Научная статья на тему 'Формирование компетенции самоорганизации и саморазвития в контексте национальных традиций'

Формирование компетенции самоорганизации и саморазвития в контексте национальных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ К САМОРАЗВИТИЮ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ТВОРЧЕСТВУ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / UNIVERSAL COMPETENCIES / NATIONAL TRADITIONS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / MOTIVATION FOR SELF-DEVELOPMENT / TOLERANCE / ABILITY FOR COLLECTIVE CREATIVITY / EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязапова Л.З., Хуснетдинов Р.М.

Проведен анализ образовательных стандартов высшего образования в части модернизации универсальных и общекультурных компетенций в качестве требований к результатам образовательных программ. Определена необходимость разработки методического обеспечения формирования универсальных компетенций для внедрения в структуру реализации образовательных программ, разработанных на основе актуализированных стандартов. Рассмотрена возможность использования национальных традиций для формирования компетенций самоорганизации и саморазвития в воспитательной деятельности вуза, интегрированной в образовательный процесс. Приведены особенности реализации мероприятий, ориентированных на национальные традиции, в системе учебно-воспитательной деятельности образовательной организации как средства воспитания и обучения. Определен комплекс мероприятий, включающих механизм формирования традиций, которые базируются на истории и культуре, а также учитывают специфику национально-регионального компонента образовательной деятельности. На примере внедрения данного комплекса в рамках внеаудиторной учебно-воспитательной работы показана эффективность формирования коммуникативных, личностных, социальных и технологических способностей и умений. Показана возможность использования мероприятий, ориентированных на национальные традиции, как для соотечественников, так и для иностранных студентов. Приведены результаты оценки сформированности компетенций самоорганизации и саморазвития студентов технологических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-ORGANIZATION AND SELF-DEVELOPMENT COMPETENCES IN THE CONTEXT OF NATIONAL TRADITIONS

The analysis of educational standards of higher education in terms of improving universal and general cultural competencies as requirements for the results of educational programs has carried out. The need for the development of methodological support for the formation of universal competencies for implementation in the structure of educational programs developed on the basis of updated standards has identified. The possibility of using national traditions to form competencies of selforganization and self-development in the educational activities of the university, integrated into the educational process, has considered. Peculiarities of the implementation of activities focused on national traditions in the system of educational activities of an educational organization as a means of education and training have presented. A set of measures, including a mechanism for the formation of traditions that are based on history and culture, and also take into account the specifics of the national-regional component of educational activity has defined. On the example of the implementation of this complex in the framework of extracurricular educational work, the effectiveness of the formation of communicative, personal, social and technological abilities and skills has shown. The possibility of using events focused on national traditions, both for compatriots and for foreign students has shown. The results of assessing the formation of competencies of self-organization and self-development of students in technological areas of training have presented.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции самоорганизации и саморазвития в контексте национальных традиций»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

УДК 378.14

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-8-39-45

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

Рязапова Л.З., Хуснетдинов Р.М.

ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет",

г. Казань, Российская Федерация

FORMATION OF SELF-ORGANIZATION AND SELF-DEVELOPMENT COMPETENCES IN THE CONTEXT OF NATIONAL TRADITIONS

Ryazapova L.Z., Khusnetdinov R.M.

Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation

Аннотация. Проведен анализ образовательных стандартов высшего образования в части модернизации универсальных и общекультурных компетенций в качестве требований к результатам образовательных программ. Определена необходимость разработки методического обеспечения формирования универсальных компетенций для внедрения в структуру реализации образовательных программ, разработанных на основе актуализированных стандартов. Рассмотрена возможность использования национальных традиций для формирования компетенций самоорганизации и саморазвития в воспитательной деятельности вуза, интегрированной в образовательный процесс. Приведены особенности реализации мероприятий, ориентированных на национальные традиции, в системе учебно-воспитательной деятельности образовательной организации как средства воспитания и обучения. Определен комплекс мероприятий, включающих механизм формирования традиций, которые базируются на истории и культуре, а также учитывают специфику национально-регионального компонента образовательной деятельности. На примере внедрения данного комплекса в рамках внеаудиторной учебно-воспитательной работы показана эффективность формирования коммуникативных, личностных, социальных и технологических способностей и умений. Показана возможность использования мероприятий, ориентированных на национальные традиции, как для соотечественников, так и для иностранных студентов. Приведены результаты оценки сформированности компетенций самоорганизации и саморазвития студентов технологических направлений подготовки.

