Научная статья на тему 'Обоснование содержания процесса физической подготовки бакалавра-инженера на современном этапе развития агропромышленного комплекса'

Обоснование содержания процесса физической подготовки бакалавра-инженера на современном этапе развития агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / ПРОФЕССИОГРАММА / PROFESSIOGRAM / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ВИД СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / KIND OF SPORTS ACTIVITY / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева С.А.

Nowadays the main task of Russia is a qualitative training of future specialists of the agroindustrial complex (AIC), who are to have professional competences, high physical conditions and working capacity, personal physical culture. Training of a competent specialist of the AIS in harmony with physical education is an important condition of training of a university graduate for professional work in a community, being developed according to the rules of the market economy. The purpose of the study was to determine essential physical qualities specialists of the agroindustrial complex need and kinds of sport they prefer. Maintaining high physical working capacity of specialists of AIC is related to physical fitness, making high demands to development of the general endurance, responsiveness and motor coordination. Specialists can maintain high working capacity and organize work properly need technical knowledge in engineering and work and rest hygiene with regard to professional work and use the means of physical culture and sport in the course of production activity. The obtained indicators of physical qualities stipulate for enhancing applied vocational physical training of bachelors of agroengineering in compliance with the demands of the 3rd generation of Russian state educational standards. Sports selected by specialists of AIC conditioned the amendments in the program of applied vocational physical training of bachelors of agroengineering of the academy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование содержания процесса физической подготовки бакалавра-инженера на современном этапе развития агропромышленного комплекса»

УДК: 796.077-57

ОБОСНОВАНИЕ

содержания процесса физической подготовки бакалавра-инженера на современном этапе развития агропромышленнного комплекса

С.А. Ковалева

Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, Зерноград

SUBSTANTIATION OFTHE CONTENT OF PHYSICAL TRAINING PROCESS OF BACHELOR OF ENGINEERING AT THE MODERN PHASE OF DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX S.A. Kovaleva

Azov-Black Sea state agroengineering academy, Zernograd Key words: agroindustrial complex, professiogram, physical culture, kind of sports activity, physical qualities.

Nowadays the main task of Russia is a qualitative training of future specialists of the agroindustrial complex (AIC), who are to have professional competences, high physical conditions and working capacity, personal physical culture.

Training of a competent specialist of the AIS in harmony with physical education is an important condition of training of a university graduate for professional work in a community, being developed according to the rules of the market economy. The purpose of the study was to determine essential physical qualities specialists of the agroindustrial complex need and kinds of sport they prefer. Maintaining high physical working capacity of specialists of AIC is related to physical fitness, making high demands to development of the general endurance, responsiveness and motor coordination. Specialists can maintain high working capacity and organize work properly need technical knowledge in engineering and work and rest hygiene with regard to professional work and use the means of physical culture and sport in the course of production activity. The obtained indicators of physical qualities stipulate for enhancing applied vocational physical training of bachelors of agroengineering in compliance with the demands of the 3rd generation of Russian state educational standards. Sports selected by specialists of AIC conditioned the amendments in the program of applied vocational physical training of bachelors of agroengineering of the academy.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, профессио-грамма, физическая культура, вид спортивной деятельности, физические качества.

Введение. Вступление России в ВТО, ставшей с 22 августа 2012 г. полноправной участницей этой организации, выдвигает новые задачи по обеспечению конкурентоспособности нашего агропромышленного комплекса (АПК) на мировом рынке сельхозпродукции. Основой высокой конкурентоспособности становятся специалисты сельского хозяйства, способные на высоком профессиональном уровне решать производственные задачи.

В этих условиях основная задача России - качественная подготовка будущих специалистов АПК, которые должны обладать профессиональными компетенциями, отличаться высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой [1].

Формирование компетентного специалиста АПК в гармонии с физическим воспитанием - важное условие подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности в обществе, развивающемся по законам рыночной экономики [2].

Цель исследования - определение значимых физических качеств, необходимых специалистам АПК, и виды спорта, которым отдают предпочтение.

Организация и методика исследования. Для решения поставленных задач нами было проведено анкетирование 120 выпускников академии. Изучены особенности трудовой деятельности специалистов АПК и на основе профессиограмм методом выделения существенной составляющей [3] выявлены характеристики (физические и психологические) их условий труда. Проведенным тестированием по методу парных сравнений установлены основные физические качества и виды спортивной деятельности, необходимые для поддержания высокой производительности труда [5].

Данные о влиянии различных физических качеств на результат профессионально-прикладной деятельности обработаны по моде. Интенсивность физиче-

ских нагрузок измерялась с помощью пульсометрии и обрабатывалась по методу выделения ядра статистического массива данных [3, 4].

