Научная статья на тему 'Содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов с учетом будущей профессиональной деятельности'

Содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов с учетом будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / PROFESSIOGRAM / PHYSICAL EDUCATION / VOCATIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кораблина Анастасия Михайловна, Сабирова Ирина Александровна, Баев Вячеслав Егорович, Ильин Михаил Алексеевич

Знание особенностей профессиональной деятельности специалистов строительных специальностей позволит сформировать рациональную программу профессионально-прикладной физической подготовки студентов и целенаправленно воздействовать на формирование, совершенствование и поддержание основополагающих физических качеств и психофизиологических показателей. В результате проведенной работы определены наиболее значимые условия профессиональной деятельности и показатели совершенствования.Knowledge of the features of professional activity of specialists in construction specialties will allow to form a rational program of professional and applied physical training of students and purposefully influence the formation, improvement and maintenance of fundamental physical qualities and psychophysiological indicators. As a result of the conducted study, the most significant indicators of professional activity and indicators of their improvement were determined

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кораблина Анастасия Михайловна, Сабирова Ирина Александровна, Баев Вячеслав Егорович, Ильин Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов с учетом будущей профессиональной деятельности»

pp. 379-381, available at: https://moluch.ru/archive/292/65072/.

2. Aksenov, A.V. (2016), "Inclusive physical Education of Children of primary school Age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (133), pp. 17-21.

3. Bezrukikh, M.M. (2011), "Preschooler. Myths and realities", Bulletin of the practical psychology of education, No. 4, pp. 16-21, available at: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n4/56246.shtml.

4. Vygotsky, L.S. (2002), Reissue, Shalva Amonashvili Publishing House, Moscow.

5. Vygotsky, L.S. (1984), Collected works in 6 vol, Vol. 4 Child psychology, Pedagogika, Moscow.

6. Kim, T.K. (2016), The scientific Basis of physical Education in the family-school System: monograph, MPGU, Moscow.

7. Van I. and Kuzmenko G. A. (2018), "Comparative Physical fitness analysis of 1-4 grade Chinese versus Russian schoolchildren", Physical education: upbringing, education, training, No. 6, pp. 1315.

8. Pristupa E. N., Petrishin U. V. and Bodnar I.R. (2013), "Inclusive physical Education of Schoolchildren of 1-3 Health Groups", Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sport, No 1, pp. 62-66.

9. Shchuprikova, N.I. (1997), Psychology of Mental Development: The Principle of Differentiation, JSC "Century", Moscow.

10. Shchuprikova, N. I. (1995), Mental Development and Learning, Psychological foundations of developing learning, JSC "Century", Moscow.

Контактная информация: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2020

УДК 796.011.3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анастасия Михайловна Кораблина, преподаватель, Воронежский государственный технический университет; Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Вячеслав Егорович Баев, старший преподаватель, Воронежский институт Министерства внутренних дел России; Михаил Алексеевич Ильин, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

Знание особенностей профессиональной деятельности специалистов строительных специальностей позволит сформировать рациональную программу профессионально-прикладной физической подготовки студентов и целенаправленно воздействовать на формирование, совершенствование и поддержание основополагающих физических качеств и психофизиологических показателей. В результате проведенной работы определены наиболее значимые условия профессиональной деятельности и показатели совершенствования.

Ключевые слова: профессиограмма, физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p211-215

CONTENT OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS REGARDING FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

Anastasia Mikhailovna Korablina, the teacher, Voronezh State Technical University; Irina Alexandrovna Sabirova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Vyacheslav Ego-rovich Baev, the senior teacher, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior Russian Fed-

eration; Mikhail Alekseevich Ilin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture

Abstract

Knowledge of the features of professional activity of specialists in construction specialties will allow to form a rational program of professional and applied physical training of students and purposefully influence the formation, improvement and maintenance of fundamental physical qualities and psychophysiological indicators. As a result of the conducted study, the most significant indicators of professional activity and indicators of their improvement were determined

Keyword: professiogram, physical education, vocational and applied physical training of students.

ВВЕДЕНИЕ

Двадцать лет нового тысячелетия позволили по-новому посмотреть на специалистов способных не только выполнять профессиональные обязанности, но и активно развиваться и совершенствоваться в выбранной профессиональной деятельности [1, 2, 4].

Одним из основополагающих факторов профессиональной компетентности является определенный уровень здоровья, который следует формировать, совершенствовать и поддерживать на протяжении всей жизни [2, 4]. В этой связи к современной образовательной системе государство предъявляет повышенные требования, направленные на рациональный выбор средств, методов обучения и подготовки будущих специалистов, основанных на закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности. Именно на основе практического использования этих закономерностей сформировалось особая разновидность физического воспитания - профессионально-прикладная физическая подготовка.

Целенаправленно воздействовать на подготовку конкурентоспособного выпускника возможно посредством углубленного анализа и обобщения особенностей будущей профессиональной деятельности сегодняшних студентов. В данный момент целесообразно использовать метод формирования профессиограммы.