Ключевые слова: универсальные компетенции, национальные традиции, воспитательная деятельность, мотивация к саморазвитию, толерантность, способность к коллективному творчеству, внеаудиторная деятельность обучающихся._

Annotation. The analysis of educational standards of higher education in terms of improving universal and general cultural competencies as requirements for the results of educational programs has carried out. The need for the development of methodological support for the formation of universal competencies for implementation in the structure of educational programs developed on the basis of updated standards has identified. The possibility of using national traditions to form competencies of self-organization and self-development in the educational activities of the university, integrated into the educational process, has considered. Peculiarities of the implementation of activities focused on national traditions in the system of educational activities of an educational organization as a means of education and training have presented. A set of measures, including a mechanism for the formation of traditions that are based on history and culture, and also take into account the specifics of the national-regional component of educational activity has defined. On the example of the implementation of this complex in the framework of extracurricular educational work, the effectiveness of the formation of communicative, personal, social and technological abilities and skills has shown. The possibility of using events focused on national traditions, both for compatriots and for foreign students has shown. The results of assessing the formation of competencies of self-organization and self-development of students in technological areas of training have presented.

Key words: universal competencies, national traditions, educational activities, motivation for self-development, tolerance, ability for collective creativity, extracurricular activity of students.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Мишин, И. Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ [Текст] / И. Н. Мишин / / Высшее образование в России. - 2018 - № 4 - С. 66-75.

[2] Вяткина, И. В. Траектория профессионального воспитания будущих специалистов по направлению «Химическая технология» [Текст] / И.В. Вяткина, Э.Р. Хайруллина / / Вестник Казанского технологического университета. - 2013. -Т. 16. - № 17. - С. 301-308.

[3] Теория и практика воспитательных систем [Текст] : [в 2 кн.] / [Р. Б. Вендровская и др. ; ред-кол.: Л. И. Новикова (отв. ред.) и др.] ; Рос. акад. образования ; Ин-т теорет. педагогики и меж-дунар. исслед. в образовании. - Москва : ИТПи-МИО, 1993. - Кн. 2. - 1993. - 206 с.

[4] Даричева, Е. Н. Традиции художественного образования в подготовке специалистов в профильных ССУЗ : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2001. - 193 с.

[5] Касавин, И.Т. Познание в мире традиций / И. Т. Касавин; Отв. ред. В. А. Лекторский; АН СССР, Ин-т философии. - М. : Наука, 1990. - с. 111.

[6] http://www.kstu.ru/event.jsp?id=101819 (дата обращения 01.08.2019).

[7] http://tatar-congress.org/ ru/ yanalyklar/27-oktyabrya-proydet-aktsiya-tatarcha-diktant/ (дата обращения 01.08.2019).

REFERENCES

[1] Mishin, I. N. Kriticheskaya ocenka formiro-vaniya perechnya kompetencij v FGOS VO 3++ = Critical evalu-ation of formation of the list of competences of FSES HE 3++ [Tekst] / I. N. Mishin // Vysshee obrazovanie v Ros-sii. - 2018

- № 4 - S. 66-75.

[2] Viatkina, I. V. Traektoriia professional'nogo vospitaniia budushchikh spetsialistov po napravleniiu «Khimicheskaia tekhnologiia» [Tekst] / I.V. Viatkina, E.R. Khairullina // Vest-nik Kazanskogo tekhnologicheskogo universi-teta. - 2013. - T. 16. - № 17. - S. 301-308.

[3] Teoriia i praktika vospitatel'nykh sistem [Tekst] : [v 2 kn.] / [R. B. Vendrovskaia i dr. ; redkol.: L. I. Novikova (otv. red.) i dr.] ; Ros. akad. obra-zovaniia ; In-t teoret. pedagogiki i mezhdunar. issled. v obrazovanii. - Moskva : ITPiMIO, 1993.

