Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SELF-ORGANIZATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчемкина Юлия Валерьевна, Фортыгина Светлана Николаевна, Махмутова Лариса Гаптульхаевна, Хасанова Марина Леонидовна

Повышение доли самостоятельной работы в учебных планах по педагогическим направлениям бакалавриата и активное применение информационных технологий в образовательном процессе требуют развития уровня самоорганизации будущих педагогов. Целью исследования является разработка принципов проектирования компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов. Посредством анализа программного продукта «Учебно-программный комплекс "Исследование процесса сжатия в поршневом двигателе внутреннего сгорания"» были сформулированы принципы проектирования компонентов виртуальной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчемкина Юлия Валерьевна, Фортыгина Светлана Николаевна, Махмутова Лариса Гаптульхаевна, Хасанова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE COMPONENTS OF THE VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR DEVELOPING THE LEVEL OF FUTURE TEACHERS ’ SELF-ORGANIZATION

Increasing the share of independent work in the curricula for undergraduate pedagogical areas and the active use of information technologies in the educational process require developing the level of future teachers’ self-organization. The aim of the research is to develop the principles of designing the components of a virtual educational environment for developing the level of future teachers’ self-organization. By analyzing the software product «Educational-software complex “Investigation of the compression process in a reciprocating internal combustion engine”, the principles of designing the components of a virtual educational environment were formulated.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

ционное обучение студентов приобрел в настоящее время, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федераций. В Амурском государственном университете электронное обучение осуществляется в системе дистанционного обучения МооШе (далее - СДО МооШе).

Преподавателями кафедры физической культуры разработан дистанционный курс по элективной дисциплине «Общая физическая подготовка».

В дистанционный курс включены следующие ресурсы: лекция, которая содержит теоретический материал и контрольные вопросы по общей физической подготовке; задания, включающие методические рекомендации для подготовки реферата; программы тренировок для самостоятельных занятий, направленные на развитие силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости; гиперссылки на видеоматериалы по теме курса.

Скриншот электронных курсов по элективной дисциплине «Общая физическая подготовка» в системе СДО МоосИе представлен на рисунке 1.

^ Доброй:

С л moodle.ar

к fri Куре: Общая фи:ичес<ая •u.m/course/view.php?id=689

□ X

Л 0 » О :

I СДОАмГУ Русский (ru) -

Общая физическая подготовка (982-об, 984-об, 986-ос)

Личный кабинет / Мои курсы / Общая физическая подготовка (982-об, 984-об, 98б-ос)

Д Елена Владимировна Токарь Я

Режим редактирования

В

Навигация

^ Личный кабинет # Домашняя страница > Страницы сайта V Мои курсы

> Элективные курсы по физической культуре и спорту

> Общая физическая подготовка (921 -узб)

> Элективные курсы по физической культуре и спорту (837-зс)

> Физическая культура и спорт (913-узб)

> Физическая культура и спорт (742узб) " Общая физическая

Чр) Объявления

§Й ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА: РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

В данной лекции рассмотрены следующие вопросы:

1. Теоретико-методические основы развития выносливости.

2. Средства развития выносливости

3. Методы развития выносливости

4. Тестовые упражнения для контроля развития общей выносливости Реферат

Необходимо написать реферат на тему "Развитие выносливости". В реферате дать определение выносливости, охарактеризовать виды выносливости, описать средства и методы развития общей и специальной выносливости. Предложить индивидуальный комплекс упражнений для развития выносливости. Реферат 5-10 стр., 1,5 интервала. 14 шрифт.

Почему

нужно развивать выносливость

р о и • 1 в о .1

Рисунок 1 - Скриншот электронных курсов по дисциплине «Общая физическая подготовка» в системе СДО

МооШе

Таким образом, освоение дисциплины «Общая физическая подготовка» дает возможность не только получить знания по предмету, но и повысить уровень физической подготовленности студентов, развить такие физические качества, как выносливость, быстрота, сила, гибкость, ловкость, и тем самым успешно сдать нормы комплекса ГТО. Использование электронного обучения позволяет бесконтактно обучать студентов, что обогащает процесс образования, делает его непрерывным и мобильным.

Контактная информация: tokar-elena@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2020

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Светлана Николаевна Фор-тыгина, кандидат педагогических наук, Лариса Гаптульхаевна Махмутова, кандидат

педагогических наук, доцент, Марина Леонидовна Хасанова, кандидат технических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Повышение доли самостоятельной работы в учебных планах по педагогическим направлениям бакалавриата и активное применение информационных технологий в образовательном процессе требуют развития уровня самоорганизации будущих педагогов. Целью исследования является разработка принципов проектирования компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов. Посредством анализа программного продукта «Учебно-программный комплекс "Исследование процесса сжатия в поршневом двигателе внутреннего сгорания"» были сформулированы принципы проектирования компонентов виртуальной образовательной среды.

