Научная статья на тему 'Правовая культура специалистов в области адаптивной физической культуры, спорта и туризма'

Правовая культура специалистов в области адаптивной физической культуры, спорта и туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIOLEGAL COMPETENCY / HANDICAPPED / СОЦИАЛЬНО-СПОРТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIOSPORTS ADAPTATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНВАЛИДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов С. А.

Since 2011 within the studies on formation of the prospective specialists' sociolegal competence, the researchers allocated as single organizational elements the legal training of specialists in adaptive physical culture, sport and tourism and training of specialists working directly with the handicapped. The origin of sports where the handicapped can participate, is associated with the name of Ludwig Guttmann, a British neurosurgeon who introduced sports into the rehabilitation process of patients with spinal injuries, overcoming century-long stereotypes related to the handicapped. In his practice he proved that sport creates conditions for efficient living of the handicapped, restores psychical equilibrium, so that the handicapped could live a fulfilled life regardless disabilities. The purpose of the study was to design theoretical basics of the normative legal training of prospective specialists in the sphere of social tourism in the continuous vocational training system. In the modern world social tourism is a common standard of life support with economic and humanitarian functions. Specialists in the sphere of social tourism fail to comply their commitments in full measure in compliance with professional requirements due to the low level of their sense of justice, ignorance of regulatory legal acts and the lack of communicative skills with the handicapped. Therefore, the problem of normative legal training of specialists of the sphere is getting more urgent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Structure of Specialists in the Field of Adaptive Physical Culture, Sport and Tourism

Since 2011 within the studies on formation of the prospective specialists' sociolegal competence, the researchers allocated as single organizational elements the legal training of specialists in adaptive physical culture, sport and tourism and training of specialists working directly with the handicapped. The origin of sports where the handicapped can participate, is associated with the name of Ludwig Guttmann, a British neurosurgeon who introduced sports into the rehabilitation process of patients with spinal injuries, overcoming century-long stereotypes related to the handicapped. In his practice he proved that sport creates conditions for efficient living of the handicapped, restores psychical equilibrium, so that the handicapped could live a fulfilled life regardless disabilities. The purpose of the study was to design theoretical basics of the normative legal training of prospective specialists in the sphere of social tourism in the continuous vocational training system. In the modern world social tourism is a common standard of life support with economic and humanitarian functions. Specialists in the sphere of social tourism fail to comply their commitments in full measure in compliance with professional requirements due to the low level of their sense of justice, ignorance of regulatory legal acts and the lack of communicative skills with the handicapped. Therefore, the problem of normative legal training of specialists of the sphere is getting more urgent.

Текст научной работы на тему «Правовая культура специалистов в области адаптивной физической культуры, спорта и туризма»

УДК: 796.077.5

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

специалистов в области адаптивной физической культуры, спорта и туризма

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Кузнецов

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Набережные Челны

LEGAL CULTURE OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE, SPORT AND TOURISM

S.A. Kuznetsov, associate professor, Ph.D.

Volga region state academy of physical culture, sport and tourism, Naberezhnye Chelny

Key words: sociolegal competency, handicapped, sociosports adaptation, legal culture.

Since 2011 within the studies on formation of the prospective specialists' sociolegal competence, the researchers allocated as single organizational elements the legal training of specialists in adaptive physical culture, sport and tourism and training of specialists working directly with the handicapped.

The origin of sports where the handicapped can participate, is associated with the name of Ludwig Guttmann, a British neurosurgeon who introduced sports into the rehabilitation process of patients with spinal injuries, overcoming century-long stereotypes related to the handicapped.

In his practice he proved that sport creates conditions for efficient living of the handicapped, restores psychical equilibrium, so that the handicapped could live a fulfilled life regardless disabilities. The purpose of the study was to design theoretical basics of the normative legal training of prospective specialists in the sphere of social tourism in the continuous vocational training system.

In the modern world social tourism is a common standard of life support with economic and humanitarian functions.

Specialists in the sphere of social tourism fail to comply their commitments in full measure in compliance with professional requirements due to the low level of their sense of justice, ignorance of regulatory legal acts and the lack of communicative skills with the handicapped. Therefore, the problem of normative legal training of specialists of the sphere is getting more urgent.

Ключевые слова: социально-правовая компетентность, инвалиды, социально-спортивная адаптация, правовая культура.

С 2011 г. в рамках исследования по формированию социально-правовой компетентности будущих специалистов нами были выделены в качестве отдельных сегментов организации работы процесс правовой подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры, спорта и туризма, а также непосредственно подготовка специалистов из среды лиц с ограниченными возможностями.

Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спортивную деятельность в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга.

Он на практике доказал, что людям с физическими недостатками спорт создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни вопреки физическим недостаткам.

