Научная статья на тему 'Атеистическая работа в СССР. 1950-1960-е гг. (по материалам Пензенской области)'

Атеистическая работа в СССР. 1950-1960-е гг. (по материалам Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
USSR / ATHEISM / PENZA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королев Алексей Александрович, Артемова Светлана Федоровна

В статье анализируется деятельность советского государства по атеистическому воспитанию населения на региональном уровне в Пензенской области в 1950 1960 е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Атеистическая работа в СССР. 1950-1960-е гг. (по материалам Пензенской области)»

УДК 796.011

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Королев Алексей Александрович, доктор исторических наук, доцент, Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Артемова Светлана Федоровна, кандидат исторических наук, кафедра

истории и философии Пензенского государственного университета

архитектуры и строительства

АТЕИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА В СССР. 1950-1960-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация: В статье анализируется деятельность советского государства по атеистическому воспитанию населения на региональном уровне - в Пензенской области в 1950 - 1960 - е гг.

Ключевые слова: СССР, атеизм, Пензенская область.

Summary: In article activities of the Soviet state for atheistic education of the population at the regional level - in the Penza region in the 1950-1960th are analyzed.

Key words: USSR, atheism, Penza region.

С 1950-х гг. в СССР повсеместно активизируется атеистическая работа. Пензенский регион не был исключением. Так, в газете «Молодой ленинец», органе пензенского обкома и горкома ВЛКСМ, 18 августа 1954 г. была опубликована передовая статья «Широко вести научно-атеистическую пропаганду»: «... Сердобский, Кузнецкий райкомы ВЛКСМ относятся безразлично к тому, что отсталая часть молодежи или бессознательные комсомольцы ходят в церковь. В лучшем случае такого комсомольца "прорабатывают" на комсомольском собрании. Но одних административных мер мало. Для воспитания молодежи в духе атеизма можно использовать

лекции, беседы, улучшить работу клубов, шире вовлекать юношей и девушек в занятия спортом. Многие райкомы ВЛКСМ считают соблюдение религиозных обрядов чрезвычайным происшествием, стыдливо умалчивают о них и таким образом безоружно ждут нового происшествия...

Под влияние религиозных предрассудков молодежь попадает тем, где комсомольская организация не живет кипучей жизнью, где молодежь скучает, не находит удовлетворения своим интересам. Чтобы вырвать молодежь из-под религиозного дурмана, надо улучшить научно-атеистическую пропаганду, широко вовлекать молодых рабочих, служащих, колхозников, учащихся в кружки художественной самодеятельности, в спортивные коллективы, технические, сельскохозяйственные, научные кружки. Чем глубже, интересней, содержательней будет проводиться работа в комсомольских организациях, тем быстрее будут преодолены в сознании молодежи пережитки капитализма» [1].

Пензенская область была довольно «проблемным» регионе в плане религиозности населения [2]. Местная пресса часто размещала на своих страницах «разоблачающие» материалы на религиозную тематику. Так, в 1954 г. в Земетчинский район выезжал специальный корреспондент газеты «Молодой ленинец» Ю. Семушкин, где в с. Табаковке познакомился с местным «колдуном» Я.Ф. Кузнецовым, который «свел дружбу с "нечистой силой"», причем, таких «невежественных людей, которые верят в домовых и леших, в могущество шарлатанов-знахарей» много. Отмечалось, что «по "святым местам" у отдельных ручейков и колодцев собираются на "излечение" десятки людей, страдающих различными недугами. В дни хождений к "святым ключам" артельные хозяйства несут убытки, но это никого не беспокоит. Равнодушно взирают на все это товарищи из райздравотдела, районного отделения общества по распространению политических и научных знаний, райкома комсомола» [3]. В с. Малая Ижмора бабки и матери массово «таскали» детей на богомолье. Корреспондент замечал: «Если поведение родителей можно объяснить их отсталостью, то как понять позицию учителей, пионерских работников и комсомольских активистов, отдавших на откуп набожным бабушкам и

