Научная статья на тему 'Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров-инженеров в техническом вузе (по профилю «Лесное дело»)'

Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров-инженеров в техническом вузе (по профилю «Лесное дело») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / BACHELOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / MOTOR SKILLS AND ABILITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Т. А., Яцковская Л. Н.

The purpose of the study was to scientifically prove the concept of improvement of applied professional physical training of bachelors of engineering in technical university (profile “Forest science”). The study gave a theoretical substantiation of the necessity of improvement of applied professional physical training of bachelors of engineering in technical universities, a specifically oriented direction of APPhT of bachelors of engineering in the forest science profile was allocated, the appropriate educational support was developed and implemented and the effectiveness of such training was verified using an experiment. The experimental work on the implementation of the conceptual approach to specially focused APPhT for bachelors of engineering of technical universities has proved its efficiency in formation of special professionally important physical and psychological qualities, protection and strengthening of physical health, increase of physical working capacity, training for future professional activity in the forest industry. The results testify that APPhT of bachelor-engineers in technical universities contributes essentially to the solution of the problem of professionalizing future specialists by means of physical culture, enriches higher education in general. Thanks to the science-based concept of vocational training of bachelor-engineers in the forest science profile in a technical university, an important problem of training of elite professional personnel, capable to be subjects of professional activity and to carry out innovative development of the Russian economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросова Т. А., Яцковская Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров-инженеров в техническом вузе (по профилю «Лесное дело»)»

профессионально-прикладная физическая культура

УДК: 796.07:331

совершенствование

профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров-инженеров в техническом вузе (по профилю «лесное дело»)

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. мартиросова

Кандидат педагогических наук, доцент л.н. яцковская

Сибирский государственный технологический университет, Красноярск

IMPROVEMENT OF APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING OF BACHELORS OF ENGINEERING IN TECHNICAL UNIVERSITY (PROFILE "FOREST SCIENCE") T.A. Martirosova, associate professor. Ph.D.

L.N. Yatskovskaya, associate professor. Ph.D.

Siberian state technological University, Krasnoyarsk

Key words: bachelor, applied professional physical training, motor skills and abilities, professionally important qualities.

The purpose of the study was to scientifically prove the concept of improvement of applied professional physical training of bachelors of engineering in technical university (profile "Forest science").

The study gave a theoretical substantiation of the necessity of improvement of applied professional physical training of bachelors of engineering in technical universities, a specifically oriented direction of APPhT of bachelors of engineering in the forest science profile was allocated, the appropriate educational support was developed and implemented and the effectiveness of such training was verified using an experiment.

The experimental work on the implementation of the conceptual approach to specially focused APPhT for bachelors of engineering of technical universities has proved its efficiency in formation of special professionally important physical and psychological qualities, protection and strengthening of physical health, increase of physical working capacity, training for future professional activity in the forest industry. The results testify that APPhT of bachelor-engineers in technical universities contributes essentially to the solution of the problem of professionalizing future specialists by means of physical culture, enriches higher education in general. Thanks to the science-based concept of vocational training of bachelor-engineers in the forest science profile in a technical university, an important problem of training of elite professional personnel, capable to be subjects of professional activity and to carry out innovative development of the Russian economy.

Ключевые слова: бакалавр, профессионально-прикладная физическая подготовка, двигательные умения и навыки, профессионально важные качества.

Инновационное развитие России связывается с модернизацией высшего профессионального образования. Это нашло отражение в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., а также в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». Новые государственные образовательные стандарты построены на основе компетентностного подхода, направлены на формирование и развитие профессиональных и общекультурных компетенций, которые позволят будущему специалисту быть субъектом профессиональной деятельности.