Ключевые слова: самоорганизация, информационные технологии, виртуальная образовательная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p185-190

DESIGNING THE COMPONENTS OF THE VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR DEVELOPING THE LEVEL OF FUTURE TEACHERS' SELF-

ORGANIZATION

Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Larisa Gaptulkhaevna Makhmutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Leonidovna Khasanova, the candidate of technical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Increasing the share of independent work in the curricula for undergraduate pedagogical areas and the active use of information technologies in the educational process require developing the level of future teachers' self-organization. The aim of the research is to develop the principles of designing the components of a virtual educational environment for developing the level of future teachers' self-organization. By analyzing the software product «Educational-software complex "Investigation of the compression process in a reciprocating internal combustion engine", the principles of designing the components of a virtual educational environment were formulated.

Keywords: self-organization, information technologies, virtual educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Современные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предусматривают большой объём самостоятельной работы. В связи с этим повышается актуальность развития самоорганизации личности как умения самостоятельно ставить цели обучения, анализировать ситуацию, планировать деятельность, контролировать и корректировать свои действия, преодолевать препятствия на пути к цели и т. п. Различными аспектами проблемы самоорганизации обучающихся занимались различные учёные (А. Д. Ишков, Т. Д. Егорушкина,Д. И. Костюков, С. С. Куликова,Е. Ю. Манд-рикова, Т. Н. Носкова, и др.). Е. Ю. Мандрикова рассматривает самоорганизацию как структурирование личного времени, тактическое планирование и стратегическое целепо-лагание[4]. С. С. Куликова и Т. Н. Носкова говорят о том, что вопрос самоорганизации тесным образом связан с процессами профессионального саморазвития, самореализации, самовыражения, самопознания, самосовершенствования и самообразования [3]. А.Д. Иш-ковым разработан способ выявления уровня самоорганизации человека и на данное изобретение зарегистрирован патент (RU2282467C1). Диагностика самоорганизации по А.Д.

Ишкову предусматривает 6 шкал: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия. Т. Д. Егорушкина и Д. И. Костюков рассматривают вопросы взаимосвязи самостоятельной работы в вузе и самоорганизации личности и говорят о необходимости применения таких средств организации самостоятельной работы, которые накапливали бы у будущего специалиста опыт теоретического и практического мышления, овладение научными и нравственными представлениями о профессиональной культуре. Таким образом, можно говорить о том, что, с одной стороны, самоорганизация является необходимым условием самостоятельной работы студентов, а, с другой стороны, самостоятельная работа способствует развитию уровня самостоятельности [1].

Современные информационные технологии способствуют организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы, то есть дают возможность развивать уровень самоорганизации обучающихся. Мы считаем, что самоорганизация является важным качеством личности будущих педагогов. Таким образом, возникает необходимость проектирования виртуальной образовательной среды, которая будет способствовать развитию уровня самоорганизации будущих педагогов.

Цель исследования - разработка принципов проектирования компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления принципов проектирования компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов нами проанализирован созданный нами программный продукт «Учебно-программный комплекс "Исследование процесса сжатия в поршневом двигателе внутреннего сгорания"» (свидетельство о регистрации № 2018666052 от 12.12.2018, авторы -Ю.В. Корчемкина, М. Л. Хасанова, С. Ю. Коваленко, Е. А. Гафарова). Данный программный продукт был создан для проведения лабораторных работ по дисциплине «Техническая механика» при обучении студентов направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль - «Транспорт» [2].

При анализе программного продукта мы опирались на методику диагностики уровня самоорганизации А. Д. Ишкова, то есть рассматривали в качестве элементов самоорганизации целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Программный модуль предназначен для проведения лабораторной работы. Любая лабораторная работа предусматривает формулировку цели.

Первым этапом работы является проведение эксперимента с использованием двигателя внутреннего сгорания (рисунок 1), то есть сначала студенты должны изучить ход проведения эксперимента (проанализировать ситуацию). Чаще всего, такие работы выполняются в рабочих группах, поэтому студенты должны распределить обязанности и на основе общего плана эксперимента составить план работы группы и каждого студента. Результаты эксперимента заносятся в таблицу, причём уже на данном этапе необходимы умения самоконтроля и коррекции студентов рабочей группы, поскольку от правильности введённых данных зависит правильность выполнения всей лабораторной работы.