дедушкам формирование духовного мира школьников. Не безучастны к деятельности "святого храма" и некоторые колхозные комсомольцы. ... Свое бракосочетание бывший секретарь комсомольской организации Михаил Лазуков ознаменовал венчанием. Пьянки в дни религиозных праздников нередко сопровождаются драками, поножовщиной. Во время "троицы" в селе Богоявленском получили ножевые ранения 7 человек. В "престольные праздники" в селах Богоявленском, Большой и Малой Ижморах, Ушинке "дым стоит коромыслом". Многие колхозники, в том числе и молодежь, по 4-5 дней не выходят на работу. И это в тот период, когда решается судьба сева зерновых, и наступает самая ответственная пора ухода за свеклой» [3]. В каждом селе района имелись клуб или изба-читальня, работало более 10 библиотек. Тем не менее, в течение 1954 г. члены группы докладчиков и секретари райкома комсомола не прочитали ни одной лекции на атеистические темы: не поступало антирелигиозной литературы в местный магазин «Книготорг». Во многих селах считалось, что в субботу в клуб ходить нельзя - «грех». По поводу публикации состоялись обсуждения на открытых партийных и комсомольских собраниях, на заседании бюро райкома ВЛКСМ, в отделе пропаганды и агитации КПСС. По сообщению З. Орловой, заведующего отделом пропаганды и агитации Земетчинского райкома КПСС, критика газеты была признана правильной; были намечены практические меры по улучшению атеистической пропаганды, оживлению работы клубов, изб-читален, библиотек района.

Наиболее распространенной формой научно-просветительной пропаганды являлись лекции. В 1954 г. лекторы областного лекционного бюро в течение июля - августа прочитали более 50 лекций на естественно-научные и атеистические темы. В то же время, плохо велась работа в Белинском, Вадинском, Городищенском, Камешкирском, Поимском и некоторых других районах. Например, в Городищенском районе лекции на атеистические темы читались крайне редко; библиотеками, насчитывавшими в своих фондах 78 тыс. книг, за год было выдано читателям лишь 4 тыс. изданий на естественно-

научные темы; мало использовались радио, кино, стенная печать, наглядная агитация [4].

В Пензенской области широкое распространение получают атеистические группы, кружки и школы атеизма. Так, одним из лучших пропагандистов с. Липовка Башмаковского района в начале 1960-х гг. считалась Эльвира Холодкова, которая вела кружки «Коммунизм - практическая задача нашего поколения» и «Два мира - две юности»: «В центре совхоза находится действующая церковь. Правда, среди липовских юношей и девушек, пожалуй, не встретишь верующих. Но они спокойно смотрят на то, что старшие верят в бога. А комсомольцы должны быть воинствующими атеистами!

Так образовался кружок атеизма... Есть у Эльвиры особая папка, в которую она вкладывает вырезанные из газет материалы на антирелигиозные темы. Перед началом каждого занятия она делает по ним обзор или использует их в качестве примеров.

Трудно измерить работу пропагандиста, тем более пропагандиста-атеиста. Иногда требуются годы, чтобы разубедить одного верующего, вернуть его к нормальной жизни. Но уже сейчас можно сказать и о некоторых результатах.

Частым гостем в доме Холодковых является Ф. А. Васина. Не один раз Эльвира беседовала с ней. Убедительные примеры, неопровержимые факты сделали свое дело - восьмидесятилетняя женщина убрала из своего дома иконы.

Первые победы, первые радости. Как вдохновляют они! Пришло время, когда каждый слушатель кружка стал проводить разъяснительную работу среди верующих и, прежде всего, у себя дома.

Как-то на одном из собраний актива секретарь комитета ВЛКСМ совхоза Юрий Касимкин сказал:

- Нас беспокоит, что в церковь ходят молодые люди из других сел. Детей туда тоже водят. Давайте вместе подумаем, что нужно сделать.

