Научная статья на тему 'Применение зарубежного опыта повышения воспроизводства рабочей силы для снижения уровня безработицы в Республике Таджикистан'

Применение зарубежного опыта повышения воспроизводства рабочей силы для снижения уровня безработицы в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВА / РАБОЧАЯ СИЛА / ТРУД / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / МИГРАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иброгимова Азизахон Уктамджоновна

В статье рассмотрены и изучены опыт зарубежных стран по формированию рабочей силы и ее дальнейшего стимулирование. В этом контексте рабочая сила в зарубежных странах играет главный рычаг развития экономики в целом. С помощью рабочей силы создаются ВВП каждой страны. Поэтому они между собой взаимосвязаны. Представлены главные проблемы сдерживание безработицы в Республике Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение зарубежного опыта повышения воспроизводства рабочей силы для снижения уровня безработицы в Республике Таджикистан»

инвестиционной деятельности, обеспечивает минимальные риски и выполнение обязательств.

Стимулируя лизинг, государство стимулирует развитие экономики в целом. Все мероприятия

программы должны быть направлены на повышение эффективности социально-экономического

развития и на обеспечение повышения конкурентоспособности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.10.1998 года №164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О финансовой аренде (лизинге)».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 27.06.2018).

3. Акбердин Р.З. Прогнозирование и перспективное планирование обновления и восстановления основных производственных фондов машиностроения / Р.З. Акбердин. М.: Уч. пос. МИУ, 2014. 78 с.

4. Деменков С.В. Роль лизинга в условиях макроэкономической нестабильности// Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2. С. 37-45.

5. Официальный сайт Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА). [Электронный ресурс]. Режим доаступа: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 27.06.2018).

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОВЫШЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Иброгимова А.У.

Иброгимова Азизахон Уктамджоновна — ассистент, кафедра финансов и кредита, Институт экономики и торговли Таджикский государственный университет коммерции, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: в статье рассмотрены и изучены опыт зарубежных стран по формированию рабочей силы и ее дальнейшего стимулирование. В этом контексте рабочая сила в зарубежных странах играет главный рычаг развития экономики в целом. С помощью рабочей силы создаются ВВП каждой страны. Поэтому они между собой взаимосвязаны. Представлены главные проблемы сдерживание безработицы в Республике Таджикистане. Ключевые слова: воспроизводства, рабочая сила, труд, рынок труда, безработица, миграция, занятость, трудовые ресурсы, занятость населения, трудоспособность.

УКД 330.8

Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.

На всех этапах научно-технического прогресса происходят качественные изменения в самом содержании процесса труда, которые проявляются и в дифференциации, и в объединении отдельных функций. В связи и с изменением содержания труда, интенсифицируется и процесс изменения в профессиональном составе рабочих.

Поэтому для РТ важной задачей становится изучение опыта развитых и развивающихся стран в данной области. Особенно необходимо отметит, что наша страна должна изучать опыт наших соседних стран. Потому что они очень одинаковый по традиции, сложившихся в течение всей истории развития рыночной экономики, совершенно новые подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политики государственного регулирования рынка труда.

В Таджикистане наблюдается рост ищущих работу молодых людей, выпускников ВУЗов, училищ и возрастает число возвратившихся трудовых мигрантов, большая часть которых были выдворены из России.

Массово возвращающиеся мигранты, женщины и молодежь эта категория граждан, статус которых можно охарактеризовать как «социально-неустойчивые».

Если своевременно не обеспечить работой огромную армию работоспособного населения, то это приведет к увеличению уровня бедности в стране, увеличению безработных и соответственно к социальной напряженности. А с учетом, того, что численность трудоспособного населения в Таджикистане с каждым годом растет, то проблема требует оперативного решения.

Исследования показывают, что ежегодно 40 тысяч человек пополняют ряды рабочей силы в Таджикистане, и, судя по всему, в стране не успевают оперативно создавать постоянные рабочие места, как правило, создаются лишь временные (сезонные) рабочие места.

Доля потенциальных предпринимателей, пытающихся начать свой бизнес, является очень низкой: всего 11,8%, что свидетельствует о значительных барьерах на пути предпринимательства, в первую очередь, налоговых.

Это уже говорит о том, что огромная армия работоспособного населения либо отправилась в трудовую миграцию, либо пополнила ряды неформальной рабочей силы или просто ушла в тень.

Снижение уровня потенциальных рисков в условиях жесткой межстрановой конкуренции на Евразийском пространстве, подталкивает руководства всех стран к принятию быстрых и конкретных шагов.