Модернизация техники и технологий производства обязывает инженера развиваться и совершенствоваться. Чем совершеннее техника и технологии производства, тем совершеннее должен быть специалист, управляющий ими. Поэтому новая концепция образования вносит существенные коррективы в традиционную трактовку целей образования, предъявляя высокие требования к профессиональной подготовке современного специалиста, качеству образования и его принципиальному обновлению. Содержание, формы, методы, программы должны быть ориентированы на раскрытие потенциальных возможностей бакалавров как будущих инженеров и их подготовку к профессиональной деятельности. Повышение объема профессиональной активности, в том числе и двигательной различной интенсивности, предполагает соответствующую теоретическую, а также функциональную и фи-

и

зическую подготовку бакалавра. Предъявляются повышенные требования к уровню развития отдельных физических и психологических качеств, способствующих более эффективному выполнению профессиональной деятельности и составляющих комплекс профессионально важных качеств [1].

В связи с этим требуется осознание новой роли физкультурного образования, в рамках которого возможна эффективная профессиональная подготовка современных инженеров средствами физической культуры и спорта. Таким образом, актуализируется профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), направленная на формирование профессионально важных качеств будущих инженеров, развитие их физической подготовленности, решение ряда профессионально-творческих и личностных задач. Однако такой подготовке бакалавров-инженеров в техническом вузе уделяется недостаточное внимание. Поиск новых подходов к их профессиональной подготовке средствами физической культуры является актуальным и своевременным. ППФП рассматривается нами как одно из основополагающих направлений системы профессионального образования бакалавров-инженеров технического вуза, формирующее профессионально-прикладные знания, умения и навыки, физические и специальные качества, способствующие достижению объективной готовности будущего специалиста к условиям и воздействиям профессиональной деятельности [2].

Цель исследования - научно обосновать концепцию совершенствования ППФП бакалавров-инженеров в техническом вузе (по профилю «Лесное дело»)

В исследовании теоретически обоснована необходимость совершенствования ППФП бакалавров-инженеров в техническом вузе, выделена специально ориентированная направленность ППФП бакалавров-инженеров по профилю «Лесное дело», разработано и реализовано соответствующее педагогическое обеспечение и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность такой подготовки.

Методика и организация исследования. Экспериментальной базой исследования являлся Сибирский государственный технологический университет. В исследованиях приняли участие 800 студентов Лесохозяйственного факультета дневной формы обучения, в том числе бакалавры, обучающиеся по направлениям подготовки 250700.62 - «Ландшафтная архитектура» (профиль подготовки - «Ландшафтное строительство»), 250100.62 - «Лесное дело (профили подготовки - «Лесное дело», «Лесное хозяйство»),

280100.62 - «Природообустройство и водопользование» (профиль подготовки - «Природоохранное обустройство территорий»). Для проверки эффективности методики выделены основные направления анализа: определение уровня физической подготовленности бакалавров по результатам развития основных профессионально важных физических качеств; определение физического развития бакалавров; определение уровня развития психологических качеств будущих специалистов.

Результаты исследования и их обсуждение. Специально ориентированная ППФП отражает авторский подход к формированию профессионально-прикладных знаний, двигательных умений и навыков, физических и специальных качеств, необходимых в конкретной профессиональной деятельности, позволяет использовать разнообразные средства физической культуры для быстрого и качественного освоения определенных трудовых умений и навыков, повышения производительности труда, активного отдыха, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, способствует развитию и совершенствованию физических и психофизических качеств, в результате чего приобретаются теоретические знания в области производственной физической культуры, попутной тренировки, профессиональные двигательные умения, навыки, развиваются организаторские способности.

Специально ориентированная ППФП должна осуществляться с учетом требований профессиональной деятельности, занимать значительную часть времени учебного занятия, реализовывать-ся как в учебное, так и во внеучебное время с использованием всех возможностей физической культуры.

