Научная статья на тему 'Совершенствование организационных форм регулирования рынка труда'

Совершенствование организационных форм регулирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1019
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / LABOR MARKET / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / LABOR RELATIONS / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутаев Шихрагим Кутаевич

В статье говорится о направлениях, совершенствование которых будет способствовать развитию рынка труда, социально-трудовых отношений, создадут благоприятные условия для обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATIONAL FORMS OF LABOR MARKET REGULATION

The article refers to the directions, the improvement which will promote the development of the labor market, social and labor relations, create favorable conditions for balancing supply and demand of labor

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационных форм регулирования рынка труда»

ЭКОНОМИКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

КУТАЕВ Ш.К.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

В статье говорится о направлениях, совершенствование которых будет способствовать развитию рынка труда, социально-трудовых отношений, создадут благоприятные условия для обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

КиТАЕ V 577. К.

IMPROVING THE ORGANIZATIONAL FORMS OF LABOR MARKET

REGULATION

The article refers to the directions, the improvement which will promote the development of the labor market, social and labor relations, create favorable conditions for balancing supply and demand of labor.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, трудовые отношения, регулирование.

Keywords: labor market, employment, unemployment, labor relations, regulation.

Создание действенной системы государственного регулирования рынка труда является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Последствия несовершенства действующего экономического механизма для социально-трудовой сферы исключительно тяжелы. Всё ещё почти четверть населения страны имеют доходы ниже прожиточного минимума. Беспрецедентных масштабов достигло имущественное расслоение общества.

В современных условиях социально-экономического развития государственная политика на рынке труда в приоритетном порядке должна решать следующие задачи:

❖ превышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;

❖ обновление кадрового потенциала за счёт трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование;

❖ усиление роли профессионального труда в росте доходов работающих и соответствующие изменения трудовой мотивации (высокоэффективный труд - высокие заработки);

❖ превентивная и упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения её конкурентоспособности;

❖ максимально возможное привлечение незанятых и безработных граждан к общественным работам и другим временным работам;

❖ совершенствование учёта безработных и предоставления пособий по безработице;

❖ эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости;

❖ расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и режимам труда;

❖ разработка действенного механизма развития социального партнёрства в области создания и сохранения рабочих мест;

❖ целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан.

Ориентация на сбалансированное решение проблем рынка труда предполагает, прежде всего, усиление реальной интеграции программы политики занятости в общую схему социально-экономического развития, в том числе и на региональном уровне.

Приобретает исключительную актуальность (если рост эффективности труда признать одним из главных приоритетов государственной политики занятости) согласование целевых установок этой политики с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и в организациях. Важно ориентироваться на более рациональное использование человеческого капитала, на повышение эффективности труда. Это зависит не только от того, начнётся ли экономический рост, но и от того, насколько энергично будет улучшаться система регулирования трудовых отношений и рынка труда [1]. Движение к формированию эффективно функционирующего рынка труда сопряжено с необходимостью преодоления накопившихся деформаций в трудовой сфере, с неизбежностью масштабного перемещения рабочей силы и борьбой со структурной безработицей, что потребует крупных вложений в поддержание и развитие человеческого капитала.

В республиканских и муниципальных программах содействия занятости населения особое внимание должно уделяться таким вопросам, как формирование рациональной системы создания и сохранения рабочих мест с учётом приоритетных направлений развития отраслей экономики и социально-экономического потенциала городов и районов; создание дополнительных рабочих мест на базе развития производств, ориентированных на использование местного сырья; развития субъектов малого бизнеса; создание государственной поддержки в обеспечении занятости населения городов и районов с наиболее напряжённой ситуацией на рынке труда; эффективное использование экономических рычагов стимулирования занятости.

В настоящее время надо чётко определиться в том, какие процессы на рынке труда следует активизировать с тем, чтобы трудовая сфера не была тормозом экономического развития.

На рынке труда РД необходимо остановиться на проблемах расширения организации общественных работ (для снижения напряжённости на внутреннем рынке труда региона) и развития самозанятости и малого пред-

принимательства (как направления способствующего раскрытию способностей граждан).