В нашем случае профессиограмма будет способствовать формированию рациональной модели профессиональной деятельности и позволит привлечь неиспользованные резервы для повышения уровня физической подготовленности к этой деятельности.

Актуальность данного исследования была продиктована необходимостью профес-сиографического анализа различных направлений деятельности специалистов по направлению подготовки 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

МЕТОДИКА

Для разработки профессиограммы использовалась специальная техническая литература, в качестве источника информации о профессиональных задачах, о применяемых материалах, технологиях, орудиях труда, о нормативных требованиях к результату труда, о видах ответственности. Кроме того, для выявления профессиональных физических, психофизических и личностных качеств был использован метод опроса, в котором приняли участие выпускники вышеупомянутой специальности. В опросе участвовали выпускники 2017, 2018 и 2019 года Воронежского государственного технического университета в количестве 214 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ и обобщение данных научно-методической и специальной литературы показал стабильное увеличение востребованности специалистов инженерных специальностей, как в рамках проектирования, так и строительства современных зданий и сооружений. Наблюдения за особенностями работы инженеров-строителей осуществлялась на ведущих стройках Воронежа и Воронежской области. За основу принимались жилые, спортивные и промышленные сооружения. В результате педагогических наблюдений и

собеседования со специалистами выявлен ряд требований к формированию и совершенствованию профессионально значимых двигательных качеств.

На втором этапе проводились педагогические наблюдения в образовательном пространстве вуза на занятиях по физической культуре. Выявлено, что студенты младших курсов обладают низким уровнем двигательной активности, низкими показателями физической подготовленности. Особое внимание следует обратить на показатели силовой и скоростно-силовой подготовленности, как одних из самых проблемных. Систематические занятия в условиях вуза оказывают благоприятное влияние на повышение уровня физической подготовленности, однако не в полном объеме способны сформировать должный уровень развития профессионально значимых физических качеств в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Особое беспокойство вызывают показатели ловкости, выносливости, скоростно-силовой подготовленности. На основании полученных данных нами была определена специфика труда выпускников технического вуза строительного профиля, которая позволила внести ряд значимых корректив в профессио-грамму специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»:

1. Направленность труда. Участие в проектировании зданий и сооружений. Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных, в том числе отделочных работ, эксплуатации, ремонте и реконструкции зданий и сооружений. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов. Вспомогательная деятельность по сбору и хранению информации, необходимой для обеспечения строительного производства строительными и вспомогательными материалами и оборудованием. Организация работы складского хозяйства. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

2. Тяжесть труда. Динамическая физическая нагрузка по большей части является работой общего типа, с участием мышц рук, корпуса и ног. Имеет место высокое статическое напряжение мышц при удержании грузов или приложении усилия в любом направлении. Рабочая поза свободная, неудобная, вынужденная сидя с наклоном туловища во время проектных работ, строительно-монтажных и др. Перемещения в пространстве, связанные с технологическим и техническим процессами более 10 км в смену.

3. Напряженность труда. Высокое интеллектуальное и эмоциональное напряжение, связанное с решением сложных задач, с часто возникающими условиями дефицита времени и информации, многозадачностью, высокой степенью ответственности, наличием травмоопасных факторов. Длительность сосредоточенного наблюдения 26-50% рабочего времени. Плотность сигналов (световых, звуковых, тактильных) в среднем за час работы от 76 до 175. Средняя напряженность зрительного анализатора. Продолжительность рабочего дня 8-9 часов, возможна нерегулярная сменность, многосменная работа и работа в ночное время.

4. Профессиональные психофизические и личностные качества. Хорошая зрительная память. Точный глазомер. Острота зрения и цветовосприятия. Развитый вестибулярный аппарат. Хорошая зрительно-моторная координация. Мобильность. Аккуратность. Очень высокая ответственность за себя и других специалистов. Коммуникабельность. Сосредоточенность. Пространственное воображение и техническое мышление. Уравно -вешенность. Четкая, понятная речь. Дисциплинированность.

5. Профессиональные физические качества. Силовая выносливость. Скорость реакции. Координация. Точность сложно-координированных мелких движений. Статическая выносливость. Статическая устойчивость равновесия. Гибкость, подвижность рук, ног и всего тела.

6. Метеорологические и санитарно-гигиенические условия. Профессиональные вредности. Работа в помещении, на производстве, на предприятии, на строящихся объектах, на открытом воздухе. Уровень температурного режима при работе на открытом воз-

духе колеблется от +30-40°С летом и до -15-20°С зимой. Постоянная смена влажности и освещенности. Запыленность превышает предельно допустимую концентрацию в 4 раза. Имеет место продолжительная вибрация, уровень шума часто превышает допустимый уровень, загазованность. Большая нагрузка на опорно-двигательный и зрительный аппарат. Возникают проблемы с горячим питанием, психоэмоциональные перегрузки, опасность травматизма.