Педагогическое обеспечение специально ориентированной ППФП бакалавров-инженеров в техническом вузе представляет собой совокупность факторов и условий их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов, процедур, приемов и обусловлено:

• анализом особенностей профессиональной деятельности специалистов лесной отрасли (производственного процесса с описанием приемов работы, типичных аварий, травм, организации труда, санитарных условий труда и профессиональной вредности);

• выделением комплекса требований к физическим качествам, двигательным умениям и навыкам, психическим процессам и эмоциональным состояниям (высокий уровень выносливости, способность ориентироваться на сложнопересеченной местности, навык рационально распределять затраты энергии,

развитые двигательные навыки, закаленный организм, готовый к резким переменам метеорологических условий, психологическая устойчивость);

• обоснованием профессионально важных физических качеств (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость); психических процессов (ощущения, восприятие, внимание, представление, память, определенные виды мышления); эмоциональных состояний (стрессоустойчивость, работоспособность);

• определением основных направлений специально ориентированной ППФП бакалавров-инженеров по профилю «Лесное дело» (общая и специальная физическая подготовка с совершенствованием основных физических качеств (двигательных компетенций), развитие психофизических и психологических качеств средствами физической культуры и методами психофизической саморегуляции;

• использованием форм и средств физической культуры (теоретические и практические занятия, спортивно-массовые мероприятия с профессионально-прикладной целеуста-новкой; индивидуально-самостоятельные профессионально-прикладные физические упражнения; специально-прикладные виды спорта).

Образовательный процесс технического вуза как пространство разнообразных образовательных возможностей обладает многофакторным влиянием на профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста, позволяет реализовать факторы того или иного педагогического явления, создавать педагогические условия, проектировать разнообразные модели, осуществлять специальные педагогические действия, способствовать личностной и профессиональной самореализации и профессиональному становлению бакалавра [3].

Первым педагогическим фактором совершенствования ППФП (в контексте нашего исследования) определена выделенная нами ее специально ориентированная направленность, сущность которой заключается в учете требований определенной профессии для формирования профессионально-прикладных знаний, двигательных умений и навыков, физических и специальных качеств, необходимых в профессиональной деятельности. Второй фактор вытекает из процессуальных характеристик целостного образовательного процесса вуза, связывается нами с разработкой специального комплексного обучающего подхода к ППФП, который должен осуществляться как в учебное, так и во внеучебное время с активным использованием разнообраз-

ных методов, форм и средств физической культуры. Это обусловлено тем, что процесс развития физических качеств необходимо строить в порядке круглогодичного и многолетнего обучения, которое возможно осуществлять в рамках развивающей среды целостного образовательного процесса, позволяющего гармонично объединять учебную и внеучебную работу бакалавра. Третьим фактором выделена организация эффективного взаимодействия в системе педагог-студент, которая позволит педагогу реализовать педагогические действия в процессе ППФП и обеспечить бакалаврам возможности для индивидуального развития, личностной и профессиональной самореализации и профессионального становления.

Данная позиция автора позволяет обосновать, разработать и реализовать педагогическое обеспечение специально ориентированной профессионально-прикладной физической подготовки, под которым понимается совокупность условий развертывания специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов.

Первое педагогическое условие - разработка педагогического содержания специально ориентированной ППФП бакалавров-инженеров технического вуза - определяется в рамках культурологического, средового, системного, лич-ностно-деятельностного и компетентностного подходов, опирается на вытекающие из данных подходов принципы; предусматривает возможность формирования у бакалавров средствами физической культуры прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений и навыков, двигательных, общекультурных и профессиональных компетенций, способствующих успешной реализации в профессиональной деятельности; первое условие разделено на организационно-методические блоки: профессионально ориентированный (комплекс педагогических методов, форм и средств, направленный на развитие физических качеств), климато-биоритмологический (комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий, направленный на укрепление здоровья, повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности), контрольно-коррекционный (оперативный, текущий, этапный и итоговый контроль физических и функциональных показателей физической подготовленности), индивидуально-самостоятельный (комплекс педагогических мероприятий, направленный на индивидуальное формирование профессионально важных для будущей профессиональной деятельности физических качеств, двигательных умений и навыков), и этапы реализации