- Kn. 2. - 1993. - 206 s.

[4] Daricheva, E. N. Traditsii khudozhestvennogo obrazovaniia v podgotovke spetsialistov v pro-fil'nykh SSUZ : diss. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kazan', 2001. - 193 s.

[5] Kasavin, I.T. Poznanie v mire traditsii / I. T. Kasavin; Otv. red. V. A. Lektorskii; AN SSSR, Int filosofii. - M. : Nauka, 1990. - s. 111.

[6] http://www.kstu.ru/event.jsp?id=101819 (access date 01.08.2019).

[7] http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/27-oktyabrya-proydet-aktsiya-tatarcha-diktant/ (access date 01.08.2019)._

Минобрнауки России в период с 2017 по 2018 годы по целому ряду направлений и специальностей подготовки были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, актуализированные1 в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ на основе профессиональных стандартов (далее - ФГОС 3++)2.

Особенность ФГОС 3++ заключается в том, что они содержат два перечня обязательных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника вуза - универсальные и общепрофессиональные компетенции. Универсальные компетенции (УК) для всех направлений и специальностей, структурированы по категориям, имеющим одинаковое наименование. Мало того, формулировки самих компетенций являются едиными независимо от области образования и укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (УГНС). Общепрофессиональные компетенции (ОК) разработаны Федеральными учебно-методическими объединениями в системе высшего образования и являются специфическими для УГНС и конкретных направлений подготовки [1, с. 66-75]. Несмотря на то, что в регламентируемых стандартами требованиях к условиям реализации основных образовательных

1 Письмо Минобрнауки России от 21.01.2019 N МН-2.1/222 "О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования"

2 Федеральный закон N 122-ФЗ на основе профессиональных стандартов (далее - ФГОС 3++)

—--—

~ 40 ~

программ отсутствуют прямые указания к формированию социокультурной среды образовательной организации, регламентации собственно учебно-воспитательного процесса в образовательной деятельности вуза, тем не менее как предыдущее поколение ФГОС 3+, так и вновь разработанные ФГОС 3++ в разделе «Требования к результатам освоения программы» определяют необходимость формирования целого ряда универсальных компетенций комплексного личностно-формирующего характера. Для сравнения приведем в таблице 1 выдержки из ФГОС ВО по направлению подготовки 29.03.01 «Технология изделий легкой промышленности (уровень бакалавриата)» (ФГОС 3+)3, и ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки 29.03.01 «Технология изделий легкой промышленности» (ФГОС 3++)4.

Таблица 1.

Универсальные и общекультурные компетенции, определяемые Федеральными государственными образовательными стандартами

Универсальные компетенции, формируемые в рамках ФГОС 3++

Наименование категории компетенций Код и наименование компетенции выпускника

Коммуникация УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

Межкультурное взаимодействие УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровье-сбережение) УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализо-вывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

Общекультурные компетенции, формируемые в рамках ФГОС 3+

Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)

Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)

Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)4

Обращает на себя внимание тот факт, что если в стандартах предыдущего поколения формулировки компетенций содержали прямую отсылку к дисциплинам, нацеленным на их формирование - «основы философских знаний», «коммуникация в устной и письменной формах»3, - то новая формация стандартов оставляет вузам простор для методического творчества. В этой ситуации учебно-воспитательная деятельность становится системообразующим фактором, объединяющим различные способы формирования универсальных компетенций у выпускников вуза. В реальной образовательной практике высшей профессиональной школы проектирование воспитательной деятельности связано с решением комплекса задач - необходим анализ и учет иерархии целей высшего образования в целом, потребностей общества, структуры и функций воспитательной среды вуза, а также его специфики [2, с. 301-

3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N 1008 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности (уровень бакалавриата)"

4 ФГОС по направлению подготовки 29.03.04 Технология художественной обработки материалов (бакалавриат)

—--—

~ 41 ~

308]. По мнению исследователей, одним из направлений развития воспитательной деятельности является ориентация на «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [3].

