Научная статья на тему ' Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики'

Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / универсальные компетенции / образовательный результат / производственная практика. / higher education / universal competences / educational result / industrial practice.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарханова Ирина Юрьевна

Универсальные компетенции являются одной из инноваций модернизированного Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, единых (по уровням образования) для всех областей образования. Универсальные компетенции – значимый инструмент унификации образовательных результатов и обеспечения преемственности уровней высшего образования и отражают ожидания современного общества в части социально-личностного позиционирования в нем выпускника образовательной программы высшего образования соответствующего уровня и его потенциальной готовности к самореализации и саморазвитию. Само понятие «универсальные» предполагает, что компетенции присутствуют во всех модулях образовательной программы и в различных видах деятельности. Это влечет за собой необходимость формирования универсальных компетенций средствами различных видов деятельности: учебной, внеучебной, квазипрофессиональной. Данная статья посвящена оценке возможностей учебных и производственных практик для формирования универсальных компетенций студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of universal competences of university students by means of educational and industrial practice

Universal competencies are one of the innovations of the modernized Federal state educational standard of higher education, unified (by levels of education) for all areas of education. Universal competencies are an important tool for unification of educational results and ensuring the continuity of higher education levels and reflect the expectations of modern society in terms of social and personal positioning in it of the graduate of the educational program of higher education of the appropriate level and its potential readiness for self-realization and selfdevelopment. The concept of universal implies that they are present in all modules of the educational program and in various activities. This entails the need for the formation of universal competencies by means of various activities: educational, extracurricular, quasi-professional. This article is devoted to the assessment of the possibilities of educational and industrial practices for the formation of universal competencies of university students.

Текст научной работы на тему « Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики»

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10344

УДК 378

И. Ю. Тарханова https://orcid.org/0000 0002 7166 650X

Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики

Аннотация. Универсальные компетенции являются одной из инноваций модернизированного Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, единых (по уровням образования) для всех областей образования. Универсальные компетенции - значимый инструмент унификации образовательных результатов и обеспечения преемственности уровней высшего образования и отражают ожидания современного общества в части социально-личностного позиционирования в нем выпускника образовательной программы высшего образования соответствующего уровня и его потенциальной готовности к самореализации и саморазвитию. Само понятие «универсальные» предполагает, что компетенции присутствуют во всех модулях образовательной программы и в различных видах деятельности. Это влечет за собой необходимость формирования универсальных компетенций средствами различных видов деятельности: учебной, внеучебной, квазипрофессиональной. Данная статья посвящена оценке возможностей учебных и производственных практик для формирования универсальных компетенций студентов вузов.

Ключевые слова: высшее образование, универсальные компетенции, образовательный результат, производственная практика.

I. Y. Tarkhanova

Formation of universal competences of university students by means of educational and industrial practice

Abstract. Universal competencies are one of the innovations of the modernized Federal state educational standard of higher education, unified (by levels of education) for all areas of education. Universal competencies are an important tool for unification of educational results and ensuring the continuity of higher education levels and reflect the expectations of modern society in terms of social and personal positioning in it of the graduate of the educational program of higher education of the appropriate level and its potential readiness for self-realization and self-development. The concept of universal implies that they are present in all modules of the educational program and in various activities. This entails the need for the formation of universal competencies by means of various activities: educational, extracurricular, quasi-professional. This article is devoted to the assessment of the possibilities of educational and industrial practices for the formation of universal competencies of university students.

Keywords: higher education, universal competences, educational result, industrial practice.

© Тарханова И. Ю., 2019

110

И. Ю. Тарханова

Долгое время считалось, что успех в профессиональной деятельности зависит от уровня профессиональных знаний, умений и навыков работника. Современный мир, по сути, сформулировал одно из ключевых своих правил: чтобы быть успешным специалистом, недостаточно лишь глубоких знаний и трудового опыта, нужно что-то еще... Что же именно? Опрос работодателей показал, что чрезвычайно важными сегодня являются способность устанавливать продуктивные отношения, умение работать в команде, слушать и понимать собеседника, лидерство, способность к мотивированию других, разрешение конфликтных ситуаций и т. д. [13]. Все это в современной дидактике высшего образования получило название «универсальные компетенции», то есть компетенции надпрофессиональные, необходимые для любого вида профессиональной (и не только профессиональной) деятельности.