и

(1-й этап - подготовительно-аналитический (1-й курс), 2-й этап - коррекционно-развивающий (1-й курс), 3-й этап - формирующе-тренинговый (2-3-й курс), 4-й этап - итогово-презентативный (4-й курс). Реализуется посредством экспериментальной практико-ориентированной учебной программы, измененной структуры занятия по физической культуре, содержащей пять частей: втягивающая (10 мин), подготовительная (25 мин), тренинговая (35 мин), восстановительная (10 мин) и итоговая (10 мин), методики рекреативно-оздоровительной ходьбы, комплексного применения упражнений дыхательной гимнастики и релаксационных упражнений.

Второе педагогическое условие - педагогическая организация непрерывной ППФП бакалавров технического вуза - связано с развитием и совершенствованием основных профессионально важных физических и психологических качеств бакалавров. Реализуется поэтапно посредством организации педагогом занятий по физической культуре в учебное время, в период летних учебно-производственных практик, а также самостоятельных занятий студентов в экзаменационное и каникулярное время. Делится на этапы: 1-й этап - подготовительный -сопряжен с учебным процессом, включает широкий комплекс используемых методов, средств и форм, обеспечивающих общий подъем функциональных возможностей организма; 2-й этап -специальноподготовительный - связан со временем летних учебно-производственных практик; 3-й этап - переходный - время экзаменационных сессий и каникул, предполагающий самостоятельные занятия, самовоспитание, физическое саморазвитие и самосовершенствование. Включает в себя разработанный экспериментальный план по развитию и совершенствованию физических качеств в учебное время, программу развития и совершенствования физических качеств в период учебно-производственных практик, индивидуальный дневник бакалавра с рекомендациями педагога для самостоятельного выполнения домашних заданий, программу развития профессионально важных качеств (психических процессов, психологических качеств и умений), содержащую средства физической культуры и современные методы практической психологии (аутогенная тренировка, релаксация, медитация, самогипноз, психофизическая тренировка, рекреация).

Третье педагогическое условие - организационно-педагогическое сопровождение педагогом специально ориентированной ППФП бакалавров-инженеров технического вуза - заключается в разработке профессионально ориентированного подхода к оценке результативности

Личность профессионала

Методики, методы, формы и средства физической культуры

>> Я

ее я X л о н е

ь

«

о в

и е

и и

01 ■©>

о в.

и

я в

64

О! Я X и и В" в т в е

те

Педагогические факторы ППФП

яг

Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавра ^У_ _

IX

зх

Профессиональное образование в техническом вузе

Педагогическая модель совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров в техническом вузе

специально ориентированной ППФП бакалавров технического вуза. Обеспечивается специально разработанным диагностическим инструментарием, включающим контрольные нормативы по определению динамики физического развития и физической подготовленности, комплекс стандартизированных психологических методик, анкетных опросов, а также педагогическое наблюдение, индивидуальное самонаблюдение студентов.

Вышеизложенное подвигло на разработку педагогической модели совершенствования ППФП бакалавров-инженеров в техническом вузе (см. схему).

На вершине педагогической модели находится бакалавр как субъект профессионально-образовательной деятельности вуза, стремящийся стать профессионалом. Основой становления и развития личности профессионала выступает образовательный процесс вуза, в котором выявлены педагогические факторы (движущие силы, основа) совершенствования ППФП бакалавра, определяющие цель, содержание, педагогическую деятельность и результат, выделены организационно-педагогические условия реализации специально ориентированной ППФП, опре-

делены специальные педагогические формы, методы, процедуры и приемы:

• педагогические факторы: специально ориентированная направленность ППФП; специальный комплексный обучающий подход к ППФП; организация эффективного взаимодействия в системе педагог-студент;

