Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SELF-ORGANIZATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортыгина С.Н., Корчемкина Ю.В., Махмутова Л.Г., Хасанова М.Л., Белоусова Н.А.

Введение. В статье обоснована важность умения построения индивидуальной образовательной траектории для будущих педагогов и необходимость развития уровня самоорганизации. Целью статьи является обоснование необходимости применения виртуальной образовательной среды для развития у будущих педагогов уровня самоорганизации и умения построения индивидуальной образовательной траектории. Материалы и методы. Основными методами исследования являются диагностическая методика А. Д. Ишкова, предназначенная для определения уровня самоорганизации, а также анализ литературы по проблемам самоорганизации и построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Результаты. Проведена диагностика уровня самоорганизации будущих педагогов, установлено, что данный уровень у обучающихся сформирован в недостаточной мере. Рассмотрены ранее спроектированные программные модули, предназначенные для построения индивидуальной образовательной траектории. Спроектирован программный продукт, способствующий обучению студентов самостоятельному построению индивидуальной образовательной траектории и повышению уровня самоорганизации будущих педагогов. Обсуждение. Высказано предположение, что интеграция разработанного программного продукта в виртуальную образовательную среду будет способствовать повышению уровня самоорганизации будущих педагогов. Заключение. Сделан вывод о необходимости совместного развития уровня самоорганизации и обучения будущих педагогов построению индивидуальной образовательной траектории. Основные положения: - проведено исследование уровня самоорганизации будущих педагогов по методике А. Д. Ишкова; - проанализированы программные продукты, которые можно применять при проектировании индивидуальной образовательной траектории; - предложен программный продукт, который будет способствовать повышению уровня самоорганизации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортыгина С.Н., Корчемкина Ю.В., Махмутова Л.Г., Хасанова М.Л., Белоусова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF BUILDING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY FOR DEVELOPING THE LEVEL OF FUTURE TEACHERS' SELF-ORGANIZATION

Introduction. The article substantiates the importance of the ability to build an individual educational trajectory for future teachers and the need to develop the level of self-organization. The aim of the article is to justify the need for a virtual educational environment for developing the level of future teachers' self-organization and the ability to build an individual educational trajectory. Materials and methods. The main research methods are the diagnostic technique of A. D. Ishkov, designed to determine the level of self-organization, as well as an analysis of the literature on the problems of self-organization and building an individual educational trajectory for students. Results. Diagnostics of the level of future teachers' self-organization was carried out, it was found that this level was insufficiently formed among students. Previously designed software modules to build an individual educational trajectory are considered. There has been designed a software product that helps students to learn how to build an individual educational trajectory independently and increase the level of future teachers' self-organization. Discussion. It has been suggested that the integration of the developed software product into the virtual educational environment will contribute to increase the level of future teachers' self-organization. Conclusion. The conclusion is drawn about the need for joint development of the level of self-organization and training of future teachers in building an individual educational trajectory. Highlights: There was conducted a study of the level of future teachers' self-organization according to the technique of A. D. Ishkov; There also analyzed software products that can be used in the design of an individual educational trajectory; There is proposed a software product that will help to increase the level of students' self-organization.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.155.2.013

УДК 378 и

ББК 74.48

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: fortyginasn@cspu. ru

Старший преподаватель кафедры математики, естествознания и методики обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

гуманитарно-педагогическии университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

математики, естествознания и методики обучения математике

г. Челябинск, Российская Федерация,-

3 л

С. Н. Фортыгина1, Ю. В. Корчемкина2,

Л. Г. Махмутова3, М. Л. Хасанова4, Н. А. Белоусова5 о

§

ЮЯСГО № 0000-0002-1051-9960 1

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, |

психологии и предметных методик, Южно-Уральский §

„ ж

государственный гуманитарно-педагогический университет, ^

3

л ^

а §

^СГО № 0000-0002-5864-8075 *

з

л ^

о

№ О

а

О

о

E-mail: korchemkinayuv@cspu.ru О

е ж

3ORCID № 0000-0002-0866-7999 §

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ж

ск

математики, естествознания и методики обучения математике §

к

и естествознанию, Южно-Уральский государственный ^

§

о* ж

О Й

E-mail: mahmutovalg@cspu.ru &

рз

4ORCID № 0000-0002-6558-2254 §

з

Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры 11

автомобильного транспорта, информационных технологий и методики обучения техническим дисциплинам, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, О р г. Челябинск, Российская Федерация. ^ л

E-mail: khasanovaml@cspu.ru | р

г ^ к

5ORCID № 0000-0001-9873-320X § ^

Доцент, доктор биологических наук, заведующий кафедрой ^.

