Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ САМООРГАНИЗАЦИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕТОДЫ АКТИВНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Людмила Михайловна

В данной статье проанализирован теоретический материал по вопросам самоорганизации, определены дидактические возможности формирования компетенций самоорганизации личности в учебно-воспитательном процессе, сформулированы цели и задачи обучения, представлены результаты формирования компетенции самоорганизации студентов первого курса,. Цель данного исследования: обосновать дидактические аспекты формирования способности самоорганизации у студентов первого курса вуза. В работе доказано, что у студентов первого курса обучения в вузе низкий уровень развития компетенций самоорганизации. Описано содержание образовательной программы дисциплины, направленной на формирования компетенций самоорганизации в рамках учебно-воспитательного процесса. Установлены дидактические принципы, поставлены цели, определены методы и средства обучения, обеспечивающие эффективность реализации образовательной программы дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FOUNDATIONS FOR THE STUDENTS SELF-ORGANIZATION ABILITY FORMING

His article analyzes the theoretical material on the issues of self-organization, defines the didactic opportunities for forming self-organization competences in the teaching and upbringing process, articulates the goals and objectives of training, presents the results of forming the competence of self-organization of first-year students. The purpose of this study is to substantiate the didactic aspects of the formation of the ability of self-organization among first-year students of the university. The paper proves that students of the first year of study at a university have a low level of development of self-organization competencies. The content of the educational program of the discipline aimed at forming the competencies of self-organization within the educational process is described. Didactic principles were established, goals were set, methods and means of teaching were established to ensure the effectiveness of the educational program of the discipline "Technologies of self-organization and self-education".

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.14

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Л.М. Романова

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия

pppo-kgeu@ yandex. ru

Резюме: В данной статье проанализирован теоретический материал по вопросам самоорганизации, определены дидактические возможности формирования компетенций самоорганизации личности в учебно-воспитательном процессе, сформулированы цели и задачи обучения, представлены результаты формирования компетенции самоорганизации студентов первого курса,.

Цель данного исследования: обосновать дидактические аспекты формирования способности самоорганизации у студентов первого курса вуза. В работе доказано, что у студентов первого курса обучения в вузе низкий уровень развития компетенций самоорганизации. Описано содержание образовательной программы дисциплины, направленной на формирования компетенций самоорганизации в рамках учебно -воспитательного процесса. Установлены дидактические принципы, поставлены цели, определены методы и средства обучения, обеспечивающие эффективность реализации образовательной программы дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования».

Ключевые слова: способность самоорганизации, учебная деятельность, студент вуза, образовательная программа, методы активного и интерактивного обучения.

DIDACTIC FOUNDATIONS FOR THE STUDENTS SELF-ORGANIZATION ABILITY FORMING

L-М Romanova

The Kazan state power university, Kazan, Russia

pppo-kgeu@ yandex. ru

Abstract: This article analyzes the theoretical material on the issues of self-organization, defines the didactic opportunities for forming self-organization competences in the teaching and upbringing process, articulates the goals and objectives of training, presents the results of forming the competence of self-organization offirst-year students.

The purpose of this study is to substantiate the didactic aspects of the formation of the ability of self-organization among first-year students of the university. The paper proves that students of the first year of study at a university have a low level of development of self-organization competencies. The content of the educational program of the discipline aimed at forming the competencies of self-organization within the educational process is described. Didactic principles were established, goals were set, methods and means of teaching were established to ensure the effectiveness of the educational program of the discipline

113

"Technologies of self-organization and self-education".

Keywords: ability of self-organization, educational activity, university student, educational program, active and interactive teaching methods.

Введение

Актуальность исследования способности самоорганизации подтверждается необходимостью формирования общекультурной компетенции ОК-7 (способности к самообразованию и самоорганизации) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Сформировались такие педагогические задачи, как изучение феномена самоорганизации для эффективного планирования, осуществления и контроля учебной и будущей профессиональной деятельности, а также изучение особенностей деятельности и поведения личности с точки зрения основных форм, методов, технологий и средств саморазвития. В связи с эти появилась необходимость разработки новой образовательной программы, направленной на формирование названной компетенции. В соответствии с вышесказанным преподаватели кафедры «История и педагогика» КГЭУ: кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Завада и кандидат педагогических наук Л.М. Романова, разработали рабочую программу дисциплины «Технологии самообразования и самоорганизации» для студентов первого курса всех направлений подготовки бакалавров в вузе. Апробация данной программы осуществлялась в осеннем семестре 2016-2017 учебного года.

