Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / УМЕНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ / СПИРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ / ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ / САМОРЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Мария Юрьевна

Актуальность исследования умений самоорганизации у студентов определяется значимостью проблемы формирования у них способности самостоятельно организовывать свою учебную и будущую профессиональную деятельность в процессе подготовки в вузе. Цель статьи: проанализировать результаты диагностического исследования сформированности умений самоорганизации у студентов-психологов. Методы и методики исследования: шкала «Анализ ситуации» опросника «Диагностика особенностей самоорганизации-39», опросник рефлексивности А.В. Карпова, вопросы специально разработанной анкеты, показатели «Целеполагание» и «Планирование» опросника «Диагностика особенностей самоорганизации-39», показателя перспективной рефлексивности, а также вопросов разработанной анкеты. База исследования - 33 студента-психолога первого, третьего и пятого курсов. Представлены количественные данные по показателям умений самоорганизации студентов. Выявлены проблемные зоны в сформированности умений самоорганизации, ценностной мотивации к данному процессу, когнитивной составляющей самоорганизации. Обоснована значимость и преимущество использования спиральной модели в контексте формирования умений самоорганизации студента в процессе профессиональной подготовки в вузе. Каждый новый виток приводит к развитию и совершенствованию у студентов данных умений: анализа необходимых умений, самодиагностики, планирования и навыков целенаправленного осуществления деятельности, корректировки этого процесса на основе постоянной рефлексии. Таким образом, процесс развития умений самоорганизации студента представляет собой повторяющуюся цепочку осуществления данных умений и действий с усложнением и развитием степени владения данными умениями, их систематизацией на основе ценностного отношения и саморефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION LEVEL OF SELF-ORGANIZATION SKILLS AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The study of students’ self-organization skills is relevant due to the significance of the issue of forming students’ ability to independently organize their educational and future professional activities in the process of training at the university. The purpose of the article: to analyze the results of a diagnostic study of the formation of self-organization skills in psychology students. Methods and methodology of research: the scale “Situation Analysis” of the “Diagnostic of Self-Organization Features-39” questionnaire, the A.V. Karpov’s reflexivity questionnaire, questions of a specially developed questionnaire, the indicators “Goal Setting” and “Planning” of the “Diagnostic of Self-Organization Features-39” questionnaire, the indicator of prospective reflexivity, as well as the questions of the developed questionnaire. The research base consists of 33 first-, third-, and fifth-year psychology students. We present quantitative data on the indicators of students’ self-organization skills. We identify the problem areas in the formation of self-organization skills, value motivation for this process, and the cognitive component of self-organization. The significance and advantage of using the spiral model in the context of the formation of the student's self-organization skills in the process of professional training at the university are substantiated. Each new round leads to the development and improvement of these skills in students: analysis of the necessary skills, self-diagnosis, planning and skills of purposeful implementation of activities, adjustment of this process on the basis of constant reflection. Thus, the process of developing the student's self-organization skills is a repetitive chain of implementing these skills and actions with the improvement and development of the degree of proficiency in these skills, their systematization on the basis of a value attitude and self-reflection.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

УДК 378.147

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-61-66

Поступила в редакцию / Received 09.04.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 12.05.2021 Принята к публикации / Accepted 31.05.2021

оригинальная статья

Диагностика уровня сформированности умений самоорганизации у студентов вуза

Титова Мария Юрьевна

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Московская, 27 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9099-0412, e-mail: mariya tit@ mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования умений самоорганизации у студентов определяется значимостью проблемы формирования у них способности самостоятельно организовывать свою учебную и будущую профессиональную деятельность в процессе подготовки в вузе. Цель статьи: проанализировать результаты диагностического исследования сформированности умений самоорганизации у студентов-психологов. Методы и методики исследования: шкала «Анализ ситуации» опросника «Диагностика особенностей самоорганизации-39», опросник рефлексивности А.В. Карпова, вопросы специально разработанной анкеты, показатели «Целеполага-ние» и «Планирование» опросника «Диагностика особенностей самоорганизации-39», показателя перспективной рефлексивности, а также вопросов разработанной анкеты. База исследования - 33 студента-психолога первого, третьего и пятого курсов. Представлены количественные данные по показателям умений самоорганизации студентов. Выявлены проблемные зоны в сформированности умений самоорганизации, ценностной мотивации к данному процессу, когнитивной составляющей самоорганизации. Обоснована значимость и преимущество использования спиральной модели в контексте формирования умений самоорганизации студента в процессе профессиональной подготовки в вузе. Каждый новый виток приводит к развитию и совершенствованию у студентов данных умений: анализа необходимых умений, самодиагностики, планирования и навыков целенаправленного осуществления деятельности, корректировки этого процесса на основе постоянной рефлексии. Таким образом, процесс развития умений самоорганизации студента представляет собой повторяющуюся цепочку осуществления данных умений и действий с усложнением и развитием степени владения данными умениями, их систематизацией на основе ценностного отношения и саморефлексии.