Значительная часть занятого населения вынуждены работать в неформальном секторе.

«Фактически около 1,8 миллионов человек не относятся ни к числу занятых людей, ни к числу учащихся. Самый ценный ресурс страны - человеческий капитал - недоиспользуются. Решение возможно только через стимулирование указанной группы населения к самозанятости [1, с. 31].

Именно молодежь составляет основную долю работоспособного населения, однако данные свидетельствуют о том, что только часть лиц, не занятых трудовой деятельностью официально признаны безработными, при этом доля молодежи в этой статистике увеличилась на 20,7%, а потребность предприятий в работниках уменьшается.

В 2014-2015 годы на рынок труда РТ вошли 84,9 тысяч человек из числа выпускников высших учебных заведений[1, с. 21].

В результате соотношение между спросом и предложением рабочей силы на внутреннем рынке труда является несбалансированным. Часть трудового потенциала в основном молодежи и мужской части населения в поисках работы вынуждено находится на внешнем рынке труда, так как на внутреннем рынке потребность в рабочей силе во всех отраслях за период 2005-2015 годах снизилась на 46,1%.

Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 10 человек, которая выросла на 54% за период 2005-2016 годы. 26,5 тысяч из средних специальных учебных заведений, 20,8 тысяч из начальных профессиональных школ, 200,9 тысяч из средних общеобразовательных школ, 322,6 тысяч выпускников основных средних школ, 31,5 тысяч военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных сил. А также - 13,9 тысяч сокращенных работников из предприятий и 2,6 тысяч лиц, освобожденных из мест лишения свободы[1, с. 51].

Эти факты свидетельствуют о том, что рынок труда в стране пока не имеет должных стимулов к расширению своей деятельности.

Экономика Таджикистана не способна на сегодняшний день создавать достаточное количество рабочих мест, та модель, которая существует в стране, не отвечает потребностям роста населения.

«Нехватка рабочих мест, как следствие, привела к увеличению объемов трудовой миграции и уже в течение более 17 лет наше молодое население мигрирует в Россию и в Казахстан для заработка, а денежные переводы стали основным источником доходов и экономического роста страны за последние десятилетия и это факт», - отметил он.

По его словам, значительная часть рабочей силы, а это примерно один миллион взрослых граждан трудоспособного возраста, или приблизительно 30% от рабочей силы, предпочла покинуть страну для поиска работы и/или получения более высокой заработной платы. [4, с. 31].

В Таджикистане наблюдается существенный рост граждан, ищущих работу, так как работу ищут не только вернувшиеся мигранты, а также родственники мигрантов из-за резкого падения размера денежных переводов.

Если большая часть молодых людей не смогут найти работу и иметь необходимый доход, как сказал эксперт, имеющаяся в стране «молодежная выпуклость» станет демографической бомбой немедленного действия.

Исходя, из этого для решения этой проблемы предлагается следующие.

Первое - это стимулирование безработных к самозанятости или созданию собственного бизнеса с помощью налоговых стимулов и сокращения или устранения административных сборов, предоставление льготных кредитов, и прочее.

Второе - стимулирование предприятий по созданию дополнительных рабочих мест с привлечением уязвимых слоев населения в сельской местности посредством налоговых стимулов, субсидий и льготных кредитов.

Третье - предоставление социальной поддержки уволенным мужчинам старше 50 лет и женщинам старше 40 лет до их повторного трудоустройства в гибкой форме. [5, с. 231].

Система стимулирования самозанятых и создающих дополнительные рабочие места существует в Армении, Республике Беларусь, Узбекистане, Грузии, Азербайджане и Кыргызстане. Отставание Таджикистана в принятии такой системы может негативно отразиться на сравнительных преимуществах страны. Конкуренция в Центрально-азиатском регионе в сфере бизнеса, производства товаров и экспорта, будет только расти. К примеру, Узбекистан, который в 2017 году ввел в стране десятки реформ для упрощения торговли и предпринимательства, и с 2018 года намерен продолжить эту практику, ставит Таджикистан в невыгодное положение.

За период 2010-2015 годы, одновременно с ежегодным приростом населения наблюдается рост удельного веса населения в трудоспособном возрасте (15-63 лет для мужчин и 15-58 лет для женщин) которая в общей численности населения, составляет 60,5%.

Показатель рождаемости остается высоким и число населения трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет) возросло с 3,3 млн. человек в 2000 году, до 5,2 млн. в 2015 году[4, с. 24].

