Научная статья на тему 'Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов'

Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOCATIONAL TRAINING / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PSYCHOPHYSICAL POTENTIAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / APPLIED VOCATIONAL PHYSICAL TRAINING / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / TRAINING RESOURCES / BASIC RECOMMENDATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркин Э.В., Парфенов А.С.

The essence of the applied vocational physical training is in training students for highly efficient work in different sectors of the national economy in the country universities in the following basic areas: learning applied skills and abilities, representing elements of specific sports; focused training of specific physical and special qualities especially important for the highly efficient work in a certain profession and acquiring applied knowledge. The purpose of the present study was to prove the foundations of the theory and methods of physical education in respect to the tasks of applied vocational physical training of students of higher school students. The studies indicate to the variety of forms of training students for public sports activity in production, to the need for further standardization of various forms, methods and means of such training from different universities. Mass recreational, physical training and sports events are some of the forms of applied vocational physical training. Here the programs and schedule of intra-institutional competitions between learning groups, courses and faculties are important. The introduction of applied sports or its elements to this event program and regularity of such events can in many respects improve the quality of applied vocational physical training. Hence, the variety of conditions of work of educational institutions, goals and content of the applied vocational physical training there and on different faculties presupposes selecting and using various forms and methods of the applied vocational physical training of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркин Э.В., Парфенов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Foundation of Applied Vocational Physical Training of Agrarian University Students

The essence of the applied vocational physical training is in training students for highly efficient work in different sectors of the national economy in the country universities in the following basic areas: learning applied skills and abilities, representing elements of specific sports; focused training of specific physical and special qualities especially important for the highly efficient work in a certain profession and acquiring applied knowledge. The purpose of the present study was to prove the foundations of the theory and methods of physical education in respect to the tasks of applied vocational physical training of students of higher school students. The studies indicate to the variety of forms of training students for public sports activity in production, to the need for further standardization of various forms, methods and means of such training from different universities. Mass recreational, physical training and sports events are some of the forms of applied vocational physical training. Here the programs and schedule of intra-institutional competitions between learning groups, courses and faculties are important. The introduction of applied sports or its elements to this event program and regularity of such events can in many respects improve the quality of applied vocational physical training. Hence, the variety of conditions of work of educational institutions, goals and content of the applied vocational physical training there and on different faculties presupposes selecting and using various forms and methods of the applied vocational physical training of students.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов»

УДК: 796.077-57

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов

Кандидаты педагогических наук, доценты Э.В. Маркин, А.С. Парфенов Орловский государственный аграрный университет, Орёл

PEDAGOGICAL FOUNDATION OF APPLIED VOCATIONAL PHYSICAL TRAINING OF AGRARIAN UNIVERSITY STUDENTS

E.V. Markin, associate professor, Ph.D.

A.S. Parfenov, associate professor, Ph.D.

Orel state agrarian university, Orel Key words: vocational training, psy-chophysical potential, applied vocational physical training, training resources, basic recommendations. The essence of the applied vocational physical training is in training students for highly efficient work in different sectors of the national economy in the country universities in the following basic areas: learning applied skills and abilities, representing elements of specific sports; focused training of specific physical and special qualities especially important for the highly efficient work in a certain profession and acquiring applied knowledge. The purpose of the present study was to prove the foundations of the theory and methods of physical education in respect to the tasks of applied vocational physical training of students of higher school students. The studies indicate to the variety of forms of training students for public sports activity in production, to the need for further standardization of various forms, methods and means of such training from different universities.

Mass recreational, physical training and sports events are some of the forms of applied vocational physical training. Here the programs and schedule of intra-institutional competitions between learning groups, courses and faculties are important. The introduction of applied sports or its elements to this event program and regularity of such events can in many respects improve the quality of applied vocational physical training.

Hence, the variety of conditions of work of educational institutions, goals and content of the applied vocational physical training there and on different faculties presupposes selecting and using various forms and methods of the applied vocational physical training of students.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, психофизический потенциал, профессионально-прикладная физическая подготовка, средства обучения, ориентировочные основы деятельности.

Сущность профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) заключается в подготовке студентов к высокопроизводительному труду в различных сферах народного хозяйства, осуществляется она в вузах страны по следующим основным направлениям:

• овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;

• акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии;

• приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).

Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе - с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье - с приобретением прикладных знаний по использованию средств физической культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовки общественных физкультурных кадров для производства.

Цель исследования - обосновать основные положения теории и методики физического воспитания применительно к задачам ППФП студентов высших учебных заведений.

