Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЛОГОПЕДИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хвостикова А.А.

сохранение здоровья детей в процессе обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Постепенное включение в каждое занятие различных видов массажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр, гимнастики для глаз создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Эти элементы регулярно повторяются и чередуются на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

(Отвести мизинец вбок в плоскости ладони и задержать на 2-3 секунды.) Да скучно ему гулять одному.

(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходное положение.) Зовет он братца вдвоем прогуляться.

(Отвести вбок мизинец и безымянный палец, прижатые друг к другу; задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно им гулять двоим.

(Мизинец и безымянный палец чуть покачиваются, затем возвращаются в исходное положение.)

Зовут братца втроем прогуляться.

(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать на 2-3 секунды.) Грустно старшим сидеть в избе.

(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.) Зовут они братцев домой к себе.

(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)

Повторить движения другой рукой, а впоследствии выполнять одновременно двумя руками. "У жирафов"

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями). На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Список литературы

1. Пальчиковые игры: [развиваем мышление, речь, мелкую моторику: для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт.-сост. Е. Шарикова; худож. Т. Чижкова]. М.: Стрекоза.

2. Умные ручки: пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет: [практ. пособие] / авт.-сост. Андрей Хвостовцев. Новосибирск: Изд-во Сибир. университет, 2008.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Хвостикова А.А.

Хвостикова Алёна Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: сохранение здоровья детей в процессе обучения - одна из приоритетных задач педагогики.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Постепенное включение в каждое занятие различных видов массажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр, гимнастики для глаз создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Эти элементы регулярно повторяются и чередуются на занятиях.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дошкольники, логопедия.

Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на речь ребенка. Между тем многими исследователями установлено, что в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Становление речи тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие.

Развитие мелкой моторики проходит во время индивидуальных и подгрупповых занятий. Применяются здоровьесберегающие технологии, методы оздоровления на логопедических занятиях, которые помогают развивать двигательные умения, улучшают здоровье детей.

В процессе коррекционно-воспитательного процесса логопедического направления использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Артикуляционная гимнастика.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима - дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально - речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием

45

силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

Целью является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

4. Развитие общей моторики.

Оздоровительные паузы - физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

5. Развитие мелкой моторики.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

6. Су-джок терапия

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

7. Самомассаж.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Значение мелкой моторики для нормального развития ребенка с первых дней его жизни очень велико. Хаотичные поначалу движения ручек постепенно начинают приобретать целенаправленность, а много позднее и точность. Уровень развития речи ребенка связан с уровнем развития тонкой моторики пальчиков. И заботиться о своевременном развитии необходимо с первых недель его жизни.

Список литературы

1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001.

3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ // Управление ДОУ, 2004.

4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в дет. саду. М.: Сфера, 2003.

5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999.

6. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова. М., 2009 (библиотека журнала «Логопед».вып. 6)

46

7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.

8. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.

9. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед, 2004.

ВИММЕЛЬБУХИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ Хвостикова А.А.

Хвостикова Алёна Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: книги виммельбухи для детей - это важный инструмент для развития речи, визуальной дифференциации, внимательности и памяти. Эту книгу можно просматривать часами - подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями. Ключевые слова: виммельбух, дошкольники, развитие речи.

По последним исследованиям - для наилучшего формирования речи детей им следует разглядывать книжки, в которых отсутствует текст. Однако имеются иллюстрации, согласно которым возможно сочинять интересные истории. Ранее это были детские журналы, где картинок много, а текста - по минимуму. Например, журнал «Весёлые картинки», книга «Рассказы в картинках» с иллюстрациями Николая Радлова - нарисованные истории про зверей и птиц, в которых можно заметить человеческие нравы, переживания, эмоции. Отмечу, что похожие книги выпускаются и настоящее время. В современном мире есть книга «Девочка Маша, кукла Наташа и все-все-все», в которой Феликс Шапиро собрал иллюстрации из детского юмористического вышеупомянутого журнала.

Однако, на замену данным книгам пришли книжки-картинки для рассматривания -виммельбухи, которые возникли в Германии около 40 лет назад. Они так приглянулись детям ивзрослым, что в скором времениданный стиль получил собственное наименование «Wimmelbilderbcher» (то есть книга-картинка, с множественными фигурами). Другими словами, это книги с огромным числом подробно прорисованных иллюстраций. Они интересные, захватывающие и имеют все шансы завоевать интерес детей. Подобные книги, как правило, имеют 8-10 разворотов, изданных на плотном картоне, и имеющие большой формат. Но имеются также наиболее компактные книги, которые удобно взять с собой в дорогу или на прогулку.

Число элементов на страничках попросту зашкаливает. Здесь отсутствует единый смысловой центр, сюжетные направления происходят одновременно. Каждый раз, пролистывая страницы виммельбуха, можно обнаружить актуальные жизненные ситуации, сопоставлять, а также и видеть наперед развитие событий.

При рассматривании картинок возможно познакомить детей в игровой форме с разными жизненными событиями, людьми, рассказать о животных, о временах года и т.д.

Для детей среднего и старшего возраста очень значимы зрительные образы, а так же разглядывание виммельбухов содействует формированию речи и воображения. Зачастую внизу на страницах выносятся задания (к примеру, отыскать предмет по тени), либо элементы картинок, которые необходимо отыскать на развороте. Данные упражнения тренируют память, внимание, способность концентрироваться, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.