РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗРАБОТИЦЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В СТРАНЕ (ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2015 ГОДА)
А.Н. Бысыина,
эксперт сектора исследований человеческого потенциала и развития территорий Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия), аспирант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
В статье приведены основные тенденции безработицы населения региона по итогам I полугодия 2015 года. Предпринята попытка оценки опыта проводимых государственных мер по регулированию рынка труда в период кризисных явлений. Выявлены основные проблемы регионального рынка труда, решение которых предполагает улучшение ситуации с занятостью населения и направлено на устойчивое развитие региона в целом.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), экономический кризис, региональный рынок труда, безработица, неполная занятость, государственное регулирование занятости
УДК 331.56
По итогам первого полугодия 2015 года в экономике Республики Саха (Якутия) наблюдается устойчивый рост промышленного производства, сохраняется рост оборота розничной торговли, отмечается снижение просроченной кредиторской задолженности, зафиксирован рост реальных располагаемых денежных доходов населения, наблюдается снижение общей численности безработных. Из негативных тенденций отмечается продолжение снижения инвестиций в основной капитал, рост просроченной дебиторской задолженности, снижение объема платных услуг населению и существенный рост индекса потребительских цен.
Таким образом, динамика макроэкономических показателей Республики Саха (Якутия) по итогам I полугодия 2015 г. свидетельствует об отсутствии значительного спада в экономике.
Таблица 1
Основные тенденции в экономике Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации
Показатели В РС(Я) В РФ1
Индекс промышленного производства рост на 7,1% снижение на 4,8%
Оборот розничной торговли рост на 2,1% снижение на 8%
Просроченная кредиторская задолженность2 снижение на 8,5% рост на 24,0%
Реальные располагаемые денежные доходы населения рост на 1,2% снижение на 3,1%
Общая численность безработных снижение на 1,4% рост на 6,3%
Объем инвестиций в основной капитал3 снижение на 4,2% снижение на 5,4%
Просроченная дебиторская задолженность4 рост на 27,2% рост на 17,3%
Объем платных услуг населению3 снижение на 2,5% снижение на 1,5%
Индекс потребительских цен рост на 12,3% рост на 16%
По оперативным данным ТО ФСГС РС(Я) и ФСГС РФ
1 В целом по РФ и ее субъектам период январь-июнь 2015 г. Динамика просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, просроченной задолженности по кредитам и займам как в целом по РФ, так и по субъектам, указана на 1 июня 2015 г. в % к 1 июня 2014 г. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по субъектам РФ за январь-июнь 2015 г. к январю-июню 2014 г.
2 Без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций
3 В сопоставимых ценах за 1 полугодие 2015 г. к 1-му полугодию 2014 г.
4 Без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций, на 1 июня 2015 г.
Современные процессы на рынке труда Республики Саха (Якутия)
Несмотря на некоторые положительные показатели, на рынке труда Республики Саха (Якутия) наблюдаются определенные негативные явления, вызванные процессом приспособления предприятий к изменениям в экономике.
Так, за рассматриваемый период о предстоящем увольнении сотрудников по причинам независящим от работника заявили 648 организаций республики, в которых принято решение об увольнении 4,3 тыс. работников1, что на 12% выше значения аналогичного периода прошлого года.
К концу июня в республике уволено более 2 тыс. человек (с начала года), из них 17% составляют работники отрасли транспорта и связи, 16,8% — добычи полезных ископаемых, 12% — государственного управления и социального страхования, 10% — финансовой деятельности и др.
Вместе с тем в органы службы занятости населения обратились 1,1 тыс. человек от числа работников, уволенных из организаций и самостоятельно не нашедших работу, из которых 48% или 533 человека признаны безработными.
В результате на рынке труда республики зафиксирован рост уровня официально регистрируемой безработицы до 1,8% (в сравнении с аналогичным периодом 2014 года — 1,6%). При этом согласно прогнозу Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия), рост уровня зарегистрированной безработицы прогнозируется в 2015 г. на уровне 2%.
Среди безработных преобладает население со средним (полным) общим (38%) и начальным профессиональным образованием (21%). Доля безработного населения с высшим и средним профессиональным образованием примерно одинакова (более 17% в каждом). Наблюдается продолжающийся рост количества безработного населения с высшим профессиональным образованием, при этом в структуре безработного населения республики высока доля (33%) безработных в возрасте от 20 до 29 лет2.
Налицо нетрудоустроенность выпускников профессиональных образовательных учреждений, что свидетельствует о подготовке специалистов в учебных учреждениях без учета потребности экономики в трудовых ресурсах.
Кроме того, в сравнении с соответствующим периодом 2014 г. отмечается рост безработного населения в возрасте «от 50 и старше» почти в 2 раза. Это связано, в том числе и с тем, что структурный фактор пополнения трудовых ресурсов в республике себя практически исчерпал. Начиная с 2008 г. отмечается абсолютное сокращение населения в трудоспособном возрасте. На смену уходящему поколению лиц, достигших пенсионного возраста приходит малочисленное поколение родившихся в 1990-е гг., когда наблюдалось устойчивое падение уровня рождаемости населения. Одновременно со снижением численности населения, достигшего 16-летнего возраста, происходит увеличение количества пенсионеров.
