Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт в системе советской атеистической пропаганды'

Физическая культура и спорт в системе советской атеистической пропаганды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЕИЗМ / СПОРТ / ПРОПАГАНДА / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт в системе советской атеистической пропаганды»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВ1КА СТУДЕНТОВ

также необходимо владеть основами гигиены труда и отдыха применительно к профессиональной деятельности и использовать средства физической культуры и спорта в течение всей производственной деятельности. Полученные показатели физических качеств позволяют совершенствовать профессионально-прикладную физическую подготовку бакалавров-агроинженеров в соответствии с требованиям ФГОС 3 - го поколения. На основе выбора видов спорта специалистами АПК внесены поправки в программу ППФП бакалавров аг-роинженеров агроинженерной академии.

Литература

1. Андрющенко Л.Б. Концептуальные основы формирования готовности к развитию физической культуры студентов сельскохозяйственных вузов / Л.Б. Андрющенко, О.И. Коломок. -Воронеж, 2006. - 32 с.

2. Айдинова А.Т. АПК в условиях ВТО: настоящее и будущее [Текст] / А.Т. Айдинова, В.С. Бажанова // Молодой ученый. -2012. - № 12. - С. 165-167.

3. Греховодов В.А. Инновационные методы обработки статистического массива результатов спортивной деятельности / В.А. Греховодов, Н.А. Коптева, А.Г. Трушкин. - Ростов н/Д: ТЕРРА ПРИНТ, 2009. - 132 с.

4. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В.И. Ильинич. - М., 1978. - 110 с.

5. Чистяков В.А. Применение теории информационного обмена в педагогическом процессе: монография / В.А. Чистяков. -СПб.: НИИХСПбГУ, 2001. - С. 209.

References

1. Andryuschenko, L.B. Conceptual framework for development of physical culture of agricultural university students / L.B. Andryuschenko, O.I. Kolomok. - Voronezh, 2006. - 32 P. (In Russian)

2. Aydinova, A.T. AIC in conditions of WTO: present and future / A.T. Aydinova, V.S. Bazhanova // Molodoy ucheny. - 2012. - № 12. -P. 165-167. (In Russian)

3. Grekhovodov, V.A. Innovation methods of processing of the statistical array of sports observations / V.A. Grekhovodov, N.A. Kopteva, A.G. Trushkin. - Rostov-on-Don: TERRA PRINT, 2009. -132 P. (In Russian)

4. Il'inich, V.I. Applied vocational physical training of university students / V.I. Il'inich. - Moscow, 1978. - 110 P. (In Russian)

5. Chistyakov, V.A. The use of the theory of information exchange in the educational process: monograph / V.A. Chistyakov. -St.Petersburg: RIC SPbSU, 2001. - P. 209. (In Russian)

Информация для связи с автором:

ksazernograd@rambler.ru

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 141.45

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОЙ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ Аспирант Г.А. Карпенко

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

Ключевые слова: атеизм, спорт, пропаганда, взаимовлияние.

Проблемы религии, атеизма и физкультуры и спорта кажутся далекими друг от друга. Вместе с тем анализ отдельных текстов советского периода показывает, что спорт и физкультура иногда неожиданным образом связывались с мерами атеистической пропаганды.

Цель исследования - выявить взаимовлияние и взаимообусловленность проблем религии и спорта.

В научной литературе анализируется мнение, что проблема атеистического воспитания должна решаться не только средствами науки и философии, не только с помощью теоретического, рационального воздействия. «Ее решение предполагает взаимодействие всех средств и факторов, формирующих духовный мир личности» (Д. М. Угринович, 1982). Эта мысль находила свое выражение в том, что работа по атеистическому воспитанию принимала различные формы. Так, особой формой атеистической работы выступали иногда физкультура и спорт. В книге И. В. Щеулова (1983) «Физическое совершенство - духовное богатство» спорт даже прямо называется средством преодолении религии. Можно выделить несколько основных моментов, которые связывают спорт и атеизм. Прежде всего утверждалось, что спорт формирует состояние сознания, отличное от религиозного. Верующему человеку приписывались такие качества, как безразличие к миру и апатия, в то время как спорт вызывает оптимизм и жизнерадостность. Верующий часто изображается в советских текстах как человек с ослабленными социальными связями. Спорт способствует приобщению к коллективу, и в этом смысле он также способствует преодолению религиозности.

Другой важный момент связан с представлением о том, что религиозность может сохраняться из-за «остатков и пережитков старого быта». Физкультура и спорт могут влиять на повседневный уклад жизни. И. В. Щеулов обращает внимание, что при вырабатывании спортивных привычек сложнее вести религиозный образ

жизни. «Священнослужители на протяжении многих лет уделяют внимание каждому верующему и настойчиво вырабатывают у человека привычку молиться, посещать церковь, совершать религиозные обряды и ритуалы. Надо потратить немало времени и усилий на то, чтобы вместо утренней молитвы он делал зарядку, вместо церкви шел на стадион». В советской атеистической литературе можно найти упоминание случаев, когда спортивные соревнования сознательно проводились в дни церковных праздников в целях отвлечения народных масс от богослужений. В целом атеистическое значение физкультуры и спорта мыслилось в возможности дать идеал гармоничного развития духовного и телесного, который противопоставляется церковному идеалу «примата духа над плотью».

Также советские атеистические авторы выработали свое видение истории взаимоотношений христианства и спорта. Начало этих взаимоотношений характеризуется ими недоброжелательным отношением церкви к спортивным публичным мероприятиям. Однако Б. А. Лисицин (1985) считает, что в целом такое отношение сохранялось до девятнадцатого столетия, которое оценивается им как переломное. Многие христианские организации (прежде всего протестантского корня) уже не декларировали однозначно негативное отношение к спорту, часто даже сами создавали спортивные объединения. Так, Ассоциация молодых христиан, созданная в 1844 г., активно применяла физическое воспитание своих членов, а преподаватель этой организации является создателем волейбола и баскетбола.

Вывод. Процесс улучшения взаимоотношений между спортом и религией продолжается в двадцатом веке. Его причиной является, по мысли советских авторов, глубокий кризис религии, в котором она вынуждена приспосабливаться к различным общественным явлениям.

Информация для связи с автором: karpenko@list.ru

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

№ 9 • 2013 Сентябрь | September

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.