Современные нормативно-правовые документы трактуют компетенции как комплексные характеристики готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности, а в стандартах высшего образования выделяются следующие категории универсальных компетенций: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбе-режение) [11]. Именно неразвитость универсальных компетенций зачастую приводит к тому, что достаточно успешные в учебной деятельности выпускники вузов, обладающие специальными знаниями, умениями и навыками, не

способны преодолеть этап профессиональной адаптации и просто уходят из профессии.

Итак, универсальные компетенции -основа успеха будущего профессионала. Но как их формировать? Поиску ответа на этот вопрос посвящено масштабное исследование, проведенное в 2018 г. Ярославским государственным педагогическим университетом при участии представителей ведущих вузов страны, поддержке Министерства науки и высшего образования Российской федерации, под патронатом ФУМО ВО «Образование и педагогические науки» и при личном участии его председателя - члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Елены Ивановны Казаковой [5, 7, 9].

В процессе исследования и проектирования средств оценки и формирования универсальных компетенций мы исходили из концепции психологической системы деятельности В. Д. Шад-рикова [12], определяя компетенции в соответствии со следующими функциональными блоками системы деятельности: мотивы деятельности, цели деятельности, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решений, контроль и коррекция результатов деятельности, подсистема деятельностно важных качеств. Мы рассматриваем процесс формирования компетенций как единую целостную систему, в которой каждая компетенция как подсистема имеет свое содержание. При этом сущностно-содержательную основу любой универсальной компетенции как целостной системы составляет интеграция ценностно-смыслового, интегративно-когнитивного, предметно-

деятельностного и социального компонентов.

Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики

111

По мнению большинства исследователей, универсальные компетенции имеют надпредметный характер, поэтому их формирование осуществляется в рамках различных форм организации образовательного процесса независимо от конкретной учебной дисциплины образовательной программы на протяжении всего периода обучения [1, 2, 3]. Учитывая, что природа УК дея-тельностная, а не знаниевая, на первое место в образовательном процессе высшей школы выходит не информирование обучающегося, а формирование умений разрешать проблемы, возникающие в ситуациях познания и объяснения явлений действительности, освоение современной техники и технологий, включение в ситуации профессионального и надпрофессиональ-ного взаимодействия [6].

Таким образом, универсальные компетенции формируются не в виде «преподавания» на предметно-содержательном уровне, а за счет их систематического интегрирования в целостный образовательный процесс через содержание, технологии и средо-вые факторы.

Можно назвать следующие принципиальные моменты при разработке образовательных программ, ориентированных на интегрированный образовательный результат:

- Несмотря на очевидную надпро-фессиональность универсальных компетенций, стержнем их формирования является профессиональный контекст ОПОП.

- Неразрывность и сквозной характер процесса формирования УК, ОПК и ПК.

- Формирование УК не только в ходе освоения предметного содержания дисциплин, но и во внеурочной дея-

тельности, в ходе производственных практик и научно-исследовательской работы.

- Для оценки сформированности УК используются многостадийные полидисциплинарные измерители [6].

Новое поколение федеральных государственных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников, зафиксированные в требованиях соответствующих профессиональных стандартов [10]. Сегодня на практике превалирует дисциплинарный принцип отбора содержания образования, предполагающий отбор содержания изучаемых модулей и учебных дисциплин с учетом не структуры будущей профессиональной деятельности специалиста, а логики содержания компетенции, отражающей логику соответствующей науки.

В первую очередь, это касается именно универсальных компетенций, формирование которых чаще всего относится к освоению базовых гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин. Преподаватели указанных дисциплин не видят возможностей формирования профессиональных компетенций обучающихся в рамках своих предметов. Это приводит к нарушению целостности восприятия будущими специалистами своей учебной и профессиональной деятельности. Они начинают воспринимать общие дисциплины как ненужные для будущей работы, что приводит к снижению мотивации их изучения и уменьшению управляемости процессом обучения.

Исходя из анализа формулировок, универсальные компетенции предполагают не столько обладание знаниями,

112

И. Ю. Тарханова

умениями и навыками, сколько мета-предметные результаты, выходящие за рамки учебного процесса и обеспечивающие готовность студента продуктивно действовать в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

В контексте формирования УК образование в вузе должно соответствовать ряду требований:

- реализовывать деятельностный подход и обеспечивать субъектную позицию студента;

- создавать условия для социально-коммуникативного взаимодействия ее субъектов;

- предусматривать возможность обучения в ситуациях неопределенности;

- обеспечивать возможность для проведения самооценки и рефлексии;

- решать задачи подготовки выпускников к дальнейшей реализации себя не только в профессиональной, но и в более широкой социальной деятельности.

