Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШТУКАТУРОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШТУКАТУРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ / ШТУКАТУРЫ / VISUALIZATION / PHYSICAL TRAINING / EDUCATION / PLASTERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна

Профессионально-прикладная физическая подготовка является необходимой составляющей профессиональной деятельности любого специалиста, определяемой рядом доминирующих факторов. Это обстоятельство обуславливает применение визуализации содержания обучения уже на начальном уровне освоения профессиональных двигательных действий и на уровне освоения стратегии профессиональной деятельности. Визуализация обеспечивалась путем получения данных о качестве и характеристиках профессиональной деятельности, применялись опорные схемы по содержанию и процедуре выполнения физических упражнений профессионально-прикладной направленности, конспект-схемы, опорные ориентиры, задания по нахождению сходства и отличия профессиональных двигательных действий и профессионально-прикладных физических упражнений. Реализация принципа визуализации в процессе профессионально-прикладной физической подготовки в ходе занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и в условиях практики обеспечивает формирование профессиональных навыков у обучающихся на более высоком уровне.Vocational and applied physical training is a necessary component of the professional activity of any specialist, determined by a number of dominant factors. This makes it necessary to apply the visualisation of the content of the training already at the initial level of learning of professional motor actions and at the level of learning of professional activity strategy. Visualization was provided by obtaining data on the quality and characteristics of professional activity, reference schemes were used on the content and procedure of physical exercises of vocational-applied orientation, reference schemes, reference points, tasks on finding similarities and differences of professional motor actions and vocational-applied physical exercises. The implementation of the principle of visualization in the process of vocational and applied physical training during physical exercises in physical culture lessons and in practice ensures the formation of professional skills of students at a higher level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШТУКАТУРОВ»

theoretical construct: conceptualization problems // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. T. 8. № 2. C. 209-216.

10. Saenko L.A., Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S. Team building as a tool to strengthen the company's position in the market // International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. T. 7. № 4.38. C. 431-433.

Педагогика

УДК 37.026

кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШТУКАТУРОВ

Аннотация. Профессионально-прикладная физическая подготовка является необходимой составляющей профессиональной деятельности любого специалиста, определяемой рядом доминирующих факторов. Это обстоятельство обуславливает применение визуализации содержания обучения уже на начальном уровне освоения профессиональных двигательных действий и на уровне освоения стратегии профессиональной деятельности. Визуализация обеспечивалась путем получения данных о качестве и характеристиках профессиональной деятельности, применялись опорные схемы по содержанию и процедуре выполнения физических упражнений профессионально-прикладной направленности, конспект-схемы, опорные ориентиры, задания по нахождению сходства и отличия профессиональных двигательных действий и профессионально-прикладных физических упражнений. Реализация принципа визуализации в процессе профессионально-прикладной физической подготовки в ходе занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и в условиях практики обеспечивает формирование профессиональных навыков у обучающихся на более высоком уровне.

Ключевые слова: визуализация, физическая подготовка, обучение, штукатуры.

Annotation. Vocational and applied physical training is a necessary component of the professional activity of any specialist, determined by a number of dominant factors. This makes it necessary to apply the visualisation of the content of the training already at the initial level of learning of professional motor actions and at the level of learning of professional activity strategy. Visualization was provided by obtaining data on the quality and characteristics of professional activity, reference schemes were used on the content and procedure of physical exercises of vocational-applied orientation, reference schemes, reference points, tasks on finding similarities and differences of professional motor actions and vocational-applied physical exercises. The implementation of the principle of visualization in the process of vocational and applied physical training during physical exercises in physical culture lessons and in practice ensures the formation of professional skills of students at a higher level.

Keywords: Visualization, physical training, education, plastering.

Введение. Причинность применения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) заключается в целом ряде законов и закономерностей социального, физиологического и общебиологического характера, из числа которых выделяется несколько доминирующих факторов:

1) генетически обусловленными двигательными способностями, развитием уровня функциональных возможностей и степени развития двигательных способностей, зависящих от качества реализации предшествующей работы, от наличия имеющихся двигательных навыков и умений, двигательного опыта;

2) нормальное физическое состояние, представляющее собой производной системы физического воспитания и ППФП, является важнейшим условием проявления высокого уровня физической и умственной работоспособностью, а, следовательно, предпосылкой достижения высокой производительности труда;

3) совокупность рисков для здоровья, вытекающие из особенностей трудовой деятельности, не могут быть преодолены без научной организации труда, элементом которого является профессионально-прикладная физическая культура;

4) современное состояние развития производительных сил и средств, требуя высокого уровня устойчивости работника в цепи производства, своим содержанием деятельности не обеспечивает совершенствования их деятельностных и двигательных способностей, что замещается путем реализации задач ППФП;

5) процесс ППФП обеспечивая развитие общих и специфических свойств личности создает условия для эффективного профессионального переучивания, что особенно актуализируется в ходе глобализации, цифровизации и роботизации производства.

