«Положите красную льдинку в центр листа. Синюю - в левый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний и т.д.».
В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у обучающихся с интеллектуальными нарушениями радостное настроение, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний, мотивацию к совместной деятельности и продолжению логопедических занятий. Все знания, которые младшие школьники получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, способствуют положительной динамике в логопедической работе.
Этот материал будет полезен в работе учителям-логопедам, учителям-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с интеллектуальными нарушениями.
Список литературы
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2. Баранов А.Ю. Лечение холодом. М.: Апрель, 2000.
3. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. М.: Юрайт, 2020.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА Хвостикова А.А.
Хвостикова Алёна Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: пальчиковые игры для дошкольников предоставляют отличную возможность родителям и педагогам играть с детками, веселить их, а также формировать речь и мелкую моторику. С помощью пальчиковых упражнений дошкольник получает различные сенсорные впечатления, у него увеличивается внимательность и способность концентрироваться. Данный вид развлечения развивает дружеские отношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Ключевые слова: пальчиковые игры, дети, речь.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- Перед игрой с ребятами можно обговорить её правила, одновременно отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это даст возможность организовать ребенка к четкому выполнению упражнения, а так же сформирует положительный настрой.
- Выполняя пальчиковую игру вместе с ребёнком, необходимо показать, что вы тоже увлечены данным упражнением. Со временем ребенок запоминает текст наизусть, произнося его и выполняя движения.
- Подобрав пару упражнений, со временем сменяйте их на другие. Более понравившиеся пальчиковые упражнения вы можете оставить в своём репертуаре и по необходимости вернуться к ним по желанию дошкольника.
- Не стоит устанавливать перед ребятами ряд трудных задач (например, сразу демонстрировать движения, произнося при этом текст). Тем самым вы можете "отбить" всю охоту у ребенка, потому что объем внимания у детей не велик.
- Никогда не заставляйте. Постарайтесь понять причину несогласия и по возможности, устраните ее (к примеру, поменяв упражнение).
- Не ругайте, а поощряйте детей, даже если они выполняют поначалу что-то не так.
- В совершенстве: каждое упражнение имеет собственное название, длится 2-5 минут и повторяется в течение дня 2 - 3 раза.
Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Дни недели.
В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),
Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу),
В среду я пекла калач (печём "пирожки") ,
Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк"), Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),
А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев),
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения (машем ладошками к себе) Горох.
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе). Вот выросла одна,
И тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы). Но вот растёт вторая, И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)
Зима.
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному), Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили ("крошим хлебушек" всеми пальчиками),
С горки мы потом катались (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки),
А еще в снегу валялись (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки),
Съели суп и спать легли (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку). Прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого), Мы во двор пришли гулять (идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты).
Бабу снежную лепили (круговые движения ладонями, как будто лепим шарик), Птичек крошками кормили ( поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим),
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки),
А ещё в снегу валялись (переворачиваем ладошки вверх-вниз). Все в снегу домой пришли (потрясти опущенными вниз кистями рук), Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под щёки). Братцы.
Засиделись в избушке братцы.
(Рука стоит на локте, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.) Захотел меньшой прогуляться
(Отвести мизинец вбок в плоскости ладони и задержать на 2-3 секунды.) Да скучно ему гулять одному.
(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходное положение.) Зовет он братца вдвоем прогуляться.
(Отвести вбок мизинец и безымянный палец, прижатые друг к другу; задержать на 2-3 секунды.)
Да скучно им гулять двоим.
(Мизинец и безымянный палец чуть покачиваются, затем возвращаются в исходное положение.)
Зовут братца втроем прогуляться.
(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать на 2-3 секунды.) Грустно старшим сидеть в избе.
(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.) Зовут они братцев домой к себе.
(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)
Повторить движения другой рукой, а впоследствии выполнять одновременно двумя руками. "У жирафов"
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями). На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
Список литературы
1. Пальчиковые игры: [развиваем мышление, речь, мелкую моторику: для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт.-сост. Е. Шарикова; худож. Т. Чижкова]. М.: Стрекоза.
2. Умные ручки: пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет: [практ. пособие] / авт.-сост. Андрей Хвостовцев. Новосибирск: Изд-во Сибир. университет, 2008.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Хвостикова А.А.
Хвостикова Алёна Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: сохранение здоровья детей в процессе обучения - одна из приоритетных задач педагогики.