ТРЕНЕР
УДК: 796.88
ОТБОР И ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ
Кандидат педагогических наук, доцент В.И. Павлов
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов Заслуженный работник физической культуры России, доцент В.А. Тарасов Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратов
QUALIFICATION AND TRAINING OF STUDENTS FOR POWERLIFTING CLASSES
V.I. Pavlov, associate professor, Ph.D.
Saratov state medical university named after V.I. Razumovsky, Saratov
V.A. Tarasov, associate professor, Honored worker of physical culture Russia
Saratov state agrarian university named after N.I. Vavilov, Saratov Key words: test model of qualification and training, student, powerlifting. The principal precondition of efficient sports activity is the correct qualifying and an adequate technique of training of the involved. The components can substantially differ according to the needs of specific sports. Powerlifting as one of power sports is getting more popular among young students nowadays. The purpose of the study was to design the test model of qualification and sports training for students without powerlifting experience, to allocate the rules of qualification, specific features of distribution of training loading in powerlifting classes.
The 10-year educational research with the use of the experimental model of qualification of powerlifters and the plan of distribution of training loading was carried out among medical and agrarian university students without powerlifting experience.
The suggested methodology involves the mechanism of calculation of mechanical work performed in every competitive exercise.
The designed model has an advantage in respect to saving time for qualifying beginners for powerlifting classes compared to the common methodology when the qualification process takes several months of training. Using the suggested technique, one can allocate the most perspective candidates for powerlifting classes in the very beginning of the academic year. The subjected model of qualification and training of pow-erlifters ensures selecting sports actions with beginners in respect to their weight categories with a specific goal, estimating the intensity of work, promoting individualizing the loading intensity for every athlete and efficient competitive performance already during the first year of training.
Ключевые слова: экспериментальная модель отбора и подготовки, студент, пауэрлифтинг.
Введение. В практике спортивной деятельности главным условием эффективности занятий избранным видом спорта являются правильный отбор и адекватная методика тренировок занимающихся. Эти компоненты могут значительно изменяться соответственно требованиям того или иного вида спорта. Пауэрлифтинг (силовое троеборье) как один из силовых видов спортивной деятельности всё больше привлекает студенческую молодежь [1]. Между тем В.И. Ильинич отмечает, что для зачисления в учебное спортивное отделение недостаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Иными словами, в этом случае не только «ты выбираешь, но и тебя выбирают» [6]. Система общеевропейских тестов предлагает два наиболее информативных теста для оценки максимальной произвольной силы мышц - это кистевая динамометрия и становая динамометрия. Для оценки скоростно-силовых качеств тренеры традиционно применяют тест «Прыжок вверх с места». Применяя эти тесты, можно соответственно оценить силу мышц ног, спины и кисти. И.Н. Манько считает, что в трёх упражнениях силового троеборья у пауэрлифтеров сила проявляется по-разному. В приседании и тяге максимум силы достигается в начале движения, а для её проявления типичен убывающий характер, но для упражнения «присед» характерно двухфазовое проявление силы [8]. А.М. Двор-кин считает, что данный факт при вставании из приседа при прохождении «мертвой точки» связан со сменой мышечных групп, вовлеченных в работу [3]. По мнению Ю.И. Иванова, в методике силовой подготовки главными критериями оценки внешнего воздействия являются величина отягощения, количество повторений и сочетание различных режимов работы [5]. А.М. Доронин для совершенствования процесса тренировки предлагает изучать биомеханические структуры двигательных действий спортсменов на основе регуляции режимов мышечного сокращения [4]. А.Н. Воробьев считает, что овладение рациональной техникой возможно только при учете в тренировке индивидуальных особенностей телосложения спортсменов [2]. По мнению А.А. Каплу-нова и А.П. Попова, тренировочная работа с юными
спортсменами не должна быть направлена на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения. Спортивную тренировку в начальный период обучения следует проводить с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых атлетов [7].
Цель исследования - разработка экспериментальной модели отбора и спортивной подготовки для студентов, ранее не занимавшихся пауэрлифтингом. Задачи исследования - определить правила отбора, выявить специфические особенности распределения тренировочной нагрузки для занятий силовым троеборьем.