Результаты исследования и их обсуждение.

Профессиональная деятельность специалиста АПК протекает в неблагоприятных условиях (продолжительность рабочего дня составляет 8-12 ч, а в отдельных случаях - весь световой день, неблагоприятное воздействие внешней среды, эмоциональная напряженность и т.д.). Большинство выпускников академии в силу своей специфики занимаются руководящей деятельностью. По результатам исследования были выявлены необходимые физические качества и виды спорта, которым специалисты отдают предпочтение (табл. 1и 2).

По значимости воздействия на результат профессиональной деятельности выпускники академии отдали предпочтение следующим физическим качествам: общая выносливость - 1-е место, быстрота реакции -2-е, координация движений - 3-е.

Исходя из полученных данных (см. табл. 2) с использованием факторного (кластерного) анализа нами определены виды спортивной деятельности, которые обеспечивают развитие физических качеств, необходимых будущему специалисту-бакалавру агро-инженерного профиля. С показателем кумуляты 0,85 нами были выбраны для использования в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» следующие виды спорта: настольный теннис, волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, бадминтон, легкая атлетика.

Интенсивность физических нагрузок специалистов АПК носила переменный характер. При исходном уровне 60-80 уд/мин в весенне-осенний период двигательная активность повышалась, пульс находился в пределах 110-130 уд/мин, в зимний период происходило снижение двигательной активности, соответственно пульс был на уровне 95-110 уд/мин (см. рисунок).

Вывод. Поддержание высокой работоспособности специалистов АПК зависит от физической подготовленности, что предъявляет высокие требования к развитию общей выносливости, быстроты реакции, координации движений. Для поддержания высокой работоспособности и правильной организации труда специалистам помимо инженерно-технических знаний

Мин гран Мода Мах гран

□ ЧСС ■ Время

Интенсивность физических нагрузок специалистов АПК

Таблица 1. Характеристика физических качеств по итогам анкетирования специалистов АПК

№ Физические характеристики Мода Место

1 Максимальная сила 2,50 12

2 Быстрота реакции 7,57 2

3 Силовая выносливость 5,14 7

4 Скоростная сила 3,43 11

5 Общая выносливость 10,00 1

6 Скоростная выносливость 5,21 6

7 Гибкость 5,71 5

8 Координация движений 7,50 3

9 Точность движений 6,86 4

10 Частота движений 4,07 9

11 Спринтерская выносливость 4,00 10

12 Быстрота движений 4,86 8

Таблица 2. Значимость видов спорта и занимаемое ими место

№ Виды спорта Мода Место

1 Волейбол 7,36 2

2 Баскетбол 6,79 3

3 Гандбол 6,43 5

4 Футбол 6,79 3

5 Борьба 4,36 10

6 Настольный теннис 8,21 1

7 Легкая атлетика 5,57 7

8 Гимнастика 5,43 8

9 Бокс 4,43 9

10 Бадминтон 6,00 6

11 Пауэрлифтинг 3,00 11

12 Гиревой спорт 2,50 12

32

№ 9 • 2013 Сентябрь | Бер1етЬег

также необходимо владеть основами гигиены труда и отдыха применительно к профессиональной деятельности и использовать средства физической культуры и спорта в течение всей производственной деятельности. Полученные показатели физических качеств позволяют совершенствовать профессионально-прикладную физическую подготовку бакалавров-агроинженеров в соответствии с требованиям ФГОС 3 - го поколения. На основе выбора видов спорта специалистами АПК внесены поправки в программу ППФП бакалавров аг-роинженеров агроинженерной академии.

Литература

1. Андрющенко Л.Б. Концептуальные основы формирования готовности к развитию физической культуры студентов сельскохозяйственных вузов / Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок. -Воронеж, 2006. - 32 с.

2. Айдинова А.Т. АПК в условиях ВТО: настоящее и будущее [Текст] / А.Т. Айдинова, В.С. Бажанова // Молодой ученый. -2012. - № 12. - С. 165-167.

3. Греховодов В.А. Инновационные методы обработки статистического массива результатов спортивной деятельности / В.А. Греховодов, Н.А. Коптева, А.Г. Трушкин. - Ростов н/Д: ТЕРРА ПРИНТ, 2009. - 132 с.

4. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В.И. Ильинич. - М., 1978. - 110 с.

5. Чистяков В.А. Применение теории информационного обмена в педагогическом процессе: монография / В.А. Чистяков. -СПб.: НИИХСПбГУ, 2001. - С. 209.