Процесс профессионально-прикладной физической подготовки представляет собой направление физического воспитания, которое применяет в качестве основного и специфического средства физические упражнения, которые комплексно воздействуя на организм человека, обеспечивает целостное воздействие на самые различные свойства личности.

Изложение основного материала статьи. В результате анализа формирования системы профессиональной деятельности выделяется пять этапов освоения профессиональной деятельности:

1) освоение нормативно-правовой деятельности;

2) освоение отдельных нормативно-заданных видов деятельности;

3) выстраивание нового образа всей деятельности (формирование индивидуально ориентированной основы деятельности);

4) освоение отдельных действий на основе новых, индивидуальных представлений работника;

5) освоение деятельности в целом как индивидуально приспособленного к себе стиля деятельности.

Как следует из анализа этапов, уже на третьем этапе требуется проявление такого уровня

сформированности представлений, которое позволяет видеть и определять образ всей профессиональной деятельности, включающий в себя и правильную реализацию техники движений, и выстраивание

соответствующей стратегии профессионально целесообразного поведения (Ермилова Е.Б., 1999; Сидорова Л.В., 2006).

На наш взгляд, это обстоятельство определяет необходимость визуализации содержания обучения уже на начальном уровне освоения профессиональных двигательных действий и на уровне освоения стратегии профессиональной деятельности (Тихонова И.В., Иванов И.И., Омарова П.Г., 2018).

В плане определения эффективности последствий визуализации в процессе обучения профессиональным двигательным действиям проведено исследование на обучающихся ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный колледж», овладевающих профессией штукатура. В процессе обучения на практических занятиях использовался метод визуализации через показ двигательного действия в целом и его элементов, демонстрацию рисунков, кинограмм, кинофильмов таблиц, диаграмм, построенных с соблюдением правил построения композиций, и с помощью аудиовизуальных технических средств, включая компьютерную технику представления структурно-логических и опорных схем, формирования кинестетического образа при выполнении двигательных действий и обеспечения дифференцированных воздействий на функции проприорецепторов мышц, связок, суставов, рецепторы вестибулярного аппарата при выполнении профессиональных и подготовительных упражнений, учет двигательной и зрительной асимметрии, учет удобства/неудобства визуального восприятия, обеспечение идеомоторной тренировки при изучении и совершенствовании двигательных действий (Чермит К.Д., 2005).

Дополнительно использовались мультимедийные презентации (прием «Экран-тренер»). Предлагалось создание визуальной модели профессиональной деятельности на занятиях физическими упражнениями и в ходе практических занятий по профессии. Динамическое визуальное представление реального процесса выполнения двигательного действия «штукатурка» и «кладка» обеспечивалась путем визуализация данных о качестве и характеристиках профессиональной деятельности, использовались опорные схемы по содержанию и процедуре выполнения физических упражнений профессионально-прикладной направленности, конспект-схемы, опорные ориентиры, задания по нахождению сходства и отличия профессиональных двигательных действий и профессионально-прикладных физических упражнений.

При этом комплексы применяемых физических упражнений обеспечивают развитие общих способностей, то есть такой совокупность свойств личности, которые облегчают овладение знаниями, навыками и умениями в различных видах деятельности, а так же профессиональных способностей, которые облегчают овладение знаниями, навыками и умениями в конкретном виде трудовой деятельности. При этом физические упражнения ППФП носят характер вспомогательных, ибо без систематической профессиональной деятельности предпосылки качественной реализации трудовых операций не могут быть реализованы (Сташ К.Д., 2000).

Проверка уровня освоения профессии штукатуров обеспечивалось путем выполнения тестовых профессиональных заданий, которые проводились на стандартной поверхности размером 3 квадратных метра. В состав тестов были включены задания по нанесению грунта с разравниванием и разделкой углов, нанесение накрывочного слоя и затирка всей поверхности.

Оценивались количественные (количество времени, затрачиваемое на выполнение каждого задания и на оштукатуривание всей контрольной поверхности) и качественные показатели выполненной работы обучающихся колледжа до и после эксперимента (таблица).

Таблица

Сравнительная характеристика временных затрат на выполнение профессиональных тестов

участников эксперимента

Тесты Этап эксперимента Достоверность различий по ^критерию Стьюдента

до (М±^ (П=26) после (М±^ (П=20)

Нанесение грунта с разравниванием и разделкой углов (мин) 17,9±3,5 16,3±3,7 <0,05

Нанесение накрывочного слоя (мин) 16,4±3,2 10,4±2,6 <0,001

Затирка поверхности (мин) 68,4±5,2 46,8±7,3 <0,001

Общее количество затраченного времени (мин) 122,5±5,3 88,6±6,8 <0,001

Полученные данные после эксперимента свидетельствуют о приросте всех тестируемых показателей и их достоверности. Это характеризует становление профессионального мастерства обещающихся в колледже по специальности «Штукатур».