В первую очередь решили организовать около церкви дежурство комсомольцев, чтобы запретить взрослым брать с собой детей. А для того, чтобы и в других отделениях совхоза были свои подготовленные атеисты, создали школу атеизма, в которую вошли агитаторы, пропагандисты, комсомольские активисты...

На первом же занятии подробно обсудили вопрос о том, как вести работу с верующими. Здесь же и решили - проводить занятия раз в месяц в форме семинаров.

Читает Эльвира Холодкова лекции и в клубе совхоза. "Наука и религия", "Происхождение религии" - вот темы ее выступлений» [5].

В 1963 г. в газете «Молодой ленинец» был опубликован материал руководителя атеистической группы с. Лермонтово О.С. Вырыпаевой о своей работе: «Несколько лет назад наблюдалось примиренческое отношение со стороны общественности к выполнению религиозных обрядов некоторой частью нашей молодежи. У нас притупилась атеистическая бдительность, мы забыли о живучести различных предрассудков и суеверий.

Все это привело к тому, что нет-нет, да и произойдет случай венчания в церкви молодой пары, крещения ими своего ребенка и т.д. Причем, сама эта молодая пара, зачастую не верит ни в какого бога, а выполняет религиозные обряды по настоянию бабушек, тетушек, которые выносили свои убеждения еще в старое время.

Жаль, что некоторые юноши и девушки так беспринципны, не могут и не хотят постоять за свои убеждения. А во всех подобных случаях комсомольская принципиальность и непримиримость должны быть, прежде всего.

Нельзя забывать ленинских слов о том, что ". мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии".

Насколько живучи религиозные предрассудки, мы убедились на примере нашего села. Как только открылась церковь, то молодежь пошла туда сначала из любопытства. А потом некоторым понравилась пышность религиозных обрядов.

Вскоре мы стали свидетелями довольно-таки неприятных случаев: то повенчался в церкви комсомолец, то школьница ходила в церковь за святой водой, то у молодой пары окрестили ребенка.

Надо было принимать срочные меры, чтобы не дать религиозному дурману распространиться дальше. Начали мы с усиления атеистической работы в клубе, в десятидворках. Читали лекции, устраивали выставки атеистической литературы, проводили читательские конференции, вечера. Учителя средней школы стали уделять больше внимания атеистическому воспитанию учащихся.

И вот первые результаты: заметно снизилась посещаемость церкви, меньше стало случаев отправления религиозных обрядов. Но много еще в церкви было молодежи окрестных сел. Борьба продолжалась.

В дни церковных праздников мы демонстрировали в клубе или прямо на улице художественный кинофильм, проводили перед этим беседы на атеистические темы.

Наши комсомольцы приглашали в клуб людей, пришедших в церковь из других сел. И это возымело свое действие: все больше молодежи шло к нам, а в церкви ее становилось все меньше.

Активное участие в атеистической пропаганде принимали школьники, которые разносили верующим пригласительные билеты, книги. Под руководством преподавателя химии они готовили химические опыты, разоблачающие церковные чудеса.

По местному радиовещанию мы стали передавать беседы, рассказы, стихи, басни, сказки на антирелигиозные темы.

И вот, наконец, последний местный священник ушел из села, заявив, что "Лермонтовский приход невыгодный". Церковь была закрыта. Мы торжествовали победу, которая пришла в результате того, что мы не оборонялись, а наступали, проводили не только профилактическую работу, но и занимались с каждым верующим, вырывая его из-под влияния чуждой нам религиозной морали.

Наступление на религиозные пережитки в сознании людей должно вестись непрерывно. В атеистической работе нам нужен комсомольский огонек, инициатива и творчество.