Ключевые слова: студент; умения самоорганизации; спиральная модель; методики диагностики; показатели сформированности; саморефлексия

Для цитирования: Титова М.Ю. Диагностика уровня сформированности умений самоорганизации у студентов вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). С. 61-66. DOI 10.20310/1810-231Х-2021-20-1(47)-61-66

Diagnostics of the formation level of self-organization skills among university students

Mariya Yu. Titova

Tambov Psychiatric Hospital 27 Moskovskaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9099-0412, e-mail: mariya tit@ mail.ru

original article

© Титова М.Ю., 2021

Abstract. The study of students' self-organization skills is relevant due to the significance of the issue of forming students' ability to independently organize their educational and future professional activities in the process of training at the university. The purpose of the article: to analyze the results of a diagnostic study of the formation of self-organization skills in psychology students. Methods and methodology of research: the scale "Situation Analysis" of the "Diagnostic of Self-Organization Features-39" questionnaire, the A.V. Karpov's reflexivity questionnaire, questions of a specially developed questionnaire, the indicators "Goal Setting" and "Planning" of the "Diagnostic of Self-Organization Features-39" questionnaire, the indicator of prospective reflexivity, as well as the questions of the developed questionnaire. The research base consists of 33 first-, third-, and fifth-year psychology students. We present quantitative data on the indicators of students' self-organization skills. We identify the problem areas in the formation of self-organization skills, value motivation for this process, and the cognitive component of self-organization. The significance and advantage of using the spiral model in the context of the formation of the student's self-organization skills in the process of professional training at the university are substantiated. Each new round leads to the development and improvement of these skills in students: analysis of the necessary skills, self-diagnosis, planning and skills of purposeful implementation of activities, adjustment of this process on the basis of constant reflection. Thus, the process of developing the student's self-organization skills is a repetitive chain of implementing these skills and actions with the improvement and development of the degree of proficiency in these skills, their systematization on the basis of a value attitude and self-reflection.

Keywords: student; self-organization skills; spiral model; diagnostic methods; formation indicators; self-reflection

For citation: Titova M.Yu. Diagnostika urovnya sformirovannosti umeniy samoorganizatsii u studen-tov vuza [Diagnostics of the formation level of self-organization skills among university students].

Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 1 (47), pp. 61-66. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-l(47)-61-66 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Данности современной общественной жизни с ее постоянно меняющимися социально-культурными условиями бросают вызов человеку, актуализируя в нем необходимость развития новых качеств и умений. Современное образование откликнулось на данные изменения новой парадигмой - ком-петентностным подходом, в котором главным результатом обучения является сформи-рованность необходимых компетенций будущего специалиста [1].

Под влиянием общественных изменений в образовании произошли собственные изменения, такие как:

- доступ студентов к безграничному потоку информации;

- доступность знаний на внеуниверси-тетских платформах, повышение конкуренции на рынке образовательных услуг;

- изменение отношений в диаде «преподаватель-студент», в которой увеличивается роль самостоятельной работы студента.

Все это ставит перед современным университетом новые задачи формирования у

студентов и будущих специалистов способности самостоятельно организовывать свою учебную и будущую профессиональную деятельность - формирования умений самоорганизации у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МОДЕЛИ

Изучением различных аспектов самоорганизации занимались такие авторы, как Т.А. Гайбадулина, М.И. Дьяченко, Т.А. Егорова, С.Б. Елканов, В.К. Елманова, Н.А. Заенут-динова, Л.А. Кандыбович, Н.С. Копеина, С.С. Котова, Н.В. Кузьмина, С.С. Куликова, Е.Ю. Мандрикова, Т.Н. Носкова, А.Г. Сороко-ва, Я.О. Устинова, Ю.А. Цагарелли, О.Н. Шахматова и др. К рассмотрению понятия самоорганизации исследователи подходят с разных сторон: с точки зрения системного, личностного, деятельностного, интегрального и технического подходов [2].