Приобрести универсальные компетенции только в процессе учебной деятельности невозможно. Для этого должны быть созданы специальные условия, которые побуждали бы обучающихся к целенаправленному формированию компонентов компетенций и их совершенствованию [4, 14, 15]. Решение данной задачи оптимально обеспечивается в ходе учебной и производственной практики. Практика как форма профессиональной подготовки студентов, обучающихся по программам различного уровня, является обязательной частью ФГОС ВО, ее прохождение обязательно для всех студентов, обучающихся по

программам высшего образования. Целью практики является не только формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и (на их основе) овладение видами профессиональной деятельности на уровне, соответствующем квалификации «бакалавр», «специалист» и «магистр» [8].

Учебная и производственная практика способствует установлению и укреплению связи теоретических знаний с практическими ситуациями их применения; развитию профессионально значимых личностных качеств обучающихся в ходе реальных ситуаций производственной деятельности; созданию условий для развития у обучающихся способностей самостоятельно планировать ход решения профессиональных задач, определять условия и ограничения применения способов их решения; формированию у студентов творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности; развитию навыков анализа, обобщения, интерпретации и оценки своего опыта.

В ходе производственной практики, как вида образовательной деятельности акцент смещается с факторов процесса обучения на образовательные результаты - способность к профессиональной деятельности, проектирование, программирование развития, оцениваемые с позиции успешности дальнейшей профессиональной карьеры и востребованности выпускника рынком труда. В таблице 1 представлены возможности формирования универсальных компетенций в ходе практик.

Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики

113

Таблица 1

Возможности формирования универсальных компетенций в ходе учебной и производственной практики_

Наименование категории (группы) универсальных компетенций Возможности приобретения опыта в ходе учебной и производственной практики

Системное и критическое мышление - Опыт анализа профессиональных задач, составления и реализации плана их решения. - Опыт поиска и оценки информации, необходимой для решения профессиональных задач. - Опыт самооценки успешности решения профессиональных задач

Разработка и реализация проектов - Опыт участия в реальных профессиональных проектах в рамках заданной роли. - Опыт работы в рамках зоны своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм. - Опыт составления проектной документации. - Опыт презентации результатов своей деятельности

Командная работа и лидерство - Опыт реализации различных ролей в командной работе. - Опыт учета интересов и потребностей других участников профессиональной деятельности. - Опыт анализа последствий своего поведения в профессиональных интеракциях. - Опыт соблюдения норм корпоративной этики

Коммуникация - Опыт выбора и апробации стиля делового общения. - Опыт аргументации и отстаивания своей точки зрения. - Опыт работы с профессиональными текстами. - Опыт ведения деловой переписки. - Опыт публичного выступления

Межкультурное взаимодействие - Опыт взаимодействия с представителями различных социальных и культурных групп. - Опыт адаптации правил взаимодействия применительно к контексту общения в профессиональной сфере. - Опыт учета индивидуально-психологических особенностей партнеров по профессиональному взаимодействию

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) - Опыт управления временем при решении профессиональных задач. - Опыт определения приоритетов в решении профессиональных задач. - Опыт анализа требований рынка труда и соотнесения с ними своих возможностей и перспектив. - Опыт планирования физической нагрузки в ходе выполнения профессиональных задач. - Опыт применения здоровьесберегающих технологий профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности - Опыт практического выполнения правил техники безопасности в условиях реальной профессиональной деятельности. - Опыт разъяснения данных правил другим участникам профессиональной деятельности

114

И. Ю. Тарханова

Таким образом, можно не только сформулировать цель производственной практики в вузе через призму формирования профессиональных компетенций студентов, но и включить в нее аспект формирования универсальных компетенций. Исходя из модернизированной таким образом цели, можно определить следующие основные задачи практик:

- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении базовых и профессиональных дисциплин, с практической деятельностью;

- совершенствование личностных профессионально важных качеств будущего работника в условиях квазипрофессиональной деятельности;

- освоение современных производственных технологий;

- формирование у студентов творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности;

- развитие навыков анализа, обобщения, интерпретации и оценки своего профессионального опыта.