В РД, при содействии центров занятости к участию к общественным работам в течение 2008 года привлечены свыше 35 тыс. безработных граж-дан1. Во многих странах общественные работы применяются для снижения напряжённости на рынках труда, особенно в период реструктуризации экономики, когда практически неизбежным становится всплеск безработицы. В России же общественными работами не было охвачено сколько-нибудь значительное число безработных. Незначительные масштабы общественных работ в стране, по мнению специалистов, объясняются неразвитостью инфраструктуры общественных работ [2; 3].

Самозанятость в России не получила должного развития, хотя является перспективным источником дополнительных рабочих мест. Преимуществом и социальной значимостью данной формы занятости является то, что лица, по тем или иным причинам лишённые возможности работать в режиме предприятия, в удалённости от дома, имеют полновременную занятость (женщины с детьми, инвалиды, работающие пенсионеры).

Важность и актуальность развития самозанятости обусловлены не только изменением, формированием структуры занятости, адекватной рыночной экономике, но и тем, что именно эта форма организации труда может гибко реагировать на изменяющиеся требования рынка и является более мобильной, с точки зрения, как приспособляемости процессов производства, так и использования различных способов организации занятости при изменении конъюнктуры рынка. Именно самозанятость, на наш взгляд, представляет человеку возможности для развития инициативы. Как показывает зарубежный опыт, основными условиями роста частного сектора и самостоятельной занятости являются устойчивая экономико-правовая среда, устойчивая макроэкономическая система, отсутствие бюрократических барьеров, экономическая защищённость самостоятельно занятых лиц.

Одним из главных стратегических организационных направлений на рынке труда - это забота не только о безработных, но и о работающих гражданах в плане повышения уровня доходов, повышения квалификации, улучшения условий труда и т.д. Сегодня существует большая прослойка работающих граждан, то есть люди, которые имеют полноправную штатную работу, но их уровень доходов столь низок, ниже прожиточного минимума, что его не хватает на приличное существование. В данную категорию попадают полноценные семьи, заработков которых недостаточно, чтобы прокормить порой и одного ребенка. Занятость в бюджетной сфере стала одним из дополнительных социально-экономических факторов бедности. По уровню доходов в бюджетной сфере отстают образование, здравоохранение, культура, не говоря уже о целых отраслях - сельское хозяйство, лёгкая промышленность. При этом основную долю занятых в этих отраслях составляют женщины. Основная причина такого состояния - это неэффективная, непродуманная политика в отношении граждан, занятых в бюджетной сфере; нерацио-

1 По данным Министерства труда и социального развития РД.

нальное перераспределение ресурсов в обществе, низкая производительность труда, отстранённость государства от проблем в данных отраслях.

Бедность населения и безработица, являясь одними из наиболее острых социальных проблем, на решение которых должна быть направлена значительная доля как материальных, так и интеллектуальных ресурсов. Межпо-коленческие исследования, проведенные Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН под руководством члена-корреспондента РАН Н.М. Римашевской, показали, что больные матери рожают больных детей, а бедные семьи воспроизводят новую бедность [4]. Не-щадин А. убедительно доказывает, что бедность создаёт ограничения для развития экономики, поскольку бедность не позволяет привлекать кредиты и инвестиции, понижает качество человеческих ресурсов, сдерживает проведение социальных реформ, препятствует миграции [5].

Сложившийся уровень доходов в Республике Дагестан (самый низкий по Южному федеральному округу и один из самых низких в РФ) не обеспечивает зачастую даже её основополагающую функцию - воспроизводственную.

По состоянию на 2007г., количество бедных в России составляло 29,7%. По субъективным оценкам респондентов, таковых в стране 31%. Почти каждый третий россиянин - бедный [6]. По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, доля бедных и малообеспеченных составляет 45-46% населения страны [7, С. 94-95.].

Борьбу с бедностью необходимо рассматривать не только как повышение доходов, а повышение доступности малообеспеченных семей к услугам образования, здравоохранения и т.д., а также обеспечение возможности улучшения ими своих жилищных условий. Решение данной проблемы, в том и мы здесь согласны со специалистами, что, для того чтобы произошли позитивные подвижки - искоренение застойной бедности и рост доли экономически благополучных слоёв, - необходимы кардинальные изменения в социально-экономической политике государства [8, С. 93-106]. Государство должно более полно использовать свои возможности для мобилизации потенциала населения и не снимать с себя ответственности за рост благосостояния населения страны.

Ключевым направлением государственной политики на рынке труда является политика защиты от безработицы.

В развитых странах система защиты от безработицы сформировалась в течение столетия, в них накоплен опыт противодействия безработице и смягчения её последствий. Система выплат по безработице в большинстве стран -членов ЕС - состоят из двух частей: первой, базирующейся на принципе страхования и выплачиваемой в течение начального периода безработицы, и второй, предоставляемой в случае длительной безработицы - помощи по безработице [9, С. 92].

Анализируя развитие отечественного института социальной защиты от безработицы, можно констатировать, что, соответствуя европейской социальной модели защиты от безработицы по формальным гарантиям, но не будучи подкреплённым экономическим механизмом страхования от безработи-

цы, данный институт становится заложником экономического курса и краткосрочной политической конъюнктуры. Данное положение затрудняет выполнение запланированных, общих и специфических функций института социальной защиты от безработицы и усиливает его дисфункциональные проявления [10, С. 96-101].

В России система защиты от безработицы находится на стадии формирования. Основным органом, реализующим политику защиты от безработицы, является служба занятости населения.

Также необходимо совершенствование государственной миграционной политики в отношении граждан, въезжающих в РФ с целью трудоустройства. Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников главным образом на временные работы: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли. Здесь необходим селективный отбор иммигрантов, обеспечение их адаптации в российском обществе, сведение к минимуму негативных последствий миграции.

Необходимо решать проблему нелегальной иммиграции. По некоторым данным, по состоянию на 2009 г. на территории России незаконно проживали 8-10 млн. иностранцев. Нелегальные мигранты оказывают на рынок труда неоднозначное влияние. С одной стороны, ими заполняют рабочие места, не пользующиеся спросом у российских граждан из-за неблагоприятных условий труда и низкой зарплаты, а с другой - они способствуют снижению налоговых поступлений в бюджет, расширению криминала; тормозят урегулирование правового статуса и интеграцию иностранных работников в российское общество.

Здесь необходимо, на наш взгляд, усилить контроль по линии ФМС РФ и их региональных отделений за числом въезжающих трудовых мигрантов и числом трудоустроенных.

Заведующий сектором Института экономики И. Соболева считает, что активное привлечение мигрантов будет означать снижение и без того низких стандартов на рынке труда. И решение проблемы дефицита трудовых ресурсов лежит не на пути либерализации миграции, а в области смягчения структурных и территориальных диспропорций, расширения возможностей достойной занятости и самореализации в регионах России [11, С. 180].

Совершенствование системы миграционных потоков, как внешних, так и внутренних, приведёт к снижению количества граждан, работающих нелегально, а, соответственно, это будет способствовать увеличению отчислений в бюджеты разных уровней. Для всемерного закрепления нужных мигрантов, в нужном количестве надо учитывать позитивный опыт других стран, где процесс миграции рабочей силы поставлен под контроль государства [12, С. 364-367].

Одним из организационных направлений, улучшающий внутрипроизводственный климат, повышающий производительность труда и социально-трудовые отношения, является допуск к участию работников в управление предприятием. Попытки существенно повысить эффективность производства на многих российских предприятиях зачастую не приводят к успеху. Одна из

основных причин этого, по мнению Ключко В., - отчуждённость работников от участия в управлении производством [13, С. 119-131]. Она явилась следствием того, что, несмотря на годы реформ, на предприятиях сохранилась и даже усилила свои позиции авторитарность управления. Как считает другой российский экономист Цыганков В.А., создание на предприятиях устойчиво функционирующей системы взаимодействия всех основных подразделений, выполняющих функции управления, способно обеспечит высокую экономическую эффективность производства, качество труда, благоприятный социально-психологический климат в трудовых коллективах, возможность роста качества трудовой жизни, в том числе и за счёт улучшения условий труда [14, С. 233].

Неэффективность отчуждённости работников от процессов управления предприятием давно усвоена большинством развитых стран. В первую очередь, здесь нужно выделить Германию, создавшую наиболее развитую систему участия работников в управлении предприятием. Существует производственная демократия или её элементы в Норвегии, Швеции, Франции, Японии, Дании и др. В США уже более 30 лет идут активные процессы по вовлечению большей части работников в процесс принятия управленческих решений.

Развитие производственной демократии будет способствовать положительным результатам, таким как пробуждению творческой активности и мотивации работников, росту производительности труда, значительному снижению себестоимости выпускаемой продукции и, следовательно, росту уровня доходов персонала.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают службы содействия найму, являющиеся одной из важных структур цивилизованного рыночного хозяйственного механизма. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм [15]. Немало таких фирм действует уже и в России.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Здесь, как нам представляется, местным властям следует активизировать работу по сбору информации от работодателей об имеющихся вакансиях и способствовать созданию частных структур содействия занятости населения.

Применение тех или иных мер регулирования рынка труда зависит от выбора общих экономических приоритетов и состояния конкретных отраслей.

У человека, по мнению Евсеева В.О., всегда должны быть осознанное и подкреплённое ресурсами право и свобода выбора своего пути на общест-

венном, социальном, трудовом и интеллектуальном поприще. Это основа гармоничного развития его личности и основа демократического развития общества [16, С. 28-36].

Человеческий фактор является определяющим в развитии общества, и политика занятости должна быть подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену общества равных возможностей в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, соответственно получая достойное вознаграждение за свой труд.

Таким образом, государственная политика на рынке труда как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сосредоточена на проведении активных мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, переориентации ресурсов на оказание эффективной помощи в трудоустройстве безработных граждан, испытывающих серьёзные трудности в плане самостоятельного поиска работы, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

_Литература_

1. Абдулманапов П.Г. Проблемы стимулирования трудовой миграции в регионе // Миграционное право, 2008, №3.

2. Жарков В., Смирнов С. Инфраструктура общественных работ: как изучать, как развивать // Человек и труд, 2001, №1.

3. Гонтмахер Е. Бюджет возможного. Не надо ждать от 2009 года решения всех проблем сразу / Российская газета, №4888 от 14.04.09.

4. Римашевская Н.М. Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2000/vestniksf127 -15/vestniksf127-15010 .Мт#ИЬ

5. Нещадин А. Бедность - порок России // Человек и труд. - 2004. - № 1.

6. Занимательная путиномика. Выпуск V. http://www.apn.ru/publications/comments20062.htm

7. Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Бедность в современной России, измерение и анализ // Экономическая наука современной России, 2005, №1(28).

8. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2006. - С. 92.

9. Татарченко А.Ф., Михайлова Е.В. Отечественная система социальной защиты от безработицы как формирующийся социальный институт // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2007, №2(7).

10. Соболева И. Человеческий потенциал: конкурентное преимущество или сдерживающий фактор? Тезисы выступлений участников VI Международной Кондратьевской конференции «Есть ли у России несырьевое будущее?». - М.: Международный Фонд Н.Д. Кондратьева, 2007.

11. Гимбатов Ш.М. Этнорегиональные аспекты формирования миграционных процессов в контексте социально-экономического развития региона // Проблемы современной экономики, 2008, №4(28).

12. Ключко В.Н.Участие работников в управлении предприятиями. Российский опыт и перспективы // Менеджмент в России и за рубежом, 2007, №1.

13. Цыганков В.А. Теория и методология исследования качества трудовой жизни. ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2006.

14. Общая экономика. http://www.nuru.ru/ek/general/016.htm

15. Евсеев В.О. Методологические вопросы управления человеческими ресурсами // Труд и социальные отношения, 2007, №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.