К кк

и естествознанию, Южно-Уральский государственный § g

§

о* ж

о о а

е к

гуманитарно-педагогический университет, ^ §

^ S ОО

^ ж

E-mail: belousova@cspu.ru § §

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ

САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

Введение. В статье обоснована важность умения построения индивидуальной образовательной траектории для будущих педагогов и необходимость развития уровня самоорганизации. Целью статьи является обоснование необходимости применения виртуальной образовательной среды для развития у будущих педагогов уровня самоорганизации и умения построения индивидуальной об-

| разовательной траектории.

^ Материалы и методы. Основными методами исследования

§

^ являются диагностическая методика А. Д. Ишкова, предназначен-

^ а

«о

0

1

а

го

3

£

©

и

ная для определения уровня самоорганизации, а также анализ ли-

а" тературы по проблемам самоорганизации и построения индивиду-

§ альной образовательной траектории обучающихся.

¡^ Результаты. Проведена диагностика уровня самоорганиза-

ции будущих педагогов, установлено, что данный уровень у обучающихся сформирован в недостаточной мере. Рассмотрены ранее спроектированные программные модули, предназначенные для построения индивидуальной образовательной траектории. Спроектирован программный продукт, способствующий обучению студентов ^ самостоятельному построению индивидуальной образовательной тра-| ектории и повышению уровня самоорганизации будущих педагогов.

Обсуждение. Высказано предположение, что интеграция

^ разработанного программного продукта в виртуальную образовала

^ тельную среду будет способствовать повышению уровня самоорганизации будущих педагогов. | Заключение. Сделан вывод о необходимости совместного

развития уровня самоорганизации и обучения будущих педагогов построению индивидуальной образовательной траектории. ^ Ключевые слова: самоорганизация; индивидуальная обра-

зовательная траектория; виртуальная образовательная среда.

1 Введение (Introduction)

Построение информационного общества создаёт необходимость применения информационных технологий во всех сферах жизни и расширения возможностей их использования. В сфере высшего образования информационные технологии применяются как для проведения аудиторных теоретических и практических занятий, так и для организации самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной). В связи с этим повышаются требования к уровню самоорганизации

дущих педагогов, которым в силу специфики профессии придётся ¡ать принципу «обучения через всю жизнь». Мы считаем, что умение построения и реализации индивиду-

Основные положения:

- проведено исследование уровня самоорганизации буду- и

р

щих педагогов по методике А. Д. Ишкова; 3

уал

- проанализированы программные продукты, которые мож- ь

на

но применять при проектировании индивидуальной образователь- §

о

ной траектории; ра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

- предложен программный продукт, который будет способ- ва ствовать повышению уровня самоорганизации обучающихся. л

ж §

сре е

д а

как к

с р е д с т в о п о с т р о е

ни

студентов и их умению самостоятельно строить индивидуальную об- §

ин

разовательную траекторию. Особенно важны данные умения для бу- ди

в

и

дуа

следовать принципу «обучения через всю жизнь». Ь

н

о о

альной траектории и самоорганизация студентов взаимосвязаны, поэ- р

тому развитие одного умения будет способствовать развитию другого.

Проблемам самоорганизации посвящены работы Ф. В. Греч- ^

л

никова, А. Д. Ишкова, Л. С. Клентак, Е. Ю. Мандриковой, К. В. Тро- ж

а й

фимова, Я. О. Устиновой и др. [1; 2; 3; 4].