• педагогические условия: разработка педагогического содержания специально ориентированной ППФП бакалавров; педагогическая организация непрерывной ППФП бакалавров; организационно-педагогическое сопровождение педагогом специально ориентированной ППФП бакалавров;

• специальные педагогические формы, методы, процедуры и приемы: экспериментальная практико-ориентированная учебная программа, измененная структура занятия по физической культуре, методика рекреативно-оздоровительной ходьбы, комплексное применение упражнений дыхательной гимнастики и релаксационных упражнений; экспериментальный план развития и совершенствования физических качеств в учебное время, программа развития и совершенствования физических качеств в период учебно-производственных практик. Программно-методическогообеспечениеспе-

циально ориентированной ППФП бакалавров-инженеров в техническом вузе реализовывалась посредством следующих учебно-методических материалов:

- авторской специализированной практико-ориентированной экспериментальной программы ППФП (содержит теоретический курс, раздел прикладной подготовки и учебно-методические занятия); программу развития и совершенствования физических качеств в период учебно-производственных практик, самостоятельных занятий во время сессии и в каникулярное время; программу развития профессионально важных качеств, состоящую из мотивационно-целевого, организационно-содержательного, контрольно-оценочного компонентов; адаптированной программы для бакалавров-инженеров специальных медицинских групп, включающей разработанную и адаптированную методику рекреативно-оздоровительной ходьбы с элементами естественной дыхательной гимнастики и методы психофизической саморегуляции;

- научно-педагогического и методического обеспечения в виде экспериментальной структуры учебно-практического занятия, содержащего пять частей: втягивающую (10 мин), подготовительную (25 мин), тренинговую (35 мин), восстановительную (10 мин) и итоговую (10 мин); методику рекреативно-оздоровительной ходьбы и ее

элемента - естественной дыхательной гимнастики; методов психофизической саморегуляции; метод непрерывного и поэтапного (1-й этап -подготовительный - сопряжен с учебным процессом, 2-й этап - специальноподготовительный -с временем летних учебно-производственных практик, 3-й этап - переходный - с временем экзаменационных сессий и каникул) развития и совершенствования основных профессионально важных физических качеств (выносливости, гибкости, силы, ловкости, быстроты) в учебных и внеучебных формах физического воспитания, обеспечивающих формирование физкультурной компетентности.

Вывод. Опытно-экспериментальная работа по реализации концептуального подхода к специально ориентированной ППФП для бакалавров-инженеров технических вузов показала ее эффективность в формировании специальных профессионально важных физических и психологических качеств, сохранении и укреплении физического здоровья, повышении работоспособности, подготовке к будущей профессиональной деятельности в лесной отрасли. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ППФП бакалавров-инженеров в техническом вузе вносит существенный вклад в решение проблемы профессионализации будущих специалистов средствами физической культуры, обогащает высшее профессиональное образование в целом.

Обоснованная концепция профессиональной подготовки бакалавров-инженеров по профилю «Лесное дело» в техническом вузе позволила решить важную проблему подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров, способных быть субъектами профессиональной деятельности и осуществлять инновационное развитие российской экономики.

Литература

1. Адольф В.А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова. - Красноярск, 2005. - 214 с.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 444 с.

3. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография / В.В. Игнатова. - Красноярск: Сиб-ГТУ, 2000. - 272 с.

References

1. Adolf, V.A. Updating of the teachers' training process on the basis of modeling of professional activity: monograph / V.A. Adolf, I.Yu. Stepanova; Krasnoyarsk. KSPU, 2005. - 214 P. (In Russian)

2. Evseev, Yu.I. Physical culture / Yu.I. Evseev. - Rostov-on-Don: Fenix, 2010. - 444 P. (In Russian)

3. Ignatova, V.V. Pedagogical factors of spiritual and creative formation of the personality in an educational process: monograph / V.V. Ignatova. - Krasnoyarsk: SibSTU, 2000. - 272 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 23.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.