Таблица 2
Динамика основных показателей рынка труда Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации
Показатели РС (Я) (тыс.чел.) РФ (млн чел.)
Янв.-июнь 2014 Янв.-дек 2014 Янв.-июнь 2015 Янв.-июнь 2014 Янв.-дек 2014 Янв.-июнь 2015
Численность экономически активного населения 496,8 502,9 500,3 75,2 75,4 76,3
Общая численность безработных 37,9 37,3 37,3 4,0 3,9 4,4
- из них зарегистрированные в службе занятости 8,2 8,2 8,8 0,9 0,9 1,0
Общий уровень безработицы,% 7,6 7,4 7,5 5,3 5,2 5,6
Уровень зарегистрированной без-работицы,% 1,6 1,6 1,8 1,3 1,2 1,3
По оперативным данным ТО ФСГС РС (Я) и ФСГС РФ
По итогам обследования населения по проблемам занятости, проведенного Территориальным органом федеральной службы государственной статистики Республики Саха (Якутия), среднее время поиска работы в январе-июне 2015 г. по республике составило 6,9 месяцев против 6,6 месяцев в январе-июне 2014 г. (по стране в целом средняя продолжительность поиска работы более 7 месяцев).
При этом более 56% безработных в республике и 53% по стране находятся в условиях безработицы с начала 2015 года. По-прежнему предпочтительным способом поиска работы среди безработных граждан является обращение к родственникам и друзьям (64,3%), непосредственно к работодателю обращаются 15,3% безработных, в службу занятости — 25,9%, подают или просматривают объявления о поиске работы — 33,4%.
Кроме того, на рынке труда республики наблюдаются негативные тенденции к увеличению скрытых форм безработицы. Так, на 1 июля текущего года в режиме неполной занятости находились 1,3 тыс. человек (в аналогичном периоде прошлого года 164 чел.). Из них работали неполный рабочий день 1,2 тыс. человек, находились в вынужденных отпусках 101 чел.
Рост неполной занятости трудящихся в условиях экономического кризиса характерен как для регионального, так и для российского рынка труда и является своеобразным «парашютом» для предприятий, не успевающих за изменениями в экономике. При этом по отношению к самим трудящимся, подобное проявление прекаризации занятости носит неблагоприятный характер.
Таким образом, происходящие на рынке труда Республики Саха (Якутия) события заслуживают усиления государственной политики, ориентированной на стимулирование занятости населения в регионе.
Государственное регулирование рынка труда в кризисный период
В сложные «перестроечные» для экономики периоды одной из первоочередных задач государства и местного самоуправления является регулирование возникающих негативных процессов на рынке труда.
Принятые в 2008 г. превентивные меры по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы учитывали региональную специфику безработицы в республике. Тогда была реализована Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, в мероприятиях которой за три года приняли участие около 61,6 тыс. человек.
Реализация Программы позволила сдержать темпы роста неполной занятости и сопутствующей социальной напряженности на рынке труда.
Дополнительные мероприятия по содействию самозанятости пользовались наибольшим спросом среди безработных и дали положительный результат:
— организовали собственное дело около 5 тыс. безработных, кроме того, ими создано более 800 дополнительных рабочих мест;
— более 1 тыс. человек оказана адресная поддержка граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства, в результате были трудоустроены в республике 738 человек, за пределами республики — 353 человека.
Вначале 2015 г. органами исполнительной власти проведена переориентация основных превентивных мер, направленных на снижение негативных последствий экономической нестабильности в сфере занятости населения. Таким образом, Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия), утвержденная Указом Главы Республики Саха (Якутия) в текущем году, включает 4 направления:
— временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
— опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения;
— стимулирование занятости молодёжи при реализации социальных проектов;
— социальная занятость инвалидов.
В настоящее время Программа находится на стадии согласования в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.
Реализация Программы позволит создать более одной тысячи временных рабочих мест, обучить 1,1 тыс. работников организаций, оказать финансовую поддержку 241 молодым гражданам в возрасте от 22 до 30 лет, реализующим социальные проекты, а также создать и сохранить 500 рабочих мест для инвалидов. Также в мероприятиях программы предусматривается приоритетное участие около 800 родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей.
На мой взгляд, планируемые к реализации меры не смогут оказать определяющего влияния на состояние безработицы, в том числе в условиях кризиса. Серьезным риском для регионального рынка труда является игнорирование необходимости совершенствования систем профессионального образования, их ориентацию на потребности работодателей с учетом изменения спроса и предложения на рынке труда на перспективу.
