Научная статья на тему 'САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / РЕЖИМ САМОИЗОЛЯЦИИ / DISTANCE LEARNING / TEACHER EDUCATION / SELF-ORGANIZATION / STUDENT / SELF-ISOLATION MODE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнягина Таисия Владимировна, Ноговицына Надежда Михайловна

В данной статье определена актуальность проблемы самоорганизации студентов при переходе на дистанционное обучение в режиме самоизоляции. Авторы обосновали необходимость высокой самоорганизации студентов как важного педагогического условия подготовки будущих педагогов. Дана интерпретация понятия «самоорганизация». Представлены результаты опроса студентов с использованием методики «Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) по Е.Ю. Мандриковой», освещены основные моменты реализации программы по повышению уровня самоорганизации студентов педагогического вуза, также представлены результаты контрольного этапа педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

This article defines the relevance of the problem of self-organization of students in the transition to distance learning in the mode of self-isolation. The authors justified the need for high self-organization of students as an important pedagogical condition for training future teachers. An interpretation of the concept of "self-organization"is given. The results of a survey of students using the method "questionnaire of self-organization of activities (OSD) by E. Yu. The main points of implementation of the program to improve the level of self-organization of students of a pedagogical University are highlighted, and the results of the control stage of the pedagogical experiment are also presented.

Текст научной работы на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

воспитательное пространство, как целостную систему, которая учитывает интересы и потребности подростающего поколения и потребности государства и общества [3].

Воспитание подрастающего поколения рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий объединения усилий различных институтов социума и ведомств различных уровней.

Реализации Стратегии требует решение следующих задач:

- консолидация действий и ресурсов всех участников воспитательного процесса;

- оптимизация функционирования института семьи, содействие формированию педагогической культуры родителей ответственного отношения к воспитанию детей;

- модернизация воспитательной деятельности в системе образования как в целостной среде;

- моделирование микро-, мезо-сред социума, содействующеих успешной социализации детей и интегрирующих воспитательные потенциал и ресурсы образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

- обеспечение и реализация условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательного процесса и ответственности за его результаты;

- реформирование воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях и малых городах [4].

Основные направления развития воспитания включают в себя развитие социальных институтов: института семьи, семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, системы образования в целом, информационных общественных объединений в сфере воспитания.

Одним из важных направлений развития социальных институтов является повышение эффективности взаимодействия детских и молодежных общественных организаций с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; вовлечение подрастающего поколения в участие в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, волонтерское движение; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

Выводы. Таким образом, к стратегическим направлениям воспитания здорового поколения в Российской Федерации можно отнести следующее:

- формирование у подрастающего поколения ценностных ориентаций на сохранение здоровья;

- мотивирование подрастающего поколения к формирования устойчивого интереса к здоровьесбережению и физическому развитию по средством;

- создание инфраструктуры, способствующей реализации потребности в физическом развитии и здоровьесбережению подрастающего поколения;

- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика употребления психоактивных веществ и других вредных привычек;

- использование потенциала физкультурно-спортивной деятельности для профилактики девиации в молодежной среде;

- содействие проведению массовых физкультурно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей и молодежи.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электрон. ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/71937200/ (Дата обращения 11.09.2020)

2. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (последняя редакция) [Электрон. ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (Дата обращения 11.09.2020)

3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электрон. ресурс]. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения 11.09.2020)

4. Попов М.Н. Социальная политика в области формирования здорового образа жизни молодежи муниципального образования городского округа Ялта // Культурное пространство молодежи: смыслы и практики. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. Москва-Ялта, 19-20 апреля 2019 г., / Под общей редакцией Т.К. Ростовской. - Москва: ООО «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2019. - С. 203-206.

5. Попов М. Н. Воспитательный потенциал мезосреды социума малого города в профилактике девиантного поведения подростков // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции, 8-10 октября 2020 года / под научной ред. В.В. Коврова. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. - С. 111-115.

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Портнягина Таисия Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье определена актуальность проблемы самоорганизации студентов при переходе на дистанционное обучение в режиме самоизоляции. Авторы обосновали необходимость высокой самоорганизации студентов как важного педагогического условия подготовки будущих педагогов. Дана интерпретация понятия «самоорганизация». Представлены результаты опроса студентов с использованием методики «Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) по Е.Ю. Мандриковой», освещены основные

моменты реализации программы по повышению уровня самоорганизации студентов педагогического вуза, также представлены результаты контрольного этапа педагогического эксперимента.