Методика исследования

Объектом исследования данной работы являются способности самоорганизации студентов первого курса вуза. Предмет - формирование компетенций самоорганизации у студентов в условиях учебно-воспитательного процесса.

Цель исследования: обосновать дидактические аспекты формирования способности самоорганизации у студентов первого курса вуза. Для этого необходимо решить задачи:

1. Осуществить теоретический анализ процесса развития и формирования способности самоорганизации.

2. Разработать содержание программы формирования компетенций самоорганизации.

3. Выявить и обосновать эффективность используемых методов и средств обучения.

4. Реализовать диагностику и процесс развития и формирования способности самоорганизации у студентов первого курса вуза.

Методы исследования:

- литературный обзор источников о способности самоорганизации человека и особенностях ее развития и формирования;

- теоретический анализ дидактических принципов, эффективности современных методов и средств обучения, применяемых в высшей школе;

- педагогическое проектирование (разработка рабочей программы дисциплины);

- диагностика особенностей самоорганизации деятельности (опросник ОСД Е.Ю. Мандриковой) и статистическая обработка ее результатов;

- педагогический эксперимент (апробация разработанной программы дисциплины) и анализ его результатов.

Основные результаты

Проблема самоорганизации, в том или ином виде, привлекала внимание многих выдающихся ученых, в том числе В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович. В настоящее время при определении сущности понятия «самоорганизация» можно выделить четыре подхода: личностный (как комплекс индивидуальных свойств личности, которые

детерминируют такое психологическое качество как организованность), деятельностный (как процесс, состоящий из определенных этапов), интегральный (личностно-деятельностный) и технический (изучение и разработка приемов и техник, повышающих эффективность организации человеком собственной деятельности) [1].

Во всех направлениях самоорганизации личности, как в процессе образования, так и в саморазвитии для повышения уровня организации человеком личной деятельности используются различные элементы технического подхода, в частности, методы научной организации умственного труда (НОУТ), самоменеджмента (персонального менеджмента) и тайм-менеджмента (управления временем).

Понятие «самоорганизация» имеет несколько определений. В Большом Энциклопедическом словаре она понимается как целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Нами поддерживается следующее определение: самоорганизация -это интегрированное явление, обеспечивающее способность к упорядочиванию своей деятельности, приводящему к развитию личности. Для студентов вуза самоорганизация является одним из факторов успешной учебной деятельности и осуществления научной работы в процессе профессионального обучения.

В научной педагогической литературе отмечена периодичность самоорганизации. Одни ученые считают, что структура самоорганизации включает несколько этапов: коммуникацию, формулирование целей, планирование, принятие решений, реализацию, самоконтроль и оценку результатов деятельности. В образовательном процессе самоорганизация студентов рассматривается как необходимое условие организации учебно -познавательной и научной деятельности. А.Д. Ишков [2] считает, что основными компонентами самоорганизации, влияющими на успешность учебной деятельности студентов, являются функциональные компоненты - целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, и личностный компонент (волевые усилия). Другие исследователи связывают самоорганизацию с самообразованием и выделяют следующие ее компоненты: самовоспитание, самообучение и самоконтроль. Самовоспитание реализуется в действиях по формированию активной социальной позиции и самоутверждению. Самообучение опирается на потребность человека в информации, знаниях и общении, а также на потребности в саморазвитии. Самоконтроль проводит оценку внутренних ощущений с результатами выполняемых или выполненных действий, она может относиться к человеку, коллективу или организации.