Уровень бакалавриата является центральным в многоступенчатой системе образования. Программы производственной практики бакалавров балансируют между компонентами общей подготовки и специальными знаниями, при этом упор делается на универсальных умениях и формировании навыков самостоятельного обучения. При разработке программ практики для бакалавров акцент смещается с факторов процесса обучения на образовательные результаты: мотивация к профессиональной деятельности, проектирование, программирование своего профессионального развития, оцениваемые с позиции успешности дальнейшей профессио-

нальной карьеры и востребованности выпускника рынком труда.

Что касается уровня магистратуры, то программы практики здесь чаще всего ориентированы на повышение уровня самостоятельности в реализации универсальных компетенций (ранее - уровень «с помощью методического руководителя», здесь - на уровень «самостоятельно»). Внутренняя мотивация деятельности на этом этапе образования преобразуется в понимание студентом личностного смысла и значения профессиональной деятельности, а также в мотивационную готовность к самостоятельному ее осуществлению. Высокий уровень готовности к самостоятельной профессиональной и научно-исследовательской деятельности в процессе получения необходимых знаний конкретизируется на данной ступени образования в умении осуществить самостоятельный выбор темы исследования с учетом собственных научных и профессиональных интересов, в самостоятельном поиске необходимой информации.

Подводя итог, отметим, что универсальные компетенции являются важным средством подготовки инновационных кадров для инновационной экономики. Спроектировав сквозную, комплексную и вариативную систему формирования универсальных компетенций с привлечением всех средств университетской среды, мы значительно увеличиваем вероятность подготовки кадров, способных внедрять новые технологические решения, управлять проектами, креативных, умеющих системно и критически мыслить, готовых к командной работе и, таким образом, повышаем экономическую эффективность системы высшего образования.

Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики

115

Библиографический список

1. Белкина, В. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования /

B. В. Белкина, Т. В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. - 2018. -№ 5. - С. 117-126.

2. Бодункова, А. Г. Формирование надпрофессиональных компетенций: проблемы и технологии современного образования / А. Г. Бодункова, И. П. Черная // Actual problems of the humanities Vienna. - 2015. - С. 26-36.

3. Бородина, Т. С. Реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании посредством интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов // Грани познания: Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ - 2012. - № 5 (19). - С. 38-41.

4. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. - М., апрель 2018. - с. 13 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/ED_Print.pdf. (дата обращения: 28.04.2018).

5. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета : коллективная монография / под науч. ред. д. п. н. И. Ю. Тархановой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - 383 с.

6. Казакова, Е. И. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов / Е. И. Казакова, И. Ю. Тарханова // Педагогика. - 2018. -№ 9. - С. 79-83.

7. Кейсы для оценки сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры) / коллектив авторов ; под общ. ред. И. Ю. Тархановой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - 219 с.

8. Ледовская, Т. В. Совершенствование организации практики студентов психолого-педагогического направления на основе требований ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. - 2018, Ялта. - № 59-2. - С. 166-170.

9. Методические рекомендации по формированию и оценке универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры) / составители И. Ю. Тарханова, И. Г. Харисова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - 92 с.

10. Пилипенко, С. А. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации /

C. А. Пилипенко, А. А. Жидков, Е. В. Караваева, А. В. Серова // Высшее образование в России. - 2016. - № 6. - С. 5-15.

11. Саввина, Н. В. Формирование универсальных компетенций будущих магистров педагогики / Н. В. Савина, А. А. Хомкина // Реализация образовательных программ профессионального образования в условиях стандартизации: проблемы, поиски, решения : сборник материалов IV Всероссийского профессионально-образовательного форума. - 2018. - С. 237-243.

12. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. -С. 26-31.

116

И. Ю. Тарханова

13. Gruzdev, M., Kasakova, E., Kuznetsova, I., Tarkhanova, I. University graduates' soft skills: the employers' opinion // European journal of contemporary education. - 2018. - 7(4). - P. 690-698.

14. The future of education and skills //https://www.oecd.org/education/2030/E2030 %20Position%20Paper%20(05.04.2018). pdf (дата обращения: 20.08.2018).

15. Zhao, M., Javed, F., Jacob, F., McNair, M. Skill: a system for skill identification and normalization // Proceedings of the National conference on artificial intelligence «Proceedings of the 29th AAAI conference on artificial intelligence, AAAI 2015 and the 27th innovative applications of artificial intelligence conference, IAAI 2015» 2015. P. 4012-4017.

