Научная статья на тему 'Проблема сбалансирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда республики кыргызстан'

Проблема сбалансирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда республики кыргызстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / СФЕРА ТРУДА В КЫРГЫЗСТАНЕ / РАБОЧАЯ СИЛА В КЫРГЫЗСТАНЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА / ТРУДОИЗБЫТОЧНОСТЬ В КЫРГЫЗСТАНЕ / АГРАРНОЕ ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ / ТЕНЕВАЯ ЗАНЯТОСТЬ В КЫРГЫЗСТАНЕ / ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ / ВУЗЫ КЫРГЫЗСТАНА / РАБОЧИЕ МЕСТА В КЫРГЫЗСТАНЕ / ЭКОНОМИКА КЫРГЫЗСТАНА / ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ КЫРГЫЗСТАНА / KYRGYZSTAN / SPHERE OF LABOUR / LABOUR POWER / REFORMING OF ECONOMY / SURPLUS OF LABOUR / AGRARIAN OVERPOPULATION / SHADY EMPLOYMENT / PROFESSIONAL TECHNICAL EDUCATION / INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / DEMAND / WORKPLACES / DEVELOPMENT / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Светлана Евгеньевна

В стране существует серьезная проблема отсутствия взаимоувязки между спросом работодателей на рабочую силу и системой подготовки рабочих и специалистов высшего звена. Разработаны предложения для осуществлении мероприятий по созданию рабочих мест. Делается вывод о том, что решение проблемы предполагает согласованные действия всего общества и поиск дополнительных финансовых средств, в первую очередь за счет повышения инвестиционной привлекательности страны и увеличения объемов финансирования программы государственных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of balance between labour force demand and supply on the market

In the country there is a serious problem of the absence of correlation between the demand of employers for labour power and the system of employees and top-level specialists training. In the article the author suggests a set of measures to implement for creating jobs. The solution of the problem, according to the author, assumes coordinated actions of the whole society and search for additional financing first of all at the expense of improving investment attractiveness of the country and increase of financing for state investments program.

Текст научной работы на тему «Проблема сбалансирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда республики кыргызстан»

ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

С.Е. Савина

Кыргызстан, сфера труда, рабочая сила, реформирование экономики, трудоизбыточность, аграрное перенасе.пение, теневом занятость, профтехобразование, вузы, спрос, рабочие места, развитие, экономика, инвестиции.

Проводимые в Кыргызстане социально-экономические преобразования имеют своей целью формирование стабильного гражданского общества, базирующегося на социально ориентированной рыночной экономике. Но как раз в сфере социальных и трудовых отношений за годы трансформационного периода накопился ряд весьма сложных проблем, которые сформировались под давлением объективных и субъективных обстоятельств. Поэтому от состояния дел в сфере труда во многом зависит дальнейшее развитие страны по пути рыночных преобразований и становления системы рациональною использования рабочей силы.

Кыргызстан относится к категории стран с высокой рождаемостью, которая в большей степени присуща сельской местности. Соответственно население страны характеризуется невысокой долей пенсионеров (8.3 % в 2005 г.), значительным удельным весом детей и подростков (33,2 %) и превышением численности сельских жителей над городскими (65 % против 35 %). С ростом населения происходит увеличение численности трудовых ресурсов (табл. 1). Это дает основание утверждать, что в целом для обеспечения устойчивого экономического развития страны трудовой потенциал достаточно высок и отсутствует проблема депопуляции. столь тревожная дчя европейских стран.

Таблица 1

Основные показатели населения и рынка труда (тыс. чел.)

Показатели 1995 2000 2005

Численность населения 4546,8 4907,6 5138,7

Трудовые ресурсы 2292,2 2686,6 2971,7

Удельный вес трудовых ресурсов (в % к населению) 50,4 54,7 57,8

Экономически активное население 1741,7 1912,7 2116,5

Занятое население 1641,7 1768,4 1931,8

Уровень занятости (в % к трудовым ресурсам) 71,6 65,8 65,0

Безработные 100,0 144,3 184,7

В том числе официально зарегистрированные 50,4 58,3 67,9

Уровень общей безработицы, в % ■ 7,5 8,7

Источник: Кыргызстан в цифрах. - Б.: Няцстятком. 2000. 2006. - С. 132-136.