Понятие индивидуальной образовательной траектории рассматривается в исследованиях Г. Ф. Берсеневой, Л. А. Кабановой, О. И. Лазаревой, Л. А. Найниш, П. В. Сысоева, А. Г. Фурина, А. А. Шку-

новой и др. [5; 6; 7; 8; 9]. д р

Мы согласны с определением термина «индивидуальная об- и Ц

разовательная траектория», которое даёт П. В. Сысоев. Он понимает п §

под индивидуальной образовательной траекторией персональный ^чу путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной

о ^ ^ §

И о

а

к

-к к К О/

к

о £

й 0>

о ж

№ So

а

«о

О Ю I

«О

О

Ж

а и

«О

О I

«

Ж §

I

У

f

И5

Si «

Ж Ж

го

3 £

рО и

задачи) конкретным обучающимся, соответствующей его способностям, мотивам, интересам и потребностям [8].

В качестве средства обучения построению индивидуальной образовательной траектории и развития уровня самоорганизации мы предлагаем использовать виртуальную образовательную среду.

Цель исследования — обосновать необходимость применения виртуальной образовательной среды для развития у будущих педагогов уровня самоорганизации и умения построения индивидуальной образовательной траектории.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Нами проведена диагностика уровня самоорганизации у студентов по методике А. Д. Ишкова. Диагностика проводилась у студентов, обучающихся по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение, профиль «Транспорт» и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование. Дошкольное образование», в исследовании приняли участие 39 обучающихся.

3 Результаты (Results)

Исследование уровня самоорганизации будущих педагогов показало следующие результаты (Таблица 1):

Таблица 1 — Результаты диагностики уровня самоорганизации Table 1 — The results of the diagnosis of the level of self-organization

Диапазон значений, % Качественная характеристика диапазона Доля обучающихся, %

0-20 Низкий показатель -

21-40 Пониженный показатель 20,5

41-60 Средний низкий уровень 35,9

61-80 Повышенный показатель 28,2

81-100 Высокий показатель 15,4

По результатам диагностики можно констатировать, что большинство исследуемых (56,4 %) имеет пониженный или средний низкий уровень развития самоорганизации, следовательно, у них будут возникать трудности с построением и реализацией индивидуальной образовательной траектории.

чемкина, В. П. Мальцев, свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019666272, 06.12.2019).

мер работы программного продукта представлен на рисунке 1.

а

Таким образом, исследование показало, проблема развития уровня самоорганизации у студентов и обучения их построению и Ви

реализации индивидуальной образовательной траектории является рту

уал

актуальной. ь

на

Существуют различные подходы к построению индивиду- §

о

альной образовательной траектории обучающихся. В ранее прово- а

3

димых исследованиях мы предлагали использовать при построении | индивидуальной образовательной траектории показатели умствен- ел ной работоспособности обучающихся [10]. |

Нами были спроектированы два программных продукта:

1. «Проектирование образовательной траектории обучающихся на основе психофизиологического профиля» (авторы — Н. А. Белоусова, Ю. В. Корчемкина, В. П. Мальцев, свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2018611405, 01.02.2018).

2. «Построение индивидуальной образовательной траекто- по рии обучающихся на основе объективных показателей когнитив-

§ с р е д а

как к

с р е д с т в о

С5

р

ое

ной работоспособности» (авторы — Н. А. Белоусова, Ю. В. Кор- ни

§

и н д и в

ид

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый программный продукт определяет вероятностные уа

л

характеристики выполнения трёх уровней заданий: репродуктивного, но

продуктивного и творческого — на основании показателя простой о

р

зрительно-моторной реакции (уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы). На основании данных показателей преподаватель на практическом занятии может сделать вывод о текущей работоспособности студента и предложить ему задания, которые он с большой вероятностью сможет выполнить. При- о а

г ек

наи кто 3 р

о в

а т

ель

о* н

со

а Й

мт о

8

8

-К и

и л

др уа

и в

ии § т

пи е§

да у гр

оо

г

он в

а

«о

0

1

I ^

«О

О Ж

а и

«О

0

1

«

Ж

§

I

у

f и;

Si

а ж ж

го

3 £

в

U

Рисунок 1 — Пример работы программного продукта «Проектирование образовательной траектории обучающихся на основе психофизиологического профиля»

Figure 1 — An example of working of the software product "Designing the educational trajectory of students based on the psychophysiological profile"

В дальнейшем данный программный продукт был модифицирован. При проектировании второй версии в основу построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся были положены показатели простой зрительно-моторной реакции и сложной зрительно-моторной реакции, а задания были классифицированы по четырём уровням. Пример работы программного продукта представлен на рисунке 2.

Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе объективных показателей когнитивной работоспособности

Исходные данные Уровень эффективности деятельности (ПЗМР)

Уровень 1

Выше среднего (50-74.9)

Уровень работоспособности (СЗМР)

Траектория

0,5-1,0

Уровень 2 0,5-1,0

Репродуктивные задачи- задачи на простое воспроизведение изученного

Алгоритмические задачи- решаются по алгоритму, заданному в виде формулы, правила и т.п.

Выше среднего [50-74,9)

Уровень 3

0-0,7

Трансформированные задачи- решаются на основе известных формул в новых ситуациях.

Рассчитать траекторию

Уровень 4

0-0,5

Творческо-поисковые задачи - решаются на основе творческого сочетания мыслительных операций

Рисунок 2 — Пример работы программного продукта «Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе объективных показателей когнитивной работоспособности» Figure 2 — An example of working of the software product "Building an individual educational trajectory of students based on objective indicators of cognitive performance"

Программные продукты могут быть использованы для более эффективной организации практических и лабораторных занятий по любым дисциплинам, однако они не способствуют развитию уровня самоорганизации студентов и их обучению самостоятельному построению индивидуальной образовательной траектории.

Для обучения будущих педагогов самостоятельному построению индивидуальной образовательной траектории нами спроектирован программный продукт «Фотография учебного процесса». Данный программный продукт позволяет студенту самостоятельно планировать ход и время выполнения данных преподавателем заданий, фиксировать фактическое время выполнения задания и по окончании занятия проводить рефлексию собственной деятельности. Преподаватель может анализировать отчёты студентов, определять их индивидуальные особенности и использовать эту информацию при проведении следующих занятий. Пример работы прог-

а

«о

о £

^ раммного продукта представлен на рисунке 3.

а

«о

о ж а

и ^

а

«о

о |

Ч

а

ж §

I

у

I

сц

2>

а ж ж

го

о

и

Щ Фотография yuetиого процесс! — □

Студент. Королева Марина Сергеевне Группа - 263

Дисциплина - Математика Дата занятия - 20 мая 2020 г Сохранить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватель - Корчегж»« Югия Валерьевна Время мнятия -10 25-12 00

Задание 1 Задание 2 Задание 3

План выпопнеьмя задания План ныпопнеию задания План выполнения задания

Ппажруемое время Факттеское время Планируемое время Фаютеское время Планфуемое время Фактическое время

выпогнетя мин выполнения мин выгюгиенмя wh выгюпнемия um выпогхемия мин выполнения uiw

Задание 4

План выполнения задания

Планируемое время Фактическое время выпог**ч«я мин выполнения м»<

Рисунок 3 — Пример работы программного продукта «Фотография учебного процесса»

Figure 3 — An example of working of the software product "Photography of the educational process"

Программный продукт «Фотография учебного процесса» может быть интегрирован в виртуальную образовательную среду, содержащую в качестве компонентов программные модули, соответствующие отдельным заданиям или занятиям, и использоваться совместно с другими компонентами.

4 Обсуждение (Discussion)

При проведении исследования уровня самоорганизации студентов мы использовали методику А. Д. Ишкова (патент RU2282467C1). В данной методике в качестве компонентов самоорганизации рассматриваются умения целеполагания, анализа ситуации, планирования, самоконтроля, коррекции и волевых усилий. Мы считаем, что применение виртуальной образовательной среды, состоящей из прог-

§ раммных модулей, соответствующих отдельным заданиям или заня-

о

^ тиям, и программного модуля «Фотография учебного процесса», будет

tq способствовать развитию данных умений и, следовательно, повыше-

а

«о

о

нию уровня самоорганизации будущих педагогов, а также развитию умения самостоятельного построения образовательной траектории. | 5 Заключение (Conclusion)

Развитие уровня самоорганизации и умения самостоятель-

^ а

«о

0

1

ного построения индивидуальной образовательной траектории будущих педагогов должно производиться совместно.

