаемого материала и сжатые сроки обучения позволяют лишь завершить «разучивание» приемов или только приступить к «тренировке». Таким образом, по завершению обучения слушатели становятся обладателями нестабильных двигательных навыков выполнения приемов специального раздела рукопашного боя, которые быстро утрачивается ими на местах дальнейшего прохождения службы при отсутствии систематических тренировок.

Изучение положительного опыта физической подготовки полицейских иностранных государств показало, что во многих развитых странах мира (Китае, США, Японии, Франции, Германии и др.) в системе профессиональной подготовки кадров для подразделений полиции большое внимание уделяется боевой и физической подготовке, на которые в среднем отводится 40% всего бюджета учебного времени [3, с. 186; 4, с. 117]. Общей характеристикой программ по физической подготовке сотрудников полиции вышеуказанных стран является тот факт, что главенствующая роль в них отводится именно специальной физической подготовке, имеющей прикладное значение, в частности приемам специального раздела рукопашного боя и моделированию ситуаций по задержанию правонарушителей [1, с. 53-54; 5, с. 136].

Стоит отметить, что в рамках служебно-боевой подготовки российских полицейских тоже используются системы физической подготовки, предусматривающие 3-х - 4-х разовые занятия в неделю, но, к сожалению, это касается лишь сотрудников специальных подразделений, требования к уровням общей и специальной физической подготовленности которых, гораздо выше, чем к уровням данных видов подготовленности сотрудников других подразделений полиции. Таким образом, вскрывается еще одно противоречие, суть которого заключается в том, что сотрудники практически любых подразделений могут внезапно оказаться в экстремальной ситуации, в которой сохранение жизни и здоровья будет всецело зависеть от уровня их индивидуальной боевой выучки, однако суммарные объемы часов, уделяемые на их служебно-боевую (том числе специальную физическую) подготовку гораздо меньше, чем у сотрудников специальных подразделений полиции.

Выводы. Подводя итоги обсуждения рассмотренных проблем, в целях оптимизации процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел предлагаем рассмотреть возможность реализации следующих предложений:

1. Увеличить суммарные объемы часов, отводимые на плановые учебные занятия по физической (специальной физической) подготовке с курсантами и слушателями в образовательных организациях МВД России, обучающихся по программам специалитета (бакалавриата) из расчета проведения 3-4 занятий в еженедельном цикле подготовки.

2. В рамках занятий по служебно-боевой подготовке сотрудников в территориальных подразделениях органов внутренних дел увеличить количество занятий по физической (специальной физической) подготовке с одного до двух в неделю, а также усилить контроль за качеством их проведения.

3. С целью повышения качества отбора кандидатов на службу дополнить перечень нормативов для лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел и претендентов на обучение в образовательных организациях МВД России, тестовыми заданиями для оценки специальной ловкости, так как уровень ее развития будет во многом определять успешность процесса обучения приемам специального раздела рукопашного боя.

Литература:

1. Волков А.Н. Практика применения сотрудниками полиции силы / Волков А.Н., Кузнецов С.В. // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2018. - № 3 (43). - С. 133-140.

2. Рыбалкин Д.А. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в США, Европе и России / Д.А. Рыбалкин, Ф.Ф. Халилуллин // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов Всероссийского круглого стола / Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. - Орел, 2017. - С. 185-190.

3. Черпаков А.И. Зарубежный опыт организации физической подготовки сотрудников полиции и пенитенциарной системы // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2006, - № 7. - С. 115-117.

4. Боренов А.Ю. Сравнительная характеристика особенностей контроля уровня физической подготовленности сотрудников полиции России и зарубежных стран // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 50-54.

5. Якимович В.С. Сравнительный анализ методик физической подготовки претендентов на службу в полиции России и США / В.С. Якимович, В.А. Овчинников // Вестник ВА МВД России. - 2017. - № 3. - С. 133-136.

Педагогика

УДК 37.041

аспирант Волова Мария Романовна

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)

ИЗУЧЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА НА САМООРГАНИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье показана сущность и содержание понятия «самоорганизация познавательной деятельности», охарактеризованы критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности, представлен диагностический инструментарий изучения уровня ориентированности студентов, результаты диагностического исследования и их интерпретация.

Ключевые слова: самоорганизация, познавательная деятельность, уровни самоорганизации, критерии самоорганизации, студент, обучающийся.

Annotation. The article shows the essence and content of the concept of "self-organization of cognitive activity", characterizes the criteria and levels of orientation of junior university students to self-organization of cognitive activity, presents a diagnostic toolkit for studying the level of orientation of students, the results of diagnostic research and their interpretation.

Keywords: self-organization, cognitive activity, levels of self-organization, criteria for self-organization, student, learner.