Следующие этапы работы предусматривают проведение расчётов на основе данных эксперимента. Сложность расчётов достаточно сильно варьируется: в каких-то случаях требуется перевести числовые данные из одной единицы измерения в другую, в других - расчёты являются трудоёмкими и выполняются по довольно сложным для многих студентов формулам (рисунок 2). На этом этапе необходимы как умения анализа ситуации, планирования, самоконтроля и коррекции, так и волевые усилия, чтобы довести расчёты до конца.

о

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СЖАТИЯ В ПОРШНЕВОМ ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Порядок проведения эксперимента

1. Определить температуру и давление окружающей среды. Данные занести в таблицу.

2. Пустить и прогреть двигатель до нормального теплового состояния.

3. Закрыть кран подачи топлива и выключить зажигание.

4. Полностью открыть воздушную и дроссельную заслонки.

5. Измерить давление в конце процесса сжатия при частоте вращения коленчатого вала 600 мин -1.

6. Повторить замер при частоте вращения коленчатого вала 1500 мин -1.

7. Результаты эксперимента занести в таблицу.

1. Исходные данные для расчетов

Марка двигателя ЗМЗ-66-06 Тип двигателя

Ди

Диаметр цилиндра, D, м о,092

Ход поршня, S, м 0,08

Степень сжатия, Е 7

1,4

Открыть таблицу

Удельная массовая 745 5

теплоемкость рабочего тела при постоянном объеме, су. Дж/(кг*К) Показатель адиабаты рабочего тела, к

2. Измеряемые данные

Давление окружающей среды, ро. мм рт.ст.

Температура окружающей среды. 1о. 'С Давление заряда в п1=600мин-1 ^^

конце процесса сжатия, рс. кг*с/см2 п2=1500мин-1 | -| р 5|

740

10

Рисунок 1 - Пример выполнения первого этапа лабораторной работы

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СЖАТИЯ В ПОРШНЕВОМ ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Параметры рабочего тела

Показатель политропы сжатия п1 n,=lg(Po^,yig(VAc)

Температура рабочего тела в конце процесса сжатия Те,К Тс=Т»*8П'

Количество рабочего тела, участвующего в процессе m, кг m=(Pe*VeV(287*Tc)

Удельная массовая теплоемкость рабочего тепа при политропном сжатии сп, Дж/(кг- К) сп=с/((п,-ку(п,-1))

Работа, затраченная на сжатие заряда L, Дж L = ((287*01)7(0,-1)) •(т.-тс)

Количество отведенной от рабочего тела теплоты 0,Дж Q=m*c„*(Te-T,)

Изменение внутренней энерти рабочего тела ди, Дж ди=т*с„*(Те-Т,)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Режим работы, п, мин-1 600 1500

1,19

458,7

0,0006 0,0006

-121,3 -133,6

Отчет

Марка двигателя - ЗМЗ-66-06 Тип двигателя - Дизельный

Показатель политропы сжатия при п=600 равен 1,19 Показатель политропы сжатия при п=1500 равен 1,32 Работа, затргненная на сжатие заряда, при п=600 составляет -121,3 Дж

Работа, затраченная на сжатие заряда, при п=1500 составляет -133,6 Дж

Количество отведенной от рабочего тела теплоты при п=600 равно -50,7 Дж

Количество отведенной от рабочего тела теплоты при п=1500 равно -24,3 Дж

Изменение внутренней энергии рабочего тела при п=600 составило 75,5 Дж

Изменение внутренней энергии рабочего тела при п=1500 составило 114,5 Дж Анализ результатов:

Параметры графика Контрольные oonpocu Тест Сохранить

Рисунок 2 - Пример формы для выполнения расчётов и заполнения отчёта

После верного выполнения всех расчётов, правильность которых проверяется программно, студенты получают доступ к шаблону отчёта (рисунок 2), в который автоматически помещаются основные результаты расчётов. Студенты должны дополнить отчёт, то есть внести в него цель лабораторной работы, кратко описать ход работы и проанализировать результаты выполнения работы. Таким образом, студенты анализируют свою деятельность, восстанавливают план, по которому они работали, делают выводы о достижении цели лабораторной работы.

Анализ показывает, что на всех этапах лабораторной работы используются и одновременно формируются несколько компонентов самоорганизации, поэтому данный программный продукт может выступать как прототип модуля виртуальной образовательной

среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов.

ВЫВОДЫ

Анализ программного продукта позволил сформулировать следующие принципы проектирования компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов:

1. Виртуальная образовательная среда должна состоять из частей, соответствующих изучаемым дисциплинам. Каждая часть в свою очередь включает в себя модули (занятия или отдельные задания).

2. Модули в большинстве случаев должны представлять собой задания для практических или лабораторных занятий, однако должны содержать также теоретический материал и другую справочную информацию.