В качестве средства формирования и развития данных умений может выступать виртуальная образовательная среда, предна-п значенная для организации и проведения практических и других ^ занятий по различным дисциплинам и содержащая не только элек ,на тронные версии заданий, но и модуль для планирования выполне-

§

го

3

s о

и

ния заданий и рефлексии собственной деятельности.

^ 6 Благодарности (Acknowledgments)

cq Работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский

Si государственный педагогический университет», тема «Виртуаль-| ная образовательная среда как средство реализации индивидуальной образовательной траектории с целью развития уровня самоорганизации будущих педагогов», заявка ШК-20-04-15/1, 15.04.2020. ^ Авторы выражают благодарность за финансовую поддержку

исследования.

10. Belousova N.A., Maltsev V.P. & Korchemkina Yu.V. (2018),

Библиографический список

1. Гречников Ф. В., Клентак Л. С. Самоорганизация самостоятельной работы студентов. Пути совершенствования : монография. Самара : Самарский научный центр РАН, 2018 - 164 с. ~

2. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельно- ^ сти (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 59-83. Ц

3. Трофимов К. В. Самоорганизация как условие организации жизнедея- § тельности студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 5 (27). С. 9-18. ^

4. Устинова Я. О. Формирование умений самоорганизации и само- X контроля учебной деятельности у студентов вузов: автореферат дис. ... канд. пед. §

наук: 13.00.08. 2000. - 20 с. |

§

5. Берсенева Г. Ф. Индивидуальная образовательная траектория и усло- § вия ее реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 9. § С. 20-21. ^

6. Кабанова Л. А., Шкунова А. А. Проектирование индивидуальных об- §

разовательных траекторий в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 339-343.

7. Лазарева О. И., Найниш Л. А. Индивидуальная траектория обучения ^ студента как форма реализации личностно-ориентированного подхода : моно- с^ графия. Пенза : ПГУАС, 2016. - 120 с. §

8. Сысоев П. В. Обучение по индивидуальным образовательным траек- ^ ториям // Вопросы методики преподавания в вузе. 2013. № 2 (16). С. 13-24. &

9. Фурин А. Г. Сущность индивидуальной образовательной траектории: § институциональный аспект // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 9. Ьч С. 41-43. ^

R

O

a o'

"Psychophysiological predictors of preservation of students health under ex- ^ amination stress", Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, vol. ^ 10, No. 10, pp. 2616-2620. $

O &

S. N. Fortygina\ Yu. V. Korchemkina2, L. G. Makhmutova3, M. L. Khasanova4- r

r

r

< ö N. A. Belousova5 |

1ORCID No. 0000-0002-1051-9960 ^

Candidate of Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of Pedagogy, ö

Psychology and Subject Methods, South South-Ural state ö

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. t

E-mail: fortyginasn@cspu.ru ^

f ?

2ORCID No.0000-0002-5864-8075 — ?

r ö

Senior Lecturer at the Department of Mathematics, Science and Teaching a ö Methods of Mathematics and Science, South-Ural state S. §

' N O

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. S r

E-mail: korchemkinayuv@cspu.ru n

3ORCID No.0000-0002-0866-7999 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Mathematics, Science and Teaching Methods of Mathematics and Science, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: mahmutovalg@cspu.ru

4ORCID No.0000-0002-6558-2254 Docent, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the Department of Automobile Transport, Information Technologies and Methods of Teaching Technical Disciplines, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: khasanovaml@cspu.ru

5ORCID No.0000-0001-9873-320x Docent, Candidate of Biological Sciences,

av Head of the Department of Mathematics, Science and Teaching Methods of

o

Mathematics and Science, South-Ural state

to s -2 oq

a >

o s a

to

a -s:

£

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: belousova@cspu.ru

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF BUILDING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY FOR DEVELOPING ^ THE LEVEL OF FUTURE TEACHERS'

^ SELF-ORGANIZATION

a

o

Abstract

Introduction. The article substantiates the importance of

the ability to build an individual educational trajectory for future

tí teachers and the need to develop the level of self-organization.