Введение. Основная задача студентов современного вуза - овладение компетенциями, востребованными на рынке труда. Сложность состоит в том, что все профессии в настоящее время быстро развиваются и чтобы специалисту оставаться востребованным ему необходимо постоянно самостоятельно повышать уровень своей компетенции, активно включиться в процесс познавательной деятельности, где самоорганизация данной деятельности имеет особое значение.

Изучению процесса самоорганизации посвящено огромное количество научных работ, что подтверждает актуальность нашего исследования. Многие научные работы посвящены исследованию процесса самоорганизации в отдельной области: процесс самоорганизации обучающихся вуза, в частности очной формы обучения (С.С. Амирова, Т.Н. Болдышева, Т. Добровецка, В.И. Донцов, Н.М. Пейсахов и других), у студентов заочной формы обучения (М. Аргынбаев, В.П. Надымский и других), у аспирантов (К.М. Варшавский, Э.Х. Низамов, И.А. Трофимова, Т.Н. Тюрина и других.), у учащихся профессионального обучения (Н.А. Аверин, Л.Б. Ительсон, Е.С. Львов, В.В. Чебышева и других) и другие. Реализации компетентностного подхода к формированию умений самоорганизации студентов посвящены работы М.М. Курнева, Я.О. Устиновой, Н.П. Поповой и других.

Анализ теории и практики образования в контексте ориентирования студентов младших курсов на самоорганизацию познавательной деятельности позволяет выделить ряд противоречий:

на общественно-государственном уровне между потребностью государства в конкурентоспособных специалистах и не соответствием качества образования выпускников темпам социально-экономического роста. Для решения возникшей проблемы необходимо по-новому выстраивать учебный процесс, научить будущих специалистов на начальных этапах обучения познавательной самоорганизации, что позволило бы продуктивно использовать время для самостоятельной работы, которое увеличилось после перехода на двухуровневую систему обучения и появления новых ФГОС ВО;

на образовательно-отраслевом уровне между необходимостью развития умений профессиональной самоорганизации у студентов младших курсов университета и отсутствием в теории и практике педагогики обоснованных технологий их формирования.

Обозначенные противоречия и объективные предпосылки их решения, представленные в научной литературе, анализ опыта подготовки кадров в высшем учебном заведение подчеркивают необходимость организации научного поиска на предмет их разрешения.

Цель написания научной статьи: показать сущность и содержание понятия «самоорганизация познавательной деятельности», охарактеризовать критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности, представить диагностический инструментарий изучения уровня ориентированности студентов, результаты диагностического исследования и их интерпретацию.

Изложение основного материала статьи. Для эффективной работы с ориентированностью студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности, перед нами встала необходимость разобраться в ключевых понятиях данной научной статьи. Далее нами представлены авторские определения, которых придерживаемся в нашем научном исследовании, более подробно работа с данными понятиями представлена в предыдущих научных статьях [1, 2, 3].

Самоорганизация - это личностное умение обучающегося поставить перед собой образовательные цели, а далее достичь их самостоятельно и с помощью оправданных и правильно подобранных способов, при этом обучающийся не должен испытывать потребность во внешнем контроле и стимулировании [5], поскольку познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на самостоятельное познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [7].

Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности - это деятельность студента, побуждаемая и направляемая целями самоуправления и саморегулирования своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемая системой интеллектуальных действий, направленных на решение задач самостоятельной рациональной организации и осуществления своего учебного труда [6].

Ориентирование рассматривается нами как совокупность педагогических действий, направленных на разрешения проблемной ситуации посредством ее осмысления, анализа, построение плана действий, контроль и коррекцию в ходе педагогического процесса [4].

Для разработки диагностики необходимо определить критерии и уровни. Нами выделено три критерия: проектировочно-целевой, рефлексивно-оценочный, регулятивно-поведенческий и для каждого определены уровни проявления. Подробное описание критериев и характеристик проявления каждого уровня представлено в таблице 1.

Критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию

познавательной деятельности

и

и р

е т

и р

К

Характеристики проявлений уровней

Уровни

й К

* 3

Й л

^ *

3 Я

« 4

о 3

и 1в

§ д

| ¡3

=3 о

я з

я с

о *

И й

| н

о о

Я Ю

^ й

о ^

Я Л

0 н

а о

в §

1 §

1° & и

£ §

5 л

-

' н Й я Й я

ч ю о Л о я я

- Уточняет личные ориентиры самоорганизации познавательной деятельности.

- Проявляет способность удержания поставленной цели в развитии самоорганизации познавательной деятельности до её достижения.

- Проявляет осознанное планирование своей деятельности.