Как аудиторная, так и внеаудиторная учебная работа в условиях модернизации ФГОС и изменения требований к результатам освоения образовательных программ нуждаются в новых подходах к формам и методам, обеспечивающих способность к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Другими словами, формирующих компетенцию самореализации студента.

На рубеже XX-XXI веков целый ряд авторов занимался исследованием проблемы использования национальных традиций в обучении и воспитании на разных уровнях подготовки. Работы М.В. Никитина, Р.А. Сахиповой, З.Г. Нигматова, А.Л. Бугаевой, Н.Г. Габдрах-манова, посвященные данной тематике широко представлены в педагогической литературе.

Традиция, как способ передачи концентрированной информации, своего рода трансформатор опыта социального развития региона, может стать основой деятельности социальных групп. При этом она обеспечит устойчивость и, одновременно, развитие и изменение отношений в диалогах «человек-окружающий мир», «человек-общество», «человек-социальная группа», «человек-человек».

Традиции помогают каждому новому поколению осваивать социальные роли, получать знания, вырабатывать ценности, формировать привычки поведения и черты личности, то есть выступают как средство воспитания и обучения [4].

В данном контексте национальные традиции имеют ряд особенностей:

1. Регламентация и регуляция жизни и деятельности. Традиции оказывают воспитательное влияние на личность, поскольку объединяют эмоции и чувства с общепринятой идеологией и национальными идеями. Таким образом, сочетание эмоционального и рационального аспектов способствует формированию общественного мнения.

2. Концентрация и передача знаний и информации. Традиции нацелены на передачу знаний общественной группы через трансляцию общепринятых принципов, норм, правил и обычаев. В частности, И.Т. Касавин выделяет особый вид традиции - познавательная, что в трактовке автора определяется как социальная форма, позволяющая установить взаимосвязь между собственно познанием и его опредмеченным результатом [5, с. 111]. Традиция в данном случае трансформирует коллективный опыт, значимый для социума, в личный, приобщая отдельного индивидуума к многолетнему информационному опыту общественной группы.

3. Влияние на процесс становления и развития личности. Традиции аккумулируют в себе нравственные ориентации человека, благодаря чему становятся мотивационной характеристикой, побуждающей к конкретным действиям. Традиции являются базисом для личного совершенствования, поскольку не только объединяют чувства и моральные установки отдельной личности, но и в дальнейшем модернизируясь, превращают их в общепринятые принципы, нормы, правила и обычаи, как это было сказано выше.

В Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ) проводятся комплексные мероприятия в целях пропаганды традиций татарского народа, разви-

тия языка и привития национальной культуры. В систему воспитательной деятельности вуза таким образом включен механизм формирования так называемых «вузовских» национальных традиций, которые базируются на истории и культуре.

К числу таких традиций можно отнести:

• конкурс чтецов стихотворений Габдуллы Тукая, приуроченный ко дню рождения великого татарского поэта [6];

• всероссийский методический семинар «Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом вузе», где охотно публикуются студенты вуза;

• образовательная акция «Татарча диктант» [7];

• цикл лекций-экскурсий в музей-квартиру великого татарского поэта Мусы Джалиля, где сотрудниками музея подробно описывается жизненные перипетии и творчество поэта, а также других татарских поэтов ХХ века;

• посещение спектаклей Татарского академического театра им. Г. Камала, имеющих преимущественно историко-национальную сюжетную линию.

Одной из главных задач преподавателя в организации и проведении подобных ежегодных мероприятий - это определить и способствовать реализации и развитию у студентов дидактических, перцептивных, речевых, организаторских, коммуникативных способностей и гностических, организаторских, проектировочных, конструктивных, коммуникативных умений. Именно через реализацию этих умений и способностей студентами достигается правильное формирование компетенции самоорганизации и саморазвития. Очевидно, что перечень представленных мероприятий, организационно-курируемых кафедрой обучения на двуязычной основе КНИТУ, является лишь одним из многочисленных направлений, включенных в воспитательную систему вуза. Тем не менее, эффективность этого направления может быть определена и учтена при оценке сформированности комплекса универсальных компетенций обучающихся.