Выводы. Результаты проведенного эксперимента позволяют утверждать, что реализация принципа визуализации в процессе профессионально- прикладной физической подготовки в ходе занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и в условиях практики обеспечивает формирование профессиональных навыков на более высоком уровне, чем у обучающихся, процесс физического воспитания которых построен иным образом.

Приемлемыми приемами визуализации в данном контексте являются показ двигательного действия в целом и его элементов, демонстрация рисунков, кинограмм, кинофильмов таблиц, диаграмм, построенных с соблюдением правил построения композиций, использование аудиовизуальных технических средств, представление структурно-логических и опорных схем, формирование кинестетического образа при выполнении двигательных действий, обеспечение дифференцированного воздействия на функции проприорецепторы мышц, связок, суставов, рецепторы вестибулярного аппарата при выполнении профессиональных и подготовительных упражнений, учет двигательной и зрительной асимметрии, учет удобства/неудобства визуализации, обеспечение идеомоторной тренировки за счет осознания правильного

распределения мышечных усилий, момента приложения максимальных усилий, последовательности, ритма, силы и скорости выполнения элементов, развитие возможностей срочной коррекции движений по ходу их выполнения, погружения в виртуальную среду при моделировании объектов изучения, применение конспект-схем, опорных ориентиров, приемов обеспечения обратной связи, познавательные, дидактические и деловые игры, занимательные задания, в том числе кроссворды, алгоритмизации процесса обучения, эвристическое обучение.

Таким образом, имеются основания для следующего утверждения, что предлагаемая методика педагогического воздействия, отличительной особенностью которой является применение ряда методов и методических приемов обеспечения визуализации, оказывает положительное влияние на уровень понимания и осознанности развития профессиональных навыков, освоение стратегии профессиональной деятельности и положительное отношения к получаемой профессии.

Литература:

1. Ермилова, Е.Б. Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей: дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Ермилова. - Казань, 1999. - 199 с.

2. Сидорова, Л.В. Обучение будущих педагогов проектированию средств мульимедиа-визуализации учебной информации: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Сидорова. - Брянск, 2006. - 196 с.

3. Сташ, К.Д. Мануальные координационные способности девушек и их развитие в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (на примере штукатуров-маляров): автореф. дис. ... канд. пед. наук / К.Д. Сташ. - Майкоп, 2000. - 24 с.

4. Тихонова И.В., Иванов, И.И., Омарова, П.Г. Реализация принципа визуализации в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2018. - Вып. 60 (1). - С. 307-309.

5. Чермит, К.Д. Теория и методика физического воспитания: опорные схемы: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 272 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск);

кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО

Аннотация. В статье определены основные направления информатизации дошкольного образования: создание информационно-образовательной среды; использование информационных ресурсов в образовательном процессе; развитие дистанционных услуг; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования информационных ресурсов в образовательном пространстве. Информационно-образовательная среда дошкольного учреждения рассматривается как структурный элемент образовательного пространства. Предполагается, что правильное пользование информационных ресурсов в образовательном пространстве способствует: созданию единого информационного образовательного пространства, реализации педагогами инновационных методических разработок, развитию интереса дошкольников к поисковой исследовательской деятельности; значительно увеличивает познавательную мотивацию, раскрывает способности ребенка и активизирует мыслительную деятельность. Особое внимание уделено созданию автоматизированной системы управления как приоритетного направления использования информационных ресурсов в образовательном пространстве дошкольной организации.

Ключевые слова: информационные ресурсы, образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, автоматизированная система управления.

An^Mion. The article defines the main directions of informatization of pre-school education: creation of an information educational environment; The use of information resources in the educational process; development of remote services; Increasing the level of professional competence of teachers in the use of information resources in the educational space of pre-school oraganization. Information educational environment of pre-school institution is considered as a structural element of educational space. It is assumed that the correct use of information resources in the educational space contributes to the implementation by teachers of innovative methods, the development of the interest of pre-school children in search research activities; Significantly increases cognitive motivation, reveals the abilities of the child and activates thought activity. Special attention is paid to the creation of an automated management system as a priority for the use of information resources in the educational space of the pre-school organization.

Keywords: information resources, educational space, preschool educational organization, automated management system.

Введение. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» приоритетом образовательной политики государства определяется необходимость информатизация образования и оптимизация методов обучения для достижения нового качества образования. Актуальным вопросам использования информационно-коммуникативных технологий в системе образования посвящены работы С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкун, В.И. Солдаткина, Е.И. Ястребцевой (ИКТ в современном образовании); М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат, А.Е. Петрова (ИКТ в системе дистанционного обучения); Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, В.П. Кулагина, С.Д. Каракозова, Е.И Машбица, И.В. Роберт, Н.И. Рыжовой (информатизация образования) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.