References

1. Belkina, V V. Koncept universal'nyh kompetencij vysshego obrazovaniya / V. V Belkina, T. V Makeeva // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 5. -S. 117-126.

2. Bodunkova, A. G. Formirovanie nadprofessional'nyh kompetencij: problemy i tekhnologii sovremennogo obrazovaniya / A. G. Bodunkova, I. P. Chernaya // Actual problems of the humanities Vienna. - 2015. - S. 26-36.

3. Borodina, T. S. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v vysshem profession-al'nom obrazovanii posredstvom integracii uchebnoj i nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov // Grani poznaniya: Ehlektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhur-nal VGSPU. - 2012. - № 5 (19). - S. 38-41.

4. Dvenadcat' reshenij dlya novogo obrazovaniya: doklad centra strategicheskih raz-rabotok i vysshej shkoly ehkonomiki. - M., aprel' 2018. - s. 13. [Ehlektronnyj resurs]. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/ED_Print.pdf. (data obrashcheniya: 28.04.2018).

5. Izmerenie i ocenka sformirovannosti universal'nyh kompetencij obuchayush-chihsya pri osvoenii obrazovatel'nyh programm bakalavriata, magistratury, specialiteta : kollektivnaya monografiya / pod .nauch. red. d. p. n. I. Yu. Tarhanovoj - Yaroslavl'.: RIO YAGPU, 2018. - 383 s.

6. Kazakova, E. I. Ob izmerenii sformirovannosti universal'nyh kompetencij studentov vuzov / Kazakova E. I., Tarhanova I. Yu. // Pedagogika. - 2018. - № 9. - S. 79-83.

7. Kejsy dlya ocenki sformirovannosti universal'nyh kompetencij obuchayush-chihsya pri osvoenii obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovaniya (programm bakalavriata, specialiteta, magistratury) / kollektiv avtorov pod obshch. red. I. Yu. Tarhanovoj. - Yaroslavl' : RIO YAGPU, 2018. - 219 s.

8. Ledovskaya, T. V. Sovershenstvovanie organizacii praktiki studentov psihologo-pedagogicheskogo napravleniya na osnove trebovanij FGOS // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018, Yalta. - № 59-2. - S. 166-170.

9. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu i ocenke universal'nyh kompe-tencij obuchayushchihsya pri osvoenii obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovaniya (programm bakalavriata, specialiteta, magistratury) / sostaviteli I. Yu. Tarhanova, I. G. Harisova. - Yaroslavl' : RIO YAGPU, 2018. - 92 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Pilipenko, S. A. Sopryazhenie FGOS i professional'nyh standartov: vyyavlen-nye problemy, vozmozhnye podhody, rekomendacii po aktualizacii / S. A. Pilipenko,

Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики

117

A. A. Zhidkov, E. V Karavaeva, A. V. Serova // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. -№ 6. - S. 5-15.

11. Savvina, N. V. Formirovanie universal'nyh kompetencij budushchih magistrov pedagogiki / N. V Savina, A. A. Homkina // Realizaciya obrazovatel'nyh programm professional'nogo obrazovaniya v usloviyah standartizacii: problemy, poiski, resheniya sbornik materialov IV Vserossijskogo professional'no-obrazovatel'nogo foruma. -2018. - S. 237-243.

12. Shadrikov, V D. Novaya model' specialista: innovacionnaya podgotovka i kompetentnostnyj podhod / V. D. Shadrikov // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2004. -№ 8. - S. 26-31.

13. Gruzdev, M., Kasakova, E., Kuznetsova, I., Tarkhanova, I. University graduates' soft skills: the employers' opinion // European journal of contemporary education. - 2018. - 7(4). - P. 690-698.

14. The future of education and skills //https://www.oecd.org/education/2030/E2030 %20Position%20Paper%20(05.04.2018). pdf (дата обращения: 20.08.2018).

15. Zhao, M., Javed, F., Jacob, F., McNair, M. Skill: a system for skill identification and normalization // Proceedings of the National conference on artificial intelligence «Proceedings of the 29th AAAI conference on artificial intelligence, AAAI 2015 and the 27th innovative applications of artificial intelligence conference, IAAI 2015» 2015. P. 4012-4017.

118

И. Ю. Тарханова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.