В.И. Андреев [3] считает, что работа преподавателя с одаренными студентами требует систематической дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Поэтому предлагает в качестве основополагающего использовать антропологический подход, под которым понимает философско-методологический принцип исследования с учетом достижения комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития. Кроме названного, автор выделяет частные подходы: личностно-деятельностный, духовно-нравственный, биолого-генетический и экспериментальный, социальный.

А.Д. Ишков [2] выявил закономерности и сделал следующие выводы относительно влияния компонентов самоорганизации на успешность учебной деятельности студентов:

- успешно обучающиеся студенты имеют более высокий уровень самоорганизации;

- у студентов существует возможность на практике освоить приемы организации собственной учебной и будущей трудовой деятельности и, при благоприятных условиях, трансформировать их в личные навыки самоорганизации;

- у успешных студентов-первокурсников доминирующее влияние на успеваемость оказывает планирование учебной деятельности;

- наиболее существенную роль играет степень интегрированности таких элементов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия, и отсутствие их положительных корреляционных связей с коррекцией;

- успешность учебной деятельности студентов характеризуется наличием высоко значимых связей анализа ситуации с целеполаганием, самоконтролем, волевыми усилиями и целеполагания с самоконтролем.

В исследовании J. Finn, K. Zimmer [4] рассматривается влияние личностных характеристик обучающегося на его успеваемость. Установлено, что такая интеграция поведенческих и психологических компонентов имеет важное значение при обучении студентов после окончания средней общеобразовательной школы.

Обсуждение результатов

Нами разработана рабочая программа дисциплины «Технологии самообразования и самоорганизации», планируемой целью (результатом) обучения которой является формирование компетенции: способность к самообразованию и самоорганизации (ОК-7). Сформулированы следующие индикаторы достижения компетенции, ориентированной на формирование способности самоорганизации:

1) знать:

- основы структуры личности, эмоционально-волевой сферы, своего характера, направления личностного роста и развития;

- компоненты самоорганизации (самовоспитание, самообучение, самоконтроль);

- особенности деятельности и поведения личности;

- приемы и техники, повышающие эффективность организации собственной деятельности, научной организации умственного труда;

2) уметь:

- работать с литературой в различных формах, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств;

- определять долгосрочные и краткосрочные цели деятельности;

- планировать рабочее время и личную деятельность;

- контролировать и оценивать ход и результаты своей деятельности;

3) владеть:

- приемами самообразовательной деятельности;

- навыками, обеспечивающими соответствие жизненных выборов индивидуальным особенностям личности, соответствия образа «Я» и профидентичности личности.

Дисциплина «Технологии самообразования и самоорганизации» (ТСиС) относится к разделу учебного плана Блок 1. Базовая часть, изучается в 1 семестре первого года обучения в вузе. Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. При реализации дисциплины «Технологии самообразования и самоорганизации» применяются электронное обучение (ЭОР) и дистанционные образовательные технологии (на площадке LMS Moodle).

Объем дисциплины ТСиС составляет 3 зачетные единицы, всего 108 часов, из которых 54 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (36 часов занятия лекционного типа, 18 часов занятия семинарского типа (практические, семинарские занятия, лабораторные работы и т.п.), 54 часа составляет самостоятельная работа обучающегося (табл. 1).

Таблица 1

Структура дисциплины ТСиС_

Вид учебной работы Всего зачетных единиц Всего часов

ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), в т.ч. по РУП: 3 108

КОНТАКТНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ 54

Лекции (Лк) 36

Практические (семинарские) занятия (ПЗ) 18

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 54

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ (З - зачет, Э - экзамен) З З

Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам, и применяемые образовательные технологии показаны в табл. 2. Изучение дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета (с оценкой).