3. В ходе выполнения заданий в рамках модуля студенты должны самостоятельно поставить цель работы и в конце произвести самоконтроль достижения данной цели.

4. Задания в модулях желательно построить в форме кейс-задания, в ходе выполнения которого студенты будут анализировать ситуацию, планировать свою работу, контролировать выполнение плана и при необходимости производить коррекцию плана и результатов выполнения работы.

5. Задания не должны быть слишком простыми, иначе говоря, они должны требовать волевых усилий для достижения поставленной цели.

6. Выполнение заданий может осуществляться как индивидуально, так и в группах, поскольку обе формы работы позволяют развивать у студентов умение самоорганизации.

Анализ учебных планов и рабочих программ дисциплин по педагогическим направлениям показывает, что подобные задания можно составить по многим дисциплинам, как техническим, математическим, естественнонаучным, так и гуманитарным.

Работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», тема «Виртуальная образовательная среда как средство реализации индивидуальной образовательной траектории с целью развития уровня самоорганизации будущих педагогов», заявка ШК-20-04-15/1, 15.04.2020.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорушкина, Т.Д. Формирование направленности личности на самоорганизацию при выполнении самостоятельной работы в условиях обучения в высшей школе / Т.Д. Егорушкина, Д.И. Костюков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 3 (47). - С. 150-164. - URL : https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2572/ (дата обращения: 01.06.2020).

2. Применение педагогических программных средств в образовательном процессе вуза и их роль в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся / Ю.В. Корчем-кина, Е.А. Гафарова, М.Л. Хасанова, Л.Н. Аксенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 95-100.

3. Куликова, С.С. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде университета / С.С. Куликова, Т.Н. Носкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. -№ 83. - С. 78-87.

4. Мандрикова, Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 59-83.

REFERENCES

1. Egorushkina T.D. and Kostyukov, D.I. (2018), "The formation of the orientation of the individual towards self-organization when performing independent work in the conditions of study at a higher school", Scientific Notes: The online academic journal of Kursk State University, No. 3 (47), pp. 150-164,

2. Korchemkina, Yu.V., Gafarova, E.A., Khasanova, M.L. and Aksenova, L.N. (2018), "Application of pedagogical software in educational process of the higher school and its role in building of individual educational trajectory of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 95-100.

3. Kulikova, S.S., Noskova, T.N. (2009), "The formation of students' self-organization competency as the basis of learning in the modern educational environment of the university", Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, No. 83, pp 78-87.

4. Mandrikova E.Yu. (2010), "Development of a self-organization questionnaire", Psychological diagnosis, No. 2, pp. 59-83.

Контактная информация: kjv_intser@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2020

УДК 796.011

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЛИЦЕЙСКИХ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СБИВАЮЩИХ

ФАКТОРОВ

Владимир Иванович Косяченко, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Михайлович Таланов, преподаватель, Роман Павлович Егоров, преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

Служебно-боевые задачи сотрудники органов внутренних дел в основном выполняют в условиях сбивающих факторов, однако процесс их профессионально-прикладной физической подготовки осуществляется, как правило, в обычных условиях, что снижает эффективность решения данных задач. Цель работы - определить влияние сбивающих факторов на результативность полицейских в различных двигательных заданиях. Практическая значимость исследования - использовать сбивающие факторы в процессе профессионально-прикладной физической подготовки полицейских. В работе авторами использовались теоретический анализ литературных источников, педагогические контрольные испытания, методы определения психического состояния, методы математической статистики. Авторами выявлено, что наиболее значимые сбивающие факторы, которые оказывают существенное негативное влияние на двигательные возможности полицейских -утомление, ночное время суток, выполнение упражнений в бронежилете с оружием; на показатели психического состояния - ночное время суток, шумовые помехи и эмоциональное напряжение.

Ключевые слова: сбивающие факторы, двигательные задания, сотрудники органов внутренних дел, результаты, моделирование условий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p190-193

MOTOR OPPORTUNITIES AND INDICATORS OF THE MENTAL STATE OF THE POLICE UNDER THE INFLUENCE OF DISTRACTING FACTORS

Vladimir Ivanovich Kosyachenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktor Mikhailovich Talanov, the teacher, Roman Pavlovich Egorov, the teacher, Volgograd academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract

Service and combat tasks of employees of the internal affairs bodies are mainly performed in conditions of confounding factors, but the process of their professional and applied physical training is usually carried out in normal conditions, which reduces the effectiveness of solving these tasks. The purpose of the article is to determine the influence of confounding factors on the performance of police officers in various motor tasks. The practical significance of the research is to use confounding factors in the process of professional and applied physical training of police officers. The authors used theoretical analysis of literary sources, pedagogical control tests, methods for determining the mental state, and methods of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.