Методика и организация исследования. Педагогическое исследование продолжительностью более 10 лет с использованием экспериментальной модели отбора пауэрлифтеров и схемы распределения тренировочной нагрузки проводилось среди студентов медицинского и аграрного университетов, ранее не занимавшихся силовым троеборьем. По итогам анализа результатов нашей работы были определены пять правил отбора: 1) новичок должен иметь желание заниматься силовым троеборьем и обладать честолюбивыми намерениями побеждать на соревнованиях; 2) иметь достаточную силу, так как на соревнованиях определяется первоначальный квалификационный вес штанги; 3) атлету требуется высокий уровень развития силовой выносливости или потенциал к её развитию, так как основная задача - поднять штангу с последовательным увеличением её веса в трех подходах и в каждом из трёх соревновательных упражнений; 4) новичок должен обладать гибкостью, иначе невозможно правильное освоение соревновательных движений (приседа, жима, становой тяги); 5) пауэрлифтеру необходима хорошая координация движений, например целью в приседе является перемещение штанги вниз и вверх при одновременном сохранении равновесия тела на маленькой площади опоры. При этом координация движений пауэрлифтера затрудняется: атлет согласно правилам соревнований вынужден в каждом упражнении три раза менять вес штанги, что заставляет изменять состояние мышечных напряжений, поэтому возможно нарушение техники упражнения в целом. Силовое троеборье - это не только подъём штанги предельного веса в трех упражнениях, но и вид спорта, требующий высокой точности воспроизведения силовых действий как системы движения, правильность исполнения которой оценивают судьи соревнований.
Как показала практика, при перемещении штанги спортсмен достигает и преодолевает разные силы: а) вес штанги (силу тяжести); б) силу инерции штанги, которая зависит от массы и от скорости ее движения; в) силу тяжести и силу инерции собственного тела. Эти факторы являются решающими критериями для оценки техники и силы спортсмена при отборе.
Предлагаемая нами методика включает механизм расчета механической работы, выполненной в каждом соревновательном упражнении. При подъёме штанги механическая работа (А) измеряется произведением отягощения - Р (вес штанги) на высоту подъёма (И) (А=Р х И). Полученные данные используются для определения тренировочной нагрузки в подготовке новичков. Оценка реакции организма на нагрузку осуществляет-
ся по частоте сердечных сокращений. В протоколе отбора помимо количественного результата отмечается уровень технической подготовленности, а также наличие волевой борьбы со штангой в каждом подходе. Таким образом, определяют места, занятые атлетами во всех трех упражнениях, и отбирают лучших в каждой весовой категории.
Экспериментальная часть. Работа преподавателя-тренера в вузе имеет ряд специфических особенностей, это в полной мере касается и планирования тренировочного процесса. Он делится на два цикла: осенне-зимний и зимне-весенний, состоящие из четырех месяцев. В летнее время (практика, каникулы) не все студенты могут регулярно посещать тренировки и интенсивно заниматься. Поэтому на это время планируется переходный период (самостоятельная работа), поддерживающий необходимый уровень физической и технической подготовленности спортсмена. Первый цикл тренировок общеподготовительного периода начинается в сентябре, второй - в феврале; эти месяцы отводятся на период общей психофизической подготовки, объем и интенсивность тренировок повышаются ступенчато с 30-40 до 70-80% относительно максимально возможной. Подготовительный период приходится на октябрь-ноябрь и март-апрель, объем рекомендуемых нагрузок доходит до 100%, интенсивность меняется, волнообразно достигая к концу цикла 90%. Декабрь и май являются соревновательным периодом, когда спортсмены активно участвуют в различных соревнованиях, объем нагрузок снижается до 40-50,%, а интенсивность поднимается до 100%. Мы практикуем трёхразовые занятия в неделю, через день отдыха. Тренировка начинается с вводной части, после которой следуют специальная разминка с использованием тренажеров и основная работа со штангой, заключительная часть включат в себя обязательные упражнения на растяжку.