Продуктивно-креативный

- Осуществляет поиск полезной информации по самоорганизации познавательной деятельности.

- Определяет собственные цели в развитии самоорганизации познавательной деятельности.

- Всегда стремиться всеми возможными способами завершить начатое дело._

Поисково-исполнительский

- Имеет личные представления о самоорганизации познавательной деятельности.

- Осознает значение познавательной активности в саморазвитии и ставит перед собой соответствующую задачу.

Репродуктивно-подражательный

ть ае

аои

рри

тут

8

5

н ьт

Ой й ов н вий

щ я° ц ен

О

О °5 § ££

св ® ?я ел ооп

еп Рс

и

и ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

^

я я нт ас го рн оь

ат и £ я « туй по н

I £ I "

иа

лв

Анализирует и сравнивает собственные действия и действия других по самоорганизации процесса познания. - Переосмысливает собственные пути самоорганизации познавательной деятельности.

Продуктивно-креативный

- Осмысливает и конкретизирует собственную потребность в постоянном, осознанном планировании познавательной деятельности.

- Прибегает к вспомогательным средствам (ежедневникам, планнингам, бюджетированию времени) и успешно их использует.

Поисково-исполнительский

Умеет сконцентрироваться на происходящем в настоящий момент.

- Критически оценивает самоорганизацию познавательной деятельности.

Репродуктивно-подражательный

-й ои нк вс в щ

® Е

ян

яле

лд

уе £ в

& 8

оа нв би об

со § «

тс

о н в о рт то ог

- Самостоятельно преодолевает трудности на пути к цели познавательной деятельности.

Продуктивно-креативный

- Осознанно осваивает пути и способы повышения уровня самоорганизации познавательной деятельности.

- Углубляет личный опыт самоорганизации познавательной деятельности._

Поисково-исполнительский

- Планирует собственную познавательную деятельность.

- Организует и преобразует собственную познавательную деятельность в соответствии с планом самоорганизации.

Репродуктивно-подражательный

Диагностика изучения уровня ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности включает в себя: базовую и дополнительную часть. Для базовой диагностики нами разработаны: бланк опросника самооценки и бланк экспертной оценки. Дополнительная диагностика состоит из двух методик и включает в себя: бланк опросника «Диагностика особенностей самоорганизации и самообразования» (Ишков А.Д) [2] и бланк опросника самоорганизации деятельности (Мандрикова Е.Ю.) [3].

Опросник самооценки уровня ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности состоит из 10 вопросов, открытого и закрытого типа. Данная методика применялась для оценки репродуктивно-подражательного, поисково-исполнительского и продуктивно-креативного критериев. Для определения степени выраженности того или иного показателя. Полученные данные делятся в соответствии с содержанием задаваемых вопросов и оцениваются по качественным критериям.

Экспертам при оценке уровня ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности: (например, в группу входят преподаватели, куратор и староста) необходимо ознакомиться с критериями и проанализировать ориентированность студентов на самоорганизацию, которые непосредственно взаимодействуют с ними в образовательном процессе. Поставить плюс в той графе, которая характеризует их внешне наблюдаемое поведение (самооргагнизованность) в наибольшей мере. Для перевода качественной шкалы уровня ориентированности студентов на самоорганизацию в количественную и удобства обработки полученных результатов, каждому из вариантов ответа, используемых в листах наблюдения, поставлено определенное числовое значение (от 1 до 3). Итоговая оценка будет рассчитываться исходя из средней оценки, полученной от всех экспертов.

Опросник Ишкова Александра Дмитриевича «диагностика особенностей самоорганизации и самообразования» содержит интегральную шкалу «Уровень самоорганизации» и шесть частных шкал, характеризующих уровень развития

одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция. Результаты по шкале «Уровень самоорганизации» (СО), отражают общий уровень развития навыков организации человеком процесса собственной деятельности.

Опросник Мандрикова Е.Ю. «самоорганизация деятельности» предназначен для диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Он содержит 25 вопросов, с помощью которых оцениваются 6 шкал: Шкала «Планомерность», Шкала «Целеустремленность», Шкала «Настойчивость», Шкала «Фиксация», Шкала «Самоорганизация», Шкала «Ориентация на настоящее». Обработка данных опросников адаптируются применительно к уровням ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности.

В исследовании уровня ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности приняло участия 61 человек. Организацией и базой исследования были выбраны два университета. Сибирский Федеральный университет, институт Педагогики, психологии и социологии, Учитель начальных классов (44.03.02.03), группа ПП19-04Б (13ч.) и ПП20-04Б (21ч.). Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль «Художественная керамика», группа К-1 (6ч.); 54.05.04 Скульптура, специализация «Художник-скульптор», группа С-1 (4ч.); 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества, группа НХК (КФВТ)-1 (4ч.); 54.05.02 Живопись, специализация «Художник-живописец (станковая живопись)», группа Ж-1 (7ч.); 54.05.03 Графика, специализация «Художник-график (станковая графика)», группа Г-1 (6ч.).