Q- The aim of the article is to justify the need for a virtual educase

^ tional environment for developing the level of future teachers' tí self-organization and the ability to build an individual educational al trajectory.

Materials and methods. The main research methods are the diagnostic technique of A. D. Ishkov, designed to determine the

J» level of self-organization, as well as an analysis of the literature on the problems of self-organization and building an individual ^ educational trajectory for students.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results. Diagnostics of the level of future teachers' self -

organization was carried out, it was found that this level was in- r

sufficiently formed among students. Previously designed soft- |

ware modules to build an individual educational trajectory are u!

c

considered. There has been designed a software product that

2. Mandrikova E.Yu. (2010) Razrabotka oprosnika samoorganizatsii

n

helps students to learn how to build an individual educational tra- | jectory independently and increase the level of future teachers' v self-organization.

Discussion. It has been suggested that the integration of the developed software product into the virtual educational environment will contribute to increase the level of future teachers' self-organization.

Conclusion. The conclusion is drawn about the need for ^

(6

a

n

s

s

s

g

a n

n

d

joint development of the level of self-organization and training of g future teachers in building an individual educational trajectory.

Keywords: Self-organization; Individual educational tra jectory; Virtual educational environment.

Highlights: I

There was conducted a study of the level of future teach- ^

§

ers' self-organization according to the technique of A. D. Ishkov; i There also analyzed software products that can be used in ^ the design of an individual educational trajectory;

There is proposed a software product that will help to in- I

crease the level of students' self-organization. I

References I

fa

1. Grechnikov F.V., Klentak L.S. (2018) Samoorganizatsiya sa- >■§ mostoyatel'noy raboty studentov. Puti sovershenstvovaniya [Self- c^ organization of students' independent work. Improvement paths]. Samarskiy nauchnyy tsentr RAN, Samara, 164 p. (In Russian). I

e

<—i

deyatel'nosti (OSD) [Development of a self-organization activity question- ^ ^

I ^

naire]. Psikhologicheskaya diagnostika. 2, 59-83. (In Russian). — »

3. Trofimov K.V. (2019) Samoorganizatsiya kak usloviye organi- gg

zatsii zhiznedeyatel'nosti studentov vuza [Self-organization as a condition for n §

z' o

organizing the life of university students]. Nauchno-pedagogicheskoye oboz- ® D reniye. 5 (27), 9-18. (In Russian). n ^

4. Ustinova Ya.O. (2000) Formirovaniye umeniy samoorganizatsii i samokontrolya uchebnoy deyatel'nosti u studentov vuzov [The formation of skills of self-organization and self-control of educational activities among university students]. 20. (In Russian).

5. Berseneva G.F. (2014) Individual'naya obrazovatel'naya tray-ektoriya i usloviya yeyo realizatsii [Individual educational trajectory and conditions for its implementation]. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda. 9, 20-21. (In Russian).

6. Kabanova L.A., Shkunova A.A. (2018) Proyektirovaniye individu-al'nykh obrazovatel'nykh trayektoriy v vuze [Designing individual educational trajectories at a university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 59-3, 339-343. (In Russian).

7. Lazareva O.I., Nainish L.A. (2016) Individual'naya trayektoriya obucheniya studenta kak forma realizatsii lichnostno-oriyentirovannogo podkhoda [Individual trajectory of student learning as a form of implementation of a personality-oriented approach]. PGUAS, Penza, 120 p. (In Russian).

§ 8. Sysoev P.V. (2013) Obucheniye po individual'nym obra-

| zovatel'nym trayektoriyam [Training on individual educational paths]. Vo-

prosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2(16), 13-24. (In Russian).

CO

9. Furin A.G. (2016) Sushchnost' individual'noy obrazovatel'noy ^ trayektorii: institutsional'nyy aspekt [The essence of individual educational a" trajectory: institutional aspect]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 9,

41-43. (In Russian).

10. Belousova N.A., Maltsev V.P. & Korchemkina Yu.V. (2018), "Psychophysiological predictors of preservation of students health under examination stress", Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, vol. 10, No. 10, pp. 2616-2620.

>

o s a

a §

kh

I

a" in ki

m e

ech

r

£

"a in

ityg

r

roF £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.