Таблица 2

Содержание дисциплины ТСиС и образовательные технологии._

Название раздела и темы Всего, часов Образовательные технологии

Раздел 1. Общие основы самоорганизации и самообразования личности 7 Лекция-визуализация, обучение в сотрудничестве

Тема 1.1. Саморазвитие личности. Понятие самоорганизации, особенности и проявление. Интегральность самоорганизации. Саморегуляция, самоуправление 1

Тема 1.2. Самообразование как система умственного и мировоззренческого самовоспитания. Взаимосвязь самоорганизации и самообразования 6

Раздел 2. Исторический подход к развитию представлений о человеке и его возможностях 11 Лекция-визуализация, дискуссия, эссе

Тема 2.1. Представления о человеке в истории философской, психологической и педагогической мысли: субъективистские, объективистски-отнологические и синтезирующие концепции 2

Тема 2.2. Дуальность природы человека: соотношение биологического и социального, души и тела в человеке 9

Раздел 3. Человек как самоуправляемая система 13 Лекция-визуализация, психодиагностика, доклады, экспертные группы

Тема 3.1. Человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность: понятия и соотношение между ними 2

Тема 3.2. Возрастная периодизация 2

Тема 3.3. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии. Механизмы психологической защиты личности. 7

Тема 3.4. Социальная направленность, социальный опыт и интеллект. Самосознание личности 2

Раздел 4. Человек и деятельность 21 Лекция-визуализация, доклады, обучение в сотрудничестве

Тема 4.1. Деятельность как психологическая категория. Структура деятельности. 2

Тема 4.2. Целеполагание деятельности. Требования к постановке целей деятельности. Техника SMART. 5

Тема 4.3. Планирование деятельности: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. Методики планирования: график Ганта, метод «Альпы», матрица Эйзенхауэра. 7

Тема 4.4. Продуктивная деятельность. Техника хронометража в анализе продуктивности деятельности. 7

Продолжение таблицы 2

Раздел 5. Индивидуальный стиль деятельности 10 Лекция-визуализация, психодиагностика, индивидуальное творческое задание

Тема 5.1. Свойства нервной системы и типы нервной системы. Темперамент. Понятие и структура темперамента. Типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Работоспособность. 6

Тема 5.2. Темпо-ритмические характеристики человека. Физический, психический и интеллектуальный ритмы человека. Суточные биоритмы 2

Тема 5.3. Индивидуальный стиль учебной деятельности 2

Раздел 6. Индивидуально-типологические свойства 9 Лекция-визуализация, дискуссия, ролевые игры, психодиагностика

Тема 6.1. Интегральные характеристики личности. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера. Классификация потребностей и мотивов. 2

Тема 6.2. Понятие и структура характера. Формирование характера. Акцентуации характера. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 6.3. Способности личности 2

Тема 6.4. Потенциал личности. Самомотивация. Модель самоорганизующейся личности. 2

Тема 6.5. Психологическая устойчивость. Эмоции и чувства. 2

Раздел 7. Развитие профессиональной карьеры 9 Лекция-визуализация, метод анализа конкретных ситуаций

Тема 7.1. Понятие о профессиональной карьере 2

Тема 7.2. Этапы планирования карьеры. Индивидуальные конфигурации внутриорганизационной карьеры 7

Раздел 8. Самообразование личности 16 Лекция-визуализация, дискуссия, индивидуаль-ное творческое задание

Тема 8.1. Значение и особенности самообразовательной деятельности человека. Саморазвитие, самоопределение, профессиональный и личностный рост. 2

Тема 8.2. Выбор и способы определения индивидуальной образовательной траектории. Профессиональное самоопределение. 12

Тема 8.3. Организационное и учебно-методическое обеспечение самообразования. Организационное и техническое обеспечение самообразования 2

Раздел 9. Образование: обучение и воспитание 12 Лекция-визуализация, решение педагогических задач

Тема 9.1. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. 11

Тема 9.2. Место и роль и корпоративного образования в системе образования Российской Федерации. 1

В процессе реализации разработанной программы дисциплины, мы основывались на актуальные подходы: антропологический, личностно-деятельностный, экспериментальный и социальный [3]. В связи с реализацией первого подхода усилена диагностическая функция педагогики. Поэтому в рамках планируемого педагогического эксперимента была использована методика Е.Ю. Мандриковой [5] для выявления особенностей самоорганизации деятельности (ОСД) у студентов и осуществлена статистическая обработка результатов исследования. Цель методики ОСД заключается в диагностике сформированности индивидуальных навыков тактического планирования, стратегического целеполагания и структурирования деятельности. Особенности самоорганизации изучались у студентов первого курса по направлениям подготовки бакалавров 13.03.01. -Теплоэнергетика и теплотехника, 38.03.01. - Экономика и 38.03.02. - Менеджмент. Подсчет баллов осуществлялся по шкалам: планомерность; целеустремленность; настойчивость; фиксация; самоорганизация; ориентация на настоящее.

Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что для студентов и технического, и гуманитарного профиля средний итоговый диагностический показатель ниже по сравнению с нормативными данными: в технической группе у парней - на 7,24, у девушек -на 4,30 балла; в гуманитарной группе у парней - на 11,74, у девушек - на 7,30 балла. У студентов технического направления средний итоговый показатель выше, чем у студентов гуманитарного направления. В женских подгруппах итоговые средние баллы выше, чем в мужских, независимо от направления подготовки в вузе. Обе группы объединяют высокие средние показатели по шкале «фиксация», что указывает на гибкость студентов в планировании своей учебно-познавательной деятельности и в построении межличностных отношений, а также на стремление выполнять взятые на себя обязательства.

Для всех студентов характерно:

- отсутствие конкретных целей, склонности ставить их перед собой, целенаправленного стремления для достижения поставленных целей;

- трудности приложения волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения, склонность отвлекаться на посторонние дела;

- исполнительность и обязательность, стремление завершить начатое дело, но недостаточность гибкости в планировании своей деятельности и в построении отношений.

У студентов технической группы наблюдаются следующие особенности самоорганизации: сложности в планировании деятельности и планомерное следование разработанному плану; отказ при организации своей деятельности от помощи внешних средств, помогающих в управлении временем. У студентов гуманитарной группы согласно результатам тестирования проявляются такие качества, как: планомерность, последовательность в реализации поставленных целей, развитые навыки тактического планирования; отказ при организации своей деятельности от помощи внешних средств, помогающих в управлении временем; склонность фиксироваться на происходящем в настоящий момент времени (переживания и происходящее «здесь-и-сейчас» имеют особую ценность и значимость). Таким образом, доказано, что у студентов первого курса обучения в вузе низкий уровень развития способности самоорганизации, что создает предпосылки для формирования компетенции самоорганизации в учебно-воспитательном процессе. Результаты подробно описаны в работе [6].

Педагогический процесс является динамической образовательной системой, основными дидактическими компонентами которой являются принципы, цель, задачи, содержание, формы, методы, средства обучения и результаты взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента. Системообразующим компонентом является цель, которая определена в программе дисциплины. Общая цель конкретизируется в задачах обучения. Взаимодействие преподавателя и студента направлено на освоение содержания разработанной образовательной программы. Успешное осуществление учебного процесса возможно при соблюдении общедидактических принципов и использовании оптимальных образовательных технологий, включающих определенное сочетание методов, организационных форм и средств обучения. Реализованы следующие принципы:

- природосообразности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; направленность на саморазвитие и самообразование студентов);

- научности (достоверность фактов и явлений; доказуемость и ведущая роль теории в обучении; знакомство с историей важнейших открытий, современным состоянием изучаемого и перспективами развития науки);

- доступности и посильности (оптимизация объема работы обучающихся; разбор наиболее трудных мест учебного материала);

- прочности (повторение пройденного, выделение главного, отбор материала для запоминания, закреплять знания на практике);

- наглядности (применение комплекса средств обучения в меру, только к нужный момент обучения; четкая формулировка цели наблюдения; безопасность применения);

- сознательности и активности (проблемное изложение учебного материала; стимулирование познавательной активности обучающихся и их научных поисков; обеспечение понимания изучаемого материала);

- систематичности и последовательности (реализация в определённой системе, заданной программой; внутрипредметные и межпредметные связи; преемственность в усвоении знаний и формировании умений и навыков);

- профессиональной целесообразности (целенаправленность формирования профессионально важных личностных качеств, знаний и умений) [7].