С2

Однако имеется другая проблема, суть которой заключается в том. что в условиях реформирования экономики характерной чертой рынка труда становится трудоизбыточность. В Кыргызстане данная проблема усложняется тем. что темпы роста трудовых ресурсов и занятого населения не синхронизированы: за период 1995—2005 гг. трудовые ресурсы увеличились на 29,0 %, а занятость выросла всего на 17,7 %. Это приводит к долговременному дисбалансу спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и росту безработицы. Прогнозируемое дальнейшее увеличение численности населения в трудоспособном возрасте ввиду демографического взрыва в 80-х годах XX века, сохранения в современный период высокой рождаемости и снижения смертности наряду с политическими и экономическими реалиями объективно уменьшает возможности государства в оптимальном регулировании рынка труда. Сложившееся положение не поддается быстрой регулировке по причинам экономического и внеэкономического порядка.

На начальном этапе переходного периода в Кыргызстане ведущими секторами экономики являлись сельское хозяйство (включая личное подсобное хозяйство) и промышленность, в которых соответственно создавалось 35 и 30 % ВВП, были заняты треть и 20 % работающих. В 2005 году доля промышленного производства в ВВП составила 16,1 %, сельского хозяйства - 30.5%. сектора услуг-40,2 %. Отсюда видно, что в настоящее время сложившаяся структура занятости более типична для стран с относительно низким доходом на душу населения (в Кыргызстане в 2005 году уровень бедности, рассчитанный по потреблению, составлял 43.1 %). Для нее характерны резкое снижение численности работающих в производственном секторе, рост занятости в аграрном секторе и сфере услуг, в первую очередь в торговле. При .этом с учетом долговременных изменений в экономике происходит перераспределение наемных работников из предприятий и организаций в пользу работы у отдельных граждан. Эти выводы подтверждаются данными таблицы 2.

Нерешенность проблемы аграрного перенаселения (особенно в южных областях. граничащих с Таджикистаном и Узбекистаном) приводит к нарастанию миграционных потоков в города. Межрегиональный миграционный обмен населения за 1999-2005 годы составил 351.4 тыс. человек, большая часть миграционных перемещений приходится на столицу страны Бишкек (29 %) и прилегающую к ней Чуйскую область (43.8 %). Помимо дополнительного давления на рынки труда указанных территорий, происходит нерациональное территориальное перераспределение населения в целом по республике, что напрямую влияет на национальную безопасность.

На протяжении 1999-2005 годов предложение на рынке труда опережало спрос в среднем на 32 %. Оборот рабочей силы в 1999-2004 годах характеризовался уменьшением в 1,3 раза приема на работу над увольнением. В то же время легальный сектор малого и среднего бизнеса не мог компенсировать резкое выбытие рабочих мест на предприятиях и организациях республики.

По оценочным сведениям, в 2006 году граждане Кыргызстана прислали на родину 846 млн. долларов США. что составило 31.4 % ВВП (Исследование Международного фонда... 2007]. В страну от трудовых мигрантов поступает средств больше, чем от инвесторов и доноров вместе взятых. Для сравнения: по опера-

Таблица 2

Распределение занятого населения Кыргызстана

Тыс. чел. В процентах

1996 2000 2005 1996 2000 2005

Занятое население: всего 1651,5 1768,4 1931,8 100 100 100

- на предприятиях и в организациях 801,8 ; ' * 675,1 590.0 48,5 38,2 30,5

- индивидуальной трудовой деятельностью 184,6 207.0 280,5 11,2 П.7 14,5

- в крестьянских хоз-вах (включая ЛГ1Х) 665.1 855,7 860,5 40,3 48,4 44,5

- по найму у отдельных граждан ... 30,5 200,8 ... 1,7 10,4

Распределение по видам деятельности: і и

в сельском хозяйстве 778,6 938,4 927,5 47,1 53,1 48.0

в промышленности 182.8 141,9 158,3 11,1 8,0 8,2

в строительстве 57,9 43,4 76,3 3,5 2,5 3,9

на транспорте и в связи 81.2 63,4 93,2 4,9 3,6 4,8

в торговле, ремонте авто-, бытовых изделий и пр. 145,0 188.0 229,5 8.8 10,6 11,9

гостиницы и рестораны | 5,2 | 13,1 34,7 0,3 1 0,7 1,8

тивным данным Госкомитета по госимуществу, в 2007 году объем зарубежных инвестиций в экономику превысил 1,2 млрд. сомов, или чуть более 32 млн. долларов. Трудовые поступления способствуют снижению масштабов распространения бедности среди населения, обеспечивают насущные потребности семей трудовых мигрантов, а в последнее время стали также использоваться по инвестиционному назначению, в частности, вкладываться в развитие туристской инфраструктуры на озере Иссык-Куль.