При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований, должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик, используемых в физиологии,

психологии, гигиене труда и спортивном тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно-технической революции.

Следует отметить, что при определении содержания ППФП студентов все шире используются математические методы анализа полученных материалов.

Есть все основания полагать, что более широкое применение дисперсионного, корреляционного и регрессионного методов для объективной оценки существенности значения различных компонентов в ППФП намного повысит научность подбора средств и методов для ее реализации в системе физического воспитания студентов.

В идеале необходимо построение многофакторных статистических моделей ППФП специалиста будущего с определением наиболее существенных факторов, влияющих на его профессиональную работоспособность, а также форм связи и степени взаимозависимости различных параметров, включенных в модель. Необходимость в перспективе решения этой сложной проблемы для каждой профессии подчеркивается временным разрывом между периодом изучения существующих условий труда специалистов и реализации ППФП студентов в вузе, с одной стороны, и условиями и характером труда будущих специалистов в течение последующих 30-35 лет - с другой. Естественно, что эта проблема тесно связана с проблемой определения профессиограммы специалиста будущего, над которой работают философы, социологи и психологи труда, специалисты по организации производства и др. Результаты этих исследований должны быть также использованы при построении модели ППФП специалистов.

Организация ППФП студентов в процессе их физического воспитания, и особенно на учебных занятиях, связана с рядом объективных трудностей, главные из которых - отсутствие или недостаток надлежащей базы для проведения занятий по данному разделу физического воспитания; неподготовленность преподавателей кафедры физического воспитания к проведению отдельных разделов ППФП студентов; влияние климатических и погодных условий на возможность проведения специально организованных занятий по ППФП; недостаточная физическая подготовленность поступающих в вуз, затрудняющая реализацию некоторой части ППФП в учебное время.

Последнее положение - одно из существенных, так как основой физического воспитания студентов (и в частности ППФП) является всесторонняя физическая подготовка, которая определена программой и зачетными нормативами по этому разделу физического воспитания.

Поэтому любые колебания уровня физической подготовленности абитуриентов, погодных условий и др. требуют увеличения учебных часов на общую физическую подготовку, вынужденного сокращения других разделов программы физического воспитания, а следовательно, гибкого планирования и использования различных форм ППФП в системе физического воспитания студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу: учебные занятия (обязательные и факультативные), самодеятельные занятия, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Каждая из этих групп имеет одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов, или для его части.

ППФП студентов проводится в форме теоретических и практических учебных занятий.

Программой физического воспитания предусматривается проведение теоретических занятий в форме лекции по обязательной теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», цель которых - вооружить будущих специалистов необходимыми знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики каждого факультета. Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально-прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:

• краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на данном факультете;

• динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением особенностей изменения работоспособности специалистов данного профиля в течение рабочего дня, недели и года;

• влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо-климатических и гигиенических условий труда на динамику работоспособности специалиста;

• использование средств физической культуры и спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов с учетом условий, характера и режима их труда и отдыха;

• основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для

профилактики профессиональных заболеваний;

• влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения.

Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий. Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях с приведением примеров из профессиональной деятельности выпускников данного факультета. При избытке материала некоторая его часть может быть изложена в другой обязательной теме - «Физическая культура в режиме труда и отдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам.

Вторая половина занятий посвящается вопросам, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью выпускников данного факультета:

• характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах;

• основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда;

• перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности труда;

• использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.

Эти вопросы должны освещаться по материалам специальных исследований работников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений и содержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов конкретной профессии, специальности, специализации.

При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенность подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависят степень и масштабы использования средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллективе.

Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического воспитания. В частности, вопросы техники безопасности во многих

случаях более целесообразно объяснять именно во время практических, а не теоретических занятий.

Следует указать, что в различных вузах наряду с обязательными теоретическими занятиями, предусмотренными единой учебной программой по физическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, освещающие отдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило, раскрываются наиболее актуальные стороны ППФП студентов данного учебного заведения.

На естественных факультетах университетов, в геологоразведочных, сельскохозяйственных и некоторых других вузах на теоретических занятиях студентам даются знания об основах альпинизма, топографии, спортивного ориентирования и различных видов туризма.

Подобные темы в различных вузах раскрываются с разной степенью детализации отдельных вопросов, зависящих от профиля подготовки специалистов. Следует отметить, что при достаточном качестве этих лекций вполне компенсируется соответствующее сокращение часов практических занятий в связи с повышением уровня подготовленности и сознательности студентов в ходе освоения ими практического материала.