Комсомольцы села Лермонтова сейчас серьезно задумались о том, что мы должны противопоставить традиционным церковным праздникам и обрядам. В жизни каждого человека много событий, которые хочется отметить торжественно. Церковь давно уже научилась в своих корыстных целях использовать это естественное стремление людей к радости. Так возникли религиозные обряды венчания и крещения, различные божественные праздники. В дальнейшем наступлении на религиозную мораль огромную роль будут играть наши новые советские обряды и праздники. Разработать их ритуал и внедрить в жизнь своего села - такую задачу поставили перед собой комсомольцы совхоза "Лермонтовский". Так и должно быть, недаром говорят, что молодежь - "зодчий новых отношений"» [6].

В 1964 г. промышленный обком ВЛКСМ Пензы организовал городскую школу атеистов. За время функционирования школы было проведено двадцать четыре теоретических и двенадцать практических занятий. Будущие агитаторы слушали лекции, делали опыты, изучали работу служителей культа. В школе атеистов принимали участие преподаватели и аспиранты педагогического института А. Кузьмин, Е. Ефремов, А. Лебедев, В. Манторов, Н. Шарошкин, работники библиотек и планетария [7].

Но не везде атеисты «наступали»: «Нет необходимости доказывать, что некоторая часть населения Кузнецкого района еще находится в плену у религии. Об этом свидетельствуют действующие здесь церкви и мечети. Факты венчания молодых людей, крещения детей, нарекания имени говорят сами за себя.

Правда, с каждым годом все меньше и меньше становятся ряды верующих, время играет явно не на священнослужителей, но это не значит, что надо ждать сложа руки того дня, когда само выражение "рабы божьи" будут помнить разве только пожилые люди, когда все станут атеистами.

Атеист.. Какое короткое и в то же время емкое слово! Вспомните историю. Только за одно то, что передовые люди не верили в бога и боролись против религии, их сжигали на кострах, приговаривали к смертной казни, в них стреляли из обрезов, зверски убивали из-за угла. Но тщетна была злоба служителей культа. Армия атеистов ширилась с каждым днем, растет она и сейчас.

Тысячи атеистов живут и в Кузнецком районе. Но рядом с ними находятся и верующие, порой не только в одном селе, но и в одном доме. Не пора ли нарушить эту мирную жизнь? Давно настало время вступить в решительную борьбу против религиозной идеологии, в борьбе за каждого человека. Мало быть просто атеистом, нужно быть атеистом воинствующим. Это нелегкое дело. Для того, чтобы вести идейную борьбу с религией, нужно, прежде всего, знать вопросы научного атеизма. Вот здесь и должен сыграть свою роль райком комсомола.

- Атеистическая пропаганда в районе поставлена слабо, - признается первый секретарь Кузнецкого райкома ВЛКСМ Петр Карпунин и тут же в оправдание добавляет: - Нет настоящих агитаторов, пропагандистов, лекторов.

Спрашивается, кто же их будет готовить, как не райком комсомола? Почему бы, например, не создать районную школу атеизма? Правда, такая школа работала в прошлом году при райкоме КПСС. В ней занимались и комсомольцы, но в райкоме ВЛКСМ даже не знают фамилий этих людей.

В Кузнецком зоотехникуме второй год работает школа комсомольского актива. На занятиях рассматриваются вопросы теории и практики комсомольской работы, читаются лекции на политические темы. Вместе с тем здесь совершенно забыли, что вожаку молодежи необходимо знать еще и вопросы атеизма. Справедливости ради, надо сказать, что одна лекция все же была прочитана - "Борьба с влиянием враждебной, буржуазной идеологии, пережитками в сознании людей". Даже из названия можно видеть, что тема слишком общая.

Только в четырех школах района созданы кружки юного атеиста, но и те существуют больше на бумаге, чем в жизни. А ведь учащиеся могли бы проводить большую антирелигиозную работу среди населения.

Работники райкома комсомола ссылаются на плохие условия работы. Это не больше, как отговорка. В районе есть опытные атеисты среди людей пожилого возраста, они всегда откликнутся на просьбу комсомольцев и с удовольствием возьмутся за подготовку хороших агитаторов, лекторов, пропагандистов. Кроме того, райком не распространяет тот опыт работы, который уже накоплен. Возьмем, к примеру, новые традиции. В колхозе "Гигант" уже около года регистрация браков и новорожденных проходит только торжественно, по новым ритуалам. Почему бы в этом колхозе не собрать районный комсомольский актив, не рассказать на месте об этом хорошем опыте, не показать его? Если в каждом хозяйстве организовать то же самое, церковные купели давно бы опустели. Новые советские традиции, праздники, ритуалы могут быть замечательным оружием в борьбе с религией.

В райкоме ВЛКСМ в начале прошлого года составлены "Мероприятия по усилению атеистического воспитания молодежи". Много хороших планов намечено в них, но, к сожалению, все это так и осталось на бумаге.

Атеистическая пропаганда в Кузнецком районе будет слабой до тех пор, пока райком комсомола по-настоящему не возьмется за учебу юношей и девушек, за подготовку воинствующих атеистов» [8].

Действенной формой популяризации научных знаний являлись общеобразовательные кружки по изучению ботаники, астрономии, географии, электротехники, сельскохозяйственных машин, распространению опыта передовиков промышленности и сельского хозяйства. Так, в апреле 1964 г. члены химического кружка Башмаковской средней школы провели вечер, на котором продемонстрировали опыты, разоблачающие «чудеса» церкви. Школьники рассказали, как обновляются иконы, возникают таинственные надписи на чистом листе бумаги, самовоспламеняются свечи и т.д. [9].

Большой интерес представляли вечера вопросов и ответов на научно-просветительные темы, вечера занимательной физики химии. С помощью учителей местных школ такие мероприятия сопровождались демонстрацией опытов, «разоблачавших» церковные «чудеса». Например, в октябре 1959 г. в Сядемском клубе Земетчинского района состоялся вечер вопросов и ответов на антирелигиозные темы. На вопросы собравшихся «живо и интересно» отвечали секретарь парткома колхоза «Красное знамя» И.В. Малыгин, преподаватель биологии семилетней школы М.В. Болдырева и другие сельские активисты [10].

18 февраля 1964 г. было принято решение № 203 бюро ЦК КПСС по РСФСР «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». Комсомольцы и молодежь совхоза «Юрсовский» Земетчинского района обратились через газету «Молодой ленинец» ко всему юному поколению области с призывом практиковать проведение новых нерелигиозных праздников, который нашел широкий отклик у местной молодежи: «Религия -это дурман, опиум народа. И в какую бы робу ее ни рядили, она глубоко чужда нашей коммунистической идеологии. Между тем определенная часть людей, среди которых есть и молодые, ходит в церковь, справляет всевозможные религиозные обряды, оказывается в путах у сектантов. Вот почему так остро стоят вопросы борьбы с пережитками прошлого. И застрельщиками, ярыми пропагандистами атеизма должны быть комсомольцы и молодежь - рабочие, студенты, школьники, служащие. надо добиться того, чтобы каждый юноша, каждая девушка стали воинствующими атеистами. Вопросы антирелигиозной работы должны систематически обсуждаться на заседаниях бюро комитетов ВЛКСМ производственных управлений, на комсомольских собраниях. Следует серьезно заняться индивидуальной работой с верующими, для чего создать при комитетах ВЛКСМ производственных управлений, предприятий, колхозов и совхозов специальные группы из авторитетных и опытных активистов» [11].

Местные активисты усиленно делились опытом. Так, секретарь Нижне-Ломовского райкома комсомола замечал: «Религия обращается не только к чувствам людей. Именно ритуальная сторона религии привлекает внимание

людей,... Мы решили противопоставить религиозности наш, советский ритуал. В каждом центре будет открыт в помещении сельсоветов Дворец бракосочетаний. Регистрация будет проходить в торжественной обстановке, чтобы день вступления молодых людей в новую жизнь был для них самым важным.

Нам очень понравился разработанный юрсовскими ритуал празднования рождений детей Советского Союза. Применительно к нам мы используем у себя их опыт рождений. В Нижнем Ломове один раз в неделю будут праздновать «новорожденных». Уже готовятся памятки.

Значение новых ритуалов в борьбе с религиозной идеологией, несомненно, велико. Полностью поддерживаем обращение юрсовских колхозников» [12].

На состоявшемся пленуме комитета ВЛКСМ Белинского производственного управления наряду с другими вопросами обсуждалось обращение юрсовских комсомольцев ко всей молодежи области. Секретарь комитета комсомола В. Митряев заявил: «Инициатива комсомольцев совхоза "Юрсовский" Земетчинского производственного управления является ценной и своевременной. Мы полностью поддерживаем это хорошее начинание. Пленум комитета ВЛКСМ нашего управления обязал первичные комсомольские организации обсудить обращение юрсовцев и разработать конкретные мероприятия по усилению антирелигиозной пропаганды» [13]. Комсомольская организация управления проводила серьезную работу по атеистическому воспитанию молодежи, обращая особое внимание на внедрение новых антирелигиозных традиций, праздников и обрядов. В некоторых колхозах и совхозах торжественно проводились обряды бракосочетания, комсомольские свадьбы. В Белинском, например, регистрация брака проходила в присутствии комсомольских работников, представителей общественности. Комсомольская организация совхоза имени Шарова разработала свой календарь праздников, противопоставлял их религиозным.

Были приняты соответствующие решения и на региональном уровне. На местах образуются комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам, по проведению без религиозных гражданских обрядов, создаются общественные советы по внедрению в жизнь новых гражданских обрядов, появляются методические разработки по проведению того или иного праздника. Например, в с. Малая Сердоба созданный совет по антирелигиозным обрядам, в который вошли представители общественности, выступил организатором проведения новых ритуалов - «Дней новорожденных» и бракосочетаний в специально оборудованной комнате [14]. Агитпункт при Доме культуры им. С.М. Кирова и райотдел милиции Октябрьского района Пензы сделал традиционными вручение паспортов шестнадцатилетним юношам и девушкам в торжественной обстановке. Церемонии проходили в Доме культуры им. С.М. Кирова, клубе компрессорного завода, летнем театре парка культуры и отдыха имени ленинского комсомола, школах района [15].

Корреспондент В. Захаров рассказывал об успехах атеистов Бековского района: «Года три-четыре назад осенней порой добирались мы со случайным попутчиком от Бекова до Гранков, центральной усадьбы колхоза имени Ленина Бековского района. Холодный сильный ветер раскачивал верхушки придорожных деревьев, собирал в трепещущий ком их гибкие ветви. Моросил мелкий нудный дождь.

Неожиданно из-за поворота показалась странная процессия: розовощекая молодайка с закутанным кричащим ребенком на руках и три ветхие старухи, опирающиеся на суковатые палки.

Я было, грешным делом, подумал, что они несут больного ребенка в районную больницу, и в душе посетовал на местное руководство, которое не предоставило им транспорт.

Этими мыслями я поделился со своим спутником.

- Какое там! - воскликнул он. - Это же крестить в Хованщину тащат к попу. Чтоб божье благословенье, значит, на ребенка снизошло. А какое уж тут благословенье? Простуда одна, да и только.

Да, до недавних пор так оно и было в Гранках. В любую непогоду местные жители носили новорожденных крестить к попу в Хованщину. За 9 километров. И нередко такие путешествия к "наместнику бога на земле" оканчивались болезнью ребенка. Батюшке, конечно, было наплевать на это. Во всяком случае, лимузинов он своей пастве не предоставлял и, тем паче, не совершал экскурсий по деревням. Ему что - был бы приход, а с ним и доход.