Молодежь (в возрасте от 15 до 24 лет) имеет более слабые показатели в плане трудоустройства. Неактивная молодежь, т.е. лица, которые ни трудоустроены, ни посещают учебные заведения, составляет 40% от общей численности молодого населения, - это высокий показатель по международным стандартам.

Самозанятость среди молодежи составляет всего 5%. Самозанятость среди женщин составляет всего 7%.

Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений. Система социального страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.

Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкой системы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равного доступа к базовым социальным благам. Активная политика государства в области занятости в таких странах, как Швеция и Норвегия, делает основной упор на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных. Политика занятости в этих странах включает в себя четыре основных элемента:

1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

2) политику солидарности в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;

4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач. [7, с. 88].

В отличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны.

Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия) или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания). Однако проведение активной политики занятости в традиционном виде зачастую не приводит к нужным результатам, вызывая сопротивление как со стороны работодателей, стремящихся ограничить использование наемного труда, так и безработных, испытывающих трудности при трудоустройстве.

В последние годы формирование стратегии занятости в Евросоюзе происходит на основе учета важнейших факторов, оказывающих исключительное влияние на сферу занятости, - это глобализация, старение населения, присоединение новых государств.

В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах ЕС и составляющих главные аспекты современной политики занятости:

- увеличение численности экономически активного населения за счет привлечения в сферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов (изменение законодательства, регулирующего использование труда этих категорий населения, стимулирование гибкой занятости, борьба с гендерной сегрегацией и другие);

- увеличение продолжительности активной трудовой жизни за счет стимулирования более раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старших возрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного вывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);

- стимулирование безработных к выходу на рынок труда за счет изменения системы социального страхования, в том числе страхования по безработице;

- повышение мобильности рабочей силы внутри Евросоюза за счет изменения миграционной политики и ее ориентации на обеспечение свободы перемещений между странами ЕС и другие.

Список литературы

1. Статистический сборник «Таджикистан в цифрах, 2017» Душанбе 2018.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика, Пер. с англ. 11-го

изд. К., Хагар-Демос, 2010.

3. Булатов А.С. Экономика (Государственное регулирование рынка труда): Учебник для вузов. М.: Экономика. 2010.

4. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник. М.:ИВЦ «Маркетинг». 2009.

5. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика. М.: ГУ ВШЭ. 2010.

6. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: Учебник. М.: ИНФРА-М.: 2011.

7. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., Финансы и статистика, 2010. 544 с.

8. Курс экономической теории. Учебное пособие. 3-е издание. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. 1040 с.

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ СВОБОДНЫМ ДЕНЕЖНЫМ

ПОТОКОМ Соколов М.С.

Соколов Михаил Сергеевич — магистр, кафедра финансов и кредита, Институт экономики и предпринимательства Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация: цель статьи заключалась в исследовании инструментов управления свободным денежным потоком [2]. Было рассмотрено определение свободного денежного потока, обобщены направления оптимизации дебиторской задолженности, кредиторской задолженности и складской логистики.

Ключевые слова: свободный денежный поток, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, факторинг, складская логистика, консигнация.

Свободный денежный поток (Free Cash Flow - FCF) - показатель МСФО, разница между поступлением денег от продажи товаров и услуг и расходованием денег, связанных с обеспечением процесса производства и реализации этих товаров и услуг, выплатой налогов и инвестициями. FCF - это средства, потенциально доступные для выплаты инвесторам (собственникам и кредиторам компании). Соответственно, FCF со знаком «минус» — это средства, которые инвесторам необходимо вложить в компанию.

Для компаний, размещающих свои акции на бирже, показатель свободного денежного потока может характеризовать потенциальную стоимость компании для инвесторов и кредиторов.

Обычно для расчёта применяется следующая формула FCF = денежный поток от операционной деятельности - чистые капитальные затраты.

Поскольку в обычной формуле расчета FCF применяется показатель денежного потока от операционной деятельности, то кроме управления показателем OIBDA (прибыль до вычета амортизации и уплаты налогов) перед Финансовым директором стоит задача управления следующими показателями:

• дебиторская задолженность;

• кредиторская задолженность;

• уровень запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складах (складская логистика);

• капитальные затраты на приобретение или создание основных средств (САРЕХ).

В целом Финансовому директору выгодно минимизировать сроки возврата дебиторской задолженности, максимизировать сроки оплаты кредиторской задолженности и минимизировать уровень запасов ТМЦ на складах.

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся компании от юридических или физических лиц по результатам хозяйственных отношений между ними.

По срокам уплаты дебиторскую задолженность можно разделить на срочную, отсрочка оплаты по которой согласована сторонами в рамках заключенных договоров и иных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.