В настоящее время наиболее эффективными технологиями формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в учебном процессе являются активные и интерактивные формы проведения учебных занятий с применением современных информационных технологий в сочетании с внеаудиторной работой. В процессе реализации учебного процесса нами были использованы следующие технологии и методы активного и интерактивного обучения: лекция-визуализация, обучение в сотрудничестве (работа в группах), написание эссе, подготовка доклада, психодиагностика, работа в экспертных группах, выполнение индивидуальных творческих заданий, дискуссия, ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций, решение педагогических задач [8,9].

Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Лекция - презентация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Авторами разработаны презентации по всем темам лекций дисциплины ТСиС.

Дискуссия является самой распространенным видом интерактивного обучения, применяемых как на лекциях, так и практических и семинарских занятиях. Характеризуется обсуждением спорных, проблемных вопросов, которые необходимо решить в ходе освоения учебного материала. С помощью такой лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие творческого мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Лекция становится эффективной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий. Первое достигается разработкой преподавателем системы познавательных задач, отражающих основное содержание учебного предмета; второе - построением лекции как диалогического общения преподавателя со студентами [10].

На лекционных занятиях практикуется выполнение индивидуальных заданий по пройденному материалу, например: написание эссе - по теме «Представления о человеке в истории философской, психологической и педагогической мысли»; подготовка и защита доклада - по теме «Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии»; выполнение индивидуальных творческих заданий (синквейн, структурно-логическая схема) - по темам «Человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность: понятия и соотношение между ними», «Индивидуальный стиль учебной деятельности»; метод анализа конкретных ситуаций - по теме «Индивидуальные конфигурации внутриорганизационной карьеры»; решение педагогических задач - по теме

«Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс».

На практических занятиях по дисциплине ТСиС применяются такие методы интерактивного обучения, как: обучение в сотрудничестве (работа в группах) - по темам «Взаимосвязь самоорганизации и самообразования» и «Структура деятельности»; подготовка доклада и работа в экспертных группах - по темам «Возрастная периодизация (теория Э.Эриксона)», «Целеполагание деятельности», «Планирование деятельности»; психодиагностика и ролевые игры - по темам «Социальная направленность, социальный опыт и интеллект», «Темперамент и индивидуальный стиль деятельности», «Акцентуации характера»; выполнение индивидуальных творческих заданий - по теме «Выбор и способы определения индивидуальной образовательной траектории».

Проведен анализ уровня освоения компетенций самоорганизации у 6 групп студентов (132 человека) первого курса, учащихся по направлению 13.03.01. «Теплоэнергетика и теплотехника». Основой для анализа послужили оценки за выполнение различных видов учебных заданий. Результаты формирования компетенций самоорганизации представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты формирования компетенций самоорганизации_

" —-—Уровни Задания ' "—— Высокий, % Средний, % Пороговый, % Низкий, %

Матрица Эйзенхауэра 23,6 31,8 21,9 22,7

График Ганта 39,5 31,1 17,6 11,8

Хронометраж 41,9 27,5 12,9 17,7

Методика SMART 29,4 26,5 17,6 26,5

Тестирование 3,4 13,5 33,7 49,4

Выявлено четыре уровня освоения компетенций самоорганизации: высокий, средний, пороговый, низкий, соответствующие оценкам в пятибалльной системе: отлично (85-100%), хорошо (70-84%), удовлетворительно (55-69%), неудовлетворительно (1-54%). Средние показатели уровней формирования компетенций самоорганизации показывают, что 74,38 % (98 человек) успешно выполнили требования учебной программы дисциплины. Средний показатель низкого уровня - 25,62%, что составляет около одной четверти студентов (34 человека). Наибольшие затруднения у студентов (около половины контингента учащихся) возникли при тестировании по материалу лекционных занятий, что указывает на недостаточную теоретическую базу по вопросам самоорганизации деятельности. Наиболее высокие результаты студенты получили за хронометраж (заполнение таблицы, расчет потери времени, рекомендации) и построение графика Ганта (диаграмма, анализ, выводы).