Ключевые слова: дистанционное обучение, педагогическое образование, самоорганизация, студент, режим самоизоляции.

Annotation. This article defines the relevance of the problem of self-organization of students in the transition to distance learning in the mode of self-isolation. The authors justified the need for high self-organization of students as an important pedagogical condition for training future teachers. An interpretation of the concept of "self-organization"is given. The results of a survey of students using the method "questionnaire of self-organization of activities (OSD) by E. Yu. The main points of implementation of the program to improve the level of self-organization of students of a pedagogical University are highlighted, and the results of the control stage of the pedagogical experiment are also presented.

Keywords: distance learning, teacher education, self-organization, student, self-isolation mode.

Введение. В связи с последними событиями, произошедшими в мире, практически все образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение, которое предполагает взаимодействие обучающихся и преподавателя на расстоянии с применением специфических технических средств, сохраняя такие компоненты обучения, как цель, содержание, методы, формы, средства обучения. При этом необходимо использовать специфические технические средства, что также требует сформированности определенных компетенций. По сути, дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения. Поскольку переход на данную форму обучения происходил в ускоренном режиме, в стрессовых условиях, многие участники образовательного процесса испытывали трудности.

В условиях вуза с технической стороны сложностей не возникло, так как соответствующий опыт уже имеется, однако с психологической готовностью студентов и преподавателей возникли ситуации, требующие пристального внимания. Студентам приходится самостоятельно изучать теорию и выполнять практические задания, то есть фактически на них возложена двойная нагрузка, с которой они справляются в домашней обстановке, которая, как правило, снижает работоспособность человека. Отсутствие рабочей атмосферы и живого общения с преподавателями влияет на учебный настрой студента, поэтому наиболее актуальным становится вопрос самоорганизации обучающихся. Именно на дистанционном обучении студенты должны продемонстрировать ряд качеств, необходимых педагогу: ответственность, целеустремленность, решимость, обязательность, умение расставлять приоритеты.

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что термин «самоорганизация» интерпретируется как активность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность личности, умение планировать свою деятельность. По мнению В.И. Андреева самоорганизация проявляется в виде планирования своей жизнедеятельности, а также является способностью рационального использования своего времени [1]. Вопросам самоорганизации студентов были посвящены труды Н.С. Копеина, В.Г. Пушкина, В.А. Гольнева, В.Я. Ляудис. Также проблему самоорганизации студентов дневных отделений вузов изучали Т.Н. Болдышева, Т. Добровецка, Т.А. Губайдуллина, Н.М. Пейсахов, Ю.М. Пароходов, С.С. Амирова, Н.К. Тутышкин, В.И. Донцов. Особенности самоорганизации личности изучали Н.А. Новикова, С.Н. Капустин, Л.В. Фалеева, О.Н. Князькова, Е.А. Уваров [2; 3; 4; 5].

При высокой самоорганизации студент контролирует свои учебные действия, которые способствуют формированию навыков самоанализа, а также развитию самостоятельности. Необходимо отметить, что самоорганизация напрямую связана с таким процессами как самоуправление, саморегуляция и развивается при условии самостоятельной деятельности с помощью разных положительных стимулов, мотивов, образцов поведения.

С целью определения уровня самоорганизации студентов педагогического вуза мы провели опытно-экспериментальную работу на базе педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск). На констатирующем этапе была проведена онлайн диагностика с применением опросника самоорганизации деятельности (ОСД) по Е.Ю. Мандриковой, в котором отображены шесть шкал: «Планомерность», «Целеустремленность», «Настойчивость», «Фиксация», «Самоорганизация», «Ориентация на настоящее». В опросе участвовали 35 студентов в возрасте 18-24 лет: 15 участников в контрольной группе и 20 - в экспериментальной группе. Выборка определена составом и количеством студентов в академической группе. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Шкалы индивидуальных особенностей студентов (диагностический этап)

Шкалы Контрольная группа(%) Экспериментальная группа (%)

