Ход игры: Взрослый называет слово (объект живой и неживой природы, а ребенок подбирает как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Например: белка - рыжая, шустрая, маленькая, пронырливая...
Главная задача дидактических речевых игр экологической направленности состоит в том, чтобы сформировать у детей мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и стремление заботиться за объектами природы, эмоционально настроить ребенка на тот или иной вид труда, стимулировать их в процессе выполнения поручений.
Такого рода подход содействует совместной работе, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей. Демонстрирует родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Осуществление системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.
Список литературы
1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. М. ООО «Издательство ГНОМ», 2013.
2. Альбом 1. Мир растений, Альбом 2. Мир животных, Альбом 3. Мир человека. М.: Гном, 2014.
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: «Детство-пресс», 2006.
4. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие / Под ред. С.Н. Николаевой. М.: Педагогическое общество России, 2007.
ЛОГОРИТМИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Хвостикова А.А.
Хвостикова Алёна Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: логоритмические занятия направлены на совершенствование речи детей, овладение ими двигательными навыками, развитие умения ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя. Ключевые слова: движение, речь, дошкольник.
Логопедическая ритмика - технология, содержащая в себе ресурсы логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Фундамент логоритмики - это движение, музыка и речь.
Логопедическая ритмика - это вид интенсивной и активной терапии движениями, что содействует преодолению различных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи вплоть до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
Логоритмика делает акцент на два ключевых направления в работе с дошкольниками, испытывающих речевые проблемы:
1. Формирование неречевых процессов: усовершенствование общей моторики, ориентации в пространстве, координации движений; нормализации мышечного
тонуса; формирования музыкального темпа и ритма, вокальных способностей;
активизация всех видов внимания и памяти.
2. Формирование речи и корректировка речевых нарушений у дошкольников:
Данная деятельность включает в себя формирование правильного дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; формирование мимической и артикуляционной моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и развитие фонематического слуха.
Цель логоритмики - корректировка и предотвращение существующих нарушений в формировании речи ребёнка, с помощью движений.
Задачи логоритмики:
• Формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок.
• Развитие правильного дыхания (способность совершать глубокий, полный вдох и продолжительный выдох).
• формирование умения ориентироваться в пространстве (музыкальные виды развлечений).
• выработка точных координированных движений, которые сопровождаются речью (хороводы, игры с пением).
• Формирование фонематического слуха, просодических частей речи (высота, сила, тембр голоса) с помощью дидактических игр «Угадай-ка» (установления соотношения музыки, движения, голоса с образом животных, «Угадай, на чем я играю» и т. п.)
К методическим способам относятся:
• показ упражнений
• совместное осуществление движений
• словесная инструкция
• пояснение с определенным демонстрированием движения
Упражнения с элементами логоритмики выполняются в тесном контакте с учителем-логопедом, который рекомендует, на какие звуки следует выбирать речевой и песенный материал. Отличительная черта использования данных процедур состоит в том, что, помимо формирования голосовых данных и артикуляционного аппарата дошкольника, так же формируются детские эмоции, просыпаются их мысли и фантазии.
Ритмопластика - особый мелодично-ритмический психотренинг. «Мелодичный» обозначает, что дошкольник обучается двигаться и владеть своим телом под музыку.
«Ритмический» - означает, что ребенок выполняет движения в такт музыке, тренируются все высшие психические функции: восприятие, внимание, память, эмоции и чувства, мышление и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, координация движений.
Дошкольник обретает способность удерживать держать спину, появляется красивая осанка, выравнивается и становится изящной походка, но кроме удовольствия от занятий он также обретает еще и прекрасное здоровье!
Примерные упражнения для логоритмики:
«Печем оладушки»
Тесто круто замесили, ух - пух! Ух - пух! (сжимать и разжимать ладошки)
Сковородки раскалили, ух - пух! Ух - пух! (круговые движения двумя руками - как по столу - от центра вправо - влево)
Ти-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глазки, сидя на корточках),
Потянулись (встают, поднимают руки вверх).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг - скок, прыг - скок, (прыжки на двух ногах)
Начался новый денек!
Вместе дружненько живем - хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: ух, ух, ух! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ох, ох, ох! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Пальчик-непоседа»
Мой пальчик - непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки ...)
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах) Вышел дождик погулять! (марш) Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами) Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание - головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе) И ушел. Газон засох. (присесть)
«Правая и левая»
Эта ручка - правая!
Эта ручка - левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх) Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать - разжимать кулачки) Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
Регулярное применение данной методики, способствует улучшению речи ребенка, создает благоприятный эмоциональный настрой. К концу учебного года у дошкольников наблюдается положительная динамика речевого развития, а также дети обретают умение общаться со сверстниками и активно взаимодействовать в детском коллективе.
Список литературы
1. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: «Издательство Гном и Д», 2005.
3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
5. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993.
6. Буренина А.И., Колунтаева Л.И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования. СПб.: ЛОИРО, 2007.
7. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «НАШИ ПОМОЩНИКИ - ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Чекрыжова Е.С.
Чекрыжова Елена Сергеевна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Золотой петушок», г. Тихорецк
Внедрение новых стандартов обучения заставляет пересмотреть стереотипы педагогической деятельности и позволяет воспитателям по-новому выстраивать дошкольное образовательное пространство, активно используя современные технологии.
Свою систему работы по ознакомлению детей с окружающим миром я представляю в виде механизма, где каждая составляющая приводит в движение другую. И когда этот механизм работает слаженно, можно достигнуть положительных результатов.
Детский сад - любознательный народ. В течение дня педагог слышит сотни вопросов от своих дошколят: почему носом можно сопеть? Почему закрываются глазки? Почему лимон кислый? Ответы для почемучек можно найти в уникальных играх, объединяющих самые разные науки, - «Окружающий мир».
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В игре малыш приобретает новые знания, социальный опыт. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Мышление ребёнка до 5 лет непосредственно связано с восприятием - он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Среди всех психических процессов главная роль в дошкольном возрасте принадлежит именно восприятию. Поведение и сознание целиком определяются тем, что воспринимает ребёнок здесь и сейчас.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Основная цель дидактической игры «Наши помощники-органы чувств» -формирование понятия «органы чувств человека», роли и специфики разных органов чувств.