Выявление выраженности критериев и уровней ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности по каждой из диагностик, а также общие сведение представлены в таблицах. Результаты опросника самооценки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводная таблица самооценки уровня ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности

Количество чел. Критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности

Проектировочно-целевой Рефлексивно-оценочный Регулятивно-поведенческий

Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К

61 чел. Чел. 8 51 1 31 24 6 20 32 9

Результаты экспертной оценки (по результатам наблюдения) уровня ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сводная таблица экспертной оценки уровня ориентированности студентов младших курсов университета на

самоорганизацию познавательной деятельности

Количество чел. Критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности

Проектировочно-целевой Рефлексивно-оценочный Регулятивно-поведенческий

Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К

61 чел. Чел. 18 30 13 14 35 12 8 35 18

Результаты методики «Диагностика особенностей самоорганизации и самообразования» (А.Д. Ишков) представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сводная таблица «Диагностика особенностей самоорганизации и самообразования» (А.Д. Ишков)

Количество чел. Критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности

Проектировочно-целевой Рефлексивно-оценочный Регулятивно-поведенческий

Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К

61 чел. | Чел. 6 50 5 9 50 2 5 54 2

Результаты опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова) представлены в таблице 5.

Сводная таблица опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова)

Количество чел. Критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности

Проектировочно-целевой Рефлексивно-оценочный Регулятивно-поведенческий

Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К

61 чел. Чел. 6 50 5 13 47 1 5 50 6

Общие результаты педагогической диагностики обработанные путем получения среднеарифметических данных суммирования базовой и дополнительной диагностики, представлены в таблице 6.

Таблица 6

Сводная таблица результаты педагогической диагностики изучения ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности

Количество чел. Критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности

Проектировочно-целевой Рефлексивно-оценочный Регулятивно-поведенческий

Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К Р-П П-И П-К

61 чел. Сред. Ариф. П. Чел. 9,5 45,25 6 16,75 39 5,25 9,5 42,75 8,75

Выводы. Результаты, представленные в таблице 6 позволяют сделать выводы, что большинство обучающихся по всем критериям находятся на поисково-исполнительском уровне. На втором месте по распределению студентов определен репродуктивно-подражательный уровень: незначительное количество опрошенных владеет максимальным уровнем, то есть продуктивно-креативным. Анализ представленных результатов свидетельствует о необходимости своевременной дополнительной работы, способствующей ориентированию студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности.

По итогам проведенного исследования и результатам, представленным в данной научной статье, можно сделать взвод, что поставлення цель достигнута: представлена сущность и содержание понятия «самоорганизация познавательной деятельности», охарактеризованы критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности, представлены и интерпритированы результаты диагностического исследования.

Литература:

1. Волова М.Р. Самоорганизация учебной деятельности как междисциплинарный феномен // Инновационные тенденции развития российской науки. Часть II [Электронный ресурс]: мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф. молод. учен. (8-9 апреля 2019 г.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2019. - С. 141-145.

2. Волова М.Р. Эволюция понятия самоорганизация // Мир человека [Электронный ресурс]: материалы ежегод. конф. Вып. 1 (47). - Красноярск, 2019. - С. 15-18.

3. Волова М.Р. Позновательная деятельность в процессе профессионального самоопределения личности // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2019. - С. 62-64.

4. Гальперин, П.Я. Тип ориентировки в задании и формирование грамматических понятий: доклады АПН РСФСР / Гальперин П.Я., А.И. Дубровина. - 1957. - №3.

5. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регулирования деятельности [Текст] / О.А. Конопкин. - М.: Просвещение, 1980. - 206 с.

6. Котова, С.С., Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вузов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Котова Светлана Сергеевна - Екатеринбург: 2008.

7. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2004. - 68 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей Володина Ольга Васильевна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье отмечается особая роль социального интеллекта для успешного развития коммуникативной культуры обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата. Коммуникативная культура выдвигается вербально-содержательной составляющей интеллектуальной культуры личности специалиста в сфере образования. Развитие коммуникативной культуры будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в вузе связано со становлением высших уровней коммуникативной компетенции, воспитанием социальной ответственности и развитием уникального личностного потенциала в условиях смыслообразующей установки иноязычного образования. Коммуникативная компетенция соотносится с социальным интеллектом - социально-психологической способностью когнитивной и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.