В попытке определить возможные направления совершенствования политики занятости населения, автором был проведен социологический опрос населения. В ходе опроса-интервью было опрошено более 300 человек, из них служащие — 33,5%, работники бюджетной сферы — 25,1%, работники в области предпринимательства — 3,2%, учащиеся и студенты — 10,4%, пенсионеры — 3,5%, безработные — 24,3%. Образовательный уровень респондентов является высоким: из общего числа опрошенных имеют высшее образование — 71,1%, среднее профессиональное образование — 15,8%, начальное профессиональное образование — 1%, среднее общее — 7,4%, неполное среднее — 2,2%, не имеют среднего образования — 2,5%. Большинство респондентов в основном городские жители трудоспособного возраста.
По оценке опрашиваемых респондентов, самыми действенными мерами по снижению оттока квалифицированных специалистов из республики являются: возможность трудоустройства на желаемую работу — 41%, высокая заработная плата — 33%, доступное и качественное жилье — 17%.
46% опрошенных считают, что главными мерами по снижению безработицы является приоритетное трудоустройство местных жителей. Оставшаяся часть опрошенных распределилась по трем вариантам ответа — совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, профессиональное обучение безработных граждан и создание условий для развития предпринимательства.
В качестве мер для привлечения молодежи для работы в сельской местности более половины опрошенных выбрали высокую заработную плату—54%, на втором месте — благоустроенное жилье — 20%. При этом было выявлено следующее: респонденты, выбравшие во втором вопросе в качестве основных мер по снижению безработицы создание условий для развития предприни-
мательства, не выбрали его в третьем, из чего следует, что они подразумевали открытие бизнеса в городе, а не в селе.
Анализ региональных особенностей и итоги социологического опроса подтверждают необходимость реализации мер, направленных как на улучшение качества рабочей силы и приведение её в соответствие с потребностями экономики, так и на привлечение квалифицированных специалистов и удержание местного населения, что возможно только при создании комфортных условий проживания в городской среде и сельских поселениях.
Как следует из представленной статьи, большинство мероприятий, реализуемых в рамках политики занятости Республики Саха (Якутия) носят краткосрочный характер. Вместе с тем реализация таких задач, как прогнозирование обеспеченности региона рабочей силой на перспективу, совершенствование систем профессионального образования, их ориентацию на потребности работодателей и изменение спроса и предло-
жения на рынке труда, постоянная корректировка структуры, объемов и профилей подготовки кадров в образовательных учреждениях будут способствовать более успешному функционированию регионального рынка труда.
Вместе с тем, в условиях перехода к инновационной модели экономического развития, регулирование рынка труда региона, являясь многоступенчатым процессом, учитывающим взаимодействие множества различных факторов, требует также решения таких проблем, как снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений, совершенствование системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, развитие гибкой и ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, трудовая реабилитация и социальная адаптация лиц, длительное время неработающих, развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, а также развитие социального партнерства.
Литература
1. Материалы Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации // http://ac.gov.ru/
2. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // http://gks.ru/
3. Статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) // http://sakha.gks.ru/
4. Официальные данные Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия) // http://www.sakha.gov.ru/depzan
5. Сукнева С.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. — 2014. — №4 (52). — С.265-267.
1 По оперативным данным еженедельного мониторинга Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия).
2 По итогам обследования населения республики по проблемам занятости за январь-июнь 2015 года.
ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
А.В. Кармакулова,
магистрант Высшей школы экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск)
А.В. Григорищин,
магистрант Высшей школы экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск)
В статье дана характеристика Арктической зоны Российской Федерации. Предложена собственная система показателей для оценки инвестиционной привлекательности региона. С помощью сравнительных и эконометрических методов анализа доказано, что инвестиционная привлекательность регионов Арктической зоны достаточно сильно влияет на происходящие в них демографические и миграционные процессы.
Ключевые слова: Арктическая зона РФ, инвестиционная привлекательность, демографические процессы, миграция населения, естественный прирост населения, корреляционный анализ.
УДК 330.322 ББК 65.05
В условиях постепенного истощения месторождений углеводородного сырья в освоенных районах, внимание мирового сообщества все чаще обращается на шельфовую зону Арктики. Многие страны готовы активно инвестировать в освоение природных богатств этого региона. Однако потенциал арктических территорий не ограничивается месторождениями полезных ископаемых, ведь Арктика предоставляет уникальные возможности для развития новых торговых путей между Европейскими странами и Тихоокеанским регионом (Северный морской путь). Кроме того, макрорегион имеет важнейшее геополитическое значение, а его хозяйственное освоение представляет собой эффективное средство защиты своих национальных интересов.
Всплеск интереса к Арктике наблюдается и в Российской Федерации. Из выступлений первых лиц страны становится очевидным, что с освоением новых месторождений суши и шельфа Арктической зоны связывается будущий экономический рост и сохранение ведущих позиций России на международном рынке углеводородов. Запланированные проекты освоения Арктики должны стать мощнейшим толчком развития всей экономики страны.
Интерес Российской Федерации к арктическим территориям подтверждается принятием в последнее время большого числа нормативно-правовых документов, регулирующих развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ): Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (договор № 02.G25.31.0023)