Практические учебные занятия по ППФП могут проводиться в учебных группах всех отделений (специального, подготовительного и спортивного совершенствования).

В процессе этих занятий могут в той или иной степени решаться все основные задачи ППФП. Однако главная целевая направленность этих занятий - преимущественное и специальное воспитание прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых в профессиональной деятельности.

Программа и содержание этих учебных занятий для учебных групп подготовительного отделения разрабатываются кафедрой физического воспитания также на основе изучения условий и характера труда выпускников данного факультета.

Так, например, в разделе ППФП слушателей институтов гражданской авиации и некоторых морских училищ уделяется большое внимание специальной тренировке вестибулярного аппарата будущих специалистов (элементы акробатики, упражнения на батуте, вращающемся колесе и т. п.). В то же время для студентов «полевых» и других подобных факультетов необходимо применять средства, направленные на акцентированное развитие общей и специальной выносливости и т. д.

При проведении практических учебных занятий в специальном учебном отделении содержание специально направленных занятий по ППФП должно быть согласовано с возможностями каждого студента в зависимости от характера отклонений в состоянии его здоровья. При проведении

подобных занятий в учебных группах отделения спортивного совершенствования должны быть максимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания прикладных физических и специальных качеств для успешного формирования прикладных умений и навыков.

Имеющиеся теоретические работы, опыт ряда кафедр физического воспитания указывают на возможность опосредованной реализации задач ППФП студентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и для тех практических занятий, целевая направленность которых - общая физическая подготовка. По этому поводу проф. В. В. Белинович справедливо отмечал, что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань между общеразвивающими и прикладными упражнениями. Как общая, так и прикладная физическая подготовка, поскольку они не противопоставляются, должны идти параллельно на протяжении всего срока обучения, но удельный вес той или другой подготовки может меняться как на протяжении определенного периода, так и на каждом отдельном занятии. Таким образом, прикладные физические упражнения могут одновременно служить средством всесторонней физической подготовки, и наоборот.

Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит от правильного подбора средств на практических занятиях во всех учебных отделениях, включая отделение спортивного совершенствования.

В некоторых вузах различного профиля практикуется самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя физического воспитания, требующих определенных прикладных знаний, способствующих воспитанию и формированию прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков. Выполнение подобных заданий контролируется преподавателем, а в отдельных случаях они включаются в зачетные требования по семестрам. К ним относятся самостоятельное составление и проведение с группой своих товарищей комплексов гигиенической и производственной гимнастики, приобретение прикладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской работы по физической культуре и спорту и др. Интересен опыт Орловского государственного аграрного университета, где ответственный преподаватель по виду спорта или учебной группе в начале каждого учебного года дает студентам персональные задания по общественной работе, которые заносятся в учебный журнал. Ход и результаты проведенной общественной физкультурной работы фиксируются в учебном журнале.

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколько форм:

- занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей-тренеров в спор-

тивных секциях спортивного клуба, в оздоровительно-спортивном лагере, на учебных практиках;

- самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время.

Кроме того, во многих вузах знания и навыки общественно-физкультурной работы будущие специалисты получают на соответствующем отделении факультета общественных профессий. Эта форма подготовки студентов получила особое распространение в педагогических, сельскохозяйственных, медицинских вузах.

Не менее распространенной является форма подготовки студентов к общественной физкуль-турно-спортивной работе на специальных семинарах спортивных клубов вузов и добровольных спортивных обществ. При этом одной из задач таких занятий является привитие будущим командирам производства знаний и навыков, необходимых для управления группами людей.

Выводы. Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии форм подготовки студентов к общественно-физкультурной работе на производстве, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующих в различных вузах разнообразных программ, форм, методов и средств такой подготовки.

Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь внутриинститутских соревнований между учебными группами, курсами, факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спорта пли их элементами, регулярность проведения подобных соревнований могут во многом способствовать качеству ППФП.

Таким образом, многообразие условий работы вузов, целевой направленности и содержания ППФП в них и на факультетах различного профиля предполагает выбор и использование тех или иных форм и методов ППФП студентов.

Литература

1. Белинович В.В. Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.В. Белинович; Ин-т теории и истории педагогики АПН РСФСР. - М., 1959. - 32 с.

References

1. Belinovich, V.V. The principles and methods of teaching motor actions in the course of physical education: abstract of doctoral thesis (Hab.) / V.V. Belinovich; Institute of theory and history of pedagogics APS RSFSR. - Moscow, 1959. - 32 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

Par22@list.ru

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.