Партийная и комсомольская организации колхоза решили объявить беспощадную войну пережиткам прошлого.

Как говорится, клин вышибают клином. В противовес старым обрядам были выдвинуты новые. Те, которые уже прочно занимают место в нашем обществе.

И вот 4 ноября было проведено торжественное бракосочетание молодоженов. Нет смысла говорить о том, что клуб был забит до отказа. И виновники торжества комбайнер Владимир Артамошкин и доярка Рая Агишева выслушали тысячи добрых напутствий и пожеланий. Под гром аплодисментов новобрачным были подарены настольные часы "Весна".

В тот же день была проведена торжественная регистрация тринадцати новорожденных. С приветственными словами выступили председатель сельсовета Н. Козлов и председатель колхоза имени Ленина Н. Постнов. Папам и мамам были вручены подарки.

- Мы твердо решили, чтобы эти новые обряды прочно вошли в жизнь тружеников села, чтобы они стали традицией, чтобы все новорожденные и все молодожены обходились без поповского кадила, - говорит секретарь партийной организации колхоза А. Бранов.

И действительно, зачем поповское кадило!? Без него куда лучше и веселее!» [16].

Складывались новые традиции. Так, в Беднодемьяновске сослуживцы секретаря-машинистки производственного управления Е. Урошлевой подарили ее мальчику саженец яблони, что послужило началом создания аллеи новорожденных в городском парке: «Под звуки оркестра счастливым папе и

маме вручается поздравление и в конверте аккуратно сложенный пионерский галстук с приколотыми к нему октябрятским и комсомольским значками» [17].

Таким образом, антирелигиозная работа в пензенском регионе проводилась планово и системно, с использованием широкого спектра различных форм и методов.

Библиографический список:

1. Широко вести научно-атеистическую пропаганду // Молодой ленинец. 1954. 18 августа. С. 1.

2. Королева Л. А., Молькин А. Н. Религиозность советского населения в 1960-1980 гг. (по материалам Пензенской области) // Genesis: исторические исследования. 2014. № 1. С. 17-23.

3. Семушкин Ю. «У нас в Бога не верят» // Молодой ленинец. 1954. 25 августа. С. 2.

4. Ерасов Е. Выше роль культурно-просветительных учреждений в научно-атеистической пропаганде // Молодой ленинец. 1954. 22 сентября. С. 2.

5. Назаров А. Воспитатель воинствующих // Молодой ленинец. 1964. 3 апреля. С. 2.

6. Вырыпаева О. Атеисты, внимание! Наступать, а не обороняться // Молодой ленинец. 1963. 13 декабря. С. 4.

7. Кумин Ю. Школа воинствующих // Молодой ленинец. 1964. 30 августа. С. 3.

8. Назаров А. Мало убежденности - нужны действия // Молодой ленинец. 1965. 5 февраля. С. 3.

9. Жигалева А. Пионер, борись с религией // Молодой ленинец. 1964. 3 апреля. С. 2.

10. Вечер вопросов и ответов // Молодой ленинец. 1959. 14 октября. С.

3.

11. Место атеиста на передовой // Молодой ленинец. 1964. 15 апреля.

С. 3.

12. За новые ритуалы // Молодой ленинец. 1964. 3 апреля. С. 2.

13. Новое - в быт молодежи // Молодой ленинец. 1964. 15 апреля. С. 3.

14. Торжественно и памятно // Молодой ленинец. 1964. 15 апреля. С. 3.

15. Хорошая традиция // Молодой ленинец. 1964. 30 августа. С. 3.

16. Захаров В. Без поповского кадила // Молодой ленинец. 1965. 5 февраля. С. 3.

17. Назаров А. Пустеет церковная купель // Молодой ленинец. 1964. 9 декабря. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.