Рост теневой занятости практически предопределен масштабностью теневиза-ции экономики. По данным обследования ПРООН, которые приводятся в официальных изданиях, неформальный сектор экономики составляет более 50 % ВВП Кыргызстана. Различные исследования показывают, что неформальная занятость составляет почти 70 % от всего объема занятости, то есть она проявляется практически во всех сферах деятельности. Рекордсменом, конечно же, является сфера услуг. Так. в 2005 году официально начисленная заработная плата в торговле была практически на уровне прожиточного минимума. На крупнейшем в республике оптово-розничном рынке «Дордой», по оценочным данным. около 40 % владельцев контейнеров не имеют патентов и более чем 80 % занятых на рынке не уплачивают подоходный налог и страховые отчисления в Социальный фонд. По данным ГУВД Бишкека, около 90 % столичных водителей такси работают без патентов.

Данные проведенной) выборочного обследования [Занятость и безработица 2005] показывают, что вовлеченность в неформальный сектор помимо выбранного вида деятельности зависит также от возраста работников (рис.). Доля занятости в неформальном секторе высока среди молодежи в возрасте до 19 лет (92%), с увеличением возраста она постепенно снижается до 61 % в группе 55-59 лет (время выхода на пенсию согласно республиканскому законодательству), а затем снова начинает расти и в возрастной группе старше 70 лет составляет 92.9 %.

Рис. Уровень занятости в неформальном секторе для всех возрастных групп (в % к общей численности занятого населения)

Свою лепту в сохранение дисбаланса на рынке труда вносит и большая межотраслевая дифференциация заработной платы. Конкурируют прежде всего за высокооплачиваемые рабочие места, а неэффективные рабочие места заполняются представителями социально уязвимых слоев населения (пенсионеры, молодежь без опыта работы, инвалиды, женщины с малолетними детьми, мигранты и т. д.).

К высокооплачиваемым отраслям Кыргызстана, так же как и в других странах СНГ, относятся: производство электроэнергии, финансовые институты и страхование, цветная металлургия, транспорт и связь. Наименее оплачиваемыми являются бюджетная сфера и сельское хозяйство. Высокая дифференциация в заработной плате способствует сохранению несоответствия спроса и предложения на рынке труда.

Существует серьезная проблема отсутствия взаимоувязки между спросом работодателей на рабочую силу и системой подготовки рабочих и специалистов высшего звена. По данным Госагентства по профтехобразованию, в училищах республики сегодня обучается около 29 тыс. человек по 155 специальностям, из них за счет бюджета - свыше 25 тыс. Этот показатель не идет ни в какое сравнение с масштабами обучения в вузах, хотя практически все студенты обучаются на коммерческой основе. Всего в 2005—2006 учебном году обучалось 231,1 тыс. человек, на 10 тыс. населения приходилось 447 сту дентов. Так называемым «престижным» специальностям обучается большинство студентов: например.

экономические специальности получают более 57 тыс. человек в 50-ти различных вузах (24% от общего числа студентов), юридические - 24 тыс., или 10%, и т. д. В то же время информационным технологиям обучается только 6.7 % студентов, сервису и туризму, который особенно бурно развивается в последнее время. - всего 0,6 % [/Дисбаланс в вузах ... 2007].

Отсюда можно сделать вывод, что несоответствие спроса и предложения на рынке труда проявляется в социальном, гендерном, возрастном и профессионально-квалификационном составе безработных и создаст большие сложности в их трудоустройстве. В свою очередь, происходящие изменения в профессионально-квалификационном составе экономически активного населения, перепроизводство кадров по профессиям и специальностям системой образования страны и другие факторы влияют на сохранение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

Возрастание спроса на рабочую силу сопровождается расширением сектора рынка рабочих мест, контролируемого службой занятости. Общая заявленная потребность в работниках в 2006 году составила 49,2 тысяч свободных мест, из них 76-80 % приходится на рабочие профессии, а вакансии дтш служащих в основном относятся к бюджетной сфере с невысокой оплатой труда. В то же время из общего числа состоящих на учете безработных 40 % имели высшее и среднее специальное образование, а рабочие профессии - 41 %. Соответственно остались невостребованными около 9 тысяч рабочих мест. Основной спрос на рабочую силу формировала сфера услуг и материального производства: на обрабатывающую промышленность приходится 5,3 % вакансий, строительство - 32,5 %, гостиницы и рестораны - 7,6 %, на здравоохранение и социальные услуги приходится 6,9 %, прочие коммунальные и социальные услуги - 17,7 %.

В сложившейся ситуации актуальной становится задача разработки механизмов создания и поддержания рабочих мест. Использование таких механизмов является важнейшим условием развития производства и решения проблем соответствия спроса и предложения на рынке труда. Кроме того, речь должна идти о создании экономически эффективных рабочих мест, обеспечивающих работнику уровень дохода не ниже прожиточного минимума, а государству - налоговые поступления и отчисления в соответствующие внебюджетные фонды. Эта задача в условиях Кыргызстана тесно связана с реализацией мероприятий по сокращению масштабов коррумпированности и теневой экономики, а также определением приоритетов развития и подготовкой соответствующих им крупных общенациональных проектов.