Мы опираемся на сформулированное нами определение самоорганизации в контексте профессиональной подготовки студента в вузе - это «совокупность процессов или действий субъекта по развитию и упоря-

дочиванию собственных умений и качеств личности, необходимых для эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности; умения самостоятельной деятельности студента по формированию личностных и профессиональных компетенций будущего специалиста (компетенций познавательной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности)» [2, с. 293].

В нашем исследовании мы предлагаем следующую систематизацию умений самоорганизации:

- анализа личностных качеств и умений, необходимых для успешной организации своей учебной и будущей профессиональной деятельности в выбранной профессии;

- самодиагностики, самооценки степени развития данных способностей;

- планирования и целенаправленного осуществления деятельности по развитию, саморазвитию данных способностей;

- саморефлексии студента на всех этапах [3, с. 73].

Процесс формирования умений самоорганизации студентов в вузе является по своей сути спиралевидным и циклическим. Для его объяснения мы предлагаем использовать спиральную модель, которая изначально применялась в процессе создания компьютерного обеспечения, в настоящее время широко используется в педагогическом проектировании. Главное преимущество применения данной модели в контексте формирования умений самоорганизации студента состоит в том, что после каждого пройденного витка спирали цикл повторяется: происходит анализ умений и личностных качеств, необходимых для успешной организации процесса обучения и будущей профессиональной деятельности на следующем этапе; самодиагностика развития данных умений; планирование и целенаправленное осуществление деятельности по формированию данных умений.

Таким образом, после прохождения каждого цикла происходит «сверка», то есть осмысление и оценка результатов процесса, и корректировка деятельности, дальнейшее усложнение и совершенствование связей компонентов самоорганизации, обеспечивающие ее устойчивость и развитие. Спиральная структура процесса формирования умений самоорганизации является моделью,

когда каждый новый виток приводит к развитию и совершенствованию у студентов данных умений: анализа необходимых умений, самодиагностики, планирования и навыков целенаправленного осуществления деятельности, корректировки этого процесса на основе постоянной рефлексии. Таким образом, процесс развития умений самоорганизации студента представляет собой повторяющуюся цепочку осуществления данных умений и действий с усложнением и развитием степени владения данными умениями, их систематизацией на основе ценностного отношения и саморефлексии.

МЕТОДИКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование особенностей и уровня развития умений самоорганизации у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе проводилось на базе кафедры общей и клинической психологии Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. В исследовании приняли участие студенты первого и третьего курсов направления «Психология» - 16 человек (1 курс) и 11 человек (3 курс) соответственно, студенты пятого курса направления «клиническая психология» - 6 человек. Исследование проводилось с использованием разработанной анкеты для определения особенностей самоорганизации, опросника «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (ДОС-39) и опросника рефлексивности А.В. Карпова [4; 5].

Для определения уровня сформирован-ности умений самоорганизации нами проводилось исследование выделенных умений у студентов вуза: умения анализа личностных качеств и умений, необходимых для успешной организации своей учебной и будущей профессиональной деятельности в выбранной профессии; умения самодиагностики, самооценки степени развития данных способностей; способности планировать и целенаправленно осуществлять деятельность по развитию, саморазвитию данных способностей; навыки саморефлексии студента на всех этапах. Для исследования умений анализа, самооценки использовалась шкала опросника ДОС-39 «Анализ ситуации», показатели ситуативной и перспективной рефлек-

щие данные (табл. 1). Обнаружилось, что у студентов всех курсов недостаточно сформирован когнитивный компонент самоорганизации (знания о самоорганизации, методах самоорганизации личности, способностях и личностных качествах, необходимых для успешной самоорганизации, культуре самоорганизации студента) [6]. Студенты недостаточно хорошо дифференцируют понятия «умения» и «личностные качества».