Выводы

Установлено, что формирование у студентов способности самоорганизации сопровождается повышением уровня саморазвития личности (и наоборот). Применение психодиагностических процедур (определение особенностей самоорганизации, самосознания, саморазвития личности) обеспечивают обоснованность и учет изменений уровня сформированности компетенций самоорганизации у студентов. В рамках самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать практико-ориентированные задания по методикам целеполагания и планирования (SMART, хронометраж, матрицы Эйзенхауэра и т.д.).

В данной работе описаны дидактические закономерности процесса развития и формирования способности самоорганизации у студентов вуза. Разработана образовательная программа учебной дисциплины, направленной на формирование

компетенций самоорганизации. Выявлены следующие принципы формулировки целей, проектирования содержания и выбора образовательных технологий: интеграция понятий и методов самоорганизации, самообразования и саморазвития; диагностичность (измерение качественных и количественных показателей личности); творческая направленность (креативное мышление, индивидуальные задания); реализация мотивационных (стимулирование и поощрение), ценностно-смысловых (самопознание и самоопределение) и деятельностно-рефлексивных (самореализация и самоанализ) механизмов. Проведены диагностика и анализ результатов формирование компетенций самоорганизации у студентов первого курса вуза. В результате апробации разработанной программы дисциплины доказана эффективность применяемых активных и интерактивных методов обучения, а также современных образовательных информационных средств.

Литература

1. Васильев Г.Н., Келасьев В.Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. СПб, 2003. 204 с.

2. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. М.: Издательство АСВ, 2004. 224 с.

3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.

4. Finn J. D., Zimmer K. S. Student engagement: What is it? Why does it matter? // In Handbook of research on student engagement - Springer US, 2012. P. 97-131.

5. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010, № 2. С. 87-111.

6. Романова Л.М. Проектирование программы формирования компетенций самоорганизации у студентов вуза // Вестник КГЭУ. 2017. №1 (33). С. 105-114

7. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Бушмина О.В. Педагогика высшей школы: Конспект лекций. Часть 1. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. 86 с.

8. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.

9. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пос. для студ. высш. уч. завед., 3-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 336 с.

10. Завада Г.В. Потенциал образовательных технологий в повышении информационно-операционной емкости обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т.15. С. 2561-2565.

Авторы публикации

Романова Людмила Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «История и педагогика» Казанского государственного энергетического университета. Email: pppo-kgeu@ yandex.ru.

References

1. Vasil'ev G.N., Kelas'ev V.N. Samoorganizaciya celostnosti: psiho- i sociogenez. SPb, 2003. 204 s.

2. Ishkov A.D. Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psihologicheskie faktory uspeshnosti: Monografiya. M.: Izdatel'stvo ASV, 2004. 224 p.

3. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. 3-e izd. Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2012. 608 p.

4. Finn J. D., Zimmer K. S. Student engagement: What is it? Why does it matter? // In Handbook of research on student engagement - Springer US, 2012. P. 97-131.

5.Mandrikova E.YU. Razrabotka oprosnika samoorganizacii deyatel'nosti (OSD) // Psihologicheskaya diagnostika. 2010, № 2. P. 87-111.

6. Romanova L.M. Proektirovanie programmy formirovaniya kompetencij samoorganizacii u studentov vuza // Vestnik KGEHU. 2017. №1 (33). P. 105-114.

7. Matushanskij G.U., Zavada G.V., Bushmina O.V. Pedagogika vysshej shkoly: Konspekt lekcij. CHast' 1. Kazan': Kazan. gos. ehnerg. un-t, 2010. 86 p.

8. Muhina T.G. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole: uchebnoe posobie. N.Novgorod: NNGASU, 2013. 97 p.

9. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uch. pos. dlya stud. vyssh. uch. zaved., 3-e izd., ster. M.: Akademiya, 2010. 336 p.

10. Zavada G.V. Potencial obrazovatel'nyh tekhnologij v povyshenii informacionno-operacionnoj emkosti obucheniya // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept», 2016. Vol.15. P. 2561-2565.

Authors of the publication

Lyudmila M. Romanova - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia. Email: pppo-kgeu@ yandex.ru.

Поступила в редакцию 19 июня 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.