На современном этапе социально-экономического развития главными целями при осуществлении мероприятий по созданию рабочих мест являются:

- формирование рациональной системы создания и сохранения рабочих мест на основе определения приоритетных направлений развития отраслей экономики и социально-экономического потенциала регионов;

- решение вопросов стабилизации рынка труда в регионах со сложным социально-экономическим положением и в регионах с экстремальными условиями проживания (в первую очередь высокогорных);

- достижение и поддержание продуктивной занятости населения, повышение эффективности и доходности труда в интересах работников, работодателей и всего населения страны;

- снижение социальной напряженности в обществе.

Для решения поставленных целей, как предусмотрено в Программе занятости населения до 2010 года, к первоочередным мерам можно отнести:

-улучшение инвестиционного климата: содействие конкуренции на рынке, реализацию налоговых реформ, включая снижение налогового бремени посредством налогового администрирования и инспектирования, а также увеличение доступа к финансовым ресурсам частного сектора;

-привлечение инвестиций, в первую очередь прямых, и диверсификацию экспорта:

-сокращение времени, требуемое для открытия частной компании;

-создание оптимальной структуры национальной экономики с тем, чтобы перестать зависеть от сельского хозяйства;

-ускорение развития агропромышленного комплекса при уделении основного внимания развитию небольших предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и народных промыслов;

-упрощение доступа к кредитным ресурсам через развитие кредитных союзов и микрофинансовых институтов:

-повышение потенциала занятости в топливно-энергетическом комплексе за счет продолжения строительства Камбаратинских ГЭС, возобновления деятельности законсервированных малых ГЭС и строительства новых;

-интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, и в первую очередь предприятий, разрабатывающих месторождения золота (Кумтор, Макмал, Терексай, Солтон-Сары), ртути (город Хайдаркан), сурьмы (Кадамжай), олова и вольфрама (ОсОО «Тянь-Шаньолово»);

-запуск крупных простаивающих градообразующих предприятий, как ОАО «Карабалтинский горнорудный комбинат», Таш-Кумырский завод полупроводниковых материалов, Майли-Сайский электроламповый завод и др.

- повышение потенциала занятости в легкой и перерабатывающей промышленности, дтя развития которой имеются трудовые и сырьевые ресурсы во всех регионах страны;

-развитие строительства с учетом направления основных инвестиций на восстановление и строительство дорог, ирригационных сетей, туристической и энергетической инфраструктуры, производственное и жилищное строительство:

- всемерное развитие сферы услуг, в первую очередь туризма.

Особо следует подчеркнуть специфику Кыргызстана, заключающуюся в том, что в решении проблем на рынке груда большую роль играет развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства. О его значении в экономике республики можно судить по увеличению его доли в ВВП, которая в 2005 году составила 43.0 %. Этот сектор динамично влияет на рост занятости и снижение социальной напряженности в обществе, поэтому перспективным направлением в сглаживании диспропорций на рынке труда является реализация программ по развитию малого и среднего предпринимательства и содействию самозанятости граждан. Малый бизнес довольно хорошо развивается в сфере оказа-

ния услуг, народных промыслах, швейной и пищевой промышленности и сельском хозяйстве, в котором в настоящее время отсутствуют крупные коллективные хозяйства. В силу этого развитие частного сектора в Кыргызской Республике отнесено к числу' важнейших, приоритетных направлений экономической политики страны. Решение задачи расширения экономических возможностей предпринимательства и сокращения административных барьеров зависит от повышения эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо, установления адекватной системы налогообложения и расширения доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам.

В заключение необходимо отметить, что стабилизация на рынке труда, создание рабочих мест и оптимизация структуры использования рабочей силы - это сложная проблема, решение которой предполагает согласованные действия всего общества и поиск дополнительных финансовых средств, в первую очередь за счет повышения инвестиционной привлекательности страны и увеличения объемов финансирования программы государственных инвестиций.

Бы ил и огр афически й сп и со к

1. Исследование Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD) и Межамериканского банка развития (ШВ). 2006 // Белый пароход. - 2007. - No 61. - С. 2.

2. Занятость и безработица. - Бишкек: Нацстаткомитет, 2005. - С. 27.

3. Дисбаланс в вузах (итоги проведения национальной эдвокаси кампании «Элсен» и «Голден Гоал») // Белый пароход. - 2007. - № 73. - С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.