ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
М.С. МОЧАЛОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Е.Д. НИКИТИНА, МГАФК, п.г.т. Малаховка, Московская обл., Россия
Аннотация
В статье приведены данные об уровне сформированности компонентов самоорганизации спортсменов подросткового возраста, обучающихся в общеобразовательной школе, показано содержание компонентов в зависимости от степени их сформированности на среднем, выше среднего и ниже среднего уровнях. В ходе исследования было выявлено, что у половины школьников компоненты самоорганизации сформированы на среднем уровне. Таким образом, спортсмены подросткового возраста, обучающиеся в общеобразовательной школе, нуждаются в целенаправленном развитии
и педагогической поддержке процесса самоорганизации.
Ключевые слова: самоорганизация, планомерность, настойчивость, целеустремленность, фиксация, ориентация
на настоящее, уровень самоорганизации.
CHARACTERISTICS OF SELF-ORGANIZATION OF ADOLESCENT ATHLETES
M.S. MOCHALOVA, FSBIFSC VNIIFK; E.D. NIKITINA, MSAPC, Malakhovka, Moscow region, Russia
Abstract
The article contains data about the level of formation of components, self-organizational of adolescent athletes studying in a general school, shows the content of the components depending on their degree of formation on average, above average and below average levels. In the course of the study, it was revealed that in half of the schoolchildren, the components of self-organization were formed at an average level. In this way, adolescent athletes studying in a comprehensive school need targeted development and pedagogical support for the self-organization process.
Keywords: self-organization, consistency, perseverance, purposefulness, attachment, present orientation, level of self-
organization.
Введение
Под самоорганизацией в педагогических исследованиях, как правило, понимают деятельность по упорядочению и координации своих действий, их планированию и регулированию (коррекции), направленную на достижение поставленных целей. Важная роль умений самоорганизации для эффективного выполнения различных сложно переплетающихся видов деятельности не вызывает сомнений. В особенности это относится к спортсменам, которым необходимо совмещать активные занятия каким-либо видом спорта и учебную деятельность в общеобразовательной школе [5].
Исследований по самоорганизации школьников проводилось значительно меньше, чем для обучающихся
вуза. Известны диссертационные работы по формированию самоорганизации у младших школьников [7], обучающихся в основной школе (подростки) [6] и старших классах [2].
В то время как большая часть работ, посвященных самоорганизации профессиональной подготовки в вузе, рассматривает содержание самоорганизации в связи с обеспечением с ее помощью упорядоченности учебной деятельности обучающихся, исследования самоорганизации школьников сосредоточены в значительной степени на процессах «внутренней» самоорганизации, результатом которой является повышение качества освоения учебных дисциплин и развитие у обучающихся особенно востребованных в настоящее время личностных качеств,
таких, например, как способность к саморазвитию и самообразованию. Именно этим аспектам самоорганизации посвящено исследование, в котором основным средством развития самоорганизации подростков служит педагогическое управление данным процессом [6]. При этом главной задачей управления развитием самоорганизации становится создание организационно-педагогических условий, позволяющих учащемуся проявить себя в качестве субъекта процесса обучения. Акцент в данной работе сделан на достижение школьниками «ситуации успеха», а также разработку технологии деятельности учителя по самоорганизации учения школьников и обучение учителей предложенной технологии. Представленный подход к самоорганизации школьников не охватывает возможностей самоорганизации во внешнем плане (например, самостоятельного распределения времени), что требуется при сочетании различных видов деятельностей подростка-спортсмена. Таким образом, школьники-спортсмены подросткового возраста нуждаются в развитии самоорганизации как во «внутреннем», так и «внешнем» плане.
Важно подчеркнуть, что в многочисленных трудах по психологическим аспектам становления личности подростка указывается, что в этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, и это делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей. Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к самому себе [1]. Данное положение подтверждает целесообразность и обоснованность начала применения педагогических ресурсов для формирования самоорганизации деятельности школьников подросткового возраста.
Цель исследования: рассмотрение особенностей состава и уровня самоорганизации школьников-спортсме-
нов как важного условия для организации в общеобразовательной школе педагогической поддержки данного процесса.
Методы и организация исследования
Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы:
- анализ литературных источников;
- тестирование самоорганизации деятельности.
Полученные характеристики самоорганизации школьников-спортсменов подросткового возраста служат предпосылкой целенаправленного совершенствования данного процесса как самими школьниками, так и учителями общеобразовательной школы, организующими педагогическую поддержку самоорганизации спортсменов, обучающихся в общеобразовательной школе. Экспериментальная часть исследования проводилась на базе московской общеобразовательной школы № 2036 с участием обучающихся 7-9 классов спортивной направленности.