Цель данного исследования - разработка теоретических основ нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма в непрерывной системе профессионального образования.

Паралимпийские игры - международные спортивные соревнования для инвалидов. Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 г. - в тех же городах; в 2001 г. эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Паралим-пийские виды спорта традиционно делятся на летние и зимние. Летние паралимпийские игры проводятся с 1960 г., а зимние - с 1976.

К летним видам паралимпийского спорта относятся: стрельба из лука, лёгкая атлетика, бочча, велоспорт, конный спорт, футбол 5 х5, футбол 7 х7, гол-

бол, дзюдо, тяжёлая атлетика, академическая гребля, парусный спорт, стрельба, плавание, настольный теннис, волейбол, баскетбол, фехтование, регби, теннис.

Соответственно к зимним видам спорта относятся: горнолыжный спорт, хоккей, биатлон, лыжные гонки, кёрлинг.

24.03.2013 г. Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил государственную программу «Развитие физической культуры и спорта». Реализация этой госпрограммы помимо обеспечения проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в соответствии с требованиями МОК и МПК позволит, в частности, в семь раз увеличить число инвалидов, занимающихся спортом (с 3 % в 2011 г. до 20 % в 2020 г.), а число школьников и студентов, регулярно посещающих спортзалы и секции, к этому времени увеличится в два раза (до 80 %). Глава Мин-спорта Виталий Мутко заявил, что на госпрограмму по развитию спорта на 2016-2020 гг. будет выделено 1,7 триллиона рублей.

При этом участие инвалидов в спорте высших достижений можно рассматривать только как одну из составных частей социально-спортивной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

В качестве дополнительных мер по организации занятий массовой физической культурой, а также социально-спортивной адаптации лиц с ограниченными возможностями нами было внесено, в рамках проводимого на базе Набережночелнинского филиала ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» научного исследования, предложение по расширению списка видов спорта для лиц с ограниченными возможностями путем внесения в указанный список занятия туризмом.

Приоритетами в социально-экономической сфере российского государства являются социально ориентированная экономика, образование, отвечающее потребностям личности, развитое гражданское общество. Основой реализации государственных приоритетов во всех сферах общественной жизни является нормативно-правовая основа как государственного устройства, так и жизнедеятельности граждан.

Основополагающими документами, обеспечивающими нормативно-правовую основу образования в России, являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [4], Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (2011 г.) [5]. В них подчеркивается, что российская система образования должна осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой, социально ответственной личности; основными приоритетами развития отечественной системы образования являются непрерывность образования, преем-

ственность уровней и ступеней образования, фунда-ментализация образования в сочетании с прикладной направленностью; в условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства.

Цивилизованный характер государства определяется его правовым устройством, однако современная реальность дает нам примеры правового нигилизма, низкого уровня правовой культуры и правосознания, что проявляется в изменении у некоторой части населения представлений о границах допустимого в социальном поведении, о правилах и нормах поведения в обществе. Нарастание правовой безграмотности у молодежи происходит на фоне отсутствия правовой культуры, разрушительного воздействия средств массовой информации, зачастую пропагандирующих ценности и нормы поведения, вызывающие противоправное поведение молодых граждан.

Культуру личности, в том числе и правовую, формирует образование. Основу правового образования составляют система знаний и понимание права, а также действия, направленные на их практическую реализацию.

Профессиональная деятельность специалистов сферы сервиса и туризма напрямую связана с людьми, работой с нормативно-правовыми документами, поэтому для них особенно актуально формирование правовой компетентности. Необходимость формирования профессионально-правовой компетентности у будущих специалистов сферы сервиса и туризма обосновывается в ряде научных исследований [3].

Социальный туризм в современном мире вошел в обычный стандарт жизнеобеспечения, выполняя экономические и гуманитарные функции. В научной литературе он рассматривается как один из видов туризма вместе с познавательно-экскурсионным, развлекательным, оздоровительно-лечебным, профессиональным, спортивным, религиозным и другими и может включать все эти виды, а также быть классифицирован по целевым, временным и территориальным характеристикам. Сущность и специфика социального туризма как формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения теоретически обоснована В. В. Бронниковым и др. [1].

Низкий уровень правосознания у специалистов сферы социального туризма, незнание нормативно-правовых актов, отсутствие подготовленности в общении с лицами с ограниченными возможностями, не позволяют им в полной мере реализовывать свои обязанности в соответствии с профессиональными требованиями. Отсюда насущной проблемой является нормативно-правовая подготовка специалистов данной сферы.