7. Профессиональные заболевания. Простудные болезни, нарушение иммунитета, заболевания дыхательных органов и пищеварения, нарушение системы кровообращения, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, радикулит), гиподинамия, аллергические заболевания, психические недуги и расстройства нервной системы.

ВЫВОДЫ

Анализ и обобщение полученных данных, опрос и собеседование с профессиональными техниками строителями и специалистами по эксплуатации зданий и сооружений позволяют констатировать, что используемые инновационные технологии в профессиональной деятельности исследуемого контингента предъявляют новые требования к вопросам не только умственного, но и физического труда. Тяжесть и напряженность труда специалиста рассматриваемой категории работников колеблются от класса допустимого к тяжести 1 степени, имеет место, как средняя физическая нагрузка, так и высокая интенсивная. Следует отметить, что профессиональная деятельность специалистов современных инженерно-технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать высокой ловкостью и координацией движений. При этом отмечено, что практически 80% физической нагрузки концентрируется на силовых, координационных показателях и специфической выносливости при выполнении профессиональной деятельности.

При формировании программы профессионально-прикладной физической подготовки в условиях вуза следует учитывать время затрачиваемое на освоение строительных профессий и достижение профессионального мастерства с учетом уровня физических способностей обучающегося, разнообразием приобретенных им двигательных умений и навыков в процессе занятий; учитывать негативные влияния профессиональной деятельности на физическое состояние специалистов строительных специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Земцов, П.С. Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов / П.С. Земцов // Молодой ученый. - 2018. - № 38. - С. 183-187.

2. Кутейников, В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, её задачи и средства / В.А. Кутейников, А.А. Анохина // Молодой ученый. - 2018. - № 22. - С. 471-472.

3. Методы оценки тяжести и напряженности трудовых процессов : практикум для студентов направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» / сост. С.В. Абрамова, В.В. Моисеев. - Южно-Сахалинск : [б. и.], 2016. - 168 с.

4. Сафонова, О.А. Профессиограмма как основа содержания ППФП при изучении дисциплины «Физическая культура» в строительных вузах / О. А. Сафонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 117-121.

REFERENCES

1. Zemtsov, P.S. (2018), "Physical culture in higher éducation as a means of forming a healthy lifestyle of students", Young scientist, No. 38, рр. 183-187.

2. Kuteynikov, V.A. and Anokhina, A.A. (2018), "Professionally applied physical training of students, its tasks and means", Young scientist, No. 22, рр.471-472.

3. Abramova, S.V. and Moiseev, V.V. (2016), Methods for assessing the severity and intensity of labor processes: a workshop for students of the training direction 20.03.01 "Technosphere safety", Yuzhno-Sakhalinsk.

4. Safonova, O.A. (2012), "Professiogram as the basis for the content of PPFP in the study of the discipline "Physical culture" in construction universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (87), рр. 117-121.

Контактная информация: sabirova27.02@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2020

УДК 796.011.3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Андрей Сергеевич Королев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Владимир Владимирович Кочергин, доцент, Татьяна Евгеньевна Мануковская, старший преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация

Статья посвящена обзору и анализу образовательных программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. Особое внимание уделено современным авторским программам, созданным на основе гуманистической педагогической парадигмы. Научная работа имеет практическое значение для разработки педагогами и методистами программ по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: дошкольная система физического воспитания, программа физического воспитания, физическое воспитание, альтернативные педагогические программы, дошкольный возраст.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p215-220

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE NATIONAL EDUCATION SYSTEM

Andrew Sergeevich Korolev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher; Vladimir Vladimirovich Kochergin, the senior lecturer, Tatyana Evgenievna Manukovskaya, the senior teacher, Voronezh State Pedagogical University

Abstract

The article is devoted to the review and analysis of the educational programs on physical education of preschool children in Russian pedagogy. Special attention is paid to the modern author's programs created based on the humanistic pedagogical paradigm. Scientific work is of practical importance for the development of physical education programs in preschool institutions by teachers and methodologists.

Keywords: preschool physical education system, physical education program, physical education, alternative educational programs, preschool age.

ВВЕДЕНИЕ

Занятия физкультурой в дошкольном возрасте имеют особое значение, так как данный возрастной период является определяющим в физическом отношении для всей будущей жизни человека. Дошкольник активно развивается, поэтому задача физической культуры - поддержать его в этом, сохранить позитивную динамику в отношениях со спортом, заложить основы будущего крепкого здоровья.

Период дошкольного детства знаменуется процессами индивидуально -личностного становления ребенка, его самоидентификацией в обществе и коллективе. Данные процессы затрагивают как сферу умственно-психического здоровья детей, так и сферу их физического развития. Причем многочисленными исследованиями (А.В. Запорожец, Ю.Ф. Змановский, А.И. Федоров, Л.Н. Волошина и др.) доказано, что только совокупное развитие указанных сфер может в результате привести к формированию гармо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.