Результаты исследования и их обсуждение. Внедрение экспериментальной модели отбора, подготовки и распределения на первый год занятий объёма нагрузки для новичков, ранее не занимавшихся пауэрлифтингом, позволило значительно усилить состав сборных команд медицинского и аграрного университетов по силовому троеборью. За десять лет выступления на Спартакиаде среди вузов Саратовской области сборная СГМУ пять раз занимала призовые места: один раз 3-е место, три раза 2-е, один раз 1-е. Студенты СГМУ, участвуя в городских, областных, всероссийских и международных соревнованиях, становились чемпионами и призерами. В 2006 г. на открытом Кубке Европы член сборной команды СГМУ студент лечебного факультета Романов Александр выполнил классификационные требования мастера спорта (сумма троеборья - 770 кг) с присвоением ему звания мастера спорта по пауэрлифтингу, установил 3 рекорда Европы среди юношей: присед - 335 кг, жим штанги лежа - 250 кг, стал двукратным чемпионом Европы (по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа). В 2007 г. в Австрии на Чемпионате мира по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа среди любителей по версии WUAP (с допинг-контролем) член сборной команды СГМУ Гришечкина Людмила, студентка лечебного факультета, стала аб-
солютной чемпионкой в весовой категории до 56 кг с результатом 300 кг, установила три рекорда мира в отдельных упражнениях: присед - 110 кг, жим - 75 кг, становая тяга - 125 кг. На XXI Чемпионате мира по пауэр-лифтингу и жиму штанги лежа среди профессионалов по версии WPC Людмила стала абсолютной чемпионкой в весовой категории до 52 кг с результатом 310 кг. Она установила три рекорда Европы в сумме троеборья - 310 кг и отдельных упражнениях: жим - 75 кг, становая тяга - 127,5 кг. В 2008 г. на Чемпионате России по пауэрлифтингу в Ростове-на-Дону она выполнила классификационные требования мастера спорта, стала абсолютной чемпионкой в весовой категории до 52 кг с результатом 307,5 кг. В 2012 г. в Ростове-на-Дону на Чемпионате Европы по пауэрлифтингу по версии WPC/AWPC Ирина Агеева, студентка 2-го курса стоматологического факультета, стала чемпионкой Европы в весовой категории до 60 кг, набрав в сумме 197,5 кг. Студент 5-го курса педиатрического факультета Вячеслав Шматов стал чемпионом Европы в весовой категории до 75 кг, выполнил квалификационные требования мастера спорта по пауэрлифтингу, набрав в сумме 550 кг. В отдельном упражнении, жим штанги лежа -150 кг, установил рекорд России, Европы и мира. За время педагогического эксперимента в группе спортивного совершенствования «пауэрлифтинг» было подготовлено три мастера спорта, семь кандидатов в мастера спорта, восемь перворазрядников.
Сборная команда СГАУ им. Н.И. Вавилова по пауэрлифтингу в 2008 г. в рамках II летней Универсиады вузов Минсельхоза России по пауэрлифтингу заняла 1-е общекомандное место. В 2010 г. в г. Саратове на спортивной базе аграрного Университета проходило первенство в рамках III летней Универсиады вузов Минсельхоза России по пауэрлифтингу. В соревнованиях приняли участие более 30 аграрных вузов России. Сборная команда СГАУ им. Н.И. Вавилова заняла 2-е общекомандное место. В Универсиаде приняли участие более 200 спортсменов, в том числе 1 заслуженный мастер спорта, 4 мастера спорта международного класса, 15 мастеров спорта России, 70 кандидатов в мастера спорта, 72 спортсмена I спортивного разряда и более 50 спортсменов II разряда. В 2012 г., участвуя в IV летней Универсиаде вузов Минсельхоза России по пауэрлифтингу, сборная команда СГАУ им. Н.И. Вавилова заняла 3-е общекомандное место.
Сборная команда СГАУ по пауэрлифтингу в течение 10 лет занимала первые места в Спартакиаде вузов Саратовской области. Занимаясь по данной методике тренировки, многие спортсмены сборной СГАУ выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта России и становились чемпионами и призерами соревнований различного уровня.