References

1. Andryuschenko, L.B. Conceptual framework for development of physical culture of agricultural university students / L.B. Andryuschenko, O.I. Kolomok. - Voronezh, 2006. - 32 P. (In Russian)

2. Aydinova, A.T. AIC in conditions of WTO: present and future / A.T. Aydinova, V.S. Bazhanova // Molodoy ucheny. - 2012. - № 12. -P. 165-167. (In Russian)

3. Grekhovodov, V.A. Innovation methods of processing of the statistical array of sports observations / V.A. Grekhovodov, N.A. Kopteva, A.G. Trushkin. - Rostov-on-Don: TERRA PRINT, 2009. -132 P. (In Russian)

4. Il'inich, V.I. Applied vocational physical training of university students / V.I. Il'inich. - Moscow, 1978. - 110 P. (In Russian)

5. Chistyakov, V.A. The use of the theory of information exchange in the educational process: monograph / V.A. Chistyakov. -St.Petersburg: RIC SPbSU, 2001. - P. 209. (In Russian)

Информация для связи с автором:

ksazernograd@rambler.ru

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 141.45

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОЙ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ Аспирант Г.А. Карпенко

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

Ключевые слова: атеизм, спорт, пропаганда, взаимовлияние.

Проблемы религии, атеизма и физкультуры и спорта кажутся далекими друг от друга. Вместе с тем анализ отдельных текстов советского периода показывает, что спорт и физкультура иногда неожиданным образом связывались с мерами атеистической пропаганды.

Цель исследования - выявить взаимовлияние и взаимообусловленность проблем религии и спорта.

В научной литературе анализируется мнение, что проблема атеистического воспитания должна решаться не только средствами науки и философии, не только с помощью теоретического, рационального воздействия. «Ее решение предполагает взаимодействие всех средств и факторов, формирующих духовный мир личности» (Д. М. Угринович, 1982). Эта мысль находила свое выражение в том, что работа по атеистическому воспитанию принимала различные формы. Так, особой формой атеистической работы выступали иногда физкультура и спорт. В книге И. В. Щеулова (1983) «Физическое совершенство - духовное богатство» спорт даже прямо называется средством преодолении религии. Можно выделить несколько основных моментов, которые связывают спорт и атеизм. Прежде всего утверждалось, что спорт формирует состояние сознания, отличное от религиозного. Верующему человеку приписывались такие качества, как безразличие к миру и апатия, в то время как спорт вызывает оптимизм и жизнерадостность. Верующий часто изображается в советских текстах как человек с ослабленными социальными связями. Спорт способствует приобщению к коллективу, и в этом смысле он также способствует преодолению религиозности.

Другой важный момент связан с представлением о том, что религиозность может сохраняться из-за «остатков и пережитков старого быта». Физкультура и спорт могут влиять на повседневный уклад жизни. И. В. Щеулов обращает внимание, что при вырабатывании спортивных привычек сложнее вести религиозный образ

жизни. «Священнослужители на протяжении многих лет уделяют внимание каждому верующему и настойчиво вырабатывают у человека привычку молиться, посещать церковь, совершать религиозные обряды и ритуалы. Надо потратить немало времени и усилий на то, чтобы вместо утренней молитвы он делал зарядку, вместо церкви шел на стадион». В советской атеистической литературе можно найти упоминание случаев, когда спортивные соревнования сознательно проводились в дни церковных праздников в целях отвлечения народных масс от богослужений. В целом атеистическое значение физкультуры и спорта мыслилось в возможности дать идеал гармоничного развития духовного и телесного, который противопоставляется церковному идеалу «примата духа над плотью».

Также советские атеистические авторы выработали свое видение истории взаимоотношений христианства и спорта. Начало этих взаимоотношений характеризуется ими недоброжелательным отношением церкви к спортивным публичным мероприятиям. Однако Б. А. Лисицин (1985) считает, что в целом такое отношение сохранялось до девятнадцатого столетия, которое оценивается им как переломное. Многие христианские организации (прежде всего протестантского корня) уже не декларировали однозначно негативное отношение к спорту, часто даже сами создавали спортивные объединения. Так, Ассоциация молодых христиан, созданная в 1844 г., активно применяла физическое воспитание своих членов, а преподаватель этой организации является создателем волейбола и баскетбола.

Вывод. Процесс улучшения взаимоотношений между спортом и религией продолжается в двадцатом веке. Его причиной является, по мысли советских авторов, глубокий кризис религии, в котором она вынуждена приспосабливаться к различным общественным явлениям.

Информация для связи с автором: karpenko@list.ru

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.