Также стоит отметить результат исследования ценностного отношения к самоорганизации. По результатам оценки важности для студентов развития личностных качеств и умений, необходимых для успешной организации учебной деятельности, обнаружилось,

Таблица 1

Сравнительный анализ средних баллов показателей умений самоорганизации у студентов вуза

Table 1

Comparative analysis of average scores of indicators of self-organization skills among university students

Показатель самоорганизации Indicator of self-organization 1 курс 1 course 3 курс 3 course 5 курс 5 course

Ценностный компонент: Value component:

важность развития личностных качеств и умений, необходимых для ус-

пешной организации учебной деятельности; importance of developing personal qualities and skills necessary for the successful organization of educational activities; 4 4,8 3

важность развития личностных качеств и умений, необходимых для успешной организации будущей профессиональной деятельности importance of developing personal qualities and skills necessary for the successful organization of future professional activities 4,4 4,9 2,8

Умения анализа личностных качеств и умений, необходимых для успешной организации своей учебной и будущей профессиональной деятельно-

сти в выбранной профессии; умения самодиагностики, самооценки степени развития данных способностей: показатели по шкалам «Анализ ситуа-

ции» опросника «Диагностика особенностей самоорганизации-39», ситуационная и перспективная рефлексия опросника рефлексивности А.В. Кар-

пова, вопросы анкеты Skills to analyze personal qualities and abilities necessary for the successful organization of their educational and future professional activities in the chosen profession; skills of self-diagnosis, self-assessment of the degree of development of these abilities: indicators on the scale "Situation Analysis" of questionnaire "Diagnostic of Self-Organization Features-39", and situational perspective reflection questionnaire reflexivity by A.V. Karpov, questionnaire questions 5,6 6,4 6

Способности планировать и целенаправленно осуществлять деятельность по развитию, саморазвитию данных способностей: шкала «Целеполагание» и «Планирование» опросника «Диагностика особенностей самоорганизации-39», перспективная рефлексия, вопросы анкеты Ability to plan and purposefully carry out activities for the development, self-development of these abilities: scale "Goal Setting" and "Planning" of the questionnaire "Diagnostics of Self-Organization Features-39", perspective reflection, questionnaire questions 4,5 6,4 5,3

Умения саморефлексии: общий показатель рефлексивности по методике А.В. Карпова Self-reflection skills: a general indicator of reflexivity according to A.V. Karpov's method 5,8 6,6 6,9

сии опросника рефлексивности, вопросы специально разработанной анкеты. Способность к планированию и целенаправленному осуществлению деятельности по саморазвитию необходимых качеств и умений изучалось с помощью показателей «Целеполага-ние» и «Планирование» опросника ДОС-39, показателя перспективной рефлексивности, а также вопросов разработанной анкеты. Умения саморефлексии изучались с помощью опросника рефлексивности А.В. Карпова и вопросов разработанной анкеты.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного экспериментального исследования выявились следую-

что студенты первого года обучения оценивают важность на «4» - «скорее важно», студенты третьего года демонстрируют наибольшую заинтересованность - «4,8» -«очень важно», выпускники же менее всего заинтересованы в этом процессе - «3» - «не очень важно». Студенты первого и третьего года обучения больше заинтересованы в формировании личностных качеств и умений, необходимых для реализации будущей профессиональной деятельности - «4,4» и «4,9» соответственно. Студенты выпускники демонстрируют наименьшую заинтересованность - «2,8».

Исследование уровня сформированности умения анализа личностных качеств и умений, необходимых для успешной организации своей учебной и будущей профессиональной деятельности в выбранной профессии и умения самодиагностики, самооценки степени развития данных способностей позволило увидеть, что наиболее «провальным» этот показатель оказался у студентов в начале обучения, самым высоким - в середине, средним - в конце обучения в вузе.

При исследовании способности к планированию и целенаправленному осуществлению деятельности по саморазвитию необходимых качеств и умений обнаружился дефицит данных умений у студентов первого курса и выпускников, студенты третьего года обучения показали результат по этому показателю «выше среднего». При этом стоит отметить, что студенты первого курса при внешней мотивировке смогли запланировать и подробно описать действия по развитию у себя таких качеств и умений, как «посещение курсов, тренингов, чтение литературы, тренировка умений, посещение занятий в вузе, организация времени и учебного процесса, общение, отдых», а студенты пятого курса отметили только «посещение курсов, тре-

нингов» и «чтение профессиональной литературы».