Результаты исследования
Более чем у половины школьников-спортсменов компоненты самоорганизации, как видно из таблицы, сформированы на среднем уровне, это такие как планомерность, самоорганизация в узком смысле (опора на внешние вспомогательные средства самоорганизации), фиксация (как устойчивость, приверженность к запланированному структурированию деятельности). Округляя данные таблицы, более наглядно видим, у какой части опрошенных из данной выборки степень сформирован-ности названных выше компонентов лишь в небольшой степени превышает половину: соответственно у 53, 56 и 59% (1-я группа).
Таблица 1
Уровень самоорганизации у школьников-подростков, занимающихся спортом (п = 34)
Параметр Уровень самоорганизации (%) Всего
выше среднего средний ниже среднего
Планомерность 5,9 52,9 41,2 100
Целеустремленность 20,6 67,6 11,8 100
Настойчивость 2,9 82,4 14,7 100
Фиксация 29,4 58,8 11,8 100
Самоорганизация 14,7 55,9 29,4 100
Ориентация на настоящее 23,5 70,6 5,9 100
Также у опрошенных спортсменов на среднем уровне сформированы компоненты: целеустремленность, ориентация на настоящее и настойчивость, но число таких школьников-спортсменов заметно больше, соответственно: 68, 71 и 82% (2-я группа). Оценка уровня сформиро-ванности компонентов (параметров) самоорганизации в обеих рассмотренных группах проводилась в соответствии с рекомендованной интерпретацией результатов опроса автора методики «Опросник самоорганизации деятельности» [2-4].
Для 1-й группы, состоящей более чем из половины опрошенных подростков, разработаны следующие характеристики:
> эти школьники-спортсмены в умеренной степени склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей (планомерность);
> при планировании своего рабочего и личного времени эти школьники полагаются как на вспомогательные средства (ежедневники, записные книжки, планинги),
так и на свою природную организованность (самоорганизация);
► школьники этой группы проявляют достаточную гибкость в планировании своей деятельности и построении отношений, но, несмотря на это, стремятся выполнять данные ими обязательства (фиксация).
Для 2-й группы, состоящей практически из двух третей опрошенных подростков, занимающихся спортом, разработаны следующие оценки:
• они достаточно хорошо видят и понимают свои цели, способны достигать их, хотя в их жизни могут быть периоды, когда не вся их деятельность направлена на достижение каких-либо ясных для них целей (целеустремленность);
• эти школьники-спортсмены способны видеть и ценить свое прошлое и будущее наряду с происходящим с ними в настоящий момент времени (ориентация на настоящее);
• школьники-спортсмены этой группы достаточно организованны и структурированны, способны на волевые усилия, хотя и могут оставлять начатое дело, переключаясь на более значимые для них виды деятельности (настойчивость).
Лишь на уровне «ниже среднего» у значительного числа опрошенных сформирован такой важный компонент самоорганизации, как планомерность, что характерно для почти половины школьников, занимающихся спортом (более 40%). Примерно у трети спортсменов-школьников на уровне «ниже среднего» сформирован компонент самоорганизация. При этом не очень велико число подростков-спортсменов, у кого выявлен уровень сформированности «ниже среднего» для таких компонентов самоорганизации, как настойчивость, целеустремленность, фиксация (менее чем у шестой части опрошенных по каждому компоненту). Единичны школьники-спортсмены с уровнем сформированности «ниже среднего» компонента самоорганизации «ориентация на настоящее».
Для оценки уровня самоорганизации «ниже среднего» названных выше компонентов предлагаются следующие характеристики:
► школьникам сложно дается планирование их деятельности и планомерное следование разработанному плану (планомерность);
► эти школьники не склонны при организации своей деятельности прибегать к помощи внешних средств, помогающих в управлении временем, что может негативно отражаться на уровне их самоорганизации в целом (самоорганизация);
► сформированность настойчивости у школьников на уровне «ниже среднего» свидетельствует о том, что им сложно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения, они склонны отвлекаться на посторонние дела (настойчивость);
► уровень сформированности «ниже среднего» компонента самоорганизации «целеустремленность» говорит о том, что школьники-спортсмены не всегда четко
видят свои цели или не склонны ставить перед собой конкретные цели, им может быть не свойственно к чему-либо целенаправленно стремиться и прилагать усилия для достижения поставленных целей (целеустремленность);
► сформированность на уровне «ниже среднего» компонента «фиксация» служит свидетельством того, что школьник является гибким человеком, легко переключается на новые виды деятельности и отношения. Но в отдельных ситуациях он может восприниматься как ребенок недостаточно обязательный и последовательный (фиксация);
► школьники-спортсмены с уровнем сформирован-ности «ниже среднего» компонента «ориентация на настоящее» склонны находить более ценным свое прошлое или будущее, нежели происходящее с ними «здесь и сейчас» (ориентация на настоящее).