В качестве контрольно-измерительных материалов, применяемых для оценки сфор-мированности компетенции самореализации, а именно для ее определения в части реализации личностного саморазвития средствами национального аспекта воспитательной деятельности, было предложено творческое задание. Студенты 2 курса факультета технологии легкой промышленности и моды, обучающиеся по программам описанных выше ФГОС, а также иностранные студенты разных факультетов, которые изучают русский язык как иностранный в начале и конце учебного года выполняли письменную работу - эссе под общим названием: "Национальный аспект как одно из направлений саморазвития личности". Эта тема была разделена на несколько подтем с предложением студентам выбрать один вариант Дополнительно ставились экспериментальные задачи - провести сравнение национальных мировоззрений русских/татарских студентов с иностранными и оценить степень сформирован-ности коммуникативной компетенции в части умений, связанных с передачей информации.

Работы оценивались по нескольким критериям (таблица 2): полнота расскрытия темы (2 балла) наличие грамматических, пунктуационных ошибок (2 балла), самостоятельность подхода в раскрытии темы, наличие собственной точки зрения (2 балла), наличие выводов (2 балла), объем работы, соответствующий требованиям написания эссе (2 балла).

Таблица 2

Баллы Уровень сформированности компетенций

9,10 высокий

6, 7, 8 хороший

3, 4, 5 достаточный

2 и менее недостаточный

Таблица 2. Шкала оценивания результатов творческой работы

Анализ работ, выполненных в начале учебного года, показал ряд системных проблем, характеризовавших подавляющее большинство эссе:

- незначительное количество работ были литературно обработаны и написаны с добавлением своего мнения, преобладала информация, полученная из интернета, что в настоящее время является проблемой всего учебно-воспитательного процесса;

- в значительной доле работ отсутствовала композиционная структура написания творческих работ, поскольку выполнение задания без предварительного плана приводило к повторению мыслей и отсутствию связей между абзацами;

- объем работ не соответствовал требованиям к написанию эссе. Положительным моментом было освоение нового знания, в первую очередь у иностранных студентов и обучающихся из других регионов Российской Федерации. Задание выполняли студенты из Нигерии, Ирака, Саудовской Аравии, Замбии и других стран. По признанию иностранных студентов, благодаря написанию эссе, они узнали о великом татарском поэте Г. Тукае и замомнили некоторые названия татарских блюд, таких как "ечпочмак", "кыстыбый", "чэк-чэк", "гебэдия".

Оценка работ, выполненных в конце учебного года, после участия студентов во всех мероприятиях, связанных с национальными традициями, показала, что результаты оказались значительно лучше (рис.1).

к

I

V

!

i *

Л

I

V <0 о

о.

>

80 60 40 20

работа №1 работа №2

высоким хорошим достаточный

уровень сформированности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

недостаточный

Рис. 1. Анализ результатов творческой работы "Национальный аспект как одно из направлений

саморазвития личности".

Посещение театров и музеев положительно повлияло на расширение культурного кругозора студентов, творческое задание по написанию эссе выступило элементом познания традиций татарского народа, участие в научно-методическом семинаре стимулировало развитие творческих способностей обучающихся, а участие в конкурсе чтецов усилило коммуникативный аспект подготовки.

В процессе изучения традиций одного народа как средства воспитания и обучения у студентов эффективно формируются коммуникативные (обсуждение творческого задания, защита основных постулатов), личностные (творческие амбиции, самобытность мышления), социальные (толерантность и самодисциплина) способности. Таким образом, можно сделать вывод, что какой бы ни была форма передачи знаний, умений и компетенций, главное - вызвать интерес к изучаемому материалу у студентов, поставить перед ними конкретные задачи, скорректировать при необходимости их познавательную деятельность и помочь найти решение, основывающееся на полученных знаниях и умениях. Данный постулат, в первую

0

очередь, применим при изучении традиций татарского народа с целью формирования компетенций самоорганизации и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.