Выводы
1. Разработанная модель имеет преимущество в экономии времени отбора среди новичков для занятий пауэрлифтингом по сравнению с общепринятой методикой, когда отбор проводится только через несколько
месяцев тренировок. Используя предлагаемую методику, можно выявить наиболее перспективных кандидатов для занятий силовым троеборьем в самом начале учебного года.
2. Предлагаемая модель отбора и подготовки пауэрлифтеров позволяет вести спортивную работу с новичками по весовым категориям на определённый результат с оценкой мощности работы, что дает возможность индивидуализировать уровень нагрузки для каждого занимающегося и успешно участвовать в соревнованиях уже на первом году тренировок.
Литература
1. Бельский И.В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг / И.В. Бельский.
- Мн.: ООО «Вида - Н», 2003. - С. 3-5.
2. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировки. Изд. 2-е / А.Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт 1977. - С. 9.
3. Дворкин А.М. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / А.М. Дворкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 384 с.
4. Доронин А.М. Совершенствование биомеханических структур двигательных действий спортсменов на основе регуляции режимов мышечного сокращения / А.М. Доронин. - Майкоп: изд-во Адыгейского государственного университета, 1999. - 174 с.
5. Иванов Ю.И. Исследование различных режимов работы с развитием силовых и скоростно-силовых качеств спортсменов (на примере тяжелой атлетики): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Иванов. - М., 1974. - 24 с.
6. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2007. - С. 173.
7. Каплунов А.А. Основы тренировочного процесса по тяжелой атлетике в юношеском возрасте / А.А. Каплунов, А.П. Попов // Физическая культура и спорт в 21 веке: Сб. науч. тр. - Волжский, 2006. - Вып. 3. - С. 141.
8. Манько И.Н. Биомеханические особенности проявления силы в пауэрлифтинге у квалифицированных спортсменов / И.Н. Манько // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 9 (43). - С. 42-46.
References
1. Bel'skiy, I.V. Systems of efficient training: Arm wrestling. Bodybuilding. Benchpress. Powerlifting. / I.V. Bel'skiy. - Monograph: Vida-N, 2003. - P. 3-5. (In Russian)
2. Vorob'ev, A.N. Weightlifting sport. Essays on physiology and sports training. 2nd ed. / A.N. Vorob'ev. - Moscow: Fizkultura i sport 1977.
- P. 9. (In Russian)
3. Dvorkin, A.M. Power combat sports. Athletism, bodybuilding, powerlifting, kettlebell lifting, sport / A.M. Dvorkin. - Rostov-on-Don: Fenix, 2003. - 384 P. (In Russian)
4. Dvorkin, A.M. Enhancing biomechanical structures of athletes' motor actions based on regulation of muscular contraction modes / A.M. Dvorkin. - Maikop: publ. h-se of Adyghei state university, 1999. - 174 P. (In Russian)
5. Ivanov, Yu.I. The study of various routines of work with development of athletes' speed and speed and strength qualities (case study of weightlifting): abstract of Ph.D. thesis / Yu.I. Ivanov. - Moscow, 1974. - 24 P. (In Russian)
6. Il'inich, V.I. Student's physical culture and life: textbook / V.I. Il'inich.
- Moscow: Gardariki, 2007. - P. 173. (In Russian)
7. Kaplunov, A.A. The basics of weightlifting training process in the youth age / A.A. Kaplunov, A.P. Popov // Physical culture and sport in the 21 century: Collected researches. - Volzhsky, 2006. - Iss. 3. - P. 141. (In Russian)
8. Man'ko, I.N. Biomechanical characteristics of power display in powerlifting in qualified athletes / I.N. Man'ko // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2008. - № 9 (43). - P. 42-46. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 01.07.2013 г.
КООРДИНАТОРЫ ПРОЕКТА:
Первый заместитель директора ФГБУ «ЦСП» С.В. Косилов
Замдиректора ФГБУ «ЦСП» Д.И. Селиванов
ВЫПУСК ГОТОВИЛИ: Шеф-редактор - Вадим Бальсевич Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев