Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность вузов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС во)'

Воспитательная деятельность вузов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС во) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / CONCEPT OF EDUCATION / COMPREHENSIVE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

В условиях реализации ФГОС ВО использование потенциала воспитательной работы является существенным ресурсом повышения качества профессионального образования. Вуз должен сформировать социокультурную среду для формирования системы общекультурных и профессиональных компетенций у студентов. «Концепция воспитания студентов Вятского государственного гуманитарного университета» является основой для разработки и реализации образовательных программ в части воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational activities of universities in terms of implementing Federal state educational standards of higher education (FSES HE)

In the context of the implementation of the FSES HE utilization of the potential of educational work is an essential resource for improving the quality of vocational education. School must form a socio-cultural environment for the formation of common cultural and professional competencies in students. "The concept of educating students Vyatka State University of Humanities” is the basis for the development and implementation of educational programs in terms of educational activities.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность вузов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС во)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.018

Е. А. Ходырева

Воспитательная деятельность вузов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО)

В условиях реализации ФГОС ВО использование потенциала воспитательной работы является существенным ресурсом повышения качества профессионального образования. Вуз должен сформировать социокультурную среду для формирования системы общекультурных и профессиональных компетенций у студентов. «Концепция воспитания студентов Вятского государственного гуманитарного университета» является основой для разработки и реализации образовательных программ в части воспитательной деятельности.

In the context of the implementation of the FSES HE utilization of the potential of educational work is an essential resource for improving the quality of vocational education. School must form a socio-cultural environment for the formation of common cultural and professional competencies in students. "The concept of educating students Vyatka State University of Humanities" is the basis for the development and implementation of educational programs in terms of educational activities.

Ключевые слова: высшее образование, воспитательная деятельность, Федеральные государственные образовательные стандарты, общекультурные и профессиональные компетенции, концепция воспитания, комплексные целевые программы.

Keywords: higher education, educational activity, federal state educational standards, common cultural and professional competence, the concept of education, comprehensive programs.

В условиях реализации ФГОС ВО использование потенциала воспитательной работы является существенным ресурсом повышения качества профессионального образования, важным фактором профессионального и личностного становления будущего специалиста. Реализация требований ФГОС в части формирования общекультурных и профессиональных компетенций применительно к уровневым образовательным программам была связана с наличием в вузе уникальной социокультурной среды как совокупности внешних условий образования, создаваемых вузовским сообществом и помогающих обучающимся овладеть необходимыми компетенциями через включение их в различные виды деятельности и социальные практики. Ее характеристики обусловлены ценностными приоритетами и традициями вуза; требованиями ФГОС и положениями государственной молодежной политики; имеющимся опытом организации воспитательной работы в вузе. Так, в разделе 7.2 ФГОС бакалавриата отмечается, что «при разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Следовательно, вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Образовательная организация высшего образования также должна способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ» [1]. Данное обстоятельство обусловило необходимость при разработке вузами основных образовательных программ особо акцентировать внимание на описание характеристик среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций выпускников, а также побудило вузы ориентировать на формирование общекуль-

© Ходырева Е. А., 2015

турных компетенций систему работы студенческих общественных организаций, аудиторную и внеаудиторную деятельность по каждому направлению подготовки и уровню высшего профессионального образования.

Несколько иная интерпретация потенциала воспитательной деятельности представлена в актуализированных ФГОС по программам высшего образования (ФГОС 3+). В данных документах при характеристике требований к результатам освоения основной образовательной программы (раздел 5) указан перечень общекультурных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся. Причем если в ФГОС эти требования задавались для каждого из направлений подготовки и уровней высшего образования, то в ФГОС 3+ общекультурные компетенции для 80% направлений подготовки представлены однотипно. Так, выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) [2].

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3) [3].

Таким образом, в определенной степени, требования к результатам воспитательной деятельности в вузе стали унифицированными, что позволяет обеспечить необходимый баланс между воспитательными мероприятиями, проектами и программами, реализуемыми на уровнях учебной группы, факультета и вуза в целом, и дает возможность формировать единую социокультурную среду вуза, основанную на его традициях и ценностях, ориентированную на формирование общей и профессиональной культуры будущего специалиста.

Обозначенные выше позиции легли в основу реализации основных образовательных программ на основе ФГОС ВО в части воспитательной деятельности в Вятском государственном гуманитарном университете. Приоритетной является системная реализация в процессе профессиональной подготовки тех идей, которые заложены в Концепции воспитания студентов ВятГГУ [4], в вузовских основных образовательных программах, в воспитательных программах и в воспитательной деятельности каждого из факультетов. Исходя из общей цели воспитания - становления личности студента ВятГГУ, осознающего себя гражданином своего Отечества и патриотом Вятского края, имеющего нравственную позицию, способного к профессиональному росту и творческой самореализации, осуществляется реализация Комплексных целевых программ Концепции, отражающих в своей совокупности содержание воспитания в университете: «Формирование духовно-нравственной культуры студентов ВятГГУ»; «Формирование правовой культуры студентов ВятГГУ»; «Формирование профессионально-трудовой культуры студентов ВятГГУ»; «Здоровая молодежь - здоровое общество».

Комплексная целевая программа «Формирование духовно-нравственной культуры студентов ВятГГУ» обеспечивает достижение задач вовлечения студентов в культурно-образовательное пространство университета, формирования у них уважения к традициям и истории вуза, развития способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, к другим людям, к обществу, к государству. Приоритетным в 122

данной сфере является решение проблем формирования ценностной и поведенческой (деятель-ностной) составляющей духовно-нравственной культуры студентов. Содержательным ядром данной комплексной целевой программы является совокупность соответствующих учебных дисциплин гуманитарной, социальной и экономической и общенаучной направленности, включенных в содержание основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, а также система традиционных вузовских мероприятий в данной сфере, задающих целостность социокультурной среды вуза: Марафон «Я - Первокурсник», Конкурс студенческого творчества «Студенческая весна», студенческий тур «Общежитие - наш дом», «Фестиваль студенческого национального творчества ВятГГУ», выездные лагеря органов студенческого самоуправления («Я в степени», «Я - лидер»), творческие мастерские «Банк Инициатив». Вариативность социокультурной среды университета обеспечивается реализацией на факультетах и в учебных группах системы проектов и мероприятий в данной сфере в соответствии с профилем основных образовательных программ, а также деятельностью творческих и общественных студенческих объединений. Открытость вузовской среды обеспечивалась через участие студентов университета в образовательных форумах Росмолодежи, а именно в Молодежном форуме ПФО <аВолга-2014» (смены: форум российско-китайских молодежных обменов «Волга - Янцзы», «АРТ Квадрат», фит-нес-смена «Беги за мной», «Инновации и техническое творчество», «Информационный поток», «Малая Родина - большие возможности», «Политика», «Ты - предприниматель» и «Технология добра») и Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер» (тематические смены «Беги за мной», «АРТ Квадрат», «Технология добра», «Инфопоток», «Команда 2018», «Молодежное самоуправление», «Предпринимательство», «Общественные объединения», «Все дома», «Экономика будущего», «Инновация», «Молодые экологи», «Молодежный туризм», «Регионы России», «Международная смена», «Работающая молодежь»).

Через актуализацию механизмов вовлечения будущих специалистов в личностно-ценную и социально значимую деятельность во внутренней среде вуза и в широкой социальной среде достаточно эффективно решаются задачи по формированию комплекса общекультурных компетенций, направленных формирование мировоззренческой позиции (ОК-1), на развитие способностей к самоорганизации и самообразованию (ОК-7), на совершенствование навыков коммуникации (ОК-5); на формирование умения работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

Комплексная целевая программа «Формирование правовой культуры студентов ВятГГУ» ориентирована на создание условий для формирования человека, уважительно относящегося к правовым нормам, обладающего достаточным объемом правовой информированности, способного обеспечивать правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. Содержательным ядром данной комплексной целевой программы является совокупность соответствующих учебных дисциплин правовой направленности, включенных в содержание основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры университета. Вовлеченность студентов в культурно-образовательное пространство университета в данной сфере воспитания обеспечивается наличием системы традиционных мероприятий по формированию правовой культуры. Среди них особо следует выделить мероприятия, посвященные памятным датам (День Победы, День единства, День памяти и скорби); встречи с представителями профильных ведомств (Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС России), институтов гражданского общества; Дни Губернатора Кировской области в ВятГГУ. Формирование традиций системного взаимодействия студентов университета с представителями органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, судебной системы, обеспечивающих становление социально активной гражданской позиции студентов, способствует росту уровня их информированности о своих правах и обязанностях как граждан и обучающихся. А успешное выполнение обучающимися университета инновационных проектов в сфере формирования правовой культуры («Правовой ликбез», «Скорая юридическая помощь субъектам предпринимательской деятельности», «День бесплатной юридической помощи», «Юридическая клиника» и др.) позволяет им реализовывать свои права и обязанности как активным членам гражданского общества. Через актуализацию механизмов вовлечения будущих специалистов в традиционные и инновационные формы воспитательной деятельности правовой направленности достаточно эффективно решаются задачи по формированию комплекса общекультурных компетенций, направленных на развитие способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); совершенствование умения использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4).

Комплексная целевая программа «Формирование профессионально-трудовой культуры студентов» имеет своей целью становление студентов в качестве субъектов трудовой деятельно-

123

сти, обладающих необходимыми для ее осуществления профессиональными компетенциями, способных к успешной адаптации на рынке труда. Содержательной основой реализации данной комплексной целевой программы являются учебные дисциплины профессиональной и профильной направленности, а также совокупность традиционных мероприятий, проводимых в университете («День выпускника», «Ярмарки вакансий», «Неделя профессии», «Путь к успеху»). Как показывает опыт воспитательной деятельности, при реализации данной КЦП существенным ресурсом становится формирование в университете общего пространства профессионального общения и профессионально ориентированной деятельности. Участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах по профилю реализуемых основных образовательных программ вузовского, городского, регионального и всероссийского уровней обеспечивают повышение уровня осознанного отношения к выбранной специальности. Развитие устойчивых долговременных отношений с предприятиями, организациями, профильными службами по содействию занятости и трудоустройству позволяет включать представителей профессионального сообщества в процесс профессионального образования на этапах разработки, реализации и оценки качества освоения образовательных программ. Организация «сквозной» практики на предприятии, являющемся местом потенциального трудоустройства, выполнение курсовых и выпускных квалификационных по заявкам работодателей также обеспечивает действенное взаимодействие вуза и его стратегических партнеров в части достижения требуемых региональным рынком труда результатов образования, выраженных в компетенциях. Открытость социокультурной среды вуза в данной сфере обеспечивается успешной апробацией инновационных новых форм адресного взаимодействия с работодателями, способствующих отработке профессионально-трудовых навыков у обучающихся (система профессиональных проб). Среди них - деятельность студентов юридического факультета в качестве общественных помощников депутатов, сотрудников прокуратуры; членов добровольных народных дружин; в качестве понятых при проведении следственных мероприятий. Этот опыт еще более ценен в условиях, когда наблюдается некоторый рост неуверенности обучающихся в выбранной специальности. Полагаем, что включение студентов в систему профессиональных проб с первых этапов обучения становится важнейшим условием последующего осознанного трудоустройства. Актуализация механизмов «погружения» в профессиональную среду, несомненно, играет существенную роль в формировании сознательного отношения к выбранной профессии, в развитии способности использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3), в формировании всей совокупности профессиональных (ПК), профессионально-дисциплинарных (ПДК); профессионально-специализированных (ПСК) компетенций

Комплексная целевая программа «Здоровая молодежь - здоровое общество» ориентирована на формирование потребности в здоровом образе жизни и предполагает становление у обучающихся активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью, создание условий для вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом и неприятие вредных привычек как форм деструктивного поведения. Содержательным ядром КЦП являются учебные дисциплины «Физическая культура» и «Основы здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности». Ее реализация также обеспечивалась совокупностью традиционных вузовских мероприятий: «Спартакиада студентов ВятГГУ по различным видам спорта»; «Спартакиада первокурсников»; «Фитнес-фестиваль»; Игра «Движение-жизнь»; Спартакиада преподавателей и сотрудников ВятГГУ; дни здоровья; акции: («День отказа от курения», «Я выбираю жизнь», «День донора» и др.). Во внутренней среде вуза существенным ресурсом в формировании у студентов потребности в здоровом образе жизни является вовлечение всех студентов в активные занятия физической культурой, расширение их знаний о здоровом образе жизни, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологиях и стимулирование у них действенного неприятия вредных привычек. Открытость социокультурной среды вуза в данной сфере обеспечивалась проведением спортивно-оздоровительных мероприятий в сотрудничестве с учреждениями культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, участием студентов в соревнованиях городского, регионального, всероссийского и международного уровней. Через актуализацию механизмов вовлечения будущих специалистов в традиционные и инновационные формы воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни достаточно эффективно решаются задачи по формированию комплекса общекультурных компетенций, направленных на развитие способностей использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); умений применять приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Таким образом, воспитательная деятельность вузов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования является важной состав-124

ляющей профессионального образования, его неотъемлемой частью, так как напрямую работает на достижение образовательного результата - формирование у будущего специалиста общекультурных и профессиональных компетенций [4]. В центре профессионального образования при таком подходе находится формирование компетентных специалистов, которые сопрягают полученные знания и умения с нравственными принципами профессиональной деятельности и способны направлять свою социальную активность в интересах человека и человечества.

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/3/20111115115310.pdf.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: http: / / fgosvo.ru/uploadfiles / fgosvob / 46_03_01_Istoria.pdf

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/020403_Matobesp.pdf

4. Ходырева Е. А. Концепция воспитания студентов гуманитарного вуза // Всероссийский семинар-совещание председателей советов проректоров по воспитательной деятельности субъектов РФ: материалы семинара-совещания «Потенциал воспитательной деятельности в повышении качества образования» / сост. А. В. Пономарев, А. А. Фокин. Екатеринбург: УрФУ, 2012. С. 130-133; Ходырева Е. А. Проблемы формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в вузе / / Формирование и оценка общекультурных и профессиональных компетенций в высшем профессиональном образовании: теория и методика: материалы II Всерос. метод. конф. Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM); Проблемы обеспечения качества профессионального образования в открытой образовательной среде вуза // Формирование открытой образовательной среды вуза как фактор повышения качества образования: материалы III Всерос. метод. конф. Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2014. 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM).

Notes

1. Federal state educational standard of higher professional education. Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgos/3/20111115115310.pdf. (in Russ.)

2. Federal state educational standard of higher education. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/46_03_01_Istoria.pdf (in Russ.)

3. Federal state educational standard of higher education. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvom/020403_Matobesp.pdf (in Russ.)

4. Khodyreva E. A. Koncepciya vospitaniya studentov gumanitarnogo vuza [The concept of educating students of the humanitarian higher schools] // Vserossijskij seminar soveshchanie predsedatelej sovetov prorektorov po vospitatel'noj deyatel'nosti sub"ektov RF: materialy seminara soveshchaniya «Potencial vospi-tatel'noj deyatel'nosti v povyshenii kachestva obrazovaniya» - All-Russian seminar meeting of chairmen of the councils of rectors on educational activity of subjects of the Russian Federation: materials of the workshop meeting "Potential educational activities to improve the quality of education"/comp. A. V. Ponomarev, A. A. Fokin. Ekaterinburg. Ural Federal University. 2012. Pp. 130-133; Khodyreva E. A. Problemy formiro-vaniya obshchekul'turnyh i professional'nyh kompetencij obuchayushchihsya v vuze [Problems of formation of common cultural and professional competences of students in higher schools] // Formirovanie i ocenka obshchekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v vysshem professional'nom obrazovanii: teoriya i meto-dika: materialy II Vseros. metod. konf. - Formation and evaluation of common cultural and professional competences in higher professional education: theory and methodology: proceedings of the II All-Russia method. conf. Kirov. Publ. LLC "Raduga-PRESS". 2013. 1st electronic optical disk (CD ROM); Problemy obespecheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya v otkrytoj obrazovatel'noj srede vuza - The problems of providing quality professional education in an open educational environment of the university // Formirovanie otkrytoj obrazovatel'noj sredy vuza kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya: materialy III Vseros. metod. konf. - Creating an open educational environment as a factor of improving the quality of education: materials of III All-Russia method. conf. Kirov: Publ. LLC "Raduga-PRESS". 2014. 1st electronic optical disk (CD ROM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.