Вывод. Низкий уровень правосознания у специалистов сферы социального туризма, незнание нормативно-правовых актов, отсутствие подготовленности в общении с лицами с ограниченными возможностями не позволяют им в полной мере выполнять свои обязанности в соответствии с профессиональ-

40

№ 10 • 2013 Отябрь | ОСоЬег

ными требованиями. В связи с этим актуализируется проблема нормативно-правовой подготовки специалистов данной сферы.

Литература

1. Бронников В.В. Благотворительность в организации социального туризма для малообеспеченного населения: автореф. дис. ... канд. экон. наук /В.В.Бронников. - М., 2005. - 29 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года №120.

3. Маноляк В.Ю. Формирование профессионально-правовой компетентности студентов туристского вуза: дис. ... канд. пед. наук /В.Ю. Манюляк. - М., 2007. - 143 с.

4. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года №751.

5. Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (2011г.) №175.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

References

1. Bronnikov, V.V. Charity in organization of social tourism for low-income population: abstract of Ph.D. thesis /V.V. Bronnikov. -Moscow, 2005. - 29 P. (In Russian)

2. The concept of long-term of socio-economic development of the RF for the period till 2020 №120. (In Russian)

3. Manolyak, V.Yu. Formation of professional legal competence of tourist university students: Ph.D. thesis / V.Yu. Manolyak. -Moscow, 2007. - 143 P. (In Russian)

4. National doctrine of Education in the RF till 2025 №751. (In Russian)

5. The basics of the state policy of the Russian Federation in the sphere of development of basic legal skills and sense of justice among citizens (2011) №175. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected]

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

УДК: 796.323.2

АНАЛИЗ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ АМПЛУА

Кандидат технических наук, доцент О.Г. Лешин Национальный исследовательский университет МЭИ в г. Смоленске Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Губа Смоленский гуманитарный университет, Смоленск

Ключевые слова: баскетболисты студенческих команд, специальная физическая подготовленность, игровое амплуа, основной и резервный составы.

Введение. Диагностика уровня специальной физической подготовленности игроков студенческих баскетбольных команд во многом позволяет тренеру определить участие игрока того или иного амплуа в основном или резервном составе.

Цель исследования - провести анализ уровня специальной физической подготовленности баскетболистов студенческих команд различных игровых амплуа.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты-баскетболисты основного (14 чел.) и резервного (14 чел.) составов, члены сборной команды Национального исследовательского университета МЭИ в г. Смоленске (СФМЭИ), играющей в рамках Ассоциации студенческого баскетбола России.

Специальную физическую подготовленность баскетболистов студенческих команд изучали с помощью тестовых заданий, позволивших определить показатели стартовой скорости (бег на 10 м); дистанционной скорости (бег на 20 м); координации движений (челночный бег 4х6 м); скоростной выносливости (челночный бег 3х40 м) и скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места). Уровень специальной физической подготовленности определяли с помощью балльной системы, разработанной С.Ю. Тюленьковым (1996) и адаптированной к баскетболу В. П. Губой и А. В. Роди-ным (2009).

Результаты исследования и их обсуждение.

Установлено, что у баскетболистов студенческих команд основного состава показатели бега на 10 м

равны 1,7+0,05 с, а у резервного - 1,79+0,08 с, бега на 20 м - 3,02+0,12 и 3,07+0,10 с, челночного бега 4х6 м - 6,32+0,30 и 6,3+0,27 с, челночного бега 3х40 м -13,98+0,72 и 14,02+0,83 с и прыжка в длину с места -265,2+11,7 и 270,1 + 11,4 см соответственно (р>0,05).

Анализ специальной физической подготовленности баскетболистов свидетельствует, что показатели стартовой скорости максимальны у спортсменов основного и резервного составов, выполняющих функции защитников, - 1,71+0,15 и 1,7+0,13 с (5 баллов - средний уровень), соответственно максимальные показатели координации движения (челночный бег 4х6 м) имеют защитники основного и резервного составов -6,32+0,46 и 6,35+0,37 с (5 баллов - средний уровень) и скоростной выносливости (челночный бег 3х40 м) -13,96+0,94 и 13,93+0,92 с (6 баллов, уровень выше среднего) соответственно.

Результаты исследования свидетельствуют, что наибольшие показатели скоростно-силовой подготовленности отмечаются у баскетболистов основного и резервного составов, выполняющих функции нападающих: 274,5+10,4 и 270,1 + 10,9 с (7 баллов, высокий уровень).

Вывод. У нападающих и защитников основного и резервного составов отмечен средний уровень специальной физической подготовленности. Данный факт свидетельствует, что существуют резервы для повышения специальной физической подготовленности баскетболистов студенческих команд как основного, так и резервного составов у спортсменов всех амплуа с целью поддержания высокой эффективности игры и интенсивности технико-тактических действий.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 26.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.