Умения саморефлексии изучались с помощью опросника рефлексивности А.В. Карпова и вопросов разработанной анкеты. По результатам методики «Опросник рефлексивности А.В. Карпова» наблюдается следующая динамика - уровень рефлексивности у студентов возрастает на всем протяжении обучения в вузе. Это указывает на развитие у студентов-психологов способности воспринимать и анализировать содержание собственной психики и способности к пониманию психики других людей. Данное умение является одним из основных профессиональных умений в работе психолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, экспериментальное исследование уровня сформированности умений самоорганизации у студентов вуза позволило выявить наиболее проблемные показатели данных умений - у студентов первого и выпускного годов обучения наиболее низкими оказались способности планировать и целенаправленно осуществлять деятельность по развитию, саморазвитию необходимых качеств и умений. Самыми высокими оказались показатели сформированности умений самоорганизации у студентов в середине обучения, за исключением умения саморефлексии, которое возрастает у студентов-психологов на протяжении всего обучения.

В результате проведенного исследования нам удалось выявить особенности процесса самоорганизации у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Результаты данного эксперимента по изучению уровня умений самоорганизации у студентов позволят сформулировать педагогические условия для их формирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тарабаева В.Б. Ключевые компетенции как основа модели личности будущего специалиста // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-3. С. 51-54.

2. Титова М.Ю., Шаршов И.А. Формирование умений самоорганизации у студентов: теоретический аспект // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2020. С. 292-294.

3. Титова М.Ю., Шаршов И.А. Систематизация умений самоорганизации у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы / отв. редактор Л.Н. Макарова. Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2020. С. 68-73.

4. Ишков А.Д. Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в психолого-педагогических исследованиях // Казанская наука. 2014. № 8. С. 152-154.

5. Сметанина М.Д. Рефлексия как инструмент самоорганизации студентов // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 1. С. 96-97.

6. Князькова О.Н. Формирование культуры самоорганизации студентов вуза: автореф. ... канд. пед. наук. Самара, 2015.

REFERENCES

1. Tarabaeva V.B. Klyuchevye kompetentsii kak osnova modeli lichnosti budushchego spetsialista [Key competences as basis of model of the university graduate's identity]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya - International Journal of Experimental Education, 2014, no. 8-3, pp. 5154. (In Russian).

2. Titova M.Yu., Sharshov I.A. Formirovanie umeniy samoorganizatsii u studentov: teoreticheskiy aspekt [Formation of students' self-organization skills: theoretical aspect]. Lichnostnoe i professional'noe razvitie budushchego spetsialista [Personal and Professional Dvelopment of a Future Specialist]. Tambov, Publ. House "Derzhavinskiy", 2020, pp. 292-294. (In Russian).

3. Titova M.Yu., Sharshov I.A. Sistematizatsiya umeniy samoorganizatsii u studentov v protsesse professionally podgotovki v vuze [Systematization of students ' self-organization skills in the process of professional training at the university]. Prepodavatel' vysshey shkoly: traditsii, problemy, perspektivy [Teacher in Higher Education: Traditions, Issues, Prospects]. Tambov, "Derzhavinskiy" Publ. House, 2019, pp. 6873. (In Russian).

4. Ishkov A.D. Primenenie oprosnika «Diagnostika osobennostey samoorganizatsii» v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [The use of a questionnaire "Diagnostics of Self-Organization Features" in psycho-pedagogical studies]. Kazanskaya nauka - Kazan Science, 2014, no. 8, pp. 152-154. (In Russian).

5. Smetanina M.D. Refleksiya kak instrument samoorganizatsii studentov [Reflection as a tool of students' self-organization]. Pedagogicheskiy opyt: teoriya, metodika, praktika - Pedagogical Experience: Theory, Methodology, Practice, 2015, no. 1, pp. 96-97. (In Russian).

6. Knyazkova O.N. Formirovanie kul'tury samoorganizatsii studentov vuza: avtoref. ... kand. ped. nauk [Development of Self-Organization Culture Among University Students. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Samara, 2015. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Титова Мария Юрьевна - психолог. Тамбовская психиатрическая клиническая больница, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: тапуа tit@mail.ru ORCГО: https://orcid.org/0000-0001-9099-0412 Вклад в статью: общая концепция статьи, проведение эксперимента и обработка результатов, написание статьи.

Maria Yu. Titova - Psychologist. Tambov Psychiatric Hospital, Tambov, Russian Federation. E-mail: mariya tit@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9099-0412 Contribution: general concept of the article, experiment conducting and results processing, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.