Анализируя число школьников-спортсменов с уровнем развития компонентов самоорганизации «ниже среднего» и «выше среднего», следует отметить, что в целом эти показатели близки, различаясь в отношении конкретных компонентов. Особо выделяются показатели уровней сформированности «выше» и «ниже среднего» для компонента «планомерность», по которому школьников с уровнем «ниже среднего» значительно больше, чем с уровнем «выше среднего». Показатели числа опрошенных в процентном выражении с уровнем сформирован-ности компонентов самоорганизации «выше среднего» приведены в таблице. Далее даются характеристики школьников-спортсменов с уровнем сформированности у них рассматриваемых компонентов «выше среднего»:
1. «Фиксация» - исполнительные и обязательные подростки, стремятся всеми возможными способами завершать начатые дела. Возможно, они бывают недостаточно гибкими в планировании своей деятельности и построении отношений (29%).
2. «Ориентация на настоящее» - этих подростков характеризует склонность фиксироваться на происходящем с ними в настоящий момент времени, для них переживания и происходящее «здесь и сейчас» имеет особую ценность и значимость (23%).
3. «Целеустремленность» - они целеустремлены и целенаправленны, знают, чего хотят и к чему стремятся, идут по направлению к своим целям (20%).
4. «Самоорганизация (опора на внешние средства самоорганизации)» - подростки обладают высоким уровнем самоорганизации, при планировании склонны пользоваться вспомогательными средствами - ежедневником, планингом, бюджетированием времени (15%).
5. «Планомерность» - эти школьники достаточно планомерны, предпочитают последовательно реализовывать поставленные цели, имеют развитые навыки тактического планирования (6%).
6. «Настойчивость» - их можно охарактеризовать как волевых и организованных подростков, способных усилием воли структурировать свою поведенческую активность и завершить начатое дело (3%).
Заключение
Школьников-спортсменов подросткового возраста в целом характеризует недостаточный уровень развития самоорганизации. Так, с уровнем сформированности «выше среднего», было выявлено незначительное число опрошенных по всем компонентам самоорганизации. Примерно у четверти подростков на этом уровне сформированы «фиксация» (на структурировании деятельности) и «ориентация на настоящее». Это свидетельствует, во-первых, об их положительных качествах - исполнительности и обязательности, стремлении завершать начатые дела, но вместе с тем говорит о некоторой негибкости в планировании своей деятельности и построении отношений, а, во-вторых, о том, что они придают важное значение происходящему в данный момент вре-
мени, но, вероятно, недостаточно задумываются о будущем.
Последнее подтверждается тем, что из числа этих опрошенных только у 20% выявлен уровень планомерности (планирования), соответствующий градации «выше среднего». Не более чем у пятой части школьников-спортсменов на уровне «выше среднего» сформированы целеустремленность (качество, необходимое для эффективной самоорганизации) и самоорганизация как опора на внешние вспомогательные средства организации своей деятельности (планирование, ведение дневника, отчеты по итогам проделанного). Таким образом, спортсмены подросткового возраста, обучающиеся в общеобразовательной школе, нуждаются в целенаправленном развитии и педагогической поддержке процесса самоорганизации.
Литература
1. Голубь, О.В. Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающее ее внутреннюю самоорганизацию и саморегуляцию / О.В. Голубь // Вестник Волг. гос. ун-та. - 2012. - № 1 (з). - С. 94-100.
2. Львович, В.А. Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Львович. - М.:, 2006. - 19 с.
3. Мандрикова, Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности / Е.Ю. Мандрикова. - М.: Смысл, 2007. - 34 с.
4. Мандрикова, Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. - М., 2010. - № 2. -С. 87-111.
5. Мочалова, М.С., Никитина, Е.Д. Самоорганизация деятельности спортсменов // Физическая культура и спорт: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2019. - С. 130137.
6. Рыбакова, Н.Н. Педагогическое управление развитием самоорганизации подростков в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Рыбакова / Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2004. - 22 с.
7. Титаренко, Н.Н. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Титаренко. - Челябинск, 2004. - 22 с.
References
1. Golub, O.V. (2012), Self-concept as the existential nucleus of the individual providing for its internal self-organization and self-regulation, Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1 (3), pp. 94-100.
2. Lvovich, V.A. (2006), Formation of methods of self-organization of educational activities of high school students: avtoref. Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), Moscow, 19 p.
3. Mandrikova, E.Yu. (2007), Questionnaire of self-organization of activity, Moscow: Sense, 34 p.
4. Mandrikova, E.Yu. (2010), Development of a self-assembly questionnaire, Psikhologicheskaya diagnostika, no. 2, pp. 87-111.
5. Mochalova, M.S. and Nikitina, E.D. (2019), Self-organization of the activity of athletes, In: Physical Culture and Sports: Proceedings of the VI All-Russian Scientific-Practical Conference, Omsk, pp. 130-137.
6. Rybakova, N.N. (2004), Pedagogical management of the development of self-organization of adolescents in the learning process: avtoref. Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), Omsk, 22 p.
7. Titarenko, N.N. (2004), The formation of skills of self-organization of educational activity in primary school students: avtoref. Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), Chelyabinsk, 22 p.
e*)