«Планомерность» 30,7 28,4

«Целеустремленность» 56,4 52,2

«Настойчивость» 41,2 30,8

«Фиксация» 48,3 49,9

«Самоорганизация» 40,5 29,3

«Ориентация на настоящее» 35,9 51,6

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в контрольной группе шкалы «Планомерность» и «Ориентация на настоящее» имеют низкие значения, а показатели по шкалам «Целеустремленность» и «Фиксация» имеют среднее значение. Также мы выяснили что показатели по

шкалам «Самоорганизация» и «Настойчивость» имеют значение ниже среднего. В экспериментальной группе низкие значения имеют показатели «Планомерность» «Настойчивость», «Самоорганизация, средние значения - «Целеустремленность», «Ориентация на настоящее» и «Фиксация». По результатам нашего исследования мы выяснили, что в экспериментальной группе навыки планирования развиты слабо, студенты не прибегают при самоорганизации к помощи вспомогательных средств, также низкий показатель по шкале «Настойчивость» подтверждается отзывами студентов, что они часто отвлекаются, не могут довести начатое дело до конца, берутся за все сразу и путаются в заданиях и т.д. При этом студенты исполнительны, сконцентрированы на настоящем и стараются сдать задания хотя бы в крайние сроки.

С учетом данных показателей с целью воздействия на студента с помощью комплекса мер для его успешного обучения мы разработали программу по повышению уровня самоорганизации студентов педагогического вуза в условиях режима самоизоляции. Программа реализовывалась онлайн по трем направлениям: диагностическое, просветительское, практическое. В ходе реализации программы были использованы следующие методы: тестирование, диагностика, беседа, тренинги, психолого-педагогические упражнения, рефлексия. Применялись такие упражнения как: «Вечерний обзор: обзор элементов личности», упражнения формирующие навыки самопознания «Вечерний обзор: обзор субличностей» С.С. Котовой; а также занятия «Планируй свою деятельность», «Что такое упорство?», «Как улучшить память?», «Успех через упорство», «Симфония труда», а также «Методика модулей времени», матрица Эйзенхауэра и др.

Выводы. На контрольном этапе, который проводился в июне 2020 г., опрос показал, что в экспериментальной группе шкала «Планомерность» возросла на 19%, например, на диагностическом этапе показатели составили 28,4 %, а на контрольном этапе 47,4 %. По шкале «Целеустремленность» показатели на диагностическом этапе были 52,2%, а на контрольном - 54,5%, т.е. наблюдается рост на 2,3%. По шкале «Настойчивость» показатели увеличились на 2,4% (30,8% на диагностическом этапе, 33,2% на контрольном этапе). Шкала «Фиксация» показала снижение на 0,5%, а показатели по шкале «Самоорганизация» увеличились на 20,1%, если на диагностическом этапе показатели были 29,3%, то на контрольном - 49,3%. Показатели по шкале «Ориентация на настоящее» снизилась на 1%. В экспериментальной группе показатели «Планомерность» и «Самоорганизация» возросли до среднего значения, тогда как в контрольной группе данные показатели остались на прежнем уровне.

Результаты контрольного этапа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Шкалы индивидуальных особенностей студентов (контрольный этап)

Шкалы Контрольная группа(%) Экспериментальная группа (%)

«Планомерность» 31,3 47,4

«Целеустремленность» 55,7 54,5

«Настойчивость» 40,6 33,2

«Фиксация» 48,6 49,4

«Самоорганизация» 41,9 49,3

«Ориентация на настоящее» 35,7 50,6

Стоит отметить, что экспериментальная группа закрыла свою сессию на «хорошо» и «отлично». Следовательно, реализация программы по повышению уровня самоорганизации студентов педагогического вуза имела положительный эффект. Необходимо подчеркнуть, что для успешного дистанционного обучения необходима не только высокая самоорганизация студента, но и предоставление ему информационно-образовательных средств: базы данных, доступ к ресурсам электронных библиотек, удобная образовательная платформа и др.

Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы мы видим в более детальным изучении причин и факторов, влияющих на уровень самоорганизации студентов, а также планируем расширить охват педагогического эксперимента и привлечь студентов, обучающихся в педагогическом институте на первом курсе, т.к. у нас будет больше времени для реализации разработанной программы и мы предполагаем, что в таких условиях результаты по всем показателям будут выше. Кроме того, нам будет интересно привлечь к исследованию студентов, обучающихся по другим направлениям (профилям) в ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск) и выявить зависимость уровня самоорганизации от типа личности, определить факторы, препятствующие формированию высокой самоорганизации студентов.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: ЦИТ, 2000. - 600 с.

2. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности: статья // Фундаментальные исследования. Издательство: Издательский Дом "Академия Естествознания" (Пенза) -2008. - № 2. - С. 60-61

3. Гура В.В., Луцева И.Ю. Роль самоорганизации учебной деятельности студентов в развитии профессионально значимых компетенций: статья // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 11-2. - С. 149-152

4. Ишков А.Д. Развитие уровня самоорганизации профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] - Краснодар: Кубанский государственный университет. - Режим доступа: http://euis.mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (дата обращения 15.05, 2015).

5. Котова С.С. Основы эффективной самоорганизации [Текст]: учеб. пособие / С.С. Котова, О.Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. - 145 с.

6. Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов: статья // Новые педагогические исследования. Издательство: Академия профессионального образования (Москва) - 2007. - №4. С. 91-98.

7. Куликова С.С., Носкова Т.Н. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде университета: статья // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) - 2009. - №83. С. 78-88.

8. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. М.: 2010. № 2. С. 87-111.

9. Молявко, Г.П. Самостоятельная работа студентов как фактор развития и самоорганизации личности / Г.П. Молявко // Оптимизация самостоятельной работы обучающихся в условиях модернизации высшего образования: материалы XIV Всерос. науч. практич. конф. (с междунар. участием). - Барнаул - Алтайская государственная академия культуры и искусств - 2014. С. 26-28.

10. Поддубный Н.В., Халанская В.А. Влияние интерактивных методов обучения на самоорганизацию личности студентов: статья / Н.В. Поддубный, В.А. Халанская // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права» (Белгород) - 2006. - №3(18). - С. 178-182.

11. Савва Л.И, Рабина Е.И. Педагогические условия, способствующие развитию умений самоорганизации времени студентов вуза: статья // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: образование. Педагогические науки. Издательство: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (Челябинск) - 2011. - №3 (220). С. 100-105.

Педагогика

УДК 374.31

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Татьяна Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Ксенофонтова Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ

Аннотация. Инновационная деятельность является в настоящее время основным механизмом развития системы дополнительного образования, посредством которой осуществляется обновление всех компонентов этой системы (целей, содержания, методов и средств), обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей, поддерживается высокий уровень человеческого потенциала педагогическим работников. В данной статье приведена попытка систематизировать и описания виды инноваций, которые в настоящее время реализуются в организациях дополнительного образования детей. В работе представлены и описаны ценностно-смысловые, содержательные, технологические и организационно-управленческие инновации, приведены их примеры в деятельности образовательных организаций. Кроме того, описаны тенденции и направления развития системы дополнительного образования детей, связанные с инновационной деятельностью образовательных организаций. Сделаны выводы о большом значении инновационной деятельности для обеспечения высокого качества образовательных услуг в дополнительном образовании детей.

Ключевые слова: инновация, дополнительное образование детей, развитие, системы, организация.

Annotation. Innovation activity is currently the main mechanism for the development of the system of additional education, through which all components of this system (goals, content, methods and means) are updated, educational needs are met, and a high level of human potential of pedagogical workers is maintained. This article is an attempt to systematize and describe the types of innovations that are currently being implemented in organizations of additional education for children. The paper presents and describes the value-semantic, content, technological and organizational and managerial innovations, provides examples of them in the activities of educational organizations. In addition, the article describes the trends and directions of development of the system of additional education for children associated with the innovative activities of educational organizations. Conclusions are made about the great importance of innovative activities for ensuring high quality of educational services in the additional education of children.

Keywords: innovation, additional education of children, development, systems, organization.

Введение. Инновационная деятельность в настоящее время становится важнейшим механизмом обеспечения качественного дополнительного образования в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Посредством инновационной деятельности в организациях дополнительного образования внедряются разнообразные педагогические и управленческие новшества, разрабатываются способы взаимодействия с обучающимися, совершенствуется образовательная деятельность в целом. Инновационная деятельность становится неотъемлемой педагогической функцией, которая объединяет умения педагога проводит необходимые исследования, выдвигать идеи по совершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.